АРП_география_9 кл.

Адаптированная рабочая программа
по предмету «География»
АООП (1 вариант)
для учащихся 9 класса
2025-2026 уч. год

МО Богданович
2025
1

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «География» для 9 «а» предназначена для обучения
учащихся старше 18 лет с интеллектуальными нарушениями (2-ой год обучения) составлена на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отстало- стью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026
(https://clck.ru/33NMkR). Она разработана на основе требований следующих нормативно-правовых
документов:
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
-«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» СП 2.4.3648-20
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей,
а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «География» относится к предметной области «Естествознание» и является
обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «География» в 9 классе
рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часов в год (1 час в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «География».
Цель обучения - сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для
объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических и экологических
процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности
жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачи обучения:
формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и социальноэкономических процессов и их взаимосвязей;
формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;
формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки
географических объектов и явлений;
формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной
жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания,
соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;
овладение основами катастрофической грамотности и использование элементарных
практических умений и приемов использования географической карты для получения
географической информации;
формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями
географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий.
Рабочая программа по учебному предмету «География» в 9 «б» классе определяет
следующие
задачи:
познакомить с культурой и бытом разных народов;
показать особенности взаимодействия человека и
природы; помочь усвоить правила поведения в
природе;
содействовать
патриотическому,
эстетическому,
экологическому воспитанию;
формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части
России;
2

учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинноследственные зависимости;
содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение. Расширять
лексический запас. Развивать связную речь.
Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету
«География» в 9 классе
Личностные результаты:
умение нести личную ответственность за свои поступки на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости;
умение слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и пытаться
аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
сформированность ответственного отношения к выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений;
владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
осознание своей этнической принадлежности, обобщение знаний о культуре народов родного
края;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том
числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование
доступных информационных технологий для коммуникации;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «География»
в 9 классе
Минимальный уровень:
представление об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности
людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;
владение приемами элементарного чтения географической карты: декодирование условных
знаков карты; определение направлений на карте; определение расстояний по карте при помощи
масштаба; умение описывать географический объект по карте;
выделение, описание и объяснение существенных признаков географических объектов и
явлений;
сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным критериям;
использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и
процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в
случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
применение элементарных практических умений и приемов работы с географической картой для
получения географической информации;
ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценка их
изменения в результате природных и антропогенных воздействий;
нахождение в различных источниках и анализ географической информации;
применение приборов и инструментов для определения количественных и качественных
характеристик компонентов природы;
называние
и показ на иллюстрациях
изученных
культурных
и исторических
памятников своего родного края.
3

Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов
освоения рабочей программы по учебному предмету «География» в 9 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в
овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных
единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
 ориентируется на карте, находит и показывает географические объекты самостоятельно;
 понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными распространенными
предложениями;
 соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры, подтверждающие
высказанное суждение;
 классифицирует объекты на группы по существенным признакам;
 дает последовательное описание объекта, раскрывающее его существенные признаки и
свойства;
 правильно устанавливает причинно-следственные связи.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
 ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и показе объекта;
 дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в построении предложении;
 не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена последовательность в
описании объекта, явления.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
 испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов на карте;
 дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос,
 материал излагает недостаточно полно и последовательно, нуждается в помощи учителя;
 испытывает трудности при классификации объектов на группы;
 самостоятельно не может обобщить полученные знания и установить причинноследственные связи.
Оценка «2» - не ставится.

4

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Содержание учебного предмета «География» в 9 «б» классе (для обучающихся старше 18 лет)
позволяет формировать у обучающихся широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как
умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать
определения понятиям.
Подбор материала в 9 «б» классе (для обучающихся старше 18 лет) предусматривает углубление,
систематизацию и обобщение знаний о материках и океанах. Изучение вопросов физической,
экономической и социальной географии разных стран рассматривается в тесной взаимосвязи, а
природа изучается как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для
развития народного хозяйства. Компактное изучение этих стран дает возможность рассказать о
распаде монополизированного государства, на данном материале проанализировать последствия,
повлиявшие на углубление экономического кризиса и на усугубление национальных проблем.
В процессе изучения стран Евразии предусматривается просмотр видеофильмов о природе,
достопримечательностях изучаемой страны, культуре и быте ее народа.
Заканчивается курс географии региональным обзором. В процессе изучения своего края
обучающиеся систематизируют знания о природе края, знакомятся с местными экономическими
проблемами, узнают о профессиях, на которые имеется спрос в данном регионе. Уделяется
внимание изучению социальных, экологических и культурных аспектов. Рассмотрение вопросов
истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет способствовать
воспитанию у обучающихся патриотических чувств.
Содержание разделов
№

Название раздела

Количество
часов
1

Контрольные работы

1.

Введение. Политическая карта Евразии

2.

Западная Европа

3

3.

Южная Европа

1

4

Северная Европа

2

5

Восточная Европа

9

6.

Центральная Азия

2

7.

Юго-Западная Азия

3

8

Южная Азия

1

9

Восточная Азия

3

10

Юго-Восточная Азия

2

11

Россия (повторение)

3

1

12

Свой край

4

1

34

2

Итого

5

№

КЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ГЕОГРАФИЯ»

Тема предмета

Кол-во
часов

III.

Программное содержание

Минимальный уровень

Введение. Государства Евразии - 1 час
1. Политическая
1ч.
Закрепление и систематизация знаний
карта Евразии
05.09 обучающихся о Евразии как самом
большом и густонаселённом материке
земного шара, его географическом
положении, хозяйстве и населении.
Совершенствование навыков работы с
географическими картами. Формирование
Представлений обучающихся о
разнообразии стран. расположенных на
материке. Закрепление знаний обучающихся
о географическом положении, хозяйстве и
населении России
Западная Европа – 3 часа
2.
.

Великобритания
(Соединенное
Королевство
Великобритании
и Северной
Ирландии)

Дифференциация видов деятельности обучающихся

1ч.
Формирование
представлений
12.09 обучающихся о странах Западной Европы.
Знакомство
обучающихся
с
географическим положением, природными
условиями, хозяйством, населением
Закрепление
знаний
школьников
зависимости климата от географического
положения объекта

Достаточный уровень

На политической карте Евразии
знакомятся с разнообразием
стран, расположенных на
материке. Показывают границу
между Европой и Азией,
выделенной заранее учителем.
Показывают крупнейшие
государства Евразии, используя
помощь учителя

На карте показывают Евразию. По
политической карте перечисляют
крупнейшие государства Европы и
Азии. По физической карте
показывают условную границу
между Европой и Азией. Называют
регионы Европы и Азии,
записывают их в тетрадь

Показывают
на
карте
Великобританию, используя
помощь учителя. Называют
формы поверхности по
опорным словам. Составляют
рассказ о Лондоне, используя
предложенные учителем
предложения. Отмечают на
контурной карте
Великобританию и ее столицу, с
помощью

Описывают географическое
положение Великобритании.
Называют и показывают на карте
формы поверхности страны.
Рассказывают о климате
Великобритании. Перечисляют
представителей животного и растительного мира. Составляют рассказ
о традициях, культуре и
быте народов Великобритании.
Отмечают в контурной карте
страну и ее столицу

6

3.

4.

Франция
(Французская
Республика)
Германия
(Федеративная
Республика
Германии)

1ч.
Формирование представлений обучающихся
19.09 о странах Западной Европы. Знакомство
обучающихся с географическим положением,
природными условиями, хозяйством,
населением, культурой и
достопримечательностями Франции.
Формирование интереса к изучаемому
предмету

Показывают на карте Францию,
ее столицу, используя помощь
учителя. Составляют рассказ о
Париже по предложенным
учителем предложениям.
Отмечают в контурной карте
страну и ее столицу, заранее
выделенные учителем

Показывают на карте Францию,
столицу
и
крупные
города.
Отмечают их на карте. Называют
формы
поверхности
страны,
полезные ископаемы. Сравнивают
климат Франции и Великобритании.
Составляют рассказ о культуре,
быте, традициях французского
народа. Рассказывают о Париже и
его
достопримечательностях,
опираясь на текст в учебнике

Австрия,
Испания,
Италия

1ч.
Знакомство с положением на карте, при26.09 родно-климатическими
особенностями,
высокоразвитой экономикой и с/х Австрии и
Швейцарии.
Формирование представлений об

Показывают на политической
карте изучаемые государства,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям
рассказывают, чем
занимаются
жители государства

Показывают на карте изучаемые
государства, их столицы, отмечают
на контурной карте.
Определяют по физической карте
формы поверхности. Рассказывают
о главных особенностях

экономике стран Западной Европы. Показ
причинно-следственной зависимости
между географическим положением,
климатом, природой и развитием
международного туризма в государствах
Западной Европы

природы, экономики и хозяйственной
деятельности населения. Составляют
рассказ о главных
достопримечательностях одной из
стран

Южная Европа - 1час

7

5.

Южная Европа.
Греция

1ч.
Формирование представлений обучающихся
03.10 о странах Южной Европы. Сравнение
природных условий стран Южной Европы.
Знакомство с географическим положением,
рельефом, водоёмами, природными
условиями, хозяйством, изучаемых стран.
Закрепление
знаний
о
великих
географических открытиях португальских
мореплавателей Колумба и Магеллана

Формирование представлений обучающихся
о странах Южной Европы. Сравнение
природных условий стран Южной Европы.
Знакомство с географическим положением,
рельефом, водоёмами, природными
условиями, хозяйством Греции

.

Показывают
на
карте
изучаемые страны, используя
помощь учителя. Называют
формы поверхности по
опорным словам. Составляют
рассказ о любом крупном
городе этих государств,
используя
предложенные учителем
предложения
Показывают на карте Грецию,
ее столицу, используя помощь
учителя. Составляют рассказ об
Афинах по предложенным
учителем предложениям.
Отмечают в контурной карте
страну и ее столицу, заранее
выделенных
учителем

Показывают на карте изучаемые
государства, их столицы, отмечают
на контурной карте.
Определяют по физической карте
формы
поверхности.
Рассказывают
о
главных
особенностях
природы,
экономики и хозяйственной
деятельности
населения.
Составляют рассказ о главных
достопримечательностях одной
из стран
Показывают на политической
карте Грецию и ее столицу.
Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают в
контурной карте географические
объекты, предложенные учителем.
Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства

Северная Европа - 2 часа
6.

Норвегия

1ч.
Формирование представлений обучающихся
10.10 о странах Северной Европы. Знакомство с
географическим положением, рельефом,
природными условиями, хозяйством
Норвегии. Формирование навыков показа
географических объектов на настенной
карте

Показывают на политической
карте Норвегию и ее столицу,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной карте.
По иллюстрациям рассказывают,
чем занимаются жители
государства

Показывают на политической карте
Норвегию и ее столицу.
Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают в
контурной карте географические
объекты, предложенные учителем.
Перечисляют
отрасли промышленности и
сельского хозяйства

8

7.

.

Швеция.
Финляндия

1ч.
Формирование представлений обучающихся
17.10 о странах Северной Европы. Знакомство с
географическим положением, рельефом,
природными условиями, хозяйством
Швеции. Формирование навыков показа
географических объектов на настенной
карте. Формирование бережного отношения
к окружающей среде на примере решения
экологических проблем в Швеции
Формирование представлений обучающихся
о странах Северной Европы. Знакомство с
географическим положением, рельефом,
природными условиями, хозяйством
Финляндии. Традиции населения Северной
Европы. Формирование навыков показа
географических объектов на настенной
карте.

Восточная Европа – 9 часов
1ч.
8.
Польша
24.10
Повторени
еи
закреплен
ие
изученног
о за 1
четверть

Знакомство с географическим положением,
рельефом, природными условиями,
хозяйством Польши. Формирование
навыков показывания географических
объектов на настенной карте

Показывают на политической
карте Швецию и ее столицу,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям
рассказывают, чем
занимаются жители
государства
Показывают на политической
карте Финляндию и ее столицу,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям
рассказывают, чем занимаются
жители государства

Показывают на политической
карте Польшу и ее столицу,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям
рассказывают, чем
занимаются жители
государства

Показывают на политической карте
Швецию и ее столицу. Определяют
по физической карте формы
поверхности. Отмечают в контурной
карте географические объекты,
предложенные учителем.
Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства
Показывают на политической карте
Финляндию и ее столицу.
Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают в
контурной карте географические
объекты, предложенные учителем.
Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства.
Показывают на политической
карте Польшу и ее столицу.
Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают в
контурной карте географические
объекты, предложенные учителем.
Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства

9

9.

Чехия. Словакия

1ч.
Формирование представлений обучающихся
07.11 о странах Восточной Европы. Знакомство с
географическим положением, рельефом,
природными условиями, хозяйством
изучаемых стран. Сравнение характеристик
двух государств Восточной Европы – Чехии
и Словакии.

10.

Венгрия.
Румыния

1ч.
Продолжение формирования
14.11 представления обучающихся о странах
Восточной Европы.
Знакомство с географическим положением,
рельефом,
природными
условиями,
хозяйством Венгрии.
Развитие и совершенствование навыков
обучающихся при работе с настенной картой
и картами приложения к учебнику.
Формирование представлений обучающихся
о странах Восточной Европы.
Знакомство с географическим положением,
рельефом, природными условиями,
хозяйством изучаемых стран. Сравнение
характеристик двух государств Восточной
Европы – Румынии и Болгарии.
Формирование навыков показа
географических объектов на настенной
карте

.

Показывают
на
карте
изучаемые страны, используя
помощь учителя. Называют
формы поверхности по
опорным словам. Составляют
рассказ о любом крупном
городе этих государств,
используя
предложенные учителем
предложения
Показывают на политической
карте Венгрию и ее столицу,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям
рассказывают, чем
занимаются жители
государства
Показывают
на
карте
изучаемые страны, используя
помощь учителя. Называют
формы поверхности по
опорным словам. Составляют
рассказ о любом крупном
городе этих государств,
используя
предложенные учителем
предложения

Рассказывают о географическое
положении изучаемых стран, что
влияет на климат этой страны, какие
отрасли промышленности особенно
развиты. Составляют рассказ о
достопримечательностях одного из
государств

Показывают на политической карте
Венгрию и ее столицу. Определяют
по физической карте формы
поверхности. Отмечают в контурной
карте географические объекты,
предложенные учителем.
Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства
Показывают на карте изучаемые
государства, их столицы, отмечают
на контурной карте.
Определяют по физической карте
формы
поверхности.
Рассказывают
о
главных
особенностях приоды, экономики
и хозяйственной деятельности
населения. Составляют рассказ о
главных достопримечательностях
одной из стран

10

11.

Сербия и
Черногория

12.

Эстония.
Латвия

.

1ч.
Формирование представлений о государствах
21.11 Восточной Европы
– Сербии и Черногории. Развитие и
совершенствование навыков обучающихся
при работе с настенной картой

Называют изучаемые
государства и их столицы.
Отмечают в контурной карте,
используя помощь учителя.
Записывают в тетрадь отрасли
сельского хозяйства и
промышленности, опираясь на
текст учебника и используя помощь учителя
1ч.
Формирование представлений обучающихся о Показывают на политической
28.11 государствах Восточной Европы. Знакомство с карте Эстонию и ее столицу,
государствами Балтии. Сравнение занятий
используя помощь учителя.
населения прибалтийских государств, отрасли Отмечают их в контурной
промышленности и сельского хозяйства
карте. По иллюстрациям
рассказывают, чем
занимаются жители
государства
Формирование представлений обучающихся о
государствах Восточной Европы. Знакомство с
географическим положением, рельефом,
природными условиями, хозяйством Латвии.
Сравнение занятий населения прибалтийских
государств, отрасли промышленности и
сельского хозяйства. Совершенствование
навыков работы с географической картой,
навыков работы в контурных картах

Показывают на политической
карте Латвию и ее столицу,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям
рассказывают, чем
занимаются жители
государства

Показывают на карте изучаемые
государства, их столицы, отмечают
на контурной карте.
Определяют по физической карте
формы поверхности. Рассказывают о
главных особенностях природы,
экономики и хозяйственной
деятельности населения.
Показывают на политической карте
Эстонию и ее столицу. Определяют
по физической карте формы
поверхности. Отмечают в контурной
карте географические объекты,
предложенные учителем.
Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства
Показывают на политической
карте Латвию и ее столицу.
Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают в
контурной карте географические
объекты, предложенные учителем.
Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства

11

13.

Литва
(Литовская
Республика)

1ч.
Формирование представлений обучающихся
05.12 о государствах Восточной Европы.
Знакомство с географическим положением,
рельефом, природными условиями,
хозяйством Литвы. Сравнение занятий
населения прибалтийских государств

Показывают на политической
карте Литву и ее столицу,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям
рассказывают, чем
занимаются жители
государства

Показывают на политической
карте Литву и ее столицу.
Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают в
контурной карте географические
объекты, предложенные учителем.
Перечисляют отрасли
промышленности и с.х

12

14.

Республика
Беларусь.
Украина

Формирование представлений обучающихся
о государствах Восточной Европы.
Знакомство с географическим положением,
природой, хозяйством, населением
Украины.
Работа над совершенствованием навыков
показа географических объектов на карте,
навыков работы с контурной картой

.

15.

1ч.
Формирование представлений обучающихся
12.12 о государствах Восточной Европы.
Знакомство с географическим положением,
природой, хозяйством, населением
Белоруссии.
Работа над совершенствованием навыков
показа географических объектов на карте,
навыков работы с контурной картой

Молдавия
(Республика
Молдова)

1ч.
Формирование представлений обучающихся
19.12 о государствах Восточной Европы.
Знакомство с географическим положением,
природой, хозяйством, населением
Молдавии.
Работа над совершенствованием навыков
показа географических объектов на карте,
навыков работы с контурной картой

Показывают на карте страну,
столицу и крупные города,
используя помощь учителя.
Составляют рассказ о
Беловежской пуще по
предложенным учителем
предложениям

Показывают на политической карте
Республику Беларусь и ее столицу.
Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают в
контурной карте географические
объекты, предложенные учителем.
Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства.
Составляют рассказ о главных
достопримечательностях
Белоруссии
Показывают на карте страну,
Показывают на политической карте
столицу и крупные города,
Украину и ее столицу. Определяют
используя помощь учителя.
по физической карте формы
Отмечают их в контурной карте. поверхности. Отмечают в контурной
По иллюстрациям рассказывают, карте географические объекты,
чем занимаются жители
предложенные учителем.
государства
Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства.
Показывают на политической
Показывают на политической
карте Молдавию и ее столицу,
карте Молдавию и ее столицу.
используя помощь учителя.
Определяют по физической карте
Отмечают их в контурной карте. формы поверхности. Отмечают в
По иллюстрациям
контурной карте географические
рассказывают, чем
объекты,
предложенные
занимаются жители
учителем. Перечисляют отрасли
государства
промышленности и сельского
хозяйства.

13

1ч.
Повторение, обобщение и
26.12 систематизирование знаний обучающихся об
изученных государствах Европы. Сравнение
стран Европы
по размерам, природным условиям и нациоПовторение и
нальным особенностям. Продолжение
закрепление за 2
формирования навыков показа изученных
четверть
государств на географических картах, навыков составления рассказов об одном из изученных государств Европы по плану, опорным словам и иллюстрациям
Центральная Азия – 2 часа
17.
Казахстан.
1ч.
Формирование представлений
Узбекистан.
16.01 обучающихся о государствах Центральной
Азии.
Туркменистан
Формирование системы знаний об основных
особенностях ГП страны. Раскрытие
главных особенностей природы, экономики,
населения и хозяйственной деятельности
Казахстана.
16.

.

Обобщающий
урок
«Европейские
государства»

Формирование представлений обучающихся
о государствах Центральной Азии.
Формирование системы знаний об основных
особенностях ГП страны. Раскрытие главных
особенностей природы, экономики, населения и
хозяйственной деятельности Узбекистана.
Работа над совершенствованием навыков
показа географических объектов на карте,
навыков работы с контурной картой

Показывают на карте
государства Европы, заранее
обозначенные учителем.
Называют по приложению к
учебнику характерные
особенности стран Европы с
опорой на предложения и
иллюстративный материал,
предложенный учителем

Показывают на карте государства
Европы. Дают краткую
характеристику стран Европы с
опорой на карты и с помощью
учителя

Показывают на политической
карте Казахстан и его столицу,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной карте.
По иллюстрациям рассказывают,
чем занимаются жители
государства

Показывают на политической карте
Казахстан и его столицу.
Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают в
контурной карте географические
объекты, предложенные учителем.
Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства
Показывают на политической Показывают на политической карте
карте Узбекистан и его
Узбекистан и его столицу.
столицу, используя помощь
Определяют по физической карте
учителя. Отмечают их в
формы поверхности. Отмечают в
контурной карте. По
контурной карте географические
иллюстрациям рассказывают, объекты, предложенные учителем.
чем занимаются жители
Перечисляют отрасли
государства
промышленности и сельского
хозяйства

14

.

18.

.

Киргизия.
Таджикистан

Формирование представлений обучающихся
о государствах Центральной Азии.
Формирование системы знаний об основных
особенностях ГП страны. Раскрытие главных
особенностей природы, экономики, населения и
хозяйственной деятельности Туркмении. Работа
над совершенствованием навыков показа
географических объектов
на карте, навыков работы с контурной картой
1ч.
Формирование представлений обучающихся
23.01 о государствах Центральной Азии.
Формирование системы знаний об основных
особенностях ГП страны. Раскрытие главных
особенностей природы, экономики, населения и
хозяйственной деятельности Киргизии. Работа
над совершенствованием навыков показа
географических объектов на карте, навыков
работы с контурной картой
Формирование представлений обучающихся
о государствах Центральной Азии.
Формирование системы знаний об основных
особенностях ГП страны. Раскрытие главных
особенностей природы, экономики, населения и
хозяйственной деятельности
Таджикистана.
Работа над совершенствованием навыков показа
географических объектов на карте, навыков с
контурной картой

Показывают на политической
карте Туркменистан и его
столицу, используя помощь
учителя. Отмечают их в
контурной карте. По
иллюстрациям рассказывают,
чем занимаются жители
государства

Показывают на политической карте
Туркменистан и его столицу.
Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают в
контурной карте географические
объекты, предложенные учителем.
Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства.
Показывают на политической Показывают на политической
карте Киргизию и ее
карте Киргизию и ее столицу.
столицу, используя помощь
Определяют по физической карте
учителя. Отмечают их в
формы поверхности. Отмечают в
контурной карте. По
контурной карте географические
иллюстрациям рассказывают, объекты, предложенные учителем.
чем занимаются жители
Перечисляют отрасли
государства
промышленности и сельского
хозяйства
Показывают на политической
карте Таджикистан и его
столицу, используя помощь
учителя. Отмечают их в
контурной карте. По
иллюстрациям рассказывают,
чем занимаются жители
государства

Показывают на политической карте
Таджикистан и его столицу.
Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают в
контурной карте географические
объекты, предложенные учителем.
Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства

Юго-Западная Азия – 3 часа

15

19.

Грузия.
Азербайджан.
Армения

.

20.

Турция

1ч.
Формирование представлений обучающихся о
30.01 государствах Юго-западной Азии.
Формирование представлений о
географическом положении, природных
условиях, хозяйстве Грузии, обычаях и
традициях грузин.
Раскрытие главных особенностей природы,
экономики, населения и хозяйственной
деятельности

Показывают на политической
карте Грузию и ее столицу,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. Записывают в тетрадь
отрасли сельского хозяйства
и промышленности, опираясь
на текст учебника и
используя помощь

Показывают на политической
карте Грузию и ее столицу.
Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают в
контурной карте географические
объекты, предложенные учителем.
Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства

Продолжение формирования представлений
обучающихся о государствах Юго-западной
Азии.
Знакомство
школьников
с
географическим положением, рельефом,
климатом, природными условиями, хозяйством, населением
Азербайджана. Работа над совершенствованием
навыков показа географических объектов на
карте, навыков работы с
контурной картой

Показывают на политической
карте Азербайджан и его
столицу, используя помощь
учителя. Отмечают их в
контурной карте. По
иллюстрациям рассказывают,
чем занимаются жители
государства. Описывают
рельеф страны, используя
предложенные учителем
предложения
На карте показывают
Турцию и ее столицу,
используя помощь учителя.
В тетрадь записывают
товары, которые
изготавливают в этой стране.
В контурной карте отмечают
города-курорты.

Показывают на политической карте
Азербайджан и его столицу.
Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают в
контурной карте географические
объекты, предложенные учителем.
Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства

1ч.
Формирование представлений обучающихся
06.02 о государствах Юго-Западной Азии.
Знакомство с положением на карте,
климатом, растительным и животным
миром, крупными городами.

Показывают на политической
карте Турцию и ее столицу.
Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают в
контурной карте географические
объекты. Перечисляют отрасли П/х

16

21

Ирак.
Иран.
Афганистан

1ч.
Формирование представлений обучающихся
13.02 о государствах
Юго-Западной Азии. Знакомство
школьников с географическим положением,
климатом, природными условиями,
населением и хозяйством Ирака.
Закрепление знания обучающихся о
типичных представителях растительного и
животного мира пустынь, о населении и его
традициях.
Продолжение формирования представлений
обучающихся о государствах Юго-западной
Азии. Закрепление знаний школьников о
влиянии природных условий на занятия
населения. Работа над совершенствованием
навыков показа географических объектов
на карте, навыков работы с контурной
картой Продолжение формирования
представлений обучающихся о государствах
Юго-западной Азии. Знакомство
школьников с географическим положением,
климатом…

Показывают на политической
карте Ирак и его столицу,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям
рассказывают, чем
занимаются жители
государства. Показывают на
политической карте Иран и
его столицу, используя
помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям
рассказывают, чем
занимаются жители
государства
По иллюстрациям описывают
рельеф
Афганистана.
Отмечают на контурной карте
страну и ее столицу, заранее
выделенные учителем

Показывают на политической
карте Ирак и его столицу.
Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают в
контурной карте географические
объекты, предложенные
учителем. Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства. Показывают на
политической карте Иран и его
столицу.
Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают в
контурной карте географические
объекты, предложенные
учителем. Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства. Показывают на
политической карте Афганистан
и его столицу. Определяют по
физической карте формы
поверхности. Отмечают в
контурной
карте географические объекты

Южная Азия – 1 час

17

22.

Индия
(Республика
Индия)

1ч.
Формирование представлений обучающихся об
20.02 Индии как самом крупном государстве Южной
Азии. Знакомство школьников с
географическим положением, климатом,
природными условиями, населением и
хозяйством Индии

Показывают Индию на карте,
с
помощью
учителя.
Составляют рассказ о ТаджМахале,
используя
предложенные
учителем
предложения

Показывают на политической карте
Индию и ее столицу. Определяют
по физической карте формы
поверхности.
Отмечают
в
контурной карте географические
объекты, предложенные учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности и сельского
хозяйства. Составляют рассказ о
главных достопримечательностях
Индии

18

Восточная Азия – 3часа
23.

Китай

Формирование представлений обучающихся о
1ч.
27.02 государствах Восточной Азии. Знакомство с
самым крупным государством Восточной
Азии – Китаем: географическое положение,
рельеф, реки, климат. Разнообразие
растительного и животного мира Китая.
Знакомство с Китаем как с крупным
индустриально- аграрным государством с
многочисленным населением

На карте показывают Китай,
называют соседей страны с
помощью учителя. В тетрадь
записывают отрасли
промышленности и сельского
хозяйства этой страны,
опираясь на текст учебника

24.

Монголия

1ч.
Формирование представлений обучающихся о
05.03 государствах Восточной Азии. Знакомство
школьников с географическим положением,
рельефом, климатом, природными условиями,
хозяйством и населением Монголии

Показывают на политической
карте Монголию и ее
столицу, используя помощь
учителя. Отмечают их в
контурной
карте.
По
иллюстрациям рассказывают,
чем
занимаются жители
государства

25.

Корея.
Япония

1ч.
Формирование представлений обучающихся о
12.03 государствах Восточной Азии. Сравнение
характеристик географического положения,
хозяйства КНДР и Республики Корея

Показывают
на
карте
изучаемые страны, используя
помощь учителя. Называют
формы
поверхности
по
опорным словам. Составляют
рассказ о любом крупном
городе
этих
государств,
используя
предложенные
учителем предложения

Показывают на политической карте
Китай и его столицу. Определяют
по физической карте формы
поверхности.
Отмечают
в
контурной карте географические
объекты, предложенные учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности и сельского
хозяйства. Составляют рассказ о
достопримечательностях Китая
Показывают на политической карте
Монголию
и
ее
столицу.
Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают в
контурной карте географические
объекты, предложенные учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и сельского
хозяйства
Показывают на карте изучаемые
государства, их столицы, отмечают
на контурной карте. Определяют по
физической
карте
формы
поверхности.
Рассказывают
о
главных особенностях природы,
экономики
и
хозяйственной
деятельности
населения.
Составляют
рассказ
о
главных
достопримечательностях одной из
стран
19

.

Юго-Восточная Азия – 2 часа
26.
Таиланд
1ч.
Индонезия.
19.03
Повторение и
закрепление
изученного за 3
четверть

Формирование представлений обучающихся о
государствах Восточной Азии. Знакомство
школьников с особенностями географического
положения, рельефа, климата Японии.
Формирование представлений о Японии, как
высокоразвитой индустриальной стране. Работа
над совершенствованием навыков показа
географических объектов на карте, навыков
работы с
контурной картой

Показывают Японию на
Показывают на политической карте
физической карте, используя Японию и ее столицу. Определяют
помощь учителя. Составляют по физической карте формы
предложения со словами
поверхности.
Отмечают
в
«землетрясение» и «тайфун». контурной карте географические
Отмечают на контурной
объекты, предложенные учителем.
карте столицу Японии и
Перечисляют
отрасли
крупные города, выделенные промышленности и сельского
учителем
хозяйства. Составляют рассказ о
Токио

Формирование представлений обучающихся
о государствах
Юго-Восточной Азии. Формирование системы
знаний обучающихся об основных особенностях
ГП изучаемых стран. Раскрытие главных
особенностей природы

На карте показывают Азию.
По иллюстрациям
рассказывают, какие формы
рельефа преобладают в
Азии. Называют изучаемые
государства и их столицы.
Отмечают в
контурной карте, используя
помощь учителя.
Записывают в тетрадь
отрасли сельского хозяйства
и промышленности, опираясь
на текст учебника и
используя помощь учителя

экономики, населения и хозяйственной
деятельности

Показывают на карте изучаемые
государства, их столицы,
отмечают на контурной карте.
Определяют по физической карте
формы поверхности.
Рассказывают о главных
особенностях природы,
экономики и хоХозяйственной деятельности
населения. Составляют рассказ о
главных достопримечательностях
одной из стран

20

.

Формирование представлений обучающихся
о государствах
Юго-Восточной Азии. Формирование системы
знаний обучающихся об основных особенностях
ГП изучаемых стран. Раскрытие главных
особенностей природы, экономики, населения и
хозяйственной деятельности

Показывают на карте страну,
столицу и крупные города,
используя помощь учителя.
Отмечают их в контурной
карте. По иллюстрациям
рассказывают, чем
занимаются жители
государства

Показывают на политической
карте страну и ее столицу.
Определяют по физической карте
формы поверхности. Отмечают в
контурной карте географические
объекты, предложенные
учителем. Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства

21

Обобщающий
1ч.
Повторение, обобщение и систематизирование
урок «Государства 02.04 знаний обучающихся об изученных
Азии»
государствах Азии. Сравнение государств Азии
по размерам, природным условиям и
национальным особенностям. Продолжение
формирования навыков показа изученных
государств на географических картах, навыков
составления рассказов об одном из изученных
государств Азии по плану, опорным словам и
иллюстрациям
Россия (повторение) – 3 часа

27.

28.

Границы России.
Россиякрупнейшее
государство
Евразии.
Административн
ое
деление
России

1ч.
Повторение и систематизирование знаний
09.04 обучающихся о географическом положении
России, морских и сухопутных границах
государства. Совершенствование навыков
самостоятельной работы с географическими
картами при
составлении описаний географических
объектов

Показывают на карте
государства Азии, заранее
обозначенные учителем.
Называют по приложению к
учебнику характерные
особенности стран Азии с
опорой на предложения и
иллюстративный материал,
предложенный учителем

Показывают на карте государства
Азии. Дают краткую
характеристику стран Азии с
опорой на карты и с помощью
учителя

Показывают сухопутные и
морские границы нашей
страны, используя помощь
учителя. Называют, заранее
выделенные
учителем,
пограничные государства

Показывают сухопутные и морские
границы России на политической и
физической картах, обозначают ее
на контурной карте. Называют
моря, по которым проходит
государственная
граница.
Определяют по политической
карте государства, граничащие с
Россией

22

Повторение и обобщение знаний
обучающихся о рельефе, водоемах,
особенностях природы, полезных ископаемых,
экономике, населении страны.
Совершенствование навыков показа
географических объектов на карте, навыков
работы с контурной картой

.

29.

Столица и
крупные
города
России

1ч.
Формирование представлений обучающихся о
16.04 Российской Федерации. Повторение и обобщение
знаний школьников о столице России и крупных
городах страны. Совершенствование навыков
самостоятельной работы
при выполнении упражнений в тетради на
печатной основе

Называют и показывают на
настенной карте равнины,
которые
находятся
на
территории
России
(с
помощью учителя). Называют
(заранее
выделенные
учителем) и показывают
крупные реки и отмечают их
на
контурной
карте.
Называют некоторые народы,
проживающие на территории
России
(до
4названий).
Называют и показывают
(заранее
обозначенные
учителем на настенной карте)
крупнейшие месторождения
полезных ископаемых России

Показывают
столицу
и
крупные города на настенной
карте с помощью учителя.
Рассказывают о столице игородах нашей Родины по
предложенным
учителем
предложениям

Называют и показывают на
настенной карте равнины, которые
находятся на территории России.
Называют
горы
России,
показывают на физической карте
России. Перечисляют полезные
ископаемые, которые добываю на
территории России. Называют и
показывают на настенной карте
крупнейшие месторождения нефти
и газа. Наносят на контурную карту
географические
объекты,
выделенные в тексте жирным
шрифтом. Называют и показывают
на карте реки и озера России,
указанные
в
учебнике.
Рассказывают об использовании
водных ресурсов по плану.
Перечисляют названия народов
России (с
опорой на таблицу).
Показывают столицу и крупные
города на настенной карте. Дают
краткую
характеристику
крупнейших
городов
по
предложенным
учителем
предложениям.
Подписывают
названия городов, краев, республик
на контурной карте

23

30.

Обобщающий
урок по теме
«Россия»

1ч.
Обобщение
знаний
о
родной
стране.
23.04 Совершенствование навыков самостоятельной
работы обучающихся в парах, группах при
выполнении различных заданий

Показывают на карте Россию. Дают краткую характеристику
На контурной карте отмечают России
границу
России
и
крупнейшие
города
с
помощью
учителя.
Называют
особенности прир. зон.

Свой край – 4 часа

24

31

История
возникновен
ия нашего
края.
Географичес
кое
положение.
Рельеф.
Население
страны

1ч.
Продолжение формирования представлений
07.05 обучающихся о своем крае. Знакомство с
основными историческими событиями,
происходящими в изучаемой местности.
Формирование представлений о специфике,
уникальности, неповторимости своего края,
необходимости правильного взаимодействия
человека и окружающей среды.
Формирование представлений обучающихся о
географическом положении своего края на
политической и физической карте России
Повторение и закрепление знаний
обучающихся о географическом положении
своего
края на политической и физической карте
России. Совершенствование навыков
самостоятельной работы с настенной картой.
Закрепление знаний обучающихся о поверхности
своего края

Составляют рассказ об
истории возникновения
своего
края, значимых исторических
событиях, используя
краеведческие справочники,
по предложенным учителем
предложениям. Записывают
формы поверхности своего
края в тетрадь
Показывают на настенной
карте свой край с помощью
учителя. Составляют рассказ
о поверхности с помощью
опорных слов и предложений

Рассказывают об истории
возникновения своего края,
значимых исторических
событиях, используя
краеведческие справочники.
Показывают на политической и
физической карте России границы
своего края.
Называют формы рельефа своего
края
Дают характеристику
географического положения
своего края с помощью учителя.
Отмечают на контурной карте.
Составляю рассказ о рельефе
своей местности по предложенному учителем плану

25

32.
.

Климат.
Предсказание
погоды по
местным
признакам.
Народные
приметы.
Полезные
ископаемые и
почвы. Реки,
пруды, озера,
каналы. Охрана
водоемов

1ч.
Закрепление знаний обучающихся об
14.05 особенностях климатических условий своего
края.
Формирование умений пользоваться
краеведческими справочниками для
самостоятельного получения необходимой
информации Повторение и закрепление знаний
обучающихся о почвах и полезных ископаемых
своего края. Систематизация знаний об
использовании полезных ископаемых.
Формирование навыков бережного отношения
и рационального использования природных
богатств. Повторение и обобщение сведений о
водоемах своей местности

Записывают в тетрадь
народные приметы.
Называют местные признаки
природы, по которым можно
предсказать погоду,
используя помощь учителя.
Зарисовывают в тетради
условные знаки полезных
ископаемых и подписывают
их названия
По
условным
знакам,
предложенных учителем,
называют
полезные
ископаемые
своего края. Составляют
рассказ о водных ресурсах по
опорным словосочетаниям и
предложениям

33.

Растительный
мир. Красная
книга. Охрана
растительного
мира.
Животный мир.
Красная
книга. Охрана
животного мира

1ч.
Формирование представлений обучающихся о
21.05 природных богатствах своего края. Знакомство
с уникальными особенностями растительного
мира. Повторение и обобщение знаний о
типичных представителях растительного мира
своего края. Знакомство обучающихся с
экологическими проблемами своего края

По рисункам называют
растения своего края.
Знакомятся с растениями,
занесенными в Красную
книгу. Зарисовывают в
тетрадь одно растение,
составляют о нем рассказ,
используя помощь учителя

Рассказывают о климатических
условиях своего края.
Записывают в тетрадь народные
приметы. Называют местные
признаки природы, по которым
можно предсказать погоду.
Перечисляют полезные
ископаемые своего края,
записывают в тетрадь и
зарисовывают условные знаки.
По геологической карте
определяют полезные
ископаемые своего края.
Рассказывают об их
использовании. По плану
составляют рассказ о водоемах
своего края. Обсуждают
возможности хозяйственного
использования и
охране водоемов
Перечисляют растения своего
края. Записывают в тетрадь
лекарственные растения и как их
используют.
Знакомятся
с
растениями,
занесенными
в
Красную
книгу. Составляют
рассказ
о
вреде
природе,
наносимом
браконьерами. Рассказывают о
заповедниках, заказниках и
национальных парках своего края

26

34.

Обобщающий
урок.
Моя
малая Родина.
Повторение и
закрепление
изученного за
год

1ч.
Обобщение сведений о географическом
28.05 положении, истории, климате, природных
условиях, хозяйстве, населении своего края.
Совершенствование навыков самостоятельной
работы обучающихся при выполнении
различных заданий

Составляют рассказ о своем
крае по плану,
предложенному учителем с
опорой на предложения и
иллюстративный материал

Составляют рассказ о населенном
пункте, в котором проживают, по
плану, предложенному учителем

27

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».