МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области МКУ «Управление образования городского округа Богданович» муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 4 Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Орлята России» Уровень начального общего образования Срок освоения: 1 год (3 класс) г. Богданович 2024 1 Введение Стратегические цели системы образования и воспитания призваны обеспечить «создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, утверждение её статуса как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики» (Национальная доктрина развития образования в РФ до 2025 г.). За последнее время принято много новых государственных документов, активно влияющих на процессы воспитания и социализации детей и молодежи: Конституция Российской Федерации 2020 года, Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования (2021 г.), Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ» и другие. Содержание совершенствование государственных системы документов, образования, сегодня направленных задаёт вектор на развития воспитательной работы среди детей и молодёжи Российской Федерации и приоритетными задачами в сфере воспитания детей определяет: - «…развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года); - «…воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно- нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» (Федеральный закон № 304 от 31.07.2020 г. «О внесении изменений в ФЗ “Об образовании в РФ” по вопросам воспитания обучающихся»). Разработка и реализация федеральных и региональных программ воспитания обучающихся позволяет создать институциональную среду, учитывающую как законодательную базу и нормативные документы, так и общественное мнение по вопросам образования и воспитания подрастающего поколения, а также2 сконцентрировать воспитательный потенциал различных социальных институтов. Придание воспитанию институционального характера повышает уровень ответственности всех участников процесса воспитания (учащихся, педагогов, родителей, социальных партнёров) и максимально способствует решению таких задач, как сохранение исторической преемственности поколений; воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов своей страны, граждан, способных как к социализации в условиях гражданского общества, так и к противодействию негативным социальным процессам. Отдельное внимание при разработке и реализации программ воспитания детей и молодёжи уделяется процессам управления существующими рисками и вызовам современного детства: негативному влиянию информационной социализации и цифрового пространства, социальной разобщенности детей и взрослых, росту числа детей и подростков с антисоциальным поведением, суицидальным актам и самоповреждению со стороны детей. Особенности содержания всех модулей Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» (учебно-методический комплекс к внеурочной деятельности, программы летнего отдыха детей младшего школьного возраста, обучение, курсы подготовки и повышения квалификации учителей начальных классов к реализации Программы), а также использование в качестве базовой методики коллективнотворческой деятельности в сочетании с учётом возрастных особенностей развития личности младшего школьника позволяют педагогам выстраивать воспитательный процесс, нивелируя обозначенные риски. Особое положение в системе непрерывного образования и воспитания детей занимают дети 7–10/11 лет, обучающиеся начальной общеобразовательной школы. Возрастные особенности самой сенситивной к воспитательным влияниям возрастной группы детей создают существенные социально-педагогические возможности развития их социальной активности. Начальная школа выступает фундаментом в процессе социального воспитания, осмысления ребёнком себя в окружающем мире, выстраивания системы коммуникации со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому важно выстроить систему включения младшего школьника в общественную жизнь3 класса как основной социальной группы, в которой происходит его становление как члена общества. Вовлечение данной категории школьников в социальную жизнь целесообразно осуществлять в рамках системно-деятельностного подхода, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной продуктивной деятельности ребёнка, широкому использованию в работе с детьми современных игровых технологий, социального проектирования, интерактивных методов, позволяющих моделировать социальные процессы и явления. Естественно, с учётом возраста и сформированного ранее социального опыта общения, взаимодействия и сотрудничества детей. Дети этого возраста стремятся утвердить своё право на самостоятельность, быть как взрослые; получить признание своих возможностей; желают участвовать в разнообразных делах наравне со взрослыми. Это период начала формирования гражданской идентичности. Предполагается, что дети осваивают групповые (социальные) нормы и ценности поведения, активно овладевают культурным наследием, принимают на себя ответственность за культуру группового гражданского действия. Реалии современного общества предъявляют к юным гражданам страны особые требования, связанные с проявлением инициативы, предприимчивости, самостоятельности, активности. Успешность решения жизненных задач обусловлена способностью школьников энергичность, настойчивость, необходимо привлекать и находить нетривиальные формулировать использовать цели, ресурсы, решения, для проявлять реализации строить свои которых деловые и межличностные отношения в социальной среде. Пояснительная записка 1.1. Содержательные основы Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» В рамках, указанных выше тенденций была разработана и начала своё осуществление Всероссийская Программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» (далее – Программа, программа «Орлята России»). Внедрение программы «Орлята России» в практику4 общеобразовательных школ Российской Федерации позволяет решать одну из главных задач государственной политики в сфере образования – сохранение и развитие единого образовательного пространства России. 1.2. Актуальность программы «Орлята России» Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего образования, так и в «Примерной рабочей программе воспитания», в которой указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в образовательной организации». Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира. В данном разделе мы определим своё понимание основных понятий и категорий, заложенных в Программе. 1.3. Тезаурус основных понятий программы «Орлята России» Понятие «социальная активность младшего школьника» в контексте Программы рассматривается как творчески-преобразовательное отношение социального субъекта к окружающей его социальной и природной среде, проявление возможностей и способностей человека как члена социума, устойчивое активное отношение личности к отдельным общностям или обществу в целом; развитие социальной активности отражает превращение личности из объекта в субъект общественных отношений. Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для само- определения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и5 правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Коллективно-творческая деятельность – это совместная деятельность детей и взрослых, направленная на развитие навыков социального взаимодействия и творческих способностей каждого участника деятельности, интеллектуальное развитие, а также формирование организаторских способностей (Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.). Событийность – это принцип, предполагающий, что для эффективного воспитания необходимо повседневную, будничную жизнь детей насыщать яркими, запоминающимися событиями, которые были бы привлекательны для детей и обладали бы при этом достаточным воспитательным потенциалом (Степанов П.В. Современная теория воспитания: словарь-справочник / Под ред. Н.Л. Селивановой. – М.: АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2016. – С. 30). Детский коллектив – группа детей, в которой создаётся система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого её члена (Ковалёва А.Г. Педагогика «Орлёнка» в терминах и понятиях: уч. пособие-словарь / А.Г. Ковалёва, Е.И. Бойко, С.И. Панченко, И.В. Романец, А.М. Кузнецова. – М: Собеседник, 2005. – 192 с.). Ценность – значимость для людей тех или иных объектов и явлений (Степанов П.В. Современная теория воспитания: словарь-справочник / Под ред. Н.Л. Селивановой. – М.: АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2016. – С. 47). Ценностные основания, заложенные в Программе: Родина, семья, команда, природа, познание, здоровье. Микрогруппа – основное место общения и деятельности ребёнка в смене. В группе из 4–5 человек он готовится к отрядным делам, дежурит, обсуждает возникшие проблемы, делится впечатлениями (И.В. Иванченко. Как рождается микрогруппа: методическое пособие / И В. Иванченко, учебно-методический центр ВДЦ «Орлёнок», 2017. – 80 с.). В коллективе класса микрогруппы формируются с целью чередования6 творческих поручений. 1.4. Ценностные основания программы «Орлята России» Примерная рабочая программа воспитания, задавая целевые ориентиры и требования к результатам программ воспитания образовательных учреждений, обеспечивает соответствие ФГОС, единство воспитательного пространства и его смыслов в образовательных учреждениях Российской Федерации, а также позволяет на основе российских базовых национальных ценностей выделить ценностные основания программы «Орлята России»: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание. Родина – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, дому, земле, людям, желание служить своему Отечеству тем делом, к которому есть призвание, и быть полезным своей стране; формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности через уважение национальных традиций народов России, истории и культуры своей страны. Семья – основа развития страны и благосостояния народа, исток добра, любви, верности, поддержки, сочувствия, взаимного уважения, возможность сохранения добрых семейных традиций с учётом национальных и религиозных принадлежностей. Команда – содружество, искренность, уверенность в успехе; совместная деятельность в соответствии с нравственными нормами; умение отдавать своё время другому и бескорыстно приходить на помощь, желание добра и блага другому. Природа – бережное и ответственное отношение к окружающей среде, природному наследию своей страны, осознание влияния людей на окружающую среду, понимание зависимости жизни людей от природы. Познание – открытие окружающего мира и понимание себя в нём; активность, любознательность и самостоятельность в познании, первоначальные представления о многообразии и взаимосвязи природных и социальных явлений и объектов, о науке и научном знании. Здоровье – равнение на чемпионов, ценность здорового образа жизни; безопасное поведение как в быту, так и в информационной среде, принятие своей половой принадлежности. 7 1.5. Главным принципом участия в Программе должно стать: всё делать вместе, сообща и делать для других! Вместе – радости и удачи, вместе – активное действие и увлекательное приключение! 1.6. Методологической основой Программы является воспитание в коллективно-творческой деятельности, автор которой, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования (РАО) Игорь Петрович Иванов, считал, что самый педагогически эффективный коллектив – это единое содружество взрослых и детей, а самая эффективная воспитывающая деятельность – та, что создаётся и развивается самими воспитанниками, вовлечёнными в процесс жизнетворчества. В.А. Сухомлинский писал: «В школе учат не только читать, писать и считать, но и думать, познавать окружающий мир и богатства науки и искусства. В школе учат жить. В школе учатся жить». Материалы Программы позволяют педагогам использовать подготовленные материалы в работе с детьми 1–4-х классов. При этом, понимая огромную разницу между обучающимися 1-го класса и более старших параллелей, мы развели логику реализации и содержание треков Программы в соответствии с этими особенностями. Календарно-тематическое планирование 3 класс № Тема Кол-во часов Старт программы 8 ч. 1 Встреча с игрой 1 2 Интеллектуально-познавательные игры 1 3 Подвижные игры. 1 4 Интеллектуально-познавательные игры. 1 5 Подвижные игры. 1 6 Интеллектуально-познавательные игры. 1 7 Подвижные игры. 1 8 Вводный «Орлятский» урок. 1 Орлёнок – Лидер 8 ч. 8 9 Лидер – это… 1 10 Я могу быть лидером. 1 11 Как стать лидером? 1 12 С командой действовать готов. 1 13 Верёвочный курс. 1 14 Классный выходной. 1 15 Встреча с тем, кто умеет вести за собой. 1 16 Итоги трека «Мы дружный класс! 1 Орлёнок – Эрудит 7 ч. 17 Кто такой эрудит? 1 18 Развиваемся, играя! 1 19 Я – эрудит, а это значит… 1 20 Воображариум. 1 21 Могу быть изобретателем. 1 22 КТД «Что такое? Кто такой?». 1 23 Встреча с эрудитом «Хотим всё знать». Итоги трека «На старте новых открытий». Орлёнок – Мастер 1 8 ч. 24 Мастер – это… 1 25 Мастерами славится Россия. 1 26 От идеи – к делу! 1 27 Город Мастеров. 1 28 В гости к мастерам. 1 29 Мастер – это звучит гордо! 1 30 КТД «Классный театр. 1 31 Путь в мастерство» – подводим итоги. 1 Орлёнок – Доброволец 7 ч. 32 От слова к делу. Спешить на помощь безвозмездно! 1 33 КТД «Создай хорошее настроение». 1 34 С заботой о старших. 1 9 35 КТД «Коробка храбрости». 1 36 КТД «Братья наши меньшие». 1 37 Добровольцем будь всегда. 1 38 «Портрет добровольца» - итоги трека. 1 Орлёнок – Спортсмен 8 ч. 1 40 Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке! Должен быть режим у дня. 41 О спорт, ты – мир! 1 42 Сто затей для всех друзей. 1 43 Готовимся к спортивным состязаниям. 1 44 Спортивная игра «У рекордов наши имена». 1 45 Быстрее! Выше! Сильнее! 1 46 «Азбука здоровья» - итоги трека. 1 39 Орлёнок – Эколог 1 7 ч. 47 Экология. Мой след на планете. 1 48 1 49 Каким должен быть настоящий эколог? Что должен знать и уметь эколог? Восхищаемся красивым миром. 50 Экология на практике. 1 1 Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом. «Шагая в будущее – помни о планете» - итоги трека. «Шагая в будущее – помни о планете» - итоги трека. Орлёнок – Хранитель исторической памяти 8 ч. 54 Орлёнок – Хранитель исторической памяти. 1 55 Хранитель семейных традиций. 1 56 1 57 Я храню традиции семьи, а значит и традиции страны. Кодекс «Орлёнка – Хранителя». 58 Знать, чтобы хранить. 1 59 Историческое чаепитие. 1 51 52 53 1 1 1 1 10 60 Расскажи мне о России. 1 61 «Я – хранитель, мы – хранители» - итоги трека. 1 Подведение итогов 7 ч. 1 64 Подведение итогов участия в программе в текущем учебном году. Подведение итогов участия в программе в текущем учебном году. Подвижные игры. 65 Подвижные игры. 1 66 Интеллектуально-познавательные игры. 1 67 Подвижные игры. 1 68 Подвижные игры. 1 62 63 1 1 11