РП Психофизиологические основы деятельности вожителя

Приложение № 3
к Образовательной программе
профессиональной подготовки
водителей транспортных средств
категории «В»

Рабочая программа
по курсу:
Психофизиологические основы деятельности
водителя

Уровень образования

Профессиональная подготовка

Количество часов

12

Составитель

Мельников Анатолий Викторович, учитель,
высшая квалификационная категория

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАТЕГОРИИ «В»
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ "ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОДИТЕЛЯ".
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных
средств категории "B" (далее – Программа) разработана в соответствии с требованиями
Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного
движения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2021,
N 49, ст. 8153) (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ), пунктом 3 части 3 статьи 12
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598)
(далее - Федеральный закон об образовании), пунктом 2 Правил разработки примерных
программ
профессионального
обучения
водителей
транспортных
средств
соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 980 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2013, N 45, ст. 5816; 2018, N 52, ст. 8305),
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
программам профессионального обучения, утвержденным приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 26 августа 2020 г. N 438 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 11 сентября 2020 г., регистрационный N
59784), профессиональными и квалификационными требованиями, предъявляемыми при
осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, указанными в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона
"О безопасности дорожного движения", утвержденными приказом Министерства
транспорта Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 282 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 23 ноября 2020 г., регистрационный N
61070).
Содержание Рабочей программы представлено пояснительной запиской, учебным
планом, планируемыми результатами освоения Рабочей программы, условиями
реализации Рабочей программы, системой оценки результатов освоения Рабочей
программы, учебно-методическими материалами, обеспечивающими реализацию Рабочей
программы.
Успешное освоение учебного предмета даёт возможность продолжить обучение по
учебным предметам специального и дополнительного циклов.
Условия
реализации
Рабочей
программы
содержат
организационнопедагогические, кадровые, информационно-методические и материально-технические
требования. Учебно-методические материалы обеспечивают реализацию Рабочей
программы.
Рабочая программа предусматривает достаточный для формирования, закрепления
и развития практических навыков и компетенций объем практики.

Распределение учебных часов по разделам и темам
Таблица 1
Наименование разделов и тем
Познавательные функции, системы восприятия и
психомоторные навыки
Этические основы деятельности водителя
Основы эффективного общения
Эмоциональные состояния и профилактика
конфликтов
Саморегуляция и профилактика конфликтов
(психологический практикум)
Итого

Количество часов
Всего Теоретические Практические
занятия
занятия
2
2
2
2
2

2
2
2

-

4

-

4

12

8

4

Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки:
понятие о познавательных функциях (внимание, восприятие, память, мышление);
внимание и его свойства (устойчивость, концентрация, распределение, переключение,
объем); причины отвлечения внимания во время управления транспортным средством;
способность сохранять внимание при наличии отвлекающих факторов; монотония;
влияние усталости и сонливости на свойства внимания; способы профилактики усталости;
виды информации; выбор необходимой информации в процессе управления
транспортным средством; информационная перегрузка; системы восприятия и их
значение в деятельности водителя; опасности, связанные с неправильным восприятием
дорожной обстановки; зрительная система; поле зрения, острота зрения и зона видимости;
периферическое и центральное зрение; факторы, влияющие на уменьшение поля зрения
водителя; другие системы восприятия (слуховая система, вестибулярная система,
суставно-мышечное чувство, интероцепция) и их значение в деятельности водителя;
влияние скорости движения транспортного средства, алкоголя, медикаментов и
эмоциональных состояний водителя на восприятие дорожной обстановки; память; виды
памяти и их значение для накопления профессионального опыта; мышление; анализ и
синтез как основные процессы мышления; оперативное мышление и прогнозирование;
навыки распознавания опасных ситуаций; принятие решения в различных дорожных
ситуациях; важность принятия правильного решения на дороге; формирование
психомоторных навыков управления автомобилем; влияние возрастных и гендерных
различий на формирование психомоторных навыков; простая и сложная сенсомоторные
реакции, реакция в опасной зоне; факторы, влияющие на быстроту реакции.
Этические основы деятельности водителя: цели обучения управлению
транспортным средством; мотивация в жизни и на дороге; мотивация достижения успеха
и избегания неудач; склонность к рискованному поведению на дороге; формирование
привычек; ценности человека, группы и водителя; свойства личности и темперамент;
влияние темперамента на стиль вождения; негативное социальное научение; понятие
социального давления; влияние рекламы, прессы и киноиндустрии на поведение водителя;
ложное чувство безопасности; влияние социальной роли и социального окружения на
стиль вождения; способы нейтрализации социального давления в процессе управления
транспортным средством; представление об этике и этических нормах; этические нормы

водителя; ответственность водителя за безопасность на дороге; взаимоотношения
водителя с другими участниками дорожного движения; уязвимые участники дорожного
движения, требующие особого внимания (пешеходы, велосипедисты, дети, пожилые
люди, инвалиды); причины предоставления преимущества на дороге транспортным
средствам, оборудованным специальными световыми и звуковыми сигналами;
особенности поведения водителей и пешеходов в жилых зонах и в местах парковки.
Основы эффективного общения: понятие общения, его функции, этапы общения;
стороны общения, их общая характеристика (общение как обмен информацией, общение
как взаимодействие, общение как восприятие и понимание других людей); характеристика
вербальных и невербальных средств общения; основные "эффекты" в восприятии других
людей; виды общения (деловое, личное); качества человека, важные для общения; стили
общения; барьеры в межличностном общении, причины и условия их формирования;
общение в условиях конфликта; особенности эффективного общения; правила,
повышающие эффективность общения.
Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов: эмоции и поведение
водителя; эмоциональные состояния (гнев, тревога, страх, эйфория, стресс, фрустрация);
изменение восприятия дорожной ситуации и поведения в различных эмоциональных
состояниях; управление поведением на дороге; экстренные меры реагирования; способы
саморегуляции эмоциональных состояний; конфликтные ситуации и конфликты на
дороге; причины агрессии и враждебности у водителей и других участников дорожного
движения; тип мышления, приводящий к агрессивному поведению; изменение поведения
водителя после употребления алкоголя и медикаментов; влияние плохого самочувствия на
поведение водителя; профилактика конфликтов; правила взаимодействия с агрессивным
водителем.
Саморегуляция и профилактика конфликтов: приобретение практического
опыта оценки собственного психического состояния и поведения, опыта саморегуляции, а
также первичных навыков профилактики конфликтов; решение ситуационных задач по
оценке психического состояния, поведения, профилактике конфликтов и общению в
условиях конфликта. Психологический практикум.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения рабочей программы обучающиеся должны знать:
цели и задачи управления системами "водитель - автомобиль - дорога" и "водитель
- автомобиль";
влияние конструктивных характеристик автомобиля на работоспособность и
психофизиологическое состояние водителей;
особенности наблюдения за дорожной обстановкой;
В результате освоения Рабочей программы обучающиеся должны уметь:
управлять своим эмоциональным состоянием;
конструктивно разрешать противоречия и конфликты, возникающие в дорожном
движении;
своевременно принимать правильные решения и уверенно действовать в сложных
и опасных дорожных ситуациях.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Организационно-педагогические условия должны обеспечивать реализацию
образовательной программы в полном объеме, соответствие качества подготовки
обучающихся потребностям физического или юридического лица, в интересах которого
осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения
планируемых результатов, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и
воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям,
интересам и потребностям обучающихся.
Теоретическое обучение проводится в оборудованных учебных кабинетах.
Наполняемость учебной группы не должна превышать 30 человек.
Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий должна
составлять 1 академический час (45 минут).
Информационно-методические условия реализации Рабочей программы включают:
учебный план;
календарный учебный график;
рабочие программы учебных предметов;
методические материалы и разработки;
расписание занятий.
Материально-технические условия реализации Рабочей программы
Наименование учебных материалов

Единица
измерения

Оборудование и технические средства обучения
Компьютер с соответствующим программным
комплект
обеспечением
Мультимедийный проектор
комплект
Экран (монитор, электронная доска)
комплект
Магнитная доска со схемой населенного пункта (может
комплект
быть заменена соответствующим электронным учебным
пособием)
Учебно-наглядные пособия
Психофизиологические особенности деятельности водителя штука
Воздействие на поведение водителя психотропных,
штука
наркотических веществ, алкоголя и медицинских
препаратов
Конфликтные ситуации в дорожном движении
штука
Факторы риска при вождении автомобиля
штука

Количество

1
1
1
1

1
1

1
1

СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения
устанавливается локальными актами школы.
Профессиональная подготовка завершается итоговой аттестацией в форме
квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен включает в себя практическую
квалификационную работу и проверку теоретических знаний. Лица, получившие по

итогам промежуточной аттестации неудовлетворительную оценку,
к сдаче
квалификационного экзамена не допускаются.
Промежуточная аттестация и проверка теоретических знаний при проведении
квалификационного экзамена проводятся с использованием материалов, утверждаемых
руководителем организации.
Результаты квалификационного экзамена оформляются протоколом. По
результатам квалификационного экзамена выдается свидетельство о профессии водителя.
Индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных
программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах осуществляется
на бумажных и (или) электронных носителях.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».