РП_ЭК_СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК_10-11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса «Современный русский язык. Орфография и
пунктуация» предназначена для учащихся 10,11 классов общеобразовательных школ,
составлена на основе:
- программы элективного курса для 10—11 классов «Русское правописание: орфография и
пунктуация»
- программы элективного курса для 10-11 классов «Искусство устной и письменной речи»
(Русский язык : 7-11 классы : программы факультативных и элективных курсов / С.И.
Львова. — М. : Вентана-Граф, 2011. — 80 с. — (Библиотека элективных курсов).
Программа дополняет учебно-методический комплект по русскому языку под ред.
С.И.Львовой (Русский язык и литература. Русский язык. 10 класс (базовый и углублённый
уровни): учебник для общеобразоват. организаций. — М.: Мнемозина, 2014., Русский язык и
литература. Русский язык. 11 класс (базовый и углублённый уровни): учебник для
общеобразоват. организаций. — М.: Мнемозина, 2014).
Программа рассчитана на 70 часов и 2 года обучения. Свободное владение орфографией и
пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и
умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее
передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно это
определяет актуальность программы, уделяющей особое внимание характеристике речевого
общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам
речевого этикета, использующимся в письменной речи.






Цели программы:
повышение грамотности учащихся;
развитие культуры письменной речи и коммуникативной компетентности учащихся ;
повторение и углубление содержания учебного материала, изученного в 5-9 классах;
обеспечение дополнительной подготовки к итоговой аттестации в формате ЕГЭ;
оказание психологической поддержки старшеклассникам в подготовке к экзамену в
новой форме.

Цели и содержание программы соотнесены с целями и задачами модернизации
российского образования в условиях профильной школы, требованиями государственного
стандарта по русскому языку, опираются на официально-нормативную базу новой формы
итоговой аттестации учащихся.
Задачи:
 обобщить знания о языке как системе (знания по фонетике, лексике,
словообразованию, морфологии, синтаксису);
 развивать орфографическую и пунктуационную грамотность;
 формировать устойчивые навыки нормативной речи;
 развивать умения анализировать текст: проводить смысловой, речеведческий,
языковой анализ текста;
 совершенствовать речевую деятельность учащихся.
Содержательный компонент программы определяется обязательным минимумом
содержания обучения в предметной области «Русский язык» и представляет самые трудные и
наименее изученные разделы программы. Большое количество часов отводится на
повторение морфологии, в том числе функционального аспекта раздела (орфографии), на
углубление и систематизацию знаний и умений учащихся по разделам синтаксиса и
пунктуации.

2

Разделы «Развитие речи», «Культура речи» предполагают работу по
речеведению и текстоведению. Главное внимание уделяется вопросам понимания и
информационной переработки текстов разных стилей и типов речи. Подготовка учащихся к
выполнению задания 27 (сочинение-рассуждение) получает теоретическое обоснование и
сопровождается обязательной практической реализацией. Успешная реализация программы
поможет старшеклассникам обобщить и систематизировать знания, совершенствовать
важнейшие практические умения и навыки, обеспечит психологическую поддержку при
подготовке к итоговой аттестации в формате ЕГЭ.
Итоговый контроль в конце первого и второго года обучения предусматривает
проверку сформированности практических умений и навыков. В качестве проверочного
материала возможно использование контрольных измерительных материалов сайтов
«ФИПИ», «Решу ЕГЭ» или сборников по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

3

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения курса должны отражать:
1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а
также
различных
форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
4) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Метапредметные результаты освоения курса:
1) уметь самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;
2) уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
3) владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
4)
осуществлять
самостоятельную
информационно-познавательную
деятельность, владеть навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, уметь ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
5) уметь использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач;
6) владеть языковыми средствами, ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
7) владеть навыками познавательной рефлексии: осознание совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения курса должны отражать:
1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение
знаний о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров;
5) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях
русского языка;

4

7) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных
высказываниях;
8) сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА В 10 КЛАССЕ
Орфография как система правил правописания (2 часа)
Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского
правописания. Роль орфографии в письменном общении людей, её возможности для более
точной передачи смысла речи.
Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1)
правописание морфем («пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные
написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже –
через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы
имена собственные, с малой – нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по
слогам»).
Правописание морфем (6 часов)
Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных
корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.
Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в
заимствованных словах.
Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и и в корне после
приставок); понятие о фонетическом принципе написания.
Группы корней с чередованием гласных: 1) -кос-// -кас-, -лаг-// -лож-, -бер- // -бир, тер- // -тир-, -стел- // -стил- и др. (зависимость от глагольного суффикса а); 2) -раст- // -рос-, скак- // -скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гор- // -гар-, -твар- // -твор, -зор// -зар-, -клан- // -клон- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными
и
неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере//ре, ело//ле.
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых,
удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности
(доска – дощатый, очки – очечник).
Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон).
Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными
принципами написания: 1) приставки на –з, -с – фонетический принцип; 2) все остальные
приставки – морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при
различении приставок пре-, при-.
Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах
разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе
правильного написания суффиксов.
Типичные суффиксы имён существительных и их написание. Различение суффиксов чик-, -щик- со значением лица. Суффиксы
-ек-, -ик-, -ец-, -иц- со значением
уменьшительности.
Типичные суффиксы прилагательных и их написание. Различение на письме
суффиксов -ив-, -ев-, -к-, -ск-. Особенности образования сравнительной и превосходной
степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.
Типичные суффиксы глагола и их написание. Различение на письме глагольных
суффиксов -ова-, -ева-, -ыва-, -ива-. Написание суффикса -е-, -и- в глаголах с приставкой обез// обес-; -ться и –тся в глаголах.
5

Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса
причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме
глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени.
Правописание н и нн в кратких и полных формах причастий, а также в
прилагательных, образованных от существительных и глаголов.
Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов
разных частей речи.
Различение окончаний -е, -и в именах существительных. Правописание личных
окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и
причастий.
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых
находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании;
правописание и, ы после ц; употребление разделительных ъ, ь.
Правописание согласных на стыке морфем, написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч,
рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление мягкого знака для
обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.
Взаимосвязь значения, морфемного строения и написание слова. Орфографический
анализ морфемно-словообразовательных моделей слов.
Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.
Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.
Прием поморфемной записи слов.
Слитные, дефисные и раздельные написания (5 часов)
Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического
анализа слова при выборе правильного написания.
Орфограммы связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.
Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с
разными частями речи. Различение приставки ни и слова ни (частицы, союза).
Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и
раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождение
некоторых наречий.
Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и
орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато,
поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.
Образование и написание сложных слов (существительные, прилагательные,
наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных образованных
слиянием и созвучных словосочетаний (многообещающий – много обещающий).
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
Работа со словарем «Слитно или раздельно?».
Особенности письменного общения (2 часа)
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Виды
речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение.
Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли,
ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную
реакцию адресата, возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т.д.
Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии,
статьи, репортажи, сочинения, конспекты, планы, рефераты и т.п.
Возникновение и развитие письма как средства общения.

6

Функциональные разновидности русского языка (6 часов)
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический),
разговорная речь и язык художественной литературы как функциональные разновидности
современного
русского
языка.
Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля:
логичность, точность, отвлечённость, обобщённость, объективность изложения. Лексические
, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Учебно-научный стиль.
Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат,
тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Культура учебно-научного общения(устная и
письменная
формы).
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки
официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность,
стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические,
морфологические и синтаксические особенности делового стиля. Основные жанры
официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо,
объявление. Форма делового документа. Культура официально-делового общения(устная и
письменная
формы).
Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки
публицистического стиля: сочетание экспрессивности и стандарта, логичности и образности,
эмоциональности, оценочности. Лексические, морфологические и синтаксические
особенности публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля.
Понятие публичной речи. Основные качества публичной речи: правильность(владение
нормами литературного языка), точность, ясность, выразительность (воздействие речи на
эмоции и чувства слушающих), богатство речи, содержательность, логичность, уместность
(соответствие слов и выражений целям и условиям произнесения речи).
Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной
речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность
содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные,
лексические, морфологические и синтаксические особенности разговорной речи.
Невербальные
средства
общения.
Культура
разговорной
речи.
Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного
русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое
использование изобразительно м – выразительных средств, а также языковых средств других
функциональных разновидностей языка.
Виды речевой деятельности (7 часов)
Речь как деятельность. Фазы речевой деятельности: мотивационно- ориентировочная,
планирующая, исполнительная, контрольная. Виды речевой деятельности: чтение,
аудирование (слушание), говорение, письмо. Чтение как вид речевой деятельности.
Использование разных видов чтения (ознакомительного, изучающего, просмотрового и др.) в
зависимости от коммуникативной задачи. Приёмы работы с учебной книгой и другими
информационными источниками, включая СМИ и интернет – ресурсы.
Аудирование (слушание) как вид речевой деятельности. Понимание коммуникативных целей
и мотивов говорящего; адекватное восприятие информации, выраженной как явно, так и в
скрытой форме; овладение приёмами, повышающими эффективность слушания устной
монологической речи; применение правил эффективного слушания в ситуации диалога.
Говорение как вид речевой деятельности. Монологические и диалогические высказывания.
Диалог различных видов. Способы адекватного реагирования на обращённую речь,
вступления в речевое общение, привлечения внимания собеседника, поддержания или
завершения разговора и т. п. Соблюдение этики речевого взаимодействия в спорах и
диспутах.
7

Письмо как вид речевой деятельности. Содержание письменного высказывания и его
языковое оформление. Культура письма.
Особенности устной и письменной речи (6 часов)
Особенности устной речи: использование средств звучащей речи (темп, тембр,
громкость голоса, интонация), жестов и мимики; ориентация на собеседника, на слуховое и
зрительное восприятие речи, возможность учитывать немедленную реакцию слушателя.
Повторы, прерывистость речи – типичные свойства устного высказывания. Диалог и монолог
как разновидности устной речи. Формы устных высказываний и использование их в разных
ситуациях общения: устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад,
ответ 9краткий и развёрнутый) на уроке; дружеская беседа, диспут, дискуссия и т.д.
Основные требования к содержанию , построению и языковому оформлению устного
высказывания.
Риторика как искусство мыслить и говорить. Из истории русского ораторского искусства.
Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (буквы,
знаки препинания, дефис, пробел); ориентация на зрительное восприятие текста и
невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к
написанному, совершенствования текста и т. п. Формы письменных высказываний и их
признаки: письма, записки, репортажи, сочинения (разные типы), деловые бумаги, рецензии,
статьи,
конспект,
план,
реферат
и
т.п.
Основные требования к содержанию , построению и языковому оформлению письменного
высказывания. Образцы русской письменной речи.
Речевая культура использования технических средств коммуникации (телефон,
мобильный телефон, компьютер, телефакс, электронная почта и др.) Основные правила
письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах
Интернета.

8

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН,10 КЛАСС
№

Наименование разделов

Всего часов

п/п
1

Орфография как система правил правописания

2

2

Правописание морфем

6

4

Слитные, дефисные и раздельные написания

5

5

Особенности письменного общения

2

6

Функциональные разновидности русского языка

6

7

Виды речевой деятельности

7

8

Особенности устной и письменной речи

6

Итого

34 ч.

Календарно-тематическое планирование. 10 класс.
№
Содержание раздела, темы
п/п
Орфография как система правил правописания

Количество
часов

2

1

Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского
1
правописания.

2

Некоторые сведения из истории русской орфографии. Различные
способы передачи содержащейся в правиле информации.

1

Правописание морфем

6

3

Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. 1

4

Правописание иноязычных словообразовательных элементов.

1

5

Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами
написания.

1

9

6

Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных
частей речи.

1

7

Типичные суффиксы разных частей речи и их написание.

1

8

Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных
частей речи.

1

Слитные, дефисные и раздельные написания

5

9

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и
морфемы.

1

10

Грамматико- семантический анализ при выборе слитного и раздельного
1
написания не с различными частями речи.

11 Грамматико- орфографические отличия приставки и предлога.

1

12

Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов от
созвучных сочетаний слов.

1

13

Образование и написание сложных слов (имена существительные,
прилагательные, наречия).

1

Особенности письменного общения

2

Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством
языка.

1

14

Речевая ситуация.
15
1
Функциональные разновидности русского языка

6

16 Функциональные стили. Научный стиль

1

17 Официально-деловой стиль

1

18 Публицистический стиль

1

19 Понятие публичной речи

1

20 Разговорная речь

1

21 Язык художественной литературы

1

Виды речевой деятельности

7

22 Речь как деятельность. Фазы речевой деятельности

1

23

Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание),
говорение, письмо.

1

24

Чтение как вид речевой деятельности. Использование разных видов
чтения.

1

10

25 Аудирование (слушание) как вид речевой деятельности

1

26 Говорение как вид речевой деятельности

1

27- Письмо как вид речевой деятельности
28

2

Особенности устной и письменной речи
29 Особенности устной речи.

6
1

30

Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях
общения.

1

31

Риторика как искусство мыслить и говорить. Из истории русского
ораторского искусства.

1

32 Особенности письменной речи.

1

33 Формы письменных высказываний и их признаки.

1

34

Итоговый урок. Представление устного или письменного
высказывания.

1

Итого

34 часа
Темы для устного или письменного высказывания. 10 класс.

1. Скромность – это вид мании величия.
2. Чем отличается успешный человек от неуспешного?
3. Нужно ли ценить свои ошибки?
4. В чем смысл жизни?
5. Необходима ли уверенность в себе?
6. Стресс – это полезно?
7. Важно ли уметь отказываться?
8. “Кто бы спорил?”, – спорить или не спорить?
9. Умеем ли мы говорить по телефону?
10. Как увеличить свой словарный запас?
11. Каждый ли взрослый является взрослым?
Критерии оценки высказывания.
Учитываемый фактор
1.Соответствие
коммуникативной задаче
2.Полнота раскрытия
темы

3.Грамматическая
правильность

Критерии оценки
0-содержание высказывания не соответствует или частично
соответствует поставленной коммуникативной задаче;
1-содержание высказывания полностью соответствует
поставленной коммуникативной задаче;
0-учащийся отказывается от ответа;
1-учащийся не излагает большей части информации;
2-учащийся недостаточно полно раскрывает тему (встречается
искажение материала или учащийся упускает фрагменты);
3-учащийся полно излагает материал по проблеме;
0-большое количество грамматических ошибок затрудняет
понимание высказывания;
11

4.Диапазон
используемых
лексических средств

5. Связность
высказывания
6. Фонетическая
правильность

7. Объем
8. Способность к
коммуникативному
взаимодействию

1-наличие незначительного количества грамматических ошибок
не препятствует пониманию высказывания. Встречаются грубые
грамматические ошибки в сложных предложениях, но простые
предложения грамматически правильные;
2-в ответе мало ошибок и они не препятствуют пониманию
содержания. Допустив ошибку, отвечающий часто сам ее
исправляет. Используются простые и сложные грамматические
явления в различных сочетаниях; разные грамматические
времена; простые и сложные предложения;
0-ответ содержит минимальное количество изученной лексики.
При ответе используются слова родного языка вместо
незнакомых иностранных слов;
1-для выражения своих мыслей отвечающий использует
разнообразную лексику в соответствии с поставленной
коммуникативной задачей. Встречаются ошибки в сочетании
используемых слов, что затрудняет, но не препятствует
пониманию высказывания;
2-используемая лексика соответствует поставленной
коммуникативной задаче. Высказывание отличает широкий
диапазон используемой лексики, включающий клише и
устойчивые словосочетания. Демонстрируется умение
преодолевать лексические трудности. Возможно наличие
негрубых ошибок в сочетании используемых слов;
0-отсутствуют логические связи между частями высказывания;
1-существуют отдельные нарушения, отсутствуют причинноследственные связи, нет вступления, заключения;
2-высказывание выстроено в определенной логике;
0-большое количество фонетических ошибок затрудняет
понимание говорящего;
1-речь содержит фонетические ошибки, заметна интерференция
родного языка, но в основном она понятна носителю языка;
2-у отвечающего хорошее произношение, и он соблюдает
правильную интонацию. Его речь понятна носителю языка,
однако иногда встречаются незначительные ошибки, которые не
препятствуют пониманию;
0-объем связного высказывания - менее 12 фраз;
1-объем связного высказывания - не менее 12-15 фраз;
0-отвечающий практически не понимает задаваемые
собеседником вопросы, способен ответить лишь на некоторые; не
употребляет фраз, стимулирующих партнера к общению;
1-отвечающий понимает общее содержание вопросов
собеседника, проявляет желание участвовать в беседе,
эпизодически использует фразы, стимулирующие общение;
2-отвечающий понимает задаваемые собеседником вопросы и
поддерживает беседу, используя фразы, стимулирующие
общение;

«3» - не менее 5 баллов
«4» - не менее 9-11 баллов
«5» - не менее12-15 баллов

12

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА В 11 КЛАССЕ
Синтаксис и пунктуация (8 часов)
Смысловой отрезок как носитель информации и как единица пунктуации. Виды
смысловых отрезков: слово, словосочетание, предложение. Синтаксическое оформление
смысловых отрезков.
Пунктуационная норма и пунктуационная ошибка. Знаки препинания и их функции:
завершение, выделение, разделение. Принципы русской пунктуации. Грамматические и
смысловые приметы (признаки) смысловых отрезков, требующие выделения знаками
препинания. Условия выбора знаков препинания в предложении и тексте. Знаки завершения
в изолированном предложении и тексте. Условия выбора знаков завершения.
Опознавательные признаки смыслового отрезка, требующие применения знаков
завершения.
Виды пунктуационных правил, регулирующих выбор знаков завершения. Трудные случаи
в применении пунктуационных правил, регулирующих выбор знаков препинания.
Смысловые отрезки простого предложения, несущие дополнительную информацию.
Знаки препинания, используемые для выделения смысловых отрезков, несущих
дополнительную информацию. Опознавательные признаки смысловых отрезков, требующих
применения знаков выделения. Условия выбора знаков выделения. Названия (виды)
пунктуационных правил, регулирующих выбор знаков выделения.
Трудные случаи в применении пунктуационных правил, регулирующих выбор знаков
препинания. Грамматико-смысловые значения, возникающие между смысловыми отрезками,
разделяемыми знаками препинания.
Трудные случаи в применении пунктуационных правил, регулирующих выбор знаков.
Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании (6 часов)
Систематизация и структурирование собранного по теме материала, составление
предварительного
плана.
Продумывание композиции высказывания: вступления, главной части, заключения.
Вступление как способ введения основной мысли. Виды и формы вступления. Особенности
вступления
и
заключения
публичного
выступления.
Основная часть речевого высказывания. Подчиненность доказательств главной идее текста.
Обдумывание последовательности в изложении доказательств как условие развития
главной мысли высказывания. Логические формы и приёмы изложения (дедукция,
индукция, аналогия). Виды аргументов, правила и способы аргументации, убедительность
аргументов.
Заключение и основная мысль текста (устного и письменного). Функция заключения,
варианты
заключений.
Смысловые части письменного текста и абзац. Разные способы связи частей текста и
предложений.
Смысловые части устного высказывания и интонационные средства их связи.
Логичность и упорядоченность мысли как требование к письменному и устному речевому
высказыванию. Риторические вопросы, вопросно-ответный ход как способ развития мысли
текста.
Причинно-следственные отношения и способы их выражения в речи (лексические,
синтаксические). Языковые средства, подчёркивающие движение мысли в письменном
тексте.
Использование специфических средств письма для точной передачи мысли; абзац, знаки
препинания,
заглавные
буквы
и
др.
Специфические средства устной речи и использование их для точной передачи мысли.
Стили произношения(нейтральный, высокий и разговорный), их особенности и уместность
использования
в
разных
ситуациях
общения.
13

Уместное использование интонации, мимики и жестов как условие точности, правильности
и выразительности устной речи.
Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность
используемых средств (6 часов)
Работа
над
точностью
и
правильностью
речевого
высказывания.
Точность передачи мысли как важное требование к устному и письменному высказыванию.
Точность словоупотребления. Основные причины нарушения точности речи. Коррекция
неточно
сформулированной
мысли.
Языковая норма и её признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические,
интонационные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и
правописные
(орфографические
и
пунктуационные).
Вариативность
норм.
Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфографический,
орфоэпический, толковый, словарь грамматических трудностей, словарь и справочники по
русскому
правописанию.
Уместное использование языковых средств с учётом особенностей речевой ситуации.
Уместное использование жестов, мимики, телодвижений и позы в разных ситуациях устного
общения.
Лексическая и грамматическая синонимия как источник точности, ясности и стилистической
уместности речи. Осознанный выбор из существующих синонимических вариантов,
языковых
средств,
наиболее
подходящий
в
данной
речевой
ситуации.
Оценка точности, чистоты, выразительности и уместности речевого высказывания, его
соответствия нормам современного русского литературного языка.

Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя (4 часа)
Выразительность речи. Источник богатства и выразительности русской речи: звуковой строй
языка; лексическая, словообразовательная, грамматическая синонимия; многозначность
слова,
антонимия
и
др.
Использование в письменном высказывании средств эмоционального воздействия на
читателя.
Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи: риторическое
обращение, инверсия, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, антитеза, оксюморон,
градация, эллипсис, умолчание т.д. Графическое оформление текста как средство
эмоционального
воздействия
на
читателя.
Использование в публичном выступлении средств эмоционального воздействия на
слушателя. Интонационные особенности предложений, содержащих стилистические фигуры.
Употребление
их
в
устной
речи.
Жест, мимика, тон, темп высказывания как средства эмоционального воздействия на
слушателя.
Особенности речевого этикета в официально- деловой, научной и публицистической сферах
общения.
Написание сочинения-рассуждения (10 часов)
Проблема текста. Комментарий к проблеме. Авторская позиция. Аргументация
собственного мнения. Композиция сочинения. Речевое оформление.

14

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН, 11 КЛАСС
№

Наименование разделов

Всего часов

п/п
1

Синтаксис и пунктуация

8

2

Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании

6

3

Точность и правильность письменного и устного высказывания,
уместность используемых средств
Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя

6

4
5

Написание сочинения-рассуждения
Итого

4
10
34 ч

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 11 КЛАССЕ
№

Тема
Синтаксис и пунктуация

1
2
3
4

5
6

7
8

9

10
11

Колво
часов
8

Смысловой отрезок как носитель информации и как единица пунктуации.
Пунктуационная норма и пунктуационная ошибка.
Знаки препинания и их функции: завершение, выделение, разделение.
Условия выбора знаков препинания в предложении и тексте. Знаки
завершения в изолированном предложении и тексте. Условия выбора
знаков завершения.
Трудные случаи в применении пунктуационных правил, регулирующих
выбор знаков препинания.
Знаки препинания, используемые для выделения смысловых отрезков,
несущих дополнительную информацию. Опознавательные признаки
смысловых отрезков, требующих применения знаков выделения. Условия
выбора знаков выделения.
Грамматико-смысловые значения, возникающие между смысловыми
отрезками, разделяемыми знаками препинания.
Трудные случаи в применении пунктуационных правил, регулирующих
выбор знаков.
Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании

1
1
1
1

Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании.
Систематизация и структурирование собранного по теме материала,
составление предварительного плана.
Вступление как способ введения основной мысли. Особенности вступления
и заключения публичного выступления.
Основная часть речевого высказывания. Обдумывание последовательности
в изложении доказательств как условие развития главной мысли
высказывания.

1

1
1

1
1
6

1
1

15

12
13
14

15
16
17
18
19
20

21
22
23
24

25
26
27
28
29
30
31-34

Заключение и основная мысль текста (устного и письменного). Функция
заключения, варианты заключений.
Логичность и упорядоченность мысли как требование к письменному и
устному речевому высказыванию.
Специфические средства устной речи и использование их для точной
передачи мысли. Стили произношения.
Точность и правильность письменного и устного высказывания,
уместность используемых средств
Точность передачи мысли как важное требование к устному и письменному
высказыванию.
Основные причины нарушения точности речи. Коррекция неточно
сформулированной мысли.
Языковая норма и её признаки. Виды норм русского литературного языка.
Нормативные словари современного русского языка и справочники.
Лексическая и грамматическая синонимия как источник точности, ясности
и стилистической уместности речи.
Оценка точности, чистоты, выразительности и уместности речевого
высказывания.
Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя
Выразительность речи. Источник богатства и выразительности русской
речи.
Использование в письменном высказывании средств эмоционального
воздействия на читателя.
Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной
речи.
Использование в публичном выступлении средств эмоционального
воздействия на слушателя.
Написание сочинения-рассуждения

1

Проблема текста
Комментарий к проблеме
Авторская позиция
Аргументация собственного мнения
Композиция сочинения.
Речевое оформление сочинения
Написание сочинения-рассуждения
Итого

1
1
1
1
1
1
4
34

1
1
6
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
10

Тексты для написания сочинения-рассуждения.
Текст 1.
(1)Эти трое были живые, смешливые, острые на язык. (2)Разговор шёл о новых книгах.
(З)Было приятно слышать, как эти ребята, молодые строители, показывали свой вкус,
самостоятельность суждений. (4)Они знали стихи Булата Окуджавы, уже прочитали новый
роман Габриэля Гарсии Маркеса. (5)Они были в курсе последних фильмов и премьер,
которых я ещё не видел, и книжных новинок, о которых я ещё понятия не имел. (6)Они
сидели передо мной в своих замызганных спецовках, но видны были их модные стрижки,
слова они употребляли на уровне наивысшего образования, разговаривать с ними было
трудно и интересно.
(7)Когда они ушли, я обернулся к прорабу и похвалил его ребят. (8)«Понравились... а
Ермаков, значит, не произвёл?» — сказал он как-то неприятно-насмешливо.

16

(9)Ермаков был плотник, с которым я разговаривал до этого, и Ермаков действительно
«не произвел ». (10)Ничего он не читал, не видел, ни к чему не стремился. (11)Был он,
очевидно, из тех забойщиков «козла», что часами стучат во дворах или режутся в карты.
(12)Так-то оно так, и прораб согласно качал головой. (13)Однако, к вашему сведению,
Ермаков — золотой человек, один из самых честных и добросовестных работников. (14)Тот,
на кого можно положиться в любой ситуации, сердечный, отзывчивый человек, работу
которого, кстати, можно никогда не проверять. (15)Не то что эти молодцы, тяп-ляп, кое-как,
лишь бы скорее. (16)Прораб говорил об этих троих с подчёркнутым пренебрежением, он был
обижен за Ермакова, и мои оценки задели его несправедливостью. (17)Позднее я имел
возможность проверить его слова. (18)Он был прав, удручающе прав...
(19)Годами не убывающая очередь стоит в Эрмитаж. (20)С утра до вечера его залы полны
горожан и приезжих издалека. (21)Какая-то часть из приходящих сюда действительно что-то
получит для себя, как-то взволнуется произведениями великих
мастеров, но сколько зайдёт сюда, чтобы отметиться, чтобы сказать, что был в Эрмитаже,
для престижа, сколько из них скользят равнодушно-спокойным взглядом, запоминая, чтобы
знать! (22)Ермаков, тот вообще не был в Эрмитаже, и в Павловске не был, и в Пушкине.
(23)Был в Петергофе, фонтаны смотрел. (24)Огромная культурно-художественная жизнь
такого города, как Петербург, проходит мимо него. (25)Но, может быть, этот откровенный
неинтерес более честен, чем формальное приобщение к культуре.
(По Д. Гранину*)
* Даниил Александрович Гранин (род. в 1919 г.) — русский писатель, автор множества
романов, повестей, эссе, очерков.
Текст 2.
(1)Чаще всего человек ищет свою мечту, но бывает и так, что мечта находит человека.
(2)Как болезнь, как вирус гриппа. (З)Вроде бы никогда Колька Велин не смотрел на небо,
затаив дыхание, и голоса птиц, реявших в голубой вышине, не заставляли трепетать его
сердце. (4)Он был самым обыкновенным учеником, в меру усидчивым и старательным, в
школу ходил без особого задора, на уроках был тише воды, любил рыбачить...
(5)Всё переменилось мгновенно. (6)Он вдруг решил, что станет лётчиком.
(7)В глухой, далёкой деревне, где до ближайшей станции больше ста километров, где
любая поездка становится целым путешествием, сама эта мысль казалась безумием.
(8)Жизненная стезя каждого человека здесь была ровной и прямой: после школы мальчики
получали права на управление трактором и становились механизаторами, а самые смелые
оканчивали водительские курсы и работали в селе шофёрами. (9)Ездить по земле — вот удел
человека. (10)А тут летать на самолёте! (11)На Кольку смотрели как на чудака, и отец
надеялся, что вздорная идея как-нибудь сама собой улетучится из головы сына. (12)Мало ли
чего мы хотим в молодости! (13)Жизнь — жестокая штука, она всё расставит по своим
местам и равнодушно, как маляр, закрасит серой краской наши пылкие мечты, нарисованные
в юности.
(14)Но Колька не сдавался. (15)Ему грезились серебристые крылья, несущие его над
влажным снегом облаков, и густой упругий воздух, чистый и холодный, как родниковая
вода, наполнял его лёгкие.
(16)После выпускного вечера он отправился на станцию, купил билет до Оренбурга и
ночным поездом поехал поступать в лётное училище. (17)Проснулся Колька рано утром от
ужаса. (18)Ужас, будто удав, сдавил его окоченевшее тело холодными кольцами и впился
своей зубастой пастью в самую грудь. (19)Колька спустился с верхней полки вниз,
посмотрел в окно, и ему стало ещё страшнее. (20)Деревья, выступавшие из полумглы, тянули
к стёклам кривые руки, узкие просёлки, словно серые степные гадюки, расползались по
кустам, и с неба, заполненного до краёв клочьями ободранных туч, фиолетово-чёрной
краской стекал на землю сумрак. (21)Куда я еду? (22)Что я там буду делать один? (23)Кольке
представилось, что сейчас его высадят и он окажется в беспредельной пустоте необитаемой
планеты...
17

(24)Приехав на вокзал, он в тот же день купил билет на обратную дорогу и через два дня
вернулся домой. (25)К его возвращению все отнеслись спокойно, без издёвки, но и без
сочувствия. (26)Денег, потраченных на билеты, немного жаль, зато съездил, посмотрел,
проверил себя, успокоился, теперь выбросит из головы всякий вздор и станет нормальным
человеком. (27)Таковы законы жизни: всё, что взлетело вверх, рано или поздно возвращается
на землю. (28)Камень, птица, мечта — всё возвращается назад...
(29)Колька устроился в лесхоз, женился, сейчас растит двух дочек, в выходные ходит на
рыбалку. (30)Сидя на берегу мутной речушки, он смотрит на бесшумно летящие в небесной
вышине реактивные самолёты, сразу определяет: вот «МиГ», а вон «Су». (31)Сердце его
стонет от щемящей боли, ему хочется повыше подпрыгнуть и хотя бы разок глотнуть той
свежести, которой небо щедро поит птиц. (32)Но рядом сидят рыбаки, и он пугливо прячет
свой взволнованный взгляд, насаживает червячка на крючок, а потом терпеливо ждёт, когда
начнёт клевать.
(По С. Мизерову*)
* Сергей Викторович Мизеров (род. в 1958 г.) — российский писатель, публицист.
Текст 3.
(1)Существует точное человеческое наблюдение: воздух мы замечаем, когда его начинает
не хватать. (2)Чтобы сделать это выражение совсем точным, надо бы вместо слова
«замечать» употребить слово «дорожить». (3)Действительно, мы не дорожим воздухом и не
думаем о нём, пока нормально и беспрепятственно дышим.
(4)По обыденности, по нашей незамечаемости нет, пожалуй, у воздуха никого на земле
ближе, чем трава. (5)Мы привыкли, что мир — зелёный. (6)Льём на траву бензин, мазут,
керосин, кислоты и щёлочи. (7)Высыпать машину заводского шлака и накрыть и отгородить
от солнца траву? (8)Подумаешь! (9)Сколько там травы? (10)Десять квадратных метров.
(11)Не человека же засыпаем, траву. (12)Вырастет в другом месте.
(13)Однажды, когда кончилась зима и антифриз в машине был уже не нужен, я открыл
краник, и вся жидкость из радиатора вылилась на землю, на лужайку под окнами нашего
деревенского дома. (14)Антифриз растёкся продолговатой лужей, потом его смыло дождями,
но на земле, оказывается, получился сильный ожог. (15)Среди плотной мелкой травки,
растущей на лужайке, образовалось зловещее чёрное пятно. (16)Три года земля не могла
залечить место ожога, и только потом плешина снова затянулась травой.
(17)Под окном, конечно, заметно. (18)Я жалел, что поступил неосторожно, испортил
лужайку. (19)Но ведь это под собственным окном! (20)Каждый день ходишь мимо, видишь и
вспоминаешь. (21)Если же где-нибудь подальше от глаз, в овраге, на лесной опушке, в
придорожной канаве, да, господи, мало ли на земле травы? (22)Жалко ли её? (23
)Подумаешь, высыпали шлак (железные обрезки, щебень), придавили несколько миллионов
травинок, неужели такому высшему, по сравнению с травами, существу, как человек, думать
и заботиться о таком ничтожестве, как травинка! (24)Трава. (25)Трава она и есть трава.
(26)Её много. (27)Она везде. (28)В лесу, в поле, в степи, на горах, даже в пустыне... (29)Разве
что вот в пустыне её поменьше. (30)Начинаешь замечать, что, оказывается, может быть так:
земля есть, а травы нет. (31)Страшное, жуткое, безнадёжное зрелище!
(32)Представляю себе человека в безграничной, бестравной пустыне, какой может
оказаться после какой-нибудь космической или не космической катастрофы наша Земля,
обнаружившего, что на обугленной поверхности планеты он — единственный зелёный
росточек, пробивающийся из мрака к солнцу.
(В. Солоухин*)
* Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997 гг.) — русский советский поэт и писатель,
публицист.

18

Критерии оценки сочинения

«3» - 12-16 баллов
«4» - 17-22 балла
«5» - 23-24 балла
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная литература
для учителя

для учащихся

1. Образовательный стандарт среднего (полного) общего
образования по русскому языку (базовый уровень)
2. Программа по русскому языку для
общеобразовательных
учреждений. 5 – 11 классы: основной курс,
элективные курсы/(авт.-сост. С.И. Львова). – М.:
Мнемозина, 2008
3. Русский язык и литература. Русский язык. 10 класс
(базовый и углублённый уровни): учебник для
общеобразоват. организаций, под ред. С.И. Львова. — М.:
Мнемозина, 2014.
4. Русский язык и литература. Русский язык. 11 класс
(базовый и углублённый уровни): учебник для
общеобразоват. организаций, под ред. С.И. Львова. — М.:
Мнемозина, 2014.
5. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11
кл. общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л.М.

1.Русский язык. 10-11классы.Учебник для
общеобразовательных учреждений.
Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин,
М.А.Мищерина, М., «Русское слово»,2009.
2. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили
речи. 10-11 кл. для общеобразоват.
учреждений / А.И. Власенков, Л.М.
Рыбченкова. —М., Просвещение, 2004.
3. Русский язык. 10-11 кл.: учеб. для
общеобразоват. учреждений филол.
профиля / В.В. Бабайцева. — М.: Дрофа,
2006.
4. Сенина Н.А. Русский язык. Тематические
тесты. Подготовка к ЕГЭ:Части А, В и С
(модели сочинений). 10-11 классы. –
Учебное пособие. – Ростов-на-Дону:
Легион, 2011.
19

Рыбченкова. —М., Просвещение, 2004.
6. Русский язык. 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват.
учреждений филол. профиля / В.В. Бабайцева. — М.:
Дрофа, 2006.
7. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной
подготовки: учебно-методическое пособие/ Н.А.Сенина
А.Г. Нарушевич, «Легион», 2012.
8. Русский язык : 7-11 классы : программы
факультативных и элективных курсов / С.И. Львова. —
М. : Вентана-Граф, 2011. — 80 с. — (Библиотека
элективных курсов).
Список литературы
1. Виноградов В Проблемы русской стилистики. М.,1988. 1.Баранов А.Н. Я вас слушаю. – М., 1990.
2. Горшков Л.И. Русская словесность М.,1996.
2.Вагаков Д. Риторика. – М., 2001.
3.Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. –
3.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э.
М., 1984.
Занимательная стилистика. – М., 1989.
4.Безменова Н.А. Теория и практика риторики массовой
4.Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М., 1983
коммуникации. – М., 1989.
5.Горелов И.Н., Житников В.Ф., Зюзько
5.Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты
М.В. и др. Умеете ли вы общаться? – М.,
речевого поведения. – М., 1983
1991.
6.Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой
6.Кохтев Н.Н. Риторика. – М., 1994.
коммуникации. М., 1997.
7.Львова С.И. Язык в речевом общении:
7.Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика
Книга для учащихся. – М., 1992.
русского красноречия. – М., 1989.
8.Милославский И.Г. Культура речи и
8.Иванова С.Ф. Искусство диалога, или Беседы о
русская грамматика. – М., 2002.
риторике. – М., 1992.
9.Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика.
9.Ивин А.А. Основы теории аргументации. М., 1997.
– М., 1991.
10.Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и 10.Розенталь Д.Э. А как сказать лучше? –
практика обучения. – М., 1998.
М., 1988
11.Культура русской речи/ Под ред. Л.К. Граудиной Е.Н. 11.Скворцов Л.И. Правильно ли мы
Ширяева. – М., 1998.
говорим по-русски? – М., 1983
12.Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как
12.Формановская Н.И. Речевой этикет и
средство и предмет обучения. – М., 1986.
культура общения. – М., 1989.
13.Ладыженская Т.А. Риторика в школе и в жизни. – М.,
2001.
14.Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для
учителя. – М., 1991.
15.Милославский И.Г. Культура речи и русская
грамматика. – М., 2002.
16.Сопер П.Л. Основы искусства речи. М., 1995
17.Стернин И.А. Коммуникативные ситуации. –
Воронеж, 1993.
18.Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи: курс
лекций. – М., 2004.
19.Уайтсайд Р. О чем говорят лица. – СПб., 1996.
Экранно-звуковые пособия
- электронный репетитор «Русский язык» (система
обучающих тестов);
- обучающая программа “Фраза”;
- репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия);
20

- электронный учебник «Русский язык Кирилла и
Мефодия. 11 класс»
- электронные тесты ФЦИОР.
Цифровые образовательные ресурсы
1. Федеральный портал «Российское образование»
http://edu.ru
2.Единое окно доступа к образовательным ресурсам
http://window.edu.ru/window
3.Российский общеобразовательный портал
http://school.edu.ru
4.Грамота.Ру: справочно-информационный портал
«Русский язык» http://www.gramota.ru
5.Коллекция «Диктанты - русский язык» Российского
общеобразовательного портала http://language.edu.ru
6. Культура письменной речи http://www.gramma.ru
7. Филологический портал Philology.ru
http://www.philology.ru
Технические средства обучения и средства ИКТ
1.Ученические столы 2-х местные с комплектом стульев;
2.Стенды, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного
оборудования;
3.Доска с подсветкой;
4.Компьютер,
5.Цифровой проектор;

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».