МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области МКУ «УО ГО Богданович» МОУ- СОШ № 4 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы личностного роста» для обучающихся 11 класса Богданович, 2024 1. Пояснительная записка Современное общество нуждается в активных, целеустремленных гражданах, обладающих высокими нравственными качествами, стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе. Программа «Основы личностного развития» разработана для обучающихся 11 класса ФГОС СОО. Этот период отличается активным формированием личности, поиска себя и своего места в жизни, определения своих склонностей и способностей, в связи с этим данную программу мы направили на то, чтобы каждый старшеклассник имел возможность проявить себя в качестве личности, сформировать и развить необходимые для этого компетенции. А также укрепить адекватную самооценку, научиться навыкам саморегуляциии, уметь самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за их осуществление, уметь правильно выстраивать взаимодействие с окружающими людьми и работать в команде. Настоящая программа направлена на раскрытие индивидуальности обучающихся, творческого и личностного потенциала, формирование готовности к продуктивной деятельности и профессиональному самоопределению. Актуальность программы «Основы личностного развития» состоит в том, что позволяет решать задачи нескольких Государственных программ и приоритетных направлений: Национальной стратегии действий в интересах детей; проекта «Инновационная Россия 2020» («Ключевые меры государственной политики по развитию сферы образования и социализации подростков»); ФГОС ООО; “Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года”; Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства". 1.2. Цели и задачи программы: Цель программы: Развитие у обучающихся лидерских качеств и организаторских способностей, формирование активной гражданской позиции. Задачи программы: 1. Сформировать у обучающихся лидерские, коммуникативные и социальные компетенции, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе. 2. Развивать навыки самостоятельного принятия решения и ответственности; организации и осуществления сотрудничества со сверстниками в решении личностно и социально значимых проблем Объем программы: Объем программы составляет 34 часа. Формы и методы работы: Основная форма организации занятий – групповая. Во время занятий для обучающихся организуются: практикумы, лектории, интеллектуальные игры. Формой подведения итогов реализации программы «Основы личностного развития» является совместная работа обучающихся над проектом социального характера. Аттестационным материалом для обучающегося является спланированное, организованное и проведенное мероприятие, презентация проекта. Данная программа предполагает безотметочную форму контроля знаний. Разделы программы 1) «Я – личность». 2) «Навыки эффективной коммуникации». 3) «Искусство самопрезентации». 4) «Я-лидер» 5) «Ораторское искусство» 6) «Толерантность» 7) «Профессиональное самоопределение» Раздел «Я – лидер» представляет собой базовую информацию о понятии лидерства, типологии лидерства, качеств лидера. Предполагает развитие лидерских качеств у обучающихся, знакомство с основами организаторской деятельности, изучение взаимодействия работы лидера и группы. Раздел «Ораторское искусство» предполагает совершенствование владения голосом (дикцией, интонацией и др. характеристиками ораторского искусства) для достижения успеха в коммуникации, публичных выступлениях, презентациях. Раздел «Толерантность» включает развитие у обучающихся толерантности, рефлексии, волевой регуляции поведения, понимание своего состояния и его презентация, а также понимание состояния других людей, сопереживание, передача и прием информации, развитие умения слушать, воспринимать другого человека, во всех его вербальных и невербальных проявлениях, улавливать подтекст, смысл высказываний, а также воспринимать свои реакции, возникающие в ответ на то, что говорит человек. Раздел «Профессиональное самоопределение» Профориентационный раздел, направленный на анализ и осознание каждым участником качественных изменений, происшедших в нем за время обучения и практических занятий; осмысление того, что ожидает в будущем, какие требования предъявляются к представителям выбранной профессии; какие пути реализации себя в профессии подростки осознают, помощь в построении перспектив дальнейшего профессионального развития, проектирование своего будущего. 1.3. Планируемые результаты обучения по дисциплине Процесс изучения дисциплины направлен на получение следующих результатов: Предполагаемые результаты: Личностные компетенции: - осознают гражданскую идентичность; - умеют подводить итоги, анализировать; - понимают ценность своей активности; - умеют сконцентрироваться, мобилизоваться; - проявляют гибкость, способность адекватно менять свое поведение в зависимости от ситуации; - умеют публично выступать; - проявляют уважительное отношение ко всем участникам коллектива; - положительно оценивают свои творческие возможности; - понимание общественной деятельности как личностно значимой. Метапредметные компетенции: - активно участвуют в мероприятиях; - применяют организаторские способности; - способны адекватно вести себя в различных социальных ситуациях; -умеют договариваться в конфликтной ситуации и приходить к общему решению в совместной деятельности; - представляют результаты собственной творческой деятельности через реализацию проектной деятельности. Предметные компетенции: обучающиеся знают: - основы психологии общения; - свойства личности - основные правила реализации социальных проектов; - способы организаторской деятельности; 11 класс Тема занятия Я – лидер Отличительные черты лидера от руководителя Количество часов теория практика 8 5 2 2 Развитие лидерских качеств Командообразование 1 1 Этика и культура взаимоотношений лидера и команды Формирование команды. Уровни развития коллектива. Группы и коллективы Ораторское искусство Основы публичного выступления Ораторское искусство Культура речи Речевые средства общения Активное и пассивное слушание Толерантность Самовоспитание и достижение жизненных целей Планирование и реализация общего проекта Профессиональное самоопределение Понятие профориентации. Выбор бедующей профессии Определение профессиональных интересов и способностей Профориентационные игры Творческий проект 2 1 1 1 2 1 5 2 3 2 1 1 1 2 1 Конспект, коллаж, круглый стол Тренинг Конспект, тренинг конспект Конспект, тест Беседа Конспект Тест, тренинг тренинг 1 конспект 2 1 1 4 2 1 2 1 1 Беседа Конспект Беседа 3 1 Форма контроля Беседа. тест Литература. 1. Бухаркова О.В., Горшкова Е.Г. «Имидж лидера» СПб.: Из-во «Речь», 2007.-114с. 2. Васильев Н.Н. «Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике.» – СПб., Речь, 2005.- 176с. 3. Вехова А.П., Кузибецкий А.Н.Жизненное самоопределение старшеклассников: педагогические условия развития. Волгоград: ВГИПК РО,2003. 4. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения//Вопросы психологии. 1994.№ 3. С.17-21. 5. Горбушина О. «Психологический тренинг». Из-во «Питер», М, 2008. – 115с. 6. Добротворский Игорь «Постройте свое будущее. Психология успеха», М, 2013.-206с. 7. Столин В.В. Самосознание личности.- М.,1983.-286 с. Тюшев Ю.В.Выбор профессии: тренинг для подростков. - СПб.: Питер,2006.-160 с.: ил. - (Серия «Практическая психология»). 8. Королева Д.Т. Психологические тесты для всех. – М., 2004. – 336 с.