РП_Мир природы и человека. 4 класс. УО (интеллектуальные нарушения) вариант 1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена в соответствии с
требованиями ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) утверждённой

приказом Министерства образования и науки Российской

Федерации от 19.12.2014 г. № 1598 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской
Федерации 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35847)

и на основании федеральной

адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся
с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022
г. № 1023 (зарегистрирован Министерством Юстиции Российской Федерации 21 марта 2023 г.,
регистрационный № 72654).
Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании
первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей,
существующих между миром природы и человека.
Исходя из цели курс «Мир природы и человека» призван решать следующие задачи:
Образовательные:


уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе и

получить новые знаний об основных её элементах;


формировать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять

устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать
фенологические данные.


Коррекционно-развивающие:



расширять словарный запас, обеспечивающий общение детей соответственно

возрасту;


развивать умение обращаться за помощью и благодарить за предоставленные

услуги; корректно формулировать просьбу или отказ; описывать необходимый ему предмет.


Воспитательные:



формировать

первоначальные

сведения

о

природоохранной

деятельности

человека, учит детей бережному отношению к природе.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования
естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся младших классов
понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе, формирования у
учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.

При отборе курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об
особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения
младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам,
который выдвигает на первый план обеспечение:


полисенсорности восприятия объектов;



практического

взаимодействия

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном
виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных
ситуациях;


накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через

взаимодействие

с

различными

носителями

информации:

устными

печатным

словом,

иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных
задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и
т.п.;


закрепления

представлений,

постоянное

обращение

к

уже

изученному,

систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой,
коммуникативной и учебной деятельности;


постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик

предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено
формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке,
месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой.
Практическая

направленность

учебного

предмета

реализуется

через

развитие

способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека
как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной
жизни в конкретных условиях.
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации
большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для
ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и
явлениями.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Мир природы и человека» входит в предметную область «Естествознание» и
относится к обязательной части учебного плана.

На изучение предмета «Мир природы и человека» во 4 классе отводится по 1 часу в
неделю, курс рассчитан на 34 часа (34 учебных недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты АООП «Мир природы и человека» включают освоение
обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) специфические
умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты
обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его
переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке
итоговых достижений.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех
обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с
умственной отсталостью.
Предметные:
Минимальный уровень:


представления о назначении объектов изучения;



узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;



отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);



называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;



представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и

обществе;


знание требований к режиму дня школьника;



знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;



ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц; составление

повествовательного или описательного рассказа из 2-4 предложений об изученных объектах по
предложенному плану;


адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или

смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:


представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в

окружающем мире;

условиях;

узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных



отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных

оснований для классификации;


знание отличительных существенных признаков групп объектов;



знание некоторых правил безопасного поведения в природе и обществе с учетом

возрастных особенностей;


соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм.

Личностные результаты:


владение

навыками

коммуникации

и

принятыми

нормами

социального

взаимодействия;


способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие

соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;


принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие

социально значимых мотивов учебной деятельности;


развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных

социальных ситуациях;


формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие

мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям;


формирование готовности к самостоятельной жизни.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями
окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи
между природными явлениями и жизнью человека.
Структура курса представлена следующими разделами: «Неживая природа», «Сезонные
изменения», «Живая природа» (в том числе «Человек» и «Безопасное поведение»).
Сезонные изменения в природе
Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура
воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года. Чередование времен года, закрепление
знаний о названиях месяцев.
Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав),
иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.
Растения и животные в разное время года. Сад, огород, поле, лес в разное время года.
Дикие и домашние животные в разное время года. Труд людей города и села в разное
время года.

Неживая природа
Почва. Состав почвы: песок, глина, камни.
Простейшие свойства почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы:
рыхление, полив и т. д.
Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы.
Живая природа
Растения
Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2 –
3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду.
Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана.
Парк (сквер). Создание человеком парков.
Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их
значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос,
метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.
Животные
Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних
животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных.
Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц. Домашние птицы: курица,
гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними. Дикие птицы: утка, гусь,
лебедь. Внешний вид, образ жизни.
Сравнение с домашними уткой и гусем.
Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание. Полезные насекомые. Разведение и
использование человеком пчел. Пасека. Насекомые-вредители.
Человек
Голова и мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга.
Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.
Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды,
воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк.
Заповедник. Лесничество.
Безопасное поведение
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. Правила поведения на
улице. Движения по улице группой. Изучение
ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице
(сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу).

Правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Правила безопасного использование учебных принадлежностей. Правила обращения с
электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
Рекомендуемые экскурсии, наблюдения и практические работы
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными
изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений. Экскурсии по
улице, на которой расположена школа, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с
изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых.
Учебно-тематическое планирование включает в себя следующие разделы:
№ п/п

Наименование разделов

Количество
часов

1.

Сезонные изменения в природе

10

2.

Неживая природа

3

3.

Живая природа.

21

3.1.

Растения.

7

3.2.

Животные.

7

3.3

Человек.

4

3.4.

Безопасное поведение.

3

Всего:

34 ч.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»
№ Наименование Колп/п
раздела и
во
темы урока
часов

Виды работ

СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ - 10 часов
1.
Влияние
1
Отгадывание загадок о временах года.
Солнца на
Рассматривание рисунков и показ разных
смену времён
времен года, расположение их по порядку.
года. Признаки
Наблюдение за высотой солнца над
осени
горизонтом в разное время года:
направление солнечных лучей, количество
тепла и света.
Работа по учебнику: чтение. Беседа по
прочитанному. Выполнение заданий в
тетради.
Определение по схеме причин сезонных
изменений (осень). Беседа о сезонных
изменениях в природе. Нахождение и
называние признаков сезона на
иллюстрациях.
Сравнение схемы с иллюстрацией,
выделение осенних месяцев. Сравнение
схем осенних месяцев. Заучивание
последовательности осенних месяцев.
2.
Растения и
1
Дифференциация объектов природы:
животные
птицы, растения, животные.
осенью.
Наблюдения за растениями осенью.
Работа по учебнику: чтение. Беседа об
изменениях в жизни растений в осенние
месяцы: увядание трав, цветов, листопад,
созревание ягод, сбор грибов. Выполнение
заданий в тетради.
Беседа о пользе овощей, фруктов, ягод для
человека.
Наблюдения за животными в разное время

Основные
понятия,
словарная
работа

Методическое
обеспечение
урока,
оборудование

Коррекционная работа

Осень.
Листопад.
Похолодание,
заморозки,
пасмурно,
облачность,
туман.
Сентябрь,
октябрь, ноябрь.
Календарь.

Учебник с.3-5.
Пиктограммы
«Времена
года».
Иллюстрации с
изображением
осени, осенних
месяцев.

Развитие и коррекция
мыслительных операций на
основе упражнений в
выделении некоторых
существенных, общих и
отличительных свойства при
сезонных изменениях, осенних
месяцев; внимания через
наблюдение под руководством
педагога за предметами и
явлениями окружающей
действительности;
коррекция связной речи через
формирование умения
составлять устные описания,
использовать в речи итоги
наблюдений; расширение
словаря.

Астра, георгин.
Уборка овощей.
Листопад.
Пчела, бабочка,
стрекоза,
муравьи.
Перелет птиц.
Запасы.
Пастбище.

Учебник с.6-13.
Картинки с
изображениями
животных,
растений.

Развитие и коррекция
внимания на основе
наблюдений за предметами и
явлениями живой и неживой
природы, их взаимосвязи;
мыслительных операций через
умение обобщать и делать
выводы при наблюдениях;
речи, через умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои

3.

Зима. Признаки
зимы.

1

4.

Растения и
животные
зимой.

1

года: насекомые, рыбы, звери, птицы.
Работа по учебнику: чтение. Беседа об
изменениях жизни животных в осенние
месяцы: перелет птиц, впадение в спячку,
смена цвета меха, заготовка пищи.
Выполнение заданий в тетради.
Выделение признаков зимы на
предметных картинках. Нахождение и
показ пиктограммы «Зима». Определение
причин сезонных изменений по схеме.
Наблюдение за погодой зимнего дня:
состояние облачности, высоты солнца,
осадков, температуры.
Работа по учебнику: чтение, беседа по
содержанию. Выполнение заданий в
тетради.
Сравнение схемы с иллюстрацией,
выделение зимних месяцев. Заучивание
последовательности зимних месяцев.
Составление рассказов о погоде зимой.
Повторение правил безопасного
поведения человека при наступлении
морозов.
Нахождение и название признаков зимы
на картинке, схеме.
Дифференциация объектов природы:
птицы, растения, животные.
Наблюдение за изменение растений в
зимний период. Работа по учебнику:
чтение материала. Беседа об изменениях в
жизни растений в зимние месяцы.
Выполнение заданий в тетради.
Рассматривание животных, птиц на
иллюстрации, предположение об их
питании зимой.
Работа по учебнику: чтение материала.
Беседа об изменениях жизни животных в
зимние месяцы: зимовка животных; их

мысли.

Зима. Осадки,
снегопад, вьюга,
метель,
оттепель. Ясно,
пасмурно.
Декабрь, январь,
февраль.

Учебник с.1516.
Картинки с
погодными
явлениями.
Пиктограммы
«Времена
года»,
«Месяцы».

Развитие словесно-логического
мышления через умение делать
простейшие обобщения,
сравнивать, классифицировать
на наглядном материале;
коррекция зрительной памяти,
внимания при работе с
иллюстрациями через умение
находить картинку по
заданию; слухового внимания
на основе умений слушать
речь отвечающих и учителя;
речи, умение вступать в
диалог, на основе составления
предложений по опорным
словам, картинкам.

Похолодание.
Снег, сугробы.
Подкормка птиц.
Голубь, ворона,
снегирь.

Учебник с.1720.
Предметные и
сюжетные
картинки по
теме.

Развитие внимания на основе
наблюдений за предметами и
явлениями живой и неживой
природы, их взаимосвязи;
мыслительных операций через
умение обобщать и делать
выводы при наблюдениях;
речи, через умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли, на основе составления
предложений по опорным
словам, картинкам.

5.

Труд
людей
осенью
и
зимой.
Правила
поведения
в
зимний период

1

6.

Весна.
Признаки
весны.

1

7.

Растения и
животные

1

образ жизни, питание. Подкормка птиц:
беседа о помощи птицам зимой.
Выполнение заданий в тетради.
Составление рассказа о жизни растений и
животных зимой.
Соотнесение иллюстраций занятости
людей с временем года.
Работа по учебнику: чтение, беседа по
содержанию. Беседа о сезонных работах в
саду, огороде. Выполнение заданий в
тетради.
Составление рассказа по иллюстрациям
о видах деятельности людей в осенний и
зимний период.
Знакомство с правилами поведения в
зимний период (снежная буря, катание на
коньках). Нахождение и показ
правильного поведения
в различных
ситуациях.
Выделение признаков весны на картинках.
Нахождение и показ пиктограммы
«Весна».
Объяснение по схемам признаков весны.
Называние объектов природы по
иллюстрациям (деятельность солнца;
длительность дня, таяние льда).
Работа по учебнику: чтение, беседа по
содержанию. Выполнение заданий в
тетради.
Сравнение схемы с иллюстрацией,
выделение весенних месяцев. Сравнение
схем месяцев. Заучивание весенних
месяцев.
Выполнение заданий в тетради.
Составление рассказа о правилах
поведения на реке в весенний период.
Называние объектов природы по
иллюстрациям, дифференциация объектов

Сезонная
работы.

Учебник с.1314.
Предметные и
сюжетные
картины.

Развитие мыслительных
операций на основе
упражнений в выделении
некоторых существенных,
общих и отличительных
свойства хорошо знакомых
предметов; коррекция связной
речи через формирование
умения составлять устные
описания, использовать в речи
итоги наблюдений;
расширение словаря.

Весна, оттепель,
сосульки,
капель, ручьи,
проталины,
ледоход.
Март, апрель,
май

Учебник с.2224.
Сюжетные и
предметные
картинки по
теме.

Яблоня, вишни,
груши.

Учебник с.2430.

Развитие словесно-логического
мышления через умение делать
простейшие обобщения,
сравнивать, классифицировать
на наглядном материале;
коррекция зрительной памяти
при работе с иллюстрациями
через умение находить
картинку по заданию;
внимания, на основе умений
слушать речь отвечающих и
учителя; памяти путем
заучивания названий месяцев;
речи, через умение вести
диалог, на основе составления
предложений по опорным
словам, картинкам.
Развитие внимания на основе
наблюдений за предметами и

весной.

8.

Лето. Признаки
лета.

1

9.

Растения и
животные
летом.

1

природы: растения, животные, птицы,
насекомые.
Дифференциация растений: деревья,
кустарники, цветы. Рассматривание на
картинках деревьев и кустарников весной:
береза, тополь, сирень, верба.
Работа по учебнику: чтение. Беседа об
изменениях в природе, жизни растений в
весенние месяцы: набухание почек,
цветение, распускание листвы, посадка
семян.
Выполнение заданий в тетради.
Работа по учебнику: чтение. Беседа об
изменениях жизни животных в весенние
месяцы: линька, размножение, образ
жизни, прилет птиц.
Беседа о появлении насекомых.
Выполнение заданий в тетради.
Отгадывание загадок о животных.
Определение признаков лета на
изображениях, схемах. Нахождение и
показ пиктограммы «Лето». Определение
причин сезонных изменений по схеме.
Нахождение иллюстрации в соответствии
с темой.
Работа по учебнику: чтение, беседа по
содержанию.
Выполнение заданий в тетради.
Сравнение схемы с иллюстрацией,
выделение летних месяцев. Сравнение
схем месяцев.
Определение последовательности
объектов по рисунку.
Дифференциация объектов природы по
иллюстрациям (птицы, растения,
животные).
Работа по учебнику: чтение. Беседа об
изменениях в жизни растений в летние

Нарциссы,
тюльпаны.
Рассада, семена.
Перелетные
птицы:
жаворонки,
дрозды, соловьи.
Линька, спячка,
Змеи, лягушки.
Потомство.
Насекомые:
божья коровка,
муравьи.

Карточки с
изображениями
животных,
растений,
насекомых,
птиц.

явлениями живой и неживой
природы, их взаимосвязи;
зрительной памяти через
умение находить картинку по
заданию; мыслительных
операций через умение
обобщать и делать выводы при
наблюдениях; речи, через
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли.

Лето, июнь,
июль, август.
День длиннее,
ночь короче.
Роса.
Гроза, молния,
гром, ливень,
радуга.

Учебник с.3636.
Предметные и
сюжетные
картины по
теме.

Полевые цветы:
колокольчик,
ромашка,
садовые цветы:
пионы, флоксы;

Учебник с.3642. Сюжетные
картинки
«Времена
года».

Развитие словесно-логического
мышления через умение делать
простейшие обобщения,
сравнивать, классифицировать
на наглядном материале;
коррекция зрительной памяти
при работе с иллюстрациями
через умение находить
картинку по заданию;
внимания на основе умений
слушать речь отвечающих и
учителя; речи, на основе
составления предложений по
опорным словам, картинкам.
Развитие внимания на основе
наблюдений за предметами и
явлениями живой и неживой
природы, их взаимосвязи;
мыслительных операций через

месяцы: цветение, созревание, сбор ягод,
фруктов; цветение цветов. Выполнение
заданий в тетради. Отгадывание загадок о
растениях.
Дифференциация объектов природы по
иллюстрациям: насекомые, рыбы, птицы,
насекомые, звери, животные).
Работа по учебнику: чтение. Беседа об
изменениях жизни животных в летние
месяцы: образ жизни, вскармливание
детенышей.
Выполнение заданий в тетради.
Определение по рисунку способа питания
и места проживания животных.
10. Труд
людей
1
Беседа: сезонная одежда (почему и как
весной и летом.
следует одеваться).
Работа по учебнику: «Одежда, обувь»:
Проверочная
называние видов одежды, обуви.
работа
№1
Беседа о занятиях людей весной и летом.
«Сезонные
Соотнесение иллюстраций занятости
изменения в
людей с временем года.
природе»
Проверочная работа №1 «Сезонные
изменения в природе»
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА – 3 часа
11. Почва. Состав
1
Показ объекта природы (планета Земля)
почвы.
на рисунке.
Обработка
Знакомство с элементарными
почвы.
представлениями о составе и свойстве
почвы. Беседа о почве, её значении в
жизни растений, животных и человека;
«Из чего образуется почва?».
Словарная работа (перегной, верхний слой
почвы - плодородный слой земли).
Беседа об обработке и удобрении почвы;
роли перегноя в почве.
Работа по учебнику: чтение. Беседа по
прочитанному. Выполнение заданий в
тетради.

травы, лесные
ягоды, садовые
ягоды.
Насекомые:
бабочка, оса,
пчела, комар,
стрекоза.
Откладывание
икры, мальки.
Вскармливание.
Детеныши.

Картинки с
изображениями
животных,
растений.

умение обобщать и делать
выводы при наблюдениях;
памяти через запоминание
связной по смыслу
информации; речи, через
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли.

Сезонная
одежда, обувь.

Учебник с.3132.
Предметные и
сюжетные
картины.

Развитие мыслительных
операций на основе умения
группировать предметы по их
назначению, делать выводы;
развитие самостоятельности
при выполнении работы;
самоконтроля.

Планета Земля,
почва, перегной,
песок, глина,
камни,
плодородная
почва.

Учебник с.48 –
51.
Предметные и
сюжетные
картины по
теме.

Коррекция и развитие
мышления через выделение
существенных, общих и
отличительных свойств
предметов; зрительного и
слухового восприятия, памяти
при изучении учебного
материала через рассказ
учителя и наглядный материал,
чтение текста; речи, через
умение вступать в диалог
(отвечать на вопросы, уточнять
непонятное); обогащение
словарного запаса.

12.

Песок и глина.
Камни.

1

13.

Рельеф. Горы,
холмы,
равнины,
овраги.
Проверочная
работа №2
«Неживая
природа»

1

Повторение правил обращения с садовым
инструментом.
Опыт: свойства песка (пропускает воду,
сыпуч).
Работа по учебнику: чтение. Беседа по
прочитанному: песок в природе;
зависимость между свойствами песка и
его использованием; использование песка
человеком.
Выполнение заданий в тетради.
Опыт: свойства глины (не пропускает
воду, пластичная, можно использовать для
лепки). Работа по учебнику: чтение.
Беседа по прочитанному: глина в природе;
зависимость между свойствами глины и
его использованием; использование глины
человеком.
Составление рассказа о глине с
использованием текста учебника. Работа
с рисунками (использование глины).
Знакомство с основными свойствами
камня (твёрдость, не пропускают воду и
воздух); драгоценные камни (виды
драгоценных камней).
Показ на рисунке объектов природы
(горы, холмы, вершина).
Чтение текста учебника, ответы на
вопросы.
Сравнение гор, холмов, нахождение
сходства и различий.
Знакомство с растительным миром
холмов.
Зарисовка в тетради гор и холмов,
подпись названий.
Словарная работа (равнины, овраги).
Рассматривание объектов природы
(равнины, овраги) на рисунках, ответы на
вопросы. Значение равнин для живого

Песок и его
свойства:
рыхлый,
пропускает воду,
сыпуч; глина и
её свойства: не
пропускает воду,
пластична.

Учебник с.52 –
56.
Оборудование
для опытов:
стакан,
воронка,
фильтр, песок.
Оборудование
для
индивидуально
й работы:
разделочные
доски, глина.

Развитие логического
мышления через умение
анализировать, обобщать
изучаемый материал
выделять существенные,
общие и отличительные
свойства предметов; коррекция
зрительного восприятия при
работе с наглядным
материалом; слухового
восприятия через рассказ
учителя, ответы учащихся;
речи, на основе составления
предложений по опорным
словам, картинкам.

Формы
поверхности
земли: равнины,
низменности,
холмы, горы,
овраг. Вершина,
рельеф.

Учебник с.56 –
59.

Развитие мыслительных
операций на основе умения
группировать предметы по их
назначению, делать выводы;
развитие самостоятельности
при выполнении работы;
самоконтроля.

мира.
Образование оврагов. Зарисовка в тетради
объектов природы (равнина, овраг)
Проверочная работа №2 «Неживая
природа»
ЖИВАЯ ПРИРОДА – 9 часов
Растения – 7 часов
14. Огород. Овощи
1
Показ объекта на рисунке (поле, огород).
в питании
Перечисление
инструментов
для
человека.
перекопки земли.
Выявление и систематизация знаний об
овощах. Беседа об овощах, основных
признаках
овощей,
использовании
овощей. Словарная работа (корнеплоды,
овощеводы, теплица).
Чтение текста учебника, нахождение
ответов на вопросы в тексте.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Беседа о значении овощей в питании
человека.
15. Лес.
1
Дифференциация растений по
Ориентировка
иллюстрациям (деревья, кустарник,
в лесу.
травы).
Дифференциация предметов по признаку
(деревья, кустарники).
Беседа о лиственных, хвойных и
смешанных лесах, разновидность
деревьев, строение деревьев.
Основные
отличительные
признаки
лесов.
Работа по учебнику: чтение. Беседа о
лиственных и хвойных деревьях.
Упражнения
на
ориентировку
в
пространстве (определение право, лево,
сзади, спереди).
Рассматривание приборов
для
ориентировки
в
пространстве
(компас). Практическое упражнение

Растения
огорода,
корнеплоды,
овощеводы,
теплица.

Учебник с.4 –
7.
Плакаты по
теме урока.
Муляжи.
Сюжетные
картинки с
разновидность
ю овощей

Развитие словесно-логического
мышления через умение делать
простейшие обобщения,
сравнивать, классифицировать
на наглядном материале;
коррекция внимания на основе
умений слушать речь
отвечающих и учителя; речи,
на основе составления
предложений по опорным
словам, картинкам.

Растения:
деревья, кусты,
травы; деревья
хвойные и
лиственные,
многолетние,
однолетние,
деревья,
кустарники,
компас. Много
летние,
однолетние.

Учебник с.7 –
8.
Плакаты.
Предметные
картинки по
теме
(презентация).

Коррекция и развитие памяти
через выяснение степени
усвоения материала
предыдущих уроков;
коррекция зрительного
восприятия при работе с
наглядным материалом;
слухового восприятия через
рассказ учителя, ответы
учащихся; пространственной
ориентации при работе с
компасом.

16.

Сад. Фрукты в
питании
человека.

1

17.

Растения
культурные и
дикорастущие.

1

18.

Лекарственные
растения.
Красная книга

1

ориентирование
по
компасу,
по
природным объектам.
Знакомство с фруктовыми деревьями:
яблоня, груша, слива, вишня;
кустарниками: смородина, малина,
крыжовник.
Классификация растений сада,
группирование их по признакам.
Работа по учебнику: чтение. Беседа о
растениях сада. Словарная работа
(многолетние, однолетние, клумбы,
цветоводы).
Показ садовых инструментов на рисунках,
определение их предназначения.
Составление рассказа о правилах
использования садового инструмента на
основе рисунков и текста.
Беседа о значении фруктов в питании
человека.
Знакомство с культурными фруктовыми
деревьями: яблоня, груша, слива, вишня;
кустарниками: смородина, малина,
крыжовник.
Работа по учебнику: чтение. Беседа об
особенностях произрастания. Словарная
работа (культурные, дикорастущие, сорт).
Дифференциация культурных и
дикорастущий растений. Выполнение
заданий в рабочей тетради.

Растения:
деревья, кусты,
травы; деревья
хвойные и
лиственные,
многолетние,
однолетние,
деревья,
кустарники,
компас. Много
летние,
однолетние.

Учебник с.9 –
13.
Плакаты.
Предметные
картинки по
теме
(презентация).

Коррекция мыслительной
деятельности через
формирование умения
называть характерные
признаки изучаемого предмета
с опорой на иллюстрацию;
речи, на основе составления
предложений по опорным
словам, картинкам,
расширение словаря.

Культурные,
дикорастущие
растения, сорт,
семена. Фрукты,
сад, плод, ягода.

Учебник с.14 –
17.
Предметные и
сюжетные
картины по
теме, муляжи
фруктов.

Развитие мыслительных
операций на основе
упражнений в нахождении и
назывании сходных объектов,
отнесенных к одной и той же
изучаемой группе; коррекция
зрительного восприятия при
работе с наглядным
материалом; памяти через
воспроизведение
прочитанного, услышанного;
коррекция речи через
умение вступать в диалог
(отвечать на вопросы, уточнять
непонятное); обогащение
словарного запаса.
Развитие мыслительных
операций на основе
упражнений в нахождении и

Называние объекта (травы),
Лекарственные
дифференциация объектов: лекарственные растения:
и ядовитые растения.
календула,

Учебник с.18 –
21.
Предметные и

19.

Растения
полей. Поле в
разное время
года.

1

Знакомство с лекарственными растениями
и правилами сбора лекарственных
растений, чтение названия и информации
на аптечной упаковке, способом их
применения, сроком годности.
Работа по учебнику: чтение текста,
рассматривание иллюстраций, ответы на
вопросы.
Работа в группе: нахождение в учебнике
информации о пользе лекарственных
растений в жизнедеятельности организма
человека.
Знакомство с Красной книгой.
Рассматривание иллюстраций с редкими
видами растений и животных, их
описание по внешнему виду.
Беседа о редких животных - белый
медведь, амурские тигры, образе жизни и
повадках, внешних признаках.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Называние объекта (травы),
дифференциация объектов: культурные и
дикорастущие растения.
Название культурных злаков.
Знакомство со строением злаковых
растений корень, стебель (соломина),
листья, колос (метелка), зерна. Беседа о
значении
злаковых
растений
для
человека,
участие
человека
в
выращивании культурных растений.
Беседа о работе человека в полях,
переработке зерен. Знакомство с техникой
при обработке полей, ее назначением:
трактора, сеялки, комбайна,
зернохранилище, мельниц, мукомольных
комбинатов. Словарная работа (жатва,
зернохранилище, озимые, соломина,
колос, метелка).

зверобой,
подорожник.
Красная книга,
охрана редких
растений.
Редкие,
исчезающие.

сюжетные
картины по
теме, муляжи
фруктов.

назывании сходных объектов,
отнесенных к одной и той же
изучаемой группе; коррекция
зрительного восприятия при
работе с наглядным
материалом; памяти через
воспроизведение
прочитанного, услышанного;
коррекция речи через умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли, обогащение словарного
запаса.

Поле, жатва,
зернохранилище
, озимые,
соломина, колос.
Метёлка,
пшеница, рожь,
овёс, гречиха.

Учебник с.23 –
29.
Сюжетные
предметные
картинки.

Развитие мыслительных
операций на основе
упражнений в нахождении и
назывании сходных объектов,
отнесенных к одной и той же
изучаемой группе; коррекция
зрительного восприятия при
работе с наглядным
материалом; памяти через
воспроизведение
прочитанного, услышанного;
коррекция речи через
умение вступать в диалог
(отвечать на вопросы, уточнять
непонятное); обогащение
словарного запаса.

20.

Парки.
Проверочная
работа №3
«Растения»

Животные – 7 часов
21. Домашние
животные:
лошадь,
корова.

22.

Свинья, овца.
Правила ухода
за домашними
животными

1

Работа по учебнику: чтение текста
(работа в поле в разное время года),
беседа по рисункам.
Сравнение двух объектов (пшеница и
рожь; овес и гречиха). Выполнение
заданий в рабочей тетради.
Рассматривание иллюстраций с
изображением парков. Беседа по
содержанию
Словарная работа (парк, аллея, сквер)
Работа по учебнику: чтение текста
беседа по содержанию.
Описание парка (сквера).
Называние известных детям парков,
расположенных вблизи от
местожительства.
Проверочная работа №3 «Растения»

Парк, аллея,
сквер.

Учебник с.23.
Предметные и
сюжетные
картины по
теме.

Развитие и коррекция
зрительного восприятия при
работе с наглядным
материалом; памяти через
воспроизведение
прочитанного, услышанного;
речи, через умения строить
высказывания по условным
обозначениям, наглядном
материале; самостоятельности
при выполнении работы;
самоконтроля.
Развитие мыслительных
операций через умение
анализировать, обобщать,
классифицировать на
наглядном материале;
коррекция внимания через
способность понимать главное
в воспринимаемом учебном
материале; устной речи через
формирование умения строить
высказывания; расширение
словаря.
Развитие памяти через
выяснение степени усвоения
материала предыдущих
уроков; логического
мышления через умение
анализировать, обобщать на
наглядном материале;

1

Отгадывание загадки о животных.
Работа по учебнику: чтение текста,
рассматривание иллюстраций. Беседа о
внешнем виде, питании, повадках, образе
жизни, детенышах.
Беседа о пользе домашних животных.
Выполнение заданий в рабочей тетради.

Домашние
животные:
лошадь, корова;
разведение
человеком
домашних
животных;
скакун,
тяжеловоз, уход
за животными.

Учебник с.3033.
Предметные и
сюжетные
картины по
теме.

1

Дифференциация диких и домашних
животных.
Работа по учебнику: чтение текста,
рассматривание иллюстраций.
Беседа о внешнем виде, питании, названии
детенышей, повадках, образе жизни, месте
обитании.

Домашние
животные: овца,
свинья;
поросёнок,
ягнёнок.

Учебник с.34.
Предметные и
сюжетные
картины по
теме.

23.

Птицы. Польза
и вред птиц.
Водоплавающи
е птицы.

1

24.

Дикие птицы.

1

25.

Домашние

1

Составление рассказа об использовании
овцы, свиньи человеком. Выявление
необходимых
условий
для
жизни
животных.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Рассматривание предметов ухода за
домашними животными.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Рассматривание картинок, название птиц.
Беседа о внешнем виде, отличительных
признаках, среде обитания, питании,
образе жизни.
Работа по учебнику: чтение текста,
рассматривание иллюстраций, ответы на
вопросы.
Сравнение птиц по внешнему виду,
среде обитания. Составление рассказа по
вопросам о пользе и вреде птиц.
Рассматривание скворечника, кормушек,
объяснение их назначения.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Зарисовка птицы.
Отгадывание загадки о птицах.
Дифференциация птиц: дикие, домашние.
Рассматривание птиц на рисунках. Показ
и называние знакомых объектов (утка,
селезень). Словарная работа (утка,
селезень).
Работа по учебнику: чтение текста,
рассматривание иллюстраций. Беседа о
внешнем виде, питании, повадках, образе
жизни, детенышах.
Беседа
о
приспособлении
диких
животных к природным условиям.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Рассматривание картинок с изображением

Лебедь, яйца,
перо, пух;
скворечник,
кормушка,
водоплавающие.

Учебник с.3539.
Предметные и
сюжетные
картины по
теме.

Дикие птицы,
гусь, утка,
лебедь, птицы –
друзья сада;
охрана птиц;
повадки, забота
о потомстве.

Учебник с.3941.
Предметные и
сюжетные
картины по
теме.

Домашние

Учебник с.41-

коррекция зрительного
восприятия при работе с
наглядным материалом;
слухового восприятия через
рассказ учителя, ответы
учащихся; речи, на основе
составления предложений по
опорным словам, картинкам.
Развитие мыслительных
операций на основе
упражнений в нахождении и
назывании сходных признаков
объекта, отнесенных к одной и
той же изучаемой группе;
зрительного восприятия при
работе с наглядным
материалом; памяти через
воспроизведение
прочитанного, услышанного;
коррекция речи через умение
вступать в диалог (отвечать на
вопросы, уточнять
непонятное); обогащение
словарного запаса.
Развитие мышление через
сравнение и различение
домашних и диких птиц;
речи через умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли.

Развитие мышление через

птицы.

26.

Насекомые.
Пчела.
Насекомыевредители

1

27.

Насекомые.
Проверочная
работа №4
«Животные»

1

домашних птиц.
Работа по учебнику: чтение текста,
рассматривание иллюстраций. Беседа о
внешнем виде, питании, повадках, образе
жизни, детенышах.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Нахождение птиц на рисунках.
Составление
описательного рассказа. Словарная работа
(курица, петух, цыплята). Определение
значения курицы для человека.
Сравнение диких и домашних птиц.
Нахождение сходства и различий.
Отгадывание загадок о насекомых.
Нахождение известных насекомых на
рисунках.
Работа по учебнику: чтение текста,
рассматривание иллюстраций. Беседа по
содержанию. Составление описательного
рассказа о насекомом по плану. Запись
названий насекомых в тетрадь, зарисовка
насекомого.
Рассматривание изображения пчелы.
Определение частей тела пчелы.
Знакомство с повадками пчёл, разведение
пчёл человеком. Определение пользы
пчелы для человека. Правила поведения
на пасеках.
Слушание рассказа о насекомых вредителях. Рассматривание рисунка.
Отгадывание загадок о насекомых.
Нахождение известных насекомых на
рисунках.
Знакомство с образом жизни муравьёв,
пользой, которую они приносят лесу.
Проверочная работа №4 «Животные»

птицы, курица,
петух, цыплята;
птицы – друзья
сада; охрана
птиц; повадки,
забота о
потомстве.

45.
Предметные и
сюжетные
картины по
теме.

сравнение и различение
домашних и диких птиц;
Внимания путем
переключения с одного вида
деятельности на другой; речи
через умение вступать в
диалог (отвечать на вопросы,
уточнять непонятное).

Насекомые,
внешний вид,
образ жизни,
питание;
полезные и
вредные
насекомые;
разведение и
использование
пчёл; пасека.

Учебник с.4549.
Предметные и
сюжетные
картины по
теме.

Развитие памяти через
выяснение степени усвоения
материала предыдущих
уроков; внимания через
умение ориентироваться в
задании, представленном в
наглядной форме;
речи, на основе составления
предложений по опорным
словам, картинкам.

Насекомые,
внешний вид,
образ жизни,
питание;
полезные и
вредные
насекомые;
разведение и

Учебник.
Предметные и
сюжетные
картины по
теме

Развитие зрительного
восприятия через узнавание
объектов по характерным
существенным признакам;
памяти через воспроизведение
прочитанного, услышанного;
речи, через умения строить
высказывания по условным

использование
пчёл; пасека.
Человек – 4 часа
28. Человек. Мозг
человека.
Профилактика
травм
головного
мозга.

1

29.

Режим дня.
Часы.
Профилактика
переутомления.

1

30.

Загрязнение
воздуха, воды,

1

Показ на схеме частей тела человека.
Работа по учебнику: чтение текста,
рассматривание иллюстраций. Беседа по
содержанию.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Сравнение мозга собаки и лягушки по
рисункам.
Определение правил профилактики травм.
Запись правил профилактики в тетрадь.
Объяснение по рисункам правильного и
неправильного поведения.
Зарисовка иллюстрации правильного
поведения
Работа со схемой частей суток.
Определение занятий в разное время
суток. Работа по учебнику: чтение текста,
рассматривание иллюстраций. Беседа по
содержанию. Выделение ответов на
вопросы в тексте учебника. Выполнение
заданий в рабочей тетради.
Составление рассказа о любимом занятии
вечером.
Рассматривание часов. Определение
предназначения часов (будильник,
настенные, ручные, песочные).
Практическая работа по определению
времени.
Составление режима дня, запись в
тетрадь. Практическое
разучивание
физкультминутки для профилактики
переутомления
Выявление причин загрязнения воздуха по
рисункам. Определение действий

обозначениям, наглядном
материале; выработка навыка
самостоятельной работы,
самоконтроля.

Голова и мозг
человека.
Профилактика
травматизма
головного мозга.

Учебник с.5054.
Предметные и
сюжетные
картины по
теме урока.

Режим
дня,
части
суток,
будильник,
настенные,
ручные,
песочные часы;
предупреждение
перегрузок,
правильное
чередование
труда и отдыха.
Физкультминутк
и, динамические
паузы,
гимнастика.

Учебник с.5559.
Предметные и
сюжетные
картины по
теме

Состояние
природы и её

Учебник с.5963.

Развитие памяти через
повторение и запоминание
изучаемого материала,
воспроизведение
прочитанного, услышанного;
коррекция внимания через
способность понимать главное
в воспринимаемом учебном
материале; речи, через умение
с достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли; обогащение словарного
запаса.
Развитие и коррекция
зрительного восприятия при
работе с наглядным
материалом схемой режима
дня; слухового восприятия
через рассказ учителя, ответы
учащихся; речи, на основе
составления предложений по
опорным словам, картинкам.

Развитие мыслительных
операций на основе

почвы.

31.

Заповедники.
Зоопарк.

1

человека по очистке воздуха.
Чтение текста учебника, выделение
ответов на вопросы.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Придумывание пиктограмм, условных
знаков,
Запрещающих загрязнение воздуха.
Выявление причин загрязнения воды по
рисункам. Определение действий
человека по очистке воды.
Чтение текста учебника, выделение
ответов на вопросы. Выполнение заданий
в рабочей тетради.
Придумывание пиктограмм, условных
знаков, запрещающих загрязнение воды.
Выявление причин загрязнения почвы по
рисункам. Определение действий
человека по очистке почвы.
Чтение текста учебника, ответы на
вопросы. Выполнение заданий в рабочей
тетради.
Придумывание пиктограмм, условных
знаков, запрещающих загрязнение почвы,
зарисовка в тетрадь.
Определение понятия заповедник.
Работа по учебнику: чтение текста,
рассматривание иллюстраций. Беседа по
содержанию.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Составление рассказа о занятиях людей,
работающих в заповедниках,
лесничествах. Словарная работа
(заповедник, лесничество).
Виртуальная экскурсия в зоопарк.
Слушание рассказа учителя о животных
зоопарка.
Рассматривание объектов, зарисовка в
тетрадь.

влияние на
здоровье
человека; забота
человека о
чистоте воды,
воздуха, забота о
земле.

Предметные и
сюжетные
картины по
теме урока.

упражнений в анализе
изучаемого материала, умении
делать выводы; зрительного
восприятия при работе с
наглядным материалом;
памяти через воспроизведение
прочитанного, услышанного;
коррекция речи через умение
вступать в диалог (отвечать на
вопросы, уточнять
непонятное); обогащение
словарного запаса.

Охрана редких
растений
и
исчезающих
животных.
Зоопарк,
Заповедник.
Лесничество.

Учебник с.6468.
Предметные и
сюжетные
картины по
теме

Развитие и коррекция
мышления через умение
анализировать, группировать
предметы по их назначению,
делать выводы;
речи, через умения строить
высказывания по условным
обозначениям, наглядном
материале.

Безопасное поведение – 3 часа
32. Правила
1
Определение правильного поведения по
поведения в
иллюстрациям.
быту, в школе
Работа по учебнику: чтение текста,
рассматривание иллюстраций. Беседа по
.
содержанию.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Составление рассказа о безопасном
поведении.
Выбор правильного поведения в
стихотворном тексте. Разыгрывание
ситуаций по правилам поведения в школе.
Составление рассказа по правилам
Заучивание телефонов экстренной
помощи.

33.

ПДД. Дорога.
Пешеходный
Переход
Проверочная
работа №5
«Человек.
Безопасное
поведение»

1

Определение частей дорог по рисунку.
Работа с опорными словами (проезжая
часть, полоса движения, трамвайные пути,
тротуар).
Работа по учебнику: чтение текста,
рассматривание иллюстраций. Беседа по
содержанию. Нахождение предложения в
тексте по заданию учителя. Выполнение
заданий в рабочей тетради.
Рассматривание иллюстраций по ПДД,
разучивание правил поведения на дороге.
Практическая отработка правил поведения
на дороге. Чтение правил перехода по
«зебре» (по очереди, по цепочке).
Практическая
отработка навыков
перехода дороги
по пешеходному
переходу, светофору.
Проверочная работа № 5 «Человек.
Безопасное поведение»

Правила
поведения с
незнакомыми
людьми, в
незнакомом
месте; телефоны
экстренных
служб.

Учебник с.6972.
Предметные и
сюжетные
картины по
теме,
презентация по
теме урока.

Изучение ПДД:
сигналы
светофора,
пешеходный
переход,
правила
нахождения
ребенка на улице
(сопровождение
взрослым,
движение по
тротуару,
переход
улицы по
пешеходному
переходу):
движение
группой;
правила
нахождения
ребёнка на

Учебник с.7375.
Предметные и
сюжетные
картины по
теме.

Развитие словесно-логического
мышления через умение
анализировать, делать
простейшие обобщения на
наглядном материале;
коррекция зрительной памяти,
внимания при работе с
иллюстрациями через умение
находить картинку по
заданию; слухового внимания
на основе умений слушать
речь отвечающих и учителя;
речи через умение вступать в
диалог, на основе составления
предложений по опорным
словам, картинкам.
Развитие словесно-логического
мышления через умение
анализировать, делать
простейшие обобщения
изучаемого материала; памяти
через воспроизведение
прочитанного, услышанного;
речи, через умения строить
высказывания по условным
обозначениям, наглядном
материале; выработка навыка
самостоятельной работы,
самоконтроля.

34.

Транспорт. Мы
– пассажиры.

1

Работа с опорными словами
(пассажирский транспорт, автобус,
троллейбус, трамвай, метро, водитель,
кондуктор).
Нахождение объектов на иллюстрациях.
Работа по учебнику: чтение текста,
рассматривание иллюстраций. Беседа по
содержанию. Чтение правил поведения в
общественном транспорте.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Практическая отработка правил поведения
в транспорте и общественных местах.

улице.
Правила
поведения в
общественном
транспорте.

Учебник с.7677.
Предметные и
сюжетные
картины по
теме,
презентация по
теме урока.

Развитие словесно-логического
мышления через умение
анализировать, делать
простейшие обобщения на
наглядном материале;
коррекция зрительной памяти,
внимания при работе с
иллюстрациями через умение
находить картинку по
заданию; слухового внимания
на основе умений слушать
речь отвечающих и учителя;
речи через умение вступать в
диалог (отвечать на вопросы,
уточнять непонятное);
обогащение словарного запаса.

ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (КОНТРОЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ)
Контроль и проверка результатов обучения, является обязательным компонентом
процесса обучения. Контроль по предмету «Мир природы и человека» позволяет отслеживать
результаты эффективности освоения программы.
Оценочная деятельность учащихся осуществляется на каждом уроке как в виде
индивидуального и / или фронтального устного опроса, практических заданий на учебном
материале, так и в форме проверочных работ по разделу программы.
Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы.
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он:


обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать,

может самостоятельно сформулировать ответ, выполнить практическую работу, привести
необходимые примеры;


допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Отметка «4» ставится, если обучающийся:


даёт ответ, выполняет письменную или практическую работу в целом

соответственно требованиям оценки «5», но допускает 3 неточности, недочета и исправляет их с
помощью учителя;


допускает одну-две негрубые ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Отметка «3» ставится, если обучающийся:


обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но владеет

материалом недостаточно полно и последовательно;


допускает ряд ошибок в речи;



затрудняется самостоятельно подтвердить рассказ примерами и делает это с

помощью учителя;


нуждается в постоянной помощи учителя.

Отметка «2» не ставится.

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


Учебная зона кабинета, оснащённая необходимой школьной мебелью.



Зона отдыха для обучающихся в классном помещении (пуф).



Технические средства: компьютер, интерактивная школьная доска, проектор.



Дидактические материалы: раздаточные дидактические материалы по темам -

карточки с индивидуальными заданиями; сигнальные карточки; натуральные объекты, муляжи,
макеты, гербарии; карточки / пиктограммы с условными изображениями погодных условий,
временами года, объектами живой и неживой природы;


Демонстрационные материалы: предметные и сюжетные картинки по темам,

компьютерные презентации, демонстрационные таблицы, фрагменты аудио- и видеозаписей;
оборудование для опытов – стакан, воронка, фильтр; изображения (пиктограммы, картинки,
фотографии) животных, растений.


Учебник «Мир природы и человека».

Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А.

Попова, Т.О. Куртова «Мир природы и человека» (4 класс) для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы - в 2
частях. - М.: Просвещение, 2023 г.

Контрольно-измерительные материалы к рабочей программе учебного предмета
«Мир природы и человека»
(для обучающихся 4 класса общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы)
Контрольно-измерительные материалы учебного предмета «Мир природы и человека»
составлены с учётом программного материала учебника авторов Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина,
М.А. Попова, Т.О. Куртова «Мир природы и человека» (4 класс) для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы - М.:
Просвещение, 2023 г.; на основании адаптированной основной общеобразовательной
программы в предметной области «Естествознание» и обеспечивают реализацию требований
ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Проверочные самостоятельные работы включены в урок изучаемого раздела программы
и рассчитаны на 20-25 минут в зависимости от объема работы и степени трудности темы. В 4
классе по предмету «Мир природы и человека» запланировано 5 проверочных работ в виде
тестов, практических действий и т.п., которые выполняется на листе с заданиями.
Целью проверочных работ является проверка усвоения программного материала по
изученным темам учебного предмета «Мир природы и человека».
Контрольные работы для обучающихся с нарушением интеллекта представлены в двух
вариантах (достаточный и минимальный уровень).
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для
всех обучающихся, ориентирован на учеников, усваивающих в полном объёме образовательную
программу. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), составлен для учеников,
испытывающих трудности при овладении знаниями, умениями и навыками по учебным
предметам.

Проверочная работа №1 по теме
«Сезонные изменения в природе»
(Достаточный уровень)
Выбери правильный вариант ответа.
1. Сколько месяцев в году?
А. 4
Б. 12
В. 10
2. В каком варианте месяцы расположены в правильной
последовательности?
А. Сентябрь, ноябрь, октябрь.
Б. Ноябрь, октябрь, сентябрь.
В. Сентябрь, октябрь, ноябрь.
3. Солнце поднимается высоко над горизонтом, день длиннее
ночи, на деревьях зелёные листья, в лесу поспевает черника – это
признаки:
А. Осени
Б. Весны
В. Лета.
4. В каком варианте перечислены домашние животные:
А. Свинья, лошадь, корова.
Б. Кошка, лиса, собака.
В. Лось, лошадь, баран.
5. Какую работу выполняют люди в полях весной?
А. Уборка овощей.
Б. Посев зерна.
В. Сенокос.

(Минимальный уровень)
1. Какое время года изображено на картинке?

А. Весна.
Б. Лето.
В. Зима.
2. Лошадь, корова, свинья - это животные:
А. Домашние
Б. Дикие
3. В какое время года люди собирают урожай овощей?
А Осенью.
Б. Весной.

Проверочная работа №2 по теме
«Неживая природа»
(Достаточный уровень)
Вставь пропущенные слова:
1. Верхний слой земли называется……..
Ответ: почва
2. В состав почвы входят: песок, камни, глина и……
Ответ: перегной.
3. Если в почве много перегноя, то растения растут……
Ответ: хорошо.
4. Чтобы получить хороший урожай, почву надо……
Ответ: перекапывать, рыхлить, поливать, удобрять.
5. Из песка делают….
Ответ: стекло.
6. Пластичная, липкая, не пропускает воду и воздух….
Ответ: глина.
7. Самая высокая точка холма и горы называется….
Ответ: вершина.
(Минимальный уровень)
Вставь пропущенные слова:
1. Почва – это верхний слой ….
Ответ: земли.
2. Перегной – это перегнившие….
Ответ: растения.
3. Хорошо пропускает воду….
Ответ: песок.
4. Плохо пропускает воду…
Ответ: глина.

Проверочная работа №3 по теме
«Растения»
(Достаточный уровень)
Выбери правильный вариант ответа:
1. У свёклы, моркови, редиса человек использует в пищу:
А. Корень
Б. Листья
В. Цветы
2. Из древесины изготовлены:
А. Компьютеры
Б. Стекло
В. Книги
3. В садах люди выращивают:
А. Берёзы, липы, дубы
Б. Яблони, вишни, груши.
В. Ели, сосны.
4. Разновидность растений, которые похожи, но обладают
какими-то особенными свойствами, называют:
А. Дикорастущие
Б. Культурные
В. Сорт
5. В Красную книгу занесены животные и растения:
А. Красивые
Б. Редкие и исчезающие
В. Дикие
6. Хлеб появляется на столе в такой последовательности:
А. Вспашка земли, посев зерна, жатва.
Б. Жатва, вспашка земли, посев зерна.
В. Жатва, посев зерна, вспашка земли.
(Минимальный уровень)
1. Свёкла, морковь, редис – это:
А. Овощи
Б. Фрукты
2. В лесу растут:
А. Берёзы
Б. Груши

3.Редкие растения и животные занесены в книгу, которую
называют:
А. Красная
Б. Жёлтая
4. Пшеничная мука получается из:
А. Корня
Б. Зерна

Проверочная работа №4 по теме
«Животные»
(Достаточный уровень)
1. Перечисли известных тебе домашних зверей.
2. Перечисли известных тебе домашних птиц.
3. Перечисли известных тебе зимующих птиц.
4. Перечисли известных тебе перелётных птиц.
5. Перечисли известных тебе водоплавающих птиц.
6. Перечисли вредных насекомых.
7. Перечисли полезных насекомых.
(Минимальный уровень)
1. Назови 3-4 домашних животных.
2. Назови 3-4 диких животных.
3. Назови полезное насекомое.

Проверочная работа № 5 по теме
«Человек. Безопасное поведение»
(Достаточный уровень)
1. Какой главный орган управляет работой всего организма
человека?
А. Голова.
Б. Позвоночник
В. Головной мозг.
2. Для чего нужен режим дня?
А. Чтобы быть здоровым.
Б. Чтобы играть.
В. Чтобы делать, что хочешь.
3. Что создали люди для охраны животных и растений?
А. Торговые центры.
Б. Библиотеки.
В. Заповедники.
4. Какой единый телефон экстренной помощи ты знаешь?
А. 01
Б. 02
В. 112
5. Как называют людей, пользующихся общественным
транспортом?
А. Гости
Б. Пассажиры
В. Пешеходы
(Минимальный уровень)
1. Какой главный орган управляет работой всего организма
человека?
А. Голова.
Б. Руки.
В. Головной мозг.
2. Как называется прибор для измерения времени?
А. Часы.
Б. Холодильник
В. Градусник.
3. В каком месте можно переходить дорогу?
А. Там, где меньше машин.

Б. В любом.
В. Там, где установлен светофор.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».