1 Введение Стратегические цели системы образования и воспитания призваны обеспечить «создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, утверждение её статуса как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики» (Национальная доктрина развития образования в РФ до 2025 г.). За последнее время принято много новых государственных документов, активно влияющих на процессы воспитания и социализации детей и молодежи: Конституция Российской Федерации 2020 года, Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования (2021 г.), Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ» и другие. Содержание совершенствование государственных системы образования, документов, сегодня направленных задаёт вектор на развития воспитательной работы среди детей и молодёжи Российской Федерации и приоритетными задачами в сфере воспитания детей определяет: - «…развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года); - «…воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно- нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» (Федеральный закон № 304 от 31.07.2020 г. «О внесении изменений в ФЗ “Об образовании в РФ” по вопросам воспитания обучающихся»). Разработка и реализация федеральных и региональных программ воспитания обучающихся позволяет создать институциональную среду, учитывающую как законодательную базу и нормативные документы, так и общественное мнение по 2 вопросам образования и воспитания подрастающего поколения, а также сконцентрировать воспитательный потенциал различных социальных институтов. Придание воспитанию институционального характера повышает уровень ответственности всех участников процесса воспитания (учащихся, педагогов, родителей, социальных партнёров) и максимально способствует решению таких задач, как сохранение исторической преемственности поколений; воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов своей страны, граждан, способных как к социализации в условиях гражданского общества, так и к противодействию негативным социальным процессам. Отдельное внимание при разработке и реализации программ воспитания детей и молодёжи уделяется процессам управления существующими рисками и вызовам современного детства: негативному влиянию информационной социализации и цифрового пространства, социальной разобщенности детей и взрослых, росту числа детей и подростков с антисоциальным поведением, суицидальным актам и самоповреждению со стороны детей. Особенности содержания всех модулей Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» (учебно-методический комплекс к внеурочной деятельности, программы летнего отдыха детей младшего школьного возраста, обучение, курсы подготовки и повышения квалификации учителей начальных классов к реализации Программы), а также использование в качестве базовой методики коллективнотворческой деятельности в сочетании с учётом возрастных особенностей развития личности младшего школьника позволяют педагогам выстраивать воспитательный процесс, нивелируя обозначенные риски. Особое положение в системе непрерывного образования и воспитания детей занимают дети 7–10/11 лет, обучающиеся начальной общеобразовательной школы. Возрастные особенности самой сенситивной к воспитательным влияниям возрастной группы детей создают существенные социально-педагогические возможности развития их социальной активности. Начальная школа выступает фундаментом в процессе социального воспитания, осмысления ребёнком себя в окружающем мире, 3 выстраивания системы коммуникации со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому важно выстроить систему включения младшего школьника в общественную жизнь класса как основной социальной группы, в которой происходит его становление как члена общества. Вовлечение данной категории школьников в социальную жизнь целесообразно осуществлять в рамках системно-деятельностного подхода, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной продуктивной деятельности ребёнка, широкому использованию в работе с детьми современных игровых технологий, социального проектирования, интерактивных методов, позволяющих моделировать социальные процессы и явления. Естественно, с учётом возраста и сформированного ранее социального опыта общения, взаимодействия и сотрудничества детей. Дети этого возраста стремятся утвердить своё право на самостоятельность, быть как взрослые; получить признание своих возможностей; желают участвовать в разнообразных делах наравне со взрослыми. Это период начала формирования гражданской идентичности. Предполагается, что дети осваивают групповые (социальные) нормы и ценности поведения, активно овладевают культурным наследием, принимают на себя ответственность за культуру группового гражданского действия. Реалии современного общества предъявляют к юным гражданам страны особые требования, связанные с проявлением инициативы, предприимчивости, самостоятельности, активности. Успешность решения жизненных задач обусловлена способностью школьников энергичность, настойчивость, необходимо привлекать и находить нетривиальные формулировать использовать цели, ресурсы, решения, для проявлять реализации строить свои которых деловые и межличностные отношения в социальной среде. Пояснительная записка 1.1. Содержательные основы Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» 4 В рамках, указанных выше тенденций была разработана и начала своё осуществление Всероссийская Программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» (далее – Программа, программа «Орлята России»). Внедрение программы «Орлята России» в практику общеобразовательных школ Российской Федерации позволяет решать одну из главных задач государственной политики в сфере образования – сохранение и развитие единого образовательного пространства России. 1.2. Актуальность программы «Орлята России» Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего образования, так и в «Примерной рабочей программе воспитания», в которой указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в образовательной организации». Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира. В данном разделе мы определим своё понимание основных понятий и категорий, заложенных в Программе. 1.3. Тезаурус основных понятий программы «Орлята России» Понятие «социальная активность младшего школьника» в контексте Программы рассматривается как творчески-преобразовательное отношение социального субъекта к окружающей его социальной и природной среде, проявление возможностей и способностей человека как члена социума, устойчивое активное отношение личности к отдельным общностям или обществу в целом; развитие социальной активности отражает превращение личности из объекта в субъект общественных отношений. 5 Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для само- определения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Коллективно-творческая деятельность – это совместная деятельность детей и взрослых, направленная на развитие навыков социального взаимодействия и творческих способностей каждого участника деятельности, интеллектуальное развитие, а также формирование организаторских способностей (Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.). Событийность – это принцип, предполагающий, что для эффективного воспитания необходимо повседневную, будничную жизнь детей насыщать яркими, запоминающимися событиями, которые были бы привлекательны для детей и обладали бы при этом достаточным воспитательным потенциалом (Степанов П.В. Современная теория воспитания: словарь-справочник / Под ред. Н.Л. Селивановой. – М.: АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2016. – С. 30). Детский коллектив – группа детей, в которой создаётся система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого её члена (Ковалёва А.Г. Педагогика «Орлёнка» в терминах и понятиях: уч. пособие-словарь / А.Г. Ковалёва, Е.И. Бойко, С.И. Панченко, И.В. Романец, А.М. Кузнецова. – М: Собеседник, 2005. – 192 с.). Ценность – значимость для людей тех или иных объектов и явлений (Степанов П.В. Современная теория воспитания: словарь-справочник / Под ред. Н.Л. Селивановой. – М.: АНО Издательский Дом 6 «Педагогический поиск», 2016. – С. 47). Ценностные основания, заложенные в Программе: Родина, семья, команда, природа, познание, здоровье. Микрогруппа – основное место общения и деятельности ребёнка в смене. В группе из 4–5 человек он готовится к отрядным делам, дежурит, обсуждает возникшие проблемы, делится впечатлениями (И.В. Иванченко. Как рождается микрогруппа: методическое пособие / И В. Иванченко, учебно-методический центр ВДЦ «Орлёнок», 2017. – 80 с.). В коллективе класса микрогруппы формируются с целью чередования творческих поручений. 1.4. Ценностные основания программы «Орлята России» Примерная рабочая программа воспитания, задавая целевые ориентиры и требования к результатам программ воспитания образовательных учреждений, обеспечивает соответствие ФГОС, единство воспитательного пространства и его смыслов в образовательных учреждениях Российской Федерации, а также позволяет на основе российских базовых национальных ценностей выделить ценностные основания программы «Орлята России»: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание. Родина – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, дому, земле, людям, желание служить своему Отечеству тем делом, к которому есть призвание, и быть полезным своей стране; формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности через уважение национальных традиций народов России, истории и культуры своей страны. Семья – основа развития страны и благосостояния народа, исток добра, любви, верности, поддержки, сочувствия, взаимного уважения, возможность сохранения добрых семейных традиций с учётом национальных и религиозных принадлежностей. Команда – содружество, искренность, уверенность в успехе; совместная деятельность в соответствии с нравственными нормами; умение отдавать своё время другому и бескорыстно приходить на помощь, желание добра и блага другому. 7 Природа – бережное и ответственное отношение к окружающей среде, природному наследию своей страны, осознание влияния людей на окружающую среду, понимание зависимости жизни людей от природы. Познание – открытие окружающего мира и понимание себя в нём; активность, любознательность и самостоятельность в познании, первоначальные представления о многообразии и взаимосвязи природных и социальных явлений и объектов, о науке и научном знании. Здоровье – равнение на чемпионов, ценность здорового образа жизни; безопасное поведение как в быту, так и в информационной среде, принятие своей половой принадлежности. 1.5. Главным принципом участия в Программе должно стать: всё делать вместе, сообща и делать для других! Вместе – радости и удачи, вместе – активное действие и увлекательное приключение! 1.6. Методологической основой Программы является воспитание в коллективно-творческой деятельности, автор которой, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования (РАО) Игорь Петрович Иванов, считал, что самый педагогически эффективный коллектив – это единое содружество взрослых и детей, а самая эффективная воспитывающая деятельность – та, что создаётся и развивается самими воспитанниками, вовлечёнными в процесс жизнетворчества. В.А. Сухомлинский писал1: «В школе учат не только читать, писать и считать, но и думать, познавать окружающий мир и богатства науки и искусства. В школе учат жить. В школе учатся жить». Материалы Программы позволяют педагогам использовать подготовленные материалы в работе с детьми 1–4-х классов. При этом, понимая огромную разницу между обучающимися 1-го класса и более старших параллелей, мы развели логику реализации и содержание треков Программы в соответствии с этими особенностями. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Первоклассники занимают особое место среди обучающихся начальных классов. Учитывая их физиологические, психологические и познавательные особенности 8 развития, необходимо первоначально решить вопросы, связанные с адаптацией детей к учебному процессу. Поэтому вхождение в программу «Орлята России» знакомство с треками для ребят 1-го класса начинается со 2-й четверти. Для подготовки первоклассников к участию в программе «Орлята России» в первой четверти учителю предлагаются для проведения с детьми четыре игровых занятия, по два в каждом месяце четверти. Тема раздела Кол- во Содержание раздела часов Вводный 1 Программы «Орлятский задачами для являются детей и старт эмоциональный настрой класса на участие в Программе. урок» «Орлёнок – Лидер» Основными 5 Реализация Программы начинается с данного трека, который позволяет актуализировать/ приобрести опыт совместной деятельности в коллективе, что необходимо в начале учебного года. Также занятия трека позволят выявить первичную оценку уровня сплочённости класса и лидеров для дальнейшего формирования микрогрупп. «Орлёнок – 3 Вторая четверть отличается высокой мотивацией у детей на учебную деятельность. В этот Эрудит» временной промежуток в школах проходят различные олимпиады. В рамках трека происходит знакомство ребёнка с разными способами получения информации «Орлёнок – Мастер» 5 Данный трек проходит в два этапа: 1 – подготовка новогоднего спектакля/номера/концерта; 2 – знакомство с мастерами своего дела и лучшими мастерами региона/страны. 9 «Орлёнок – 5 Тематика трека актуальна круглый год, поэтому учитель Доброволец» может обращаться социальному опыту к имеющемуся детей и истории добровольческого/ волонтерского/ тимуровского движения в любое время учебного года. «Орлёнок – 5 Учитывая, разницу в погодных условиях, предлагается трек провести в данное время: в Спортсмен» большинстве школ проходят различные соревнования, посвященные 23 февраля и пр. В том числе, в соответствии с возрастом, можно провести Весёлые страты, «Папа, мама, я – спортивная семья» и другие соревнования, чтобы минимизировать воздействия гиподинамического кризиса середины учебного года. «Орлёнок – 5 Несмотря на большую разницу в климате регионов Эколог» страны, весна – наиболее благоприятный период для реализации трека. Погодные условия позволяют уже часть мероприятий трека проводить за пределами здания школы. «Орлёнок – Хранитель 4 В логике Программы важно, чтобы все треки прошли до трека «Орлёнок – хранитель исторической исторической памяти», так как он является памяти» треком, подводящим итоги участия в учебном году. Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи, Мы (класс) – хранители своих достижений, Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны. 10 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Кол-во часов Подготовительный этап к участию в Программе 1 Вводный Орлятский урок «Орлёнок – Эрудит» 1 1 3 2 «Кто такой эрудит?» 1 3 «Эрудит – это...» 1 4 «Всезнайка». «Встреча с интересным эрудитом – книгой» 1 «Орлёнок – Доброволец» 5 5 «От слова к делу» 1 6 «Спешить на помощь безвозмездно» 1 7 «Совместное родительское собрание» 1 8 «Наша забота!» 1 9 «Доброволец – это доброе сердце» 1 «Орлёнок – Мастер» 5 10 «Мастер – это...» 1 11 «Мастерская Деда Мороза ...» 1 12 «Класс мастеров» 1 13 «Классная ёлка» 1 14 «Новогоднее настроение» 1 «Орлёнок – Спортсмен» 5 11 15 «Утро мы начнём с зарядки» 1 16 «Сто затей для всех друзей» 1 17 «Весёлые старты» 1 18 «Самые спортивные ребята моей школы» 1 19 «Азбука здоровья» 1 «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» 4 20 «Орлёнок – хранитель исторической памяти» 1 21 «История школы – моя история» 1 22 «Поход в музей» 1 23 «Историческое чаепитие» 1 «Орлёнок – Эколог» 5 24 «ЭКОЛОГиЯ» 1 25 «Каким должен быть настоящий эколог?» 1 26 «В гости к природе» 1 27 «Мы друзья природе» 1 28 «Орлята – экологи» 1 «Орлёнок – Лидер» 5 29 «Лидер – это...» 1 30 «Я хочу быть лидером!» 1 31 «С командой действую!» 1 32 «Как становятся лидерами?» 1 33 «Мы дружный класс» 1 12