ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность курса Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения — метапредметная задача, требующая осмысленной и слаженной работы педагогов-психологов, классных руководителей, учителей-предметников, которая должна решаться в течение всего обучения в школе при поддержке семьи и общества. Процесс профессионального самоопределения проходит не сколько этапов. На начальную школу приходится пропедевтический этап, на котором происходит формирование начальных трудовых навыков и позитивного отношения к профессиональной деятельности. Основные методы обучения младших школьников: словесные (рассказ, беседа, чтение и обсуждение литературных произведений), наглядные (демонстрация мультфильмов и познавательных видеороликов, рисунков, плакатов, схем, фотографий) и практические (выполнение упражнений, творческих заданий, решение кроссвордов; познавательные игры, экскурсии, встречи с интересными людьми, проектные работы, постановка спектакля). Для лучшего усвоения новой информации учащимися педагогу рекомендуется применять объяснительно-иллюстративный метод с использованием информационно-компьютерных технологий (ИКТ). Важна эмоциональная насыщенность занятий, которая достигается благодаря использованию обучающих и развивающих мультфильмов, музыкальных и литературных произведений, примеров из жизни. Занятия включают элементы психологической диагностики, направленной на определение интереса детей к различным видам деятельности. На 5–7 классы приходится ориентировочный этап. Учащиеся, опираясь на информацию, усвоенную в начальной школе, уже способны ориентироваться в мире профессий, осознавать свои профессиональные интересы, пробовать свои силы в различных видах профессиональной деятельности с использованием возможностей дополнительного образования. 8–9 классы — это определяющий этап. Если на предыдущих этапах решены соответствующие возрастные задачи, то пространство профессионального выбора учащихся 8–9 классов сужается до 2–3 направлений профильного обучения. К девятому классу важно осознавать не только свои профессиональные интересы, но и мотивы профессионального выбора, свои ограничения и воз1 можности, пути получения профессии. Актуальность выбора профессии и профиля обучения повышается к окончанию школы. Соответственно усиливается и профориентационная работа. Однако она не приносит желаемых результатов, если в начальной и средней школе не проводилась системная работа, направленная на изучение мира профессий и себя в этом мире, на формирование качеств, необходимых в любой профессиональной деятельности. Благодаря курсу внеурочной деятельности в начальной школе «Знакомство с миром профессий» можно компенсировать этот пробел и заложить фундамент своевременного, реалистичного и осознанного выбора профессии у старшеклассников. Научно-теоретическое обоснование курса При разработке концепции курса авторы опирались на идеи отечественных и зарубежных педагогов, психологов, философов, физиологов Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, А.А. Ухтомского, М. Шелера, Л. Колберга, А.А. Бодалёва, В.А. Иванникова, Н.С. Пряжникова, Е.Ю. Пряжниковой, Т.А. Флоренской, В.Э. Чудновского, Э. Деси, Р. Райана и др. При благоприятных условиях в человеке происходят позитивные изменения, которые в психологии определяются как «личностный рост» (К. Роджерс), «самоактуализация» (А. Маслоу), «самодетерминация» (Э. Дэси). Каждый возрастной этап связан с решением определённых задач. Если какая-либо задача не решена, то личностное развитие замедляется или искажается, что осложняет решение следующих задач. Одной из основных задач ребёнка 7–8 лет, согласно теории психосоциального развития личности (Э. Эриксон), является формирование «трудолюбиястарательности», включающее способность не бояться трудностей и доводить начатое до конца. Ещё одна задача этого возраста — формирование навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками. При этом особая роль отводится интериоризации (Л.С. Выготский) как процессу усвоения и принятия моделей поведения, норм и ценностей через слово, пример авторитетного человека, эмоционально окрашенные образы и проблемные ситуации, встроенные в систему занятий. Программа базируется на синтезе различных подходов: — деятельностном подходе, лежащем в основе ФГОС и направленном на формирование готовности к саморазвитию и не- 2 прерывному образованию, на построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся; — личностно-ориентированном подходе, учитывающем возрастные и индивидуальные особенности учащихся; — культурологическом подходе, предполагающем развитие личности средствами литературы, музыки, кино; — диалогическом подходе, стимулирующем развитие ценностно-смысловой и мотивационно-потребностной сферы детей и подростков; — аксиологическом подходе, раскрывающем возможности формирования мировоззрения как основы личностного и профессионального развития. Нормативно-правовая база программы курса 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021). 2. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся». 3. Национальный проект «Образование» на период с 2019 года по 2024 год (утв. Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204). 4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». 5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 гг. (утв. Распоряжением Правительства РФ от 20.12.2017 № 1642). 6. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 № 751). 7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р). 8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286). 9. Примерная рабочая программа воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 23.06.2022 № 3/22). 3 Общая характеристика курса В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования 1 указано, что организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью школьного образовательного процесса. В ходе внеурочных занятий реализуются программы, направленные на воспитание и социализацию учащихся. Важным элементом социализации младшего школьника является воспитание уважения к труду, интереса к различным видам деятельности, развитие учебной мотивации, знакомство с миром профессий. Учебно-методический комплект для начальной школы «Знакомство с миром профессий» открывает серию пособий «Твой билет в будущее» издательства «Русское слово — учебник». В УМК входят рабочие тетради с развивающими, творческими и диагностическими заданиями для школьников, методические рекомендации для проведения занятий в 1–4 классах и программа. Программа составлена на основе требований к результатам обучения, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Программа способствует сохранению единого образовательного пространства России, не ограничивая творческие инициативы учителей, предоставляя им выбор возможностей для реализации авторского подхода к решению задач профессионального самоопределения школьников. Программа построена с учётом индивидуальных способностей и интересов детей, а также специфики образовательных организаций, культурно-исторических и социально-экономических особенностей региона (города, села), требований рынка труда. Программа разработана на основе рекомендаций Примерной рабочей программы воспитания2. Это позволяет соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога на практике, ориентировать его не только на профессиональное самоопределение учащихся, но и на их интеллектуальное, нравственное и социальное развитие. Это проявляется: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286). 2 Примерная рабочая программа воспитания школьников (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 23.06.2022 № 3/22). 1 4 • в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания; • в возможности включения школьников в деятельность, организуемую образовательным учреждением в рамках модуля «Профориентация» программы воспитания; • в комплектовании разновозрастных групп школьников для организации их профориентационной деятельности; • в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих их вовлечённость в совместную с педагогом и родителями деятельность и возможность образования на её основе детско-взрослых общностей, значение которых для воспитания является ключевым. Цели и задачи изучения курса Цель: психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения младших школьников. Задачи: — формирование осознанного отношения к труду у младших школьников, интереса к профессионально-трудовой деятельности; — знакомство с понятиями «труд», «профессия», «предметы труда», «средства труда», «результаты труда», «униформа» и др.; — развитие речи, памяти, внимания, ассоциативного и логического мышления на материале, связанном с миром профессий; — воспитание личностных качеств, необходимых в любой профессиональной деятельности (трудолюбие, ответственность, аккуратность, дисциплинированность, доброжелательность, реалистичная самооценка); — воспитание уважительного отношения к труду; — создание условий для осознания учащимися своих способностей, интересов и возможностей в мире профессий; — формирование реалистичной самооценки у детей младшего школьного возраста; — развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников. Задачи и содержание программы с каждым годом усложняются. В процессе обучения школьники получают системное представление о профессиях в контексте основных сфер трудовой деятельности человека (медицина, бытовое обслуживание, промыш ленность, наука, искусство, транспорт, строительство, сельское хозяйство и т.д.). 5 Занятия в 1 классе направлены на адаптацию первоклассников к школьной жизни и активизацию их интереса к различным видам деятельности благодаря знакомству с представителями мира профессий и результатами их труда. Знакомство с понятиями «предметы труда», «профессионально важные качества», «труд», «работа», «профессия», «признаки профессии», «средства труда», «результаты труда» происходит в основном в игровой форме. Логическим завершением занятий в 1 классе станет психологическая диагностика профессиональных интересов первоклассников. Итоговое занятие можно провести в форме праздника «Все профессии важны, все профессии нужны» совместно с родителями первоклассников. В программу праздника следует включить викторины и конкурсы, выставку творческих работ учащихся. Занятия во 2 классе расширяют представления школьников о мире профессий и различных видах трудовой деятельности, знакомят с профессионально важными качествами. В ходе занятий школьники учатся дифференцировать предметы, цели, средства и результаты труда. Второй год обучения направлен на осознание школьниками ценности любого труда, воспитание деятельного интереса к труду и личностных качеств, лежащих в основе профессиональной успешности. Завершением работы может стать подготовка спектакля, посвящённого темам профессионального самоопределения на понятном, доступном детям языке. Занятия в 3 классе формируют системное понимание мира профессий, профессиональной деятельности, создают условия для осознания детьми своих склонностей, способностей, интересов и возможностей. Большое внимание уделяется профессионально важным качествам и созидательным жизненным ценностям. Важное значение в этот год обучения имеют игровые пробы, в ходе которых учащиеся применяют свои силы и способности в разных сферах деятельности, определяя свои возможности и их границы в среде самоопределения. В конце учебного года учащиеся участвуют в конкурсах творческих работ. Занятия в 4 классе дают представление об информации как предмете труда, знакомят детей с профессиями, связанными с информацией, а также с профессиями будущего в различных сферах деятельности (образование, медицина, сельское хозяйство, транспорт, космические технологии и др.). Четвёртый год обучения направлен на развитие мотивации достижения успеха. Учащиеся самостоятельно придумывают и реализуют профориентационные проекты, участвуют в конкурсах, «примеряют» профессиональные роли. 6 Каждый год обучения предусматривает использование таких видов профориентационной деятельности, как экскурсии и встречи с интересными людьми. Они оказывают большое влияние на формирование у детей интереса к профессиям и воспитание уважительного отношения к любому труду, так как сочетают в себе наглядность, высокую эмоциональность, доступность восприятия с возможностью анализировать, сравнивать и делать выбор. Место курса «Знакомство с миром профессий» в плане внеурочной деятельности Программа «Знакомство с миром профессий» предлагает оптимальное распределение учебных часов по разделам курса в соответствии с его логикой и психолого-возрастными особенностями учащихся. Она рассчитана на четыре года обучения. В 1 классе на реализацию программы отводится 33 часа, во 2, 3 и 4 классах по 34 часа. Рекомендуется проводить занятия один раз в неделю. Каждое занятие в 1 классе рассчитано на 35 мин, во 2–4 классах — на 45 мин. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗНАКОМСТВО С МИРОМ ПРОФЕССИЙ» 1 класс Раздел 1. Профессии, которые нас окружают (8 часов) Тема 1. Строительные профессии (2 часа) Кто построил школьный дом? Знакомство со строительными профессиями. Чтение и обсуждение сказки С.В. Михалкова «Три поросёнка». Выполнение задания в рабочей тетради «Чьи это вещи?». Просмотр мультфильма «Строитель» (проект «Навигатум», кинокомпания «Парамульт», 2014). Подготовка и проведение интервью у родственников и знакомых «Строительные профессии». Тема 2. Профессии повар и кондитер (2 часа) Кто нас кормит? Знакомство с профессией повар. Просмотр мультфильма «Профессии повар и кондитер» (проект «Навигатум», кинокомпания «Парамульт», 2014). Выполнение задания в рабочей тетради «Фрукты и овощи». Подготовка и проведение репортажа «Школьные повара». Тема 3. Профессия врач (2 часа) Кто нас лечит? Знакомство с профессией врач. Просмотр и обсуждение мультфильма «Про бегемота, который боялся прививок» (студия «Союзмультфильм», 1966). Выполнение задания в рабочей тетради «Четвёртый лишний». Просмотр мультфильма «Добрый доктор Стоматолог» (проект «Навигатум», кинокомпания «Парамульт», 2014). Экскурсия в школьный медицинский кабинет. Тема 4. Профессии охранник и спасатель (2 часа) Кто нас защищает? Знакомство с профессиями охранник и спасатель. Выполнение задания в рабочей тетради «Собери пословицы». Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое». Знакомство с сайтом «Герои нашего времени». «Подвиги наших дней»: сообщения учащихся. Раздел 2. Мир труда и профессии (17 часов) Тема 5. Роль труда в жизни человека и общества (5 часов) Для чего люди работают? Беседа о роли труда в жизни человека и общества. Просмотр и обсуждение мультфильма «Почему родители ходят на работу?» (мультсериал «В мире профессий», проект 10 «Навигатум», кинокомпания «Парамульт», 2014). Выполнение задания в рабочей тетради о людях разных профессий. Чтение и обсуждение стихотворения Л.В. Куклина «Что было бы, если бы?..». «Если никто не пойдёт на работу…». Коммуникативные игры и упражнения: «Если никто не пойдёт на работу…», «Комплименты», «Угадай, кто я?». Что такое труд? Труд людей и труд животных: основные отличия. Просмотр и обсуждение мультфильма «Кого пасут и доят муравьи?» (развивающий познавательный медиапроект для детей «Формула ума»). Знакомство с понятиями «средства труда», «виды труда», «предметы труда». Творческое задание «Нарисуй иллюстрацию к пословице» в рабочей тетради. Чтение и обсуждение рассказа К.Д. Ушинского «Дети в роще». Что такое инструменты (средства труда)? Понятия «рабочий инструмент», «орудие труда», «средства труда». Просмотр фрагмента мультфильма «Всемирная история. Древний человек» («Занимательные уроки Р. Саакаянца»). Выполнение заданий в рабочей тетради «Найди и раскрась», «Бюро находок». Виды инструментов (средств труда). Коммуникативные игры и упражнения: «Повтори движения», «Исключи лишний инструмент». Выполнение задания в рабочей тетради «Какие бывают инструменты?». Тема 6. Понятие «профессия» (2 часа) Что такое профессия? Понятие «профессия», основные признаки профессий. Выполнение заданий в рабочих тетрадях «Чем занимаются эти люди?», «Угадай профессию». Загадки-подсказки. Профессия, работа, занятие. Игра «Профессии сказочных героев». Беседа на тему «Работа профессионала». Просмотр и обсуждение мультфильма «Все профессии важны, все профессии нужны» (проект «Навигатум», кинокомпания «Парамульт», 2014). Тема 7. Какие бывают профессии? Предметы труда (8 часов) Какие бывают профессии? Работа с людьми. Понятия «предмет труда» и «профессионально важные качества». Классификация профессий по предмету труда. Профессии, в которых предметом труда является человек: учитель, врач, продавец, парикмахер, библиотекарь, официант. Выполнение заданий в рабочей тетради «Какого цвета профессия?», «Рассказ по картинке». Просмотр и обсуждение мультфильма «Учительница» по стихотворению В. Малкова «Пришла учительница в класс» (детская студия экранного творчества «Телескоп», 2012). 11 Какие бывают профессии? Работа с техникой. Понятие «техника». Профессии, в которых предметом труда является техника: сантехник, строитель, нефтяник. Выполнение заданий в рабочей тетради «Уга дай профессию», «Закончи ряд». Просмотр и обсуждение мультфильма «Фока — на все руки дока» (студия «Союзмультфильм», 1972). Встреча с представителями профессии группы «Техника». Какие бывают профессии? Предмет труда — природа. Профессии, в которых предметом труда является природа (лесник, егерь, садовод). Понятие «природа». Выполнение заданий в рабочей тетради «Назови одним словом», «Угадай по силуэту», «Угадай профессию», «Помоги садоводу». Просмотр и обсуждение мультфильма «Чинк» по одноимённому рассказу Э. Сетон-Томпсона (студия «Союзмультфильм», 1992). Экскурсия на тему «Предмет труда — природа» (в ветеринарную клинику, кинологический клуб, зоопарк, на ферму, дельфинарий и т.д.). Какие бывают профессии? Предмет труда — искусство. Понятия «искусство», «художественный образ», «талант». Профессии, в которых предмет труда — искусство: музыкант, художник. Просмотр и обсуждение мультфильма «Иван Шишкин. Сказка о пропавших медвежатах» (серия «Всемирная картинная галерея с тётушкой Совой», студия ООО «Маски», 2008). Выполнение заданий в рабочей тетради «Угадай профессию», «Дорисуй фигуры». Чтение и обсуждение евангельской притчи о талантах. Чтение и обсуждение стихотворения Р. Сефа «Странное дело». Встреча с представителями профессии в сфере искусства. Игра «Какая профессия самая…?». Тема 8. Результаты труда (2 часа) Что такое результаты труда? Понятие «результат труда». Просмотр и обсуждение мультфильма «История о девочке, наступившей на хлеб» по мотивам сказки Х.К. Андерсена (студия «Киевнаучфильм», 1986). Выполнение заданий в рабочей тетради «Люди и вещи», «Пятый лишний». Игра «Профессия по ассоциации». Раздел 3. Я выбираю профессию (6 часов) Тема 9. Профессии наших родителей (2 часа) Профессии моей семьи. Чтение и обсуждение стихотворения Г.Р. Граубина «Прадеды». Понятие «условия труда». Выполнение задания в рабочей тетради «Дерево профессий». Выставка рисунков «Дерево профессий моей семьи». 12 Тема 10. Профессия моей мечты (4 часа) Какое дело мне по душе? Выполнение задания в рабочей тетради «Кем быть?» по методике Е.А. Климова «Дифференциально-диагностический опросник», адаптированной к младшему школьному возрасту. Моя будущая профессия. Игра «Аукцион профессий». Выполнение заданий в рабочей тетради «Закончи предложения», «Нарисуй профессию своей мечты». «Моя любимая профессия»: встречи с интересными людьми. Итоговое повторение (2 часа) Итоговое повторение по курсу «Знакомство с миром профессий» в 1 классе. Подготовка и проведение праздника «Все профессии важны, все профессии нужны». 2 класс Раздел 1. Повторение изученного в 1 классе (2 часа) Тема 1. Что мы знаем о профессиях? (1 час) Что мы знаем о профессиях? Актуализация знаний, полученных в 1 классе, о труде, профессиях, средствах и предметах труда. Упражнения «Загадки-подсказки», «Сходства и различия», «Покажи профессию». Выполнение заданий в рабочей тетради «Чьи это инструменты?», «Предметы труда». Решение кроссворда в рабочей тетради (работа в группах). Тема 2. Профессии в жизни и сказке (1 час) Профессии в жизни и сказке. Беседа о профессиях и средствах труда. Выполнение задания в рабочей тетради «Незнайка и его друзья». Упражнение «Говорящие фамилии». Викторина для знатоков книги Н.Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Выполнение творческого задания в рабочей тетради «Новые герои Цветочного города». Раздел 2. В мире профессий (18 часов) Тема 3. Кто создаёт мебель? (1 час) Кто создаёт мебель? Профессии, которые связаны с производством мебели: лесозаготовитель, водитель лесовоза, резчик по дереву, плотник, дизайнер мебели, конструктор, столяр, токарь, сборщик мебели и др. Чтение стихотворения И.М. Бартош «Кто сделал стол?». Выполнение заданий в рабочей тетради «Этапы создания мебели», «Заготовка древесины (средства труда)», «Что сделано из дерева?». Чтение и обсуждение отрывка из стихотво- 13 рения В.В. Маяковского «Кем быть?». Выполнение упражнения «Кубики» в рабочей тетради. Обсуждение истории «Секрет дровосека». Решение кроссворда в рабочей тетради (работа в группах). Тема 4. Кто нас кормит? (3 часа) Откуда берутся продукты? Игра-разминка «Съедобное-несъедобное». Упражнение «Что общего?». Чтение и обсуждение главы «Откуда берётся каша?» из книги «Приключения Бабахина и его друзей». Профессии сельского хозяйства: селекционер, агроном, тракторист, растениевод, комбайнёр, животновод. Выполнение заданий в рабочей тетради «Профессии сельского хозяйства», «Угадай профессию». Путь от поля до стола. Профессии, которые относятся к производству продуктов питания: технолог, контролёр, товаровед, повар, кондитер. Выполнение заданий в рабочей тетради «Кто нас кормит?», «Первый повар на земле», «Средства труда повара». Просмотр и обсуждение мультфильма «Повар и кондитер» (мультсериал «Навигатум: калейдоскоп профессий», кинокомпания «Парамульт», 2014). Профессиональные качества повара. Решение кроссворда в рабочей тетради (работа в группах). Экскурсия на хлебозавод или кондитерскую фабрику. Тема 5. Профессии в транспорте (3 часа) Какой бывает транспорт? Понятия «техника», «транспорт», «транспортные средства». Рассказ учителя о первых транспортных средствах и видах транспорта (водный, воздушный, сухопутный). Знакомство с профессиями транспортной сферы. Выполнение заданий в рабочей тетради «Виды транспорта», «Спецтранспорт», «Угадай профессию». Игра «Виды транспорта и транспортные средства». Как работает транспорт? Чтение и обсуждение главы «Как работает транспорт» из книги «Приключения Бабахина и его друзей». Выполнение заданий в рабочей тетради «Чем питается транспорт?». Просмотр и обсуждение отрывка из мультфильма «Незнайка за рулём» (творческое объединение «Экран», 1972). Понятия «личный транспорт», «общественный транспорт», «грузовой транспорт», «пассажирский транспорт». Упражнения «Знаки дорожного движения», «Как вести себя на пешеходном переходе». Решение кроссворда в рабочей тетради (работа в группах). Экскурсия в автобусный парк или метро. Тема 6. Создание и обслуживание техники (2 часа) Кто создаёт и ремонтирует машины? Профессии, связанные с созданием и обслуживанием техники. Рассказ учителя о зна- 14 менитых учёных-изобретателях. Выполнение заданий в рабочей тетради «Знаменитые изобретатели». Чтение и обсуждение рассказа Е.А. Пермяка «Как самовар запрягли». Просмотр видеоролика Горьковского автомобильного завода «Как собирают машины ГАЗ». Просмотр мультфильма «Профессия — автослесарь» (проект «Навигатум: калейдоскоп профессий», кинокомпания «Парамульт», 2014). Выполнение задания в рабочей тетради «Автомобильный доктор». Профессиональные качества инженера и автослесаря. Профессия инженер. Викторина «Великие изобретатели». Чтение и обсуждение главы «Кто такие инженеры?» из книги «Приключения Бабахина и его друзей». Выполнение заданий в рабочей тетради «Что нужно инженеру?», «Транспорт будущего». Тема 7. Профессии в энергетике (2 часа) Как делают электричество? Профессии, связанные с производством электроэнергии: инженер-энергетик, электромонтёр, электрослесарь, электрик. Понятия «энергия», «энергетика», «электричество», «электростанция». Правила безопасного обращения с электроприборами. Чтение и обсуждение главы «Как делают электричество?» из книги «Приключения Бабахина и его друзей». Просмотр обучающего мультфильма «Осторожно, электричество!» (мультсериал «Фиксики. Фикси-советы», продюсерская компания «Аэроплан», 2014). Выполнение заданий «Свет в доме», «Источники энергии» и упражнения «Перепутанные линии» в рабочей тетради. Профессиональные качества электрика. Как добывают нефть и газ? Профессии, связанные с производством газа и нефтепродуктов: геолог, инженер по бурению, инженер-технолог. Рассказ учителя «Для чего нам нефть и газ?», «Этапы работы с нефтью и газом». Просмотр и обсуждение мультфильмов «Про нефть» (музей геологии, нефти и газа, г. Ханты-Мансийск) и «Секреты природного газа» (по заказу ОАО «Кировоблгаз», студия Milky Johnny). Просмотр видеоролика о профессии геолог. Выполнение задания в рабочей тетради «Профессия геолог». Решение кроссворда в рабочей тетради (работа в группах). Знакомство с сайтом просветительского проекта «Моя энергия». Тема 8. Профессии пожарный, спасатель и полицейский (2 часа) Важная работа — защита и забота. Профессии, связанные с охраной правопорядка, спасением и защитой людей от стихийных бедствий: пожарный, спасатель, полицейский. Службы экстренной помощи. Выполнение заданий «Кто нас защищает?», 15 «Третий лишний», «Номера экстренных служб» в рабочей тетради. Просмотр мультфильмов «Профессия — полицейский (участковый)» (проект «Навигатум: калейдоскоп профессий»), «Полицейский», «Пожарный» (проект «Навигатум: в мире профессий»). Профессиональные качества пожарного, спасателя, полицейского. Игры на внимательность и наблюдательность. Экскурсия в пожарную часть или Учебный центр МЧС. Тема 9. Настоящий руководитель (1 час) Настоящий руководитель. Понятия «руководитель», «управляющий», «менеджер». Качества хорошего руководителя. Чтение и обсуждение стихотворения И.М. Бартош «Начальник». Выполнение заданий в рабочей тетради «Жил отважный капитан…», «Конкурс будущих начальников». Упражнение «Розовые очки». Тема 10. Кто работает с животными? (1 час) Кто работает с животными? Профессии, связанные с природой (животными): ветеринар, кинолог, дрессировщик, зоолог, орнитолог, грумер. Беседа на тему «Роль животных в нашей жизни». Домашние и дикие животные. Выполнение заданий в рабочей тетради «Собачья служба», «Работа с животными». Просмотр и обсуждение мультфильма «Профессия — ветеринар» (мультсериал «Навигатум: калейдоскоп профессий», кинокомпания «Парамульт», 2014). Рассказ учителя «Как дрессируют животных?». Просмотр видеоролика «Юрий Куклачёв и его кошки» (12.04.2017). Упражнение в рабочей тетради «Найди всех животных». Тема 11. В мире искусства (3 часа) Профессии театра и кино. Расширение знаний о творческой деятельности и профессиях, связанных с театром и кино. Просмотр фрагмента документального фильма о создании мультфильмов: Олег Анофриев озвучивает мультфильмы «В порту», «Как Львёнок и Черепаха пели песню» (1994). Просмотр фрагмента документального фильма о процессе озвучивания мультфильма «Три богатыря». Упражнение «Интонация». Качества, необходимые в работе актёра. Средства труда представителей творческих профессий. Выполнение задания в рабочей тетради «Работа артиста». Игра «Кто назовёт последним?». Путешествие в мир творческих профессий. Расширение знаний о творческих профессиях. Игра «Угадайка». Выполнение задания «Творческие профессии» в рабочей тетради. Беседа на тему «Роль искусства в жизни человека и общества». Игра «Творческие занятия». Экскурсия в театр (театральное закулисье) или на киностудию. 16 Раздел 3. Человек выбирает профессию (3 часа) Тема 12. Мастера своего дела (1 час) Мастера своего дела. Понятия «мастер», «мастерство», «профессионал». Качества профессионала. Чтение и обсуждение стихотворения Юлиана Тувима «Всё для всех». Чтение и обсуждение рассказа Е.А. Пермяка «Самоходные лапотки». Выполнение заданий в рабочей тетради «“Три кита” профессионального успеха», «Пословицы о труде». Роль органов чувств в профессиональной деятельности. Выполнение заданий в рабочей тетради «Органы чувств», «Профессионально важные качества». Тема 13. «Мужские» и «женские» профессии (1 час) «Мужские» и «женские» профессии. Знакомство с гендерной спецификой профессий. Просмотр видеоролика «Мужские и женские профессии». Мужские и женские качества. Выполнение заданий в рабочей тетради «Занятия древних людей», «Угадай профессию», «“Мужские” или “женские” профессии?». Тема 14. Я познаю себя (1 час) Я познаю себя. Понятия «самопознание», «самооценка». Выполнение заданий «Какой я?», «Кем быть?», «Жители Изумрудного города», «Что мне нравится?» в рабочей тетради. Раздел 4. Коллективный творческий проект (11 часов) Подготовка праздника профессий. Выпуск стенгазет и оформление стендов. Инсценировка сказки И.М. Бартош «Самоходные ботинки»: подготовка к спектаклю, репетиции и работа над музыкальным оформлением, костюмами и декорациями. Праздник профессий. Выставка детских рисунков. Конкурс стенгазет. Премьера спектакля «Самоходные ботинки». 3 класс Раздел 1. Как люди выбирают профессию? (10 часов) Тема 1. Что мы знаем о себе? (4 часа) Мир моих интересов и увлечений. Повторение изученного во 2 классе. Понятия «труд», «работа», «профессия». Беседа на тему «Роль увлечений в жизни человека» («Как через увлечения человек может реализовать свои интересы, развивать возможности и помогать окружающим?»). Выполнение заданий в рабочих тетрадях «Ромашка увлечений», «Закончи предложения». Игровое упражнение «Мои увлечения». 17 Мои достижения и мои недостатки. Знакомство детей с содержанием профориентационного портфолио. Роль портфолио и творческих успехов ребёнка в выборе профессии. Игра «Я умею, я могу». Роль самопознания в выборе профессии. Знакомство с понятиями «медицинские противопоказания», «способности», «склонности». Выполнение задания в рабочей тетради «Какой я?». Творческие задания «Мои достижения», «Я мечтаю быть…». Презентация портфолио «Мои достижения». Кем я хочу стать? Просмотр и обсуждение мультфильма «Кем я хочу стать, когда вырасту» (проект «Навигатум», кинокомпания «Парамульт»). Беседа на тему «Самые интересные и востребованные профессии». Профориентационная игра «Загадкиобманки». Тематическая игра «Конкурс знатоков профессий». Дискуссия на тему «Мой характер и выбор сферы деятельности». Выполнение задания в рабочей тетради «Мой герой». Игра «Я мечтаю быть...». Тема 2. Профессиональные качества (5 часов) Личностные качества и выбор профессии. Беседа на тему «Личностные качества и выбор профессии». Выполнение задания в рабочей тетради «Подходящие профессии» («Кем бы могли работать герои сказок?»). Упражнение на соотнесение профессий и личностных качеств. Талант, способности, успех. Почему важно развивать свои способности? Упражнение на соотнесение способностей с профессиями. Беседа на тему «Как развивать свои способности?». Понятия «талант» и «способности». Притча о талантах. Что такое «островок гениальности»? Что значит «достичь успеха»? Беседа на тему «У каждого — свой собственный успех». Знания и опыт. Зачем нужно учиться? Значимость труда в жизни человека и общества. Беседа на тему «Зачем нужно учиться?». Связь профессии и образования. Дискуссия на тему «Связь школьных предметов с современными профессиями». Навыки и выбор профессии. Формирование системного представления о мире профессий. Выполнение задания в рабочей тетради «Где пригодится?» (на соотнесение учебных предметов с профессиями). Что такое человеческие ценности? Понятия «человеческие ценности», «материальные ценности», «духовные ценности», «нравственные качества». Что может ценить человек? Дискуссия на тему «Ценности разных эпох». Что делает человека человеком? 18 Объяснение ценности нравственных качеств (доброта, умение помогать людям, честность, ответственность и др.). Выполнение задания в рабочей тетради «Прочитай пословицы». Беседа на тему «Как книги помогают нам быть хорошими людьми?». Выполнение задания в рабочей тетради «Ценности героев». Влияние ценностей человека на выбор профессии. Здоровый образ жизни как профессиональная ценность. Полезные привычки и здоровый образ жизни. Понятие «ответственность перед собой». Беседа на тему «Какие профессии помогают нам вести здоровый образ жизни?». Чтение и обсуждение отрывка из повести-сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Составление списка полезных привычек в рабочей тетради. Просмотр мультфильмов про зарядку и личную гигиену («Смешарики. Азбука здоровья», студия «Петербург»). Беседа на тему «Здоровый образ жизни как профессиональная ценность». Тема 3. Правила и ошибки выбора профессии (1 час) Правила и ошибки выбора профессии. Просмотр мультфильма «Все профессии нужны…» (проект «Навигатум», кинокомпания «Парамульт»). Беседа по теме «Для чего нужна профессия?». Обсуждение основных принципов выбора профессии. Между «хочу», «могу» и «буду полезен»: условия правильного выбора профессии. Понятия «цель», «средства», «целеполагание», «целеустремлённость». Беседа на тему «Ошибки при выборе профессии». Выполнение задания в рабочей тетради «Хочу, могу и буду полезен». Игровое упражнение «Верно — не верно». Раздел 2. Играя, выбираем (16 часов) Тема 4. Профессии в сфере образования (6 часов) Кто работает в школе? Школьные профессии и их функции. Упражнение «Цепочка вопросов». Тематическая игра «Чьи это вещи?» (средства труда тех, кто работает в школе). Выполнение заданий в рабочей тетради «Кто работает в школе?», «Один день из жизни…» (условия труда одной из школьных профессий). Профессионально важные качества педагога. Просмотр мультфильма «Профессия педагог» (проект «Навигатум», кинокомпания «Парамульт»). Выполнение задания в рабочих тетрадях «Важные качества педагога». Требования к личностным и профессиональным качествам педагога. Игровая проба «Учитель». Экскурсия в учебные кабинеты средней школы. Кто работает в кружках и секциях? Условия труда, личностные и профессиональные качества педагогов дополнительного обра- 19 зования. Просмотр мультфильма «Профессия тренер» кинокомпании «Парамульт» (проект «Навигатум»). Выполнение задания в рабочей тетради «Профессия тренер» (синквейн). Игровая проба «Тренер». Профессия воспитатель. Основные требования к профессии воспитатель. Выполнения заданий в рабочей тетради «Что необходимо воспитателю для работы?», «Профессиональные качества воспитателя». Игровая проба «Воспитатель». Встреча с профессионалом (психологом, логопедом или воспитателем группы продлённого дня). Тема 5. Профессии в сфере культуры и искусства (8 часов) Библиотекарь — хранитель книг. Профессии в сфере культуры и искусства. История профессии библиотекарь. Профессионально важные качества и средства труда работников библиотеки. Понятия «абонемент», «формуляр», «читатель», «читальный зал», «книжные полки». Выполнение задания в рабочей тетради «Библиотекарь» (заполнение формуляра читателя). Экскурсия в библиотеку. Знакомство школьников с залами библиотеки, с особенностями и условиями труда библиотекаря, правилами поведения в библиотеке, правилами обращения с книгами. Игровое упражнение «Найди книгу читателю». Кто работает в музее? Знакомство с музейными профессиями (хранитель, реставратор, музейный художник, экскурсовод, научный сотрудник, смотритель, музейный педагог и др.), их функциями, условиями и средствами труда. Профессиональные качества экскурсовода. Дискуссия на тему «Музейные секреты». Выполнение задания в рабочей тетради «Профессия экскурсовод». Игровая проба «Экскурсовод». Экскурсия в музей. Знакомство с профессионально важными качествами, условиями и средствами труда реставратора, музейного художника, экскурсовода, смотрителя и научного сотрудника в музее. Профессия дизайнер. Понятия «творчество», «творческие профессии», «декоративно-прикладное искусство». Профессионально важные качества и условия труда дизайнера. Обучающий мультфильм для детей «Дизайнер интерьера» (Детский телеканал «0!»). Выполнение задания в рабочих тетрадях «Дизайн моей комнаты». Ролевая игра «Творческая мастерская». Профессия флорист. Профессионально важные качества и условия труда флориста. Выполнение задания в рабочих тетрадях «Составь букет». Знакомство с правилами составления букетов из 20 сухоцветов и живых цветов. Составление букетов из сухоцветов и еловых веток. Конкурс творческих работ «Зимний букет». Профессия фотограф. История профессии фотограф. Условия труда и профессионально важные качества фотографа. Понятия «фотобутафория», «реквизит». Познавательный мультфильм для детей «Фиксики. Фотоаппарат» (ЗАО «Аэроплан», 2013). Игровая проба «Фотограф» (позирование и фотографирование, фотоколлаж). Выполнение задания в рабочей тетради «Дорисуй фигуры». Экскурсия в фотоателье или фотостудию. Тема 6. Профессии в сфере торговли (2 часа) Кто работает в магазине? Знакомство с профессиями сферы торговли: продавец, кассир, товаровед, маркетолог, логист, менеджер по продажам. Условия, средства, предметы труда этих профессий, их функции. Игра «Волшебный магазин». Выполнение задания в рабочих тетрадях «Менеджер по продажам». Профессиональные качества продавца. Просмотр мультфильма «Продавец» кинокомпании «Парамульт» (проект «Навигатум»). Выполнение задания в рабочих тетрадях «Важные качества продавца». Риски профессии продавец. Ролевая игра «Продавец». Вы полнение задания в рабочих тетрадях «Распредели товары по груп пам». Игра «Книга жалоб» (решение проблемных ситуаций). Раздел 3. Индивидуальные творческие проекты (8 часов) Тема 7. Профессии моей семьи (4 часа) Подготовка проекта «Дерево профессий моей семьи» (вместе с родителями). Презентация проектов «Дерево профессий моей семьи». Тема 8. Праздник профессий (4 часа) Подготовка праздника профессий. Создание творческих работ на темы «Моё любимое занятие» (рисунки и рассказы), «Путешествие в профессию» (фотографии, сделанные во время экскурсий), «Профессионалы в моей семье» (фотографии близких родственников в процессе их профессиональной деятельности), «Самая интересная профессия» (рисунки и рассказы). Праздник профессий. Выставка рисунков и чтение рассказов на тему «Моё любимое занятие». Фотовыставка/фотоконкурс «Путешествие в профессию» (выставка/конкурс фотографий, сделанных во время экскурсий). Фотовыставка/фотоконкурс «Профессионалы в моей семье». Выставка рисунков и чтение рассказов на тему «Самая интересная профессия». 21 4 класс Раздел 1. Повторение изученного в 1–3 классах (2 часа) Тема 1. Зачем людям трудиться? (1 час) Зачем людям трудиться? Повторение изученного в 1–3 классах. Упражнение «Угадай профессию». Беседа на тему «Роль труда в жизни человека и общества». Понятия «деятельность», «труд», «работа» и «профессия». Пословицы и поговорки о труде. Выполнение заданий в рабочей тетради «Мудрые высказывания о труде» и «Календарь полезных дел». Тема 2. Какие бывают профессии? (1 час) Какие бывают профессии? Повторение изученного в 1–3 классах: понятия «предмет труда», «средства труда», «профессионально важные качества». Беседа на тему «Какие бывают профессии?». Выполнение задания в рабочей тетради «Предметы труда». Профориентационная игра «Умники и умницы». Раздел 2. Информация как предмет труда (9 часов) Тема 3. Что такое информация и как её передают? (2 часа) Как передают информацию? Знакомство с новым предметом труда — информацией. Понятия «информация», «пиктограмма», «письменность», «текст», «буквы», «алфавит», «средства связи». Формы передачи информации. История возникновения письменности. Способы передачи информации. Выполнение заданий в рабочей тетради «Пиктограммы», «На чём писали в древности?», «Азбука Брайля». Профессии связи. Беседа на тему «Какие бывают средства связи?». Просмотр и обсуждение мультфильма «Буквы в ящике радиста» (СССР, студия «Киевнаучфильм», 1966). Будущее отрасли связи. Профессии в сфере электроники, связи и радиотехники. Выполнение задания в рабочей тетради «Профессии связи». Тема 4. Профессии, связанные с созданием книг (3 часа) История книги. История рукописной книги и книгопечатания (рассказ учителя). Понятия «манускрипт», «рукопись», «скрипторий», «миниатюра», «переплёт», «книгопечатание». Викторина «Древние книги». Просмотр и обсуждение отрывка из мультфильма «Гутенберг и книгопечатание» (познавательный мультсериал «Жили-были… первооткрыватели», Франция, 1994). Решение теста «История книги» в рабочей тетради. Как создаются книги? Знакомство с профессиями, связанными с изданием книг. Рассказ учителя о процессе создания книги. 22 Выполнение заданий в рабочей тетради «Последовательность событий», «Собери пословицу». Просмотр и обсуждение познавательного видеоролика «История книги: от папирусных свитков до электронных книг» от New Generation. Решение кроссворда в рабочей тетради (работа в группах). Игровая проба «Книжка-малышка». Тема 5. Средства массовой информации (2 часа) Профессии СМИ. Понятие «средства массовой информации» (СМИ). Какие бывают СМИ? Знакомство с профессиями, связанными со СМИ (журналист, репортёр, редактор, корректор, корреспондент, копирайтер и т.д.). Условия труда, личностные и профессиональные качества людей, работающих в СМИ. Выполнение задания в рабочей тетради «Профессия журналист» (синквейн). Профориентационная игра «Профессия журналист». Тема 6. Профессии IT-сферы (2 часа) Профессии и специальности IT-сферы. Понятия «робототехника», «информационные технологии», «программирование». Просмотр мультфильма «Программист» (проект «Навигатум», кинокомпания «Парамульт»). Беседа по теме «Что нужно, чтобы стать программистом?». Условия труда, личностные и профессиональные качества программиста. Выполнение задания в рабочей тетради «Список дел программиста». Игровая проба «Программист». Раздел 3. Маршрут в профессии XXI века (14 часов) Тема 7. Профессии будущего (12 часов) Как и почему исчезают профессии? Понятия «устаревшие профессии» и «новые профессии». Рассказ учителя «Куда исчезают профессии?». Задание в рабочей тетради «Несуществующие профессии». Беседа на тему «Почему люди меняют профессию?». Перспективные отрасли и профессии на ближайшие 15–20 лет. Решение кроссворда «Новые профессии» в рабочей тетради. Навыки и умения профессионала. Навыки soft skills и hard skills. Просмотр видеороликов «Hard skills vs Soft skills. Чего в тебе больше?» и «Что такое эмоциональный интеллект?» (видеопортал RUTUBE, канал «СберKids»). Беседа на тему «Что мешает людям развиваться, получать новые знания?». Навыки и умения, необходимые для профессионального роста в современном мире (коммуникабельность, критическое мышление, логическое мышление, эмоциональный интеллект, креативность, умение учиться самостоятельно, грамотная речь, умение работать в команде и др.). Ре- 23 шение судоку (упражнение на логику) в рабочей тетради. Практическое задание «Я в будущем». Упражнение «Угадай, кто я». JuniorSkills: чемпионат по профессиональному мастерству среди школьников. Знакомство с целями и задачами, компетенциями конкурса. Просмотр и обсуждение мультфильма «Что такое Джуниорскиллс?» (сериал «Калейдоскоп профессий», проект «Навигатум», спецвыпуск «Джуниорскиллс»). Выполнение задания в рабочей тетради «Мои навыки» (soft skills и hard skills). Обучение с увлечением (профессии тьютор, игропедагог). Понятия «тьютор», «игропедагог», особенности этих профессий. Отличия профессии учитель от профессий тьютор и игропедагог. Условия труда, личностные и профессиональные качества людей, работающих в современной школе. Знания и навыки, рабочее место учителя, тьютора, игропедагога. Игровая проба «Профессия игропедагог». Выполнение творческого задания «Школа будущего» в рабочей тетради. Медицина будущего. Медицинские профессии будущего: консультант по здоровой старости, ИТ-медик. Условия труда, личностные и профессиональные качества людей, работающих в сфере медицины и здравоохранения в будущем. Выполнение заданий «Рекомендации консультанта по здоровой старости», «Профессионально важные качества ИТ-медика» в рабочей тетради. Просмотр мультфильма «Консультант по здоровой старости» (кинокомпания «Парамульт», проект «Навигатум»). Проектировщик «умного дома». Беседа на тему «Умный дом: мечта или реальность?». Условия труда, личностные и профессиональные качества людей, участвующих в создании «умного дома». Выполнение задания в рабочей тетради «Для чего это нужно?». Игра «Безопасный дом». Профессии будущего в сельском хозяйстве. Профессии сити-фермер, ГМО-агроном, сельскохозяйственный эколог. Беседа на тему «Умное растениеводство». Условия труда в сельском хозяйстве в прошлом, настоящем и будущем. Просмотр мультфильма «Сити-фермер» (мультсериал «Калейдоскоп профессий», кинокомпания «Парамульт», проект «Навигатум»). Игра «Как вырастить зелень в городских условиях?». Ролевая игра «Первый шаг в профессию сити-фермер». Изучение особенностей развития растений на примере микрозелени. Выполнение заданий в рабочей тетради «Что выращивает сити-фермер?», «Кто чем занимается?». Профессии будущего в робототехнике. Беседа на тему «Какие роботы существуют?». Роботы для развлечения, в производстве, быту, медицине и космосе. Просмотр 50-й серии («Робото- 24 техника») мультфильма «Катя и Эф» (ООО «Студия Паровоз», АО «ЦТВ», 2019). Игра «Роботы вокруг нас». Выполнение задания в рабочей тетради «Кто создаёт роботов?». Транспорт будущего. Профессии водного, наземного и воздушного транспорта. Беседа по теме «Беспилотный транспорт и проблема безопасности движения». Профессии в области беспилотных технологий. Профессии будущего в транспорте: проектировщик высокоскоростных железных дорог, разработчик беспилотного транспорта. Профессионально важные качества разработчика беспилотного транспорта. Упражнение «Радар». Решение головоломки в рабочей тетради (филворд «Профессии беспилотного транспорта»). Кто ближе к звёздам? (космические профессии будущего). Знакомство с понятиями «космические технологии», «космическая станция». Профессии космонавт, астроном, космобиолог, космогеолог, инженер систем жизнеобеспечения, гид в сфере космотуризма, менеджер космотуризма. Секреты выращивания растений в космосе. Космотуризм — новейшее направление сферы развлечений и путешествий. Выполнение задания в рабочей тетради «Космические профессии». Экскурсия в детский технопарк «Кванториум» или учреждение дополнительного образования детей. Выставки рисунков «Профессии будущего», «Я в будущем». Тема 8. Играя, познаём (2 часа) Игра «Профессии прошлого, настоящего, будущего». Конкурс пантомим «В мире профессий будущего». Раздел 4. Правильный выбор профессии (3 часа) Тема 9. Что значит быть взрослым (1 час) Что значит быть взрослым. Навыки, которые отличают взрослого человека от ребёнка. Что надо уметь, чтобы стать «настоящим взрослым»? Прослушивание песни И.М. Бартош «Что умеют взрослые». Понятия «ответственность», «самоорганизация». Упражнение «Множество умений». Выполнение задания в рабочей тетради «Быть взрослым — значит...». Тема 10. Правила выбора сферы деятельности (2 часа) Между «увлекаюсь», «могу» и «буду полезен». Выполнение задания в рабочей тетради на соотнесение профессий с предметами труда. Упражнение «Кем быть?». Коммуникационная игра «Угадай, кто я». Роль самопознания и портфолио в выборе профессии. 25 Выполнение заданий «Я умею, я могу», «Что мне нравится?» в рабочей тетради. Слагаемые профессионального успеха. Выполнение задания в рабочей тетради «Слагаемые профессионального успеха». Беседа на тему «Что значит быть успешным?». Упражнения «Шкатулка качеств». Пословицы и поговорки об успехе. Выполнение задания в рабочей тетради «Формула успеха». Раздел 5. Профориентационный проект (4 часа) Профориентационный проект «Один день на работе у родителей». Подготовка и защита профориентационного проекта. Итоговое повторение (2 часа) Игра-конкурс «Калейдоскоп профессий». Разгадывание анаграмм, в которых зашифрованы названия профессий. Выполнение заданий «Отгадай профессию по описанию», «Соотнеси профессии со средствами труда». Викторина «Профессии от А до Я». ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Общими показателями эффективности обучения по программе курса «Знакомство с миром профессий» можно считать следующие личностные результаты: • осознание младшими школьниками значимости труда и важности любой профессии; • развитие учебной мотивации, ассоциативного и логического мышления на материале, связанном с миром профессий; • развитие целеустремлённости, инициативности, самостоя тельности; • сформированность эмоционально-волевой и мотивационнопотребностной сферы в соответствии с психолого-возрастными особенностями и интересами ребёнка к профессионально-трудовой деятельности; • воспитание личностных качеств, необходимых в любой профессиональной деятельности (трудолюбие, ответственность, аккуратность, дисциплинированность, доброжелательность, реалистичная самооценка). Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий и коммуникативных умений: • ставить реалистичные цели; • планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; • владеть навыками самостоятельной работы и работы в группах; • осуществлять контроль, коррекцию и оценку своей деятельности; • анализировать возможные причины успеха и неуспеха в учебной деятельности; • пользоваться приёмами анализа и синтеза при работе с информацией; • объективно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; • вести диалог, слушать и понимать собеседника. Предметными результатами изучения курса «Знакомство с миром профессий» для младших школьников являются: • общие представления об отраслях профессиональной деятельности и профессиях; 27 • освоение понятий «труд», «профессия», «предметы труда», «средства труда», «результаты труда», «условия труда» и т.д.; • способность выделять основные характеристики профессиональной деятельности и устанавливать взаимосвязь между их видами; • уважение к труду и различным видам профессиональной деятельности; • потребность в оказании взрослым посильной помощи; • осознание необходимости развития способностей, важных для получения избираемой профессии. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ЗНАКОМСТВО С МИРОМ ПРОФЕССИЙ» При реализации рабочей программы курса «Знакомство с миром профессий» учитываются возможности использования элек тронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами, содержание которых соответствует законодательству РФ об образовании (см. список интернет-ресурсов на с. 38–39). 1 класс № занятия Название разделов и тем Кол-во часов Раздел 1. Профессии, которые нас окружают (8 часов) Тема 1. Строительные профессии 1 1.1. Кто построил школьный дом? 2 1.2. Интервью «Строительные профессии» Тема 2. Профессии повар и кондитер 3 2.1. Кто нас кормит? 4 2.2. Репортаж «Школьные повара» Тема 3. Профессия врач 5 3.1. Кто нас лечит? 6 3.2. Экскурсия в школьный медицинский кабинет Тема 4. Профессии охранник и спасатель 7 4.1. Кто нас защищает? 8 4.2. Подвиги наших дней 2 2 2 2 Раздел 2. Мир труда и профессии (17 часов) Тема 5. Роль труда в жизни человека и общества 9 5.1. Для чего люди работают? 10 5.2. «Если никто не пойдёт на работу…» 5 29 № занятия Название разделов и тем 11 5.3. Что такое труд? 12 5.4. Что такое инструменты (средства труда)? 13 5.5. Виды инструментов (средств труда) Тема 6. Понятие «профессия» 14 6.1. Что такое профессия? 15 6.2. Профессия, работа, занятие Тема 7. Какие бывают профессии? Предметы труда 16 7.1. Какие бывают профессии? Работа с людьми 17 7.2. Какие бывают профессии? Работа с техникой 18 7.3. Встреча с представителями профессии группы «Техника» 19 7.4. Какие бывают профессии? Предмет труда — природа 20 7.5. Экскурсия на тему «Предмет труда — природа» 21 7.6. Какие бывают профессии? Предмет труда — искусство 22 7.7. Встреча с представителями профессии в сфере искусства 23 7.8. Игра «Какая профессия самая…?» Тема 8. Результаты труда 24 8.1. Что такое результаты труда? 25 8.2. Игра «Профессия по ассоциации» Кол-во часов 2 8 2 Раздел 3. Я выбираю профессию (6 часов) Тема 9. Профессии наших родителей 26 30 9.1. Профессии моей семьи 2 № занятия Название разделов и тем 27 9.2. Выставка рисунков «Дерево профессий моей семьи» Тема 10. Профессия моей мечты 28 10.1. Какое дело мне по душе? 29 10.2. Моя будущая профессия 30 10.3. «Моя любимая профессия»: встреча с интересными людьми 31 10.4. «Моя любимая профессия»: встреча с интересными людьми Итоговое повторение (2 часа) 32 Подготовка праздника «Все профессии важны, все профессии нужны» 33 Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны» Кол-во часов 4 2 2 класс № занятия Название разделов и тем Кол-во часов Раздел 1. Повторение изученного в 1 классе (2 часа) 1 Тема 1. Что мы знаем о профессиях? 1 2 Тема 2. Профессии в жизни и сказке 1 Раздел 2. В мире профессий (18 часов) 3 Тема 3. Кто создаёт мебель? 1 Тема 4. Кто нас кормит? 3 4 4.1. Откуда берутся продукты? 5 4.2. Путь от поля до стола 31 № занятия Название разделов и тем 6 4.3. Экскурсия на хлебозавод или кондитерскую фабрику Тема 5. Профессии в транспорте 7 5.1. Какой бывает транспорт? 8 5.2. Как работает транспорт? 9 5.3. Экскурсия в автобусный парк или метро Тема 6. Создание и обслуживание техники 10 6.1. Кто создаёт и ремонтирует машины? 11 6.2. Профессия инженер Тема 7. Профессии в энергетике 12 7.1. Как делают электричество? 13 7.2. Как добывают нефть и газ? Тема 8. Профессии пожарный, спасатель и полицейский Кол-во часов 3 2 2 2 14 8.1. Важная работа — защита и забота 15 8.2. Экскурсия в пожарную часть или Учебный центр МЧС 16 Тема 9. Настоящий руководитель 1 17 Тема 10. Кто работает с животными? 1 Тема 11. В мире искусства 3 18 11.1. Профессии театра и кино 19 11.2. Путешествие в мир творческих профессий 20 11.3. Экскурсия в театр или на киностудию Раздел 3. Человек выбирает профессию (3 часа) 32 21 Тема 12. Мастера своего дела 1 22 Тема 13. «Мужские» и «женские» профессии 1 № занятия 23 Название разделов и тем Тема 14. Я познаю себя Кол-во часов 1 Раздел 4. Коллективный творческий проект (11 часов) 24–33 Подготовка праздника профессий. Инсценировка сказки «Самоходные ботинки» 10 34 Итоговое занятие. Праздник профессий. Выставка рисунков. Премьера спектакля 1 3 класс № занятия Название разделов и тем Кол-во часов Раздел 1. Как люди выбирают профессию? (10 часов) Тема 1. Что мы знаем о себе? 1 1.1. Мир моих интересов и увлечений 2 1.2. Мои достижения и мои недостатки 3 1.3. Презентация портфолио «Мои достижения» 4 1.4. Кем я хочу стать? Тема 2. Профессиональные качества 5 2.1. Личностные качества и выбор профессии 6 2.2. Талант, способности, успех 7 2.3. Знания и опыт. Зачем нужно учиться? 8 2.4. Что такое человеческие ценности? 9 2.5. Здоровый образ жизни как профессиональная ценность 10 Тема 3. Правила и ошибки выбора профессии 4 5 1 33 № занятия Название разделов и тем Кол-во часов Раздел 2. Играя, выбираем (16 часов) Тема 4. Профессии в сфере образования 11 4.1. Кто работает в школе? 12 4.2. Профессионально важные качества педагога 13 4.3. Экскурсия в учебные кабинеты средней школы 14 4.4. Кто работает в кружках и секциях? 15 4.5. Профессия воспитатель 16 4.6. Встреча с профессионалом (психологом, логопедом, воспитателем группы продлённого дня) Тема 5. Профессии в сфере культуры и искусства 17 5.1. Библиотекарь — хранитель книг 18 5.2. Экскурсия в библиотеку 19 5.3. Кто работает в музее? 20 5.4. Экскурсия в музей 21 5.5. Профессия дизайнер 22 5.6. Профессия флорист 23 5.7. Профессия фотограф 24 5.8. Экскурсия в фотоателье или фотостудию Тема 6. Профессии в сфере торговли 34 25 6.1. Кто работает в магазине? 26 6.2. Профессиональные качества продавца 6 8 2 № занятия Кол-во часов Название разделов и тем Раздел 3. Индивидуальные творческие проекты (8 часов) Тема 7. Профессии моей семьи 4 27–28 Подготовка проекта «Дерево профессий моей семьи», выполненного вместе с родителями 29–30 Презентация моей семьи» проектов «Дерево профессий Тема 8. Праздник профессий 31–32 Подготовка праздника профессий. Создание творческих работ на темы «Моё любимое занятие», «Путешествие в профессию», «Профессионалы в моей семье», «Самая интересная профессия» 33 Выставка рисунков и чтение рассказов по теме «Моё любимое занятие» 34 Фотовыставка/фотоконкурс «Путешествие в профессию» (выставка/конкурс фотографий, сделанных во время экскурсий). Фотовыставка/ фотоконкурс «Профессионалы в моей семье». Выставка рисунков и чтение рассказов на темы «Самая интересная профессия» 4 4 класс № занятия Название разделов и тем Кол-во часов Раздел 1. Повторение изученного в 1–3 классах (2 часа) 1 Тема 1. Зачем людям трудиться? 1 2 Тема 2. Какие бывают профессии? 1 Раздел 2. Информация как предмет труда (9 часов) Тема 3. Что такое информация и как её передают? 2 35 № занятия Название разделов и тем 3 3.1. Как передают информацию? 4 3.2. Профессии связи Тема 4. Профессии, связанные с созданием книг 5 4.1. История книги 6 4.2. Как создаются книги? 7 4.3. Игровая проба «Книжка-малышка» Тема 5. Средства массовой информации 8 5.1. Профессии СМИ 9 5.2. Профориентационная игра «Профессия журналист» Тема 6. Профессии IT-сферы 10 6.1. Профессии и специальности IT-сферы 11 6.2. Игровая проба «Программист» Кол-во часов 3 2 2 Раздел 3. Маршрут в профессии XXI века (14 часов) Тема 7. Профессии будущего 36 12 7.1. Как и почему исчезают профессии? 13 7.2. Навыки и умения профессионала 14 7.3. JuniorSkills: чемпионат по профессиональному мастерству среди школьников 15 7.4. Обучение с увлечением (профессии тьютор, игропедагог) 16 7.5. Медицина будущего (консультант по здоровой старости, ИТ-медик) 17 7.6. Проектировщик «умного дома» 18 7.7. Профессии будущего в сельском хозяйстве 19 7.8. Профессии будущего в робототехнике 12 № занятия Название разделов и тем 20 7.9. Транспорт будущего 21 7.10. Кто ближе к звёздам? (космические профессии будущего) 22 7.11. Экскурсия в детский технопарк «Кванториум» или учреждение дополнительного образования детей 23 7.12. Выставки рисунков «Профессии будущего», «Я в будущем» Тема 8. Играя, познаём 24 8.1. Игра «Профессии прошлого, настоящего, будущего» 25 8.2. Конкурс пантомим «В мире профессий будущего» Кол-во часов 2 Раздел 4. Правильный выбор профессии (3 часа) 26 Тема 9. Что значит быть взрослым 1 Тема 10. Правила выбора сферы деятельности 2 27 10.1. Между «увлекаюсь», «могу» и «буду полезен» 28 10.2. Слагаемые профессионального успеха Раздел 5. Профориентационный проект (4 часа) 29–32 Профориентационный проект «Один день на работе у родителей» (подготовка и защита) Итоговое повторение (2 часа) 33 Игра-конкурс «Калейдоскоп профессий» 34 Викторина «Профессии от А до Я» 4 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Учебно-методическое и информационное обеспечение К необходимым составляющим учебно-методического и информационного обеспечения курса «Знакомство с миром профессий» для младших школьников относятся программа, методические рекомендации для организации занятий, рабочие тетради для учащихся, а также дополнительная литература и интернет-ресурсы, перечисленные ниже. Дополнительная литература 1. Андерсен Х.К. «Девочка, которая наступила на хлеб» 2. Волков А.М. «Волшебник Изумрудного города» 3. Гольденберг А.В., Макрица А.Н. «Приключения Кости Цзю и его друзей» 4. Граубин Г.Р. «Прадеды» 5. Катаев В.П. «Цветик-семицветик» 6. Ларри Ян. «Необыкновенные приключения Карика и Вали» 7. Маршак С.Я. «Рассказ о неизвестном герое» 8. Маяковский В.В. «Кем быть?» 9. Михалков С.В. «Дядя Стёпа» 10. Михалков С.В. «Три поросёнка» 11. Носов Н.Н. «Незнайка в Солнечном городе» 12. Носов Н.Н. «Приключения Незнайки и его друзей» 13. Пантелеев Л. «Честное слово» 14. Пермяк Е.А. «Как самовар запрягли» 15. Пермяк Е.А. «Самоходные лапотки» 16. Родари Дж. «Чем пахнут ремёсла?», «Какого цвета ремёсла?» 17. Скарри Р. «Город добрых дел» 18. Смирнов А., Новак В., Кравченко А. «Приключения Бабахина и его друзей» 19. Толстой А.Н. «Золотой ключик, или Приключения Буратино» 20. Ушинский К.Д. «Дети в роще» Интернет-ресурсы 1. Атлас новых профессий. Навигатор по рынку труда будущего: https://new.atlas100.ru/ 2. «Галилео» — телевизионная познавательная программа об устройстве мира: https://www.youtube.com/c/GalileoRU/videos 3. Каталог мультфильмов: https://mults.info/mults/ 4. Мини-игры по самоопределению: www.iz-i.ru 5. Образовательный и научно-исследовательский проект «Навигатум»: https://navigatum.ru/ 6. Рынок труда в России онлайн: RuTrud.com 7. Сайт о подвигах и героях нашего времени: http://ruheroes.ru/ 8. «Смешарики»: анимационные сериалы образовательной и культурно-просветительской направленности: https://www.smeshariki.ru 9. «Фиксики» — российский компьютерный мультипликационный сериал об устройстве различных приборов и техники Материально-технические условия реализации программы Компьютерное и мультимедийное оборудование: • компьютер с возможностью выхода в Интернет; • мультимедийный проектор; • проекционный экран. Программное обеспечение: • текстовый редактор (Microsoft Word или подобный); • редактор презентаций (Microsoft PowerPoint или подобный); • интернет-браузер; • видеоредактор (Windows Live или подобный).