Модель профилактической работы Школа территория здоровья

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Управление образованием городского округа Богданович
Муниципальное образовательное учреждение
– средняя общеобразовательная школа №4.

Программа профилактической работы
с обучающимися ОУ на ступени ООО и СОО
«Школа – территория здоровья»

Исполнители:
Ельцова Людмила Юрьевна
заместитель директора
по воспитательной работе,
Дорофеева Алла Анатольевна
социальный педагог,
Кандалова Ксения Михайловна
педагог-психолог,
МОУ – СОШ № 4, Школьная, 2,
г. Богданович, Свердловская
область,

ГО Богданович

Актуализация
Обеспечение благополучного и защищенного детства, сохранение и укрепление
здоровья детей и молодежи, обеспечение безопасности их жизнедеятельности является
одним из основных национальных приоритетов Российской Федерации.
Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий создало
условия для незащищенности детей от противоправного контента в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет", содержащего материалы с детской
порнографией, изготовлением и распространением наркотических и психоактивных
веществ и посвященных суицидам.
Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения и молодежи имеет
общенациональное и государственное значение, поскольку от уровня здоровья
выпускников школ зависят перспективы развития страны, ее трудовой потенциал,
благосостояние ее граждан и их социально-психологическая защищенность.
В этой связи возникает необходимость реализации дополнительных мер,
направленных на повышение уровня компетентности и осведомленности родителей и
педагогических работников, работающих в том числе с детьми, оказавшимися в трудной
жизненной ситуации, по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся,
употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции и
бродяжничества.
Процессы обучения и воспитания в школе накладывают существенный отпечаток
на становление личности каждого человека. Задача школы — не только прививать
учащимся знания и полезные навыки, но и стремиться разъяснять и, по возможности,
искоренять появляющиеся у них вредные привычки и наклонности. Первостепенное
значение в современных условиях приобретает своевременная профилактика ранней
алкоголизации, курения, наркомании, токсикомании. Прививать детям социальные
навыки и передавать соответствующие знания нужно задолго до того, как они впервые
столкнутся с необходимостью принимать решение, стоит или не стоит пробовать
наркотическое вещество, алкоголь, табак. В рамках этой стратегии приоритетом являются
превентивные практики информационного, психологического, воспитательного,
медицинского, просветительского реагирования на потребление психоактивных веществ,
а также мероприятия по минимизации вреда здоровью обучающихся.
Эффективной формой профилактики детского и семейного неблагополучия
является разработка и внедрение программ, включающие в себя социальные технологии
по формированию позитивного общественного мнения в поддержку семейных ценностей
и воспитания у несовершеннолетних навыков социально приемлемого поведения и
безопасной жизнедеятельности.
Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в
школе. Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как
альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового
образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки и социальные
неблагополучия. Главное – приобщить учащихся к здоровому образу жизни.
Учащиеся средних и старших классов большую часть времени проводят в школе,
поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей культуре поведения и
здоровому образу жизни, а «знакомство» с вредными привычками ограничить на уровне
профилактических мероприятий.

1. Пояснительная записка
Организация профилактической работы среди обучающихся ОУ на ступени
основного общего и среднего образования ведется на основе требований Концепции
духовно-нравственного воспитания и развития, Стратегии развития воспитания детей в
РФ, Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего
образования МОУ – СОШ №4.
Нормативно-правовой и документальной основой для профилактической работы
являются:
o Закон Российской Федерации «Об образовании»,
o Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России;
o Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы;
o Стратегия развития воспитания детей в РФ до 2025 года;
o Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года;
o Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации";
o Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
o Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
o Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436 "О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию";
o Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и
психотропных веществах";
o Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам
профилактики немедицинского потребления наркотических средств и
психотропных веществ";
o Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении
распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом
иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)";
o Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 202-р
"Об утверждении плана мероприятий по созданию государственной системы
профилактики немедицинского потребления наркотиков и совершенствованию
системы наркологической медицинской помощи и реабилитации больных
наркоманией (на 2012-2020 гг.)".
Профилактическая работа организуется с учётом социально-экономических,
демографических особенностей ГО Богданович, специфики контингента обучающихся и
родителей, особенностями воспитательного процесса, ресурсами ОУ и социального
окружения.
Модель профилактической работы предусматривает определение «зон риска»
(выявление обучающихся, вызывающих наибольшее опасение; выявление источников
опасений – групп и лиц, объектов и т. д.)

2. Цели задачи и организация работы по профилактике в ОУ
Цель профилактической работы: сохранение и укрепление здоровья обучающихся
путем формирования потребности вести ЗОЖ и воспитания нравственных качеств
личности.
Задачи:
 создание условий для сохранения физического, психического, духовного и
нравственного здоровья учащихся;
 организация социально-психологического сопровождения обучающихся «группы
риска»;
 предупреждение безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
 воспитание негативного отношения к вредным привычкам;
 пропаганда физической культуры и здорового образа жизни.
3. Основные принципы профилактической работы.
1. Принцип превентивности. Первичную профилактику необходимо проводить со всеми
детьми, а не только с детьми «группы риска». В нашей школе это правовые месячники,
декада борьбы со СПИДом, профилактика травматизма, спортивные соревнования.
2. Принцип учета рисков. Учитываются все факторы риска: биологические,
психологические, социальные).
3. Принцип многосторонности. Профилактика всех видов асоциального поведения детей и
подростков.
4. Принцип комплексности. Необходимо обучать навыкам профилактики, а не
предоставлять детям информацию.
5. Основная профилактическая работа должна проводиться в учебно-воспитательном
учреждение, так как многие дети растут в дисфункциональных семьях.
6. Принцип дифференцированности. Постановка целей и выбор профилактических задач
в соответствии с возрастом и проблемами обучающихся.
7. Принцип позитивности. Акцент на интересной, активной, продуктивной жизни.
Заменить названия мероприятий «Скажи «Нет!» наркотикам» на «Скажи жизни «Да!».
8. Принцип предоставления альтернативы. Развитие интересов и умений жить
насыщенной, социально-адаптивной жизнью. Испытывать при этом положительные
эмоции и переживания, заниматься самыми различными видами деятельности: спортом,
искусством, наукой, техникой, туризмом и т. д.
9. Сочетание групповой и индивидуальной работы. Профилактическая работа с
участниками образовательного процесса проводится как в больших, нерасчлененных на
устойчивые, учебные группы, так и с отдельно взятым учеником.
Она может быть:
•
внешней (предполагает привлечение возможностей других учреждений и
организаций – спортивные клубы, лечебные учреждения, стадионы, библиотеки и т. д.);
•
внутренней (получение информации организуется в общеобразовательной школе, в
том числе одна группа обучающихся выступает источником информации для другого
коллектива, других групп – коллективов);
•
программной (системной, органически вписанной в образовательный процесс,
служит раскрытию ценностных аспектов здорового и безопасного образа жизни,
обеспечивает межпредметные связи);

•
стихийной (осуществляется ситуативно, как ответ на возникающие в жизни школы,
ученического сообщества проблемные ситуации, вопросы, затруднения, несовпадение
мнений и т. д.; может быть оформлена как некоторое событие, выходящее из ряда
традиционных занятий и совместных дел, или организована как естественное разрешение
проблемной ситуации).
4. Ресурсное обеспечение профилактической работы в ОУ.
Для организации профилактической работы в образовательном учреждении
имеются следующие ресурсы:
внутренние ресурсы:
- административная команда;
- все участники образовательного процесса;
- библиотека ОУ,
- социально- психологическая служба;
материально-технические:
- компьютерный класс;
- спортивные залы
- учебно-методические пособия
- медиотека
- видеокамера;
- фотоаппараты.
информационные ресурсы:
- учебная, методическая, научная литература.
- интернет.
внешние ресурсы:
-социальные партнеры (МКДОУ, ЦДТ, ГИБДД, ДЮСШ, ОГПН, ЦРБ, ЦР библиотека,
ОМПС).
5. Основные составляющие системы профилактики в школе и их взаимосвязь.
Администрация школы: осуществляет контроль и координацию профилактической
работы в целом.
Учителя-предметники: обеспечивают организацию профилактической работы на уроке
(использование антинаркотических материалов в качестве фрагментов урока, проведение
тематических уроков).
Классные руководители: благодаря более тесному взаимодействию со школьным
коллективом обладают возможностью наиболее комплексного подхода к решению
проблем (организация внеклассных мероприятий, работа с родителями, медикопсихолого-педагогической службой школы и т. д.).
Медико-психолого-педагогическая служба
Школьный врач обеспечивает активную работу медицинского кабинета ОУ – одного из
важных звеньев профилактики, консультативного пункта для педагогов, детей, родителей
(источник специальных знаний и сведений, санитарно-просветительский пункт).
Школьный психолог обеспечивает:
• организацию развивающей работы со всеми школьниками, включая тренинги
личностного роста и другие виды групповой развивающей работы;
• психологическое консультирование и сопровождение учащихся группы риска по
заявлению от родителей;

• выделение групп риска различных направлений.
Социальный педагог:
 организует систематическую работу с семьями школьника (особенно с семьями
детей группы риска).
 привлекает к совместной работе различных заинтересованных организаций,
установление с ними постоянных и действенных контактов;
Органы ученического самоуправления: проводят социологические опросы, участвуют в
профилактических мероприятиях и разработках профилактических проектов.
Библиотека: обеспечивает информационно-методическую базу профилактической работы.
6. Основные направления работы школы по профилактике.
Профилактическая работа в ОУ ведется по нескольким направлениям, каждое из которых
оформляется в виде тематического модуля. Основу такого модуля составляют:
- система морально-нравственных установок и ценностей;
- различные виды профилактической и социально-педагогической деятельности: урочной,
внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной;
- ряд технологий профилактики и социализации по числу и характеру своих базовых
ценностей.
Традиционными являются следующие ценности:
•
честь;
•
достоинство;
•
доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);
•
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о
старших и младших, забота о продолжении рода);
•
любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их);
•
дружба;
•
здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких
и общества, стремление к здоровому образу жизни,);
Процесс перехода базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры
требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности,
определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной
реализации этих ценностей на практике.
1. Модуль «Школа – территория здоровья».
Данный модуль представлен программой профилактики вредных привычек и
зависимостей у обучающихся: табакокурение, алкоголь, употребление ПАВ.
2. Модуль «Семейные ценности».
Модуль представлен целевой подпрограммой. Комплексной программы воспитания и
социализации обучающихся «Школа и семья – мы вместе», в которая
- семейное благополучие и неблагополучие;
- профилактика суицидов;
- профилактика ранней беременности;
- профилактика бродяжничества.
3. Модуль «Я за здоровый образ жизни».
Здоровьесберегающее направление воспитательной работы
- санитарно-гигиенические нормы;
- режим дня;
- основы здорового питания;
- физкультура.
4. Модуль «Предупрежден значит спасен».
Профилактика социально значимых заболеваний: ВИЧ и СПИД, туберкулез, ЗППП.

7. Работа с родителями как элемент профилактической системы.
Работа с родителями включает в себя:
• проведение бесед, чтение лекций специалистами в родительской аудитории;
• родительские собрания с обсуждением воспитательных, психологических проблем
развития и поведения ребенка;
• организацию родительских семинаров по проблемам семьи, воспитания и по различным
темам профилактики;
• организацию родителей, готовых участвовать в оказании социальной поддержки другим
семьям;
• психологическая поддержка семье со стороны школьного психолога, социального
педагога;
7.1. Совместная профилактическая деятельность семьи и школы:
родительские собрания по профилактике табакокурения, распития спиртных
напитков, наркомании, сквернословия, социального неблагополучия, детского дорожнотранспортного травматизма и др.;
беседы на тему:
- информационной безопасности и духовного здоровья детей;
- укрепления детско-родительских отношений, профилактики внутрисемейных
конфликтов, создание безопасной и благоприятной обстановки в семье;
- собственная безопасности детей в различных ситуациях и т.д.;
консультации школьного медика, учителя физической культуры, заместителя
директора по ВР и привлеченных специалистов субъектов профилактики по вопросам
здоровьесбережения обучающихся;
распространение буклетов для родителей по различным видам профилактики;
совместные праздники для детей и родителей.
В ходе профилактической работы необходимо предусмотреть возможное
возникновение следующих рисков:
-ограниченные условия самореализации личности учащихся в социуме малого города и
села;
-недостаточный, несвоевременный учет мониторинговых исследований в ходе реализации
мероприятий по профилактике;
- проблемы, связанные с привлечением родителей в профилактическую деятельность,
из-за занятости и других социальных факторов.
8. Планируемые результаты:
В школе создана предметно-развивающая среда, способствующая повышению уровня
физического, психического и социального здоровья обучающихся;
соблюдается оптимальный режим учебного труда и активного отдыха детей. Дети,
родители и педагоги осознанно относятся к своему здоровью как основному фактору
успеха на последующих этапах жизни в современном гражданском обществе.
8.1. Формируемые компетенции:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- знания о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического,
психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и
нравственности в сохранении здоровья человека;
- личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

- знания о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования,
труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на
здоровье человека.
9. Критерии эффективности профилактической работы.
Об эффективности профилактической работы в школе в можно судить по
результативности и процессуальной оценке.
Это означает, что профилактика тем эффективнее, чем больше результаты совпадают с
целями.
Результативность проявляется в уровне воспитанности учащихся, который
выражается в показателях - наблюдаемых признаках поведения и сознания: умения и
знания учащихся, сформированность коллективных и межличностных отношений,
социальная активность, наличие нравственных норм, развитость культуры здоровья и пр.
Уровень воспитанности определяется методами диагностики.
Процессуальная оценка эффективности воспитательного процесса состоит в установлении
того, насколько адекватно определены цели, содержание работы, выбраны методы,
средства и формы ее, учтены психологические условия и многое другое в деятельности
педагога. Для выявления этого используются методы наблюдения, беседы, создание
специальных ситуаций, педагогический анализ воспитательных дел, проводимых в школе
и классе.

Мониторинг организации профилактической работы
Целью мониторинга профилактики является системная диагностика качественных
и количественных характеристик школьников по ЗОЖ с тем, чтобы правильно оценить
степень, направление и причины отклонений, возникающих под влиянием внешних и
внутренних факторов на здоровье в целом. Мониторинг выполняет ориентировочную,
конструктивную, организационно - деятельностную, коррекционную функции. Для этого
необходимо решить следующие задачи:

оценить материально-технические, кадровые и управленческие ресурсы;

выявить уровень эффективности и социальную значимость программы по проблеме
профилактики наркомании;

определить уровень валеологической культуры всех участников образовательного
процесса;

определить уровень активности учащихся;

оценить деятельность временных и постоянных рабочих групп ОУ.

Список используемой литературы
1. Абшаихова У.А., Сирота Н.А. Клинико-катамнестическое исследование поведения
подростков, больных гашишной наркоманией. Саморазрушающее поведение у
подростков. Л.: Изд-во Ленингр. психоневрологического ин-та, 2001. С. 72-74.
2. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск:
Изд-во Уральского университета, 2006.
3. Багаева Н.В. О борьбе с вредными привычками в школе//Предупреждение вредных
привычек у школьников. М.: Изд-во АПН СССР. С.47-53.
4. Березин С.В. Психологическая коррекция в условиях межличностного конфликта
подростков. Самара, 2005.
5 .Березин С. В. Психокоррекционная деятельность школьного психолога в условиях
межличностного конфликта учащихся подросткового возраста. Автореферат диссертации
канд. психол. наук. Москва, 2005.
6. Березин С.В., Лисецкий К.С. Психология ранней наркомании. Москва-Самара.2010.
Березин С.В. Кинотерапия. Материалы к спецкурсу. Самара. Изд-во СамГУ, 2001.
8. Березин С.В. Позняков Н.Л. Профилактика наркомании в учреждениях исполнения
наказания. //Преступление и наказание, №5, 2010.
9. Березин С.В., Лисецкий К.С. К вопросу о профилактике наркомании в ВУЗе. Самара.
Изд-во СИУ, 2001.
10. Берн Э. Трансактный анализ в группе. Москва, Лабиринт, 2004.
11. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений.
Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы /Под общ.ред. М.С.
Мацковского М.: Прогресс, 2008.
12. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб.: «Братство», 2004. –224с.
13. Битенский В.С., Личко А.Е., Херсонский Б.Г. Психологические факторы в развитии
токсикоманий у подростков. //Психол. журнал. 2001. Т. 12. № 4. С. 87-93.
14. Битенский В.С., Херсонский Б.Г., Дворяк С.В. и др. Наркомания у подростков. Киев:
Здоровье, 2009. 301с.
15. Битти М. Алкоголик в семье, или преодоление созависимости. М.: Физкультура и
спорт, 2007.
16. Борохов А.Д., Исаев Д.Д. Роль социально-психологических факторов в формировании
пристрастия к алкоголю и наркотическим веществам у подростков мужского пола //
Психологические исследования и психотерапия в наркологии. Л.: Изд-во Ленингр.
психоневрологического института», 2009. С.88-93.

17. Братусь В.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего
алкоголизма. М.: Изд-во МГУ, 2004.
18. Бузина Т.С. Феномен «поиска ощущений» и проблема профилактики СПИДа в
наркологии//Вопросы наркологии. 2004. № 2. С.84-88.
19. Букановская Т.И. Эмоциональное переживание и психологическая защита в структуре
синдрома зависимости у больных опийной наркоманией // Вопросы наркологии. 2002.
№3-4. С. 157-161.
20. Валентик Ю.В., Зыков О.В., Цетлин М.Г. Теория и практика медико-социальной
работы в наркологии. Фонд НАН. М., 2007.
21. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. – Самара.1996.
22. Вассерман Л.И., Горьковская И.А., Ромицына Е.Е. Психологическая методика
«Подростки о родителях» и ее применение. М.: Фолиум, 2005.
23. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий. Их статика, динамика, систематика. Изб.тр. М.:
Медицина, 1964. С. 116-252.
24. Генайло С.П. Особенности премобида больных наркоманиями // Журнал
невропатологии и психиатрии. 2000. № 2. С. 42-47.
25. Горьковская И. А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков //
Психол. журнал. 2004. №2; 57-65.
26. Грабовская Н.Г. Роль семьи в предупреждении правонарушений несовершеннолетних
// В мире подростка. М.,2000.
27. Гульдан В.В., Корсун А.М. Поиск впечатлений как фактор приобщения подростков к
наркотикам//Вопросы наркологии. 2009. С.40-44.

Конституция Российской Федерации;
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Семейный кодекс Российской Федерации;
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы
(утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N
761);
Стратегия государственной антинаркотической политики Российской
Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской
Федерации от 9 июня 2010 г. N 690);
•
воспитание негативного отношения к вредным привычкам;
•
пропаганда физической культуры и здорового образа жизни.
о здоровом образе жизни и опасностях, угрожающих здоровью людей;
овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками
двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла,
значения для укрепления здоровья;
понимание устройства человеческого организма, способы сбережения
здоровья;
влияние слова на физическое и психологическое состояние человека
(«слово может убить, слово может спасти»);
получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе
учебной работы;
осмысленное чередование умственной и физической активности в
процессе учебы;
регулярность безопасных физических упражнений, игр на уроках
физической культуры, на перемене;
опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от
вредных факторов окружающей среды;
соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды,
корректная помощь в этом младшим, нуждающимся в помощи;
составление и следование здоровьесберегающему режиму дня – учебы,
труда и отдыха;
•
Планируемые результаты:
В школе создана предметно-развивающая среда, способствующая
повышению уровня физического, психического и социального здоровья
обучающихся; соблюдается оптимальный режим учебного труда и активного
отдыха детей. Дети, родители и педагоги осознанно относятся к своему
здоровью как основному фактору успеха на последующих этапах жизни в
современном гражданском обществе.
Формируемые компетенции:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и
окружающих людей;
знания о взаимной обусловленности физического, нравственного,
психологического, психического и социально-психологического здоровья
человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья
человека;

личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
знания о роли физической культуры и спорта для здоровья человека,
его образования, труда и творчества;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, теле

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Программа профилактики
вредных привычек и зависимостей у обучающихся
«Школа – территория здоровья»
Проблема табакокурения, употребления алкоголя и наркомании
считается очень актуальной. Об этом пишут в средствах массовой
информации, показывают по телевизору, много говорят. Профилактическая
работа ведется везде и почти во всех возрастных группах. Но она, к
сожалению, не всегда эффективна.
Ситуация с потреблением ПАВ среди молодежи в России продолжает
оставаться катастрофической. По данным информационно-аналитического
Центра социологических исследований Министерства образования РФ, доля
потребляющих наркотик или пробовавших его хотя бы один раз в составе
возрастной группы молодежи от 12 до22 лет составляет 44,8%. В стране
15млн. наркоманов.
Особенно угрожающие масштабы приобретает наркомания среди детей
и юношества. За последние 10 лет в 12 раз увеличилось количество смертей,
связанных с употреблением наркотиков.
Средний возраст жизни употребляющих наркотики – 21 год.
50% – умирают после одного года употребления.
13% – доживают до 30 лет.
1% – доживают до 40 лет.
Иногда родители сами подталкивают своих детей на такие поступки. Дети
видят, как родители пьют, курят, употребляют наркотики и в будущем
перенимают их поведение на себя.
Решать проблему нужно, но это сложно. Взрослым нужно создать
соответствующую атмосферу для детей, а особенно когда они становятся
подростками: чтобы занятия были по их интересам, чтобы им были рады, их
уважали, прислушивались к ним и считались с их мнением. Тогда риск
уменьшается.
Но невозможно полностью обезопасить подростков от наркотиков, поэтому
нужно научить их безопасно существовать рядом с ними, противостоять
давлению сверстников, уметь сказать «нет» и что делать родителям, чтобы
обезопасить своих детей.

Этому и посвящена данная программа.
Цель: формирование культуры здоровья через повышение эффективности
профилактической деятельности.
Задачи:
- сформировать устойчивый иммунитет и негативное отношение у учащихся
к наркотикам;
- выработать потребность в ЗОЖ;
-изучить отношение учащихся школы, а также родителей и учителей к
проблеме приобщения детей к употреблению наркотических веществ;
-изучить имеющуюся по проблеме литературу: брошюры, сборники,
справочный и информационный материал;
-обобщить полученную информацию;
-разработать тематику занятий организационно – просветительской
направленности;
-развить у учащихся навыки исследовательской и просветительской
деятельности и умения выступать перед аудиторией;
- разработать систему педагогических средств, направленных на
предупреждение наркомании в рамках ОУ;
-определить круг специалистов, работа которых повысит эффективность
антинаркотической профилактики.
Ожидаемые результаты:
положительная динамика состояния здоровья школьников;
повышение интереса к спортивным мероприятиям, мотивация к
двигательной деятельности;
валеологическая просвещенность учащихся и их родителей;
увеличение количества учащихся, занимающихся в спортивных и
прикладных секциях;
повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
повышение приоритета здорового образа жизни;

формирование партнерских отношений учитель – ученик – родитель.
Механизмы реализации программы.
Под «механизмом реализации» данной программы понимаются те факторы,
средства, которые создаются для достижения поставленной цели. К числу
наиболее действенных механизмов относятся:
• разработка и реализацию программы;
• изменение личностного понимания учащимися сущности ЗОЖ;
• моделирование специальных ситуаций;
• стимулирование инициативы детей;
• взаимодействие школы, родителей и общественности в деле профилактики
наркомании;
• активизация деятельности учащихся в рамках реализации программы;
Основные направления работы школы по профилактике наркомании:
1) Работа с детьми:
• общая воспитательная педагогическая работа с детьми;
• работа с детьми «группы риска»;
2) Работа с педагогическим составом:
• подготовка учителей к ведению профилактической работы;
3) Работа с родителями:
• информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании;
• работа с семьями «группы риска».
Условия реализации программы:
1) заинтересованность детей и взрослых в решении поставленных задач;
2) совместная деятельность с родителями, с учреждениями дополнительного
образования, с Советом школы «Школьный парламент» и другими
социальными партнерами;
3) программа рассчитана для использования в общеобразовательной школе.

Этапы реализации программы
Первый этап: диагностирующий.
Цель: изучение отношения подростков к наркомании.
Задачи:
1.
определить степень информированности детей и подростков по
проблеме;
2.
выделить факторы, влияющие на формирование позитивного
отношения к употреблению наркотиков;
3.
сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и
выделить основные целевые группы для дальнейшей работы.
Методы:
1) изучение материалов общероссийских, областных и районных
социологических исследований с целью получения информации о состоянии
проблемы наркомании в целом;
2) опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы
в конкретном образовательном учреждении при работе с определенной
группой детей.
Значение этапа: анализ результатов анкетирования (на основании
предлагаемой анкеты) позволяет сделать выводы о степени вовлеченности
учащихся в проблему и выделить три целевые группы:
• подростки, имеющие опыт употребления наркотических веществ;
• подростки, для которых характерно позитивное отношение к употреблению
наркотиков;
• подростки, имеющие четко сформированное негативное отношение к
употреблению наркотиков.
Второй этап: организационно-практический.
Цель: реализация профилактической работы в образовательном учреждении.
Задачи:
1) предоставить детям объективную, соответствующую возрасту
информацию о табаке, алкоголе, наркотиках;
2) способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем,
связанных с наркоманией;
3) учить детей лучше понимать собственные проблемы и критически
относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей
понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;
4) создать условия для формирования у детей культуры выбора, научить их принимать ответственные решения;
5) обеспечить взаимодействие школы с семьей и внешкольными
организациями.
Методы работы:
1) информационный;
2) метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных
жизненных ситуаций);
3) конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных
на повышение психологической устойчивости).

Значение этапа:
1) развитие у учащихся таких жизненных навыков, как, например, принятие
решения, ответственного поведения, противостояния стрессам,
сопротивления негативным социальным влияниям;
2) формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности
собственного здоровья и ответственности за него;
3) повышение уровня психосоциальной адаптации детей;
4) выработка активной жизненной позиции, исключающей использование
наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.
Третий этап: заключительный.
Время проведения: май.
Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики
наркомании.
Задачи:
1) выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе;
2) определить изменения личностной позиции учащихся в отношении
проблемы наркомании;
3) определить дальнейшее направление работы по предупреждению
наркомании.
Методы:
1) анализ отчетной документации;
2) опрос, беседа;
3) анонимное анкетирование.
Сравнение результатов первичного и повторного анкетирования дает
возможность:
1) изучить характер изменений в отношении учащихся к употреблению
наркотических веществ;
2) выявить факторы, способствующие приобщению детей и подростков к
наркотикам.
Значение этапа:
1) позволяет обобщить и систематизировать информацию, накопленную в
процессе проведения антинаркотической работы;
2) сделать выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики;
3) на основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить
планирование дальнейшей работы по профилактике наркомании.
Предполагаемый конечный результат.
После воплощения программы в жизнь предполагается, что подростки:
узнают, что такое наркотики и наркомания;
определят для себя, что лучше – наркотики или жизнь;

научатся вести себя в ситуации давления сверстников и смогут сказать
твердое «нет».
А родители прислушаются к советам и предпримут меры, для того, чтобы
уберечь своих детей от наркотиков.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Целевая подпрограмма: “Школа и семья: мы вместе”
Пояснительная записка
«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».
И.Брандт.
Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений.
Это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой
определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от
образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества;
социально-экономический определяется имущественными характеристиками
и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от
условий

проживания,

особенностей

образа

жизни;

демографический

определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы ни
взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или
ином возрастном этапе играет семья.
Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребенок
становится с первого дня своего существования и испытывает ее влияние
на протяжении практически всей жизни. Члены семьи объединены узами
родства и чувством ответственности за все, что происходит в семье: они
делят между собой и радость, и горе каждого члена семьи. Коллектив семьи
имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми
нормами сложную структуру, в рамках которой детей, родителей, бабушек и

дедушек объединяет целая система отношений: между старшими

и

младшими детьми, между детьми и родителями и т.д. Эти отношения и
определяют психологический климат семьи. В этом климате и формируется у
ребенка восприятие мира, людей и самого себя.
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не
ставилась под сомнение. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший
комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность,
всего учебно-воспитательного процесса.
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют
классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи
понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и
воспитанию детей, и участвуют в её реализации. Позиция классного
руководителя заключается в том, чтобы вызвать к жизни позитивные
факторы семейного и школьного воспитания, взаимодополнять друг друга.
Кроме того, в последнее время очень изменилось отношение родителей
к школе. Появились агрессивность, недоверие, которые, конечно же,
впитывают и дети. Именно поэтому сотрудничество семьи и школы нашло
свое отражение в различных направлениях воспитательной работы.
Основные направления организации работы с семьей:


Составление характеристик семей обучающихся.



Организация диагностической работы по изучению семей.



Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной
групповой и индивидуальной работе с семьей.



Организация психолого – педагогического просвещения родителей.



Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по
организации совместной общественно значимой деятельности и досуга
родителей и обучающихся.



Выявление и использование в практической деятельности позитивного
опыта семейного воспитания. 



Внедрение и использование в практической деятельности позитивного
опыта семейного воспитания.



Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики. 



Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа
жизни

семьи,

в

профилактике

и

диагностике

наркомании,

в

предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.


Использование различных форм сотрудничества с родителями отцами,
вовлечение их в совместную с детьми творчество, социально –
значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.



Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в
управлении образовательным учреждением, организации учебно –
воспитательного процесса: помощь в организации деятельности
общественных родительских формирований; объединений родителей
по семейным проблемам.



Активное включение в работу с семьей педагога – психолога,
социальных

педагогов,

педагогов

дополнительного

образования,

педагогов – организаторов, библиотекаря, воспитателей.


Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта,
коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к
семейной жизни. Разработка тематического оформления по работе с
семьей (зал, уголок для родителей, уголок семейных традиций). 



Расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых
услуг. 

Цель программы:
 Создать условия для взаимополезного взаимодействия педагогов,
обучающихся и родителей школы для улучшения качества жизни
каждого.
 Обеспечение

деятельности,

направленной

воспитательно-оздоровительных задач.

на

решение

 Выявление и адаптация детей из неблагополучных семей к
современной жизни.
 Выявление и создание условий для развития детей.
Задачи программы:
 Изучить образ жизни семьи.
 Выяснить особенности семейного воспитания.
 Выявить взаимоотношения семьи и школы.
 Выявить положение детей в системе внутрисемейных отношений.
 Установить неиспользованный резерв семейного воспитания.
 Найти путь оптимизации педагогического взаимодействия школы
и семьи.
 Учитывать и предупреждать асоциально-аморальное поведение
родителей.
 Оказывать психологическую помощь и поддержку родителям в
стрессовых ситуациях.
 Предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.
 Пропагандировать здоровый образ жизни
 Включать семьи и общественность в воспитательный процесс.
Направление деятельности:
 Диагностика семьи.
 Взаимоотношения с родителями обучающихся.
 Работа с нестандартными семьями (многодетными, неполными,
неблагополучными)
инспектора

ПДН,

через

администрацию

инспектора

по

защите

психологическую, социальную службы школы.
 Организация полезного досуга.
 Изучение семей обучающихся.

школы,
прав

школьного
ребенка,

 Регулярное проведение родительских собраний и консультаций
(«Родительский четверг» – 5-11классы, «Школа молодых родителей» –
1-4классы, «День открытых дверей» -первая пятница месяца (1-11кл.)
 Индивидуальные и групповые консультации (педагоги, психолог, соц.
педагог, мед.работники).
 Привлечение родителей к сотрудничеству по всем направлениям
деятельности

школы

(ремонт,

соревнования,

классные

часы,

праздники, экскурсии и т.д.).
 Организация взаимного творчества.
 Поощрение родителей, активно участвующих в жизни класса, школы.
Ожидаемые результаты:


отсутствие конфликтности, “мирное” разрешение проблем между
учащимися и их родителями;



повышение

степени

удовлетворённости

родителей

результатами

работы школы и классного руководителя;


устойчивость в поведении детей.
Реализация основных направлений.

Направление
деятельности
Диагностика
семьи

Взаимодействие
с родителями
обучающихся

задачи

Формы работы

сроки

Изучить образ жизни
семьи.
Выявить особенности
семейного
воспитания.
Выяснить отношение
в семье к школе.
Выявить положение
детей в системе
внутрисемейных
отношений.
Установить
неиспользованный
резерв семейного
воспитания.

Анкетирование
Посещения на
дому.
Выявление случаев
жестокого
обращения с
детьми.
Индивидуальные
тематические
консультации

ежегод
но

Лекции.
Родительское
собрание
Классные часы.
Изготовление

постоя
нно

Ожидаемый
результат
Получение
характеристик
и
микроклимата
семьи, что
облегчит поиск
путей
взаимодействи
я школы и
семьи.
Создание
приоритета
родительского
воспитания.

Найти пути
оптимизации
педагогического
взаимодействия
школы и семьи.

Работа с
многодетными,
неполными,
малообеспеченн
ыми семьями

Организация
совместного
досуга.

Учитывать и
предупреждать
социально аморальное поведение
родителей.
Оказывать
психологическую
помощь и поддержку
родителям в
стрессовых ситуациях.
Предупреждать и
разрешать
конфликтные
ситуации.
Пропагандировать
здоровый образ
жизни.

подарков к
праздникам.
Ежегодный
однодневный
поход.
Тематические
консультации для
родителей.
Открытые уроки
для родителей
Родительские
собрания.

постоя
нно

Организация
педагогическог
о просвещения
родителей.

постоя
нно

Построение
демократическ
ой системы
взаимоотноше
ний детей и
взрослых.

Лекции.
Индивидуальные
педагогические
консультации.

Экскурсии.
Дни игр.
Конкурс детского
творчества
Праздник “Семья
вся вместе – душа
на месте”.
Участие в
районных и
областных
конкурсах.
Концерты для
родителей.

видения, рекламы на здоровье человека.ой профилактики.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».