РП_Орлята России 3 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МКУ «Управление образования городского округа Богданович»
муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 4

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
«Орлята России»
Уровень начального общего образования
Срок освоения: 1 год (3 класс)

г. Богданович 2024

1

Введение
Стратегические цели системы образования и воспитания призваны обеспечить
«создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития
России, утверждение её статуса как великой державы в сфере образования, культуры,
искусства, науки, высоких технологий и экономики» (Национальная доктрина
развития образования в РФ до 2025 г.).
За последнее время принято много новых государственных документов,
активно влияющих на процессы воспитания и социализации детей и молодежи:
Конституция Российской Федерации 2020 года, Федеральные государственные
образовательные стандарты начального и основного общего образования (2021 г.),
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Федеральный проект
«Патриотическое воспитание граждан РФ» и другие.
Содержание
совершенствование

государственных
системы

документов,

образования,

сегодня

направленных
задаёт

вектор

на

развития

воспитательной работы среди детей и молодёжи Российской Федерации и
приоритетными задачами в сфере воспитания детей определяет:
-

«…развитие высоконравственной личности, разделяющей российские

традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями,
способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к
мирному созиданию и защите Родины» (Стратегия развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года);
-

«…воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности

на основе духовно- нравственных ценностей народов Российской Федерации,
исторических и национально-культурных традиций» (Федеральный закон № 304 от
31.07.2020 г. «О внесении изменений в ФЗ “Об образовании в РФ” по вопросам
воспитания обучающихся»).
Разработка и реализация федеральных и региональных программ воспитания
обучающихся позволяет создать институциональную среду, учитывающую как
законодательную базу и нормативные документы, так и общественное мнение по
вопросам

образования

и

воспитания

подрастающего

поколения,

а

также2

сконцентрировать воспитательный потенциал различных социальных институтов.
Придание

воспитанию

институционального

характера

повышает

уровень

ответственности всех участников процесса воспитания (учащихся, педагогов,
родителей, социальных партнёров) и максимально способствует решению таких задач,
как сохранение исторической преемственности поколений; воспитание бережного
отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание
патриотов своей страны, граждан, способных как к социализации в условиях
гражданского общества, так и к противодействию негативным социальным процессам.
Отдельное внимание при разработке и реализации программ воспитания детей
и молодёжи уделяется процессам управления существующими рисками и вызовам
современного детства: негативному влиянию информационной социализации и
цифрового пространства, социальной разобщенности детей и взрослых, росту числа
детей и подростков с антисоциальным поведением, суицидальным актам и
самоповреждению со стороны детей. Особенности содержания всех модулей
Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов
«Орлята России» (учебно-методический комплекс к внеурочной деятельности,
программы летнего отдыха детей младшего школьного возраста, обучение, курсы
подготовки и повышения квалификации учителей начальных классов к реализации
Программы), а также использование в качестве базовой методики коллективнотворческой деятельности в сочетании с учётом возрастных особенностей развития
личности младшего школьника позволяют педагогам выстраивать воспитательный
процесс, нивелируя обозначенные риски.
Особое положение в системе непрерывного образования и воспитания детей
занимают дети 7–10/11 лет, обучающиеся начальной общеобразовательной школы.
Возрастные особенности самой сенситивной к воспитательным влияниям возрастной
группы

детей

создают

существенные

социально-педагогические

возможности

развития их социальной активности. Начальная школа выступает фундаментом в
процессе социального воспитания, осмысления ребёнком себя в окружающем мире,
выстраивания системы коммуникации со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому
важно
выстроить систему включения младшего школьника в общественную жизнь3

класса как основной социальной группы, в которой происходит его становление как
члена общества.
Вовлечение данной категории школьников в социальную жизнь целесообразно
осуществлять в рамках системно-деятельностного подхода, в котором главное место
отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной
продуктивной деятельности ребёнка, широкому использованию в работе с детьми
современных игровых технологий, социального проектирования, интерактивных
методов, позволяющих моделировать социальные процессы и явления. Естественно, с
учётом

возраста

и

сформированного

ранее

социального

опыта

общения,

взаимодействия и сотрудничества детей.
Дети этого возраста стремятся утвердить своё право на самостоятельность,
быть как взрослые; получить признание своих возможностей; желают участвовать в
разнообразных делах наравне со взрослыми. Это период начала формирования
гражданской

идентичности.

Предполагается,

что

дети

осваивают

групповые

(социальные) нормы и ценности поведения, активно овладевают культурным
наследием, принимают на себя ответственность за культуру группового гражданского
действия.
Реалии современного общества предъявляют к юным гражданам страны особые
требования,

связанные

с

проявлением

инициативы,

предприимчивости,

самостоятельности, активности. Успешность решения жизненных задач обусловлена
способностью

школьников

энергичность,

настойчивость,

необходимо

привлекать

и

находить

нетривиальные

формулировать
использовать

цели,

ресурсы,

решения,

для

проявлять

реализации

строить

свои

которых

деловые

и

межличностные отношения в социальной среде.
Пояснительная записка
1.1. Содержательные

основы

Программы

развития

социальной

активности обучающихся начальных классов «Орлята России»
В рамках, указанных выше тенденций была разработана и начала своё
осуществление

Всероссийская

Программа

развития

социальной

активности

обучающихся начальных классов «Орлята России» (далее – Программа, программа
«Орлята

России»).

Внедрение

программы

«Орлята

России»

в

практику4

общеобразовательных школ Российской Федерации позволяет решать одну из главных
задач государственной политики в сфере образования – сохранение и развитие
единого образовательного пространства России.
1.2. Актуальность программы «Орлята России»
Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной
политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях
(поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное
участие в социально значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего
ФГОС начального общего образования, так и в «Примерной рабочей программе
воспитания», в которой указывается, что «поощрение социальной активности
обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в
образовательной организации».
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует
восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением
и его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира.
В данном разделе мы определим своё понимание основных понятий и
категорий, заложенных в Программе.
1.3. Тезаурус основных понятий программы «Орлята России»
Понятие «социальная активность младшего школьника» в контексте
Программы

рассматривается

как

творчески-преобразовательное

отношение

социального субъекта к окружающей его социальной и природной среде, проявление
возможностей и способностей человека как члена социума, устойчивое активное
отношение личности к отдельным общностям или обществу в целом; развитие
социальной активности отражает превращение личности из объекта в субъект
общественных отношений.
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание
условий

для

само-

определения

и

социализации

обучающихся

на

основе

социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и5

правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон №
273 «Об образовании в Российской Федерации»).
Коллективно-творческая деятельность – это совместная деятельность детей
и взрослых, направленная на развитие навыков социального взаимодействия и
творческих

способностей

каждого

участника

деятельности,

интеллектуальное

развитие, а также формирование организаторских способностей (Иванов И.П.
Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.).
Событийность – это принцип, предполагающий, что для эффективного воспитания
необходимо

повседневную,

будничную

жизнь

детей

насыщать

яркими,

запоминающимися событиями, которые были бы привлекательны для детей и
обладали бы при этом достаточным воспитательным потенциалом (Степанов П.В.
Современная теория воспитания: словарь-справочник / Под ред. Н.Л. Селивановой. –
М.: АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2016. – С. 30).
Детский

коллектив

–

группа

детей,

в

которой

создаётся

система

высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений,
деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию
индивидуальности каждого её члена (Ковалёва А.Г. Педагогика
«Орлёнка» в терминах и понятиях: уч. пособие-словарь / А.Г. Ковалёва, Е.И.
Бойко, С.И. Панченко, И.В. Романец, А.М. Кузнецова. – М: Собеседник, 2005. – 192 с.).
Ценность – значимость для людей тех или иных объектов и явлений (Степанов
П.В. Современная теория воспитания: словарь-справочник / Под ред. Н.Л.
Селивановой. – М.: АНО Издательский Дом
«Педагогический поиск», 2016. – С. 47). Ценностные основания, заложенные в
Программе: Родина, семья, команда, природа, познание, здоровье.
Микрогруппа – основное место общения и деятельности ребёнка в смене. В
группе из 4–5 человек он готовится к отрядным делам, дежурит, обсуждает возникшие
проблемы, делится впечатлениями (И.В. Иванченко. Как рождается микрогруппа:
методическое пособие / И В. Иванченко, учебно-методический центр ВДЦ «Орлёнок»,
2017. – 80 с.). В коллективе класса микрогруппы формируются с целью чередования6

творческих поручений.
1.4. Ценностные основания программы «Орлята России»
Примерная рабочая программа воспитания, задавая целевые ориентиры и
требования к результатам программ воспитания образовательных учреждений,
обеспечивает соответствие ФГОС, единство воспитательного пространства и его
смыслов в образовательных учреждениях Российской Федерации, а также позволяет
на основе российских базовых национальных ценностей выделить ценностные
основания программы «Орлята России»: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа,
Познание.
Родина – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, дому,
земле, людям, желание служить своему Отечеству тем делом, к которому есть
призвание, и быть полезным своей стране; формирование российского национального
исторического сознания, российской культурной идентичности через уважение
национальных традиций народов России, истории и культуры своей страны. Семья –
основа развития страны и благосостояния народа, исток добра, любви, верности,
поддержки, сочувствия, взаимного уважения, возможность сохранения добрых
семейных традиций с
учётом национальных и религиозных принадлежностей.
Команда – содружество, искренность, уверенность в успехе; совместная
деятельность в соответствии с нравственными нормами; умение отдавать своё время
другому и бескорыстно приходить на помощь, желание добра и блага другому.
Природа – бережное и ответственное отношение к окружающей среде,
природному наследию своей страны, осознание влияния людей на окружающую
среду, понимание зависимости жизни людей от природы.
Познание – открытие окружающего мира и понимание себя в нём; активность,
любознательность и самостоятельность в познании, первоначальные представления о
многообразии и взаимосвязи природных и социальных явлений и объектов, о науке и
научном знании.
Здоровье – равнение на чемпионов, ценность здорового образа жизни;
безопасное поведение как в быту, так и в информационной среде, принятие своей
половой принадлежности.

7

1.5. Главным принципом участия в Программе должно стать: всё делать
вместе, сообща и делать для других! Вместе – радости и удачи, вместе – активное
действие и увлекательное приключение!
1.6. Методологической

основой

Программы

является

воспитание

в

коллективно-творческой деятельности, автор которой, доктор педагогических наук,
профессор, академик Российской академии образования (РАО) Игорь Петрович
Иванов, считал, что самый педагогически эффективный коллектив – это единое
содружество взрослых и детей, а самая эффективная воспитывающая деятельность –
та, что создаётся и развивается самими воспитанниками, вовлечёнными в процесс
жизнетворчества.
В.А. Сухомлинский писал: «В школе учат не только читать, писать и считать,
но и думать, познавать окружающий мир и богатства науки и искусства. В школе учат
жить. В школе учатся жить».
Материалы Программы позволяют педагогам использовать подготовленные
материалы в работе с детьми 1–4-х классов. При этом, понимая огромную разницу
между обучающимися 1-го класса и более старших параллелей, мы развели логику
реализации и содержание треков Программы в соответствии с этими особенностями.
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№

Тема

Кол-во
часов

Старт программы

8 ч.

1

Встреча с игрой

1

2

Интеллектуально-познавательные игры

1

3

Подвижные игры.

1

4

Интеллектуально-познавательные игры.

1

5

Подвижные игры.

1

6

Интеллектуально-познавательные игры.

1

7

Подвижные игры.

1

8

Вводный «Орлятский» урок.

1

Орлёнок – Лидер

8 ч.
8

9

Лидер – это…

1

10

Я могу быть лидером.

1

11

Как стать лидером?

1

12

С командой действовать готов.

1

13

Верёвочный курс.

1

14

Классный выходной.

1

15

Встреча с тем, кто умеет вести за собой.

1

16

Итоги трека «Мы дружный класс!

1

Орлёнок – Эрудит

7 ч.

17

Кто такой эрудит?

1

18

Развиваемся, играя!

1

19

Я – эрудит, а это значит…

1

20

Воображариум.

1

21

Могу быть изобретателем.

1

22

КТД «Что такое? Кто такой?».

1

23

Встреча с эрудитом «Хотим всё знать». Итоги трека
«На старте новых открытий».
Орлёнок – Мастер

1
8 ч.

24

Мастер – это…

1

25

Мастерами славится Россия.

1

26

От идеи – к делу!

1

27

Город Мастеров.

1

28

В гости к мастерам.

1

29

Мастер – это звучит гордо!

1

30

КТД «Классный театр.

1

31

Путь в мастерство» – подводим итоги.

1

Орлёнок – Доброволец

7 ч.

32

От слова к делу. Спешить на помощь безвозмездно!

1

33

КТД «Создай хорошее настроение».

1

34

С заботой о старших.

1
9

35

КТД «Коробка храбрости».

1

36

КТД «Братья наши меньшие».

1

37

Добровольцем будь всегда.

1

38

«Портрет добровольца» - итоги трека.

1

Орлёнок – Спортсмен

8 ч.
1

40

Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в
порядке!
Должен быть режим у дня.

41

О спорт, ты – мир!

1

42

Сто затей для всех друзей.

1

43

Готовимся к спортивным состязаниям.

1

44

Спортивная игра «У рекордов наши имена».

1

45

Быстрее! Выше! Сильнее!

1

46

«Азбука здоровья» - итоги трека.

1

39

Орлёнок – Эколог

1

7 ч.

47

Экология. Мой след на планете.

1

48

1

49

Каким должен быть настоящий эколог? Что должен
знать и уметь эколог?
Восхищаемся красивым миром.

50

Экология на практике.

1

1

Встреча с человеком, которого можно назвать
настоящим экологом.
«Шагая в будущее – помни о планете» - итоги
трека.
«Шагая в будущее – помни о планете» - итоги
трека.
Орлёнок – Хранитель исторической памяти

8 ч.

54

Орлёнок – Хранитель исторической памяти.

1

55

Хранитель семейных традиций.

1

56

1

57

Я храню традиции семьи, а значит и традиции
страны.
Кодекс «Орлёнка – Хранителя».

58

Знать, чтобы хранить.

1

59

Историческое чаепитие.

1

51
52
53

1
1
1

1

10

60

Расскажи мне о России.

1

61

«Я – хранитель, мы – хранители» - итоги трека.

1

Подведение итогов

7 ч.
1

64

Подведение итогов участия в программе в текущем
учебном году.
Подведение итогов участия в программе в текущем
учебном году.
Подвижные игры.

65

Подвижные игры.

1

66

Интеллектуально-познавательные игры.

1

67

Подвижные игры.

1

68

Подвижные игры.

1

62
63

1
1

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».