Пояснительная записка к плану внеурочной деятельности по ступеням образования. НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 1.1. План внеурочной деятельности образовательной организации, реализующей образовательную программу начального общего образования, фиксирует объём, направления, формы внеурочной деятельности обучающихся. 1.2. План внеурочной деятельности образовательной организации, реализующей основную общеобразовательную программу начального общего образования сформирован в соответствии с основными целями и задачами образования Российской Федерации, отраженными в нормативных документах: 1. Федеральном Законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральном Законе от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Федеральном Законе от 19.12.2023 № 618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; 4. Приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; 5. Приказе Министерства Просвещения Российской Федерации от 18.07.2022г. № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.05.2021г. № 286» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100); 6. Приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 22.01.2024 № 31 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования» (Зарегистрирован 22.02.2024 № 77330); 7. Приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229); 8. Приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; 9. Приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования» (Зарегистрирован 11.04.2024 № 77830); 10. Приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО, СОО» (Зарегистрирован 29.08.2022 № 69822); 11. Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699 «Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственнуюаккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; 12. Санитарных правилах СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.2.3648-20); 13. Санитарных правилах и нормах СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021. №2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21); 14. Устава МОУ – СОШ № 4. 1.3. План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы начального общего образования, направленный на психолого-педагогическое сопровождение учащихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов. 1.4. План внеурочной деятельности формируется образовательным учреждением с учетом предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и содержания учебных курсов. 1.5. Количество занятий внеурочной деятельности для каждого учащегося определяется его родителями (законными представителями) с учетом занятости учащегося во второй половине дня. Максимальное и минимальное количество занятий внеурочной деятельности учащемуся в образовательном учреждении не устанавливается. 1.6. Основными задачами организации внеурочной деятельности являются следующие: - поддержка учебной деятельности учащихся в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего образования; - совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде; - формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни; - повышение общей культуры учащихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников; - развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы; - поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления; - формирование культуры поведения в информационной среде. 1.7. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности обучающегося с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практико-ориентированные характеристики. При выборе направлений и отборе содержания обучения образовательная организация учитывает: - особенности образовательной организации (условия функционирования, тип школы, особенности контингента, кадровый состав); - результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности; - возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью; - особенности информационно-образовательной среды образовательной организации, национальные и культурные особенности региона, где находится образовательная организация. Духовно-нравственное направление представлено следующими программами: «Разговоры о важном» 1-4 классы, «Орлята России» 2-3 классы, «Тропинка в профессию» 1-4 классы. Данные программы направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Программы формируют соответствующую внутреннюю позицию личности обучающегося, необходимую ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Общеинтеллектуальное направление представлено программой «Логопедическая гимнастика» 2 классы. Данная программа решает следующие задачи: -формирование правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале с учётом индивидуальных особенностей учащихся. - развитие артикуляционной моторики, фонематических процессов, грамматического - обогащение и активизация словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся. - коррекция и развитие познавательной деятельности учащихся, общей координации движений, мелкой моторики. Общекультурное направление представлено программой «Нейролепка» для обучающихся 1 класса Реализация программы основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству, лепке из воздушного и обычного пластилина, работе с бумагой. использовании традиционных и Нетрадиционные методы и способы развития детского творчества, направленны не только на интеллектуальное развитие, но и формирование нравственно-эстетических потребностей и развития художественной культуры, а также коммуникативные навыки обучающихся в процессе занятий. Благодаря занятиям нейролепкой ребёнок может дольше удерживать своё внимание и сосредотачиваться. 1.8. Общий объём внеурочной деятельности не превышает 10 часов в неделю. 1.9. Между началом занятий внеурочной деятельности и последним уроком организован перерыв продолжительностью не менее 20 минут. Продолжительность занятия внеурочной деятельности составляет 35-40 минут. 1.10. Реализация внеурочной деятельности осуществляется без балльного оценивания результатов освоения курсов. 1.11. Кадровое и методическое обеспечение образовательного процесса полностью соответствует требованиям плана внеурочной деятельности образовательного учреждения. 1.12. Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим требованиям: - целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач конкретного направления; - преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной (парной, групповой, коллективной); - учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное направление внеучебной деятельности; - использование форм организации, предполагающих использование средств информационно-коммуникационных технологий. 1.13. Возможные формы организации внеурочной деятельности: - учебные курсы и факультативы; - художественные и музыкальные студии; - соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, миниисследования; - общественно полезные практики и другие. 1.14. К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться организации и учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. В этом случае внеурочная деятельность может проходить не только в помещении образовательной организации, но и на территории другого учреждения (организации), участвующего во внеурочной деятельности. При организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации в этой работе могут принимать участие все педагогические работники данной организации (учителя начальной школы, учителя-предметники, социальные педагоги, педагогипсихологи, логопед, воспитатели, библиотекарь и другие). 1.15. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании единых форм организации. 1.16. Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет педагогический работник, преподающий на уровне начального общего образования, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, советник по воспитательной работе школы. ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 1.1. План внеурочной деятельности образовательной организации, реализующей образовательную программу начального общего образования, фиксирует объём, направления, формы внеурочной деятельности обучающихся. 1.2. План внеурочной деятельности образовательной организации, реализующей основную общеобразовательную программу начального общего образования сформирован в соответствии с основными целями и задачами образования Российской Федерации, отраженными в нормативных документах: 1. Федеральном Законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральном Законе от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Федеральном Законе от 19.12.2023 № 618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; 4. Приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; 5. Приказе Министерства Просвещения Российской Федерации от 18.07.2022г. № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.05.2021г. № 286» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100); 6. Приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 22.01.2024 № 31 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования» (Зарегистрирован 22.02.2024 № 77330); 7. Приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229); 8. Приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; 9. Приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования» (Зарегистрирован 11.04.2024 № 77830); 10. Приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО, СОО» (Зарегистрирован 29.08.2022 № 69822); 11. Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699 «Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; 12. Санитарных правилах СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.2.3648-20); 13. Санитарных правилах и нормах СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021. №2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21); 14. Устава МОУ – СОШ № 4. 1.3. План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и включает в себя: 1) внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной программы (учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы; 2) внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой) обучающихся (интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в том числе направленные на реализацию проектной и исследовательской деятельности); 3) внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных, через организацию социальных практик (в том числе волонтерство), включая общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных компетенций, формирование предпринимательских навыков, практическую подготовку, использование возможностей организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в профессионально-производственном окружении; 4) внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в том числе в творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом историкокультурной специфики региона, потребностей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; 5) внеурочную деятельность по организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и т.д.; 6) внеурочную деятельность, направленную на организационное обеспечение учебной деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации образовательной программы и другие); 7) внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов); 8) внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия обучающихся в пространстве образовательной организации (безопасности жизни и здоровья обучающихся, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия обучающегося с окружающей средой, социальной защиты обучающихся). 1.4. Для достижения целей и задач внеурочной деятельности используется все многообразие доступных объектов отечественной культуры, в том числе наследие отечественного кинематографа. 1.5. Наследие отечественного кинематографа используется как в качестве дидактического материала при реализации курсов внеурочной деятельности, так для разработки курсов внеурочной деятельности, посвященной этому виду отечественного искусства. 1.6. Содержание плана внеурочной деятельности. Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, в год – не более 350 часов. 1.7. Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более 1/2 количества часов. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе загородных детских центров, в походах, поездках и другие). 1.8. Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном». Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. 1.9. Один час в неделю выделяется на внеурочные занятия «Россия – мои горизонты». Цель курса «Россия – мои горизонты» – сформировать у школьников готовность к выбору профессии, познакомить их с федеральным и региональными рынками труда, дать представление о разнообразии профессий, их перспективности и востребованности. 1.11. При реализации плана внеурочной деятельности предусмотрена вариативность содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся. 1.12. В зависимости от задач на каждом этапе реализации ООП ООО количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться. Выделение часов на внеурочную деятельность может различаться в связи с необходимостью преодоления противоречий и разрешения проблем, возникающих в том или ином ученическом коллективе. 1.13. Формы внеурочной деятельности: - предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую работу; - обеспечивают гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность (в том числе практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и другие), походы, деловые игры и другое. 1.14. Отдельные программы курсов внеурочной деятельности допускают формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования. 1.15. В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательной организацией может предусматриваться использование ресурсов других организаций (в том числе в сетевой форме), включая организации дополнительного образования соответствующей направленности, осуществляющих лицензированную образовательную деятельность, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, научные организации и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами. 1.16. В 2024-2025 учебном году внеурочная деятельность ООО представлена следующими направлениями и программами: Духовно нравственное направление: «Юнармия» для обучающихся 5-7 классов. Программа направлена на формирование у детей патриотизма, ценностного отношения к своей малой и большой Родине, которую нужно оберегать, посредством реализации программы военно-патриотического воспитания детей и молодежи. «Билет в будущее» для обучающихся 7-х классов. Одним из значимых направлений внеурочной деятельности является ранняя профориентация обучающихся, позволяющая сконцентрироваться на достижении соответствующих личностных и предметных результатов, осознанно подойти к решению проблемы выбора индивидуальной образовательной траектории и направления получения профессионального образования. «Дружина юных пожарных» для обучающихся 5-7 классов. Цель данной программы формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, в т.ч. патриотическое воспитание подрастающего поколения, социальное становление личности ребенка, формирование принципов безопасности личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе. Социальное направление: Клуб «Лидер» для обучающихся 8-11 классов. Программа определяет основной круг молодежных вопросов и предлагает их к изучению для актива ученического самоуправления. Программа способна оказать существенное влияние на развитие личности ребенка, прежде всего его организаторского опыта, опыта организации деятельности других. Она нацелена на развитие коммуникативных навыков, навыков «представительства», повышения психологической и эмоциональной устойчивости личности. «К защите Родины готов!» для обучающихся 8-11 классов. Программа обеспечивает условия для формирования личности гражданина и патриота России, с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения через занятия по военно-прикладной подготовке. Общеинтеллектуальное направление: Все данные программы функциональную грамотность у обучающихся, создают условия для формирования у обучающихся интереса к изучению учебного предмета через ознакомление с уникальными и интересными фактами по различным темам. Юный биолог для обучающихся 9-х классов; Юный географ для обучающихся 9-х классов; Юный физик для обучающихся 9-х классов; Юный информатик для обучающихся 9-х классов; Юный правовед для обучающихся 9-х классов. СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 1.1. План внеурочной деятельности образовательной организации, реализующей образовательную программу начального общего образования, фиксирует объём, направления, формы внеурочной деятельности обучающихся. 1.2. План внеурочной деятельности образовательной организации, реализующей основную общеобразовательную программу начального общего образования сформирован в соответствии с основными целями и задачами образования Российской Федерации, отраженными в нормативных документах: 1. Федеральном Законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральном Законе от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Федеральном Законе от 19.12.2023 № 618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; 4. Приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; 5. Приказе Министерства Просвещения Российской Федерации от 18.07.2022г. № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.05.2021г. № 286» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100); 6. Приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 22.01.2024 № 31 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования» (Зарегистрирован 22.02.2024 № 77330); 7. Приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229); 8. Приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; 9. Приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования» (Зарегистрирован 11.04.2024 № 77830); 10. Приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО, СОО» (Зарегистрирован 29.08.2022 № 69822); 11. Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699 «Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; 12. Санитарных правилах СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.2.3648-20); 13. Санитарных правилах и нормах СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021. №2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21); 14. Устава МОУ – СОШ № 4. 1.3. План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и включает в себя: 1) внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной программы (учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы; 2) внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой) обучающихся (интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в том числе направленные на реализацию проектной и исследовательской деятельности); 3) внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных, через организацию социальных практик (в том числе волонтерство), включая общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных компетенций, формирование предпринимательских навыков, практическую подготовку, использование возможностей организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в профессионально-производственном окружении; 4) внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в том числе в творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом историкокультурной специфики региона, потребностей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; 5) внеурочную деятельность по организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и т.д.; 6) внеурочную деятельность, направленную на организационное обеспечение учебной деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации образовательной программы и другие); 7) внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов); 8) внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия обучающихся в пространстве образовательной организации (безопасности жизни и здоровья обучающихся, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия обучающегося с окружающей средой, социальной защиты обучающихся). 1.4. План внеурочной деятельности является частью организационного раздела ООП СОО и представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и включает: - план организации деятельности ученических сообществ (групп обучающихся), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; юношеских общественных объединений, организации; - план реализации курсов внеурочной деятельности по выбору обучающихся (предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные олимпиады по предметам программы среднего общего образования). 1.5. Согласно ФГОС СОО через внеурочную деятельность организацией, осуществляющей образовательную деятельность, реализуется основная образовательная программа (цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организация образовательной деятельности при получении среднего общего образования). В соответствии с планом внеурочной деятельности создаются условия для получения образования всеми обучающимися. 1.6. Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, за два года обучения на уровне среднего общего образования составляет не более 700 часов. Величина недельной образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических образовательных программ. 1.7. Общий объем внеурочной деятельности не превышает 10 часов в неделю. 1.8. В зависимости от задач на каждом этапе реализации образовательной программы количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться. 1.9. Реализация плана внеурочной деятельности предусматривает в течение года неравномерное распределение нагрузки. Так, при подготовке коллективных дел (в рамках инициативы ученических сообществ) и воспитательных мероприятий за 1-2 недели используется значительно больший объем времени, чем в иные периоды (между образовательными событиями). 1.10. Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном». Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей Родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. 1.11. Один час в неделю отводится на внеурочное занятие Россия – мои горизонты». Цель курса «Россия – мои горизонты» – сформировать у школьников готовность к выбору профессии, познакомить их с федеральным и региональными рынками труда, дать представление о разнообразии профессий, их перспективности и востребованности. Формат внеурочных занятий предполагает не только, занятия в учебном кабинете, но и экскурсии, поездки на предприятия и в учебные заведения, а также встречи с представителями разных профессий, посещение Дней открытых дверей учебных заведений ГО Богданович. 1.12. На курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся еженедельно расходуется до 5 часов, на организационное обеспечение учебной деятельности, на обеспечение благополучия обучающегося еженедельно до 1 часа. 1.13. Организация жизни ученических сообществ является важной составляющей внеурочной деятельности, направлена на формирование у обучающихся российской гражданской идентичности и таких компетенций, как: - компетенция конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством; - социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний о социальных ролях человека; - компетенция в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно значимой совместной деятельности. Организация жизни ученических сообществ выстраивается: - в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной внеурочной деятельности, в сфере школьного ученического самоуправления, участия в молодежных общественных объединениях, созданных в образовательной организации и за ее пределами; - через приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций; - через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения; - через благоустройство школы, класса, сельского поселения, города, в ходе партнерства с общественными организациями и объединениями; - через отношение обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу (включает подготовку личности к общественной жизни); - через отношение обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре (включает формирование у обучающихся научного мировоззрения); - через трудовые и социально-экономические отношения (включает подготовку личности к трудовой деятельности). 1.14. План внеурочной деятельности включает: - инвариантный компонент; - вариативный компонент. 1.17. Вариативный компонент плана внеурочной деятельности предполагает: спортивно-оздоровительное направление – «К защите Родины, готов!», цель которой воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества; укрепление здоровья, военно-патриотическое воспитание молодёжи, комплексная подготовка юношей к службе в Вооруженных силах России; развитие физических, духовных и нравственных качеств личности, формирование здорового образа жизни; профессиональная ориентация подростков; закрепление навыков полученных в процессе обучения в общеобразовательных учреждениях. Социальное направление – клуб «Лидер», цель которого выявить первичный уровень собственного лидерского потенциала у старшеклассников, сформировать у них способность управленческой деятельности и потребность быть лидером, сформировать у обучающихся стремление к участию в общественной деятельности, определить пути дальнейшей реализации лидерского потенциала в условиях школы, сформировать способность и готовность самостоятельно, а также совместно с другими субъектами и институтами решать различные социальные проблемы. План внеурочной деятельности МОУ-СОШ № 4 определяет состав и структуру видов деятельности, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся на уровне начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей ОО. В результате программ курсов внеурочной деятельности наряду с учебной деятельностью ожидается достижение планируемых результатов освоения обучающимися программ: — Личностных, включающих: 1) Формирование у обучающихся основ российской гражданской идентичности; 2) Готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; 3) Ценностные установки и социально значимые качества личности; 4) Активное участие в социально значимой деятельности; — Метапредметных, включающих: 1) Универсальные познавательные учебные действия (базовые логические и начальные исследовательские действия, а также работу с информацией); 2) Универсальные коммуникативные действия (обобщение, совместная деятельность, презентация); 3) Универсальные регулятивные действия (саморегуляция, самоконтроль). Научно-методологической основой для разработки требований к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, освоивших программу, является системно-деятельностный подход. Личностные результаты освоения программ достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения программ должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части: — Гражданско-патриотического воспитания: Становление ценностного отношения к своей Родине – России; Осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; Сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; Уважение к своему и другим народам; Первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. — Духовно-нравственного воспитания: Признание индивидуальности каждого человека; Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; Неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. — Эстетического воспитания: Уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; Стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности. — Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: Соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); Бережное отношение к физическому и психическому здоровью. — Трудового воспитания: Осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. — Экологического воспитания: Бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред. — Ценности научного познания: Первоначальные представления о научной картине мира; Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. Программы курсов внеурочной деятельности являются приложением к ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО. План Внеурочной деятельности МОУ – СОШ №4 2024-2025 уч. год Учебные курсы "Разговоры о важном" "Функциональная грамотность" "Тропинка в профессию" "Орлята России" «Логопедическая гимнастика» Нейролепка Юнармия Билет в будущее ДЮП Музейное дело Клуб «Лидер» «Юный географ» «Биология и химия в жизни человека» «Физика вокруг нас» «Правовед» Прикладная информатика К защите Родины готов ИТОГО годовая нагрузка класс ИТОГО годовая нагрузка параллель Всего часов 1а 1б 2а 2б 2в 3а 3б 3в 4а 4б 4в Количество часов в неделю 5а 5б 5в 5г 6а 6б 6в 7а 7б 7в 8а 8б 8в 9а 9б 9в 10 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 2 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 4 6 5 3 3 3 10 5 11 37 3 4 3 10 3 2 2 2 10 2 2 2 7 2 2 2 10 48 2 2 2 7 2 2 2 13 2 2 2 3 3 6