ДООП Шахматы 9-11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая образовательная программа дополнительного образования «Шахматы»
для 9-11 классов разработана в соответствии:
1.
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании
Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными закона-ми от 04.06.2014 г.
№145- ФЗ, от 06.04.2015 г. №68 – ФЗ, от 19.12.2016 г. от 26.07.2019 г. N 232-ФЗ).
2.
Распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. №
1726-р «Об утверждении Концепции развития дополни-тельного образования детей».
3. На основе авторской программы «Шахматы в школе» Э.Э. Уманская, Е.И.
Волкова, Е.А. Прудникова.
Рабочая программа составлена в соответствии с основной образовательной
программой среднего общего образования МОУ- СОШ №4 на 2023-2024 учебный год.
Программа рассчитана на 1 год обучения по 1 часу в неделю
Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача,
преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и
обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе
общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности,
формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и
воспитанию школьника.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в
начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали
профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную
направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в
ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в
обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к
концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать
решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы
науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем
другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в
шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка
сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить
по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся
популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и
многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более
серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в
любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.
Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и
действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего
плана действий - способности действовать в уме.
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению
логического
мышления,
воспитывает
усидчивость,
вдумчивость,
целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее,
самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до
конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети,
вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно

влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как
восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого
управления поведением. В начальной школе происходят радикальные изменения: на
первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени
способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному
раскрытию их творческих способностей.
А.Алехин писал: «Шахматы не только знание и логика, но и глубокая фантазия.
Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы не просто модель
жизни, но и модель творчества. Шахматы, прежде всего, учат быть объективными. В
шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и
недостатки. Совершенно также как и в жизни», «В шахматах можно стать хорошим
мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки » (1924г.).
Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу».
Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор
приобрели особую социальную значимость - это один из самых лучших и увлекательных
видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.
Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на
организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в
активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост
нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.
В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности
ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных
качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.
Шахматы - это вдохновение и разочарование, своеобразный выход из одиночества,
активный досуг, утоление жажды общения и самовыражения. Как говорил Хосе Рауль
Капабланка: «Шахматы - нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное время
препровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много
элементов научного. Для умственной работы шахматы значат то же, что спорт для
физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных
свойств человеческой натуры...»*.
Однако установка сделать из ребенка гроссмейстера, не является приоритетной в
данной программе. И если ребенок не достигает выдающихся спортивных результатов в
шахматах, то это не рассматривается как жизненная неудача.
Цель программы – организация полноценного досуга учащихся через обучение
игре в шахматы. Создание условий для личностного и интеллектуального развития
учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга
посредством обучения игре в шахматы.
Достигаются указанные цели через решение следующих задач:
Обучающие:

познакомить с историей шахмат,

дать учащимся теоретические знания по шахматной игре и рассказать о правилах
проведения соревнований и правилах турнирного поведения.
Воспитывающие:

привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом,

научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из
множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность,
работать самостоятельно

научить уважать соперника
Развивающие:

развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие
положительные качества личности

ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить
представления об окружающем мире.
Участниками программы являются обучающиеся 9, 10 и 11 классов. Данная программа
рассчитана на 1 год обучения. Программа предусматривает 34 часа занятий в течение года
– по 1 часу в неделю.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
· Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности
каждого участника и всего коллектива в целом.
·
Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не
пассивное
созерцание со стороны;
· Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного
материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система
дидактических принципов:
· принцип психологической комфортности - создание образовательной среды,
обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
·
принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка
своим темпом;
· принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается
его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
· принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный
выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
· принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми
собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах
организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального
и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого
интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план
действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость
в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность
за них.
Основные методы обучения:
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от
репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого
применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых
стереотипов.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они
применяются:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.


2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах
шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы
реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат,
вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при
изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций
миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый.
Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда
большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно. В программе
предусмотрены материалы для самостоятельного изучения обучающимися (домашние
задания для каждого года обучения, специально подобранная шахматная литература,
картотека дебютов и др.). На более поздних этапах в обучении применяется творческий
метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное
составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в
определенное количество ходов и т.д.). Метод проблемного обучения. Разбор партий
мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать
свой собственный подход к игре. Использование этих методов предусматривает, прежде
всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных
задач.
Основные формы и средства обучения:
1.
Практическая игра.
2.
Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3.
Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4.
Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
5.
Участие в турнирах и соревнованиях.
К концу учебного года дети должны знать:
1. шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под
боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
2. знать об истории и происхождении шахмат;
3. названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
4. правила хода и взятия каждой фигуры.
5. знает правила игры и турнирного поведения;
6. знает основы тактики и стратегии, активно применяет в своей игре тактические
приемы;
7. знает нормы этикета при игре в шахматы.
К концу учебного года дети должны уметь:
1. ориентироваться на шахматной доске;
2.играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушений правил шахматного кодекса;
3. правильно расставлять фигуры перед игрой;
4. различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

5. владеет фундаментальными знаниями по разыгрыванию дебюта и эндшпиля;
6. умеет применять полученные теоретические знания на практике;
7. умеет записывать партии;
8. рокировать;
9. объявлять шах;
10. ставить мат;
11. с удовольствием играет в шахматы;
12. видит и осознает свои ошибки.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п

Количество часов

Наименование разделов и тем

Теория

королевством.

Всего
Практика часов

1

Первое знакомство с Шахматным
Техника безопасности

2

Шахматная доска.

3

Игра «собери доску»

4

Шахматные фигура - слон

1

1

5

Шахматные фигура - ладья

1

1

6

Шахматные фигура - конь

1

1

7

«Могучая фигура» Ферзь.

1

1

8

Король - самая важная, главная фигура.

1

1

9

Благородные пешки черно-белой
доски.

1

1

10

«Волшебная» пешка

1

1

11

Делаем шахматы

1

1

12

Кто чего стоит?

1

1

13

Основные правила и понятия шахматной игры

1

1

14

Сравнительная характеристика
ценность фигур.

15

1

1

1

1
1

и

относительная

1

1

1

Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха.

1

1

16

Мат - цель игры.

1

1

17

Рокировка.

1

1

18

Шахматная партия. Начало
Правила и законы дебюта.

1

1

19

Ничья.

1

1

20

Символы шахматных фигур

21

Тактика игры

1

1

22

Стратегия игры

1

1

шахматной

партии.

1

1

1

23

Сеансы одновременной игры

5

5

24

Соревнования

5

5

25

Итоговое занятие. Подведение итогов года

1

1

22

34

Итого:

12

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Дата
п/п

Тема урока

Содержание

1

Техника безопасности на
занятиях, личная гигиена и
гигиенические требования.
Повторение, что за игра
шахматы.

Основы знаний техники
безопасности на занятиях,
воспитание ценностных
ориентаций на здоровый образ
жизни и привычки соблюдения
личной гигиены.

2

Поля, горизонталь,
вертикаль, диагональ,
центр. Ходы
шахматных фигур. Шах,
мат, пат. Начальное
положение.

Знакомство с основными
понятиями:
Горизонтали,
Вертикали
Диагонали
Центр, фланги.

3

Основные
правила
и
понятия шахматной игры.
Сравнительная
Правила игры, ценность фигур
характеристика
и
относительная
ценность
фигур.

4

Повторение.
шах?

5

Требуется объявить шах
неприятельскому королю.
Повторение. Что такое мат Приводится ряд положений, в
и пат?
которых ученики должны
определить: дан ли мат черному
королю.

6

Повторение. Ничья.

Варианты ничьей. Пат. Отличие
пата от мата. Примеры на пат.

7

Повторение. Рокировка.

Правила рокировки.

8

Повторение. Основные
законы дебюта

Обеспечить позиции в центре и
открыть дорогу фигурам.

9

Повторение. Ловушки

Учебная игра

Что

такое

Что такое шах. Понятие о шахе.
Шах ферзем, ладьёй, слоном,
конем, пешкой.

Примечание

«Детский мат»
10

Повторение. Начала
шахматных партий.

11

Мат в один ход. Мат в один
ход ферзем, ладьей, слоном
Ценность фигур
конем, пешкой (простые
примеры)

12

Две ладьи против короля

Ценность фигур

13

Ферзь и ладья против
короля

Ценность
фигур.Правила
турнирного поведения.

Ферзь и король против
короля

Ценность фигур.
Сравнительная сила фигур.
Достижение
материального
перевеса.

Ладья и король против
короля

Ценность фигур.
Сравнительная сила фигур.
Достижение
материального
перевеса.

Открытый шах. Двойной
шах

Техника матования одинокого
короля. Достижение
материального перевеса.

Защита от шаха

Король должен защититься от
шаха.

Матовые комбинации

Начало шахматной партии.
Самые общие представления о
том, как начинать шахматную
партию.
Правила и законы дебюта.
Игра
всеми
фигурами
из
начального положения.

Тактика игры

Учебная игра

Стратегия игры

Изучение
символов.
Изображение шахматных фигур
в книгах

Сеансы одновременной
игры

Понятие
о
тактике
и
комбинации.
Основные
тактические
приемы.
Практические занятия: разбор
специально
подобранных
позиций,
решение
тематических этюдов.

14

15

16

17

18

19
20

21

Значимость
превращение

пешки

и

ее

Соревнования

22

23

Итоговое занятие.
Подведение итогов года

Определение стратегии.
Целесообразное развитие фигур,
выбор плана,
централизация. Практические
занятия: разбор и разыгрывание с
партнером специально
подобранных позиций.
Подведение итогов года

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сухин И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное
пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ.и проф. обр. РФ. М..
ПОМАТУР. 2000г.
2. Шахматный словарь. М. ФиС. 1968 г.
3. Шахматы - школе. М. Педагогика. 1990 г.
4. Гик Е.А. Беседы о шахматах. - М., 1985
5. Костьев А.Н. Учителю о шахматах. – М., 1986
6. В. Костров, Д.Давлетов «Шахматы» Санкт-Петербург 2001г.
7. В.Хенкин
«Шахматы для начинающих» М.: «Астрель» 2002г.
8. И.Г. Сухин «Шахматы – школе первый год обучения 1500 малофигурных позиций,
пособие для учителя» издательство «Духовное возрождение», 2012 г.
9. И.Г. Сухин «Шахматы второй год или учись и учу, пособие для учителя»
издательство «Духовное возрождение», 2012 г.
10. И.Г. Сухин «Шахматы третий год или учись и учу, пособие для учителя»
издательство «Духовное возрождение», 2012 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».