ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утверждённой приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35847) и на основании федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1023 (зарегистрирован Министерством Юстиции Российской Федерации 21 марта 2023 г., регистрационный № 72654). Рабочая программа ориентирована на использование учебника М.Ю. Рау, М.А. Зыкова «Изобразительное искусство» (4 класс) для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы - М.: Просвещение, 2018 (ФГОС ОВЗ). Основная цель изучения предмета «Изобразительное искусство»: развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном, развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни. Исходя из основной цели, задачами обучения изобразительному искусству являются: Образовательные: формировать элементарные знания о видах и жанрах изобразительного искусства; формировать умение создавать простейшие художественные образы по образцу, представлению и воображению; раскрывать значение изобразительного искусства в жизни человека; обучать изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений; обучать правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и формировать знания элементарных основ реалистического рисунка; формировать умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по др.; образцу, по памяти, представлению и воображению. Коррекционно-развивающие: 2 развивать умения выполнять тематические и декоративные композиции; совершенствовать умения учащихся правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами; формировать умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок; контролировать свои действия; развивать ручную моторику; улучшать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования; развивать зрительную память, внимание, наблюдательность, образное мышление, представление и воображение. развивать умение выполнять тематические и декоративные композиции. Воспитательные: воспитывать интерес к изобразительному искусству; воспитывать в детях эстетические чувства и понимание красоты окружающего мира. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Изобразительное искусство является одним из предметов, приобщающих детей с интеллектуальными нарушениями, к миру художественной культуры; умению замечать прекрасное в окружающей жизни и передавать это посредством изобразительной деятельности. На уроках изобразительного искусства дети не только рисуют, они также знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства и с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников. Изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоциональнообразного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности. На уроках изобразительного искусства социализация осуществляется через воспитание у детей бережного отношения к окружающей природе, любви к родному краю, умение видеть красивое. Беседы об искусстве способствуют эстетическому воспитанию детей, обогащению словаря и развитию речи учащихся. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» и относится к обязательной части учебного плана. 3 На изучение изобразительного искусства в 4 классе отводится по 1 часу в неделю, курс рассчитан на 34 часа (34 учебные недели). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Предметные результаты АООП «Изобразительное искусство» включают освоение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. АООП по изобразительному искусству определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Предметные: Минимальный уровень: различать и знать названия цветов; использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги; рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу); правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги; узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства; анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя). Достаточный уровень: ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя; правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги; узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого; 4 рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства; рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу); рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы. Личностные результаты: владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; формирование готовности к самостоятельной жизни. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства». Подготовительный период обучения Введение. Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения. Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе. Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги. 5 Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима, произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке, направления движения. Обучение композиционной деятельности Понятие «композиция». Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в построении композиции. Определение связи изображения и изобразительной поверхности. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально). Установление на изобразительной поверхности пространственных отношений (при использовании способов передачи глубины пространства). Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Установление смысловых связей между изображаемыми предметами. Главное и второстепенное в композиции. Применение выразительных средств композиции: величинный контраст (низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое), светлотный контраст (темное и светлое). Достижение равновесия композиции с помощью симметрии и т. д. Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании. Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию Формирование понятий: предмет, форма, фигура, силуэт, деталь, часть, элемент, объем, пропорции, конструкция, узор, орнамент, скульптура, барельеф, симметрия, аппликация и т. п. Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т. п. Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения). Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и т. д. Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов. Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; 6 вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т. п. Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый; по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т. д. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т. п.). Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи Понятия: цвет, спектр, краски, акварель, гуашь, живопись и т. д. Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения. Различение и обозначение словом некоторых ясно различимых оттенков цветов. Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение насыщенности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый и т. д.). Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы. Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо — примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и т. д. Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации. Обучение восприятию произведений искусства Примерные темы бесед: «Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров». «Виды изобразительного искусства». Графика, живопись, скульптура, декоративноприкладное искусство, архитектура, дизайн. 7 «Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши и др.). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики: В. Канашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, И. Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезани т.д. «Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.). Объем – основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения скульптуры: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и т.д. «Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России с учетом местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (гжельская, городецкая, жостовская роспись и т.д.). Программой предусматриваются следующие виды работы: рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование. лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции; выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации; - проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций картин художников, книжных иллюстраций, картинок, произведений народного и декоративно-прикладного искусства. Распределение учебных часов по разделам рабочей программы учебного предмета «Изобразительное искусство» осуществляется следующим образом: № Наименование раздела Количество часов 8 1 2. Подготовительный период обучения 1 Обучение композиционной деятельности 9 Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, 12 пропорции, конструкцию 3. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения 5 передавать его в живописи 4. Обучение восприятию произведений искусства 7 Итого: 34 ч. 9 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» п/п Наименование раздела и темы урока Колво часов Виды работ Подготовительный период обучения - 1 час 1. Аппликация из 1 Беседа о правилах посадки за столом и правильном обрывков цветной расположении изобразительной поверхности на бумаги «Дети столе. собирают грибы в Беседа об изменениях в неживой природе с лесу». приходом осени, погода летом (сравнить и Дорисовывание. обосновывать разницу между состоянием природы летом и осенью) Рассматривание образца и обсуждение приёмов и способов предстоящей работы. Пальчиковая гимнастика. Показ на доске последовательности выполнения работы. Практическая работа. Подбор бумаги для аппликации. Дорисовывание стволов и веток деревьев. Обсуждение выполненных работ. Обучение восприятию произведений искусства – 1 час 2. Что видят 1 Беседа о профессии художника. художники, чем Рассматривание и беседа по картинам: И. Шишкина, они любуются? К. Моне, В. Сурикова, Рембранта, И. Айвазовского. Беседа «Как и о чем создаются картины». Показ на доске последовательности выполнения рисунка. Практическая работа детей. Рисование картинки глядя на предложенный учителем образец. Рассматривание выполненных работ, отбор лучших работ. Основные понятия. Методическое обеспечение урока, оборудование Коррекционная работа Обрывная аппликация; стволы, ветки деревьев. Сюжетные картины с изображением осени. Образец выполненной работы. Картины художников по теме. Краски, альбом, карандаши, кисти. Развитие мышления через планирование предстоящей работы; развитие мелкой моторики пальцев рук через выполнение практической работы (отрывание, рисование) Листопад, заморозки, перелетные птицы, клин, журавли. Презентация картин художников И. Шишкина, К. Моне, В. Сурикова, Рембранта, И. Айвазовского. Краски, альбом, карандаши, Развитие зрительного восприятия при анализе цветов, используемых художниками, пространственной ориентации на листе бумаги. кисти. Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию – 3 часа 3. Изображение 1 Узнавание и называние различных геометрических Неваляшка, Сюжетные предметов с форм и фигур набор картины. натуры и по Беседа о различных способах изображения геометричес Краски, альбом, памяти. предметов (с натуры и по памяти). ких тел, карандаши, Неваляшка. Рассматривание неваляшки, анализ формы фигур и предмет, кисти. линий. форма, Практическая работа по рисованию неваляшки по фигура, памяти. натура, по Анализ выполненных работ. памяти Организация рабочего места. Повторение правил ТБ. Игра «Узнай игрушку». Беседа о симметричных предметах Анализ рисунков. Показ на доске последовательности выполнения работы – дорисовывание картинки. Практическая работа по дорисовыванию картинок простым карандашом. Анализ выполненных работ и исправление ошибок. 5. 1 Организация рабочего места. Повторение правил Листья осенью. ТБ. Рисование Рассматривание и обсуждение картин Л. да Винчи и листьев берёзы, Ф. Толстого. дуба и Рассматривание натуральных листьев берёзы, дуба, шиповника. липы, шиповника. Изучение цвета и формы. Практическая работа по образцу. Рисование и раскрашивание в технике акварели по-сырому. Выставка рисунков. Обучение композиционной деятельности – 1 час 6. Цвет листьев 1 Организация рабочего места. Повторение правил зеленый — ТБ. светлый и Рассматривание картины А. Иванова «Ветка», 4. Изображай с натуры и по памяти. Дорисовывание картинок. 1 Ваза, пирамидка, кактус, бабочка, снеговик, кот, ваза с фруктами, симметрия. Для каждого ученика: половинки картинок. Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, образец карандаш, ластик Л. да Винчи, Презентация листья, картин Л. да рисование Винчи, Ф. по точкам, Толстого. раскрашиван Материалы и ие «поинструменты: сырому». бумага, гуашь, кисти карандаш, ластик. Цвета, оттенки, светлый, Заготовки с нарисованным деревом. Развитие зрительного восприятия, развитие мыслительных операций (сравнение, анализ), наблюдательности, пространственной ориентации на листе бумаги. Развитие зрительного восприятия через анализ форм и фигур при дорисовывании предметов Развитие зрительного восприятия цвета и формы предмета через рисование по образцу, самоконтроля и самооценки. Развитие мышления при выделении этапов работы в 11 тёмный. Аппликация с дорисовыванием «Листья берёзы на солнышке и в тени». выявление оттенков зелёного цвета. Беседа об основных цветах и их оттенках. Изготовление аппликации по плану. Анализ выставленных работ. Составление рассказов о выполненной работе. тёмный. Ножницы, клей Цветные карандаши. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи – 2 часа 7. Листья теплых 1 Организация рабочего места. Повторение правил Тёплый и Заготовки с цветов. Веточка с ТБ. холодный веткой с листьями, Рассматривание и обсуждение оттенков зелёного оттенки листьями освещенная цвета. зелёного, берёзы. солнцем. Беседа о свойствах акварельных красок. палитра, Образец Рисование Определение цветов, необходимых для работы. смешивание, выполненной Работа кистью и красками, получение новых цветов акварель. работы. путём смешивания на палитре основных цветов. Материалы и Упражнения в смешивании цветов на палитре инструменты: (Жёлтого и зелёного). бумага, гуашь, Практическая работа по рисованию листьев по кисти карандаш, заготовке. ластик Анализ выставленных работ. 8. Листья холодных 1 Организация рабочего места. Повторение правил Тёплый и Заготовки с цветов. Веточка с ТБ. холодный веткой с листьями в тени. Рассматривание и обсуждение холодных оттенков оттенки листьями Рисование зелёного цвета. зелёного, берёзы. Беседа о свойствах акварельных красок. палитра, Образец Определение цветов, необходимых для работы. смешивание, выполненной Работа кистью и красками, получение новых цветов акварель. работы. путём смешивания на палитре основных цветов Материалы и (синего и зелёного) инструменты: Упражнения в смешивании цветов на палитре. бумага, гуашь, Практическая работа по рисованию листьев по кисти карандаш, заготовке. ластик Анализ выставленных работ. соответствии с поставленной целью. Развитие и коррекция мелкой моторики рук через выполнение аппликации Развитие зрительного восприятия через различение оттенков одного цвета, мелкой моторики, пространственной ориентации при работе на листе бумаги Развитие зрительного восприятия через различение оттенков одного цвета. Развитие глазомера через умение воспринимать и передавать форму предметов, пропорции и конструкцию. Обучение восприятию произведений искусства – 1 час 12 Организация рабочего места. Повторение правил Художник, Сюжетные ТБ. пейзаж. картинки по Рассматривание произведения художников, теме. изобразивших пейзаж: В. Серова, Н. Ромадина, И. Презентация с Левитана, С. Чуйкова, А. Саврасова, И. картинами Айвазовского, Н. Крымова, И. Шишкина. Беседа о художников. настроении и разных состояниях, которые художник Материалы и передает цветом (радостное, праздничное, грустное, инструменты: таинственное, нежное и т.д.) бумага, гуашь, Знакомство с понятием пейзаж. кисти, образец Выделение «лишней» картины. карандаш, Показ учителем последовательности выполнения ластик работы. Самостоятельная работа детей. Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию – 5 часов 10. Деревья и дома в 1 Организация рабочего места. Повторение правил Дальний, Сюжетные пейзаже ТБ. передний. картинки по расположенные Рассматривание картин художников-пейзажистов, теме. близко, далеко. беседа о способах построения рисунка, настроении и Презентация с разных состояниях, которые художник передает картинами цветом. художников. Беседа по созданию рисунка - расположение Образец работы. изображения с учетом планов (дальний, передний). Материалы и Рисование. Практическая работа по показу учителя. инструменты: бумага, гуашь, кисти, образец карандаш, ластик 11. Картина 1 Организация рабочего места. Повторение правил Натюрморт. Предметы для «Натюрморт». ТБ. натюрморта: Беседа на тему: «Пейзаж, портрет, натюрморт»; чашка, лимон. Рассматривание картин И. Хруцкого, Ф. Снейдерса, Иллюстрации с И. Машкова, П. Кончаловского, В. Стожарова пейзажем, (натюрморт). портретом, Рассматривание и анализ расположения предметов натюрмортом. для рисования. Натюрморт. Иллюстрации 9. Картина «Пейзаж». Рисование деревьев, расположенных близко, далеко. 1 Развитие мышления через сравнение картин и выявление общих и отличительных черт, через объединение картин в группу «пейзаж». Развитие зрительного восприятия при анализе цветов, используемых художниками, пространственной ориентации на листе бумаги. Развитие мышления через сравнение картин и выявление общих и отличительных черт, через объединение картин в группу «натюрморт». 13 12. Портрет человека. 1 13. Лепка и рисунок портрета. 1 14. Автопортрет. 1 Упражнения в расположении предметов. Расположение альбомного листа. Разметка расположения предметов на листе. Практическая работа. Придумывание названий своим картинам. Организация рабочего места. Повторение правил ТБ. Рассматривание картин О. Кипренского, П. Заболотского, М. Нестерова, В. Серова, Б. Кустодиева, Н. Кузнецова.И. Крамского, И. Репина. Рассказ учителя о работе скульптора с просмотром работ. Практические работы детей. Дорисовывание портретов по образцу. Срисовывание картинок с образца. Выставление готовых работ. Организация рабочего места. Повторение правил ТБ. Беседа на тему: «Материалы, используемые художником (краски, карандаши, глина)». Сравнение работ, выполненных акварелью и пластилином. Анализ образца. Расположение альбомного листа. Практическая работа. Сравнение работы, выполненной пластилином с акварелью. Организация рабочего места. Повторение правил ТБ. Рассматривание автопортретов В. Тропинина, И. Левитана, В. Сурикова, В. Ван Гога, З. Серебряковой, А. Пушкина. Показ последовательности выполнения работы. Практические работы детей. Сравнение выполненной работы с работой одноклассников. натюрмортов. Портрет, лицо, нос, губы, глаза, брови, Рисование, лепка. Акварель. пластилин. Автопортрет Презентация с портретами и образцами работ. Заготовки. Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, образец карандаш, ластик. Пластилин. Акварель. Образец работы. Иллюстрации картин, выполненных разными материалами. Развитие мышления через сравнение картин и выявление общих и отличительных черт, через объединение картин в группу «портрет». Презентация с автопортретами. Зеркало. Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, образец карандаш, Развитие зрительного восприятия через анализ формы, цвета; коррекция глазомера. Развитие и коррекция точности движений через лепку и рисование 14 ластик. Обучение композиционной деятельности – 1 час 15. Новогодняя ёлка. 1 Организация рабочего места. Повторение правил Дед Мороз и ТБ. Рассматривание иллюстраций с изображением Снегурочка. Нового года. Беседа по содержанию. Рассказ учителя «Откуда пришла традиция украшать новогоднюю елку?» Рассматривание образца елочки и определение, из каких частей она состоит. Объяснение последовательности рисования. Практические работы детей. Обучение восприятию произведений искусства – 1 час 16. Художники - о 1 Организация рабочего места. Повторение правил тех, кто защищает ТБ. Родину. Беседа о художниках, которые рисуют картины о защитниках Родины; Рассматривание картин художников В. Васнецова, М. Врубеля, П. Корина, И. Билибина. Рассматривание атрибутов богатырей (шлем, копьё, щит). Практическая работа. Рисование богатырской атрибутики. Составление рассказа по картине художника. Выставление работ. Обучение композиционной деятельности – 3 часа 17. Рисование добрых 1 Беседа о добрых и злых героях сказки с героев сказки. рассматриванием картин И. Билибина, М. Врубеля. Рассматривание и называние частей лица человека (натурщика). Беседа о приёмах передачи эмоций с помощью черт лица человека. Практическая работа по показу учителя. Рисование доброго героя сказки. Самостоятельные работы детей. Украшение. Праздник. Новый год, ёлка, флажки, снежинки. Хвойные деревья. Ёлка, сосна. Сюжетные картинки по теме. Гуашь, кисть. Развитие зрительного восприятия, глазомера, мелкой моторики рук, наблюдательности, пространственной ориентации на листе бумаги. Щит, шлем, копьё, Родина, защитники. Картинки художников. Образец работы. Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, образец карандаш, ластик Развитие зрительного восприятия при анализе и передаче в рисунке формы предметов, глазомера, мелкой моторики рук, пространственной ориентации на листе бумаги. Тело человека. Голова, лицо, брови, губы, фигура. Картинки художников. Образец работы. Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, образец карандаш, ластик Коррекция и развитие логического мышления на основе упражнений в запоминании и воспроизведении увиденного. 15 18. Рисование злых героев сказки. 1 19. Рисование и лепка 1 фигуры человека в движении. Рассматривание картинок с изображением зайца и называние частей тела. Анализ форм тела зайца и сопоставление с геометрическими фигурами. Объяснение последовательности рисования. Практические работы детей. Анализ работ. Организация рабочего места. Повторение правил ТБ. Рассматривание и называние частей тела человека. Рассматривание и анализ картин с изображением человека в движении. Лепка фигурки человека с разным положением частей тела. Выполнение зарисовок вылепленных фигурок. Обучение восприятию произведений искусства – 1 час 20. Как изображают 1 Организация рабочего места. Повторение правил море. ТБ. Беседа о художниках-маринистах. Рассматривание и обсуждение их картин. Составление рассказа по картине И. Айвазовского. Рисование акварелью по- сырому. Заяц. Туловище, голова, лапы, хвост, уши. Картинка с изображением зайца. Образец работы. Развитие зрительного восприятия через передачу цвета в рисунке Человек, фигура, движение, каркас. Картинки с изображениями видов спорта. Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, образец карандаш, ластик Развитие зрительного восприятия, глазомера, мелкой моторики рук, внимания, пространственной ориентации на листе бумаги. Море, Кусочки маринист, поролона. морской Презентация с пейзаж, картинами волна, буря, Айвазовского. М техника посырому. Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию – 2 часа 21. Как изображают 1 Организация рабочего места. Повторение правил Скульптор, Скульптуры животных. ТБ. анималист, животных. Беседа о художниках-анималистах. животное. Презентация с Рассматривание скульптур и картин с изображением картинами с животных. изображением Зарисовка частей тела животного. Дорисовывание. животных. Рисование по памяти. 22. Рисование и лепка 1 Организация рабочего места. Повторение правил Жираф, Предметные жирафа. ТБ. Африка, картинки. Рассказ учителя о животных Африки. шея, рожки, Презентация. Развитие зрительного восприятия путём различения оттенков одного цвета. Развитие зрительной памяти через изображение фигур животных Развитие мелкой моторики рук, точности движений 16 Рассматривание животного, обсуждение пропорций тела животного. Практическая работа учащихся: лепка, рисование. Обучение композиционной деятельности – 1 час 23. Декоративное 1 Организация рабочего места. Повторение правил рисование. ТБ. Открытка с 23 Рассматривание открыток. февраля Объяснение последовательности в выполнении структуры узора, выбора формы и цвета составных частей; правильном расположении элементов оформления по всему листу бумаги. Объяснение и показ последовательности рисование поздравительной открытки к 23 февраля. Практическая работа. ушки. Открытка. Праздник. 23 февраля Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию – 1 час 24. Насекомые. 1 Организация рабочего места. Повторение правил Насекомые. Стрекоза. Лепка, ТБ. рисование Рассказ учителя о насекомых. Рассматривание и называние различных насекомых и их признаков. Дорисовывание половинок насекомых с соблюдением симметрии рисунков. Раскрашивание картинок. Обучение композиционной деятельности – 1 час 25. Декоративное 1 Рассматривание открыток. Открытка. рисование Объяснение последовательности в выполнении Праздник. 8 поздравительной структуры узора, выбора формы и цвета составных марта. открытки к 8 частей; правильном расположении элементов Марта оформления по всему листу бумаги. Объяснение и показ последовательности рисование поздравительной открытки к 8 Марта. Практическая работа. через лепку и рисование. Открытки. Акварельные краски, образцы работы. Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, образец карандаш, ластик Коррекция и развитие зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении увиденного, развитие пространственной ориентации на листе бумаги. Предметные картинки. Презентация. Развитие мышления через анализ и синтез формы недостающих частей, развитие глазомера через лепку. Открытки. Акварельные краски, образцы работы. Коррекция и развитие зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении увиденного, развитие пространственной ориентации на листе 17 бумаги. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи – 3 часа 26. Народное 1 Организация рабочего места. Повторение правил Народный Презентация искусство. Части ТБ. художествен «Народные узора гжельской Беседа о народных художественных промыслах. ный промыслы». росписи. Беседа на тему «Гжельская роспись». промысел. Образец Рассматривание предметов, украшенных Гжельской Городецкая выполненной росписью. роспись. работы. Выделение элементов Гжельской росписи. Упражнения в рисовании элементов Гжельской росписи. Практические работы детей. Рисование элементов узоров. Организация выставки работ. 27. Роспись чашки 1 Организация рабочего места. Повторение правил Гжель, Силуэты чашек. гжельской ТБ. кайма, Материалы и росписью. Продолжение знакомства с разнообразием русских гуашь, инструменты: народных промыслов. Знакомство с изделиями смешивание. бумага, гуашь, гжельских мастеров. кисти, образец Обучение расписыванию чашки, выделение каймы. карандаш, Обучение рисованию простейших цветов из ластик капелек. Закрепление приёмов работы гуашью (смешивание цвета) 28. Украшение 1 Организация рабочего места. Повторение правил Гжель, Силуэты тарелки ТБ. кайма, тарелок. гжельской Продолжение знакомства с разнообразием русских гуашь, Материалы и росписью. народных промыслов. Знакомство с изделиями смешивание. инструменты: гжельских мастеров. бумага, гуашь, Обучение расписыванию тарелки, выделение каймы. кисти, образец Обучение рисованию простейших цветов из карандаш, капелек. ластик Закрепление приёмов работы гуашью (смешивание цвета) Обучение композиционной деятельности – 1 час Развитие зрительного восприятия, глазомера, мелкой моторики рук, внимания, пространственной ориентации на листе бумаги. Развитие зрительного восприятия через анализ используемых цветов и различения оттенков цвета Коррекция и развитие зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении увиденного. 18 29. Рисование на тему: «Праздник Победы» 1 Беседа о праздновании 9 мая Дня Победы. Разучивание стихотворения к празднику. Знакомство с умением соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием. Показ последовательности выполнения рисования. Практические работы детей. Выставление готовых работ на стенде. День Победы. Открытка. Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию – 1 час 30. Улица города. 1 Организация рабочего места. Повторение правил Город, Люди на улице ТБ. улица, города. Рассматривание картин с изображением городов, пешеходы, улиц, пешеходов, транспорта. транспорт, Обучение составлению описательного рассказа. тротуар, Повторение правила поведения пешеходов на улице. светофор, Практическая работа. животные. Рассказы учащихся по описанию картин. Обучение композиционной деятельности – 1 час 31. Рисунок по 1 Организация рабочего места. Повторение правил описанию. Улица ТБ. города. Обсуждение картин художников, рассматривание, обсуждение, наблюдение. Составление композиции рисунка. Обсуждение замысла, сюжета. Практическая работа детей по этапам. Выбор цвета. Сюжетные картинки Обучение восприятию произведений искусства – 3 часа 32. Цвета, краски 1 Организация рабочего места. Повторение правил Рисунки лета, цветы лета. ТБ. детей на Беседа о лете. Обсуждение ярких красок лета. тему «Лето». Рассматривание картин художников И. Шишкина, Г. Сюжетные картинки по теме. Образец работы. Акварель, кисть, альбом. Коррекция и развитие зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении увиденного, развитие пространственной ориентации на листе бумаги. Презентация с картинами. Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, образец карандаш, ластик. Развитие связной речи при построении рассказа по иллюстрации Презентация с картинами. Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, образец карандаш, ластик Развитие зрительного восприятия через построение композиции рисунка Образец работы. Презентация с картинами художников. Коррекция и развитие зрительной памяти на основе упражнений в 19 Мясоедова, К. Маковского, А. Шилова. Составление рассказов по картинкам. Беседа на тему; «Бережное отношение к природе». Подбор красок, смешение с помощью палитры. Рисование цветов. 33. Венок из цветов и 1 колосьев. 34. Рисование. Бабочка на цветке. 1 Организация рабочего места. Повторение правил ТБ. Беседа о цветах лета. Отгадывание загадок о цветах. Называние цветов, используемых художниками, чтобы передать настроение. Показ и объяснение последовательности выполнения работ Практические работы учащихся. Выставка работ детей. Организация рабочего места. Повторение правил ТБ. Беседа по картинам о лете А. Куинджи «Берёзовая роща», А. Пластов «Летом». Объяснение последовательности изображения объектов природы; правильном расположении предметов оформления по всему листу бумаги. Практическая работа детей. Выставление работ детей и их анализ. Сюжетные картинки Лето. Пейзаж. Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, образец карандаш, ластик. Образец работы. Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, образец карандаш, ластик запоминании и воспроизведении увиденного. Сюжетные картинки по теме. Альбом, гуашь, мелки, карандаши. Развитие зрительного восприятия, глазомера, мелкой моторики рук, внимания, художественнотворческого мышления, пространственной ориентации на листе бумаги. Развитие зрительного восприятия через распознавание цветов летней картины, подбор красок, их смешение 20 ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (КОНТРОЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ) (для обучающихся 4 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы) Контроль и проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Контроль по предмету «Изобразительное искусство» позволяет отслеживать результаты эффективности освоения программы. Оценочная деятельность учащихся осуществляется на каждом уроке по результатам выполнения практических заданий. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы. Предметные результаты: Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в овладении ими содержанием каждой предметной области, усвоении знаний и умений, способности применять их в практической деятельности. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа: «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий; «хорошо» ― от 51% до 65% заданий. «очень хорошо» (отлично) свыше 65%. Критерии оценивания работ учащихся. Оценка «5» ставится за правильно выполненную работу, работа выполнена аккуратно. Оценка «4», если в работе допущены незначительные ошибки, допущены небольшие отклонения. Оценка «3», если в работе допущены значительные ошибки. Работа выполнена небрежно. Ошибки идентичного характера считаются за одну. 21 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебник М. Ю. Рау, М.А. Зыкова «Изобразительное искусство» (4 класс) для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы - М.: Просвещение, 2018 (ФГОС ОВЗ). Учебная зона кабинета, оснащённая необходимой школьной мебелью. Зона отдыха для обучающихся в классном помещении (пуф). Технические средства: компьютер, интерактивная школьная доска, проектор. Дидактические материалы: изображения (пиктограммы, картинки, фотографии) готовых изделий и операций по их изготовлению; комплекты сюжетных и предметных картинок; репродукции картин; книги с иллюстрациями И. Билибина, набор геометрических фигур. Демонстрационные материалы: предметные и сюжетные картинки по темам, таблицы, демонстрационные таблицы, компьютерные презентации, фрагменты аудио- и видеозаписей, муляжи овощей и фруктов, разделочные доски; предметы кухонной утвари с хохломской, городецкой, косовской росписью. Расходные материалы: кисти, рабочие альбомы, баночки-непроливайки для воды, ножницы, пластилин, стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки и т.д.; клей ПВА-роллер, бумага (цветная, картон, цветной ватман и др.), картон (белый, цветной, различной плотности), карандаши (простые, цветные), восковые мелки, фломастеры, краски (акварель, гуашь, пальчиковые краски). 22