ДООП Шахматы 5-8 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Шахматы» составлена на основе:
1.
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании
Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г.
№145- ФЗ, от 06.04.2015 г. №68 – ФЗ, от 19.12.2016 г. от 26.07.2019 г. N 232-ФЗ).
2.
Распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. №
1726-р «Об утверждении Концепции развития дополни-тельного образования детей».
3. Примерной программы дополнительного образования (основное общее
образование) Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др./Под ред. Горского Д.В.
4. Программы дополнительного образования детей МОУ-СОШ № 4 на 2023-2024
учебный год.
Программа «Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные идеи
отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать
устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность
самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют,
делают выводы, выясняют закономерности.
Обучение игре в шахматы с раннего возраста помогает многим детям не отстать в
развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей
некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного
самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую
ущербность.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ученик, особенно в
начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали
профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную
направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в
ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в
обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к
концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать
решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы
науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем
другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в
шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка
сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по
таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся
популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и
многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более
серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в
любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.
Шахматы это не только игра, доставляющая ученикам много радости, удовольствия,
но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования
внутреннего плана действий - способности действовать в уме.
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению
логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность.
Ученик, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает

самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир
шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у
детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание,
воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. В
начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается
развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению
личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих
способностей. Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать
победу».
Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних
пор приобрели особую социальную значимость - это один из самых лучших и
увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.
Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на
организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в
активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост
нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.
В центре современной концепции общего образования лежит идея развития
личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных
личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения
игре в шахматы.
Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений,
поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость,
осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это
же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным
потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения
мобилизовать, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку,
распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому
себе.
Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта.
Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры вызывает в
душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого,
шахматы являются большой школой творчества для детей, это уникальный инструмент
развития их творческого мышления.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся,
формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством
обучения игре в шахматы.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
 познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;
 помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры;
 научить воспитанников играть шахматную партию с записью;
 обучить решать комбинации на разные темы;

обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию, через формирование
умения решать комбинации на различные темы;
 научить детей видеть в позиции разные варианты.
Развивающие:
 развивать
фантазию, логическое и аналитическое мышление, память,
внимательность, усидчивость;
 развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных
мастеров;
 развивать способность анализировать и делать выводы;
 способствовать развитию творческой активности;
 развивать волевые качества личности.
Воспитательные:
 воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и
добиваться цели;
 сформировать правильное поведение во время игры;
 воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;
 воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.
Данная программа рассчитана на четыре года обучения, состоящего из двух этапов.


ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ:
Программа рассчитана на 1 год обучения из расчета 1 часа в неделю.
Всего: 34 часа в год.
Количество часов в 1-ой четверти - 8ч;
Количество часов во 2-ой четверти -8 ч;
Количество часов в 3-ей четверти - 10 ч;
Количество часов в 4-ой четверти - 8 ч.
ПРОГРАММА ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ
ЗАНЯТИЯ:
1.
теоретические (знакомство с шахматами, изучение каждой фигуры, ее роль,
функции);
2.
практические (непосредственно шахматная игра, соревнования в группе).
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ:
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5-8 классов (10-15 лет).
ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТЫ:
 групповая работа;
 работа в парах;
 индивидуальная работа;
 практическая игра;
 решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
 дидактические игры и задания, игровые упражнения;
 теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
 участие в турнирах и соревнованиях.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности

УРОВЕНЬ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ:
к концу учебного курса дети научатся:
 ориентироваться на шахматной доске;
 играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушений правил шахматного кодекса;
 правильно помещать шахматную доску между партнерами;
 правильно расставлять фигуры перед игрой;
 различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
 рокировать;
 объявлять шах;
 ставить мат;
 решать элементарные задачи на мат в один ход.
 записывать шахматную партию;
 матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем,
королем и ладьей;
 проводить элементарные комбинации.
 грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные
тактические удары и проводить комбинации;
 точно разыгрывать простейшие окончания.
Выпускник получит возможность научиться:
1 уровень:
 обучающиеся научатся
 шахматную доску и ее структуру;
 обозначение полей линий;
 ходы и взятия всех фигур, рокировку;
 основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья, ударность и
подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение, защита, три стадии шахматной
партии, развитие и др.);
выпускник получит возможность научится
 играть партию от начала до конца по шахматным правилам;
 записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;
 находить мат в один ход в любых задачах такого типа;
 оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие
материального перевеса;
 планировать, контролировать и оценивать действия соперников;
 определять общую цель и пути ее достижения;
 решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.
2 уровень:
обучающиеся научатся;
 выигрышные стратегии матования одинокого короля;
выпускник получит возможность научится
 ставить мат одинокому королю двумя ладьями, королем и ферзем, королем и
ладьей из любой позиции;
 понимать причины своего выигрыша и проигрыша;
 сравнивать и анализировать действия других игроков;
 разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили.

3 уровень:
обучающиеся научатся:
 основные идеи комбинаций различных типов;
 выпускник получит возможность научится;
 осуществлять простейшие комбинации;
 определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам
шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность
знаний и умение применять их на практике.
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют
контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и
реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и
навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На
основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный
процесс. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических
заданий и упражнений, с помощью типичных шахматных задач, фронтальных и
индивидуальных опросов, наблюдений. Промежуточная аттестация проводится в
торжественной соревновательной обстановке в виде шахматной игры.
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные:
 Адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих.
 Формировать уважительное отношение к иному мнению.
 Учиться понимать свою роль, развивать самостоятельность и ответственность.
 Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
 Учиться относиться бережно к материальным и духовным ценностям.
Познавательные:
 Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
 Учиться использовать знако-символические средства представления информации.
 Использовать различные способы поиска информации на заданную на кружке
тему.
 Собирать и обрабатывать материал, учится его передавать окружающим разными
способами.
 Овладевать
логическими действиями, устанавливать аналогии, строить
рассуждения, овладевать новыми понятиями.
 Овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте (шахматах)
 Учиться работать в информационной среде по поиску данных изучаемого объекта.
Коммуникативные:
 Активно использовать речевые средства в процессе общения с товарищами во
время занятий.
 Учиться слушать собеседника, напарника по игре, быть сдержанным, выслушивать
замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения.
 Учиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности.
Регулятивные:
 Овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи занятия.

Находить способы решения и осуществления поставленных задач.
 Формировать умение контролировать свои действия.
 Учиться понимать причины успеха и неуспеха своей деятельности.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел 1. Повторение (2ч.)
Повторение, изученного в предыдущем году. Объяснять шахматные термины:
белое
и
чёрное
поле,
горизонталь,
вертикаль,
диагональ,
центр.
Правильно определять и называть белые,
чёрные
шахматные
фигуры.
Правильно расставлять фигуры перед игрой. Совершать в ходе игры возможные
вариации рокировки (длинная и короткая). Повторение, изученного в предыдущем году.
Раздел 2. Краткая история шахмат (2 ч.)
Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Получить представление об истории
шахмат. Сравнивать, сопоставлять, анализировать, находить общее и различие.
Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в
виде текста, рисунков, схем. Развивать интерес к жизни людей.
Раздел 3. Шахматная нотация (6 ч).
Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Обозначение шахматных фигур и
терминов. Запись начального положения. Запись партии. Знать названия шахматных
фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Понимать и объяснять термины: шах, мат, пат,
ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила. Осваивать правила
хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры,
ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе,
превращение пешки. Владеть основами записи партии.
Раздел 4. Ценность шахматных фигур (4ч.).
Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса.
Способы
защиты.
Осваивать основные
тактические
приемы. Понимать
и
объяснять сравнительную
силу фигуры
в зависимости
от
ситуации
на
доске. Достигать материального перевеса.
Раздел 5. Техника матования одинокого короля (4ч.).
Техника матования одинокого короля. Миттельшпиль, эндшпиль, блиц-шахматы, долгие
шахматы. Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные
тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.
Раздел 6. Достижение мата без жертвы материала (4ч.).
Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Учебные положения на мат
в два хода в миттельшпиле. Учебные положения на мат в два хода в дебюте.
Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить
рассуждения.
Раздел 7. Шахматная комбинация (12ч.).

Шахматные комбинации. Разнообразие шахматной игры. Рокировка, комбинации,
ведущие к достижению материального перевеса, система защиты, атака, пешка и ее роль,
разрушение
королевского
прикрытия.
Промежуточная
аттестация.
Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить
рассуждения.
Всего 34 ч.

VI. Календарно-тематическое планирование
№
занят
ия

Содержание курса

Кол-во
часов

1.
2.

Повторение,
изученного
прошлом году.

3.
4.

Краткая
шахмат.

5.
6.
7.
8.
9.
10.

Шахматная нотация. 6 ч.
Краткая и полная
шахматная нотация.
Запись.
Блицшахматы.
Игра
с
часами.

11.
12.
13.
14.

Ценность шахматных
фигур. Сравнительная 4 ч
сила
фигур.
Достижение
материального
перевеса.

2 ч.
в

история 1 ч.

Элемент содержания

Знакомство с шахматами. Шахматная доска, ее внешний
вид, количество белых и черных полей. Шахматные
фигуры - основной материал игры. Их количество,
функции каждой фигуры.
Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в
воспитании и развитии личности. Сильнейшие юные
шахматисты мира Шахматная доска. Поля, линии, их
обозначение. Легенда о возникновении шахмат.
Шахматные фигуры и их обозначения. Позиция. Запись
позиций. Начальная позиция. Кодирование информации
на шахматном материале. Краткая история создания
шахмат. Первые чемпионы, как совершенствовалась игра
с течением времени?
Шахматные фигуры. Изучение отдельно взятой фигуры в
шахматах, запись перемещений фигур, их роль. Ценность
фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности.
Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске,
защита. Размен. Виды размена. Материальный перевес,
Легкие и тяжелые фигуры, качество. Аналогии шахмат с
экономикой. Игра с часами.
Геометрические мотивы траекторий перемещения
шахматных фигур. Безопасность короля (короткая и
длинная рокировка). Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя,
короля, коня и пешки. Логические связки «и», «или»,
«не». Ударность и подвижность фигур в зависимости от
их положения на доске. Превращение пешки и взятие на
проходе пешкой. Дидактические игры. Угроза,
нападение, защита, двойной удар. Контроль полей.
Ограничение подвижности фигур. Упражнения. Запись
ходов шахматных фигур – кодирование информации.
Понятие о варианте. Логическая связка «если…то».
Открытая линия. Проходная пешка. Пешечные слабости.
Форпост.
Позиция
короля
Атака
на
короля
Централизация Овладение тяжелыми фигурами 7(2)
горизонталью. Вскрытие и запирание линий.

15.
16.
17.
18.

Техника
матования 4 ч.
одинокого
короля.
Две ладьи против
короля. Ферзь и ладья
против короля.

23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Шахматная
12 ч.
комбинация. Матовые
комбинация.
Темы
завлечения,
отвлечения,
блокировки.
Промежуточная
аттестация.

Всего

Техника матования одинокого короля. Что такое
эндшпиль, миттельшпиль. Как правильно построить
игру?
Понятие о шахе Способы защиты от шаха. Открытый и
двойной шахи. Понятие мата. Обучение алгоритму
матования в 1 ход. Понятие о пате. Сходства и различия
понятий мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей.
Мат в один, два, три и более ходов. "Детский" мат,
рокировка. Какую роль играет она в игре? Задачи на
постановку мата в несколько ходов.
Слабость крайней горизонтали, двойной удар, Открытое
нападение, связка, виды связки и защита от нее.
Завлечение,
отвлечение,
разрушение
пешечного
прикрытия
короля,
освобождение
пространства,
уничтожение защиты. Сквозное действие фигур
(рентген). Перегрузка. Комбинаторика в шахматах.
Понятие о комбинации. Комбинации на мат и на
достижение материального перевеса. Мельница как
алгоритм
с
циклами.
Эстетика
шахматных
комбинаций. Повторение. Закрепление изученного в
соревновательной практике.

34 ч.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
курса внеурочной деятельности
Материально-техническое обеспечение
 шахматные доски с набором шахматных фигур
 демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур
 шахматные часы
 шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий
 шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения
шахматной нотации
Учебно – методическое обеспечение
1.
Сухин И.Г. Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов
общеобразовательных учреждений". - Обнинск: Духовное возрождение, - 2011.-40 с.
2.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн
полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск:
Духовное возрождение, 1998.
3.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя –
Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
4.
Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. - 2002.
5.
Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. - 2002.
6.
Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры.- Обнинск:
Духовное возрождение, 2004.

7.
Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.- Обнинск: Духовное
возрождение, 2005.
Список литературы по программе
1.
Сухин И. Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное
пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ. и проф. обр. РФ. М.
ПОМАТУР.- 2000.
2.
Сухин И. Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного
чтения родителей и детей. М. АСТРЕЛЬ. ACT. -2000.
3.
Френе С. Избранные педагогические сочинения, М.. Просвещение. -1990.
4.
В.Хенкин, Куда идет король. М.. Молодая гвардия. -1979 .
5.
Н.М. Петрушина Шахматный учебник для детей. Серия «Шахматы».Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 224с.
6.
Шахматный словарь. М. ФиС. -1968.
7.
Шахматы детям. Санкт-Петербург. 1994 г М. Детгиз, -1960.
8.
Шахматы. Энциклопедический словарь. М.Советская энциклопедия.. -1990.
9.
Шахматы - школе. М. Педагогика. -1990.
10.
В. Костров, Д.Давлетов Шахматы Санкт-Петербург -2001.
11.
В.Хенкин Шахматы для начинающих. М.: «Астрель».- 2002.
12.
О.Подгаец Прогулки по черным и белым полям. МП «Каисса плюс»
Днепропетровск. – 1996.
13.
И.А. Бареев Гроссмейстеры детского сада. Москва. - 1995.
14.
Юдович М. Занимательные шахматы. М. ФиС. - 1966.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».