РП Основы управления ТС

Приложение № 4
к Образовательной программе
профессиональной подготовки
водителей транспортных средств
категории «В»

Рабочая программа
по курсу:
Основы управления транспортными средствами
категории «В»
базового и специального цикла

Уровень образования

Профессиональная подготовка

Количество часов

26

Составитель

Мельников Анатолий Викторович, учитель,
высшая квалификационная категория

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАТЕГОРИИ «В»
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ "ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ".
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ "ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ
СРЕДСТВАМИ КАТЕГОРИИ "B".
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных
средств категории "B" (далее – Программа) разработана в соответствии с требованиями
Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного
движения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2021,
N 49, ст. 8153) (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ), пунктом 3 части 3 статьи 12
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598)
(далее - Федеральный закон об образовании), пунктом 2 Правил разработки примерных
программ
профессионального
обучения
водителей
транспортных
средств
соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 980 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2013, N 45, ст. 5816; 2018, N 52, ст. 8305),
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
программам профессионального обучения, утвержденным приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 26 августа 2020 г. N 438 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 11 сентября 2020 г., регистрационный N
59784), профессиональными и квалификационными требованиями, предъявляемыми при
осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, указанными в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона
"О безопасности дорожного движения", утвержденными приказом Министерства
транспорта Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 282 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 23 ноября 2020 г., регистрационный N
61070).
Содержание Рабочей программы представлено пояснительной запиской, учебным
планом, планируемыми результатами освоения Рабочей программы, условиями
реализации Рабочей программы, системой оценки результатов освоения Рабочей
программы, учебно-методическими материалами, обеспечивающими реализацию Рабочей
программы.
Успешное освоение учебного предмета даёт возможность продолжить обучение по
учебным предметам специального и дополнительного циклов.
Условия
реализации
Рабочей
программы
содержат
организационнопедагогические, кадровые, информационно-методические и материально-технические
требования. Учебно-методические материалы обеспечивают реализацию Рабочей
программы.
Рабочая программа предусматривает достаточный для формирования, закрепления

и развития практических навыков и компетенций объем практики.

Распределение учебных часов по разделам и темам
Таблица 1
Наименование разделов и тем

Дорожное движение
Профессиональная надежность водителя
Влияние свойств транспортного средства на
эффективность и безопасность управления
Дорожные условия и безопасность движения
Принципы эффективного и безопасного управления
транспортным средством
Обеспечение безопасности наиболее уязвимых
участников дорожного движения
Итого

Количество часов
Всего
В том числе
Теоретические Практические
занятия
занятия
2
2
2
2
2
2
4
2

2
2

2
-

2

2

-

14

12

2

Дорожное движение: дорожное движение как система управления водительавтомобиль-дорога (ВАД); показатели качества функционирования системы ВАД;
понятие о дорожно-транспортном происшествии (ДТП); виды дорожно-транспортных
происшествий; причины возникновения дорожно-транспортных происшествий; анализ
безопасности дорожного движения (БДД) в России; система водитель-автомобиль (ВА);
цели и задачи управления транспортным средством; различие целей и задач управления
транспортным средством при участии в спортивных соревнованиях и при участии в
дорожном движении; элементы системы водитель-автомобиль; показатели качества
управления транспортным средством: эффективность и безопасность; безаварийность как
условие достижения цели управления транспортным средством; классификация
автомобильных дорог; транспортный поток; средняя скорость; интенсивность движения и
плотность транспортного потока; пропускная способность дороги; средняя скорость и
плотность транспортного потока; соответствующие пропускной способности дороги;
причины возникновения заторов.
Профессиональная надежность водителя: понятие о надежности водителя;
анализ деятельности водителя; информация, необходимая водителю для управления
транспортным средством; обработка информации; сравнение текущей информации с
безопасными значениями, сформированными в памяти водителя, в процессе обучения и
накопления опыта; штатные и нештатные ситуации; снижение надежности водителя при
неожиданном возникновении нештатной ситуации; влияние прогноза возникновения
нештатной ситуации, стажа и возраста водителя на время его реакции; влияние скорости
движения транспортного средства на размеры поля зрения и концентрацию внимания;
влияние личностных качеств водителя на надежность управления транспортным
средством; влияние конструктивных характеристик автомобиля на работоспособность и
психофизиологическое состояние водителей; влияние утомления на надежность водителя;
зависимость надежности водителя от продолжительности управления автомобилем;

режим труда и отдыха водителя; зависимость надежности водителя от различных видов
недомоганий, продолжительности нетрудоспособности в течение года, различных видов
заболеваний, курения и степени опьянения; мотивы безопасного и эффективного
управления транспортным средством.
Влияние свойств транспортного средства на эффективность и безопасность
управления: силы, действующие на транспортное средство в различных условиях
движения; уравнение тягового баланса; сила сцепления колес с дорогой; понятие о
коэффициенте сцепления; изменение коэффициента сцепления в зависимости от погодных
условий, режимов движения транспортного средства, состояния шин и дорожного
покрытия; условие движения без буксования колес; свойства эластичного колеса; круг
силы сцепления; влияние величины продольной реакции на поперечную реакцию;
деформации автошины при разгоне, торможении, действии боковой силы; угол увода;
гидроскольжение и аквапланирование шины; силы и моменты, действующие на
транспортное средство при торможении и при криволинейном движении; скоростные и
тормозные свойства, поворачиваемость транспортного средства; устойчивость
продольного и бокового движения транспортного средства; условия потери устойчивости
бокового движения транспортного средства при разгоне, торможении и повороте;
устойчивость против опрокидывания; резервы устойчивости транспортного средства;
управляемость продольным и боковым движением транспортного средства; влияние
технического состояния систем управления, подвески и шин на управляемость.
Дорожные условия и безопасность движения: динамический габарит
транспортного средства; опасное пространство, возникающее вокруг транспортного
средства при движении; изменение размеров и формы опасного пространства при
изменении скорости и траектории движения транспортного средства; понятие о
тормозном и остановочном пути; зависимость расстояния, пройденного транспортным
средством за время реакции водителя и время срабатывания тормозного привода, от
скорости движения транспортного средства, его технического состояния, а также
состояния дорожного покрытия; безопасная дистанция в секундах и метрах; способы
контроля безопасной дистанции; безопасный боковой интервал; резервы управления
скоростью, ускорением, дистанцией и боковым интервалом; условия безопасного
управления; дорожные условия и прогнозирование изменения дорожной ситуации; выбор
скорости, ускорения, дистанции и бокового интервала с учетом геометрических
параметров дороги и условий движения; влияние плотности транспортного потока на
вероятность и тип ДТП; зависимость безопасной дистанции от категорий транспортных
средств в паре "ведущий - ведомый"; безопасные условия обгона (опережения);
повышение риска ДТП при увеличении отклонения скорости транспортного средства от
средней скорости транспортного потока; повышение вероятности возникновения ДТП при
увеличении неравномерности движения транспортного средства в транспортном потоке.
Решение ситуационных задач.
Принципы эффективного и безопасного управления транспортным средством:
влияние опыта, приобретаемого водителем, на уровень аварийности в дорожном
движении; наиболее опасный период накопления водителем опыта; условия безопасного
управления транспортным средством; регулирование скорости движения транспортного
средства с учетом плотности транспортного потока; показатели эффективности

управления транспортным средством; зависимость средней скорости транспортного
средства от его максимальной скорости в транспортных потоках различной плотности;
снижение эксплуатационного расхода топлива - действенный способ повышения
эффективности управления транспортным средством; безопасное и эффективное
управления транспортным средством; проблема экологической безопасности; принципы
экономичного управления транспортным средством; факторы, влияющие на
эксплуатационный расход топлива.
Обеспечение безопасности наиболее уязвимых участников дорожного
движения: безопасность пассажиров транспортных средств; результаты исследований,
позволяющие утверждать о необходимости и эффективности использования ремней
безопасности; опасные последствия срабатывания подушек безопасности для
непристегнутых водителя и пассажиров транспортных средств; использование ремней
безопасности; детская пассажирская безопасность; назначение, правила подбора и
установки детских удерживающих устройств; необходимость использования детских
удерживающих устройств при перевозке детей до двенадцатилетнего возраста; подушки
безопасности для пешеходов и велосипедистов; световозвращающие элементы, их типы и
эффективность использования; особенности проезда нерегулируемых пешеходных
переходов, расположенных вблизи детских учреждений; обеспечение безопасности
пешеходов и велосипедистов при движении в жилых зонах.
Распределение учебных часов по разделам и темам
Таблица 2
Наименование разделов и тем

Приемы управления транспортным средством
Управление транспортным средством в штатных
ситуациях
Управление транспортным средством в нештатных
ситуациях
Итого

Количество часов
Всего
В том числе
Теоретические Практические
занятия
занятия
2
2
6
4
2
4

2

2

12

8

4

Приемы управления транспортным средством: рабочее место водителя;
оптимальная рабочая поза водителя; регулировка положения сиденья и органов
управления для принятия оптимальной рабочей позы; регулировка зеркал заднего вида;
техника руления, обеспечивающая сохранение обратной связи о положении управляемых
колес; силовой и скоростной способы руления; техника выполнения операций с органами
управления скоростью, сцеплением, тормозом; правила пользования сцеплением,
обеспечивающие его длительную и надежную работу; порядок пуска двигателя в
различных температурных условиях; порядок действий органами управления при
трогании с места, разгоне с последовательным переключением передач в восходящем
порядке, снижении скорости движения с переключением передач в нисходящем порядке,
торможении двигателем; выбор оптимальной передачи при различных скоростях
движения; способы торможения в штатных и нештатных ситуациях; особенности
управления транспортным средством при наличии АБС; особенности управления

электромобилем; особенности управления транспортным средством с автоматической
трансмиссией; особенности управления транспортным средством с высокой степенью
автоматизации.
Управление транспортным средством в штатных ситуациях: маневрирование в
ограниченном пространстве; обеспечение безопасности при движении задним ходом;
использование зеркал заднего вида и электронных систем автоматической парковки при
маневрировании задним ходом; способы парковки транспортного средства; действия
водителя при движении в транспортном потоке; выбор оптимальной скорости, ускорения,
дистанции и бокового интервала в транспортном потоке; расположение транспортного
средства на проезжей части в различных условиях движения; управление транспортным
средством при прохождении поворотов различного радиуса; выбор безопасной скорости и
траектории движения; алгоритм действий водителя при выполнении перестроений и
объезде препятствий; условия безопасной смены полосы движения; порядок выполнения
обгона и опережения; определение целесообразности обгона и опережения; условия
безопасного выполнения обгона и опережения; встречный разъезд; способы выполнения
разворота вне перекрестков; остановка на проезжей части дороги и за ее пределами;
действия водителей транспортных средств при вынужденной остановке в местах, где
остановка запрещена; проезд перекрестков; выбор скорости и траектории движения при
проезде перекрестков; опасные ситуации при проезде перекрестков; управление
транспортным средством при проезде пешеходных переходов, мест остановок
маршрутных транспортных средств, железнодорожных переездов, мостов, тоннелей;
порядок движения в жилых зонах; особенности управления транспортным средством при
движении по автомагистралям, а также при въезде на автомагистрали и съезде с них;
управление транспортным средством в горной местности, на крутых подъемах и спусках,
при движении по опасным участкам дорог (сужение проезжей части, свежеуложенное
покрытие дороги, битумные и гравийные покрытия); меры предосторожности при
движении по ремонтируемым участкам дорог; ограждения ремонтируемых участков
дорог, применяемые предупредительные и световые сигналы; управление транспортным
средством при движении в условиях недостаточной видимости (темное время суток,
туман, дождь, снегопад); особенности управления транспортным средством при движении
по дороге с низким коэффициентом сцепления дорожного покрытия (в гололедицу);
пользование зимними дорогами (зимниками); движение по ледовым переправам;
движение по бездорожью; управление транспортным средством при движении с прицепом
и при буксировке механических транспортных средств; перевозка пассажиров в легковых
и грузовых автомобилях; создание условий для безопасной перевозки детей различного
возраста; ограничения по перевозке детей в различных транспортных средствах;
приспособления для перевозки животных, перевозка грузов в легковых и грузовых
автомобилях; оптимальное размещение и крепление перевозимого груза; особенности
управления транспортным средством в зависимости от характеристик перевозимого груза.
Решение ситуационных задач.
Управление транспортным средством в нештатных ситуациях: понятие о
нештатной ситуации; причины возможных нештатных ситуаций; действия органами
управления скоростью и тормозом при буксовании и блокировке колес; регулирование
скорости в процессе разгона, предотвращающее буксование ведущих колес; действия
водителя при блокировке колес в процессе экстренного торможения, объезд препятствия

как средство предотвращения наезда; занос и снос транспортного средства, причины их
возникновения; действия водителя по предотвращению и прекращению заноса и сноса
переднеприводного, заднеприводного и полноприводного транспортного средства;
действия водителя с учетом типа привода транспортного средства при превышении
безопасной скорости на входе в поворот; действия водителя при угрозе столкновения;
действия водителя при отказе рабочего тормоза, усилителя руля, разрыве шины в
движении, отрыве рулевых тяг привода рулевого управления; действия водителя при
возгорании и падении транспортного средства в воду. Решение ситуационных задач.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения рабочей программы обучающиеся должны знать:
основы безопасного управления транспортными средствами;
цели и задачи управления системами "водитель - автомобиль - дорога" и "водитель
- автомобиль";
влияние конструктивных характеристик автомобиля на работоспособность и
психофизиологическое состояние водителей;
особенности наблюдения за дорожной обстановкой;
способы контроля безопасной дистанции и бокового интервала;
основы обеспечения безопасности наиболее уязвимых участников дорожного
движения:
пешеходов, велосипедистов;
основы обеспечения детской пассажирской безопасности;
влияние погодно-климатических и дорожных условий на безопасность дорожного
движения;
В результате освоения образовательной программы обучающиеся должны уметь:
безопасно и эффективно управлять транспортным средством в различных условиях
движения;
выбирать безопасные скорость, дистанцию и интервал в различных условиях
движения;
своевременно принимать правильные решения и уверенно действовать в сложных
и опасных дорожных ситуациях;
использовать установленное на транспортном средстве оборудование и приборы;
совершенствовать свои навыки управления транспортным средством.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Организационно-педагогические условия должны обеспечивать реализацию
образовательной программы в полном объеме, соответствие качества подготовки
обучающихся потребностям физического или юридического лица, в интересах которого
осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения
планируемых результатов, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и
воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям,
интересам и потребностям обучающихся.
Теоретическое обучение проводится в оборудованных учебных кабинетах.
Наполняемость учебной группы не должна превышать 30 человек.

Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий должна
составлять 1 академический час (45 минут).
Информационно-методические условия реализации Рабочей программы включают:
учебный план;
календарный учебный график;
рабочие программы учебных предметов;
методические материалы и разработки;
расписание занятий.
Материально-технические условия реализации Рабочей программы
Наименование учебных материалов

Единица
измерения

Оборудование и технические средства обучения
Компьютер с соответствующим программным
комплект
обеспечением
Мультимедийный проектор
комплект
Экран (монитор, электронная доска)
комплект
Магнитная доска со схемой населенного пункта (может
комплект
быть заменена соответствующим электронным учебным
пособием)
Учебно-наглядные пособия
Сложные дорожные условия
Виды и причины ДТП
Типичные опасные ситуации
Сложные метеоусловия
Движение в темное время суток
Посадка водителя за рулем. Экипировка водителя
Способы торможения
Тормозной и остановочный путь
Действия водителя в критических ситуациях
Силы, действующие на транспортное средство
Управление автомобилем в нештатных ситуациях
Профессиональная надежность водителя
Дистанция и боковой интервал. Организация наблюдения в
процессе управления транспортным средством
Влияние дорожных условий на безопасность движения
Безопасное прохождение поворотов
Безопасность пассажиров транспортных средств
Безопасность пешеходов и велосипедистов
Типичные ошибки пешеходов
Типовые примеры допускаемых нарушений правил
дорожного движения

Количество

1
1
1
1

штука
штука
штука
штука
штука
штука
штука
штука
штука
штука
штука
штука
штука

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

штука
штука
штука
штука
штука
штука

1
1
1
1
1
1

СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения
устанавливается локальными актами школы.

Профессиональная подготовка завершается итоговой аттестацией в форме
квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен включает в себя практическую
квалификационную работу и проверку теоретических знаний. Лица, получившие по
итогам промежуточной аттестации неудовлетворительную оценку,
к сдаче
квалификационного экзамена не допускаются.
Промежуточная аттестация и проверка теоретических знаний при проведении
квалификационного экзамена проводятся с использованием материалов, утверждаемых
руководителем организации.
Результаты квалификационного экзамена оформляются протоколом. По
результатам квалификационного экзамена выдается свидетельство о профессии водителя.
Индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных
программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах осуществляется
на бумажных и (или) электронных носителях.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».