ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Шахматы» для 1-4 классов составлена в соответствии с нормативными документами: 1. Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. №145- ФЗ, от 06.04.2015 г. №68 – ФЗ, от 19.12.2016 г. от 26.07.2019 г. N 232-ФЗ). 2. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей». 3. Примерной программы по шахматам. 4. Программы к завершённой предметной линии учебников «Шахматы в школе» для 1-4 классов под редакцией Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой. 5. Программы дополнительного образования детей МОУ-СОШ № 4 за 20232024 уч. год. Цель курса «Шахматы»: 1. равномерное развитие логического и физического интеллекта детей. 2. формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное развитие посредством занятий шахматами и физической культурой. Задачи преподавания шахмат в школе: Общие: - гармоничное развитие детей, увеличение объѐма их двигательной активности, укрепление здоровья; - обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам; - выявление, развитие и поддержка одарѐнных детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях; - развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, интеллектуально – спортивным подвижным играм, различным формам активного отдыха и досуга. Образовательные: - освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития шахмат; - освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур, особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально – спортивных подвижных игр; - овладение приемами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых положениях; - освоение принципов игры в дебюте, методов краткосрочного планирования действий во время партии; - обучение новым двигательным действиям средствами шахмат и использование шахматной игры в прикладных целях для увеличения двигательной активности и оздоровления; - обучение приѐмам и методам шахматной борьбы с учетом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников. Оздоровительные: - формирование представлений об интеллектуальной и физической культуре вообще и о шахматах в частности; - формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных, эмоциональных и двигательных проявлений; - укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей их организма; - формирование у детей культуры движений, обогащение их двигательного опыта интеллектуально – спортивными подвижными играми, как средствами шахмат, так и физическими упражнениями с общеразвивающей направленностью. Воспитательные: - приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и физическими упражнениям, играм, и использование их в свободное время; - воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности; - воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуально – физкультурным занятиям. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов: принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом; принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира; принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора; принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности. Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них. Настоящая программа включает в себя два основных раздела: «Теоретические основы и правила шахматной игры»; «Практико-соревновательная деятельность». В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены исторические сведения, основные термины и понятия, а также образовательные аспекты, ориентированные на изучение основ теории и практики шахматной игры. Раздел «Практико-соревновательная деятельность» включает в себя сведения об организации и проведении шахматных соревнований, конкурсов по решению задач, шахматных праздников. В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики ориентируют учителя на порядок освоения знаний в области данного вида спорта. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ. Программа разработана для учащихся 1–4 классов и рассчитана на изучение материала в смешанной группе в течение 34 часов. В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение предмета «Шахматы» отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа. Учебно-тематический план 1-4 классы № 1 2 Содержание программного материала Теоретические основы и правила шахматной игры Практико - соревновательная деятельность Итого часы 23ч 11ч 34ч ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание учебного предмета «Шахматы» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В центре образовательного процесса теперь стоит личность ребёнка, для которой одинаково важное значение имеют как знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения, так и способность и готовность успешно решать жизненные задачи, плодотворно работать в группе, быстро реагировать на вызовы экономического прогресса и рынка труда. В этой связи содержание программы «Шахматы в школе» при её соответствии целевым установкам системы начального общего образования имеет следующие ценностные ориентиры: – воспитание у учащихся чувства гордости за свою Родину и сопричастности к её истории; – формирование способности воспринимать мир как единое целое при всём разнообразии культур, национальностей, религий; – обучение доброжелательному, доверительному и внимательному отношению к людям; – развитие готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; – воспитание уважения к окружающим (умение слушать и слышать партнёра, признание права каждого на собственное мнение и способность принять самостоятельное решение с учётом позиции всех участников процесса) и их труду; – развитие ценностно-смысловой и познавательной сферы личности обучающегося, самостоятельности, инициативности и любознательности, чувства ответственности, желания и умения учиться, стремления к самообразованию и самовоспитанию; – формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, способности критично относиться к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; – воспитание целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; – информирование о необходимости заботиться о собственном здоровье и укреплять его, уметь противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности. Одним из результатов обучения шахматам является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей. Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования. Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур. Ценность общения — понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО. Личностные результаты освоения программы – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала. - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации; - формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой; - формирование основ шахматной культуры; - понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья; - понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни; - наличие мотивации к творческому труду, работе на результат; - готовность и способность к саморазвитию и самообучению; - уважительное отношение к иному мнению; - приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками; умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей; - умение управлять своими эмоциями; - дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; - навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат; - оказание бескорыстной помощи окружающим. Метапредметные результаты освоения программы - характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных. Познавательные УУД: - умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры; - овладение способом структурирования шахматных знаний; - овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий; - овладение способом поиска необходимой информации; - умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера; - овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач; - умение строить логические цепи рассуждений; - умение анализировать результат своих действий; - умение воспроизводить по память информацию; - умение устанавливать причинно – следственные связи; - умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения. Коммуникативные УУД: - находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций; - формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности; - умение донести свою позицию до других; - умения учитывать позицию партнера (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Регулятивные УУД: - умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Предметные результаты освоения программы – характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета. – формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации; – овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.); – взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом; – выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций; - развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Теоретические основы и правила шахматной игры (23ч) Сведения из истории шахмат. История появления шахмат на Руси. Роль шахматной игры в современном обществе. Базовые понятия шахматной игры. Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения. Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приемы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака на равносторонних и разносторонних рокировках, основы анализа шахматной партии, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей. Практико-соревновательная деятельность (11ч) Конкурсы решения позиций. Соревнования. Шахматный праздник. Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники. Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 1- 4 классов, а также специфики коллектива. В связи с тем, что результат обучения по курсу «Шахматы» невозможно выразить цифровой оценкой при изучении курса используется зачетная система оценивания. Планируемые результаты В результате освоения программы «Шахматы в школе» учащиеся должны знать /применять: – правила техники безопасности во время занятий; – историю возникновения и развития шахматной игры; – имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой вклад они внесли в развитие шахмат; – вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры; – историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, физическими, духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист - спортсмен; – историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России; – приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности К концу учебного года учащиеся должны: уметь объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые и черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, паи, ничья; знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятие каждой фигуры; иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнера; ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса; правильно располагать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход; знать, что такое ничья, пат и вечный шах; знать цену каждой шахматной фигуры; усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, ферзем и королем; владеть способом взятие на проходе; записывать шахматную партию; уметь играть целую шахматную партию с партнером от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнера. уметь видеть нападение со стороны партнера, защищать свои фигуры, нападать и создавать свои угрозы; защищать свои фигуры от нападения и угроз; решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигур, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи; ставить мат одинокому королю ладьей и королем; разыгрывать шахматную партию с партнером от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте; реализовать большое материальное преимущество. владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат»; понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в начале партии; знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля; уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое материальное преимущество; принимать участие в шахматных соревнованиях. владеть основными шахматными позициями, владеть основными элементами шахматной тактики и технике расчета вариантов в практической игре, находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два-три хода, знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте, открытые дебюты и их теоретические варианты, уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках, разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать теоретические позиции, уметь реализовывать материальное преимущество, принимать участие в шахматных соревнованиях. Первый год обучения Содержание раздела Из истории шахмат Базовые понятия шахматной игры Тематическое планирование Характеристика видов деятельности учащихся Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры Имеют представление об истории Основные содержательные линии Сведения о возникновении шахмат и возникновения шахмат и появления их на появлении их на Руси, первое знакомство с Руси. чемпионами мира по шахматам и ведущим шахматистом мира. Знают основные шахматные термины: белое Основные содержательные линии Изучение основ шахматной игры: шахматная и черное поле, горизонталь, вертикаль, доска, шахматные фигуры, начальная диагональ, центр, начальное положение, позиция фигур, шахматная нотация, ценность белые и черные, ход, взятие, взятие на фигур, нападение, взятие, шах и защита от проходе, длинная и короткая рокировка, шах, шаха, мат, пат, рокировка, взятие на проходе, мат, пат, ничья. Знают правила хода и взятие превращение пешки, матование одинокого каждой фигуры. короля различными фигурами, начало Умеют правильно располагать шахматную шахматной партии, материальное доску и расставлять фигуры перед игрой, преимущество, правила шахматного этикета, записывать шахматную позицию и партию, дебютные ошибки. рокировать и объявлять шах , ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход, играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса, разыгрывать партию с партнером. Соблюдают правила поведения за шахматной доской. Раздел 2. Практико - соревновательная деятельность Соревнования Основные содержательные линии Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса» Умеют правильно располагать шахматную доску и расставлять фигуры на ней, играть партию от начала до конца с записью, пользоваться шахматными часами. № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ( 34 часа) Тема урока Содержание урока История появления шахмат на Руси. Беседа о важности соблюдения правил техники безопасности на занятиях по Зарождение шахматной культуры в России шахматам. Знакомство с материалом об истории появления шахмат на Руси, о том, как в России начала формироваться шахматная культура Основные принципы игры в дебюте Дополнение знаний об игре в дебюте новыми сведениями: роль центра, создание численного превосходства Перевес в развитии фигур Раскрытие понятия «мобилизация фигур для получения численного превосходства» Атака на короля Раскрытие плана атаки на короля при односторонней и разносторонней рокировках, а также плана атаки на короля, оставшегося в центре Перевес в пространстве Способы игры при пространственном перевесе, способы достижения пространственного перевеса Оценка позиций Рассказ о том, что необходимо делать для того, чтобы правильно оценить позицию во время шахматной партии План игры Разбор схемы моделирования плана игры, раскрытие цели планирования Выбор хода Алгоритм выбора хода, форсированные и нефорсированные варианты, профилактика. Учимся думать за партнёра Открытые дебюты Многообразие открытых дебютов. Итальянская партия, защита двух коней Полуоткрытые дебюты Многообразие полуоткрытых дебютов. Сицилианская защита, Французская защита Закрытые дебюты Многообразие закрытых дебютов. Славянская защита Гамбиты Королевский гамбит Тактический прием «мельница» Знакомство с тактическим приёмом «мельница». Решение дидактических заданий Тактический прием «перекрытие» Знакомство с тактическим приёмом «перекрытие». Решение дидактических заданий Тактический прием «рентген» Знакомство с тактическим приёмом «рентген». Решение дидактических заданий Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Отработка на практике материала уроков 13–16 Анализ шахматной партии: выбери ход Разбор и анализ партий чемпионов мира и ведущих шахматистов мира Шахматный турнир Игровая практика 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. Шахматный турнир Шахматный турнир Шахматный турнир Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля Игровая практика Игровая практика Игровая практика Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями; способами защиты за слабейшую сторону и способами игры на выигрыш за сильнейшую сторону; изучение приёмов «построение моста», «отталкивание плечом», знакомство с позицией Филидора и позицией Лусены Простейшие ладейные эндшпили: ладья с Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями; способами защиты за пешкой и королем против ладьи и короля слабейшую сторону и способами игры на выигрыш за сильнейшую сторону; изучение приёмов «построение моста», «отталкивание плечом», знакомство с позицией Филидора и позицией Лусены Простейшие ладейные эндшпили: ладья с Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями; способами защиты за пешкой и королем против ладьи и короля слабейшую сторону и способами игры на выигрыш за сильнейшую сторону; изучение приёмов «построение моста», «отталкивание плечом», знакомство с позицией Филидора и позицией Лусены Простейшие ладейные эндшпили: ладья с Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями; способами защиты за пешкой и королем против ладьи и короля слабейшую сторону и способами игры на выигрыш за сильнейшую сторону; изучение приёмов «построение моста», «отталкивание плечом», знакомство с позицией Филидора и позицией Лусены Простейшие ладейные эндшпили: мат двумя Знакомство с простейшими легкофигурными окончаниями: техника матования двумя слонами одинокому королю слонами Простейшие легкофигурные окончания: мат Знакомство с простейшими легкофигурными окончаниями: техника матования конем и слоном одинокому королю слоном и конём Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Отработка на практике материала уроков 22–27 Роль шахмат в жизни человека. Как стать Советы чемпионов мира юным шахматистам. Зачем учиться шахматной игре сильным шахматистом Шахматный турнир Игровая практика Шахматный турнир Игровая практика Шахматный турнир Игровая практика 33. Шахматный турнир 34. Шахматный праздник Игровая практика Решение заданий, игровая практика Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса Для реализации программы в кабинете имеется необходимое оборудование: Шахматные доскимагнитная шахматная доска-1 Шахматные часыНапольные шахматы-1 Программа обеспечена следующим методическим комплектом: 1. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе первый (второй, третий, четвертый) год обучения»: учебник.- М.: Просвещение, 2017 2. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе первый (второй, третий, четвертый) год обучения»: рабочая тетрадь.- М.: Просвещение, 2017 3. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе первый (второй, третий, четвертый) год обучения»: методические рекомендации.- М.: Просвещение, 2017 Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся классов и специфики коллектива.