ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06; Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672; Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20; основной образовательной программы НОО МОУ-СОШ № 4; СанПиН 1.2.3685-21. Актуальность Программы «Орлята России» Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально-значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего образования, так и в «Примерной рабочей программе воспитания», в которой указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в образовательной организации». Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением иего дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира. В данном разделе мы определим своё понимание основных понятий и категорий,заложенных в Программе. Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социально-ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности. Задачи курса: 1. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности граждан нашей страны, России. 2. Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности. 3. Формировать лидерские качества и умение работать в команде. 4. Развивать творческие способности и эстетический вкус. 5. Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к физической культуре. 6. Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в безвозмездной деятельности ради других людей. 7. Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окружающему миру. 8. Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность. Взаимосвязь с программой воспитания Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций Программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка, что проявляется в: приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в Программе воспитания; ориентации школьников на подчеркиваемую программой воспитания социальную значимость реализуемой ими деятельности; интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих их большую вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчеркивается программой воспитания. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками содержания учебно-методического комплекса программы «Орлята России» определены в соответствии с ФГОС, основными направлениями воспитания, зафиксированными в Примерной рабочей программе воспитания и основываются на российских базовых национальных ценностях. По итогам участия в программе «Орлята России в течение учебного года» младший школьник: понимает важность социально-значимых ценностей Программы (понимает сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского государства; осознаёт принадлежность к своему народу и общности граждан России; понимает значение государственных символов; уважает духовнонравственную культуру своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаёт и принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста; ориентирован на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознаёт ценность труда в жизни человека, семьи, общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду); применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса, общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознаёт ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве; владеет основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знаний); демонстрирует социально-значимую активность в социуме (демонстрирует уважение к государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает старших; бережно относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде, проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности экологических норм; выражает познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям, науке). СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный подход, позволяющий за период освоения ребёнком образовательных треков (траекторий социально – коммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в названии программы заключён сущностный нравственный идеал «Орлёнок России». Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления творческой энергии каждого ребёнка, для развития его инициативы, для формирования активной позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание особенностей психологического развития младшего школьника и условия для формирования самостоятельной личности будущего подростка. Учтено соотнесение построения учебных четвертей и распределение нагрузки в них. Цикличность курса, где даётся возможность вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребёнку, опираясь на полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить этот опыт в своей жизни. Курс внеурочной деятельности представляет комплекс из 9-и занятий по 7-ми трекам. 1. Трек «Орлёнок – Лидер» Ценности, значимые качества трека: дружба, команда. В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочённости классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих поручений. 2. Трек «Орлёнок – Эрудит» Ценности, значимые качества трека: познание. Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учёбе. 3. Трек «Орлёнок – Мастер» Ценности, значимые качества трека: познание В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела. 4. Трек «Орлёнок – Доброволец» Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота. Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года. 5. Трек «Орлёнок – Спортсмен» Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни. Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период. 6. Трек «Орлёнок – Эколог» Ценности, значимые качества трека: природа, Родина. Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника. 7. Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» Ценности, значимые качества трека: семья, Родина. Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края. Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи. Мы (класс) – хранители своих достижений. Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны. Тематическое планирование № п\п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Тема раздела Кол-во часов Старт программы Орлёнок – Лидер Орлёнок – Эрудит Орлёнок – Мастер Орлёнок – Доброволец Орлёнок – Спортсмен Орлёнок – Эколог Орлёнок – Хранитель исторической памяти Подведение итогов 8ч 8ч 7ч 8ч 7ч 8ч 6ч 8ч 6ч КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС № Кол-во часов Дата 1 1 1 1 1 1 1 1 сентябрь сентябрь сентябрь сентябрь сентябрь сентябрь сентябрь сентябрь 1 1 1 1 1 1 1 октябрь октябрь октябрь октябрь октябрь октябрь октябрь 1 октябрь 17. Итоги трека «Мы дружный класс! Орлёнок – Эрудит – 7 ч Кто такой эрудит? 1 18. 19. 20. 21. 22. 23. Развиваемся, играя! Я – эрудит, а это значит… ВоображариУМ Могу быть изобретателем КТД «Что такое? Кто такой?» Встреча с эрудитом «Хотим всё знать». Итоги трека «На 1 1 1 1 1 1 октябрьноябрь ноябрь ноябрь ноябрь ноябрь ноябрь ноябрь 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Тема Старт программы – 8 ч Встреча с игрой Интеллектуально-познавательные игры Подвижные игры Интеллектуально-познавательные игры Подвижные игры Интеллектуально-познавательные игры Подвижные игры Вводный «Орлятский урок» Орлёнок – Лидер – 8 ч Лидер – это… Я могу быть лидером Как стать лидером? С командой действовать готов Верёвочный курс КЛАССный выходной Встреча с тем, кто умеет вести за собой старте новых открытий» Орлёнок – Мастер 8 ч 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. Мастер – это… 1 Мастерами славится Россия 1 От идеи – к делу! 1 Город Мастеров 1 В гости к мастерам 1 Мастер – это звучит гордо! 1 КТД «Классный театр 1 Путь в мастерство» – подводим итоги 1 Орлёнок – Доброволец – 7 ч От слова к делу. Спешить на помощь безвозмездно! 1 КТД «Создай хорошее настроение» 1 С заботой о старших 1 КТД «Коробка храбрости» 1 КТД «Братья наши меньшие» 1 Добровольцем будь всегда 1 «Портрет добровольца» - итоги трека 1 Орлёнок – Спортсмен – 8 ч Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке! 1 Должен быть режим у дня 1 О спорт, ты – мир! 1 Сто затей для всех друзей 1 Готовимся к спортивным состязаниям 1 Спортивная игра «У рекордов наши имена» 1 Быстрее! Выше! Сильнее! 1 «Азбука здоровья» - итоги трека 1 Орлёнок – Эколог – 6 ч ЭКОЛОГиЯ. Мой след на планете 1 Каким должен быть настоящий эколог? Что должен 1 знать и уметь эколог? Восхищаемся красивым миром 1 Экология на практике 1 Встреча с человеком, которого можно назвать 1 настоящим экологом «Шагая в будущее – помни о планете» - итоги трека 1 Орлёнок – Хранитель исторической памяти – 8 ч Орлёнок – Хранитель исторической памяти 1 Хранитель семейных традиций 1 Я храню традиции семьи, а значит и традиции страны 1 Кодекс «Орлёнка – Хранителя» 1 Знать, чтобы хранить 1 Историческое чаепитие 1 Расскажи мне о России 1 декабрь декабрь декабрь декабрь декабрь декабрь декабрь декабрь январь январь январь январь январь январь январь февраль февраль февраль февраль февраль февраль февраль февраль март март март март март март апрель апрель апрель апрель апрель апрель апрель 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. «Я – хранитель, мы – хранители» - итоги трека Подведение итогов – 6 ч Подведение итогов участия в программе в текущем учебном году Подведение итогов участия в программе в текущем учебном году Интеллектуально-познавательные игры Подвижные игры Интеллектуально-познавательные игры Подвижные игры Резерв Резерв 1 апрель 1 май 1 май 1 1 1 1 1 1 май май май май май май УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА Курс обеспечен методическими и дидактическими размещенными на сайте https://orlyatarussia.ru/ Орлята России. материалами, Материалы для обучающихся Для обучения на курсах необходимо зарегистрироваться на сайте, далееследовать инструкции: Онлайн курс «Академия гражданина» Онлайн курс «Основы социального проектирования» Онлайн-курс «Анимация онлайн (анимируй с РДШ)» Онлайн курс «Фотостудия с РДШ» Онлайн курс «Экологическое мышление» Онлайн курс «Совместное лидерство» Онлайн курс «Впорядке» Онлайн курс «Медиашкола» Онлайн курс «Профориентация в цифровую эпоху» 10.Онлайн курс «Семь ошибок при выборе профессии» 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Материалы для педагогов Для обучения на курсах необходимо зарегистрироваться на сайте, далее следовать инструкции: 1. Курс «Организация воспитательной работы на основе мероприятийРДШ» 2. Онлайн курс «Академия гражданина» (для педагогов) 3. Онлайн курс «Российское движение школьников: планирование и организация работы» 4. Онлайн курс «Как поддержать деятельность добровольческогоотряда» 5. Онлайн курс «Школа классных кураторов» 6. Методическое сопровождение программы социальнойактивности «Орлята России» развития