РП_Орлята России 4 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана
в соответствии с требованиями:


Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской

Федерации»;


Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении

федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования»;


Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание

процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации,
направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;


Методических рекомендаций

по уточнению понятия и содержания

внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ,
в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от
18.08.2017 № 09-1672;


Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025

года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;


основной образовательной программы НОО МОУ-СОШ № 4;



СанПиН 1.2.3685-21.
Актуальность Программы «Орлята России»

Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной
политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях
(поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное
участие в социально-значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего
ФГОС начального общего образования, так и в «Примерной рабочей программе
воспитания»,

в

которой

указывается,

что

«поощрение

социальной

активности

обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в
образовательной организации».
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует
восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его
дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира.
В данном разделе мы определим своё понимание основных понятий и категорий,
заложенных в Программе.
Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социально-

ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира
на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими
поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его
истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:
1.

Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой

Родине, общности граждан нашей страны, России.
2.

Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи,

своего народа, семейным ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
3.

Формировать лидерские качества и умение работать в команде.

4.

Развивать творческие способности и эстетический вкус.

5.

Воспитывать ценностное отношение

к

здоровому

образу жизни,

прививать интерес к физической культуре.
6.

Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и

потребность в безвозмездной деятельности ради других людей.
7.

Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного

отношения к окружающему миру.
8.

Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную,

поисковую и исследовательскую деятельность.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций
Программы воспитания.

Это позволяет на практике соединить обучающую и

воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное,
но и на нравственное, социальное развитие ребенка, что проявляется в: приоритете
личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших
свое отражение и конкретизацию в Программе воспитания; ориентации школьников на
подчеркиваемую программой воспитания социальную значимость реализуемой ими
деятельности; интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих их
большую вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и
возможность образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение
которых для воспитания подчеркивается программой воспитания.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа учебного курса обеспечивает достижение выпускниками начальной
школы комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:


осознавать себя как часть коллектива, формировать культуру общения в

классе способствовать формированию навыков взаимодействия в группе сверстников,
способствовать дружескому отношению к одноклассникам;


формирование положительной мотивации по отношению к учебно-

познавательной деятельности и процессу интеллектуального напряжения;


формировать положительную мотивацию к интеллектуальной деятельности;

способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления в соответствии с
возрастом и интересами обучающихся осознавать ценность умственного труда в жизни
человека;


осознавать ценность книги – как источника знаний;



формировать нравственно-этические нормы поведения, которые строятся на

проявлении

сопереживания,

уважения

и

доброжелательности

способствовать

становлению ценностного отношения к укреплению здоровья с помощью зарядки;


формировать интерес к изучению истории своей страны формирование

основ экологической культуры, принятие ценности природного мира.
Метапредметные результаты:
– познавательные:


формировать способность к демонстрации своих знаний и умений из

личного жизненного опыта;


развивать способность к применению своих знаний и умений, способность

выражать свои мысли;


формировать умение составлять совместно с учителем общие правила

поведения; формировать умения выделять главное и значимое в полученной информации;
формировать
сопоставление,
формировать
сопоставление,
формировать

умение

обобщать

и

систематизировать,

осуществлять

сравнение,

классификацию изученных фактов (под руководством
умение

обобщать

и

систематизировать,

осуществлять

педагога);
сравнение,

классификацию изученных фактов (под руководством
умение

обобщать

и

систематизировать,

осуществлять

педагога);
сравнение,

сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога);



учиться ориентироваться в мире книг и искать необходимую информацию

(под руководством педагога);


учиться понимать нравственные ценности общества: добро, человеколюбие,

благотворительность (под руководством педагога);


приобретать опыт составления комплекса упражнений для зарядки;



познавательные: понимать, что информация может быть представлена в

разной форме – книга, фото, видео
– коммуникативные:


формировать

представления

о

смысле

и

значимости

дружбы,

межличностные связи в коллективе;


формировать представления о способах выражения дружеского отношения к

одноклассникам;


формировать культуру общения в классе и умение подчиняться общим

правилам общения; формировать дружеское взаимодействие в детском коллективе,
умение ставить общую цель и пути её достижения;


формулировать суждения, слушать собеседника и понимать высказывания

других обучающихся;


учиться проявлять уважительное отношение к собеседнику в совместной

работе; формировать положительную мотивацию к чтению книг и обмену информацией,
знаниями со сверстниками; строить аргументированные высказывания в процессе
общения со сверстниками и взрослыми;


учиться рассказывать сверстникам и взрослым о пользе зарядки; учиться

слушать говорящего, взаимодействуя в малой группе сверстников без руководства
педагога;
– регулятивные:


учиться ставить цели и планировать личную деятельность;



учиться открыто демонстрировать свои творческие способности;



учиться

называть

одноклассников

по

имени,

демонстрировать

доброжелательное отношение к сверстникам и учиться общаться согласно нормам этики
формировать

умения

эмоционального

конструктивного

общения

во

внеурочной

деятельности;


понимать и действовать согласно выделенным ориентирам действий при

работе с интеллектуальными заданиями;



понимать и действовать согласно выделенным ориентирам при работе с

интеллектуальными заданиями, учиться работать в паре при решении интеллектуальных
задач;


содействовать

самореализации

каждого

обучающегося

в

процессе

выполнения интеллектуальных заданий;

одобрять

содействовать поиску самостоятельной траектории чтения; понимать и
нравственные

нормы

поведения:

действовать

согласно

рационального

использования времени и ресурсов, выполнять правила безопасного труда при
выполнении работы; учиться контролировать свои действия при выполнении зарядки;
планировать совместно с педагогом действия для достижения поставленной цели.
Предметные результаты:


раскрывать своими словами первоначальные представления об основных

нормах поведения в классе, школе, выражать своими словами понимание значимости
дружбы в классе, формирование коллективных правил коллектива и желание им
следовать, владеть правилами поведения в классе, школе;


формировать умение применять полученные знания из различных областей

в совместной коллективной деятельности;


формировать представления о некоторых понятиях и правилах решения

логических задач; формировать представления о некоторых понятиях и правилах решения
логических задач; формировать представления о некоторых понятиях и правилах решения
логических

задач;

узнавать

главные

качества

эрудита:

смекалка,

ум,

знание,

любознательность, внимательность, увлеченность, изобретательность; узнавать главные
источники знаний эрудита: книга, журналы, газеты;


выполнять

несложные

коллективные

работы

проектного

характера

совместно со взрослыми; приобретать опыт художественно-эстетического наполнения
предметной среды человека;


формировать умение выполнять в определенной последовательности

комплекс утренней зарядки;


расширять словарный запас новыми словами и терминами
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Трек «Орлёнок – Лидер» – 9 занятий
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор
«Лидер». В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной
деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть

уровень сплочённости классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для
приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих
поручений.
«Лидер – это …» Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с
понятием «Лидер»: лексическая работа – значение нового слова. От учителя звучит
вопрос детям: кто со мной хочет в команду? Учимся работать в команде – игра испытание
для команды учитель объясняет задание, учит детей слушать друг друга, показывает, как
правильно такие задания выполнять, даёт ребятам подсказки, что нужно сделать при
выполнении задания: построиться по росту, сыграть в игру «мяч по кругу» (мяч, имя,
слово «Привет!»), «молекула», «имя хором» и др.
Трек «Орлёнок – Эрудит» – 9 занятия
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – конверт- копилка
Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти. Данный трек
позволит, с одной стороны, поддержать интерес к процессу получения новых знаний, с
другой

стороны,

познакомить

обучающихся

с

разными

способами

получения

информации.
Трек «Орлёнок – Мастер» – 9 занятий
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – Шкатулка мастера. В
рамках данного трека дети знакомятся с тезисом, что можно быть мастерами в разных
сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок – Мастер»
поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети – активные
участники Мастерской Деда Мороза: готовят класс и классную ёлку к новогоднему
празднику / участвуют в новогоднем классном и школьном празднике. Вторая часть трека
определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела и различных профессий (на
уровне региона или страны); посещений мест работы родителей-мастеров своего дела,
краеведческих музеев и пр.
Трек «Орлёнок – Доброволец» – 9 занятий
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека –
Круг Добра Реализация трека проходит для ребят 4-х классов осенью, но его тематика
актуальна круглый год. Важно, как можно раньше познакомить обучающихся с понятиями
«доброволец», «волонтёр», «волонтёрское движение». Рассказывая о тимуровском
движении, в котором участвовали их бабушки и дедушки, показать преемственность
традиций помощи и участия. В решении данных задач учителю поможет празднование в
России 5 декабря Дня волонтёра.
Трек «Орлёнок – Спортсмен» – 9 занятий

Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека – ЗОЖик
(персонаж, ведущий здоровый образ жизни) Время для реализации этого трека
обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине
учебного года накапливается определённая физическая и эмоциональная усталость от
учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные
мероприятия, в том числе, позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в
зимний период.
Трек «Орлёнок – Эколог» – 9 занятий
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – Рюкзачок
эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют
проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть
возможность

использования

природных

материалов

при

изготовлении

поделок,

проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического
субботника и пр.
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» – 10 занятий
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом «Мы хранители» В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по
осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе
лично. Ребёнок должен открыть для себя значимость сохранения традиций, истории и
культуры своего родного края через понимание фразы «Я и моё дело важны для Родины».
Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи, Мы (класс) –
хранители своих достижений, Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны.
Решению

задач

трека

способствует

празднование

Дня

защитника

Отечества,

Международного женского дня и других праздников.
Тематическое планирование
№
п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Тема раздела

Старт программы
Орлёнок – Лидер
Орлёнок – Эрудит
Орлёнок – Мастер
Орлёнок – Доброволец
Орлёнок – Спортсмен
Орлёнок – Эколог
Орлёнок – Хранитель исторической памяти
Подведение итогов

Кол-во
часов
1ч
9ч
9ч
9ч
9ч
9ч
9ч
10 ч
3ч

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС
№п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

31
32
33
34
35
36
37
38
39

Тема урока
Старт программы
Вводный «Орлятский урок»
«Орлёнок – Лидер»
«Лидер – это...»
«Я могу быть лидером»
«В команде рождается лидер»
«От идеи – к делу»
КТД «Вместе мы сможем всё»
«КЛАССный выходной»
«Встреча с тем, кто умеет вести за собой»
«Встреча с тем, кто умеет вести за собой»
«Мы дружный класс!»
«Орлёнок – Эрудит»
«Кто такой эрудит?»
«Я – эрудит, а это значит...»
«Игра – это полезно и интересно»
«Эрудит – это широкий кругозор»
«Твори! Выдумывай! Пробуй!»
КТД «Играй, учись и узнавай»
Встреча с эрудитом «Хотим всё знать»
Встреча с эрудитом «Хотим всё знать»
Итоги трека «На старте новых открытий»
«Орлёнок – Мастер»
«Мастер – это...»
«Россия мастеровая»
«Город Мастеров»
«В гости к мастерам»
«От идеи – к делу!»
КТД «Мастер своего дела»
«Мастер – это звучит гордо!»
«Мастер – это звучит гордо!»
«Путь в мастерство» – подводим итоги
Подведение промежуточных итогов
Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Эколог», «Орлёнок –
Эрудит», «Орлёнок – Мастер»
Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Эколог», «Орлёнок –
Эрудит», «Орлёнок – Мастер»
«Орлёнок – Доброволец»
«От слова к делу»
«Спешить на помощь безвозмездно!»
КТД «Создай хорошее настроение»
«С заботой о старших»
Подготовка КТД «От идеи к делу»
КТД «Подари улыбку миру!»
«Доброволец – это доброе сердце»
«Доброволец – это доброе сердце»
«Портрет добровольца»
«Орлёнок – Спортсмен»

Кол-вочасов
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9

40
41
42
43
44
45
46
47
48

«Движение – жизнь!»
«Основы ЗОЖ»
«Мы гордимся нашими спортсменами»
«Сто затей для всех друзей»
КТД «Спортивное»
Спортивная игра «Книга рекордов»
«Встреча-подарок»
«Встреча-подарок»
«Азбука здоровья»
«Орлёнок – Эколог»

49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

«ЭКОЛОГиЯ»
«Страна экологии»
«Мой след на планете»
КТД «Знаю, умею, действую»
Экологический квест «Ключи природы»
Игра по станциям «Путешествие в природу»
Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом
Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом
«Шагая в будущее – помни о планете»
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
«Хранитель семейных традиций»
«Традиции моей страны»
Кодекс «Орлёнка – Хранителя»
«Знать, чтобы хранить»
КТД «История становится ближе»
«Мы – хранители памяти»
«Расскажи мне о России»
«Расскажи мне о России»
«Мы – хранители»
Подведение итогов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА
Курс обеспечен
методическими и
дидактическими
размещенными на сайте https://orlyatarussia.ru/ Орлята России.

материалами,

Материалы для обучающихся
Для обучения на курсах необходимо зарегистрироваться на сайте, далееследовать
инструкции:
Онлайн курс «Академия гражданина»
Онлайн курс «Основы социального проектирования»
Онлайн-курс «Анимация онлайн (анимируй с РДШ)»
Онлайн курс «Фотостудия с РДШ»
Онлайн курс «Экологическое мышление»
Онлайн курс «Совместное лидерство»
Онлайн курс «Впорядке»
Онлайн курс «Медиашкола»
Онлайн курс «Профориентация в цифровую эпоху»
10.Онлайн курс «Семь ошибок при выборе профессии»

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Материалы для педагогов
Для обучения на курсах необходимо зарегистрироваться на сайте,далее
следовать инструкции:
1. Курс «Организация воспитательной работы на основе мероприятийРДШ»
2. Онлайн курс «Академия гражданина» (для педагогов)
3. Онлайн курс «Российское движение школьников: планирование и
организация работы»
4. Онлайн курс «Как поддержать
деятельность
добровольческогоотряда»

5. Онлайн курс «Школа классных кураторов»
6. Методическое сопровождение
программы развития
активности «Орлята России»

социальной


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».