Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Управление образованием городского округа Богданович
Муниципальное образовательное учреждение
– средняя общеобразовательная школа №4.
Программа профилактической работы
с обучающимися ОУ на ступени ООО и СОО
«Школа – территория здоровья»
Исполнители:
Ельцова Людмила Юрьевна
заместитель директора
по воспитательной работе,
Дорофеева Алла Анатольевна
социальный педагог,
Кандалова Ксения Михайловна
педагог-психолог,
МОУ – СОШ № 4, Школьная, 2,
г. Богданович, Свердловская
область,
ГО Богданович
Актуализация
Обеспечение благополучного и защищенного детства, сохранение и укрепление
здоровья детей и молодежи, обеспечение безопасности их жизнедеятельности является
одним из основных национальных приоритетов Российской Федерации.
Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий создало
условия для незащищенности детей от противоправного контента в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет", содержащего материалы с детской
порнографией, изготовлением и распространением наркотических и психоактивных
веществ и посвященных суицидам.
Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения и молодежи имеет
общенациональное и государственное значение, поскольку от уровня здоровья
выпускников школ зависят перспективы развития страны, ее трудовой потенциал,
благосостояние ее граждан и их социально-психологическая защищенность.
В этой связи возникает необходимость реализации дополнительных мер,
направленных на повышение уровня компетентности и осведомленности родителей и
педагогических работников, работающих в том числе с детьми, оказавшимися в трудной
жизненной ситуации, по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся,
употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции и
бродяжничества.
Процессы обучения и воспитания в школе накладывают существенный отпечаток
на становление личности каждого человека. Задача школы — не только прививать
учащимся знания и полезные навыки, но и стремиться разъяснять и, по возможности,
искоренять появляющиеся у них вредные привычки и наклонности. Первостепенное
значение в современных условиях приобретает своевременная профилактика ранней
алкоголизации, курения, наркомании, токсикомании. Прививать детям социальные
навыки и передавать соответствующие знания нужно задолго до того, как они впервые
столкнутся с необходимостью принимать решение, стоит или не стоит пробовать
наркотическое вещество, алкоголь, табак. В рамках этой стратегии приоритетом являются
превентивные практики информационного, психологического, воспитательного,
медицинского, просветительского реагирования на потребление психоактивных веществ,
а также мероприятия по минимизации вреда здоровью обучающихся.
Эффективной формой профилактики детского и семейного неблагополучия
является разработка и внедрение программ, включающие в себя социальные технологии
по формированию позитивного общественного мнения в поддержку семейных ценностей
и воспитания у несовершеннолетних навыков социально приемлемого поведения и
безопасной жизнедеятельности.
Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в
школе. Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как
альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового
образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки и социальные
неблагополучия. Главное – приобщить учащихся к здоровому образу жизни.
Учащиеся средних и старших классов большую часть времени проводят в школе,
поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей культуре поведения и
здоровому образу жизни, а «знакомство» с вредными привычками ограничить на уровне
профилактических мероприятий.
1. Пояснительная записка
Организация профилактической работы среди обучающихся ОУ на ступени
основного общего и среднего образования ведется на основе требований Концепции
духовно-нравственного воспитания и развития, Стратегии развития воспитания детей в
РФ, Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего
образования МОУ – СОШ №4.
Нормативно-правовой и документальной основой для профилактической работы
являются:
o Закон Российской Федерации «Об образовании»,
o Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России;
o Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы;
o Стратегия развития воспитания детей в РФ до 2025 года;
o Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года;
o Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации";
o Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
o Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
o Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436 "О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию";
o Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и
психотропных веществах";
o Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам
профилактики немедицинского потребления наркотических средств и
психотропных веществ";
o Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении
распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом
иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)";
o Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 202-р
"Об утверждении плана мероприятий по созданию государственной системы
профилактики немедицинского потребления наркотиков и совершенствованию
системы наркологической медицинской помощи и реабилитации больных
наркоманией (на 2012-2020 гг.)".
Профилактическая работа организуется с учётом социально-экономических,
демографических особенностей ГО Богданович, специфики контингента обучающихся и
родителей, особенностями воспитательного процесса, ресурсами ОУ и социального
окружения.
Модель профилактической работы предусматривает определение «зон риска»
(выявление обучающихся, вызывающих наибольшее опасение; выявление источников
опасений – групп и лиц, объектов и т. д.)
2. Цели задачи и организация работы по профилактике в ОУ
Цель профилактической работы: сохранение и укрепление здоровья обучающихся
путем формирования потребности вести ЗОЖ и воспитания нравственных качеств
личности.
Задачи:
создание условий для сохранения физического, психического, духовного и
нравственного здоровья учащихся;
организация социально-психологического сопровождения обучающихся «группы
риска»;
предупреждение безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
воспитание негативного отношения к вредным привычкам;
пропаганда физической культуры и здорового образа жизни.
3. Основные принципы профилактической работы.
1. Принцип превентивности. Первичную профилактику необходимо проводить со всеми
детьми, а не только с детьми «группы риска». В нашей школе это правовые месячники,
декада борьбы со СПИДом, профилактика травматизма, спортивные соревнования.
2. Принцип учета рисков. Учитываются все факторы риска: биологические,
психологические, социальные).
3. Принцип многосторонности. Профилактика всех видов асоциального поведения детей и
подростков.
4. Принцип комплексности. Необходимо обучать навыкам профилактики, а не
предоставлять детям информацию.
5. Основная профилактическая работа должна проводиться в учебно-воспитательном
учреждение, так как многие дети растут в дисфункциональных семьях.
6. Принцип дифференцированности. Постановка целей и выбор профилактических задач
в соответствии с возрастом и проблемами обучающихся.
7. Принцип позитивности. Акцент на интересной, активной, продуктивной жизни.
Заменить названия мероприятий «Скажи «Нет!» наркотикам» на «Скажи жизни «Да!».
8. Принцип предоставления альтернативы. Развитие интересов и умений жить
насыщенной, социально-адаптивной жизнью. Испытывать при этом положительные
эмоции и переживания, заниматься самыми различными видами деятельности: спортом,
искусством, наукой, техникой, туризмом и т. д.
9. Сочетание групповой и индивидуальной работы. Профилактическая работа с
участниками образовательного процесса проводится как в больших, нерасчлененных на
устойчивые, учебные группы, так и с отдельно взятым учеником.
Она может быть:
•
внешней (предполагает привлечение возможностей других учреждений и
организаций – спортивные клубы, лечебные учреждения, стадионы, библиотеки и т. д.);
•
внутренней (получение информации организуется в общеобразовательной школе, в
том числе одна группа обучающихся выступает источником информации для другого
коллектива, других групп – коллективов);
•
программной (системной, органически вписанной в образовательный процесс,
служит раскрытию ценностных аспектов здорового и безопасного образа жизни,
обеспечивает межпредметные связи);
•
стихийной (осуществляется ситуативно, как ответ на возникающие в жизни школы,
ученического сообщества проблемные ситуации, вопросы, затруднения, несовпадение
мнений и т. д.; может быть оформлена как некоторое событие, выходящее из ряда
традиционных занятий и совместных дел, или организована как естественное разрешение
проблемной ситуации).
4. Ресурсное обеспечение профилактической работы в ОУ.
Для организации профилактической работы в образовательном учреждении
имеются следующие ресурсы:
внутренние ресурсы:
- административная команда;
- все участники образовательного процесса;
- библиотека ОУ,
- социально- психологическая служба;
материально-технические:
- компьютерный класс;
- спортивные залы
- учебно-методические пособия
- медиотека
- видеокамера;
- фотоаппараты.
информационные ресурсы:
- учебная, методическая, научная литература.
- интернет.
внешние ресурсы:
-социальные партнеры (МКДОУ, ЦДТ, ГИБДД, ДЮСШ, ОГПН, ЦРБ, ЦР библиотека,
ОМПС).
5. Основные составляющие системы профилактики в школе и их взаимосвязь.
Администрация школы: осуществляет контроль и координацию профилактической
работы в целом.
Учителя-предметники: обеспечивают организацию профилактической работы на уроке
(использование антинаркотических материалов в качестве фрагментов урока, проведение
тематических уроков).
Классные руководители: благодаря более тесному взаимодействию со школьным
коллективом обладают возможностью наиболее комплексного подхода к решению
проблем (организация внеклассных мероприятий, работа с родителями, медикопсихолого-педагогической службой школы и т. д.).
Медико-психолого-педагогическая служба
Школьный врач обеспечивает активную работу медицинского кабинета ОУ – одного из
важных звеньев профилактики, консультативного пункта для педагогов, детей, родителей
(источник специальных знаний и сведений, санитарно-просветительский пункт).
Школьный психолог обеспечивает:
• организацию развивающей работы со всеми школьниками, включая тренинги
личностного роста и другие виды групповой развивающей работы;
• психологическое консультирование и сопровождение учащихся группы риска по
заявлению от родителей;
• выделение групп риска различных направлений.
Социальный педагог:
организует систематическую работу с семьями школьника (особенно с семьями
детей группы риска).
привлекает к совместной работе различных заинтересованных организаций,
установление с ними постоянных и действенных контактов;
Органы ученического самоуправления: проводят социологические опросы, участвуют в
профилактических мероприятиях и разработках профилактических проектов.
Библиотека: обеспечивает информационно-методическую базу профилактической работы.
6. Основные направления работы школы по профилактике.
Профилактическая работа в ОУ ведется по нескольким направлениям, каждое из которых
оформляется в виде тематического модуля. Основу такого модуля составляют:
- система морально-нравственных установок и ценностей;
- различные виды профилактической и социально-педагогической деятельности: урочной,
внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной;
- ряд технологий профилактики и социализации по числу и характеру своих базовых
ценностей.
Традиционными являются следующие ценности:
•
честь;
•
достоинство;
•
доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);
•
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о
старших и младших, забота о продолжении рода);
•
любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их);
•
дружба;
•
здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких
и общества, стремление к здоровому образу жизни,);
Процесс перехода базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры
требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности,
определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной
реализации этих ценностей на практике.
1. Модуль «Школа – территория здоровья».
Данный модуль представлен программой профилактики вредных привычек и
зависимостей у обучающихся: табакокурение, алкоголь, употребление ПАВ.
2. Модуль «Семейные ценности».
Модуль представлен целевой подпрограммой. Комплексной программы воспитания и
социализации обучающихся «Школа и семья – мы вместе», в которая
- семейное благополучие и неблагополучие;
- профилактика суицидов;
- профилактика ранней беременности;
- профилактика бродяжничества.
3. Модуль «Я за здоровый образ жизни».
Здоровьесберегающее направление воспитательной работы
- санитарно-гигиенические нормы;
- режим дня;
- основы здорового питания;
- физкультура.
4. Модуль «Предупрежден значит спасен».
Профилактика социально значимых заболеваний: ВИЧ и СПИД, туберкулез, ЗППП.
7. Работа с родителями как элемент профилактической системы.
Работа с родителями включает в себя:
• проведение бесед, чтение лекций специалистами в родительской аудитории;
• родительские собрания с обсуждением воспитательных, психологических проблем
развития и поведения ребенка;
• организацию родительских семинаров по проблемам семьи, воспитания и по различным
темам профилактики;
• организацию родителей, готовых участвовать в оказании социальной поддержки другим
семьям;
• психологическая поддержка семье со стороны школьного психолога, социального
педагога;
7.1. Совместная профилактическая деятельность семьи и школы:
родительские собрания по профилактике табакокурения, распития спиртных
напитков, наркомании, сквернословия, социального неблагополучия, детского дорожнотранспортного травматизма и др.;
беседы на тему:
- информационной безопасности и духовного здоровья детей;
- укрепления детско-родительских отношений, профилактики внутрисемейных
конфликтов, создание безопасной и благоприятной обстановки в семье;
- собственная безопасности детей в различных ситуациях и т.д.;
консультации школьного медика, учителя физической культуры, заместителя
директора по ВР и привлеченных специалистов субъектов профилактики по вопросам
здоровьесбережения обучающихся;
распространение буклетов для родителей по различным видам профилактики;
совместные праздники для детей и родителей.
В ходе профилактической работы необходимо предусмотреть возможное
возникновение следующих рисков:
-ограниченные условия самореализации личности учащихся в социуме малого города и
села;
-недостаточный, несвоевременный учет мониторинговых исследований в ходе реализации
мероприятий по профилактике;
- проблемы, связанные с привлечением родителей в профилактическую деятельность,
из-за занятости и других социальных факторов.
8. Планируемые результаты:
В школе создана предметно-развивающая среда, способствующая повышению уровня
физического, психического и социального здоровья обучающихся;
соблюдается оптимальный режим учебного труда и активного отдыха детей. Дети,
родители и педагоги осознанно относятся к своему здоровью как основному фактору
успеха на последующих этапах жизни в современном гражданском обществе.
8.1. Формируемые компетенции:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- знания о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического,
психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и
нравственности в сохранении здоровья человека;
- личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- знания о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования,
труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на
здоровье человека.
9. Критерии эффективности профилактической работы.
Об эффективности профилактической работы в школе в можно судить по
результативности и процессуальной оценке.
Это означает, что профилактика тем эффективнее, чем больше результаты совпадают с
целями.
Результативность проявляется в уровне воспитанности учащихся, который
выражается в показателях - наблюдаемых признаках поведения и сознания: умения и
знания учащихся, сформированность коллективных и межличностных отношений,
социальная активность, наличие нравственных норм, развитость культуры здоровья и пр.
Уровень воспитанности определяется методами диагностики.
Процессуальная оценка эффективности воспитательного процесса состоит в установлении
того, насколько адекватно определены цели, содержание работы, выбраны методы,
средства и формы ее, учтены психологические условия и многое другое в деятельности
педагога. Для выявления этого используются методы наблюдения, беседы, создание
специальных ситуаций, педагогический анализ воспитательных дел, проводимых в школе
и классе.
Мониторинг организации профилактической работы
Целью мониторинга профилактики является системная диагностика качественных
и количественных характеристик школьников по ЗОЖ с тем, чтобы правильно оценить
степень, направление и причины отклонений, возникающих под влиянием внешних и
внутренних факторов на здоровье в целом. Мониторинг выполняет ориентировочную,
конструктивную, организационно - деятельностную, коррекционную функции. Для этого
необходимо решить следующие задачи:
оценить материально-технические, кадровые и управленческие ресурсы;
выявить уровень эффективности и социальную значимость программы по проблеме
профилактики наркомании;
определить уровень валеологической культуры всех участников образовательного
процесса;
определить уровень активности учащихся;
оценить деятельность временных и постоянных рабочих групп ОУ.
Список используемой литературы
1. Абшаихова У.А., Сирота Н.А. Клинико-катамнестическое исследование поведения
подростков, больных гашишной наркоманией. Саморазрушающее поведение у
подростков. Л.: Изд-во Ленингр. психоневрологического ин-та, 2001. С. 72-74.
2. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск:
Изд-во Уральского университета, 2006.
3. Багаева Н.В. О борьбе с вредными привычками в школе//Предупреждение вредных
привычек у школьников. М.: Изд-во АПН СССР. С.47-53.
4. Березин С.В. Психологическая коррекция в условиях межличностного конфликта
подростков. Самара, 2005.
5 .Березин С. В. Психокоррекционная деятельность школьного психолога в условиях
межличностного конфликта учащихся подросткового возраста. Автореферат диссертации
канд. психол. наук. Москва, 2005.
6. Березин С.В., Лисецкий К.С. Психология ранней наркомании. Москва-Самара.2010.
Березин С.В. Кинотерапия. Материалы к спецкурсу. Самара. Изд-во СамГУ, 2001.
8. Березин С.В. Позняков Н.Л. Профилактика наркомании в учреждениях исполнения
наказания. //Преступление и наказание, №5, 2010.
9. Березин С.В., Лисецкий К.С. К вопросу о профилактике наркомании в ВУЗе. Самара.
Изд-во СИУ, 2001.
10. Берн Э. Трансактный анализ в группе. Москва, Лабиринт, 2004.
11. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений.
Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы /Под общ.ред. М.С.
Мацковского М.: Прогресс, 2008.
12. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб.: «Братство», 2004. –224с.
13. Битенский В.С., Личко А.Е., Херсонский Б.Г. Психологические факторы в развитии
токсикоманий у подростков. //Психол. журнал. 2001. Т. 12. № 4. С. 87-93.
14. Битенский В.С., Херсонский Б.Г., Дворяк С.В. и др. Наркомания у подростков. Киев:
Здоровье, 2009. 301с.
15. Битти М. Алкоголик в семье, или преодоление созависимости. М.: Физкультура и
спорт, 2007.
16. Борохов А.Д., Исаев Д.Д. Роль социально-психологических факторов в формировании
пристрастия к алкоголю и наркотическим веществам у подростков мужского пола //
Психологические исследования и психотерапия в наркологии. Л.: Изд-во Ленингр.
психоневрологического института», 2009. С.88-93.
17. Братусь В.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего
алкоголизма. М.: Изд-во МГУ, 2004.
18. Бузина Т.С. Феномен «поиска ощущений» и проблема профилактики СПИДа в
наркологии//Вопросы наркологии. 2004. № 2. С.84-88.
19. Букановская Т.И. Эмоциональное переживание и психологическая защита в структуре
синдрома зависимости у больных опийной наркоманией // Вопросы наркологии. 2002.
№3-4. С. 157-161.
20. Валентик Ю.В., Зыков О.В., Цетлин М.Г. Теория и практика медико-социальной
работы в наркологии. Фонд НАН. М., 2007.
21. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. – Самара.1996.
22. Вассерман Л.И., Горьковская И.А., Ромицына Е.Е. Психологическая методика
«Подростки о родителях» и ее применение. М.: Фолиум, 2005.
23. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий. Их статика, динамика, систематика. Изб.тр. М.:
Медицина, 1964. С. 116-252.
24. Генайло С.П. Особенности премобида больных наркоманиями // Журнал
невропатологии и психиатрии. 2000. № 2. С. 42-47.
25. Горьковская И. А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков //
Психол. журнал. 2004. №2; 57-65.
26. Грабовская Н.Г. Роль семьи в предупреждении правонарушений несовершеннолетних
// В мире подростка. М.,2000.
27. Гульдан В.В., Корсун А.М. Поиск впечатлений как фактор приобщения подростков к
наркотикам//Вопросы наркологии. 2009. С.40-44.
Конституция Российской Федерации;
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Семейный кодекс Российской Федерации;
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы
(утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N
761);
Стратегия государственной антинаркотической политики Российской
Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской
Федерации от 9 июня 2010 г. N 690);
•
воспитание негативного отношения к вредным привычкам;
•
пропаганда физической культуры и здорового образа жизни.
о здоровом образе жизни и опасностях, угрожающих здоровью людей;
овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками
двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла,
значения для укрепления здоровья;
понимание устройства человеческого организма, способы сбережения
здоровья;
влияние слова на физическое и психологическое состояние человека
(«слово может убить, слово может спасти»);
получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе
учебной работы;
осмысленное чередование умственной и физической активности в
процессе учебы;
регулярность безопасных физических упражнений, игр на уроках
физической культуры, на перемене;
опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от
вредных факторов окружающей среды;
соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды,
корректная помощь в этом младшим, нуждающимся в помощи;
составление и следование здоровьесберегающему режиму дня – учебы,
труда и отдыха;
•
Планируемые результаты:
В школе создана предметно-развивающая среда, способствующая
повышению уровня физического, психического и социального здоровья
обучающихся; соблюдается оптимальный режим учебного труда и активного
отдыха детей. Дети, родители и педагоги осознанно относятся к своему
здоровью как основному фактору успеха на последующих этапах жизни в
современном гражданском обществе.
Формируемые компетенции:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и
окружающих людей;
знания о взаимной обусловленности физического, нравственного,
психологического, психического и социально-психологического здоровья
человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья
человека;
личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
знания о роли физической культуры и спорта для здоровья человека,
его образования, труда и творчества;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, теле
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Программа профилактики
вредных привычек и зависимостей у обучающихся
«Школа – территория здоровья»
Проблема табакокурения, употребления алкоголя и наркомании
считается очень актуальной. Об этом пишут в средствах массовой
информации, показывают по телевизору, много говорят. Профилактическая
работа ведется везде и почти во всех возрастных группах. Но она, к
сожалению, не всегда эффективна.
Ситуация с потреблением ПАВ среди молодежи в России продолжает
оставаться катастрофической. По данным информационно-аналитического
Центра социологических исследований Министерства образования РФ, доля
потребляющих наркотик или пробовавших его хотя бы один раз в составе
возрастной группы молодежи от 12 до22 лет составляет 44,8%. В стране
15млн. наркоманов.
Особенно угрожающие масштабы приобретает наркомания среди детей
и юношества. За последние 10 лет в 12 раз увеличилось количество смертей,
связанных с употреблением наркотиков.
Средний возраст жизни употребляющих наркотики – 21 год.
50% – умирают после одного года употребления.
13% – доживают до 30 лет.
1% – доживают до 40 лет.
Иногда родители сами подталкивают своих детей на такие поступки. Дети
видят, как родители пьют, курят, употребляют наркотики и в будущем
перенимают их поведение на себя.
Решать проблему нужно, но это сложно. Взрослым нужно создать
соответствующую атмосферу для детей, а особенно когда они становятся
подростками: чтобы занятия были по их интересам, чтобы им были рады, их
уважали, прислушивались к ним и считались с их мнением. Тогда риск
уменьшается.
Но невозможно полностью обезопасить подростков от наркотиков, поэтому
нужно научить их безопасно существовать рядом с ними, противостоять
давлению сверстников, уметь сказать «нет» и что делать родителям, чтобы
обезопасить своих детей.
Этому и посвящена данная программа.
Цель: формирование культуры здоровья через повышение эффективности
профилактической деятельности.
Задачи:
- сформировать устойчивый иммунитет и негативное отношение у учащихся
к наркотикам;
- выработать потребность в ЗОЖ;
-изучить отношение учащихся школы, а также родителей и учителей к
проблеме приобщения детей к употреблению наркотических веществ;
-изучить имеющуюся по проблеме литературу: брошюры, сборники,
справочный и информационный материал;
-обобщить полученную информацию;
-разработать тематику занятий организационно – просветительской
направленности;
-развить у учащихся навыки исследовательской и просветительской
деятельности и умения выступать перед аудиторией;
- разработать систему педагогических средств, направленных на
предупреждение наркомании в рамках ОУ;
-определить круг специалистов, работа которых повысит эффективность
антинаркотической профилактики.
Ожидаемые результаты:
положительная динамика состояния здоровья школьников;
повышение интереса к спортивным мероприятиям, мотивация к
двигательной деятельности;
валеологическая просвещенность учащихся и их родителей;
увеличение количества учащихся, занимающихся в спортивных и
прикладных секциях;
повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
повышение приоритета здорового образа жизни;
формирование партнерских отношений учитель – ученик – родитель.
Механизмы реализации программы.
Под «механизмом реализации» данной программы понимаются те факторы,
средства, которые создаются для достижения поставленной цели. К числу
наиболее действенных механизмов относятся:
• разработка и реализацию программы;
• изменение личностного понимания учащимися сущности ЗОЖ;
• моделирование специальных ситуаций;
• стимулирование инициативы детей;
• взаимодействие школы, родителей и общественности в деле профилактики
наркомании;
• активизация деятельности учащихся в рамках реализации программы;
Основные направления работы школы по профилактике наркомании:
1) Работа с детьми:
• общая воспитательная педагогическая работа с детьми;
• работа с детьми «группы риска»;
2) Работа с педагогическим составом:
• подготовка учителей к ведению профилактической работы;
3) Работа с родителями:
• информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании;
• работа с семьями «группы риска».
Условия реализации программы:
1) заинтересованность детей и взрослых в решении поставленных задач;
2) совместная деятельность с родителями, с учреждениями дополнительного
образования, с Советом школы «Школьный парламент» и другими
социальными партнерами;
3) программа рассчитана для использования в общеобразовательной школе.
Этапы реализации программы
Первый этап: диагностирующий.
Цель: изучение отношения подростков к наркомании.
Задачи:
1.
определить степень информированности детей и подростков по
проблеме;
2.
выделить факторы, влияющие на формирование позитивного
отношения к употреблению наркотиков;
3.
сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и
выделить основные целевые группы для дальнейшей работы.
Методы:
1) изучение материалов общероссийских, областных и районных
социологических исследований с целью получения информации о состоянии
проблемы наркомании в целом;
2) опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы
в конкретном образовательном учреждении при работе с определенной
группой детей.
Значение этапа: анализ результатов анкетирования (на основании
предлагаемой анкеты) позволяет сделать выводы о степени вовлеченности
учащихся в проблему и выделить три целевые группы:
• подростки, имеющие опыт употребления наркотических веществ;
• подростки, для которых характерно позитивное отношение к употреблению
наркотиков;
• подростки, имеющие четко сформированное негативное отношение к
употреблению наркотиков.
Второй этап: организационно-практический.
Цель: реализация профилактической работы в образовательном учреждении.
Задачи:
1) предоставить детям объективную, соответствующую возрасту
информацию о табаке, алкоголе, наркотиках;
2) способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем,
связанных с наркоманией;
3) учить детей лучше понимать собственные проблемы и критически
относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей
понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;
4) создать условия для формирования у детей культуры выбора, научить их принимать ответственные решения;
5) обеспечить взаимодействие школы с семьей и внешкольными
организациями.
Методы работы:
1) информационный;
2) метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных
жизненных ситуаций);
3) конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных
на повышение психологической устойчивости).
Значение этапа:
1) развитие у учащихся таких жизненных навыков, как, например, принятие
решения, ответственного поведения, противостояния стрессам,
сопротивления негативным социальным влияниям;
2) формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности
собственного здоровья и ответственности за него;
3) повышение уровня психосоциальной адаптации детей;
4) выработка активной жизненной позиции, исключающей использование
наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.
Третий этап: заключительный.
Время проведения: май.
Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики
наркомании.
Задачи:
1) выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе;
2) определить изменения личностной позиции учащихся в отношении
проблемы наркомании;
3) определить дальнейшее направление работы по предупреждению
наркомании.
Методы:
1) анализ отчетной документации;
2) опрос, беседа;
3) анонимное анкетирование.
Сравнение результатов первичного и повторного анкетирования дает
возможность:
1) изучить характер изменений в отношении учащихся к употреблению
наркотических веществ;
2) выявить факторы, способствующие приобщению детей и подростков к
наркотикам.
Значение этапа:
1) позволяет обобщить и систематизировать информацию, накопленную в
процессе проведения антинаркотической работы;
2) сделать выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики;
3) на основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить
планирование дальнейшей работы по профилактике наркомании.
Предполагаемый конечный результат.
После воплощения программы в жизнь предполагается, что подростки:
узнают, что такое наркотики и наркомания;
определят для себя, что лучше – наркотики или жизнь;
научатся вести себя в ситуации давления сверстников и смогут сказать
твердое «нет».
А родители прислушаются к советам и предпримут меры, для того, чтобы
уберечь своих детей от наркотиков.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Целевая подпрограмма: “Школа и семья: мы вместе”
Пояснительная записка
«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».
И.Брандт.
Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений.
Это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой
определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от
образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества;
социально-экономический определяется имущественными характеристиками
и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от
условий
проживания,
особенностей
образа
жизни;
демографический
определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы ни
взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или
ином возрастном этапе играет семья.
Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребенок
становится с первого дня своего существования и испытывает ее влияние
на протяжении практически всей жизни. Члены семьи объединены узами
родства и чувством ответственности за все, что происходит в семье: они
делят между собой и радость, и горе каждого члена семьи. Коллектив семьи
имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми
нормами сложную структуру, в рамках которой детей, родителей, бабушек и
дедушек объединяет целая система отношений: между старшими
и
младшими детьми, между детьми и родителями и т.д. Эти отношения и
определяют психологический климат семьи. В этом климате и формируется у
ребенка восприятие мира, людей и самого себя.
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не
ставилась под сомнение. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший
комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность,
всего учебно-воспитательного процесса.
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют
классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи
понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и
воспитанию детей, и участвуют в её реализации. Позиция классного
руководителя заключается в том, чтобы вызвать к жизни позитивные
факторы семейного и школьного воспитания, взаимодополнять друг друга.
Кроме того, в последнее время очень изменилось отношение родителей
к школе. Появились агрессивность, недоверие, которые, конечно же,
впитывают и дети. Именно поэтому сотрудничество семьи и школы нашло
свое отражение в различных направлениях воспитательной работы.
Основные направления организации работы с семьей:
Составление характеристик семей обучающихся.
Организация диагностической работы по изучению семей.
Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной
групповой и индивидуальной работе с семьей.
Организация психолого – педагогического просвещения родителей.
Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по
организации совместной общественно значимой деятельности и досуга
родителей и обучающихся.
Выявление и использование в практической деятельности позитивного
опыта семейного воспитания.
Внедрение и использование в практической деятельности позитивного
опыта семейного воспитания.
Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики.
Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа
жизни
семьи,
в
профилактике
и
диагностике
наркомании,
в
предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.
Использование различных форм сотрудничества с родителями отцами,
вовлечение их в совместную с детьми творчество, социально –
значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.
Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в
управлении образовательным учреждением, организации учебно –
воспитательного процесса: помощь в организации деятельности
общественных родительских формирований; объединений родителей
по семейным проблемам.
Активное включение в работу с семьей педагога – психолога,
социальных
педагогов,
педагогов
дополнительного
образования,
педагогов – организаторов, библиотекаря, воспитателей.
Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта,
коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к
семейной жизни. Разработка тематического оформления по работе с
семьей (зал, уголок для родителей, уголок семейных традиций).
Расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых
услуг.
Цель программы:
Создать условия для взаимополезного взаимодействия педагогов,
обучающихся и родителей школы для улучшения качества жизни
каждого.
Обеспечение
деятельности,
направленной
воспитательно-оздоровительных задач.
на
решение
Выявление и адаптация детей из неблагополучных семей к
современной жизни.
Выявление и создание условий для развития детей.
Задачи программы:
Изучить образ жизни семьи.
Выяснить особенности семейного воспитания.
Выявить взаимоотношения семьи и школы.
Выявить положение детей в системе внутрисемейных отношений.
Установить неиспользованный резерв семейного воспитания.
Найти путь оптимизации педагогического взаимодействия школы
и семьи.
Учитывать и предупреждать асоциально-аморальное поведение
родителей.
Оказывать психологическую помощь и поддержку родителям в
стрессовых ситуациях.
Предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.
Пропагандировать здоровый образ жизни
Включать семьи и общественность в воспитательный процесс.
Направление деятельности:
Диагностика семьи.
Взаимоотношения с родителями обучающихся.
Работа с нестандартными семьями (многодетными, неполными,
неблагополучными)
инспектора
ПДН,
через
администрацию
инспектора
по
защите
психологическую, социальную службы школы.
Организация полезного досуга.
Изучение семей обучающихся.
школы,
прав
школьного
ребенка,
Регулярное проведение родительских собраний и консультаций
(«Родительский четверг» – 5-11классы, «Школа молодых родителей» –
1-4классы, «День открытых дверей» -первая пятница месяца (1-11кл.)
Индивидуальные и групповые консультации (педагоги, психолог, соц.
педагог, мед.работники).
Привлечение родителей к сотрудничеству по всем направлениям
деятельности
школы
(ремонт,
соревнования,
классные
часы,
праздники, экскурсии и т.д.).
Организация взаимного творчества.
Поощрение родителей, активно участвующих в жизни класса, школы.
Ожидаемые результаты:
отсутствие конфликтности, “мирное” разрешение проблем между
учащимися и их родителями;
повышение
степени
удовлетворённости
родителей
результатами
работы школы и классного руководителя;
устойчивость в поведении детей.
Реализация основных направлений.
Направление
деятельности
Диагностика
семьи
Взаимодействие
с родителями
обучающихся
задачи
Формы работы
сроки
Изучить образ жизни
семьи.
Выявить особенности
семейного
воспитания.
Выяснить отношение
в семье к школе.
Выявить положение
детей в системе
внутрисемейных
отношений.
Установить
неиспользованный
резерв семейного
воспитания.
Анкетирование
Посещения на
дому.
Выявление случаев
жестокого
обращения с
детьми.
Индивидуальные
тематические
консультации
ежегод
но
Лекции.
Родительское
собрание
Классные часы.
Изготовление
постоя
нно
Ожидаемый
результат
Получение
характеристик
и
микроклимата
семьи, что
облегчит поиск
путей
взаимодействи
я школы и
семьи.
Создание
приоритета
родительского
воспитания.
Найти пути
оптимизации
педагогического
взаимодействия
школы и семьи.
Работа с
многодетными,
неполными,
малообеспеченн
ыми семьями
Организация
совместного
досуга.
Учитывать и
предупреждать
социально аморальное поведение
родителей.
Оказывать
психологическую
помощь и поддержку
родителям в
стрессовых ситуациях.
Предупреждать и
разрешать
конфликтные
ситуации.
Пропагандировать
здоровый образ
жизни.
подарков к
праздникам.
Ежегодный
однодневный
поход.
Тематические
консультации для
родителей.
Открытые уроки
для родителей
Родительские
собрания.
постоя
нно
Организация
педагогическог
о просвещения
родителей.
постоя
нно
Построение
демократическ
ой системы
взаимоотноше
ний детей и
взрослых.
Лекции.
Индивидуальные
педагогические
консультации.
Экскурсии.
Дни игр.
Конкурс детского
творчества
Праздник “Семья
вся вместе – душа
на месте”.
Участие в
районных и
областных
конкурсах.
Концерты для
родителей.
видения, рекламы на здоровье человека.ой профилактики.