РП_Нейролепка в школе 1-4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
МКУ «Управление образования городского округа Богданович»
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 4

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
«Нейролепка в школе»
Срок реализации программы: 1 год
(2024-2025 учебный год)

Возраст детей — 7-11 лет
Составитель программы:
Исрафилова Татьяна Викторовна,
учитель начальных классов

г. Богданович 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Нейролепка
в школе» имеет

художественно-эстетическую

направленность,

так как

реализация программы основана на приобщение детей к миру прекрасного,
развитие активного интереса к изобразительному искусству, лепке из воздушного
и обычного пластилина, работе с бумагой.
Новизна программы заключается в использовании традиционных и
нетрадиционных

методов

и

способов

развития

детского

творчества,

направленных не только на интеллектуальное развитие, но и формирование
нравственно-эстетических потребностей и развития художественной культуры, а
также коммуникативные навыки обучающихся в процессе занятий.
Отличительные особенности данной программы состоит в том, что приёмы
лепки

сопровождаются

нейропсихологическими

кинезиологическими

играми.

Использование

упражнениями,
игр

на

развитие

межполушарных связей является необходимыми базовыми упражнениями,
которые включают мозговую активность ребёнка. При регулярном выполнении
специальных движений образуется большое количество нервных волокон,
связывающих полушария головного мозга. В результате применения этих
упражнений

ребёнок

может

дольше

удерживать

своё

внимание,

общеобразовательная

программа

сосредотачиваться.
Дополнительная

общеразвивающая

«Нейролепка в школе» составлена для обучающих в соответствии с современной
нормативно – правовой базой в области образования.


Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации.


Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р

«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года.


Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09

ноября 2018 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».


Постановлением Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648 «Санитарно–эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
Высшие психические функции у детей формируются неравномерно, и
степень

сформированности

анатомического

ВПФ

созревания

обусловливается

мозговых

структур

разными
и

темпами

формирования

функциональных систем.
У современных детей часто наблюдается:


слабость нейродинамики, т.е. регуляции нормального соотношения

возбудительных и тормозных процессов в работе мозга – колебания
работоспособности и повышенная истощаемость активности мозга;


повышенная отвлекаемость, невнимательность;



замедленность темпа работы, либо моторная гиперактивность и

речевая расторможенность;


трудности запоминания и воспроизведения информации, независимо

от ее модальности (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной);


особенности

тревожность

или

эмоционального

склонности

к

грусти,

реагирования
пессимизму,

(повышенная
эмоциональной

неуравновешенности с быстрым переходом от плача к смеху и наоборот, либо
склонность «застревать» на какой-то эмоции);


двигательные нарушения (гипо- или гипертонус в мышцах;



в графической деятельности тенденция к макро- или микрографии,

неровность строки, изменение нажима; синкинезии – лишние движения языком,
губами, плечами и т.д. при выполнении заданий; моторная гиперактивность).
За счет:
 активной работы мелкой моторики в процессе занятий лепкой;
 дополнительных заданий на развитие всех высших психических процессов;

 благоприятного эмоционального фона;
 индивидуальному подходу;
 высокому уровню мотивации;
 учету возрастных особенностей.
Нейролепка

позволяет

компенсировать

анатомическое

созревание

мозговых структур и сбалансировать формирование функциональных систем
высших психических функций.
Цель

программы

-

профилактика

и

коррекция

двигательных,

эмоциональных и поведенческих нарушений детей, активация природных
механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, объединение
движения и мысли.
Задачи.
Воспитательные:


приобщать детей к системе культурных ценностей, отражающих

богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной,
формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их
дальнейшем обогащении;


формировать чувство ответственности, приучать доводить начатое

дело до конца;


воспитывать культуру поведения;



воспитывать качества аккуратности и собранности на занятиях

ручным трудом;


воспитывать интерес к продуктивной творческой деятельности.

Развивающие:


развивать мелкую моторику;



развивать фантазию, воображение, творчество, навыки работы с

различными материалами;


развивать межполушарное взаимодействие;



развивать интеллектуальную деятельность.

Обучающие:



обучить элементарным навыкам и умениям изобразительной

деятельности;


правильно работать с пластилином;



составлять изображение предмета из отдельных частей, изображать

сюжет;


научить детей владеть различными техниками работы с пластилином;



формировать образное, пространственное мышление;



совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными

инструментами и приспособлениями при работе с пластилином.
Творческая деятельность детей 7-11 лет. Лепка из пластилина.
Задачи:
1.

Учить детей лепить объемные фигуры.

2.

Закреплять умение соединять детали друг с другом.

3.

Развивать композиционные умения – размещать несколько объектов,

создавать гармоничную композицию.
4.

Развивать способности к формообразованию.

5.

Развивать мелкую моторику, умение синхронизировать работу обеих

6.

Формировать

рук.
у

детей

творческие

способности

посредством

использования пластилинографии.
7.

Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в

коллективе, индивидуально.
8.

Учить

работать

на

заданном

пространстве

(накопление

элементарного опыта в составлении композиции).
Для достижения цели, задач и усвоения содержания программы
необходимо опираться в процессе обучения на следующие педагогические
принципы и методы обучения:


наглядность – демонстрация упражнений педагогом, образный

рассказ, имитация движений;



доступность – обучение от простого к сложному, от известного к

неизвестному;


систематичность

–

регулярность

занятий

с

постепенным

увеличением количества упражнений, усложнением способов их выполнения;


индивидуальный подход – учет особенностей восприятия каждого

ребенка;


увлеченность – каждый должен в полной мере участвовать в работе;



сознательность – понимание выполняемых действий, активность.

В программе учитываются индивидуальные потребности ребенка,
связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие
особые

условия

получения

им

образования

(особые

образовательные

потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том
числе с ограниченными возможностями здоровья; возможности освоения
ребенком программы на разных этапах ее реализации.
Каждое занятие в 1 классе рассчитано на 30 мин, во 2–4 классах — на 40
мин.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(34 часа)
№

Тема

Содержание

Кол-во
часов

1 Введение

Знакомство с материалами и инструментами,
знакомство детей с педагогом.

1

2 «Ромашка»

Беседа о семье. Прививать детям семейные
ценности, любовь к ближнему. Рассказ о
символе семьи ромашке. Объяснить
последовательность работы и изготовить
магнит ромашка.

1

3 «Животные
вокруг нас»

Беседа о домашних животных. Познакомить с
техникой размазывание. Рисование животных
в новой технике размазывание. Развивать
цветовосприятие.

2

4 «Осенние
листочки»

Беседа об осени. Знакомство с листьями
разных деревьев. Предложить детям

1

почувствовать себя художниками и
раскрасить осенние листья. Создать
коллективный осенний букет. Обогатить
фантазию ребенка. Способствовать развитию
стойкого интереса к пластилинографии.
Развивать художественное восприятие.
5 «Ежик»

Чтение стихотворения Маршака «Еж».
Предложить вылепить портрет ежика.
Объяснить последовательность работы. В
конце занятия организуется выставка.
Развивать эмоционально-чувственное
восприятие. Воспитывать отзывчивость.

1

6 «Драконы и
Динозавры»

Какие бывают драконы, а динозавры? В чём
их отличие (просмотр презентации)?
Лепка дракона или динозавра по стихиям:
стихия вода-холодные цвета, стихия огоньтёплые цвета. Организация выставки.

2

7 «Чебурашка»

Кто такой Чебурашка?
Игра «собери Чебурашку» используя
фотокарту. Развивает мышление,
воображение, пространственное
восприятие, помогает изучить или повторить
цвет и форму. А также можно изучить фрукты
и развить глазомер. Вырабатывается
аккуратность и усидчивость.

1

8 «Игры для
Чебурашки»

Придумываем игры «Ходилки», «Сортёры» и
т. д. Лепим и играем. Развиваем речь, счёт,
глазомер.

1

9 «Снегири и
синички»

Беседа о птицах. Просмотр мультфильма о
зимующих птицах. Закрепление ранее
изученных техник в работе с пластилином.

1

10 «Бусы для
мамочки»

Развивать мелкую моторику рук.
Развивать коммуникацию, желание делать
подарки близким людям, продолжать учить
делать предметы круглой формы двумя
руками и украшать своё изделие.

2

11 «Морские
животные»

Беседа о море и морских жителях. Расширить
представления детей о морских животных.
Развивать речевые навыки. Лепка осьминога
или акулы. Доставить радость от созерцания
своей творческой работы. Организация
выставки.

2

12 «Угощение к
чаю»

Беседа о гостеприимстве. Лепка угощений к
чаю на основе показа примеров.

1

13 «Ёлочная
игрушка»

Познакомить с праздником «Новый год»
и с обычаем украшать ёлку. Продолжать
лепить предметы круглой формы и разной
величины. Развивать мелкую моторику рук.

1

14 «Медведь»

В каких сказках нам встречался этот
персонаж?
А что медведь любит больше всего? А каких
лесных друзей медведя Вы знаете?
Лепим медведя по образцу. Придумай
историю, которая произошла с твоим
медведем.

1

15 «Кактусы»

Что такое кактусы? Какие бывают?
Расширение представлений о комнатных
растениях, о правильном уходе за ними.
Лепим свой кактус в горшочке.

1

16 «Подарок папе» История праздника 23 февраля. Подарок для
папы. Изготовление магнита на холодильник.

1

17 «Открытка для
мамы»

История праздника 8 марта. Подарок для
мамы. Изготовление открытки-панно «Букет
цветов».

2

18 «Моя любимая
игрушка»

Лепка своей любимой игрушки. Рассказ о
ней. Развитие речи, коммуникативности,
воображения. Организация выставки.

1

19 «Домашние
любимцы»

Беседа о домашних животных, какие у кого
есть. Лепим кошку или собаку (в зависимости
от запроса детей, можно дать образцы)
Прививаем чувства ответственности и любви
к братьям нашим меньшим.

2

20 «Сова-символ
мудрости»

Лепим сову по образцу и придумываем какой
предмет в школе преподаёт наша мудрая сова.
Рассказываем свою историю. Развитие речи,
моторики, фантазии.

1

21 «Лягушонок»

История о лягушонке, у которого не было
друзей. Развиваем чувство коллективизма,
сплочения, дружбы. Лепим по образцу друзей
для лягушонка.

1

22 «Брелок
смайлик»

Что такое брелок и для чего нужен?
Изготовление брелока смайлика по образцу.

1

23 «День Победы»

Знакомство с официальными праздниками

1

(День Победы). Выполнение коллективной
работы в технике пластилинография. Панно.
24 «Бабочка»

Развитие мелкой моторики рук.
Знакомить с насекомыми, их видами.
Закрепляем способы лепки и способы
украшения изделия.

1

25 «Волшебное
дерево»

Выполнение панно с волшебным деревом на
основе показа образцов. Презентация своего
дерева и рассказ о нём.

2

26 «Итоги года»

Подводим итоги, чему научились и что
узнали? Приглашаем на выставку «Детки в
мире лепки».

2

Формы подведения итогов. В образовательном процессе используются
следующие виды контроля:
- входной - проводится в начале обучения по программе, предусматривает
изучение личности обучающегося с целью знакомства с ним (наблюдение,
устный опрос, анкетирование);
- текущий – проводится после прохождения какой-нибудь темы, для
определения

уровня

освоения

программного

материала

и

дальнейшей

корректировке действий педагога (наблюдение, устный опрос, творческое
задание);
- промежуточный – проводится в середине учебного года с целью
определения уровня компетентности обучающихся (наблюдение, творческое
задание);
- итоговый – проводится в конце обучения по программе с целью
определения качества усвоения программного материала и проводится в виде
выполнения творческих заданий, а также оформляется итоговая выставка работ
обучающихся.
Материально-техническое обеспечение.
− учебный кабинет;
−стулья и столы для обучающихся и педагога, магнитная доска, шкафы и
стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов;

- перечень материалов для занятий: пластилин классический, воздушный
пластилин, плотный картон, планшет для работы с пластилином, стеки.
Информационное обеспечение: аудио-, видео-, фото-, интернет -источники,
цифровые, учебные и другие информационные ресурсы, обеспечивающие
реализацию программы:
- сборник педагогических идей для занятий по нейролепке.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».