РП Вождение ТС

Приложение № 2
к Образовательной программе
профессиональной подготовки
водителей транспортных средств
категории «В»

Рабочая программа
по курсу:
Вождение транспортных средств категории «В»

Уровень образования

Профессиональная подготовка

Количество часов

56

Составитель

Мельников
Анатолий
Викторович,
производственного
обучения,
квалификационная категория

мастер
высшая

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАТЕГОРИИ «В»
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ "ВОЖДЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
КАТЕГОРИИ "B" (ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С МЕХАНИЧЕСКОЙ
ТРАНСМИССИЕЙ).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных
средств категории "B" (далее – Программа) разработана в соответствии с требованиями
Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного
движения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2021,
N 49, ст. 8153) (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ), пунктом 3 части 3 статьи 12
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598)
(далее - Федеральный закон об образовании), пунктом 2 Правил разработки примерных
программ
профессионального
обучения
водителей
транспортных
средств
соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 980 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2013, N 45, ст. 5816; 2018, N 52, ст. 8305),
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
программам профессионального обучения, утвержденным приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 26 августа 2020 г. N 438 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 11 сентября 2020 г., регистрационный N
59784), профессиональными и квалификационными требованиями, предъявляемыми при
осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, указанными в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона
"О безопасности дорожного движения", утвержденными приказом Министерства
транспорта Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 282 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 23 ноября 2020 г., регистрационный N
61070).
Содержание Рабочей программы представлено пояснительной запиской, учебным
планом, планируемыми результатами освоения Рабочей программы, условиями
реализации Рабочей программы, системой оценки результатов освоения Рабочей
программы, учебно-методическими материалами, обеспечивающими реализацию Рабочей
программы.
Условия
реализации
Рабочей
программы
содержат
организационнопедагогические, кадровые, информационно-методические и материально-технические
требования. Учебно-методические материалы обеспечивают реализацию Рабочей
программы.
Рабочая программа предусматривает достаточный для формирования, закрепления
и развития практических навыков и компетенций объем практики.

Распределение учебных часов по разделам и темам
Таблица 1
Наименование разделов и тем

Первоначальное обучение вождению
Посадка, действия органами управления
Пуск двигателя, начало движения, переключение передач в
восходящем порядке, переключение передач в нисходящем порядке,
остановка, выключение двигателя
Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка в
заданном месте с применением различных способов торможения
Повороты в движении, разворот для движения в обратном
направлении, проезд перекрестка и пешеходного перехода
Движение задним ходом
Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование
Движение с прицепом
Итого по разделу
Обучение вождению в условиях дорожного движения
Вождение по учебным маршрутам
Итого по разделу
Итого

Количество
часов
практического
обучения
2
2

2
2
2
6
2
18
38
38
56

3.2.3.1. Первоначальное обучение вождению.

Вождение проводится вне сетки учебного времени. По окончании обучения
вождению на транспортном средстве с механической трансмиссией обучающийся
допускается к сдаче квалификационного экзамена на транспортном средстве с
механической трансмиссией.
Посадка, действия органами управления: ознакомление с органами управления и
контрольно-измерительными приборами учебного транспортного средства, регулировка
положения сиденья, органов управления и зеркал заднего вида, пристегивание ремнем
безопасности; действия органами управления сцеплением и подачей топлива;
взаимодействие органами управления сцеплением и подачей топлива; действия органами
управления сцеплением и переключением передач; взаимодействие органами управления
сцеплением, переключением передач и подачей топлива при переключении передач в
восходящем и нисходящем порядке; действия органами управления рабочим и
стояночным тормозами; взаимодействие органами управления подачей топлива и рабочим
тормозом; взаимодействие органами управления сцеплением, подачей топлива,
переключением передач, рабочим и стояночным тормозами; отработка приемов руления.
Пуск двигателя, начало движения, переключение передач в восходящем
порядке, переключение передач в нисходящем порядке, остановка, выключение
двигателя: действия при пуске и выключении двигателя; действия при переключении
передач в восходящем порядке; действия при переключении передач в нисходящем
порядке; действия при остановке; действия при пуске двигателя, начале движения,
переключении передач в восходящем порядке, переключении передач в нисходящем

порядке, остановке, выключении двигателя.
Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка в заданном
месте с применением различных способов торможения: начало движения, разгон с
переключением передач в восходящем порядке и снижение скорости с переключением
передач в нисходящем порядке при движении по кольцевому маршруту, торможение
двигателем, остановка; начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в
заданном месте с применением плавного торможения; начало движения, разгон, движение
по прямой, остановка в заданном месте с применением прерывистого торможения (для
транспортных средств, не оборудованных АБС); начало движения, разгон, движение по
прямой, остановка в заданном месте с применением ступенчатого торможения (для
транспортных средств, не оборудованных АБС); начало движения, разгон, движение по
прямой, остановка в заданном месте с применением экстренного торможения.
Повороты в движении, разворот для движения в обратном направлении,
проезд перекрестка и пешеходного перехода: начало движения, разгон, движение по
прямой, снижение скорости, переход на низшую передачу, включение правого указателя
поворота, поворот направо, выключение указателя поворота, разгон; начало движения,
разгон, движение по прямой, снижение скорости, переход на низшую передачу,
включение левого указателя поворота, поворот налево, выключение указателя поворота,
разгон; начало движения, разгон, движение по прямой, выбор места для разворота,
снижение скорости, включение правого указателя поворота, остановка, включение левого
указателя поворота, разворот без применения заднего хода, разгон; проезд перекрестка и
пешеходного перехода.
Движение задним ходом: начало движения вперед, движение по прямой,
остановка, осмотр дороги через зеркала заднего вида, включение передачи заднего хода,
движение задним ходом по прямой, контролирование траектории и безопасности
движения через зеркала заднего вида, остановка; начало движения вперед, движение по
прямой, остановка, осмотр дороги через зеркала заднего вида, включение передачи
заднего хода, движение задним ходом с поворотами направо и налево, контролирование
траектории и безопасности движения через зеркала заднего вида, остановка.
Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование: въезд в ворота с
прилегающей и противоположной сторон дороги передним и задним ходом и выезд из
ворот передним и задним ходом с поворотами направо и налево; проезд по траектории
"змейка" передним и задним ходом; разворот с применением заднего хода в ограниченном
по ширине пространстве; движение по габаритному тоннелю передним и задним ходом из
положения с предварительным поворотом направо (налево); движение по наклонному
участку, остановка на подъеме, начало движения на подъеме, остановка на спуске, начало
движения на спуске; постановка на стоянку передним и задним ходом параллельно краю
проезжей части; въезд в "бокс" передним и задним ходом из положения с
предварительным поворотом направо (налево).
Движение с прицепом: сцепление с прицепом, движение по прямой, расцепление;
движение с прицепом передним и задним ходом с поворотами направо и налево; въезд в
"бокс" с прицепом передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом
направо (налево).

Для выполнения задания используется прицеп, разрешенная максимальная масса
которого не превышает 750 кг. Обучение проводится по желанию обучающегося. Часы
могут распределяться на изучение других тем по разделу.
3.2.3.2. Обучение в условиях дорожного движения.

Вождение по учебным маршрутам: подготовка к началу движения, выезд на
дорогу с прилегающей территории, движение в транспортном потоке, на поворотах,
подъемах и спусках, остановка и начало движения на различных участках дороги и в
местах стоянки; перестроения, повороты, разворот вне перекрестка, опережение, обгон,
объезд препятствия и встречный разъезд, движение по мостам и путепроводам, проезд
мест остановок маршрутных транспортных средств, пешеходных переходов и
железнодорожных переездов; проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков в
прямом направлении, с поворотами направо и налево, разворотом для движения в
обратном направлении; движение в транспортном потоке вне населенного пункта;
движение в темное время суток (в условиях недостаточной видимости), движение в
транспортном потоке по автомагистрали (при наличии).
Для обучения вождению в условиях дорожного движения утверждаются
маршруты, содержащие соответствующие участки дорог.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения образовательной программы обучающиеся должны уметь:
безопасно и эффективно управлять транспортным средством в различных условиях
движения;
соблюдать Правила дорожного движения;
выполнять ежедневное техническое обслуживание транспортного средства;
проверять техническое состояние транспортного средства;
устранять мелкие неисправности в процессе эксплуатации транспортного средства,
не требующие разборки узлов и агрегатов;
обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров транспортного средства,
их перевозку, контролировать размещение и крепление различных грузов и багажа в
транспортном средстве;
оказывать помощь в посадке в транспортное средство и высадке из него, в том
числе с использованием специальных подъемных устройств для пассажиров из числа
инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;
выбирать безопасные скорость, дистанцию и интервал в различных условиях
движения;
использовать зеркала заднего вида при движении и маневрировании;
прогнозировать возникновение опасных дорожно-транспортных ситуаций в
процессе управления и совершать действия по их предотвращению;
своевременно принимать правильные решения и уверенно действовать в сложных
и опасных дорожных ситуациях;
использовать средства тушения пожара;
использовать установленное на транспортном средстве оборудование и приборы;
совершенствовать свои навыки управления транспортным средством.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Организационно-педагогические условия должны обеспечивать реализацию
образовательной программы в полном объеме, соответствие качества подготовки
обучающихся потребностям физического или юридического лица, в интересах которого
осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения
планируемых результатов, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и
воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям,
интересам и потребностям обучающихся.
Теоретическое обучение проводится в оборудованных учебных кабинетах.
Наполняемость учебной группы не должна превышать 30 человек.
Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий должна
составлять 1 академический час (45 минут).
Информационно-методические условия реализации Рабочей программы включают:
учебный план;
календарный учебный график;
рабочие программы учебных предметов;
методические материалы и разработки;
расписание занятий.
Материально-технические условия реализации Рабочей программы
Механическое транспортное средство, используемое для обучения вождению,
согласно пункту 5 Основных положений должно быть оборудовано дополнительными
педалями привода сцепления (кроме транспортных средств с автоматической
трансмиссией) и тормоза, зеркалом заднего вида для обучающего и опознавательным
знаком "Учебное транспортное средство" в соответствии с пунктом 8 Основных
положений.
Закрытая площадка для первоначального обучения вождению имеет установленное
по периметру ограждение, препятствующее движению по территории транспортных
средств и пешеходов, за исключением транспортных средств, используемых для обучения
вождению и проведения квалификационного экзамена, и лиц, непосредственно
задействованных в проведении квалификационного экзамена, согласно пункту 2
Требований к техническим средствам контроля знаний и навыков управления
транспортными средствами кандидатов в водители, прилагаемых к Правилам проведения
экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских
удостоверений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от
24 октября 2014 г. N 1097 "О допуске к управлению транспортными средствами"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 44, ст. 6063; 2019, N 52, ст.
7974) (далее - Требования к техническим средствам контроля).
Размеры и оборудование закрытой площадки обеспечивает возможность
выполнения испытательных упражнений в зависимости от категории или подкатегории
транспортного средства, используемых для проведения квалификационного экзамена
согласно пункту 3 Требований к техническим средствам контроля.
Размер закрытой площадки для первоначального обучения вождению
транспортных средств составляет 3017 кв.м. Для разметки границ выполнения

соответствующих заданий применяются конуса разметочные (ограничительные), стойки
разметочные, вехи стержневые.
Зоны испытательных упражнений закрытой площадки имеют однородное
асфальтовое покрытие согласно пункту 5 Требований к техническим средствам контроля.
Наклонный участок имеет продольный уклон в пределах 8 - 16 процентов
включительно. Использование колейной эстакады не допускается согласно пункту 5
Требований к техническим средствам контроля.
Проезжая часть горизонтальная с максимальным продольным уклоном не более
100 промилле согласно пункту 5 Требований к техническим средствам контроля.
Коэффициент сцепления покрытия обеспечивает безопасные условия движения. В
зоне движения транспортных средств не допускается наличие посторонних предметов, не
имеющих отношения к обустройству автодрома (закрытой площадки) согласно пункту 5
Требований к техническим средствам контроля.
Коэффициент сцепления колеса автомобиля с покрытием должен быть не менее 0,3
при его измерении измерительным колесом стандартным с покрышкой с протектором без
рисунка в соответствии с пунктом 5.2.2 Национального стандарта Российской Федерации
"Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию,
допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы
контроля" ГОСТ Р 50597-2017, утвержденного приказом Федерального агентства по
техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст (М.,
Стандартинформ, 2017).
При снижении естественной освещенности до 20 люксов используются наружные
осветительные установки согласно пункту 5 Требований к техническим средствам
контроля.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения
устанавливается локальными актами школы.
Профессиональная подготовка завершается итоговой аттестацией в форме
квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен включает в себя практическую
квалификационную работу и проверку теоретических знаний. Лица, получившие по
итогам промежуточной аттестации неудовлетворительную оценку, к сдаче
квалификационного экзамена не допускаются.
Промежуточная аттестация и проверка теоретических знаний при проведении
квалификационного экзамена проводятся с использованием материалов, утверждаемых
руководителем организации.
Результаты квалификационного экзамена оформляются протоколом. По
результатам квалификационного экзамена выдается свидетельство о профессии водителя.
Индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных
программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах осуществляется
на бумажных и (или) электронных носителях.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».