РП_ЭК_АСПЕКТЫ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ_9 кдасс

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Аспекты читательской
грамотности» для учащихся 9 классов составлена с опорой на:
•
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
•
СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29 декабря 2010 г. № 189);

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря
2010 г. N 1897) С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря
2015 г., 11 декабря 2020 г.
•
Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта общего образования»;
•
Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта
общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960;
•
Учебный план МОУ – СОШ №4.
Рабочая программа «Аспекты читательской грамотности» общеинтеллектуальной
направленности

разработана с целью повышения функциональной

читательской

грамотности учащихся 9 класса.
Актуальность

программы

обусловлена

необходимостью

повышения

функциональной читательской грамотности школьников, которая, в свою очередь, вызвана
мониторинговым исследованием качества общего образования.
Проверкой качества образования занимается PISA (Programme for International Student Assessment) каждые 3 года в виде теста для 15-летних подростков. Данный тест призван
ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное
общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного
функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в
различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?» [2].
Функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые
для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих
мониторингах

оценивает

читательскую,

математическую,

естественнонаучную

и

финансовую грамотности, глобальные компетенции, креативное мышление [5].
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России
актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от

7 мая 2018 г.

№ 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации

на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить
глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской
Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования» [3].
Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний
и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном
обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов
мониторинга

PISA,

как

факта

доказательства

выполнения

Правительством

РФ

поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в
целом.
Читательская

грамотность

является

основополагающим

компонентом

функциональной грамотности, поэтому её низкий уровень у подрастающего поколения
затрудняет их адаптацию и социализацию в обществе. Современному российскому
обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои
потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым
принести пользу обществу, способствовать развитию страны.
Цель программы:
Создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном,
развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как
социокультурного и образовательного феномена.
Задачи:
Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к
книге, работе с текстом;
Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет
обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения;
Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения
как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация
информации; оценка информации;
Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные
формы социального и учебно-исследовательского проектирования с использованием
потенциала текстов разной природы;
Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью
своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем;
Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для
формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей
и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностно-значимой ценности.
Словосочетание
«читательская
грамотность»
появилось
в
контексте
международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность
— способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них
и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни».

В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения
учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве
результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных
действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В
Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве
приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности
школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию
читательской деятельности как средства самообразования».
У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:
1) умения, целиком основанные на тексте:
– извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
– основываясь на тексте, делать простые выводы;
2) умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном:
– интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте
собственных знаний читателя»;
– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте
информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Планируемые результаты
Предметные результаты
Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках
различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания,
расширить культурный кругозор.
Личностные результаты
В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию:
• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоциональноценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к Отечеству, осознание
субъективной значимости использования русского языка;
• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и
моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
• осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности
семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
• развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора;
• нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
• готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
• целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;

• готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
 Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики,
словарь, содержание).
 Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
 Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
 Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
 Группировать,
классифицировать
предметы,
объекты
на
основе
существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
 Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
 Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
 Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и
соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
 Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
 Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Регулятивные УУД:
 Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
 Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
 Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с
эталоном (образцом).
 В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала,
опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Выпускник научится:
 ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять
главную тему, общую цель или назначение текста;
 выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и
общему смыслу текста;
 формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
 предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на
предыдущий опыт;
 объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;
 сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать
соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом,
объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
 находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его
основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом
тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими,
находить необходимую единицу информации в тексте);
















решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и
критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов;
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент
информацию;
выделять главную и избыточную информацию;
прогнозировать последовательность изложения идей текста;
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;
формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования
определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста,
сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения,
получения и переработки полученной информации и ее осмысления;
выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного
материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств
и структуры текста);
критически относиться к рекламной информации;
находить способы проверки противоречивой информации;
определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или
конфликтной ситуации.
Место учебного курса

По учебному плану на курс «Аспекты читательской грамотности» в 9 классе
отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Общая характеристика курса
Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на
развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их
индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и
других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных
склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного,
нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника.
Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов,
природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных
компетентностей обучающихся.
Содержание программы
Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания.
Сопоставление содержания текстов научного стиля.
Критическая оценка степени достоверности содержащейся в тексте информации
Типы текстов: текст – описание, текст – повествование, текст – рассуждение, текстаргументация.
Составление плана на основе исходного текста.
Монологическое высказывание по тексту. Диалог.

Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи.
Виды сжатия текста.
Работа со смешанным текстом. Составные тексты.
Итоговый контроль.
Формы контроля
Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного
выражения своего отношения к теме.
По завершении курса обучающиеся пишут итоговую работу.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы
внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ
обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности
зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.
Календарно-тематическое планирование

№
п/п

Наименования
разделов и тем

Характеристика основных
Плановые Скорректировидов деятельности ученика
сроки
ванные сроки
(на уровне учебных действий)
прохождения прохождения
по теме

1.

Вводное занятие. Виды
чтения.

Работа с текстом.
Характеристика видов
чтения. Чтение текста.

Сентябрь
1 неделя

2.

Формирование
читательских умений с
опорой на текст и
внетекстовые знания

Работа с текстом: умение
связывать информацию,
обнаруженную в тексте, со
знаниями из других
источников

Сентябрь
2 неделя

3.

Формирование
читательских умений с
опорой на текст и
внетекстовые знания

Работа с текстом: умение
связывать информацию,
обнаруженную в тексте, со
знаниями из других
источников

Сентябрь
3 неделя

4.

Формирование
читательских умений с
опорой на текст и
внетекстовые знания

Работа с текстом: умение
оценивать утверждения,
сделанные в тексте, исходя из
своих представлений о мире

Сентябрь
4 неделя

5.

Формирование
читательских умений с
опорой на текст и
внетекстовые знания

Практикум: самостоятельная
работа с текстом

Октябрь
5 неделя

6.

Сопоставление
содержания текстов
научного стиля

Работа с текстом: умение
сравнивать и
противопоставлять
заключенную в тексте
информацию разного
характера

Октябрь
6 неделя

7.

Сопоставление
содержания текстов
научного стиля

Работа с текстом: умение
сравнивать и
противопоставлять
заключенную в тексте
информацию разного
характера

Октябрь
7 неделя

8.

Сопоставление
содержания текстов
научного стиля

Работа с текстом: умение
сравнивать и
противопоставлять
заключенную в тексте
информацию разного
характера

Октябрь
8 неделя

9.

Сопоставление
содержания текстов
научного стиля

Практикум: самостоятельная
работа с текстом

Октябрь
9 неделя

10. Критическая оценка
степень достоверности
содержащейся в тексте
информации

Работа с текстом: умение
оценивать утверждения,
сделанные в тексте, исходя из
своих представлений о мире

Ноябрь
10 неделя

11. Критическая оценка
степень достоверности
содержащейся в тексте
информации

Работа с текстом: умение
оценивать утверждения,
сделанные в тексте, исходя из
своих представлений о мире

Ноябрь
11 неделя

12. Критическая оценка
степень достоверности
содержащейся в тексте
информации

Работа с текстом: умение
оценивать утверждения,
сделанные в тексте, исходя из
своих представлений о мире

Ноябрь
12 неделя

13. Критическая оценка
степень достоверности
содержащейся в тексте
информации

Практикум: самостоятельная
работа с текстом

Декабрь
13 неделя

14. Типы текстов: текстописание

Знакомство с разными видами
описания

Декабрь
14 неделя

15. Типы текстов: текстповествование

Работа с текстом: умение
обнаруживать в тексте
элементы повествования

Декабрь
15 неделя

16. Типы текстов: текстрассуждение

Работа с текстом: умение
находить элементы
рассуждения

Декабрь
16 неделя

17. Типы текстов: текстрассуждение,
аргументация

Практикум: самостоятельная
работа с текстом рассуждением, развитие
умения аргументирования

Январь
17 неделя

18. Составление плана на
основе исходного текста

Работа с текстом: умение
объяснять порядок частей,
содержащихся в тексте,
микротемы

Январь
18 неделя

19. Составление плана на
основе исходного текста

Работа с текстом: выделять не
только главную, но и
избыточную, второстепенную
информацию

Январь
19 неделя

20. Составление плана на
основе исходного текста

Работа с текстом: умение
структурировать текст,
составлять простой план

Февраль
20 неделя

21. Монологическое
высказывание по тексту

Работа с текстом: умение
структурировать текст,
выстраивать монологическое
высказывание

Февраль
21 неделя

22. Диалог с автором текста. Работа с текстом: умение
выстраивать диалог,
составлять вопросы по тексту

Февраль
22 неделя

23. Диалог на основе текста

Практикум: умение
выстраивать диалог, отвечать
на вопросы по тексту

Февраль
23 неделя

24. Типы задач на
грамотность.
Аналитические
(конструирующие)
задачи

Знакомство с понятием
«аналитические
(конструирующие) задачи».
Работа с текстом: умение
решать учебнопознавательные и учебнопрактические задачи

Март
24 неделя

25. Типы задач на
грамотность.
Аналитические
(конструирующие)
задачи

Работа с текстом: умение
решать учебнопознавательные и учебнопрактические задачи

Март
25 неделя

26. Виды сжатия текста.

Работа с текстом: нахождение
примеров сжатия текста

Март
26 неделя

27. Виды сжатия текста

Практикум: самостоятельная
работа с текстом, отработка
умения «сжимать» текст

Апрель
27 неделя

28. Работа со смешанным
текстом

Знакомство с разными
формами смешанного текста

Апрель
28 неделя

29. Работа со смешанным
текстом

Работа с текстом: умение
анализировать смешанные
тексты

Апрель
29 неделя

30. Составные тексты

Знакомство с разными
формами составного текста

Апрель
30 неделя

31. Составные тексты

Работа с текстом: умение
анализировать составные
тексты

Апрель
31 неделя

32. Составные и смешанные
тексты

Практикум: самостоятельная
работа с текстом

Май
32 неделя

33. Итоговый контроль

Комплексная работа с
текстом

Май
33 неделя

34. Итоговый контроль

Комплексная работа с
текстом

Май
34 неделя

35. Заключительное занятие

Подведение итогов

Май
35 неделя

Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Пособие для учащихся
1. Гостева Ю.Н., Кузнецова М. И., Рябинина Л. А., Сидорова Г. А., Чабан Т.Ю.
Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 1-2 – М:
Просвещение, 2020
2. Русский язык: 9 класс: учебник/М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. –
М.: Дрофа, 2020.
Пособия для учителя
1. Читательская грамотность школьника (5-9 кл.). Дидактическое сопровождение.
Книга для учителя / О.М. Александрова, М.А. Аристова, И.Н. Добротина, Ю.Н.
Гостева, И.П. Васильевых, Ж.И. Стрижекурова, И.В. Ускова. – М.: ФГБНУ
«Институт стратегии развития образования Российской академии образования»,
2018.
2. Гончарук С. Ю., Есауленко Ю. А., Федоров В. В. и др. Русский язык. Сборник задач
по формированию читательской грамотности – М: Просвещение, 2019
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к
мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская,
И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2018
4. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват.
учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд. дораб. – М.:
Просвещение, 2019
5. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа.
Вершиловский С.Г., Матюшкина М.Д., Функциональная грамотность выпускников
школ.\\Социологические исследования
6. Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность.// Русский язык
издательский дом “Первое сентября”
7. Леонтьев А.А. От психологии чтения к психологии обучению чтению // Материалы
5-ой Международной научно-практической конференции (26-28 марта 2001 г.). В 2х ч. Ч. 1 / Под ред И.В. Усачевой. М., 2016.
8. Логвина И.А., Мальцева-Замковая Н.В. От текста к тексту. Методические
подсказки для учителей и родителей.-- Тлн.: Арго, 2017
9. Логвина И.А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения//
Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых:
книга и развитие личности». Санкт-Петербург. Сборник тезисов и докладов.
10. Минеева Н. Ю. «Интерпретация текста: основы грамотного чтения». Тольятти,
2018.
11. Поварнин C. B. Как читать книги. http://www.reader.boom.ru/povarnin/read.htm
12. Рождественская Л.В. Блоггинг в школе для развития навыков чтения и письма//
Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых:
книга и развитие личности». Санкт-Петербург. Сборник тезисов и докладов.
13. Панарина Л. Ю., Сорокина И. В., Смагина О. А., Зайцева Е. А. Развитие
функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое
пособие для педагогов. Самара : СИПКРО, 2019.
14. Формирование функциональной грамотности − одна из основных задач ФГОС //
Официальный сайт Института стратегии развития образования РАО [Электронный

ресурс]. URL: http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/2019/2019-11-05_Kuznecova.pdf (дата
обращения: 05.11.2020).
Информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные обучающие программы
Тренажёрные компьютерные программы
Экранно-звуковые пособия
СD / DVD – проигрыватель
Компьютер с программным обеспечением
Экспозиционный экран
Мультимедийный проектор


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».