Модель Совета старшеклассников школы

Муниципальное общеобразовательной учреждениесредняя общеобразовательная школа №4

Модель
ученического самоуправления
обучающихся ООО и СОО
«Совет старшеклассников школы».

Богданович
1

Пояснительная записка.
Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и
самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое
место и реализовать свои способности и возможности.
Школьное самоуправление предусматривает вовлечение всех учащихся в
управление

школьными

коллектива,

делами,

наделенных

создание

постепенно

работоспособных

расширяющими

органов

правами

и

обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской
взаимозависимости и организаторских качеств; приобщение ученического
коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности,
к самовоспитанию.
Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей
и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть
проблемы

в

межличностных

взаимоотношениях.

Именно

педагог,

обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может
вовремя

предотвратить

конфликт

в

коллективе,

направить

детскую

деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в
желании развить лидерские качества и активную жизненную позицию.
Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних
детей другими, а в обучении всех детей основам демократических
отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в
коллективе.
Когда в школе затрагивается вопрос о самоуправлении, сразу все
начинают говорить о гражданском образовании школьников. И это понятно.
Участвуя в работе детских органов самоуправления, ученики не всегда
отчетливо осознают, что это не просто игра, а деятельность, в ходе которой
формируется

гражданская

позиция

будущих

полноправных

членов

общества.
В последние годы гражданское образование сформировалось в
самостоятельную,

осмысленную,

востребованную

обществом

сферу

образования. Школьники, взаимодействуя с разными общественными
2

группами и органами власти, пробуют выделять и решать важные для
социума проблемы. Это значит, что во взрослую жизнь смело входит
поколение социально-активных молодых людей.
Деятельность

обучающихся

в

рамках

модели

ученического

самоуправления является средством самореализации и социализации.
Цель модели ученического самоуправления: реализация права учащихся
на соучастие в управлении школьной жизнью с учетом их интересов и
потребностей через приобретение опыта демократичного поведения и
социального партнерства.
Самоуправление

в

школе

существует

давно,

но,

подчиняясь

объективным законам действительности, находится в постоянном развитии.
В настоящее время существует модель «Совет старшеклассников школы»,
которая позволяет обучающимся в процессе деятельности лучше представить
и понять всю сложность управления коллективом, помогает вырабатывать
привычку принимать взвешенные, продуманные решения; и главное - нести
за них личную ответственность, не прячась за спины взрослых – эти аспекты
модели самоуправления в школе актуальны и во взрослой жизни, куда всем
подросткам предстоит выйти.
«Совет

старшеклассников

школы»

-

добровольное,

самодеятельное,

соуправляемое на основе Положения, равноправное объединение детей,
созданное

для

совместной

деятельности

по

реализации

интересов

объединившихся.
Целостность системы деятельности школьной организации «Совет
старшеклассников школы» обеспечивает единство цели, задач, содержания,
принципов, организационных форм и методов.
Цель: усиление роли школьников в решении вопросов школьной жизни;
воспитание школьников в духе демократической культуры, социальной
ответственности и гражданской активности.
Задачи ученического самоуправления:

3

 Предоставление учащимся реальной возможности участия вместе с
педагогами в прогнозировании, планировании, организации, исполнении и
анализе воспитательной деятельности в школе.
 Формирование у учащихся потребности и готовности совершенствовать
свою личность, создание условий для развития способностей и интересов
членов ученического коллектива, развитие самостоятельного
и

самосознания,

социальных

компетенций,

мышления

гражданской

позиции,

гражданской ответственности.
 Воспитание положительного отношения и общечеловеческих ценностей,
нормам коллективной жизни, законам государства, бережного отношения
к природе, воспитание чувства справедливости и долга.
 Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы,
обеспечивающей

социализацию каждого ребёнка.

 Выявление интересов и потребностей учащихся, реализация которых
реально выполнима в условиях ОУ.
 Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности,
вовлекающей школьника в социальные отношения.
 Возможность сделать школьную жизнь интересной и увлекательной.
 Развитие

инициативы

и

творчества

обучающихся

в

процессе

коллективных дел.
 Совершенствование индивидуальных качеств ребят через различные
формы внеклассной и внеурочной деятельности.
 Развитие и становление ученического самоуправления как основы для
межвозрастного общения, социальной адаптации, творческого развития.
 Создание условий, способствующих развитию личностных качеств
учащихся, их социализации и адаптации в обществе.
 Поддержка и развитие инициатив учащихся в школьной и общественной
жизни;
 Привлечение учащихся к реализации программам внутришкольного,
городского и областного школьного самоуправления.
4

Принципы построения и развития ученического самоуправления.
1. Выбор

содержания,

организационной

структуры,

форм

и

методов

деятельности на основе условий школы.
2. Педагогическое

руководство,

обеспечивающее

развитие

детского

самоуправления.
3. Приоритетность интересов учащихся.
4. Разделение полномочий органов самоуправления школы и их тесное
взаимодействие.
5. Открытость деятельности органов ученического самоуправления.
6. Свобода слова при обмене мнениями по разным вопросам школьной жизни
деятельности органов самоуправления.
7. Систематическая сменяемость членов самоуправления, обновляемость видов
деятельности.
Самоуправление школы - это совместная жизнь детей и взрослых, в
которой каждый ученик определяет свое место и имеет возможность
реализовать себя. Вокруг школьного события возникает творческая группа,
которая его разрабатывает, привлекает всех желающих и претворяет в жизнь.
Школьный парламент - это добровольное объединение учащихся, имеющее
общий интерес, схему управления.
Содержание деятельности органов самоуправления.
Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из
ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных
занятий в школе. Такими видами деятельности являются:


нравственно – правовая деятельность:
- встречи с ветеранами ВОВ;
- посещение музеев школ и города;
- организация и проведение Дня Защитника Отечества;
- организация и проведение праздника, посвященного Дню Победы;
- беседы и утренники по правилам безопасности дорожного движения;
- конкурсы, викторины по правовой и патриотической тематике;
5

- праздники получения паспорта, дня Конституции;
-

походы,

праздники,

часы

общения,

посвященные

правовой

и

патриотической теме.
- акции милосердия;
- диспуты, дебаты и дискуссии по нравственно-правовым проблемам “Права
и обязанности человека и гражданина”, “Свобода и ответственность. Что за
этими словами?”, “Права и обязанности родителей ”, “Гражданские права и
уголовная ответственность”, “Я имею право….”, “Как не совершить
ошибку?” и т.д.
- встречи с воинами - интернационалистами и т.д.;
- правовые тренинги;
- ролевая игра “Хочу спросить”, “Мы – будущие избиратели”;
- игра “Турнир знатоков права”;
- поисковая работа, создание экспозиций школьного музея;
- шефская работа в детских садах на территории микрорайона;
- линейки по итогам четверти, учебного года.


художественно-эстетическое деятельность:
-организация выставок различного творчества учащихся;
-проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида
ученика, культуре поведения и речи;
- работа кружков художественно – эстетической направленности;
- участие в конкурсах, выставках детского творчества на уровне
муниципалитета, области и РФ;
-творческие

конкурсы:

на

лучшую

стенную

газету,

на

лучшую

поздравительную открытку к празднику;


спортивно – оздоровительная деятельность:
- работа спортивных секций;
- веселые старты по параллелям;
- подвижные перемены в начальной школе;
- проведение бесед с учениками по пропаганде ЗОЖ;
- участие в конкурсе «Папа, мама, я – спортивная семья»
6

- проведение внутришкольных соревнований по различным видам спорта;
- проведение Дней Здоровья, Кросса наций, Лыжни России;
- участие в спортивных соревнованиях района, области;
- антиалкогольная, антиникотиновая пропаганда, профилактика различных
видов зависимостей;


Интеллектуально – познавательная деятельность:
- предметные недели;
- олимпиады;
- научно-практические конференции;
- создание в классах команд и проведение состязаний интеллектуалов
“Умники и умницы”, “Что? Где? Когда?”;
- занятия кружка «Мой выбор»;
- часы общения “О лучших людях моей будущей профессии”, “Каким должен
быть человек моей будущей профессии”, “Как стать профессионально
успешным человеком. Мнение экспертов”, “Какие специалисты нужны на
рынке труда?” и др.;
- социальные тренинги “Я выбираю профессию”, “Выбор рабочего места” и
т.д.;



Трудовое воспитание и общественная деятельность:
- по школе;
- КТД «Трудовой десант»;
- акция «Память сердца»;
- акция «Пост прав ребенка»;
- областной проект «Полотно единения»;
- операция «10000 добрых дел в один день»;
- акция «Книга в подарок»;
- КТД «Сбор макулатуры»
- акция «Весенняя неделя добра»;
- операция «Ветеран»;



Коллективная творческая деятельность (КТД). В школе уже сложилась
система КТД. Коллективные творческие дела - это и труд, и общение, и
7

искусство, и различные формы досуговой деятельности. В школе проводится
1 большое КТД для всех классов по ступеням и параллелям. Из опыта
прошлых лет мы знаем, что каждое КТД - это огромная ценность для
большинства детей и взрослых. КТД имеет развивающее, образовательное и
психо-коррекционное значение. Это та деятельность, где наши воспитанники
учатся выполнять различные функции: то они организаторы, то соучастники или зрители. Каждый ученик проявляет себя в той или иной
роли.

Эти

дела

вносят

в

жизнь

школы

определенный

ритм

и

упорядоченность. От педагогов во время проведения КТД требуется умелое и
тактичное соучастие.
 Шефская деятельность – помощь младшим, забота о старших;
Вся деятельность планируется самими учащимися, основываясь на
традициях школы, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь
как на классном, так и на общешкольном уровне.
Без самоуправления невозможно подлинное развитие личности в
коллективе.

Ученическое

самоуправление

требует

обязательного

взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого,
особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях.
Именно

педагог,

обладающий

педагогическим

опытом

и

психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в
коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь
ребёнку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.
Структура уровней ученического самоуправления школы.
Система школьного самоуправления имеет 4 уровня.
Первый уровень - индивидуальный, отдельные учащиеся, имеющие
право избирать и быть избранными в органы ученического самоуправления,
активно принимающие в нём участие, классы, выбирающие из своего числа
представителя в органы ученического

самоуправления,

комитеты,

выбирающие из своего состава, входящего в состав Парламента, и
выдвигающие кандидата в Президенты ученического самоуправления.

8

Первый уровень - индивидуальный, отдельные учащиеся, имеющие право
избирать и быть избранными в органы ученического самоуправления,
активно принимающие в нём участие.
Педагогические задачи:


Стимулирование

самостоятельной

деятельности

и

инициативы

учащихся под руководством классных руководителей.


Создание условий для реализации творческого потенциала каждой
личности.



Воспитание ответственности за порученные дела.



Обеспечение

отношений

сотрудничества

между

учителями

и

учащимися.
Второй уровень - сотрудники комиссий класса, занимающиеся
отчетной деятельностью класса, проводящие совместные заседания с
привлечением родительского комитета класса, в функции которого входит
планирование и отслеживание текущих дел класса.
Педагогические задачи:


Формирование классного коллектива, анализ результативности
работы актива.



Воспитание ответственности за порученные дела.



Расширение форм досуга молодёжи.



Сплочение субъектов в дружный коллектив единомышленников.
Функции совета класса:

- подготовка и проведение классных собраний,
- анализ деятельности своих членов,
- подготовка информации - отчёта и предложений, отражающих потребности
детей, в вышестоящие органы.
Работа органов ученического самоуправления зависит от отношения к
цели деятельности каждого учащегося, а также от наличия у него мотивов
участия в ней. «Совет старшеклассников школы» объединяет учащихся 8-11
классов. Каждый класс представляет собой коллектив со своими органами
самоуправления.
9

Главным в самоуправлении класса является мотив группового действия.
Наиболее широкое распространение в практике работы классов получила
структура

по

видам

эстетическая,

деятельности

(познавательная,

спортивно-оздоровительная,

художественно

трудовая,

шефская,

информационная и т.п.). Под каждый вид деятельности формируются органы
(комитеты) самоуправления так, чтобы все учащиеся класса входили в тот
или иной орган. Руководит самоуправлением класса командир (глава), в его
отсутствие – заместитель.
В органы самоуправления от класса выбираются:
- глава/командир/лидер класса
- представители учебно-исследовательского комитета образования
- представители комитета культуры
- представители спортивно - оздоровительного комитета
- представители комитета СМИ (редколлегия)
После проведения классного отчетно-выборного собрания в конце
учебного года формируются органы самоуправления школы на следующий
учебный

год.

Остальные

члены

классного

коллектива

входят

в

комитеты/сектора.
Третий уровень – школьное самоуправление. Школьное самоуправление
предусматривает вовлечение всех учащихся в управление делами, создание
работоспособных органов в управлении школьными делами, создание
работоспособных

органов

коллектива,

наделённых

постепенно

расширяющими правами и обязанностями, формирование у школьников
отношений

взаимопомощи

и

организаторских

качеств,

приобщение

ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и
деятельности, к самовоспитанию.
Школьный парламент, в функции которого входит планирование и
организация и проведение текущих дел, проводит совместные заседания с
привлечением общественности. Совет старшеклассников школы - орган,
регламентирующий и отслеживающий работу комитетов.

10

Педагогические задачи:


Помощь в планировании, организации и последующем анализе
общественных

мероприятий

по

различным

направлениям

деятельности.


Формирование актива школы, анализ результативности работы актива.



Помощь в разработке предложений ученического коллектива по
совершенствованию учебно-воспитательного процесса.



Помощь в организации шефской работы.



Оценка результативности деятельности ученического самоуправления
в классе.



Развитие интереса к учёбе, к совместной деятельности на благо школы,
города, области.



Совершенствование учебно-воспитательного процесса.

Функции Совета старшеклассников школы.
o

Проведение анализа работы классных органов ученического
самоуправления

o

Анализ работы самих членов
Полномочным органом ученического самоуправления является «Совет
старшеклассников школы», которым руководит президент, избираемый на 13 года, открытым голосованием среди обучающихся, достигших 14 летнего
возраста. Стать им может старшеклассник не моложе 14 лет.
В Совет входят председатели и заместители, выбранные из числа
старшеклассников,

председатели

возглавляют

комитеты

образования,

культуры, труда и порядка, спорта и здравоохранения, СМИ, учебноисследовательский

комитет.

Председатели

выбираются

открытым

голосованием среди всех сотрудников комитетов, делегированных от
классных коллективов.
У каждого из комитетов есть свой куратор-советник из числа администрации
и преподавательского состава, которые способны оказать помощь.

11

Самые принципиальные вопросы жизни коллектива решаются на
заседаниях Совета через утверждение планов, отчетов, подведения итогов
соревнований, поощрения, наказания и т.д. Решение Совета – закон
коллектива.
Основные формы ученического самоуправления.


Заседания актива класса.



Заседания Совета командиров классов.



Заседание Школьного парламента.



Заседание Совета старшеклассников школы



Проведение предвыборной кампании.



Проведение благотворительных акций.



Участие в работе творческих групп.



Проведение круглых столов, конференций.



Организация и проведение досуговых мероприятий.



Организация и проведение спортивных соревнований.



Другие формы работы.
Воспитание лидера - это очень важное направление работы. Лидер - это
человек, воплощающий в себе наивысший уровень субъективной активности,
способности к преобразованию окружающего мира, сначала лидера надо
выявить, затем его надо научить, а впоследствии беречь его и растить.
Организация обучения актива.

 Система подготовки актива ученического самоуправления:
 Анкетирование.
 Тренинги.
 Деловые и ролевые игры.
 Дебаты.

12

Традиционные события ученического самоуправления:
Сентябрь

- Праздник первого звонка;
- Кросс наций
Осенний школьный турслет

-

презентация классов «Знакомьтесь – это мы!»

Октябрь

- День учителя (акция поздравления)
-

Праздничный концерт ко Дню учителя

-

- Выставки рисунков «Краски осени» (1-4 классы);
- Выставки поделок «Дары природы» (1-6 классы);
Ноябрь

-

Посвящение в пятиклассники (5-9 кл);

- Мероприятия, посвященные Дню матери (1-6 кл);
-

Конкурс рисунков «Подарок маме» (1-4 кл);

- Спортивные соревнования в рамках акции «Спорт
против наркотиков» (8-11 кл);
- Декада борьбы с курением (1-11 кл);
Декабрь

- Мероприятия, посвященные Дню борьбы со СПИДом
(7-11 кл);
-

Мероприятия в рамках Дня конституции (1-11 кл);

-

Конкурс новогодних рисунков;

-

Конкурс новогодних газет;

-

Новогодний утренник (1-4 классы);

- Новогодние праздники (спектакль, массовка)
5-6 классы, 7-8 классы, 9-11 классы;
Январь

Конкурс поделок «Новогодняя фантазия» (1-7 классы);

- Спортивные соревнования в рамках акции «Спорт против
наркотиков» (5-7 кл);
- Рождественские посиделки, Крещенские гадания (1-4 кл);
- Праздник авторской песни (9-11 кл);

Февраль

- Вечер встречи выпускников;
-

Почта Святого Валентина (5-11 кл);

-

Спортивное шоу «А ну-ка, парни!» (9-11 классы);
13

Март

-

Весёлые старты «А ну-ка, мальчики!» (1-5 классы);

-

Весёлые старты «Добрые молодцы» (6-8 классы);

-

Конкурс рисунков «Защитники Отечества» (1-4 кл);

-

Вечер отдыха «А ну-ка, девушки!» (9-11 классы);

-

Вечер отдыха «А ну-ка, девочки!» (5-6 классы,
7-8 классы);
Конкурс рисунков и сочинений «Целую руки

-

матери моей»
(1-4 кл);
- Месячник профориентации;
Апрель

Май

- Декада здоровья (5-11 кл);
-

Весенняя неделя добра

-

Неделя экологии (1-7 кл);

-

Праздник птиц (1-4 кл);

-

Танцевальный марафон;

-

Конкурс рисунков «Салют, Победа!» (1-5 кл);

-

Поздравление ветеранов ВОВ села (5- 7 кл);

-

Неделя Боевой Славы (1-10 кл);

-

Последние звонки 1-х, 9-х, 11-х классов,
2-10 классов;

Июнь

-

День защиты детей;

- Выпускной вечер 11-х классов;

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».