РП_ИЗО. 3 класс. УО (интеллектуальные нарушения) вариант 1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с
требованиями ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) от 19.12.2014 г. приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации № 1598 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 3
февраля 2015 г., регистрационный № 35847) и на основании федеральной адаптированной
образовательной программы начального общего образования для обучающихся с легкой
степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) от 24 ноября
2022 г. приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 1023 (зарегистрировано в
Министерстве Юстиции Российской Федерации 21 марта 2023 г., регистрационный № 72654).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника М.Ю. Рау, М.А. Зыкова
«Изобразительное искусство» (3 класс) для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы - М.: Просвещение, 2018 г. (ФГОС
ОВЗ).
Основная цель изучения предмета «Изобразительное искусство»: развитии личности
обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе
приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и
искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном, развитие умения
пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Исходя из основной цели, задачами обучения изобразительному искусству являются:
Образовательные:


формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного

искусства;


формирование умения создавать простейшие художественные образы по образцу,

представлению и воображению;


раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;



обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных

материалов, инструментов и приспособлений;


обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и



формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка;



формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и

др.;

по образцу, по памяти, представлению и воображению.

Коррекционно-развивающие:


развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции;



совершенствования

учащихся

правильного

восприятия

формы,

строения,

величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом
объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;


формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные

работы, последовательно выполнять рисунок; контролировать свои действия;


развитие ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации

путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением
разнообразных технических приемов рисования;


развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления,

представления и воображения.


развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.
1. Воспитательные:



воспитание интереса к изобразительному искусству;



воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего

мира.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изобразительное искусство является одним из предметов, приобщающих детей с
интеллектуальными нарушениями, к миру художественной культуры; умению замечать
прекрасное в окружающей жизни и передавать это посредством изобразительной деятельности.
На уроках изобразительного искусства дети не только рисуют, они также знакомятся с
законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства и с
некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников.
Изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоциональнообразного,

художественного

типа

мышления,

что

является

условием

становления

интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
На уроках изобразительного искусства социализация осуществляется через воспитание у
детей бережного отношения к окружающей природе, любви к родному краю, умение видеть
красивое. Беседы об искусстве способствуют эстетическому воспитанию детей, обогащению
словаря и развитию речи учащихся.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» и
относится к обязательной части учебного плана.
На изучение изобразительного искусства в 3 классе отводится по 1 часу в неделю, курс
рассчитан на 34 часа (34 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты АООП «Изобразительное искусство» включают освоение
обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) специфические
умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты
обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его
переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке
итоговых достижений.
АООП по изобразительному искусству определяет два уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный.
Предметные:
Минимальный уровень:


различать и знать названия цветов;



использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с

ними размещать изображение на листе бумаги; рисовать узоры из геометрических и
растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);


правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа

бумаги;


узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин

характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;


закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения,

направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш.


Достаточный уровень:



ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в

соответствии с инструкцией учителя;

бумаги;

правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа



узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин

характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;


свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не

поворачивая при этом лист бумаги;


правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости

от пространственного расположения изображаемого;


рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по

образцу);


рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;



различать и называть цвета и их оттенки.

Личностные результаты:


владение

навыками

коммуникации

и

принятыми

нормами

социального

взаимодействия;


принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие

социально значимых мотивов учебной деятельности;


развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных

социальных ситуациях;


формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие

мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;


формирование готовности к самостоятельной жизни.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период
обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и
изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета
предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию
произведений искусства».
Подготовительный период обучения - 1 час
Введение. Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства;
правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила организации
рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной
деятельности; правила их хранения.

Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и
пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать
изобразительную поверхность на столе.
Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и
обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг,
квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке
цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.
Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки;
формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции
нажима, произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в
нужной точке, направления движения.
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении
аппликации, рисовании):
Приемы лепки:


отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;



размазывание по картону;



скатывание, раскатывание, сплющивание;



примазывание частей при составлении целого объемного изображения.

Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия
объекта при подготовке детей к рисованию:


складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;



совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком

геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;


расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в

соответствующих пространственных положениях;


составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на

плоскости листа.
Приемы выполнения аппликации из бумаги:


приемы работы ножницами;



раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в

соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от ..., слева
от ..., посередине;



приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с

помощью пластилина.


приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с

помощью клея.
Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):


рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее

расставленным точкам предметов несложной формы по образцу).


рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых

вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных,
спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам
предметов несложной формы с использованием этих линий (по образцу);


рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы

нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм
(по образцу);


штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы

штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);


рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.

Приемы работы красками:


приемы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование

пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;


приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой

бумагой, трубочкой и т. п.;


приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование

сухой кистью; рисование по мокрому листу и т. д.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:


правила обведения шаблонов;



обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных

форм, букв, цифр.
Обучение композиционной деятельности – 10 часов
Понятие «композиция». Элементарные приемы композиции на плоскости и в
пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в построении композиции.
Определение связи изображения и изобразительной поверхности. Композиционный центр

(зрительный центр композиции). Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа
(расположение листа вертикально или горизонтально).
Установление на изобразительной поверхности пространственных отношений (при
использовании способов передачи глубины пространства). Понятия: линия горизонта, ближе —
больше, дальше — меньше, загораживания.
Установление смысловых связей между изображаемыми предметами. Главное и
второстепенное в композиции.
Применение выразительных средств композиции: величинный контраст (низкое и
высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое), светлотный контраст (темное и светлое).
Достижение равновесия композиции с помощью симметрии и т. д.
Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и
декоративном рисовании.
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции,
конструкцию – 10 часов
Формирование понятий: предмет, форма, фигура, силуэт, деталь, часть, элемент, объем,
пропорции, конструкция, узор, орнамент, скульптура, барельеф, симметрия, аппликация и т. п.
Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические
фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на
плоскости и в пространстве и т. п.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи
в рисунке, аппликации, лепке предмета.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).
Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и т. д.
Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.
Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и
целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги;
вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по
опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное
рисование формы объекта и т. п.
Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе,
замкнутый,

сетчатый;

по

содержанию:

геометрический,

растительный,

зооморфный,

геральдический и т. д. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике

(повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме,
цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т. п.).
Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке,
аппликации, рисунке.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в
живописи – 7 часов
Понятия: цвет, спектр, краски, акварель, гуашь, живопись и т. д.
Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные
цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.
Различение и обозначение словом некоторых ясно различимых оттенков цветов.
Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на
палитре основных цветов, отражение насыщенности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый и т.
д.).
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его
эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном
звучании и выразительности образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных
образов: добрые, злые образы.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо — примакивание кистью;
рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу, послойная живопись (лессировка) и т. д.
Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры
или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.
Обучение восприятию произведений искусства – 6 часов
Примерные темы бесед:
«Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников,
скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров».
«Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративноприкладное искусство, архитектура, дизайн.
«Как и о чем создаются картины». Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина.
Какие материалы использует художник (краски, карандаши и т. д.). Красота и разнообразие
природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики.
Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов,
В. Канашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И Левитан, К.
Юон, М. Сарьян, П. Сезанн, И. Шишкин и т. д.

«Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст,
статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор,
гранит, глина, пластилин и т. д.). Объем — основа языка скульптуры. Красота человека,
животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения: В. Ватагин,
А. Опекушина, В. Мухина и т. д.
«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки
этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий
труда, костюмов). Какие материалы используют художники-декораторы? Разнообразие форм в
природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек,
переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы в народной
культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных
художественных промыслов в России с учетом местных условий. Произведения мастеров
расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и т. д.).
Программой предусматриваются следующие виды работы:


рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти,

представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное
рисование.


лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или

по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;


выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на

изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на
изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу,
представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;
- проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций картин художников,
книжных иллюстраций, картинок, произведений народного и декоративно-прикладного
искусства.
Распределение учебных часов по разделам рабочей программы учебного предмета
«Изобразительное искусство» осуществляется следующим образом:

№
1
2.
3.
4.

Наименование раздела
Подготовительный период обучения
Обучение композиционной деятельности
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов,
пропорции, конструкцию
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения
передавать его в живописи
Обучение восприятию произведений искусства
Итого:

количество
часов
1
10
10
7
6
34 ч.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
(34 часа)
№
п/п

Наименование
Кол-во
Виды работ
Основные
Методическое
раздела и темы
часов
понятия.
обеспечение
урока
урока
Подготовительный период обучения - 1 час
1. Рисование на тему
1
Беседа о правилах посадки за столом и
Листопад,
Сюжетные
«Осень. Дует
правильном расположении изобразительной
под напором картины с
сильный ветер».
поверхности на столе.
ветра,
изображением
Беседа об изменениях в неживой природе с
затяжные
осени.
приходом осени, погода летом (сравнить и
дожди.
Картины
обосновывать разницу между состоянием
художников по
природы летом и осенью)
теме.
Показ на доске последовательности выполнения
Краски, альбом,
рисунка.
карандаши,
Рисование по теме.
кисти.
Рассматривание выполненных работ, отбор
лучших работ.
Обучение восприятию произведений искусства – 1 час
2. Беседа «Как и о
1
Беседа об изменениях в живой природе с
Листопад,
Картины
чем создаются
приходом осени. Рассматривание и беседа
заморозки,
художников И.
картины».
картинам: И. Левитан «Золотая осень», А. Рылов перелетные
Левитан
Рисование
«В голубом просторе». Беседа «Как и о чем
птицы, клин, «Золотая осень»,
«Осень. Птицы
создаются картины». Показ на доске
журавли.
А. Рылов «В
улетают».
последовательности выполнения рисунка.
голубом
Практическая работа детей. Рисование картинки
просторе».
глядя на предложенный учителем образец.
Краски, альбом,
Рассматривание выполненных работ, отбор
карандаши,
лучших работ.
кисти.
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию – 3 часа
3. Рисование
1
Рассматривание картинок. Беседа по содержанию, Контраст,
Сюжетные
«Бабочка и
рассказ о настроении, которое художник передает фон,
картины.
цветы».
цветом (радостное, праздничное, грустное,
симметрия,
Краски, альбом,
таинственное, нежное).
пропорции.
карандаши,
Знакомство с понятиями: контраст, фон, осевая
кисти.
симметрия, пропорции.
Показ на доске последовательности выполнения

Коррекционная
работа
Развитие
зрительного
восприятия,
мыслительных
операций
(сравнение, анализ),
наблюдательности,
эстетического
восприятия деталей
природы.

Развитие
зрительного
восприятия, развитие
мыслительных
операций
(сравнение, анализ),
наблюдательности,
пространственной
ориентации на листе
бумаги.
Развитие
зрительного
восприятия, развитие
мыслительных
операций
(сравнение, анализ),
наблюдательности,

4.

Аппликация
«Бабочка».

1

рисунка.
Практическая работа детей. Рисование картинки
глядя на предложенный учителем образец.
Рассматривание выполненных работ.
Организация рабочего места при работе с
бумагой.
Повторение правил работы с ножницами и клеем.
Рассматривание картинок с изображением
бабочек.
Анализ образца (образ бабочки в технике
аппликации).
Показ на доске последовательности выполнения
работы с использованием трафарета.
Подготовка материала, подбор по цвету.
Упражнения в обведении по трафарету.
Выполнение аппликации.
Обсуждение выполненных работ
Повторение свойств пластилина,
инструментов при лепке, их назначении.
Закрепление приёмов работы с пластилином
(отщипывание, скатывание).
Организация рабочего места при работе с
пластилином.
Лепка «Бабочка» из пластилиновых шариков.

пространственной
ориентации на листе
бумаги.
Контраст,
фон,
симметрия,
пропорции,
трафарет.

Сюжетные
картины.
Образец
выполненной
работы.
Краски, альбом,
карандаши,
кисти.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи – 3 часа
6. Одежда ярких и
1
Повторение правил работы с красками.
Акварель,
Сюжетные
нежных цветов.
Объяснить значение одежды для человека.
фон,
картинки по
Рисование.
Обсуждение и выбор цвета для одежды для
контраст,
теме. Образец
мальчика и девочки. Эмоциональное и
тон,
работы.
ассоциативное звучание цвета.
палитра.
Акварельные
Работа над значением «яркие цвета»,
Яркие цвета, краски, образец
«разбеленные цвета»
разбеленные работы.
Выполнение работы последовательно, с учетом
цвета,
композиции рисунка.
осветление
краски.
7. Превращение
1
Повторение правил работы с красками.
Контраст,
Сюжетные
пятна
в
Показать значение цветового пятна в рисунке,
насыщеннос картинки по
5.

Разные способы
изображения
бабочек. Бабочка
из пластилиновых
шариков.

1

Контраст,
фон,
симметрия,
пропорции.

Сюжетные
картины.
Бумага,
ножницы, клей.
Образец
выполненной
работы.

Развитие мелкой
моторики рук,
пространственной
ориентации,
слухового и
зрительного
восприятия.

Развитие мелкой
моторики рук,
слухового и
зрительного
восприятия,
самоконтроля и
самооценки.
Развитие
зрительного
восприятия, развитие
мыслительных
операций
(сравнение, анализ),
наблюдательности,
пространственной
ориентации на листе
бумаги.
Развитие
зрительного

изображение.

ть, фон,
палитра,
замысел.

теме. Образцы
работ.
Акварельные
краски, образцы
работы.

Повторение правил работы с красками.
Акварель,
Сюжетные
Знакомство с понятием «рисование по сырому»,
по-сырому,
картинки по
«мазок».
мазок.
теме. Образцы
Упражнять в рисовании цветовых пятен
работ.
необходимой формы и нужного размера в данной
Акварельные
технике.
краски, образцы
Упражнять в прорисовывании полусухой кистью
работы.
по сырому листу.
Рисование акварельными красками по сырой
бумаге небо, радугу, листья, цветок.
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию – 1 час
9. Человек
в
1
Рассматривание иллюстрации картин художника Тело
Картинки с
движении.
А. Дейнеки «Раздолье», «Бег», в которых
человека.
изображениями
Рисование,
художник изобразил людей в движении, и беседа Голова,
людей.
дорисовывание.
по теме.
туловище,
Образец работы.
Рассматривание и называние частей тела
ноги, руки.
человека Беседа о необходимости передачи
Статика
пропорций предметов при изображении.
(покой),
Показывать, как относительно вертикальной
динамика
линии расположено тело человека в движении.
(движение).
Анализ пропорций частей тела человека.
Человек стоит, идет, бежит - дорисовывание.
Рисование. Практическая работа по показу
учителя.
Обучение восприятию произведений искусства – 1 час
10. Беседа «Как и о
1
Беседа «Как и о чем создаются скульптуры».
Человек.
Сюжетные
чем создаются
Рассматривание произведения художников,
Части тела:
картинки по
скульптуры».
изобразивших зимние игры детей, состояние и
голова, шея, теме. Пластилин,
Человек в
настроение природы в зимнем пейзаже.
руки, ноги,
стек, доска для
8.

Рисование
акварельными
красками
по
сырой бумаге.

учить пользоваться родственными сочетаниями
цветов.
Показать, что такое «прорисовал», и учиться ее
использовать в работе.
Упражнения в рисовании акварельными
красками, начиная с цветового пятна согласно
замыслу и с у четом композиции.

1

восприятия, развитие
мыслительных
операций
(сравнение, анализ),
наблюдательности,
пространственной
ориентации на листе
бумаги, мелкой
моторики.
Развитие
зрительного
восприятия,
художественнотворческого
мышления,
наблюдательности,
пространственной
ориентации на листе
бумаги.
Развитие
зрительного
восприятия,
глазомера, мелкой
моторики рук,
наблюдательности,
пространственной
ориентации на листе
бумаги.

Коррекция мелкой
моторики,
наблюдательности,
воображения,

движении. Лепка
из пластилина.

Упражнять в нахождении общего и различий в
туловище.
лепки, картон.
передаче движения детей, изображения зимних
Части лица.
игр и зимнего пейзажа, понимать сути природы и Разминание,
ее значимости для человека.
отщипывани
Повторение ТБ, свойств пластилина,
е,
инструментов при лепке, их назначении.
скатывание,
Повторение приёмов работы с пластилином
растягивани
(отщипывание, скатывание, растягивание,
е.
размазывание).
Показ учителем последовательности выполнения
работы.
Самостоятельная работа детей.
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию – 1 час
11. Рисование. Дети
1
Рассматривание и беседа по картине В. Сурикова Задний,
Картинки с
лепят снеговиков.
«Взятие снежного городка».
передний
изображениями
Анализ пропорций частей тела человека.
план,
людей.
Беседа по созданию рисунка - расположение
плавность.
Образец работы.
изображения в определенном порядке (ближе,
дальше, используя весь лист бумаги и соблюдая
верх и низ рисунка), соблюдении пропорции при
изображении детей на рисунке; соблюдении
плановости (зданий, передние планы), при
создании рисунка.
Рисование. Практическая работа по показу
учителя.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи – 2 часа
12. Деревья зимой в
1
Рассматривание картин с изображением зимы.
Пейзаж,
Сюжетные
лесу.
Беседа: «Красота русской зимней природы».
композиция, картинки по
Повторение приемов рисования кистью.
дерево,
теме. Образец
Повторение частей дерева.
ствол, ветки. работы. Гуашь,
Объяснение последовательности в выполнении
кисть.
эскиза живописного фона для зимнего пейзажа,
представлении мотива этого пейзажа (зимний) и
близкий для его настроения колорит.
Выбор цвета (темные и светлые, теплые и
холодные, контрастные и сближенные) который
подойдут для передачи радостного солнечного
зимнего состояние природы.

памяти, зрительных
представлений

Развитие
зрительного
восприятия,
глазомера, мелкой
моторики рук,
наблюдательности,
пространственной
ориентации на листе
бумаги.

Развитие
зрительного
восприятия,
глазомера, мелкой
моторики рук,
наблюдательности,
пространственной
ориентации на листе
бумаги.

13. Рисование
угольком. Зима.

1

Рисование деревьев краской гуашь по показу
учителя.
Рассматривание картин с изображением зимы.
Беседа: «Красота русской зимней природы».
Знакомство с приемами рисования: растушевка,
штрихи, мазки, линии.
Показ учителем последовательности выполнения
работы. Самостоятельная работа детей.

Растушевка,
штрихи,
мазки,
линии.

Сюжетные
картинки по
теме. Альбом,
уголек.

Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию – 1 час
14. Лошадка из
1
Рассматривание картинок с изображением
Лошадь.
Картинки с
Каргополя. Лепка
лошади и называние частей тела.
Туловище,
изображением
и зарисовка
Знакомство с Каргопольской игрушкой,
голова,
лошади.
вылепленной
промыслом.
копыто,
Образец работы.
фигурки
Анализ форм тела лошади.
хвост.
Объяснение последовательности лепки.
Практические работы детей.
Анализ работ.
Обучение композиционной деятельности – 1 час
15. Рисование на тему
1
Рассматривание иллюстраций с изображением
Украшение. Сюжетные
«Нарядная елка».
Нового года. Беседа по содержанию.
Праздник.
картинки по
Рассказ учителя «Откуда пришла традиция
Новый год,
теме. Гуашь,
украшать новогоднюю елку?»
ёлка,
кисть.
Рассматривание образца елочки и определение, из флажки,
каких частей она состоит.
снежинки.
Объяснение последовательности рисования.
Хвойные
Практические работы детей.
деревья.
Ёлка, сосна.
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию – 1 час
16. Лошадка везет из
1
Рассматривание картинок с изображением
Лошадь.
Картинки с
леса сухие ветки,
лошади и называние частей тела.
Туловище,
изображением
дрова.
Анализ форм тела лошади.
голова,
лошади.
Беседа по созданию рисунка - расположение
копыто,
Образец работы.
изображения в определенном порядке (ближе,
хвост.
дальше, используя весь лист бумаги и соблюдая

Развитие
зрительного
восприятия,
глазомера, мелкой
моторики рук,
наблюдательности,
пространственной
ориентации на листе
бумаги.
Развитие
зрительного
восприятия,
глазомера, мелкой
моторики рук,
наблюдательности.

Развитие
зрительного
восприятия,
глазомера, мелкой
моторики рук,
наблюдательности,
пространственной
ориентации на листе
бумаги.
Развитие
зрительного
восприятия,
глазомера, мелкой
моторики рук,
наблюдательности.

верх и низ рисунка), соблюдении пропорции при
изображении лошади на рисунке; соблюдении
плановости (зданий, передние планы), при
создании рисунка.
Объяснение последовательности рисования.
Практические работы детей.
Обучение восприятию произведений искусства – 1 час
17. Беседа «Виды
1
Рассматривание картин И.Грабарь «Натюрморт»,
изобразительного
П.Сазани «Персики и груши», беседа по их
искусства».
содержанию.
Натюрморт:
Узнавание и называние форм овощей и фруктов.
кружка, яблоко,
Упражнения в рисовании предметов различной
груша.
формы.
Выбор расположения изображений на листе
бумаги.
Объяснение и показ последовательности
рисования.
Практическая работа.
Обучение композиционной деятельности – 1 час
18. Деревья в лесу.
1
Беседа по картинам - И. Шишкин «Зима», К. Юон
Домик лесника.
«Русская зима», беседа по их содержанию.
Характеризовать красоту природы, зимнее
состояние природы.
Объяснение последовательности изображения
характерных особенностей деревьев зимой,
тщательно прорисовывать все детали рисунка; в
соблюдении пропорции при создании
изображаемых предметов рисунка.
Объяснение и показ последовательности
рисования. Практическая работа.
Обучение восприятию произведений искусства – 2 часа
19. Беседа «Как и для
1
Беседа «Как и для чего создаются произведения
чего
создаются
декоративно-прикладного искусства».
произведения
Знакомство с косовской росписью, городом, где
декоративноизготавливают косовскую керамику, изделиями
прикладного
косовской керамики.
искусства».
Знакомство с элементами: линия, точка, пятно как
Элементы
основа изобразительного образа для выполнения

Натюрморт.
Фрукты.

Натуральные
(искусственные)
объекты:
кружка, яблоко,
груша. Картины
художников.

Развитие
зрительного
восприятия,
глазомера, мелкой
моторики рук,
наблюдательности,
пространственной
ориентации на листе
бумаги.

Пейзаж,
композиция,
дерево,
ствол, ветки.

Сюжетные
картинки по
теме. Образец
работы. Гуашь,
кисть.

Развитие
зрительного
восприятия,
глазомера, мелкой
моторики рук,
наблюдательности,
пространственной
ориентации на листе
бумаги.

Косовская
роспись.
Узор,
орнамент.

Презентация
«Косовская
роспись».
Образец
росписи.

Развитие
зрительного
восприятия,
глазомера, мелкой
моторики рук,
внимания,
пространственной

косовской
росписи.
Рисование

узора косовской росписи на плоскости листа.
Упражнения в изображении на основе точечек,
ромбиков, волнистых линий, черточек - простых
элементов косовской росписи.
Обучение композиционной деятельности – 1 час
20. Украшение
1
Знакомство с изделиями косовской керамики.
силуэтов сосудов
Беседа над выбором элементов косовской
косовской
росписи для украшения изделия.
росписью.
Объяснение и показ последовательности
украшения силуэта сосуда (ваза, кувшин, тарелка)
элементами косовской росписи.
Практическая работа.

ориентации на листе
бумаги.

Косовская
роспись.
Сосуд,
силуэт, узор,
орнамент.

Презентация
«Изделия
мастеров
народных
промыслов»

Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию – 1 час
21. Украшение
1
Рассматривание и нахождение черт сходства и
Орнамент.
Картинки с
силуэта предмета
различия орнамента и узора.
Круг,
изображениями
орнаментом.
Беседа о принципах построения замкнутого
силуэт,
орнамента в
Орнамент в круге.
орнамента в круге.
орнамент.
круге.
Рассматривание иллюстраций с применением
Акварельные
орнамента в круге.
краски, образцы
Дорисовывание круга.
работы.
Составление орнамента из растительных
элементов (ягоды, листья)
Упражнения в трафаретной печати тампоном.
Практические работы детей.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи – 1 час
22. Сказочная птица.
1
Беседа по картинам И. Билибина», беседа по их
Птица.
Картинки с
Рисование.
содержанию, о своих впечатлениях.
Части тела,
изображениями
Рассматривание картинок с изображением
оперение.
птиц.
красивых ярких птиц.
Акварельные
Беседа о средствах выразительности, которые
краски, образцы
использует художник для достижения цельности
работы.
композиции. Объяснение и показ
последовательности рисования. Практическая
работа.
Обучение композиционной деятельности – 1 час

Развитие
зрительного
восприятия,
глазомера, мелкой
моторики рук,
внимания,
пространственной
ориентации на листе
бумаги.
Развитие
зрительного
восприятия,
глазомера, мелкой
моторики рук,
внимания,
пространственной
ориентации на листе
бумаги.

Развитие
зрительного
восприятия,
глазомера, мелкой
моторики рук,
внимания,
пространственной
ориентации на листе
бумаги.

23. Декоративное
рисование
поздравительной
открытки к 8
Марта

1

Рассматривание открыток.
Объяснение последовательности в выполнении
структуры узора, выбора формы и цвета
составных частей; правильном расположении
элементов оформления по всему листу бумаги.
Объяснение и показ последовательности
рисование поздравительной открытки к 8 Марта.
Практическая работа.

Открытка.
Праздник. 8
марта.

Открытки.
Акварельные
краски, образцы
работы.

Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию – 1 час
24. Рисование узора в
1
Знакомство с видами орнамента, узора, его
Узор.
Картинки с
полосе.
символами и принципами композиционного
Полоса.
изображениями
построения.
узора в полосе.
Рассказ учителя об отражении элементов
Акварельные
природы в произведениях художника.
краски, образцы
Рассматривание иллюстраций с применением
работы.
узора в полосе.
Беседа о выборе элементов узора для создания
целой композиции работы.
Объяснение и показ последовательности
рисования.
Практическая работа.
Обучение композиционной деятельности – 1 час
25. Встречай птиц 1
Беседа по картинам о весне - И. Левитан. «Март», Птица.
Картины
вешай
А. Саврасов. «Грачи прилетели».
Части тела.
художников.
скворечники!
Объяснение последовательности изображения
Акварельные
Рисование.
детей, встречающих птиц; правильном
краски, образцы
расположении предметов оформления по всему
работы.
листу бумаги.
Практическая работа.
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию – 1 час
26. Орнамент
с
1
Беседа по работам художников, украшающих
Ритм,
Картины
помощью
предметы для нашей жизни ритмическим узором; повторение, художников.
картофельного
о стремлении людей украшать предметы
чередование, Картофель,
штампа
ритмическим узором, создавать красоту.
элементы
образцы работы.

Развитие
зрительного
восприятия,
глазомера, мелкой
моторики рук,
внимания,
пространственной
ориентации на листе
бумаги.
Развитие
зрительного
восприятия,
глазомера, мелкой
моторики рук,
внимания,
пространственной
ориентации на листе
бумаги.

Развитие
зрительного
восприятия,
глазомера, мелкой
моторики рук,
внимания,
пространственной
ориентации на листе
бумаги.
Развитие
зрительного
восприятия,
глазомера, мелкой

Знакомство с процессом изготовления штампа.
узора,
Объяснение и показ последовательности
штамп
изображения орнамента с помощью
картофельного штампа
Практическая работа.
Обучение восприятию произведений искусства – 1 час
27. Беседа
1
Беседа
«Изобразительное
искусство
в Посуда,
«Изобразительное
повседневной жизни человека. Посуда».
орнамент,
искусство
в
Демонстрация образцов посуды с орнаментом.
украшение.
повседневной
Беседа об особенностях композиции.
жизни человека».
Упражнять в определении центра композиции и
Украшение
характера расположения растительных мотивов,
посуды
связи декора с формой украшаемого предмета.
орнаментом.
Объяснение и показ последовательности
украшения изображений посуды узором
(силуэтов чайника, чашки, тарелки)
Практическая работа.
Обучение композиционной деятельности – 3 часа
28. Рисование
1
Отгадывание загадок о космосе.
Космос.
картины
Беседа о космонавтике.
Планета.
«Космос».
Рассматривание картин, называние
Звезда.
использованных красок.
Космонавт.
Упражнения в рисовании сухой кистью.
Практические работы детей.

29. Украшение
узором яиц к
празднику Пасхи.

1

Беседа о празднике Пасхи.
Рассматривание атрибутов праздника.
Придумывание орнамента (узора) для украшения
пасхального яйца.
Объяснение и показ последовательности
украшения пасхального яйца.
Практическая работа.

Пасха,
роспись,
пасхальное
яйцо,
орнамент.

моторики рук,
внимания,
пространственной
ориентации на листе
бумаги.
Сюжетные
картинки по
теме. Образец
работы. Гуашь,
кисть.

Развитие
зрительного
восприятия,
глазомера, мелкой
моторики рук,
внимания,
пространственной
ориентации на листе
бумаги.

Презентация «В
космосе».
Гуашь, кисть,
альбом.

Развитие
зрительного
восприятия,
глазомера, мелкой
моторики рук,
внимания,
пространственной
ориентации на листе
бумаги.
Развитие
зрительного
восприятия,
глазомера, мелкой
моторики рук,
внимания,
пространственной
ориентации на листе
бумаги.

Сюжетные
картинки по
теме. Образец
работы.
Акварель, кисть,
альбом.

30. Рисование
на
тему: «Праздник
Победы»

Беседа о праздновании 9 мая Дня Победы.
День
Сюжетные
Разучивание стихотворения к празднику.
Победы.
картинки по
Знакомство с умением соединять в одном
Открытка.
теме. Образец
сюжетном рисунке изображения нескольких
работы.
предметов, объединяя их общим содержанием.
Акварель, кисть,
Показ последовательности выполнения
альбом.
рисования.
Практические работы детей.
Выставление готовых работ на стенде.
Обучение восприятию произведений искусства – 2 часа
31. Элементы
1
Беседа о народных художественных промыслах.
Народный
Презентация
городецкой
Беседа на тему «Городецкая роспись».
художествен «Народные
росписи.
Рассматривание предметов, украшенных
ный
промыслы».
Рисование.
Городецкой росписью.
промысел.
Образец
Выделение элементов Городецкой росписи.
Городецкая
выполненной
Упражнения в рисовании элементов Городецкой
роспись.
работы.
росписи.
Практические работы детей.
Организация выставки работ.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи – 1 час
32. Украшение
1
Рассматривание образцов декоративных досок.
Разделочная Образцы
силуэта
доски
Беседа на тему: «Работа мастеров народных
доска.
разделочных
городецкой
промыслов».
Декоративно досок.
росписью.
Определение положения альбомного листа,
- прикладное Образец
местоположения главного предмета (группы
искусство.
выполненной
предметов) в композиции.
Симметрия
работы.
Показ последовательности выполнения
и
рисования, изображения узора росписи,
асимметрия
используя составные, осветленные цвета.
Практическая работа по образцу.
Выставка работ.
Обучение композиционной деятельности – 2 часа
33. Иллюстрация к
1
Рассматривание иллюстраций в книгах,
Иллюстраци Иллюстрации
сказке «Колобок».
запечатлевшие образцы сказочных героев. Беседа я. Сказка,
картин В.
«Иллюстрация к сказке. Зачем нужна
фольклор.
Васнецова, Ю.
иллюстрация?».
Сказочные
Васнецова, И.
Рассматривание иллюстрации, узнавание и
герои.
Билибина.
называние героев сказки «Колобок».
Сюжетные
1

Развитие
зрительного
восприятия,
глазомера, мелкой
моторики рук,
внимания,
пространственной
ориентации на листе
бумаги.
Развитие
зрительного
восприятия,
глазомера, мелкой
моторики рук,
внимания,
пространственной
ориентации на листе
бумаги.
Развитие
зрительного
восприятия,
глазомера, мелкой
моторики рук,
внимания,
пространственной
ориентации на листе
бумаги.

Развитие
зрительного
восприятия,
глазомера, мелкой
моторики рук,
внимания,

34. Рисование.
Разноцветные
краски лета

1

Выявление приёмов, используемых художниками
для передачи эмоций героя, средств
художественной выразительности для передачи
сказочности происходящих событий и действий.
Упражнения в изображении героя сказки.
Практическая работа детей.
Выставление работ детей и их анализ.
Беседа по картинам о лете А.Куинджи «Берёзовая
роща», А.Пластов «Летом».
Объяснение последовательности изображения
объектов природы; правильном расположении
предметов оформления по всему листу бумаги.
Практическая работа детей.
Выставление работ детей и их анализ.

Лето.
Пейзаж.

картинки по
теме. Альбом,
гуашь, мелки,
карандаши.

художественнотворческого
мышления,
пространственной
ориентации на листе
бумаги.

Сюжетные
картинки по
теме. Альбом,
гуашь, мелки,
карандаши.

Развитие
зрительного
восприятия,
глазомера, мелкой
моторики рук,
внимания,
художественнотворческого
мышления,
пространственной
ориентации на листе
бумаги.

ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(КОНТРОЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ)
Контроль и проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса
обучения. Контроль по предмету «Изобразительное искусство» позволяет отслеживать результаты
эффективности освоения программы.
Оценочная деятельность учащихся осуществляется на каждом уроке по результатам
выполнения практических заданий.
Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы.
Предметные результаты:
Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в овладении ими
содержанием каждой предметной области, усвоении знаний и умений, способности применять их в
практической деятельности.
В

текущей

оценочной

деятельности

целесообразно

соотносить

результаты,

продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Учебная зона кабинета, оснащённая необходимой школьной мебелью.



Зона отдыха для обучающихся в классном помещении.



Компьютер.



Компьютерные презентации.



Изображения (пиктограммы, картинки, фотографии) готовых изделий и операций по их

изготовлению; комплекты сюжетных и предметных картинок; репродукции картин; книги с
иллюстрациями И. Билибина.


Набор геометрических фигур.



Муляжи овощей и фруктов.



Разделочные доски; предметы кухонной утвари с хохломской, городецкой, косовской

росписью.


Трафареты.



Расходные материалы: кисти, рабочие альбомы, баночки-непроливайки для воды,

ножницы, пластилин, стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки и т.д.; клей ПВА-роллер,
бумага (цветная, картон, цветной ватман и др.), картон (белый, цветной, различной плотности),
карандаши (простые, цветные), восковые мелки, фломастеры, краски (акварель, гуашь, пальчиковые
краски).


Учебник М.Ю. Рау, М.А. Зыкова «Изобразительное искусство» (3 класс) для

общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы - М.: Просвещение, 2018 г. (ФГОС ОВЗ).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».