Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Управление образованием городского округа Богданович Муниципальное образовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №4. Программа профилактической работы с обучающимися ОУ на ступени ООО и СОО «Школа – территория здоровья» Исполнители: Ельцова Людмила Юрьевна заместитель директора по воспитательной работе, Дорофеева Алла Анатольевна социальный педагог, Кандалова Ксения Михайловна педагог-психолог, МОУ – СОШ № 4, Школьная, 2, г. Богданович, Свердловская область, ГО Богданович Актуализация Обеспечение благополучного и защищенного детства, сохранение и укрепление здоровья детей и молодежи, обеспечение безопасности их жизнедеятельности является одним из основных национальных приоритетов Российской Федерации. Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий создало условия для незащищенности детей от противоправного контента в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет", содержащего материалы с детской порнографией, изготовлением и распространением наркотических и психоактивных веществ и посвященных суицидам. Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения и молодежи имеет общенациональное и государственное значение, поскольку от уровня здоровья выпускников школ зависят перспективы развития страны, ее трудовой потенциал, благосостояние ее граждан и их социально-психологическая защищенность. В этой связи возникает необходимость реализации дополнительных мер, направленных на повышение уровня компетентности и осведомленности родителей и педагогических работников, работающих в том числе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции и бродяжничества. Процессы обучения и воспитания в школе накладывают существенный отпечаток на становление личности каждого человека. Задача школы — не только прививать учащимся знания и полезные навыки, но и стремиться разъяснять и, по возможности, искоренять появляющиеся у них вредные привычки и наклонности. Первостепенное значение в современных условиях приобретает своевременная профилактика ранней алкоголизации, курения, наркомании, токсикомании. Прививать детям социальные навыки и передавать соответствующие знания нужно задолго до того, как они впервые столкнутся с необходимостью принимать решение, стоит или не стоит пробовать наркотическое вещество, алкоголь, табак. В рамках этой стратегии приоритетом являются превентивные практики информационного, психологического, воспитательного, медицинского, просветительского реагирования на потребление психоактивных веществ, а также мероприятия по минимизации вреда здоровью обучающихся. Эффективной формой профилактики детского и семейного неблагополучия является разработка и внедрение программ, включающие в себя социальные технологии по формированию позитивного общественного мнения в поддержку семейных ценностей и воспитания у несовершеннолетних навыков социально приемлемого поведения и безопасной жизнедеятельности. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в школе. Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки и социальные неблагополучия. Главное – приобщить учащихся к здоровому образу жизни. Учащиеся средних и старших классов большую часть времени проводят в школе, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей культуре поведения и здоровому образу жизни, а «знакомство» с вредными привычками ограничить на уровне профилактических мероприятий. 1. Пояснительная записка Организация профилактической работы среди обучающихся ОУ на ступени основного общего и среднего образования ведется на основе требований Концепции духовно-нравственного воспитания и развития, Стратегии развития воспитания детей в РФ, Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МОУ – СОШ №4. Нормативно-правовой и документальной основой для профилактической работы являются: o Закон Российской Федерации «Об образовании», o Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; o Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы; o Стратегия развития воспитания детей в РФ до 2025 года; o Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года; o Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; o Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; o Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; o Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436 "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"; o Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"; o Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ"; o Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)"; o Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 202-р "Об утверждении плана мероприятий по созданию государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков и совершенствованию системы наркологической медицинской помощи и реабилитации больных наркоманией (на 2012-2020 гг.)". Профилактическая работа организуется с учётом социально-экономических, демографических особенностей ГО Богданович, специфики контингента обучающихся и родителей, особенностями воспитательного процесса, ресурсами ОУ и социального окружения. Модель профилактической работы предусматривает определение «зон риска» (выявление обучающихся, вызывающих наибольшее опасение; выявление источников опасений – групп и лиц, объектов и т. д.) 2. Цели задачи и организация работы по профилактике в ОУ Цель профилактической работы: сохранение и укрепление здоровья обучающихся путем формирования потребности вести ЗОЖ и воспитания нравственных качеств личности. Задачи: создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся; организация социально-психологического сопровождения обучающихся «группы риска»; предупреждение безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; воспитание негативного отношения к вредным привычкам; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни. 3. Основные принципы профилактической работы. 1. Принцип превентивности. Первичную профилактику необходимо проводить со всеми детьми, а не только с детьми «группы риска». В нашей школе это правовые месячники, декада борьбы со СПИДом, профилактика травматизма, спортивные соревнования. 2. Принцип учета рисков. Учитываются все факторы риска: биологические, психологические, социальные). 3. Принцип многосторонности. Профилактика всех видов асоциального поведения детей и подростков. 4. Принцип комплексности. Необходимо обучать навыкам профилактики, а не предоставлять детям информацию. 5. Основная профилактическая работа должна проводиться в учебно-воспитательном учреждение, так как многие дети растут в дисфункциональных семьях. 6. Принцип дифференцированности. Постановка целей и выбор профилактических задач в соответствии с возрастом и проблемами обучающихся. 7. Принцип позитивности. Акцент на интересной, активной, продуктивной жизни. Заменить названия мероприятий «Скажи «Нет!» наркотикам» на «Скажи жизни «Да!». 8. Принцип предоставления альтернативы. Развитие интересов и умений жить насыщенной, социально-адаптивной жизнью. Испытывать при этом положительные эмоции и переживания, заниматься самыми различными видами деятельности: спортом, искусством, наукой, техникой, туризмом и т. д. 9. Сочетание групповой и индивидуальной работы. Профилактическая работа с участниками образовательного процесса проводится как в больших, нерасчлененных на устойчивые, учебные группы, так и с отдельно взятым учеником. Она может быть: • внешней (предполагает привлечение возможностей других учреждений и организаций – спортивные клубы, лечебные учреждения, стадионы, библиотеки и т. д.); • внутренней (получение информации организуется в общеобразовательной школе, в том числе одна группа обучающихся выступает источником информации для другого коллектива, других групп – коллективов); • программной (системной, органически вписанной в образовательный процесс, служит раскрытию ценностных аспектов здорового и безопасного образа жизни, обеспечивает межпредметные связи); • стихийной (осуществляется ситуативно, как ответ на возникающие в жизни школы, ученического сообщества проблемные ситуации, вопросы, затруднения, несовпадение мнений и т. д.; может быть оформлена как некоторое событие, выходящее из ряда традиционных занятий и совместных дел, или организована как естественное разрешение проблемной ситуации). 4. Ресурсное обеспечение профилактической работы в ОУ. Для организации профилактической работы в образовательном учреждении имеются следующие ресурсы: внутренние ресурсы: - административная команда; - все участники образовательного процесса; - библиотека ОУ, - социально- психологическая служба; материально-технические: - компьютерный класс; - спортивные залы - учебно-методические пособия - медиотека - видеокамера; - фотоаппараты. информационные ресурсы: - учебная, методическая, научная литература. - интернет. внешние ресурсы: -социальные партнеры (МКДОУ, ЦДТ, ГИБДД, ДЮСШ, ОГПН, ЦРБ, ЦР библиотека, ОМПС). 5. Основные составляющие системы профилактики в школе и их взаимосвязь. Администрация школы: осуществляет контроль и координацию профилактической работы в целом. Учителя-предметники: обеспечивают организацию профилактической работы на уроке (использование антинаркотических материалов в качестве фрагментов урока, проведение тематических уроков). Классные руководители: благодаря более тесному взаимодействию со школьным коллективом обладают возможностью наиболее комплексного подхода к решению проблем (организация внеклассных мероприятий, работа с родителями, медикопсихолого-педагогической службой школы и т. д.). Медико-психолого-педагогическая служба Школьный врач обеспечивает активную работу медицинского кабинета ОУ – одного из важных звеньев профилактики, консультативного пункта для педагогов, детей, родителей (источник специальных знаний и сведений, санитарно-просветительский пункт). Школьный психолог обеспечивает: • организацию развивающей работы со всеми школьниками, включая тренинги личностного роста и другие виды групповой развивающей работы; • психологическое консультирование и сопровождение учащихся группы риска по заявлению от родителей; • выделение групп риска различных направлений. Социальный педагог: организует систематическую работу с семьями школьника (особенно с семьями детей группы риска). привлекает к совместной работе различных заинтересованных организаций, установление с ними постоянных и действенных контактов; Органы ученического самоуправления: проводят социологические опросы, участвуют в профилактических мероприятиях и разработках профилактических проектов. Библиотека: обеспечивает информационно-методическую базу профилактической работы. 6. Основные направления работы школы по профилактике. Профилактическая работа в ОУ ведется по нескольким направлениям, каждое из которых оформляется в виде тематического модуля. Основу такого модуля составляют: - система морально-нравственных установок и ценностей; - различные виды профилактической и социально-педагогической деятельности: урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной; - ряд технологий профилактики и социализации по числу и характеру своих базовых ценностей. Традиционными являются следующие ценности: • честь; • достоинство; • доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества); • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода); • любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их); • дружба; • здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, стремление к здоровому образу жизни,); Процесс перехода базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике. 1. Модуль «Школа – территория здоровья». Данный модуль представлен программой профилактики вредных привычек и зависимостей у обучающихся: табакокурение, алкоголь, употребление ПАВ. 2. Модуль «Семейные ценности». Модуль представлен целевой подпрограммой. Комплексной программы воспитания и социализации обучающихся «Школа и семья – мы вместе», в которая - семейное благополучие и неблагополучие; - профилактика суицидов; - профилактика ранней беременности; - профилактика бродяжничества. 3. Модуль «Я за здоровый образ жизни». Здоровьесберегающее направление воспитательной работы - санитарно-гигиенические нормы; - режим дня; - основы здорового питания; - физкультура. 4. Модуль «Предупрежден значит спасен». Профилактика социально значимых заболеваний: ВИЧ и СПИД, туберкулез, ЗППП. 7. Работа с родителями как элемент профилактической системы. Работа с родителями включает в себя: • проведение бесед, чтение лекций специалистами в родительской аудитории; • родительские собрания с обсуждением воспитательных, психологических проблем развития и поведения ребенка; • организацию родительских семинаров по проблемам семьи, воспитания и по различным темам профилактики; • организацию родителей, готовых участвовать в оказании социальной поддержки другим семьям; • психологическая поддержка семье со стороны школьного психолога, социального педагога; 7.1. Совместная профилактическая деятельность семьи и школы: родительские собрания по профилактике табакокурения, распития спиртных напитков, наркомании, сквернословия, социального неблагополучия, детского дорожнотранспортного травматизма и др.; беседы на тему: - информационной безопасности и духовного здоровья детей; - укрепления детско-родительских отношений, профилактики внутрисемейных конфликтов, создание безопасной и благоприятной обстановки в семье; - собственная безопасности детей в различных ситуациях и т.д.; консультации школьного медика, учителя физической культуры, заместителя директора по ВР и привлеченных специалистов субъектов профилактики по вопросам здоровьесбережения обучающихся; распространение буклетов для родителей по различным видам профилактики; совместные праздники для детей и родителей. В ходе профилактической работы необходимо предусмотреть возможное возникновение следующих рисков: -ограниченные условия самореализации личности учащихся в социуме малого города и села; -недостаточный, несвоевременный учет мониторинговых исследований в ходе реализации мероприятий по профилактике; - проблемы, связанные с привлечением родителей в профилактическую деятельность, из-за занятости и других социальных факторов. 8. Планируемые результаты: В школе создана предметно-развивающая среда, способствующая повышению уровня физического, психического и социального здоровья обучающихся; соблюдается оптимальный режим учебного труда и активного отдыха детей. Дети, родители и педагоги осознанно относятся к своему здоровью как основному фактору успеха на последующих этапах жизни в современном гражданском обществе. 8.1. Формируемые компетенции: - ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; - знания о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека; - личный опыт здоровьесберегающей деятельности; - знания о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; - знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. 9. Критерии эффективности профилактической работы. Об эффективности профилактической работы в школе в можно судить по результативности и процессуальной оценке. Это означает, что профилактика тем эффективнее, чем больше результаты совпадают с целями. Результативность проявляется в уровне воспитанности учащихся, который выражается в показателях - наблюдаемых признаках поведения и сознания: умения и знания учащихся, сформированность коллективных и межличностных отношений, социальная активность, наличие нравственных норм, развитость культуры здоровья и пр. Уровень воспитанности определяется методами диагностики. Процессуальная оценка эффективности воспитательного процесса состоит в установлении того, насколько адекватно определены цели, содержание работы, выбраны методы, средства и формы ее, учтены психологические условия и многое другое в деятельности педагога. Для выявления этого используются методы наблюдения, беседы, создание специальных ситуаций, педагогический анализ воспитательных дел, проводимых в школе и классе. Мониторинг организации профилактической работы Целью мониторинга профилактики является системная диагностика качественных и количественных характеристик школьников по ЗОЖ с тем, чтобы правильно оценить степень, направление и причины отклонений, возникающих под влиянием внешних и внутренних факторов на здоровье в целом. Мониторинг выполняет ориентировочную, конструктивную, организационно - деятельностную, коррекционную функции. Для этого необходимо решить следующие задачи: оценить материально-технические, кадровые и управленческие ресурсы; выявить уровень эффективности и социальную значимость программы по проблеме профилактики наркомании; определить уровень валеологической культуры всех участников образовательного процесса; определить уровень активности учащихся; оценить деятельность временных и постоянных рабочих групп ОУ. Список используемой литературы 1. Абшаихова У.А., Сирота Н.А. Клинико-катамнестическое исследование поведения подростков, больных гашишной наркоманией. Саморазрушающее поведение у подростков. Л.: Изд-во Ленингр. психоневрологического ин-та, 2001. С. 72-74. 2. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск: Изд-во Уральского университета, 2006. 3. Багаева Н.В. О борьбе с вредными привычками в школе//Предупреждение вредных привычек у школьников. М.: Изд-во АПН СССР. С.47-53. 4. Березин С.В. Психологическая коррекция в условиях межличностного конфликта подростков. Самара, 2005. 5 .Березин С. В. Психокоррекционная деятельность школьного психолога в условиях межличностного конфликта учащихся подросткового возраста. Автореферат диссертации канд. психол. наук. Москва, 2005. 6. Березин С.В., Лисецкий К.С. Психология ранней наркомании. Москва-Самара.2010. Березин С.В. Кинотерапия. Материалы к спецкурсу. Самара. Изд-во СамГУ, 2001. 8. Березин С.В. Позняков Н.Л. Профилактика наркомании в учреждениях исполнения наказания. //Преступление и наказание, №5, 2010. 9. Березин С.В., Лисецкий К.С. К вопросу о профилактике наркомании в ВУЗе. Самара. Изд-во СИУ, 2001. 10. Берн Э. Трансактный анализ в группе. Москва, Лабиринт, 2004. 11. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы /Под общ.ред. М.С. Мацковского М.: Прогресс, 2008. 12. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб.: «Братство», 2004. –224с. 13. Битенский В.С., Личко А.Е., Херсонский Б.Г. Психологические факторы в развитии токсикоманий у подростков. //Психол. журнал. 2001. Т. 12. № 4. С. 87-93. 14. Битенский В.С., Херсонский Б.Г., Дворяк С.В. и др. Наркомания у подростков. Киев: Здоровье, 2009. 301с. 15. Битти М. Алкоголик в семье, или преодоление созависимости. М.: Физкультура и спорт, 2007. 16. Борохов А.Д., Исаев Д.Д. Роль социально-психологических факторов в формировании пристрастия к алкоголю и наркотическим веществам у подростков мужского пола // Психологические исследования и психотерапия в наркологии. Л.: Изд-во Ленингр. психоневрологического института», 2009. С.88-93. 17. Братусь В.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М.: Изд-во МГУ, 2004. 18. Бузина Т.С. Феномен «поиска ощущений» и проблема профилактики СПИДа в наркологии//Вопросы наркологии. 2004. № 2. С.84-88. 19. Букановская Т.И. Эмоциональное переживание и психологическая защита в структуре синдрома зависимости у больных опийной наркоманией // Вопросы наркологии. 2002. №3-4. С. 157-161. 20. Валентик Ю.В., Зыков О.В., Цетлин М.Г. Теория и практика медико-социальной работы в наркологии. Фонд НАН. М., 2007. 21. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. – Самара.1996. 22. Вассерман Л.И., Горьковская И.А., Ромицына Е.Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее применение. М.: Фолиум, 2005. 23. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий. Их статика, динамика, систематика. Изб.тр. М.: Медицина, 1964. С. 116-252. 24. Генайло С.П. Особенности премобида больных наркоманиями // Журнал невропатологии и психиатрии. 2000. № 2. С. 42-47. 25. Горьковская И. А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психол. журнал. 2004. №2; 57-65. 26. Грабовская Н.Г. Роль семьи в предупреждении правонарушений несовершеннолетних // В мире подростка. М.,2000. 27. Гульдан В.В., Корсун А.М. Поиск впечатлений как фактор приобщения подростков к наркотикам//Вопросы наркологии. 2009. С.40-44. Конституция Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации; Семейный кодекс Российской Федерации; Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761); Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 690); • воспитание негативного отношения к вредным привычкам; • пропаганда физической культуры и здорового образа жизни. о здоровом образе жизни и опасностях, угрожающих здоровью людей; овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения для укрепления здоровья; понимание устройства человеческого организма, способы сбережения здоровья; влияние слова на физическое и психологическое состояние человека («слово может убить, слово может спасти»); получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе учебной работы; осмысленное чередование умственной и физической активности в процессе учебы; регулярность безопасных физических упражнений, игр на уроках физической культуры, на перемене; опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от вредных факторов окружающей среды; соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды, корректная помощь в этом младшим, нуждающимся в помощи; составление и следование здоровьесберегающему режиму дня – учебы, труда и отдыха; • Планируемые результаты: В школе создана предметно-развивающая среда, способствующая повышению уровня физического, психического и социального здоровья обучающихся; соблюдается оптимальный режим учебного труда и активного отдыха детей. Дети, родители и педагоги осознанно относятся к своему здоровью как основному фактору успеха на последующих этапах жизни в современном гражданском обществе. Формируемые компетенции: ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; знания о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека; личный опыт здоровьесберегающей деятельности; знания о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, теле ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 Программа профилактики вредных привычек и зависимостей у обучающихся «Школа – территория здоровья» Проблема табакокурения, употребления алкоголя и наркомании считается очень актуальной. Об этом пишут в средствах массовой информации, показывают по телевизору, много говорят. Профилактическая работа ведется везде и почти во всех возрастных группах. Но она, к сожалению, не всегда эффективна. Ситуация с потреблением ПАВ среди молодежи в России продолжает оставаться катастрофической. По данным информационно-аналитического Центра социологических исследований Министерства образования РФ, доля потребляющих наркотик или пробовавших его хотя бы один раз в составе возрастной группы молодежи от 12 до22 лет составляет 44,8%. В стране 15млн. наркоманов. Особенно угрожающие масштабы приобретает наркомания среди детей и юношества. За последние 10 лет в 12 раз увеличилось количество смертей, связанных с употреблением наркотиков. Средний возраст жизни употребляющих наркотики – 21 год. 50% – умирают после одного года употребления. 13% – доживают до 30 лет. 1% – доживают до 40 лет. Иногда родители сами подталкивают своих детей на такие поступки. Дети видят, как родители пьют, курят, употребляют наркотики и в будущем перенимают их поведение на себя. Решать проблему нужно, но это сложно. Взрослым нужно создать соответствующую атмосферу для детей, а особенно когда они становятся подростками: чтобы занятия были по их интересам, чтобы им были рады, их уважали, прислушивались к ним и считались с их мнением. Тогда риск уменьшается. Но невозможно полностью обезопасить подростков от наркотиков, поэтому нужно научить их безопасно существовать рядом с ними, противостоять давлению сверстников, уметь сказать «нет» и что делать родителям, чтобы обезопасить своих детей. Этому и посвящена данная программа. Цель: формирование культуры здоровья через повышение эффективности профилактической деятельности. Задачи: - сформировать устойчивый иммунитет и негативное отношение у учащихся к наркотикам; - выработать потребность в ЗОЖ; -изучить отношение учащихся школы, а также родителей и учителей к проблеме приобщения детей к употреблению наркотических веществ; -изучить имеющуюся по проблеме литературу: брошюры, сборники, справочный и информационный материал; -обобщить полученную информацию; -разработать тематику занятий организационно – просветительской направленности; -развить у учащихся навыки исследовательской и просветительской деятельности и умения выступать перед аудиторией; - разработать систему педагогических средств, направленных на предупреждение наркомании в рамках ОУ; -определить круг специалистов, работа которых повысит эффективность антинаркотической профилактики. Ожидаемые результаты: положительная динамика состояния здоровья школьников; повышение интереса к спортивным мероприятиям, мотивация к двигательной деятельности; валеологическая просвещенность учащихся и их родителей; увеличение количества учащихся, занимающихся в спортивных и прикладных секциях; повышение уровня самостоятельности и активности школьников; повышение приоритета здорового образа жизни; формирование партнерских отношений учитель – ученик – родитель. Механизмы реализации программы. Под «механизмом реализации» данной программы понимаются те факторы, средства, которые создаются для достижения поставленной цели. К числу наиболее действенных механизмов относятся: • разработка и реализацию программы; • изменение личностного понимания учащимися сущности ЗОЖ; • моделирование специальных ситуаций; • стимулирование инициативы детей; • взаимодействие школы, родителей и общественности в деле профилактики наркомании; • активизация деятельности учащихся в рамках реализации программы; Основные направления работы школы по профилактике наркомании: 1) Работа с детьми: • общая воспитательная педагогическая работа с детьми; • работа с детьми «группы риска»; 2) Работа с педагогическим составом: • подготовка учителей к ведению профилактической работы; 3) Работа с родителями: • информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании; • работа с семьями «группы риска». Условия реализации программы: 1) заинтересованность детей и взрослых в решении поставленных задач; 2) совместная деятельность с родителями, с учреждениями дополнительного образования, с Советом школы «Школьный парламент» и другими социальными партнерами; 3) программа рассчитана для использования в общеобразовательной школе. Этапы реализации программы Первый этап: диагностирующий. Цель: изучение отношения подростков к наркомании. Задачи: 1. определить степень информированности детей и подростков по проблеме; 2. выделить факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению наркотиков; 3. сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы. Методы: 1) изучение материалов общероссийских, областных и районных социологических исследований с целью получения информации о состоянии проблемы наркомании в целом; 2) опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы в конкретном образовательном учреждении при работе с определенной группой детей. Значение этапа: анализ результатов анкетирования (на основании предлагаемой анкеты) позволяет сделать выводы о степени вовлеченности учащихся в проблему и выделить три целевые группы: • подростки, имеющие опыт употребления наркотических веществ; • подростки, для которых характерно позитивное отношение к употреблению наркотиков; • подростки, имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению наркотиков. Второй этап: организационно-практический. Цель: реализация профилактической работы в образовательном учреждении. Задачи: 1) предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке, алкоголе, наркотиках; 2) способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с наркоманией; 3) учить детей лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними; 4) создать условия для формирования у детей культуры выбора, научить их принимать ответственные решения; 5) обеспечить взаимодействие школы с семьей и внешкольными организациями. Методы работы: 1) информационный; 2) метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций); 3) конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости). Значение этапа: 1) развитие у учащихся таких жизненных навыков, как, например, принятие решения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям; 2) формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него; 3) повышение уровня психосоциальной адаптации детей; 4) выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем. Третий этап: заключительный. Время проведения: май. Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики наркомании. Задачи: 1) выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе; 2) определить изменения личностной позиции учащихся в отношении проблемы наркомании; 3) определить дальнейшее направление работы по предупреждению наркомании. Методы: 1) анализ отчетной документации; 2) опрос, беседа; 3) анонимное анкетирование. Сравнение результатов первичного и повторного анкетирования дает возможность: 1) изучить характер изменений в отношении учащихся к употреблению наркотических веществ; 2) выявить факторы, способствующие приобщению детей и подростков к наркотикам. Значение этапа: 1) позволяет обобщить и систематизировать информацию, накопленную в процессе проведения антинаркотической работы; 2) сделать выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики; 3) на основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике наркомании. Предполагаемый конечный результат. После воплощения программы в жизнь предполагается, что подростки: узнают, что такое наркотики и наркомания; определят для себя, что лучше – наркотики или жизнь; научатся вести себя в ситуации давления сверстников и смогут сказать твердое «нет». А родители прислушаются к советам и предпримут меры, для того, чтобы уберечь своих детей от наркотиков. ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 Целевая подпрограмма: “Школа и семья: мы вместе” Пояснительная записка «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». И.Брандт. Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребенок становится с первого дня своего существования и испытывает ее влияние на протяжении практически всей жизни. Члены семьи объединены узами родства и чувством ответственности за все, что происходит в семье: они делят между собой и радость, и горе каждого члена семьи. Коллектив семьи имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру, в рамках которой детей, родителей, бабушек и дедушек объединяет целая система отношений: между старшими и младшими детьми, между детьми и родителями и т.д. Эти отношения и определяют психологический климат семьи. В этом климате и формируется у ребенка восприятие мира, людей и самого себя. Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность, всего учебно-воспитательного процесса. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в её реализации. Позиция классного руководителя заключается в том, чтобы вызвать к жизни позитивные факторы семейного и школьного воспитания, взаимодополнять друг друга. Кроме того, в последнее время очень изменилось отношение родителей к школе. Появились агрессивность, недоверие, которые, конечно же, впитывают и дети. Именно поэтому сотрудничество семьи и школы нашло свое отражение в различных направлениях воспитательной работы. Основные направления организации работы с семьей: Составление характеристик семей обучающихся. Организация диагностической работы по изучению семей. Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей. Организация психолого – педагогического просвещения родителей. Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся. Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания. Внедрение и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания. Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики. Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков. Использование различных форм сотрудничества с родителями отцами, вовлечение их в совместную с детьми творчество, социально – значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета. Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно – воспитательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований; объединений родителей по семейным проблемам. Активное включение в работу с семьей педагога – психолога, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, педагогов – организаторов, библиотекаря, воспитателей. Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни. Разработка тематического оформления по работе с семьей (зал, уголок для родителей, уголок семейных традиций). Расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг. Цель программы: Создать условия для взаимополезного взаимодействия педагогов, обучающихся и родителей школы для улучшения качества жизни каждого. Обеспечение деятельности, направленной воспитательно-оздоровительных задач. на решение Выявление и адаптация детей из неблагополучных семей к современной жизни. Выявление и создание условий для развития детей. Задачи программы: Изучить образ жизни семьи. Выяснить особенности семейного воспитания. Выявить взаимоотношения семьи и школы. Выявить положение детей в системе внутрисемейных отношений. Установить неиспользованный резерв семейного воспитания. Найти путь оптимизации педагогического взаимодействия школы и семьи. Учитывать и предупреждать асоциально-аморальное поведение родителей. Оказывать психологическую помощь и поддержку родителям в стрессовых ситуациях. Предупреждать и разрешать конфликтные ситуации. Пропагандировать здоровый образ жизни Включать семьи и общественность в воспитательный процесс. Направление деятельности: Диагностика семьи. Взаимоотношения с родителями обучающихся. Работа с нестандартными семьями (многодетными, неполными, неблагополучными) инспектора ПДН, через администрацию инспектора по защите психологическую, социальную службы школы. Организация полезного досуга. Изучение семей обучающихся. школы, прав школьного ребенка, Регулярное проведение родительских собраний и консультаций («Родительский четверг» – 5-11классы, «Школа молодых родителей» – 1-4классы, «День открытых дверей» -первая пятница месяца (1-11кл.) Индивидуальные и групповые консультации (педагоги, психолог, соц. педагог, мед.работники). Привлечение родителей к сотрудничеству по всем направлениям деятельности школы (ремонт, соревнования, классные часы, праздники, экскурсии и т.д.). Организация взаимного творчества. Поощрение родителей, активно участвующих в жизни класса, школы. Ожидаемые результаты: отсутствие конфликтности, “мирное” разрешение проблем между учащимися и их родителями; повышение степени удовлетворённости родителей результатами работы школы и классного руководителя; устойчивость в поведении детей. Реализация основных направлений. Направление деятельности Диагностика семьи Взаимодействие с родителями обучающихся задачи Формы работы сроки Изучить образ жизни семьи. Выявить особенности семейного воспитания. Выяснить отношение в семье к школе. Выявить положение детей в системе внутрисемейных отношений. Установить неиспользованный резерв семейного воспитания. Анкетирование Посещения на дому. Выявление случаев жестокого обращения с детьми. Индивидуальные тематические консультации ежегод но Лекции. Родительское собрание Классные часы. Изготовление постоя нно Ожидаемый результат Получение характеристик и микроклимата семьи, что облегчит поиск путей взаимодействи я школы и семьи. Создание приоритета родительского воспитания. Найти пути оптимизации педагогического взаимодействия школы и семьи. Работа с многодетными, неполными, малообеспеченн ыми семьями Организация совместного досуга. Учитывать и предупреждать социально аморальное поведение родителей. Оказывать психологическую помощь и поддержку родителям в стрессовых ситуациях. Предупреждать и разрешать конфликтные ситуации. Пропагандировать здоровый образ жизни. подарков к праздникам. Ежегодный однодневный поход. Тематические консультации для родителей. Открытые уроки для родителей Родительские собрания. постоя нно Организация педагогическог о просвещения родителей. постоя нно Построение демократическ ой системы взаимоотноше ний детей и взрослых. Лекции. Индивидуальные педагогические консультации. Экскурсии. Дни игр. Конкурс детского творчества Праздник “Семья вся вместе – душа на месте”. Участие в районных и областных конкурсах. Концерты для родителей. видения, рекламы на здоровье человека.ой профилактики.