МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования муниципального округа Богданович»
МОУ-СОШ № 4
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
«Орлята России»
Уровень начального общего образования
Срок освоения: 1 год (3 класс)
Богданович
2025год
Введение
Стратегические цели системы образования и воспитания призваны обеспечить
«создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития
России, утверждение её статуса как великой державы в сфере образования, культуры,
искусства, науки, высоких технологий и экономики» (Национальная доктрина
развития образования в РФ до 2025 г.).
За последнее время принято много новых государственных документов,
активно влияющих на процессы воспитания и социализации детей и молодежи:
Конституция Российской Федерации 2020 года, Федеральные государственные
образовательные стандарты начального и основного общего образования (2021 г.),
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Федеральный проект
«Патриотическое воспитание граждан РФ» и другие.
Содержание
совершенствование
государственных
системы
документов,
образования,
сегодня
направленных
задаёт
вектор
на
развития
воспитательной работы среди детей и молодёжи Российской Федерации и
приоритетными задачами в сфере воспитания детей определяет:
-
«…развитие высоконравственной личности, разделяющей российские
традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями,
способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к
мирному созиданию и защите Родины» (Стратегия развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года);
-
«…воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности
на основе духовно- нравственных ценностей народов Российской Федерации,
исторических и национально-культурных традиций» (Федеральный закон № 304 от
31.07.2020 г. «О внесении изменений в ФЗ “Об образовании в РФ” по вопросам
воспитания обучающихся»).
Разработка и реализация федеральных и региональных программ воспитания
обучающихся позволяет создать институциональную среду, учитывающую как
законодательную базу и нормативные документы, так и общественное мнение по
вопросам
образования
и
воспитания
подрастающего
поколения,
а
также
сконцентрировать воспитательный потенциал различных социальных институтов.
Придание
воспитанию
ответственности
институционального
характера
повышает
уровень
всех участников процесса воспитания (учащихся, педагогов,
родителей, социальных партнёров) и максимально способствует решению таких задач,
как сохранение исторической преемственности поколений; воспитание бережного
отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание
патриотов своей страны, граждан, способных как к социализации в условиях
гражданского общества, так и к противодействию негативным социальным процессам.
Отдельное внимание при разработке и реализации программ воспитания детей
и молодёжи уделяется процессам управления существующими рисками и вызовам
современного детства: негативному влиянию информационной социализации и
цифрового пространства, социальной разобщенности детей и взрослых, росту числа
детей и подростков с антисоциальным поведением, суицидальным актам и
самоповреждению со стороны детей. Особенности содержания всех модулей
Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов
«Орлята России» (учебно-методический комплекс к внеурочной деятельности,
программы летнего отдыха детей младшего школьного возраста, обучение, курсы
подготовки и повышения квалификации учителей начальных классов к реализации
Программы), а также использование в качестве базовой методики коллективнотворческой деятельности в сочетании с учётом возрастных особенностей развития
личности младшего школьника позволяют педагогам выстраивать воспитательный
процесс, нивелируя обозначенные риски.
Особое положение в системе непрерывного образования и воспитания детей
занимают дети 7–10/11 лет, обучающиеся начальной общеобразовательной школы.
Возрастные особенности самой сенситивной к воспитательным влияниям возрастной
группы
детей
создают
существенные
социально-педагогические
возможности
развития их социальной активности. Начальная школа выступает фундаментом в
процессе социального воспитания, осмысления ребёнком себя в окружающем мире,
выстраивания системы коммуникации со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому
важно
выстроить систему включения младшего школьника в общественную жизнь
класса как основной социальной группы, в которой происходит его становление как
члена общества.
Вовлечение данной категории школьников в социальную жизнь целесообразно
осуществлять в рамках системно-деятельностного подхода, в котором главное место
отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной
продуктивной деятельности ребёнка, широкому использованию в работе с детьми
современных игровых технологий, социального проектирования, интерактивных
методов, позволяющих моделировать социальные процессы и явления. Естественно, с
учётом
возраста
и
сформированного
ранее
социального
опыта
общения,
взаимодействия и сотрудничества детей.
Дети этого возраста стремятся утвердить своё право на самостоятельность,
быть как взрослые; получить признание своих возможностей; желают участвовать в
разнообразных делах наравне со взрослыми. Это период начала формирования
гражданской
идентичности.
Предполагается,
что
дети
осваивают
групповые
(социальные) нормы и ценности поведения, активно овладевают культурным
наследием, принимают на себя ответственность за культуру группового гражданского
действия.
Реалии современного общества предъявляют к юным гражданам страны особые
требования,
связанные
с
проявлением
инициативы,
предприимчивости,
самостоятельности, активности. Успешность решения жизненных задач обусловлена
способностью
школьников
энергичность,
настойчивость,
необходимо
привлекать
и
находить
нетривиальные
формулировать
использовать
цели,
ресурсы,
решения,
для
проявлять
реализации
строить
свои
которых
деловые
и
межличностные отношения в социальной среде.
Пояснительная записка
1.1. Содержательные
основы
Программы
развития
социальной
активности обучающихся начальных классов «Орлята России»
В рамках, указанных выше тенденций была разработана и начала своё
осуществление
Всероссийская
Программа
развития
социальной
активности
обучающихся начальных классов «Орлята России» (далее – Программа, программа
«Орлята
России»).
Внедрение
программы
«Орлята
России»
в
практику
общеобразовательных школ Российской Федерации позволяет решать одну из главных
задач государственной политики в сфере образования – сохранение и развитие
единого образовательного пространства России.
1.2. Актуальность программы «Орлята России»
Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной
политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях
(поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное
участие в социально значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего
ФГОС начального общего образования, так и в «Примерной рабочей программе
воспитания», в которой указывается, что «поощрение социальной активности
обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в
образовательной организации».
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует
восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением
и его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира.
В данном разделе мы определим своё понимание основных понятий и
категорий, заложенных в Программе.
1.3. Тезаурус основных понятий программы «Орлята России»
Понятие «социальная активность младшего школьника» в контексте
Программы
рассматривается
как
творчески-преобразовательное
отношение
социального субъекта к окружающей его социальной и природной среде, проявление
возможностей и способностей человека как члена социума, устойчивое активное
отношение личности к отдельным общностям или обществу в целом; развитие
социальной активности отражает превращение личности из объекта в субъект
общественных отношений.
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание
условий
для
само-
определения
и
социализации
обучающихся
на
основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон №
273 «Об образовании в Российской Федерации»).
Коллективно-творческая деятельность – это совместная деятельность детей
и взрослых, направленная на развитие навыков социального взаимодействия и
творческих
способностей
каждого
участника
деятельности,
интеллектуальное
развитие, а также формирование организаторских способностей (Иванов И.П.
Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.).
Событийность – это принцип, предполагающий, что для эффективного воспитания
необходимо
повседневную,
будничную
жизнь
детей
насыщать
яркими,
запоминающимися событиями, которые были бы привлекательны для детей и
обладали бы при этом достаточным воспитательным потенциалом (Степанов П.В.
Современная теория воспитания: словарь-справочник / Под ред. Н.Л. Селивановой. –
М.: АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2016. – С. 30).
Детский
коллектив
–
группа
детей,
в
которой
создаётся
система
высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений,
деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию
индивидуальности каждого её члена (Ковалёва А.Г. Педагогика
«Орлёнка» в терминах и понятиях: уч. пособие-словарь / А.Г. Ковалёва, Е.И.
Бойко, С.И. Панченко, И.В. Романец, А.М. Кузнецова. – М: Собеседник, 2005. – 192 с.).
Ценность – значимость для людей тех или иных объектов и явлений (Степанов
П.В. Современная теория воспитания: словарь-справочник / Под ред. Н.Л.
Селивановой. – М.: АНО Издательский Дом
«Педагогический поиск», 2016. – С. 47). Ценностные основания, заложенные в
Программе: Родина, семья, команда, природа, познание, здоровье.
Микрогруппа – основное место общения и деятельности ребёнка в смене. В
группе из 4–5 человек он готовится к отрядным делам, дежурит, обсуждает возникшие
проблемы, делится впечатлениями (И.В. Иванченко. Как рождается микрогруппа:
методическое пособие / И В. Иванченко, учебно-методический центр ВДЦ «Орлёнок»,
2017. – 80 с.). В коллективе класса микрогруппы формируются с целью чередования
творческих поручений.
1.4. Ценностные основания программы «Орлята России»
Примерная рабочая программа воспитания, задавая целевые ориентиры и
требования к результатам программ воспитания образовательных учреждений,
обеспечивает соответствие ФГОС, единство воспитательного пространства и его
смыслов в образовательных учреждениях Российской Федерации, а также позволяет
на основе российских базовых национальных ценностей выделить ценностные
основания программы «Орлята России»: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа,
Познание.
Родина – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, дому,
земле, людям, желание служить своему Отечеству тем делом, к которому есть
призвание, и быть полезным своей стране; формирование российского национального
исторического сознания, российской культурной идентичности через уважение
национальных традиций народов России, истории и культуры своей страны. Семья –
основа развития страны и благосостояния народа, исток добра, любви, верности,
поддержки, сочувствия, взаимного уважения, возможность сохранения добрых
семейных традиций с
учётом национальных и религиозных принадлежностей.
Команда – содружество, искренность, уверенность в успехе; совместная
деятельность в соответствии с нравственными нормами; умение отдавать своё время
другому и бескорыстно приходить на помощь, желание добра и блага другому.
Природа – бережное и ответственное отношение к окружающей среде,
природному наследию своей страны, осознание влияния людей на окружающую
среду, понимание зависимости жизни людей от природы.
Познание – открытие окружающего мира и понимание себя в нём; активность,
любознательность и самостоятельность в познании, первоначальные представления о
многообразии и взаимосвязи природных и социальных явлений и объектов, о науке и
научном знании.
Здоровье – равнение на чемпионов, ценность здорового образа жизни;
безопасное поведение как в быту, так и в информационной среде, принятие своей
половой принадлежности.
1.5. Главным принципом участия в Программе должно стать: всё делать
вместе, сообща и делать для других! Вместе – радости и удачи, вместе – активное
действие и увлекательное приключение!
1.6. Методологической
основой
Программы
является
воспитание
в
коллективно-творческой деятельности, автор которой, доктор педагогических наук,
профессор, академик Российской академии образования (РАО) Игорь Петрович
Иванов, считал, что самый педагогически эффективный коллектив – это единое
содружество взрослых и детей, а самая эффективная воспитывающая деятельность –
та, что создаётся и развивается самими воспитанниками, вовлечёнными в процесс
жизнетворчества.
В.А. Сухомлинский писал: «В школе учат не только читать, писать и считать,
но и думать, познавать окружающий мир и богатства науки и искусства. В школе учат
жить. В школе учатся жить».
Материалы Программы позволяют педагогам использовать подготовленные
материалы в работе с детьми 1–4-х классов. При этом, понимая огромную разницу
между обучающимися 1-го класса и более старших параллелей, мы развели логику
реализации и содержание треков Программы в соответствии с этими особенностями.
Календарно-тематическое планирование 3 класс
Срок проведения
Старт Программы
сентябрь
«Орлёнок – Лидер»
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
«Орлёнок – Эрудит»
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
Тема
Количество часов
Вводный «Орлятский урок»
1
«Лидер – это…»
«Я могу быть лидером»
«В команде рождается лидер»
«КЛАССный выходной»
«От идеи – к делу»
КТД «Вместе мы сможем всё»
«Встреча с тем, кто умеет вести за
собой»
«Мы дружный класс!»
1
1
1
1
1
1
2
«Кто такой эрудит?»
«Я – эрудит, а это значит…»
«Игра – это полезно и интересно»
«Эрудит – это широкий кругозор»
«Твори! Выдумывай! Пробуй!»
КТД «Играй, учись и узнавай»
1
1
1
1
1
1
1
ноябрь
ноябрь
«Орлёнок – Мастер»
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
январь
январь
январь
январь
январь
январь
январь
январь
январь
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
февраль
март
март
март
март
март
март
Встреча с эрудитом «Хотим всё
знать!»
Итоги трека «На старте новых
открытий»
2
«Мастер – это…»
«Россия мастеровая»
«Город Мастеров»
«В гости к мастерам»
«От идеи – к делу!»
КТД «Мастер своего дела»
«Мастер – это звучит гордо!»
1
1
1
1
1
1
2
«Путь в мастерство» – подводим
итоги
Подведение промежуточных итогов
Игра по итогам 3-х треков:
«Орлёнок – Лидер»
«Орлёнок – Эрудит»
«Орлёнок – Мастер»
«Орлёнок – Доброволец»
«От слова к делу»
«Спешить на помощь безвозмездно!»
КТД «Создай хорошее настроение»
«С заботой о старших»
Подготовка КТД «От идеи к делу»
КТД «Подари улыбку миру!»
«Доброволец – это доброе сердце»
«Портрет добровольца»
«Орлёнок – Спортсмен»
«Движение – жизнь!»
«Основы ЗОЖ»
«Мы гордимся нашими
спортсменами»
«Сто затей для всех друзей»
КТД «Спортивное»
Спортивная игра «Книга рекордов»
«Встреча-подарок»
«Азбука здоровья»
«Орлёнок – Эколог»
«ЭКОЛОГиЯ»
«Страна экологии
«Мой след на планете»
КТД «Знаю, умею, действую»
Экологический квест «Ключи
природы»
Игра по станциям «Путешествие в
природу»
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
март
март
апрель
Апрель
Апрель
Апрель
Апрель
Апрель
Апрель
Апрель
Май
ИТОГО:
Встреча с человеком, которого
можно назвать настоящим экологом
«Шагая в будущее – помни о
планете»
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
«Орлёнок – Хранитель исторической
памяти»
«Традиции моей страны»
Кодекс «Орлёнка – Хранителя»
«Знать, чтобы хранить»
КТД «История становится ближе»
КТД «Мы – хранители памяти»
«Расскажи мне о России»
«Мы – хранители»
Подведение итогов
Подведение
итогов участия в
Программе в текущем учебном году
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
68