УП ВД ОООи СОО 2022-2023 уч.год

1

1. Пояснительная записка
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС основного и среднего
общего образования следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в
формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы начального общего образования и программы основного общего образования.
Внеурочная деятельность организуется в соответствии со следующими нормативными
документами и методическими рекомендациями:

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями).

Методическими рекомендациями по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ (Приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017
№ 09-1672).

Письмом Министерства просвещения РФ от 07.05.2020 № ВБ – 976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеобразовательных программ с использованием дистанционных технологий».

Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20).

Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее СанПиН 1.2.3685-21).

Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 18.03.2022 № 1/22).

Устава МОУ-СОШ № 4.

Образовательной программы основного и среднего общего образования
МОУ-СОШ № 4.
Учебный план внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы начального общего образования. Данный
учебный план определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности с учетом возможностей школы. План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей, обучающихся, и предоставляет возможность выбора занятий внеурочной деятельностью каждому обучающему в объеме
до 10 часов в неделю.
Школа самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности,
рабочие программы внеурочной деятельности и определяет формы организации образовательного процесса в рамках реализации основной образовательной программы начального
общего образования, основного общего образования. Время, отведенное на внеурочную дея2

тельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся.
При проведении занятий внеурочной деятельности допускается деление класса на
группы.
Цель внеурочной деятельности – содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе
свободного выбора, создание условий, обеспечивающих достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у обучающихся принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося во внеурочное время, создание воспитывающей среды,
обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся,
развитие здоровой, творчески растущей личности, с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, способной на социально значимую практическую
деятельность.
Ведущими идеями учебного плана внеурочной деятельности 5-9 и 10-11 классов
МОУ-СОШ № 4 являются:

создание условий для достижения обучающимися уровня образованности,соответствующего их личностному потенциалу;

ориентация на достижение учениками социальной зрелости;

удовлетворение образовательных потребностей учащихся и их родителей.
При этом решаются следующие основные педагогические задачи:

включение учащихся в разностороннюю деятельность;

формирование навыков позитивного коммуникативного общения;

развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

воспитание
трудолюбия,
способности
к
преодолению трудностей,целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек,семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);

формирования стремления к здоровому образу жизни;

подготовка учащихся к активной и полноценной жизнедеятельности в современноммире.
Школа несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за качество образования, за его соответствие федеральному государственному
образовательному стандарту начального общего образования, за адекватность применяемых
форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся, требованиям охраны ихжизни и здоровья.

2. Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
 готовность и способность к саморазвитию;
 сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки, от3

ражающие индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции личностных качеств;
 сформированность основ гражданской идентичности.
Предметные результаты:
 получение нового знания и опыта его применения.
Метапредметные результаты:
 освоение универсальных учебных действий;
 овладение ключевыми компетенциями.
Принципы организации внеурочной деятельности:
 соответствие возрастным особенностям обучающихся;
 преемственность с технологиями учебной деятельности;
 опора на традиции;
 опора на ценности воспитательной системы школы.
Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовнонравственное приобретение обучающегося, благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того
или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности обучающегося.
Все виды внеурочной деятельности учащихся на уровне начального общего
образования строго ориентированы на воспитательные результаты.
3. Реализуемые направления внеурочной деятельности
В соответствии с требованиями ФГОС основного и среднего общего образования
внеурочная деятельность осуществляется по направлениям развития личности: спортивнооздоровительному, духовно-нравственному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному.
Спортивно-оздоровительное направление
Цель направления:

формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступенях начального общего образования, как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию
обучающегося;

развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.
Духовно-нравственное и социальное направления
Цель направлений:

обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся;

активизация внутренних резервов обучающихся, способствующих успешномуосвоению нового социального опыта;

формирование общечеловеческих ценностей в контексте формирования у
обучающихся гражданской идентичности;

приобщение обучающихся к культурным ценностям своей социокультурной
группы;
4


сохранение базовых национальных ценностей российского общества;

последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы
личности;

формирование психологической культуры и коммуникативой компетенции дляобеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;

формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оцениватьотношения в социуме;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

формирование основы культуры межэтнического общения;

формирование отношения к семье как к основе российского общества.
Общеинтеллектуальное направление
Цель направления:

формирование информационных компетенций обучающихся;

формирование навыков научно-интеллектуального труда;

развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;

формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;

овладение навыками универсальных учебных действий обучающихся на
ступениначального общего, основного общего образования.
Общекультурное направление
Цель направления:

воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;

развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями
мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно- этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран;

формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;

становление активной жизненной позиции;

воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической
культуры.
С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ
основного общего и среднего общего образования при формировании плана внеурочной деятельности образовательной организации предусмотрена часть, рекомендуемая для всех обучающихся:
1 час в неделю – на информационно-просветительские занятия патриотической,
нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник,
первый урок);
1 час в неделю – на занятия по формированию финансовой грамотности;
1 час в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение
профориентационных интересов и потребностей обучающихся.
Кроме того, в вариативную часть плана внеурочной деятельности включены:
часы, отведенные на занятия, связанные с реализацией особых
интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для
5

сопровождения изучения отдельных учебных предметов (русский, французский и английский языки; математика, физика, химия, биология), проектно-исследовательской деятельности; часы, отведенные на занятия, направленные на удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе
организация занятий в Изостудии, школьном музее, школьном спортивном клубе).
4. Организация внеурочной деятельности
Для организации внеурочной деятельности школа самостоятельно разрабатывает и
утверждает рабочие программы курсов внеурочной деятельности. Недельный и годовой
учебный план начальной школы (при пятидневной учебной неделе) представлен в таблицах.
Данный план вступает в действие с 1 сентября 2022 года.
Продолжительность занятия внеурочной деятельности 40 минут. Учет занятий внеурочной
деятельности осуществляется педагогическими работниками, ведущими занятия. Для этого в
школе оформляются журналы учета занятий внеурочной деятельности, в которые вносятся
списки обучающихся, Ф.И.О. педагогических работников. Даты и темы проведенных занятий вносятся в журнал в соответствии с рабочими программами внеурочной деятельности.
Текущий контроль за посещением занятий внеурочной деятельности обучающимися класса
осуществляется классным руководителем в соответствии с должностной инструкцией.
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами перерыв между последним уроком и началом занятий внеурочной деятельности составляет не менее 30 минут.
Учет занятости обучающихся в организациях дополнительного образования детей
(спортивных школах, музыкальных школах и др. организациях) осуществляется классным
руководителем.
5. Формы организации внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность осуществляется в формах, отличных от классно-урочной и
направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы:
 познавательные игры, викторины, конкурсы;
 беседы;
 праздники с элементами творческого проектирования;
 конкурсы рисунков, поделок, рассказов, сочинений;
 предметные недели;
 олимпиады;
 интеллектуальные соревнования;
 поисковые и научные занятия с элементами проектной деятельности;
 общественно-полезные практики;
 экскурсии, посещения музеев, театров, кинотеатров
 деятельность ученических сообществ,
 клубы по интересам, встречи,
 профессиональные пробы, ролевые игры,
 реализация проектов,
 походы и т.п.
6

Недельный учебный план внеурочной деятельности
основного общего образования (5-дневная учебная неделя)
на 2022-2023 учебный год
Направление
развития
личности
Спортивнооздоровительное
Общеинтеллектуальное

Духовно-нравственное

Общекультурное
Социальное

Название
программы
Я за ЗОЖ

Количество часов в неделю
5
6
7
8
9 класс
класс класс класс класс
1
1
1
1
1

«Финансовая грамотность»
«По страницам математики»
«Юный физик»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

-

-

1

1

1

«Химия вокруг нас»
«География родного
края»
«Страноведение. Ля
Франсе»
«Страноведение.
Happy English»
«В мире русского
языка»
«Разговоры о важном»
«Тропинка в профессию»
Следопыты Урала
Отряд «Юнармия»
«ИЗО студия»
Музейное дело
Российское движение школьников
Отряд волонтеров
«3-D»
Всероссийское конкурсное движение»
Итого:

-

-

-

-

1
1

-

-

1

-

1

-

-

-

-

-

-

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

-

1

1

1

1
2

2

1
2
1
1

10

11

12

16

16

7

Годовой учебный план внеурочной деятельности
основного общего образования (5-дневная учебная неделя)
на 2022-2023 учебный год
Направление
развития
личности
Спортивнооздоровительное
Общеинтеллектуальное

Духовно-нравственное

Общекультурное
Социальное

Название
программы

Количество часов в неделю
5
6
7
8
9 класс
класс класс класс класс

Я за ЗОЖ
«Финансовая грамотность»
«По страницам математики»
«Юный физик»
«Химия вокруг нас»
«География родного
края»
«Страноведение. Ля
Франсе»
«Страноведение.
Happy English»
«В мире русского
языка»
«Разговоры о важном»
«Тропинка в профессию»
Следопыты Урала
Отряд «Юнармия»
«ИЗО студия»
Музейное дело
Российское движение школьников
Отряд волонтеров
«3-D»
Всероссийское конкурсное движение»
Итого:

34
34

34

34

34

34

34

34

34

34

34

-

-

34

34

34

-

-

-

-

34

-

-

-

-

34

-

-

-

-

34

-

-

-

-

-

-

34

34

34

34

34

34

34

34

34

34

-

34
-

34
-

34

-

34

34

-

68

68
-

-

-

34

68
-

34

-

-

-

-

34

340

374

408

544

544

8

Недельный учебный план внеурочной деятельности
среднего общего образования (5-дневная учебная неделя)
на 2022-2023 учебный год
Направление
Название
Количество часов в
развития
программы
неделю
личности
10 класс
11класс
Спортивно-оздоровительное
Туризм «Следопыты Урала»
1
«Я за ЗОЖ»
1
Общеинтеллектуальное
«Финансовая грамотность»
1
1
Духовно-нравственное/ об«Разговоры о важном»
1
1
щекультурное
Отряд «Юнармия»
1
Социальное

Отряд волонтеров «3-D»
Всероссийское конкурсное
движение
Итого:

1

1

7

5

Годовой учебный план внеурочной деятельности
среднего общего образования (5-дневная учебная неделя)
на 2022-2023 учебный год
Направление
развития
личности
Спортивно-оздоровительное
Общеинтеллектуальное
Духовно-нравственное/ общекультурное
Социальное

Название
программы
Туризм «Следопыты Урала»
«Я за ЗОЖ»
«Финансовая грамотность»
«Разговоры о важном»
Отряд «Юнармия»
Отряд волонтеров «3-D»
Всероссийское конкурсное
движение
Итого:

Количество часов в
неделю
10 класс
11класс
34
34
34
34
34
34
34

-

34

34

238

170

6. Оценивание результатов курсов внеурочной деятельности
Для организации внеурочной деятельности школа самостоятельно разрабатывает и утверждает рабочие программы курсов внеурочной деятельности.
Промежуточная аттестация обучающихся, осваивающих программы внеурочной деятельности, как правило, не проводится. Результаты могут быть учтены в форме защиты проектной
работы, выполнения норматива, выполнения индивидуальной или коллективной работы, отчета о выполненной работе и т.п., в соответствии с рабочей программой учителя и с учетом
особенностей реализуемой программы. А также работу с портфолио обучающегося, что позволяет решать задачи воспитания, выявление и развитие индивидуальных творческих спо9

собностей обучающегося, ведет к повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию дальнейшего творческого
роста.
7. Материально-техническое обеспечение
Для реализации внеурочной деятельности в школе имеются следующие условия:
1. Оснащение актового зала и кабинетов звуковой и мультимедийной аппаратурой.
2. Оснащение читального зала библиотеки.
3. Оснащение видеопроекционной аппаратурой.
4. Оснащение спортивного зала инвентарем.
5. Оборудование рабочего места педагогов.
8. Финансовое обеспечение внеурочной деятельности
Финансовое обеспечение реализации рабочих программ внеурочной деятельности
осуществляется в рамках финансирования основных общеобразовательных программ за счет
средств на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг в рамках нормативов расходов на реализацию основных общеобразовательных программ, определяемых субъектом Российской Федерации.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».