РП_Функциональная грамотность 1-4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МКУ «Управление образования городского округа Богданович»
муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 4

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
Уровень начального общего образования
Срок освоения: 4 года (1  4 классы)

г. Богданович 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для 1  4 классов
«Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, требованиям к основной образовательной программе
начального общего образования.
Программа
«Функциональная
грамотность»
«Функциональная
грамотность» составлена на основе авторского курса программы
«Функциональная грамотность» для 1  4 классов (авторы-составители М.В.
Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные,
общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной
грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность»,
«Математическая
грамотность»,
«Финансовая
грамотность»
и
«Естественнонаучная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является
развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и
рефлексией на них, использования их содержания для достижения
собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в
жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание
текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для
осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль
математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные
математические суждения и использовать математику так, чтобы
удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического
образа
мышления,
воспитание
ответственности
нравственного поведения в области экономических отношений в семье,
формирование опыта, применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественнонаучная грамотность»
является формирование у обучающихся способности использовать
естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем,
2

которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов,
для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти
выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений,
которые вносит в него деятельность человека, и для принятия
соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в
неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс):
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
Каждое занятие в 1 классе рассчитано на 30 мин, во 2–4 классах — на
40 мин.
В первом полугодии проводятся занятия по формированию
читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по
формированию математической финансовой грамотности. Если учитель
считает необходимым, последовательность проведения занятий можно
изменить.
Формы организации занятий:

Предметные недели;

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья
осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ
начального общего образования при одновременном сохранении
коррекционной направленности педагогического процесса, которая
реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания,
специфические методы, приемы работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в
обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном
бюджете;
3

- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в
области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных
ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового
характера: работа над проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
- использовать знаково-символические средства, в том числе
моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
- делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от
окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее
реализацию, в том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и
взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в
соответствии с поставленными задачами и отображать предметное
содержание и условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
4

- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Предметные
результаты
изучения
блока
«Читательская
грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о
них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять
свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной
форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная
грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественнонаучные знания
для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на
научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как
формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая
грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы
описать, объяснить и предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать
обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные
результаты
изучения
блока
«Финансовая
грамотность»:

понимание и правильное использование финансовых терминов;

представление о семейных расходах и доходах;

умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

представление о различных видах семейных доходов;

представление о различных видах семейных расходов;
5



представление о способах экономии семейного бюджета.

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие
показатели:

степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при
выполнении заданий;

поведение
детей
на
занятиях:
живость,
активность,
заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса
эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с
ними самостоятельно;

косвенным показателем эффективности занятий может быть
повышение качества успеваемости по математике, русскому языку,
окружающему миру, литературному чтению и др.

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
1 класс (33 ч)
Тема занятия
Кол-во
Формы
часов
внеурочной деятельности
Читательская грамотность
Лис
и
1
Библиотечные уроки

В.
Бианки.
мышонок.
Практические упражнения
Русская народная сказка.
1
Мороз и заяц.
В. Сутеев. Живые грибы.
1
Г. Цыферов. Петушок и
1
солнышко.
М. Пляцковский. Урок
1
дружбы.
Грузинская сказка. Лев и
1
заяц.
Русская народная сказка.
1
Как лиса училась летать.
Е. Пермяк. Четыре брата.
1
Математическая грамотность
Про
курочку
рябу,
1
Библиотечные уроки
золотые и простые яйца.
6

10. Про козу, козлят и
1
Деловые беседы
капусту.
Участие в научно11. Про
петушка
и
1
исследовательских дискуссиях
жерновцы.
12. Как петушок и курочки
1
Практические упражнения
делили
бобовые
зернышки.
13. Про наливные яблочки.
1
14. Про Машу и трех
1
медведей.
15. Про старика, старуху,
1
волка и лисичку.
16. Про медведя, лису и
1
Мишкин мед.
Финансовая грамотность
17. За покупками.
1
Библиотечные уроки
18. Находчивый колобок.
1
Деловые беседы
19. День рождения мухи1
цокотухи.
Участие в научно20. Буратино и карманные
1
исследовательских дискуссиях
деньги.
21. Кот Василий продает
1
Практические упражнения
молоко.
22. Лесной банк.
1
23. Как мужик и медведь
1
прибыль делили.
24. Как мужик золото менял.
1
Естественнонаучная грамотность
25. Как Иванушка хотел
1
Библиотечные уроки
попить водицы.
Деловые беседы
26. Пятачок, Винни-пух и
1
воздушный шарик.
Участие в научно27. Про репку и другие
1
исследовательских дискуссиях
корнеплоды.
28. Плывет,
плывет
1
Практические упражнения
кораблик.
29. Про
Снегурочку
и
1
превращения воды.
30. Как делили апельсин.
1
31. Крошка енот и Тот, кто
1
сидит в пруду.
32. Иванова соль.
1
33. В. Сутеев. Яблоко.
1
7

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.

Тема занятия

2 класс (34 ч)
Кол-во
часов

Формы
внеурочной деятельности

Читательская грамотность
Михаил Пришвин. Беличья
1
Библиотечные уроки
память.
Практические упражнения
И. Соколов-Микитов. В
1
берлоге.
Лев Толстой. Зайцы.
1
Николай Сладков. Веселая
1
игра.
Обыкновенные кроты.
1
Эдуард Шим. Тяжкий труд.
1
Полевой хомяк.
1
Про бобров.
1
Позвоночные животные.
1
Математическая грамотность
Про беличьи запасы.
1
Деловые беседы
Медвежье, потомство.
1
Участие в научноПро зайчат и зайчиху.
1
исследовательских дискуссиях
Лисьи забавы.
1
Про крота.
1
Практические упражнения
Про ежа.
1
Про полевого хомяка.
1
Бобры строители.
1
Встреча друзей.
1
Финансовая грамотность
Беличьи деньги.
1
Деловые беседы
Участие в научноПоврежденные и
1
исследовательских дискуссиях
фальшивые деньги.
Банковская карта.
1
Практические упражнения
Безопасность денег на
1
банковской карте.
Про кредиты.
1
Про вклады.
1
Ловушки для денег.
1
Такие разные деньги.
1
Встреча друзей.
1
Естественнонаучная грамотность
Про белочку и погоду.
1
Библиотечные уроки
Лесные сладкоежки.
1
Деловые беседы
Про зайчишку и овощи
1
Лисьи норы.
1
8

32. Корень часть растения.
33. Занимательные особенности
яблока.
34. Про хомяка и его запасы.
Материал для плотин.

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

22.

23.

Тема занятия

1
1

Участие в научноисследовательских дискуссиях

1

Практические упражнения

3 класс (34 ч)
Кол-во
часов

Формы
внеурочной деятельности

Читательская грамотность
Про дождевого червяка.
1
Библиотечные уроки
Кальций.
1
Практические упражнения
Сколько весит облако?
1
Хлеб, всему голова.
1
Про мел.
1
Про мыло.
1
История свечи.
1
Магнит.
1
Естественнонаучная грамотность
Дождевые черви.
1
Библиотечные уроки
Полезный кальций.
1
Деловые беседы
Про облака.
1
Про хлеб и дрожжи.
1
Участие в научноИнтересное вещество мел.
1
исследовательских дискуссиях
Чем интересно мыло и как
1
оно «работает»?
Практические упражнения
Про свечи.
1
Волшебный Магнит.
1
Финансовая грамотность
Проверь себя.
1
Библиотечные уроки
Что такое «бюджет»?
1
Деловые беседы
Семейный бюджет.
1
Откуда в семье берутся
1
Участие в научноденьги? Зарплата.
исследовательских дискуссиях
Откуда в семье берутся
1
деньги? Пенсия и
Практические упражнения
социальные пособия.
Откуда в семье берутся
1
деньги? Наследство,
вклад, выигрыш.
На что тратятся семейные
1
деньги? Виды расходов.
9

24. На что тратятся семейные
1
деньги? Обязательные
платежи.
25. Как сэкономить семейные
1
деньги?
Математическая грамотность
26. Расходы и доходы
1
Библиотечные уроки
бюджета.
Деловые беседы
27. Планируем семейный
1
бюджет.
Участие в научно28. Подсчитываем семейный
1
исследовательских дискуссиях
доход.
29. Пенсии и пособия.
1
Практические упражнения
30. Подсчитываем случайные
1
(нерегулярные) доходы.
31. Подсчитываем расходы.
1
32. Расходы на обязательные
1
платежи.
33. Подсчитываем
1
сэкономленные деньги.
34. Проверь себя.
1

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.

6.

7.
8.

Тема занятия

4 класс (34 ч)
Кол-во
часов

Формы
внеурочной деятельности

Читательская грамотность
Старинная женская
1
Библиотечные уроки
одежда.
Деловые беседы
Старинные женские
1
головные уборы.
Участие в научноСтаринная мужская
1
исследовательских дискуссиях
одежда и головные уборы.
Жилище крестьянской
1
Практические упражнения
семьи на Руси.
Внутреннее убранство и
1
предметы обихода
русской избы.
Внутреннее убранство и
1
предметы обихода
русской избы.
История посуды на Руси.
1
Какие деньги были
1
раньше в России
10

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Естественнонаучная грамотность
Томат.
1
Библиотечные уроки
Болгарский перец.
1
Деловые беседы
Картофель.
1
Баклажан. Семейство
1
Участие в научноПаслёновые.
исследовательских дискуссиях
Лук.
1
Капуста.
1
Практические упражнения
Горох.
1
Грибы.
1
Финансовая грамотность
Творческая работа.
1
Библиотечные уроки
Потребительская корзина.
1
Деловые беседы
Прожиточный минимум.
1
Инфляция.
1
Участие в научноРаспродажи, скидки,
1
исследовательских дискуссиях
бонусы.
Распродажи, скидки,
1
Практические упражнения
бонусы.
Благотворительность.
1
Страхование.
1
Математическая грамотность
В бассейне.
1
Библиотечные уроки
Делаем ремонт.
1
Деловые беседы
Делаем ремонт.
1
Праздничный торт.
1
Участие в научноОбустраиваем участок.
1
исследовательских дискуссиях
Поход в кино.
1
Поход в кино.
1
Практические упражнения
Отправляемся в
1
путешествие.
Отправляемся в
1
путешествие.
Составляем словарик по
1
финансовой грамотности.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».