МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области МКУ «Управление образования городского округа Богданович» муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 4 УЧЕБНЫЙ ПЛАН начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы № 4 ГО Богданович на 2024 — 2025 учебный год адаптированных основных общеобразовательных программ обучающихся 1 – 4 классов с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) г. Богданович 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Федеральный учебный план образовательных организаций Российской Федерации (далее - Учебный план), реализующих ФАООП УО (вариант 1), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Срок обучения по АООП составляет 9 - 13 лет. Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в 1 классе – 33 учебных недель и 34 учебных недель в году со 2 по 4 класс. Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732 академических часов на 1 этапе обучения (1 - 4 или 1 дополнительный, 1 - 4 класс). В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область. Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Состав учебных предметов в обязательной части учебного плана может различаться для обучающихся с умственной отсталостью разных нозологических групп и определяется в соответствии с представленными ниже учебными планами. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью: формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает образовательных обучающихся, реализацию потребностей, а также особых характерных индивидуальных для (специфических) каждой потребностей группы каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов. Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено обязательными коррекционными курсами (коррекционноразвивающими занятиями). Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической реализацию комиссии. коррекционноразвивающей Время, области, не отведенное на учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования. Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю из часов внеурочной деятельности. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой общеобразовательной частью организации. образовательного процесса Образовательные в организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их физиологических потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г, регистрационный N 61573), действующим до 1 января 2027 г. Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью, которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой. Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 1) обучающихся 1 - 4 классов Предметные области Класс Количество часов Всего 1 2 3 4 3 3 3 3 12 3 4 4 4 15 Речевая практика 2 2 2 2 8 Математика 3 4 4 4 15 3. Естествознание Мир природы и человека 2 1 1 1 5 4. Искусство Музыка 2 1 1 1 5 Рисование (изобразительное 1 1 1 1 4 Учебные предметы Обязательная часть 1. Язык и речевая Русский язык практика Чтение 2. Математика искусство) 5. Физическая культура Адаптивная физическая культура 3 3 3 3 12 6. Технология Труд (технология) 1 1 1 1 5 Итого 20 20 20 20 81 Часть, формируемая участниками образовательных отношений: 1 3 3 3 9 Русский язык - 2 2 2 6 Труд (технология) 1 1 1 1 4 Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) 21 23 23 23 90 Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): 6 6 6 6 24 логопедические занятия 3 3 3 3 12 ритмика 1 1 1 1 4 развитие психомоторики и сенсорных процессов 2 2 2 2 8 Внеурочная деятельность: 3 3 3 3 12 Общий объем учебной нагрузки составляет 3039 часов за 4 учебных года при 5-дневной учебной неделе (33 учебных недели в 1 классе, 34 учебных недели во 2 - 4 классах). Промежуточная аттестация проводится по итогам учебного года по учебным предметам обязательной части учебного плана в формах: Обучающиеся 1 класса, учатся по безотметочной системе. Согласно соответствующему локальному акту (разработанному на основе ч.3 ст. 11, ч.1 ст. 12, п.13 ч.3 ст. 28, ст. 95 ФЗ № 273 – ФЗ, ФГОС НОО ОВЗ, ФГОСО у/о, рекомендательных писем Минобрнауки России от 3 июня 2003 г. № 13-51120-/13 «Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения», СанПиН 2.4.1.2821-10), по окончании первого класса будет осуществляться динамическая оценка индивидуальных достижений ребёнка в области предметных и личностных результатов обучения. В качестве материалов для составления аналитических документов выступают продуктивные работы детей, материалы наблюдения за процессом их деятельности на занятиях и в свободной деятельности, анализ состояния их учебной деятельности и пр., собранные, например, в «портфель достижений ребёнка». На основании проведенного анализа педагогом, обследований и наблюдений специалистов группы сопровождения (логопеда, психолога, дефектолога) делается заключение, с которым знакомится родитель, о предполагаемых перспективах обучения школьника. 2-4 классы - выставление годовой отметки целым числом в соответствии с правилами математического округления в пользу учащегося как среднее арифметическое, исходя из средней отметки по всем четвертям текущего учебного года и отметки за годовую контрольную работу по учебным предметам: русский язык (диктант с грамматическим заданием), математика (контрольная работа); ручной труд (практическая работа), чтение (техника чтения, пересказ текста). - выставление годовой отметки целым числом в соответствии с правилами математического округления в пользу учащегося как среднее арифметическое за все четверти текущего года по учебным предметам: речевая практика, мир природы и человека, музыка, изобразительное искусство, физическая культура. Во 2-4 классах оценивание осуществляется по пятибалльной системе. При пропуске учащимся по уважительной причине более половины учебного года, отводимого на изучение учебного предмета учащийся имеет право на перенос срока проведения промежуточной аттестации. Новый срок проведения промежуточной аттестации определяется образовательным учреждением с учётом учебного плана, индивидуального учебного плана на основании заявления учащегося (его родителей (законных представителей)). Для учащихся, обучающихся по индивидуальному учебному плану, сроки и порядок проведения промежуточной аттестации определяются индивидуальным учебным планом. Сроки проведения промежуточной аттестации определяется адаптированной основной общеобразовательной программой и годовым календарным учебным графиком. Формы проведения промежуточной (годовой) аттестации для учащихся 1-4 класса: Русский язык – диктант с грамматическим заданием. Математика – контрольная работа. Чтение – проверка техники чтения. Пересказ текста. Труд (технология) – практическая работа. Мир природы и человека, рисование (изобразительное искусство), музыка, адаптивная физическая культура – 1 класс – мониторинг динамики предметных результатов. 2-4 – четвертные и итоговые годовые отметки.