РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса по математике «Универсальные математические методы решения задач» для обучающихся 1 класса Богданович 2024 Пояснительная записка Изучение данного курса дает учащимся возможность: повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики; освоить основные приемы решения задач; овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи; познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач; повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности; познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения: преобразовывать числовые и алгебраические выражения; решать уравнения высших степеней; решать задания повышенного и высокого уровня сложности (2 части); строить графики, содержащие параметры и модули; решать уравнения и неравенства, содержащие параметры и модули; повысить уровень математического и логического мышления; развить навыки исследовательской деятельности; самоподготовка, самоконтроль; работа учитель-ученик, ученик-ученик. Работа курса строится на принципах: научности; доступности; опережающей сложности; вариативности. Средства, применяемые в преподавании: КИМы, сборники текстов и заданий, мультимедийные средства, таблицы, справочные материалы. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В результате изучения курса обучающиеся должны знать/понимать/ уметь: алгоритм решения линейных, квадратных, дробно-рациональных уравнений, неравенств и их систем; приемы построения графиков элементарных функций с модулем и параметром; свойства степеней, корней; понятие модуля, параметра; методы решения уравнений и неравенств с модулем, параметрами; методы решения геометрических задач; точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий; уметь решать уравнения высших степеней; уметь решать уравнения, неравенства и их системы различными методами с модулем и параметром; уметь выполнять действия с функциями и строить графики с модулем и параметром; уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. 2.Содержание курса Признаки делимости. Обобщенный признак делимости. Теорема о делении с остатком. Сравнения. Задачи на проценты. Задачи на сложные проценты. Банковские задачи (вклады, кредиты, налоги). Производственные задачи (задачи с полями, на оптимизацию производства, задачи с отелями). Координатно-векторный метод. Уравнение плоскости. Расстояние от точки до плоскости. Уголмежду прямой и плоскостью. Угол между плоскостями. Расстояние между скрещивающимися прямыми. Построение общего перпендикуляра для двух скрещивающихся прямых по определению. Построение общего перпендикуляра для двух скрещивающихся прямых с помощью ортогонального проектирования. Свойство монотонности в уравнениях и неравенствах. Уравнение с параметром. Способы решения уравнения с параметром (графический, использование свойств функций). Замечательные неравенства. Календарно-тематическое планирование № урока 1 2 3-4 5-6 7-8 9-11 12-13 14 15 16-17 18-19 20-21 22-23 24-25 26-27 28-29 30-31 32-33 34 Тема урока Количест во часов Элементы теории чисел, делимость чисел 6 Признаки делимости, обобщенный признак делимости 1 Теорема о делении с остатком и ее применение при доказательстве 1 утверждений Уравнения в целых числах 2 Сравнения, их использование при решении задач 2 Задачи с экономическим содержанием 7 Задачи на проценты. Задачи на сложные проценты 2 Банковские задачи (вклады, кредиты) 3 Производственные задачи 2 Координатно-векторный метод при решении геометрических 6 задач Составление уравнения плоскости 1 Задачи на нахождение расстояния от точки до плоскости 1 Задачи на нахождение угла между прямой и плоскостью 2 Задачи на нахождение угла между плоскостями 2 Расстояние между скрещивающимися прямыми 6 Метод построения общего перпендикуляра для двух 2 скрещивающихся прямых по определению Метод построения общего перпендикуляра для двух 2 скрещивающихся прямых с помощью ортогонального проектирования Задачи на нахождение расстояния между скрещивающимися 2 прямыми Уравнения. Неравенства 10 Свойство монотонности в уравнениях 2 Графический способ решения уравнений и неравенств с 2 параметром Свойства функций в решении уравнений и неравенств с 2 параметрами Неравенства с монотонной функцией 2 Замечательные неравенства и их использование при решении задач 1 ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Оценка учебных достижений обучающихся производится с учетом целей предварительного, текущего, этапного и итогового педагогического контроля Оценка Требования 5 Учащийся продемонстрировал сознательное и (отлично) ответственное отношение, сопровождающееся ярко выраженным интересом к учению; учащийся освоил теоретический материал курса, получил навыки в его применении при решении конкретных задач; в работе над индивидуальными домашними заданиями учащийся продемонстрировал умения работать самостоятельно, творчески. Для получения высокой оценки учащийся должен показать не только знание теории и владение набором стандартных методов, но и известную сообразительность, математическую культуру 4 Учащийся освоил идеи и методы данного курса в (хорошо) такой степени, что мог справляться со стандартными заданиями; выполнял домашние задания прилежно (без проявления творческих способностей); наблюдались определенные положительные результаты, свидетельствующие об интеллектуальном росте и о возрастании общих умений учащегося. 3 Учащийся освоил наиболее простые идеи и методы (удовлетворительно) курса, что позволило ему достаточно успешно выполнять простые задания. 2 Не усвоено и не раскрыто основное содержание (неудовлетворительно) учебного материала; значительная или основная часть программного материала в пределах поставленных вопросов не освоена и не понята; слабо сформированы знания для успешного применения к решению конкретных вопросов и задач по образцу. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Основная литература Автор/авторский коллектив Александров А.Д., Вернер А.Л., Рыжик В.И. Наименование учебника Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Геометрия (базовый и углубленный уровень) Колягин Ю.М., Математика: алгебра и начала Ткачѐва М.В., математического анализа, Фѐдорова Н.Е. и геометрия. Алгебра и начала др. математического анализа (базовый и углубленный уровень) Муравин Г.К., Математика: алгебра и начала Муравина О.В. математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. Базовый и углубленный уровень. Никольский Математика: алгебра и начала С.М., Потапов математического анализа, М.К., геометрия. Алгебра и начала Решетников Н.Н. математического анализа и др. (базовый и углубленный уровень Потоскуев Е.В., Математика: алгебра и начала Звавич Л.И. математического анализа, геометрия. Геометрия. Углубленный уровень (учебник, задачник Пратусевич М.Я., Математика: алгебра и начала Столбов К.М., математического анализа, Головин А.Н геометрия. Алгебра и начала математического анализа (углубленный уровень) Класс Наименован ие издателя(ей) учебника 10-11 Издательство «Просвещение» 10 Издательство «Просвещение» 10 Издательство «Просвещение» 10 Издательство «Просвещение» 10 ДРОФА 10 Издательство «Просвещение» Дополнительная литература 1. Бородуля И.Т. Показательная и логарифмическая функции: задачи и упражнения / И.Т. Бородуля. – М.: Просвещение, 1984. – 112 с. 27 2. Варданян С.С. Задачи по планиметрии с практическим содержанием/ книга для учащихся средних школ/ под редакцией В.А. Гусева. – М.: Просвещение, 1989. – 144с. 3. Винберг Э.Б. Алгебра многочленов. - М., Просвещение, 1980. – 176 с. — Московский государственный заочный педагогический институт 4. Виленкин Н.Я. Рассказы о множествах. – М.: МЦНМО, 2007 5. Галицкий М. Л., Гольдман А. М., Звавич Л. И. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов: Учеб. пособие для учащихся шк. и классов с углубл. изуч. курса математики. – М.: Просвещение,1992. 6. Галицкий М.Л. Углубленное изучение куpсаалгебpы и математического анализа / М.Л. Галицкий, М.М. Мошкович, С.И. Шваpцбуд. – М.: Пpосвещение, 1986. – 352 с. 7. Гейдман Б.П. Логарифмические и показательные уравнения и неравенства. – М.: МГУ, 2003. – 48 с. 8. Глазков Ю.А. Сборник заданий и методических рекомендаций ЕГЭ/ Глазков Ю.А., Варшавский И.К., Гаиашвили М.Я.-М: «Экзамен», 2008. – 367с. 9. Горнштейн П.И., Полонский В. Б., Якир М.С. Задачи с параметрами. – М: Илекса, 2007. – 326 с. 10. Готман Э.Г. Задачи по планиметрии и методы их решения: пособие для учителя. – М.: Просвещение; Учебная литература, 1996. – 240 с. 11. Зив Б.Г. Стереометрия. Устные задачи. – Спб.:ЧеРо-на-Неве, 2002. – 96 с. 12. История математики с древнейших времен до начала XIX столетия.Том 1/ В трех томах. Под редакцией А. П. Юшкевича.– М.: Наука, 1970. 13. Колесникова С.И. Показательные и логарифмические неравенства. ЕГЭ. Математика. Выпуск 3. – М.: Азбука-2000, 2016. – 124 с. 14. Корнеева А.О. Методы решения стереометрических задач – Саратов: ИЦ «Наука», 2014. – 44 с. 15. Олехник С. Н., Потапов М. К., Пасиченко П. И. Нестандартные методы решения уравнений и неравенств. – М.: Изд-во Факториал, 1997. – 219с. 16. Прасолов В. В. Многочлены. – 3-е изд., исправленное. – М.: МЦНМО, 2003. – 336 с: ил. 17. Скопец З. А. (ред), Сборник задач по математике (для факультативных занятий в 9-10 классах)/Доброхотова М.А., Котий О.А., Потапов В.Г. и др., М.: Просвещение, 1971. – 208с. 18. Ященко И.В. ЕГЭ 2020. Математика. Профильный уровень. 30 вариантов типовых тестовых заданий и 800 заданий части 2 – М. : Издательство МЦНМО, 2020. – 215 с. Интернет-ресурсы 1. Интернет-библиотека сайта Московского математического образования http://ilib.mccme.ru/ центра непрерывного 2. Математические этюды http://etudes.ru 3. Научно-популярный физико-математический журнал «Квант» http://kvant.mccme.ru/ 4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://schoolcollection.edu.ru 5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru 6. Библиотека лицея № 1580 (при МГТУ имени Н.Э. Баумана) http://www.1580.ru/library/matem.html 7. Открытый банк заданий ЕГЭ математика (базовый, профильный) http://www.fipi.ru/content/otkrytyybank-zadaniy-ege 8. Научная библиотека избранных естественно-научных изданий. Математика http://edu.alnam.ru/index.php#1 9. Подготовка к ЕГЭ по математике https://ege-ok.ru/