РП_ЭК_СКВОЗНЫЕ ТЕМЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ_10-11 КЛАСС

Структура рабочей программы
Общая характеристика курса
Планируемые результаты освоения учебного курса
Содержание программы
Тематическое планирование
Основные критерии оценивания деятельности обучающихся
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного
процесса

ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА
«Сквозные темы русской литературы XIX - XX веков»»
Учебный курс «Сквозные темы русской литературы XIX - XX веков» в целях
обеспечения принципа вариативности и учета индивидуальных потребностей
обучающихся призван реализовать следующую функцию: расширить, углубить,
дополнить изучение учебного предмета «Литература».
Программа учебного курса «Сквозные темы русской литературы XIX века»
разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями);
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки
России от 30.08.2013 года № 1015 (с изменениями и дополнениями);
 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям
и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее – СанПиН),
утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями).
Программа курса обеспечивает:
 удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
 общеобразовательную,
общекультурную составляющую
при
получении среднего общего образования;
 развитие личности обучающихся, их познавательных интересов,
интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;
 развитие навыков самообразования и самопроектирования;
 углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области
научного знания или вида деятельности;
 совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной
деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.
Программа конкретизирует содержание учебного предмета «Литература» и дает
примерное распределение учебных часов по содержательным компонентам и
разделам/модулям.
Данная программа гарантирует обеспечение единства образовательного
пространства за счет преемственности, интеграции, предоставления равных возможностей и
качества образования, может использоваться образовательной организацией при разработке
образовательной программы конкретной организации.
Содержание Программы строится с учетом региональных особенностей, условий
образовательных организаций, а также с учетом вовлечения обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья.
Основная цель изучения учебного курса: сформировать относительно целостный
взгляд на литературный процесс XIX века, прикоснуться к пониманию особенностей русской
ментальности, нашедшей свое отражение в литературе.
Основные задачи: сформировать литературоведческие навыки путем включения в
следующие виды деятельности:

 исследовательскую (анализ эпизода, композиции, выразительных средств языка,
детали, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в
них общих и своеобразных черт);
 поисковую (самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы,
комментирование художественных произведений);
 творческую (сочинение разных жанров, доклады, сообщения, выразительное
чтение художественных текстов, устное словесное рисование и другие задания.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО КУРСА
Программный материал отражает все современные запросы общества: воспитание
духовности,
чувство
любви
к России,
чувство
красоты,
формирование начальных
способностей
самостоятельно противостоять
духовной всеядности, идейной беспринципности, гражданскому безразличию и
эстетическому равнодушию; содействие выработке жизнеутверждающего мировоззрения,
основанного на началах духовности.
Ценностные ориентиры Программа определяется направленностью на
национальный воспитательный идеал, востребованный современным российским
обществом и государством.
Программа предусматривает повторение ранее изученного материала, помогает
осмыслению духовно-нравственных процессов, происходящих в обществе, отражением
которых является русская классика. Кроме того, Программа помогает решить основные
практические задачи преподавания литературы в школе: развитие навыков работы с
художественным текстом, развитие образного мышления, эстетического вкуса,
совершенствование навыков устной и письменной речи.
Содержание Программы разработано в соответствии с требованиями современной
дидактики и возрастной психологии направлено на воспитание нравственно
ориентированной личности в системе традиционных ценностей через постижение идей и
художественных образов в литературе.
Программа учебного курса «Сквозные темы русской литературы XIX века»
представлена следующими содержательными компонентами:
Раздел I Сквозные темы русской прозы
Модуль I. Эпизод и его функции в художественном произведении. Модуль
II. Основные типы героев литературы XIX века
Раздел II Сквозные темы русской поэзии
Модуль III. Тема поэта и поэзии в лирике XIX века
Модуль IV. Мотивы свободы и воли в русской поэзии XIX века Модуль
V. Тема Родины в поэзии XIX века
Модуль VI. Мотив покоя в русской поэзии XIX века
Модуль VII. Женские образы – адресаты любовной лирики XIX века.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО КУРСА
«Сквозные темы русской литературы XIX века»
Планируемые личностные результаты
Личностными результатами изучения курса «Сквозные темы русской литературы
XIX - XX веков» являются следующие умения и качества:
 формирование чувство прекрасного;
 умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к
совершенствованию собственной речи;
 воспитание российской гражданской идентичности: любви и уважения к Отечеству,
его языку, культуре;
 устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором
текста; потребность в чтении;
 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения.

 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.
Планируемые метапредметные результаты
Метапредметными результатами изучения курса «Сквозные темы русской
литературы XIX - XX веков» является формирование универсальных учебных действий
(УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать
свою деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,
подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную
информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,
ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах;
–
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,
детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учѐтом речевой ситуации;
– создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать
и редактировать
устное
и письменное
речевое
высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач;
–владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами
монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– задавать вопросы;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни.
Планируемые предметные результаты
Обучающийся научится:

– отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
– осознавать связи литературных произведений с эпохой их написания;
– выявлять заложенные в
них вневременные,
непреходящие нравственные
–
–
–
–
–
–
–

ценности;
понимать образную
природу
литературы как
явления
словесного
искусства;
понимать авторскую позицию и выражать своѐ отношение к ней;
формулировть собственное отношение к произведениям литературы, и давать их оценку;
давать собственную интерпретацию (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
писать рефераты,
доклады,
сообщения на
литературные
темы,
творческие работы;
владеть литературоведческой терминологией
при анализе литературного
произведения.

Обучающийся получит возможность научиться:
– использовать в своей исследовательской и проектной деятельности ресурсы современного
литературного процесса и научной жизни филологического сообщества, в том числе в сети
Интернет;
– опираться в своей деятельности на ведущие направления литературоведения, в том числе
современного, на работы крупнейших литературоведов и критиков XIX–XXI вв.;
– пополнять и обогащать свои представления об основных закономерностях литературного
процесса в его динамике;
– принимать участие в научных и творческих мероприятиях (конференциях, конкурсах и пр.)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
10 класс
Раздел I СКВОЗНЫЕ ТЕМЫ РУССКОЙ ПРОЗЫ XIX ВЕКА
Модуль I. Эпизод и его функции в художественном произведении.
1. Тема любовного свидания в произведениях русских писателей XIX века.
1. Любовное свидание в произведениях Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, М.Ю,
Лермонтова, И.С. Тургенева, А.И. Гончарова, Н.С. Лескова. Изменение отношения к
любви у героини: от благородства, жертвенности (Лиза – «Бедная Лиза», Татьяна –
«Евгений Онегин», Вера – «Герой нашего времени» гл. «Княжна Мери», Ася – «Ася»,
Наталья Ласунская – «Рудин») к рассудочности (Ольга Ильинская – «Обломов»), к
желанию свободы и наслаждения жизнью (Катерина«Гроза») и далее – к хищничеству
(Катерина Львовна – «Леди Макбет Мценского уезда»).
2. Сцена свидания – зеркало несостоятельности героя. Онегин – «Евгений Онегин»,
Ася – «Ася», Наталья Ласунская – «Рудин».
Любовное свидание в произведениях Чехова и Толстого.
2. Тема дуэли в произведениях русских писателей XIX века.
1. Смысл нравственных понятий «честь», «долг», «дуэль». Изменение восприятия
дуэли у русских писателей (анализ эпизодов дуэли из романов «Евгений Онегин», «Герой
нашего времени», «Отцы и дети», «Война и мир»). Новые смысловые акценты: от защиты
чести – к убийству.
3. Тема бала в русской литературе.
1. Бал как явление социальной жизни общества и структурообразующий элемент
культуры XIX века. Первый бал Наташи Ростовой («Война и мир»).
2. Изменение изображения бала в русской литературе 19 века. Бал как особое
пространство, где обнажается сущность жизни именно потому, что участники пытаются ее
спрятать. А.С.Пушкин («Евгений Онегин»), М.Ю. Лермонтов («Герой нашего времени»,
глава «Княжна Мери»), Н.В. Гоголь (поэма «Мѐртвые души»).
А.С. Пушкин – бал – «ярмарка невест»; структурообразующий элемент культуры.
М.Ю.Лермонтов – обличение пошлости и бездуховности «водяного общества»,
отсутствие праздничной, торжественной атмосферы на балу, развитие конфликта между
главными героями.
Н.В.Гоголь – сатирическое и ироническое изображение провинциального общества,
высмеивание претензии на светскую жизнь. Бал – место разоблачения тайны Чичикова.
4. Роль снов в раскрытии идейного содержания литературного произведения.
1. Воплощение в снах психологического мира героев произведений В.А. Жуковского,
А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова.
2. Сон как образный и смысловой ключ к пониманию композиции и идеи
произведения. А.И. Гончаров
«Обломов».
3. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», Н. Г. Чернышевский «Что
делать?»
4. Деловой человек в русской литературе XIX века
Эволюция образа делового человека в русской литературе. Три типа делового
человека: «государственные люди» – Фамусов, Сперанский, Андрей Болконский (попытка
стать деловым человеком) и др.; «удачливые карьеристы» – Скалозуб, Штольц, Глумов и
др., мелкие чиновники – Молчалин, Акакий Акакиевич, Чичиков и др. Деловой человек –
нелюбимый герой русской литературы.
5. Лишний или странный человек в русской литературе XIX века.

Эволюция «лишнего человека» в литературе 19 века. Чацкий, Онегин, Печорин,
Обломов. От венешней активности к самоанализу, глубокой рефлексии и полной апатии.
Причины пристального внимания к этому типу героя в русской литературе.
6. Любимая героиня русской литературы XIX века.
Женщина – любимая героиня русских писателей 19 века.
Глубина и цельность натуры Татьяна Лариной; естественность, полное отсутствие
фальши, душевная щедрость, открытость, обояние Наташи Ростовой; высокие
нравственные качества Княжны Марьи; сила характера, готовность к жертве,
стремление к высоким идеалам Елены Берсеневой.
7. Маленький человек в русской литературе XIX века.
1. Маленький человек А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя («Медный всадник»,
«Петербургские повести»). Роль пейзажа и художественной детали в раскрытии
образа «маленького человека».
2. Философия жизни маленького человека (аллегорический взгляд СалтыковаЩедрина). «Премудрый пескарь».
3. Переоценка ценностей маленького человека перед лицом смерти. Л.Н. Толстой
«Смерть Ивана Ильича».
4. Маленький человек большой души. Ф.М. Достоевский «Бедные люди».
5. Маленький человек в произведениях А.П. Чехова. От сочувствия к обличению.
Осмеяние человеческих пороков – ханжества, лицемерия, раболепства, мелочности,
скупости и др.
Маленький человек сегодня. «Матренин двор» А.Солженицына, повесть «Медея и ее
дети» Л.Улицкой и др.

Раздел II СКВОЗНЫЕ ТЕМЫ РУССКОЙ ПОЭЗИИ XIX ВЕКА
Модуль I. Тема поэта и поэзии в лирике XIX века

1. Тема творчества как одна из основных в поэзии А.С. Пушкина. Поэзия как высокий
дар, способность «глаголом жечь сердца людей», трудное ответственное дело. Смысл
истинной поэзии – быть жизнеутверждающей, пробуждать «чувства добрые» («Пророк»,
«Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» и др.).
Два «Пророка». Доминанты в поэтическом осмыслении участи поэта в стихотворениях
А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Классицистическая традиция в пушкинском
«Пророке». Романтизм как основа лермонтовского мироощущения. Поэт и общество,
смысл и предназначение поэзии в стихотворениях М.Ю. Лермонотова «Поэт» («Отделкой
золотой блистает мой кинжал»), «Журналист, читатель и писатель», «Смерть поэта».
2. Поэт – не только пророк, наделенный даром Божьим, но и человек, остро
чувствующий свое время, находящийся в сложных взаимоотношениях с властью,
народом, страдающий от одиночества и непонятости («Поэт и толпа», «Разговор
книгопродавца с поэтом», «Свободы сеятель пустынный», «Поэту», «Эхо» и др.).
3. Образ памятника как символ осмысления значимости своего поэтического
дарования. Сопоставление двух «программных» стихотворений – «Памятник» (1795) Г.Р.
Державина и «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836) А.С. Пушкина. А.С.
Пушкин как «преемник» Г.Р. Державина. Пушкинское стихотворение должно открыться
школьникам не как манифест, а как «тихое», почти интимное произведение, в котором
поэт честно оценивает свое творчество и в тяжелый для него кризисный период жизни
признает правильность выбранного пути.
4. Гражданское звучание темы поэта и поэзии в лирике Н.А. Некрасова. Образ музы в

стихотворениях «Вчерашний день, часу в шестом...», «Муза». Представление Н.А.
Некрасова о назначении поэта, образ поэта как служителя народа («Блажен незлобливый
поэт», «Поэт и гражданин», «Памяти Шиллера» («Поэту»), «Элегия»).
Модуль II. Мотивы свободы и воли в русской поэзии XIX века
1.Связь мотивов с историческим контекстом (политическим, социальным, личностнобиографическим). Роль восстания декабристов и их общественных воззрений в судьбе А.С.
Пушкина («Вольность», «Арион», «Чаадаеву», «Деревня», «Во глубине сибирских руд…и
др.).
Декабристские традиции в ранней лирике М.Ю. Лермонтова («Новгород»,«Приветствую
тебя, воинственных славян», «Жалобы турка», «Песнь барда», «Баллада» и др.)
2. Соотношение понятий «свобода» и «воля». Философское звучание темы свободы в поэзии
А.С. Пушкина («К морю») и В.А. Жуковского («Море»), Ф.И. Тютчева («Море», «Конь
морской»). Связь образа моря со стихией свободы.
Фольклорные истоки понимания воли в творчестве М.Ю. Лермонтова. Воля как
исконно природное начало, составляющее безмерную, абсолютную ценность бытия и
личности, не совместимое с современной цивилизацией. («Желанье», «Кинжал», «Новгород»,
«Мцыри»). Восприятие жизни в современном обществе как социального и духовного рабства
(«Дума», «Прощай, немытая Россия», «Смерть поэта»). Мотив «неволи» в «тюремном цикле»
М.Ю. Лермонтова («Узник», «Сосед», «Соседка», «Пленный рыцарь»).
Политический смысл свободопризывной лирики Н.А. Некрасова. Крепостное право в
осмыслении поэта. Двойственное отношение к порабощенному народу («Свобода», «Забытая
деревня» и др.). Сопоставление стихотворений «Душно! Без счастья и воли…» Н.А.
Некрасова, «Душно! иль опять сирокко…» А.Н. Майкова и «Кто, волны, вас остановил…» А.С.
Пушкина.
Модуль III. Тема Родины в поэзии XIX века
1. Взаимосвязь темы Родины в поэзии А.С. Пушкина с историческими темами и
образами. Интерес поэта к историческому прошлому России и ее народа.
Переплетение истории Родины с личной судьбой поэта в стихотворениях
«Воспоминания в Царском селе», «Была пора: наш праздник молодой» и др. Общее и
различное в стихотворениях «Воспоминания в Царском селе» А.С. Пушкина и
«Осенней позднею порою» Ф.И. Тютчева.
2. Дом, детство как ценностные опоры патриотического чувства М.Ю. Лермонтова
(«1830 год. Июля 15-го», «Как часто, пестрою толпою окружен…»). Образ Москвы
как воплощение древней славной столицы («Панорама Москвы», «Сашка»).
Противоречивое, необъяснимое чувство любви к родине как новый подход к теме
(«Прощай, немытая Россия», «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива…»).
Лермонтовская традиция в образах России Ф.И. Тютчева («Эти бедные селенья»,
«Умом Россию не понять») и А.А. Блока.
Модуль IV. Мотив покоя в русской поэзии XIX век
1. Мотив покоя в лирике В.А. Жуковского. Элегическое звучание мотива в ранней поэзии
(«Сельское кладбище», «Опустевшая деревня»). Философский смысл мотива в
стихотворении «Вечер». Покой как внутреннее созерцание, приближающее человека к
вечности («Послание Элоизы к Абеляру»). Покой как напоминание об утраченной
полноте мироощущения («Идиллия» 1806). Покой как воссоединение с героическим
прошлым («Песня барда»). Евангельский контекст мотива в «Послании Филалету».
Воссоединение человека в акте творчества с его внутренним «я», с природой, с

Родиной, мирозданием, Богом как одна из основных функций мотива покоя в
творчестве В.А. Жуковского.
2. Философский смысл мотива покоя в поэтической картине мире А.С. Пушкина и Е.А.
Баратынского. Романтическая традиция восприятия категории покоя. Антитеза «покой
– счастье» («Пора, мой друг, пора!»,«Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Разлука»,
«Безнадежность», «Две доли» «Родина» Е.А. Баратынского).
3. Покой как утрата страстей и воли в ранней лирике М.Ю. Лермонтова. Полемическое
отношение к покою в поэзии Лермонтова до 1937 года («Поток», «Я видел тень
блаженства», «Парус»). Близость мотивов покоя и смерти в ранней лирике М.Ю.
Лермонтова («1830. Майя. 16 число», «Я счастлив! — тайный яд течет в моей крови»,
«Челнок»,«По произволу дивной власти», «Что толку жить!»). Покой как состояние
долгожданного отдыха, тишины в лирике с 1937 года («Дары Терека», «Утес»,
«Воздушный корабль», «Пленный рыцарь», «Последнее новоселье», «Спор», «Из
Гете», «Выхожу один я на дорогу…»).
Модуль V. Женские образы – адресаты любовной лирики XIX века
1. Василий Андреевич Жуковский и Мария Андреевна Протасова. История любви, полная
драматизма. Идеальный образ возлюбленной в стихотворениях «К ней» (1811), «Песня»
(1808), «Песня» (1811), «Признание»,
«19
марта
1823».
Романтическое
мироощущение В.А. Жуковского в любовной лирике.
2. Лирические адресаты любовной лирики А.С. Пушкина. Реально - биографическая
основа стихотворений о любви (составление реального комментария).
Екатерина Павловна Бакунина («Желание»). Евдокия Ивановна Голицына («Краѐв чужих
неопытный любитель…», «Простой воспитанник природы»,«К ***»). Мария Николаевна
Раевская («Редеет облаков летучая гряда…», «Фонтану Бахчисарайского дворца», «На холмах
Грузии…»). Елизавета Ксаверьевна Воронцова («Сожженное письмо», «Желание славы»,
«Талисман», «Все в жертву памяти твоей», «Прощанье»). Анна Петровна Керн («Я помню
чудное мгновенье»). Елена Михайловна Завадовская («Красавица»). Екатерина Николаевна
Ушакова («Ек. Н. Ушаковой»). Анна Алексеевна Оленина («Еѐ глаза», «Ты и вы»,
«Предчувствие», «Город пышный, город бедный…»). Наталья Николаевна Гончарова
(«Мадонна»).
Любовь в лирике А.С. Пушкина как светлое чувство, божественный дар.
3. Тема любви в поэзии М.Ю. Лермонтова. Любовь как высокое чувство, но неразделенное
или утраченное. Мотив разочарования в любви и возлюбленной. Реальные адресаты
стихотворений о любви.
Варвара Александровна Лопухина («К Л. –» («У ног других не забывал»), «К*» («Мы
случайно
сведены
судьбою»), «К*» («Оставь
напрасные заботы»), «Она не
гордой красотою…», «Слова разлуки повторяя…», «Валерик», «К*» («Мой друг, напрасное
старанье…»), «Молитва» («Я, матерь божия, ныне с молитвою…»), «Расстались мы, но твой
портрет…»).
Екатерина Александровна Сушкова (стихотворения «Сушковского цикла»:
«К
Сушковой» («Вблизи тебя до этих пор», др. назв. - «Черноокой»), «Благодарю!»,
«Зови надежду сновиденьем…», «Нищий», «Стансы» («Взгляни, как мой спокоен взор…»),
«Ночь», «Подражание Байрону» («У ног других не забывал»), «Я не люблю тебя,
страстей...», «Еврейская мелодия» («Вверху одна горит звезда…»), «Нет! — я не требую
вниманья…» и «Прости, мой друг!.. как призрак, я лечу»).
Александра Кирилловна Воронцова-Дашкова («К портрету» («Как мальчик кудрявый,
резва»).

Наталья Федоровна Иванова (стихотворения «Ивановского цикла»: «Н. Ф. И....вой»,
«Н. Ф. И.», «Романс к И...», «К ***» («Всевышний произнес свой приговор»), «Когда одни
воспоминанья…», «К чему волшебною улыбкой…», «1831-го июня 11 дня», «Не удалось мне
сжать руки твоей…», «Видение» («Я видел юношу: он был верхом…»).
1. «Роман в стихах» Денисьевского цикла Ф.И. Тютчева. Драматизм любовных
взаимоотношений. Реально-биографическая основа стихотворений.
2. Любовная лирика Н.А. Некрасова. «Панаевский цикл». Романизация любовной
лирики. Живой, яркий, сложный характер лирической героини цикла.
Противоречивость и непредсказуемость любовных отношениях.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
11 класс
1. Понятие «сквозная тема», «вечные вопросы».
Рекомендации к написанию сочинения на подобные темы. Критерии оценивания выполнения
заданий ЕГЭ часть С.
2. Мессианская роль поэта-пророка в русской литературе. Звучание темы пророчества в
поэзии В.Хлебникова, В.Брюсова, А.Ахматовой, М.Цветаевой, А.Блока, В.Высоцкого. Тема
памятника в русской поэзии: Маяковский В.В. «Во весь голос», М.Цветаева
РР. Сопоставительный анализ стихотворений.
3. Тема родины. Национальное своеобразие русской лирики. Сыновнее чувство Родины, образ
матери, связь с родной природой, с судьбой народа. Фольклорные образы. Своеобразие
патриотической темы А.Блока («На поле Куликовом», «Скифы» и др.), С.Есенина («Русь…»,
«Письмо матери» и др.), А.Твардовского («Памяти матери» и др.), Н.Рубцов («Я буду скакать
по холмам задремавшей отчизны») на фоне классических традиций А.С.Пушкина
«Клеветникам России», М.Лермонтова «Родина», Ф.Тютчева, Н.Некрасова.
РР. Составление тезисного плана «Образ Родины в русской литературе»
4. Тютчевские мотивы в лирике 20 века. Тютчевские мотивы в стихотворениях Н.Заболоцкого
«Я не ищу гармонии в природе», «Silentium» Ф.Тютчева и О.Мандельштама, «Эти бедные
селенья» Ф.Тютчева и «Шёл Господь пытать людей в любви…» С.Есенина.
РР. Сопоставительный анализ стихотворений философской лирики (Ф.Тютчев, С.Есенин,
Н.Заболоцкий.)
5. Гражданские мотивы в лирике В.Маяковского, В.Высоцкого, А.Галича.
Разбор заданий ЕГЭ.
6. Любовь в изображении поэтов. А.Блок «Незнакомка» и др.
РР. Сопоставительный анализ стихотворений любовной лирики.
7. Библейские мотивы в литературе 20 века. Библейские мотивы в лирике А.Ахматовой
«Рахиль», «Лотова жена» и др., М.Цветаевой, Б.Пастернака «Гефсиманский сад». Образ
Демона в лирике А.Блока «Прижмись ко мне крепче и ближе».
Развитие и истолкование библейских сюжетов и образов в романах М.Булгакова, А.Платонова
(легенда о Вавилонской башне), Ч.Айтматова. Дьявольские силы в произведениях М.Булгакова.
Гротеск как один из приёмов интерпретации «сатанинской» темы.
РР. Творческие работы. Цитатники.

8. Фольклорные мотивы в русской литературе. Фольклорные мотивы в поэме А.Твардовского
«Василий Тёркин», М.Шолохова «Судьба человека» и др. Эволюция фольклорных мотивов в
образах, деталях, жанрах.
РР. Элементы творческих работ.
9. Образ Петербурга в русской литературе. А.Блок цикл стихов «Город», «Возмездие»-2 глава,
А.Ахматова «Стихи о Петербурге». Величие и призрачность Петербурга. Предпочтение поэтов
Серебряного века державному Петербургу пригородов: Царское село, Павловск, Петергоф.
Лиризм природы и оригинальная индивидуальность пригородов, в которых оживают пласты
культуры прошлых веков.
10. Школа Маяковского» в поэзии 20 века. М.Цветаева, А.Вознесенский и др.
Практикум. Роль выразительных средств в создании поэтических образов.
11. Роль личности в событиях, переворачивающих жизнь. Шолохов М.А., Фадеев А.
Новаторское развитие М.Шолоховым традиций Л.Толстого в жанре романа-эпопеи, различие в
трактовке проблемы «герой и народ» (Пьер Безухов, А.Болконский – Григорий Мелехов).
Война и мир в романах Толстого Л.Н., Шолохова М.А., Булгакова М.А. «Белая гвардия». РР.
Творческие работы.
12. Гуманизм и насилие в произведениях Ф.Достоевского, А.Фадеева (Раскольников – Легенда о
двух великих грешниках – Левинсон). «Гордый человек» Ф.Достоевского и М.Горького
(Раскольников – Лойко, Лара, Данко). Мотивы «преступления и наказания» в пьесе «На дне»
М.Горького, «Живи и помни» В.Распутина. Тезисный план. Проблема гуманизма в контексте
современной эпохи. Афганская тема в повести С.Алексиевич «Цинковые мальчики», в повестях
А.Проханова.
13. Тема дома, рода и памяти. Нравственный мир патриархальных традиций и губительный
кризис цивилизации. Подтверждение пророческих предупреждений, запретов, тревог
Ф.Достоевского, Л.Толстого, С.Есенина в прозе В.Распутина, Ч.Айтматова, В.Астафьева.
РР. Анализ эпизодов.
14. Образ дороги в русской литературе. Трансформация образа: дорога, путь, стезя, тропинка.
15. Сатира и антиутопия. Антиутопические мотивы в повестях М.Булгакова «Собачье сердце»,
«Роковые яица», в романе Е.Замятина «Мы», В.Набокова «Приглашение на казнь», Т.Толстая
«Кысь».
РР Составление тезисного плана.
16. Тема потерянного поколения. А.Вампилов «Утиная охота», «Старший сын». Традиции
Лермонтова М.Ю. и Чехова А.П. в пьесах А.Вампилова.
17. Образы праведников в русской литературе. А.Солженицын «Матрёнин двор», В.Распутин
«Последний срок».
18. Человек на войне. Война народная: Василий Тёркин, Андрей Соколов. Проблема выбора. РР.
Творческая работы. Истинный и ложный героизм: В.Гаршин «Четыре дня», В.Быков
«Сотников», В. Кодратьев «Сашка». Редактирование творческих работ.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№

Тема

Колич.
час

п/п

1-2

Результат

Модуль I
7
Эпизод и его функции в
художественном произведении
Тема любовного свидания в
2
произведениях русских писателей XIX
века

3

Тема дуэли в произведениях русских
писателей XIX века.

1

4-5

Тема бала в русской литературе.

2

6-7

Роль снов в раскрытии идейного
содержания
литературного
произведения.

2

Модуль II
Основные типы героев литературы
XIX века

10

Подготовка сообщения, устное
выступление.
Сочинение - размышление
«Роль эпизода в раскрытии
характера героя».
Подготовка сообщения, устное
выступление.

Устное выступление
«Роль эпизода в композиции
произведения».
Сочинение «Сон любимого
литературного героя и его роль
раскрытии авторского
замысла»

8-9

Деловой человек в русской литературе 2
XIX века

Письменное
исследования.

1011

Лишний или странный человек в 2
русской литературе XIX века.

Сравнительный анализ героев.
Подготовка сообщения.

1213

Любимая героиня русской литературы 2
XIX века.

1417

Маленький
человек
литературе XIX в.

Письменное оформление своих
размышлений на тему: «Почему
женщина
стала
любимой
героиней русских писателей
XIX в?»
Письменное
оформление
исследований.
Сочинение- размышление на
тему: « Маленький человек
сегодня».

в

русской 4

Модуль III
Тема поэта и поэзии в лирике XIX
века

4

оформление

18

Поэзия - высокий дар и
предназначение.

1

19

Поэт и человек

1

20

Образ памятника в поэзии

1

21

Гражданское звучание темы поэта и 1
поэзии в лирике Н.А. Некрасова.

22

23

24

25

26

27

28

Выразительное
чтение
наизусть, комплексный или
сравнительный анализ
поэтических текстов.
Выразительное
чтение
наизусть, комплексный или
сравнительный анализ
поэтических текстов.
Выразительное
чтение
наизусть, комплексный или
сравнительный анализ
поэтических текстов.
Выразительное
чтение
наизусть, комплексный или
сравнительный анализ
поэтических текстов.

Модуль IV
Мотивы свободы и воли в русской
поэзии XIX века
Связь мотивов свободы и воли с
историческим контекстом.

3

Соотношение понятий «свобода» и
«воля».Фольклорные
истоки
понимания воли в творчестве М.Ю.
Лермонтова.

1

Политический
смысл
свободопризывной лирики Н.А.
Некрасова

1

Модуль V
Тема Родины в поэзии XIX века
Тема Родины в поэзии А.С. Пушкина

2
1

Выразительное чтение
наизусть, сочинение

Противоречивое,
необъяснимое
чувство любви к родине в творчестве
М.Ю. Лермонтова
МодульVI
Тема покоя в русской поэзии XIX
века
Мотив покоя в лирике В.А.
Жуковского.

1

Выразительное чтение
наизусть, сочинение

Философский смысл мотива покоя в
поэтической картине мире А.С.
Пушкина и Е.А. Баратынского.

1

1

Выразительное
чтение
наизусть, подготовка реального
комментария к стихотворениям.
Выразительное
чтение
наизусть, подготовка реального
комментария к стихотворениям.

Выразительное
чтение
наизусть, подготовка реального
комментария к стихотворениям.

3

1

Выразительное
чтение
наизусть, комплексный или
сравнительный анализ
поэтического текста
Выразительное
чтение
наизусть, комплексный или
сравнительный анализ
поэтического текста

Покой как утрата страстей и воли в
ранней лирике М.Ю. Лермонтова.

1

Модуль VII
Женские образы – адресаты
любовной лирики XIX

5

30

История любви, полная драматизма.
Василий Андреевич Жуковский и
Мария Андреевна Протасова.

1

31

Лирические адресаты любовной
лирики А.С. Пушкина.

1

32

Своеобразие звучания темы любви в
поэзии М.Ю. Лермонтова.

1

33

«Роман в стихах» Денисьевского
цикла Ф.И. Тютчева.

1

34

Любовная лирика Н.А. Некрасова.
«Панаевский цикл».

1

29

Выразительное
чтение
наизусть, комплексный или
сравнительный анализ
поэтического текста
Выразительное
чтение
наизусть,
составление
реального комментария к
стихотворению, устное
сообщение
Выразительное
чтение
наизусть,
составление
реального комментария к
стихотворению, устное
сообщение
Выразительное
чтение
наизусть,
составление
реального комментария к
стихотворению, устное
сообщение
Выразительное
чтение
наизусть,
составление
реального комментария к
стихотворению, устное
сообщение
Выразительное чтение
наизусть, составление
реального комментария к
стихотворению, устное
сообщение
Выразительное
чтение
наизусть,
составление
реального комментария к
стихотворению,
устное
сообщение

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 класс
№
п/п
1

Тема
Понятие «сквозная тема», «вечные вопросы» в литературе.

Количество
часов
1

2

Мессианская роль поэта-пророка в русской литературе.

2

3

Тема родины в русской литературе.

2

4

Тютчевские мотивы в лирике 20 века.

2

5

Гражданские мотивы в лирике В.Маяковского,
В.Высоцкого, А.Галича.

2

6

Любовь в изображении поэтов.

2

7

Библейские мотивы в литературе 20 века.

2

8

Фольклорные мотивы в русской литературе.

1

9

Образ Петербурга в произведениях литературы 20 века.

2

10

«Школа Маяковского» в русской поэзии.

2

11

Роль личности в событиях, переворачивающих жизнь.

2

12

Гуманизм и насилие.

3

13

Тема дома, рода и памяти.

2

14

Мотив дороги в русской литературе.

1

15

Сатира и антиутопия.

2

16

Тема потерянного поколения.

2

17

Образы праведников в русской литературе.

1

18

Человек на войне.

2

19

Редактирование творческих работ.
Общее количество часов:

1
34

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Оценка учебных достижений обучающихся производится с учетом целей
предварительного, текущего, этапного и итогового педагогического контроля по Программе
учебного курса «Сквозные темы русской литературы XIX века».
Оценка
зачтено

5
(отлично)

4
(хорошо)

Требования
Ученик
обнаруживает прочные знания и глубокое
понимание текстов изученных произведений; умеет
видеть взаимосвязь событий, характер, поступки героев и
роль художественных средств в раскрытии идейноэстетического содержания произведения. Умеет видеть
общее и различное в изображении близких тем и
мотивов разными авторами, охарактеризовать место
автора или отдельного произведения в историколитературном контексте, определить традиционные и
новаторские черты в рассматриваемых произведениях.
Демонстрирует владение основными теоретиколитературными понятиями в ходе анализа литературных
произведений. В ходе работы с текстом произведения
обнаруживает внимание к художественным деталям,
отдельным образам, обращается при необходимости к
анализу разных уровней текста. Владеет
навыками
выразительного чтения, написания сочинения, подготовки
устного сообщения, составления реального и историко –
литературного комментария с опорой на справочные и
энциклопедические издания.
Ученик обнаруживает достаточные знания и понимание
текстов изученных произведений; умеет видеть
взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль
художественных средств в раскрытии идейноэстетического содержания произведения. Умеет видеть
общее и различное в изображении близких тем и мотивов
разными авторами, однако не всегда может
охарактеризовать место автора или отдельного
произведения в историко-литературном контексте,
определить традиционные и новаторские черты в
рассматриваемых произведениях. Демонстрирует
владение основными теоретико-литературными
понятиями в ходе анализа литературных произведений,
допуская при этом отдельные неточности в их
использовании. В ходе работы с текстом произведения
обнаруживает внимание к художественным деталям,
отдельным образам, обращается при необходимости к
анализу разных уровней текста. Владеет навыками
выразительного чтения, написания сочинения, подготовки
устного сообщения, составления реального и историко-

литературного комментария с опорой на справочные и
энциклопедические издания
3
Ученик обнаруживает знания и понимание текстов
(удовлетворит изученных произведений; умеет видеть взаимосвязь
ельно
событий, характер, поступки героев, однако не всегда
способен обозначить роль художественных средств в
раскрытии идейно- эстетического содержания
произведения. Умеет видеть общее и различное в
изображении близких тем и мотивов разными авторами,
но затрудняется охарактеризовать место автора или
отдельного произведения в историко- литературном
контексте,
определить традиционные
и
новаторские
черты
в рассматриваемых
произведениях. Демонстрирует понимание основных
теоретико-литературных понятий, однако не использует
их при анализе литературных произведений. В ходе
работы с текстом произведения не обнаруживает
внимание к художественным деталям, отдельным образам,
анализ текста строит, в основном обращаясь к фабульнотематическому уровню произведения, при этом допускает
неточности в его интерпретаци. Владеет навыками
выразительного чтения, написания сочинения, подготовки
устного сообщения, составления реального и историколитературного комментария с опорой на справочные и
энциклопедические издания, однако не всегда понимает
особенности формата этих видов работы.
не зачтено

2
Ученик обнаруживает незнание существенных вопросов
(неудовлетвор содержания произведений, не владеет навыками анализа
ительно)
литературного
произведения,
обращаясь
к
его
формально-содержательным особенностям. Не видит
преемственности в изображении близких тем и мотивов
разными писателями 19 века, не имеет представления об
историко-литературном
контексте
изучаемого
произведения. Не владеет навыками выразительного
чтения, написания сочинения, подготовки устного
сообщения, составления реального
и
историколитературного комментария с опорой на справочные и
энциклопедические издания

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Михальская, А.К. Литература: Базовый уровень: 10 класс. В 2Ч: учебник. – М.:Дрофа,
2020.

Интернет-ресурсы
Официальные сайты Министерства образования и науки Российской
Федерации
http://www.mon.gov.ru — Сайт Министерства образования и науки
Российской Федерации.
http://www.edu.ru — Федеральный портал «Российское образование».
http://www.ed.gov.ru
—
Документы
и
материалы
деятельности Федерального агентства по образованию.
http://www.ege.edu.ru — Федеральный портал «ЕГЭ» (Информационная
поддержка Единого государственного экзамена).
http://www.rosolymp.ru — Сайт «Всероссийская олимпиада школьников».
http://www.vestnik.edu.ru — Журнал «Вестник образования».
Образовательные порталы, сетевые сообщества учителей и методистов
http://www.school.edu.ru — Российский общеобразовательный портал.
http://www.uroki.ru
—
Образовательный
портал
«Учѐба».
http://www.ict.edu.ru — Портал «Информационно-коммуникационные
технологии в образовании».
http://repetitor.1c.ru — Образовательные программы.
http://www.russianculture.ru — Портал «Культура России»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».