МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования муниципального округа Богданович»
МОУ-СОШ № 4
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности по развитию у детей младшего
школьного возраста высших психических функций с помощью нейролепки
«Нейролепка в школе»
Возраст детей — 7-11 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор программы:
Исрафилова Татьяна Викторовна,
учитель начальных классов
Срок реализации 2025-2026 г
г.Богданович
Пояснительная записка
Дополнительная программа «Нейролепка в школе» имеет художественноэстетическую направленность, так как реализация программы основана на приобщение
детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству,
лепке из воздушного и обычного пластилина, работе с бумагой.
Новизна программы заключается в использовании традиционных и
нетрадиционных методов и способов развития детского творчества, направленных не
только на интеллектуальное развитие, но и формирование нравственно-эстетических
потребностей и развития художественной культуры, а также коммуникативные навыки
обучающихся в процессе занятий.
Отличительная особенность данной программы состоит в том, что приёмы лепки
сопровождаются кинезиологическими упражнениями и нейропсихологическими играми.
Использование игр на развитие межполушарных связей является необходимыми базовыми
упражнениями, которые включают мозговую активность ребёнка. При регулярном
выполнении специальных движений образуется большое количество нервных волокон,
связывающих полушария головного мозга. В результате применения этих упражнений
ребёнок может дольше удерживать своё внимание, сосредотачиваться.
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Нейролепка в
школе» составлена для обучающих в соответствии с современной нормативно – правовой
базой в области образования.
-Федеральным законом от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации.
-Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022г. №678-р «Концепция развития
дополнительного образования детей до 2030 года.
-Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018г. «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
-Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 сентября 2020г №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 «Санитарно –
эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи»
Актуальность программы:
Актуальность программы обусловлена необходимостью развития межполушарного
взаимодействия, которое является основой интеллекта и способствует оптимизации
познавательных процессов. Занятия лепкой служат эффективным инструментом для
развития
мелкой
моторики,
речи,
воображения,
эмоционального
интеллекта
и
коммуникативных навыков.
Физиология метода:
Высшие психические функции у детей формируются неравномерно, и степень
сформированности ВПФ обусловливается разными темпами анатомического созревания
мозговых структур и формирования функциональных систем.
У современных детей часто наблюдается:
• слабость нейродинамики, т.е. регуляции нормального соотношения
возбудительных и тормозных процессов в работе мозга – колебания
работоспособности и повышенная истощаемость активности мозга;
• повышенная отвлекаемость, невнимательность;
• замедленность темпа работы, либо моторная гиперактивность и
речевая расторможенность;
• трудности запоминания и воспроизведения информации,
независимо от ее модальности (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной);
• особенности эмоционального реагирования (повышенная
тревожность или склонности к грусти, пессимизму, эмоциональной
неуравновешенности с быстрым переходом от плача к смеху и наоборот, либо
склонность «застревать» на какой-то эмоции);
• двигательные нарушения (гипо- или гипертонус в мышцах; в
графической деятельности тенденция к макро- или микрографии, неровность
строки, изменение нажима; синкинезии – лишние движения языком, губами,
плечами и т.д. при выполнении заданий; моторная гиперактивность).
За счет:
● активной работы мелкой моторики в процессе занятий лепкой
● дополнительных заданий на развитие всех высших психических
процессов
● благоприятного эмоционального фона
● индивидуальному подходу
● высокому уровню мотивации
● учету возрастных особенностей
нейролепка позволяет компенсировать анатомическое созревание мозговых структур и
сбалансировать формирование функциональных систем высших психических функций.
Цель программы: Создание условий для развития когнитивных и творческих
способностей учащихся через технику лепки с элементами кинезиологии.
Задачи:
· Образовательные: Обучить различным техникам и приемам работы с пластилином;
расширить
кругозор
учащихся
через
тематические
беседы.
· Развивающие: Развивать мелкую моторику и тактильное восприятие; способствовать
развитию межполушарного взаимодействия; развивать пространственное мышление,
воображение,
речь
и
память.
· Воспитательные: Воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие; формировать
навыки работы в коллективе; прививать эстетический вкус и интерес к творчеству.
Формы организации деятельности: групповые и индивидуальные практические занятия,
беседы, выставки, мини-проекты.
Приёмы национального воспитания в рамках методики
Национальное воспитание – важная часть гармоничного воспитания
личности. Реализуется через изучение культурно-исторического опыта
родного народа, его традициях, обычаях, обрядах, многовековой воспитательной
мудрости.
В программу нейролепки можно включить изучение культуры:
• сказки
• герои
• национальные блюда
• орнаменты
• узоры
• пословицы-поговорки
• посуда
• праздники
• традиции
• одежда
• быт
Также, актуальным является воспитание патриотизма, любви к Родине.
Эти понятия не формируются просто внушениями. Любовь к Родине – это
любовь к родителям, природе, понимание рода, традиций. Родина – это наши
настоящие друзья и подруги. Воспитание желания заботиться и сохранять это,
уметь защитить в сложную минуту.
Творческая деятельность детей 7-11 лет
Лепка из пластилина
Задачи:
1. Учить детей лепить объемные фигуры.
2. Закреплять умение соединять детали друг с другом.
3. Развивать композиционные умения – размещать несколько
объектов, создавать гармоничную композицию.
4. Развивать способности к формообразованию.
5. Развивать мелкую моторику, умение синхронизировать работу обеих рук.
6. Формировать у детей творческие способности посредством использования
пластилинографии.
7. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе,
индивидуально.
8. Учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в
составлении композиции)
Для достижения цели, задач и усвоения содержания программы необходимо
опираться в процессе обучения на следующие педагогические принципы и методы
обучения:
- наглядность – демонстрация упражнений педагогом, образный рассказ,
имитация движений.
- доступность – обучение от простого к сложному, от известного к неизвестному.
- систематичность – регулярность занятий с постепенным увеличением
количества упражнений, усложнением способов их выполнения.
- индивидуальный подход – учет особенностей восприятия каждого ребенка.
- увлеченность – каждый должен в полной мере участвовать в работе.
- сознательность – понимание выполняемых действий, активность.
В программе учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его
жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения
им образования (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности
отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
возможности освоения ребенком программы на разных этапах ее реализации.
Планируемые
результаты:
· Личностные: Умение выражать свои эмоции через творчество; проявление интереса к
самостоятельному
творческому
труду.
· Метапредметные: Развитие навыков планирования и контроля своей деятельности;
умение
презентовать
результаты
своего
труда.
· Предметные: Овладение основными приемами лепки; умение создавать творческие
работы
по
образцу
и
на
основе
собственного
замысла.
Срок
реализации
программы:
1
год
(33
учебные
недели).
Учебный план (33 ч/1 ч в неделю)
№
Тема
Содержание
Кол-во
часов
1
«Здравствуй,
пластилиновый
мир!»
Знакомство с материалами, правилами работы. 1
Кинезиологическая разминка «Колечко», «Кулакребро-ладонь». Лепка «эмоций» из шариков (радость,
грусть, удивление) для диагностики и развития
эмоционального интеллекта.
2
«Чудо-дерево
знаний»
Создание коллективного дерева класса (каждый лепит 1
свой листик с отпечатком). Развитие чувства
общности, работа в команде. Обсуждение целей на
год.
3
«Дары
Корзина
урожаем»
4
«Сказочный
единорог»
5
«Волшебный букет (ко Дню Учителя, 05.10) Беседа о празднике. Лепка 1
для учителя»
открытки-панно с цветами. Развитие аккуратности,
желания делать подарки.
6
«Ловец
снов» Беседа о традициях, символах. Лепка амулета «Ловец 1
(индейская тема)
снов» из пластилина и природных материалов
(перышки,
палочки).
Развитие
симметрии,
композиции.
7
«Драконы и добрые Работа со страхами через творчество. Лепим доброго 2
чудовища»
дракона/чудовища. Упражнение «Опиши своего
монстра: какой он, что любит?» (развитие речи и
эмоционального интеллекта).
8
«Подводный мир. Расширение кругозора. Лепка осьминога, рыбы- 1
Тайна океана»
клоуна. Кинезиологическое упражнение «Водолаз»
(дыхательное + перекрестные движения). Создание
общей композиции на синем картоне.
9
«Сова — мудрая Символика совы. Лепка совы из «блинов» и 1
голова»
жгутиков. Игра «Мудрый совет»: ребенок дает один
«мудрый совет» от имени своей совы.
10
«Подарок ко Дню (04.11) Беседа о многообразии культур России. Лепка 1
народного
узорного коврика или плитки (орнамент) для
единства»
развития симметрии и мелкой моторики.
11
«Готовимся к зиме. Развитие фантазии. Лепка домика и его «украшение» 1
Пряничный домик» бусинами, крупами. Развитие тактильных ощущений,
планирования.
12
«Зимний
осени. Беседа об осени. Лепка овощей и фруктов 1
с (закрепление форм, цветов). Упражнение на
сортировку: «Разложи по корзинкам» (развитие
классификации и внимания)
Мифы и легенды о единорогах. Лепка по образцу. 1
Развитие воображения: «Придумай волшебное имя и
способность для своего единорога».
пейзаж. Наблюдения за природой. Закрепление техники 1
Снегири на ветке»
пластилинографии. Создание пейзажа.
чувства цвета (холодные оттенки)
Развитие
13
«В гостях у Деда Подготовка к Новому году. Лепка новогоднего 1
Мороза»
символа — оленя, звезды или самого Деда Мороза
14
«Новогодний
желаний»
15
«Рождественский
ангел»
16
«Сильная
и Беседа о годе Синей Деревянной Лошади, ее 2
красивая Лошадь» характере. Лепка лошадки (ориентация на образец с
(Символ 2025 года) возможностью украсить гриву, уздечку).
17
«Защитник
(ко Дню защитника Отечества, 23.02) Беседа о 1
Отечества.
Танк празднике. Лепка техники или медали. Развитие
или самолет»
пространственного мышления и чувства гордости.
18
«Букет для мамы» Лепка объемного букета цветов в корзинке или вазе. 1
(к 8 Марта)
Обсуждение цветов и их значений (тюльпан —
забота, роза — любовь).
19
«Космическое
Расширение кругозора. Лепка ракеты, планеты, 1
путешествие» (ко инопланетянина. Развитие воображения: «Что ты
Дню космонавтики, увидел в космосе?».
12.04)
20
«Веселые
смайликимагниты»
21
«Насекомые.
Знакомство с миром насекомых. Лепка божьей 1
Божья коровка на коровки
с точечным декором. Закрепление
листке»
симметрии.
22
«Пасхальное яйцо» Беседа о традициях. Лепка и украшение яйца 1
орнаментом с помощью стеки и подручных
материалов.
23
«День
Победы. Беседа о мире и подвиге. Коллективная работа 1
Голубь мира»
«Голубь мира» в технике пластилинография.
24
«Мой
домашний Развитие речи и эмпатии. Лепка кошки, собаки, 1
питомец»
хомячка. Рассказ о характере своего питомца или о
том, какого бы хотел.
25
«Чудо-растение.
Волшебный
кактус»
26
«По
мотивам Развитие речи. Лепка персонажей сказки (колобок, 2
сказок. Колобок»
заяц, волк, медведь, лиса). Инсценировка сказки.
27
«Мороженое
Сладкоежки»
28
«Летнее
шар Лепка елочного шара-магнита. Обсуждение традиции 1
загадывать желания. Упражнение «Какое желание ты
загадаешь для своей семьи?»
Беседа о добре и чуде. Лепка ангела из пластилина и 1
бусин. Развитие мелкой моторики и аккуратности.
Работа с эмоциями. Лепим смайлики (радость, 1
задумчивость, удивление). Обсуждение, в каких
ситуациях мы их испытываем.
Развитие фантазии. Лепим кактус в горшке, но он не 1
простой, а волшебный (с цветами-светильниками,
плодами-конфетами).
для Лепка любимого мороженого в стаканчике или рожке. 1
Украшение «присыпкой» из крупы. Развитие
фантазии и тактильных ощущений.
Закрепление техники лепки. Создание симметричной 1
настроение.
Бабочкакрасавица»
29
бабочки, украшение узором.
«Выставка наших Подготовка к итоговой выставке. Дети выбирают 2
достижений»
свои лучшие работы, готовят короткие рассказы о
них. Оформление выставки «Волшебные пальчики».
Итого
33 ч
Примечания для учителя:
· Кинезиологические упражнения: Проводите 3-5-минутную разминку в начале каждого
занятия («Колечко», «Ухо-нос», «Зеркальное рисование», «Перекрестные шаги»). Это
настроит мозг на продуктивную работу.
· Адаптивность: Темы и сложность поделок могут адаптироваться под интересы и
возможности конкретного класса.
· Акцент на год Лошади: Тема №16 подробно раскрывает символ года, что позволяет
интегрировать культурный компонент.
· Нейропедагогика: Каждое занятие включает элементы для развития межполушарных
связей (лепка двумя руками), речи (обсуждение, рассказ), эмоционального интеллекта
(обсуждение чувств, работа с эмоциями) и воображения.
· Выставка: Итоговое занятие — это важное событие, которое позволяет ребенку осознать
свой прогресс и почувствовать успех.
Примеры кинезиологических упражнений:
«Колечко»
Нужно всеми пальцами одной руки по очереди сложить колечко с большим пальцем.
Попросите ребенка пройтись сначала в одну сторону, потом в другую. Чем быстрее будет
получаться, тем лучше. Когда движения будут отработаны каждой рукой, можно
усложнить задачу и
делать двумя
руками одновременно.
«Зайчик и лисичка»
Суть упражнения в том, чтобы научиться складывать из пальцев зайчика и лисичку.
Сначала покажите ребенку, как делать лисичку. Для этого необходимо соединить средний
и безымянный пальцы с большим таким образом, чтобы получилось подобие вытянутой
мордочки лисы. Получилось? Отлично, пусть отработает это движение, пока не начнет
получаться без ошибок и быстро. То же самое проделайте и с зайцем. Затем скажите
ребенку, что зверушки не должны встречаться, поэтому руки следует чередовать,
показывая
одной
зайца, а другой
лису.
«Колечко-зайчик-
цепочка»
Опять в работе пальчики. Ребенок уже может складывать зайчика и колечко, а цепочку
сделать легко. Сначала покажите упражнение, затем попросите ребенка повторить. Пусть
попеременно складывает колечко, зайчика и цепочку сначала одной рукой, потом другой, а
затем обеими одновременно.
Формы подведения итогов
В образовательном процессе используются следующие виды контроля:
-входной - проводится в начале обучения по программе, предусматривает
изучение личности обучающегося с целью знакомства с ним (наблюдение, устный
опрос,анкетирование).
- текущий– проводится после прохождения какой-нибудь темы, для определения
уровня освоения программного материала и дальнейшей корректировке действий
педагога(наблюдение, устный опрос, творческое задание).
- промежуточный – проводится в середине учебного года с целью определения
уровня компетентности обучающихся (наблюдение, творческое задание).
- итоговый – проводится в конце обучения по программе с целью определения
качества усвоения программного материала и проводится в виде выполнения творческих
заданий, а также оформляется итоговая выставка работ обучающихся.
Материально-техническое обеспечение
− учебный кабинет;
−стулья и столы для обучающихся и педагога, магнитная доска, шкафы и стеллажи для
хранения дидактических пособий и учебных материалов;
- перечень материалов для занятий: пластилин классический, воздушный пластилин,
плотный картон, планшет для работы с пластилином, стеки.
Информационное обеспечение: аудио-, видео-, фото-, интернет -источники, цифровые,
учебные и другие информационные ресурсы, обеспечивающие реализацию программы:
- сборник педагогических идей для занятий по нейролепке
Дидактическое
и
методическое:
·
Пластилин
разных
цветов.
·
Стеки,
доски
для
лепки.
·
Природные
материалы
(шишки,
веточки,
семена).
·
Бросовый
материал
(пуговицы,
бусины,
нитки).
·
Картон,
цветная
бумага.
·
Ножницы,
клей.
· Кинезиологические карточки с комплексами упражнений.
Список литературы:
-Васильева Л.Ф. «теоретические основы прикладной кинезиологии.» - Москва, изд-во
ВИС, 2003г
-Коновалова В.Н. Нейродинамическая гимнастика как средство коррекции и развития интеллектуальных возможностей детей с ОВЗ
-Шерементьев К. П. Интеллектика. Как работает мозг. Интеллектика. Как работает ваш
мозг»: ИГ «Весь»; Санкт-Петербург; 2013г
-Лыкова, И.А. Пластилиновый ежик. Азбука лепки/ И.А. Лыкова. - М.: Карапуз, 2005г
-Алексахин Н.Н. Учебное пособие для внеурочной работы с детьми
младшего школьного возраста // Н.Н. Алексахин. - Москва: АГАР, 2009г
-Горичева С.В., Нагибина М И «Сказку сделаем из глины, теста, снега,
пластилина» // С.В. Горичева, М И Нагибина Академия развития-2005г
-Расщупкина С.Ю. «Лепка из пластилина» // С.Ю. Расщупкина, 2010г
-Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке-// Н.С.
Боголюбов Москва, «Просвещение»2003г