МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования муниципального округа Богданович»
МОУ-СОШ № 4
[
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Изобразительное искусство»
для обучающихся 1-4 классов
(ВАРИАНТ 7.2)
г. Богданович, 2025 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена и реализуется на
основе следующих документов:
Федерального
закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» ((ред. от 31.07.2025г.));
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (1-4 классы) (Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября
2009 г. № 373) (с последующими изменениями);
Федерального образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пр. МО РФ от 19.12.2014г №
1598);
Г.Е.
Программы начального общего образования «Школа России»;
Авторской программы по изобразительному Б.М. Неменского, В.Г. Горяева,
Гуровой
и
др.,
и
является
приложением
к
Адаптированной
основной
общеобразовательной программе начального общего образования учащихся с задержкой
психического развития (вариант 7.2) МОУ-СОШ № 4 г. Богданович;
Основной общеобразовательной программы начального общего образования
МОУ-СОШ № 4 г. Богданович.
Программа отражает содержание обучения предмету «Изобразительное искусство»
с
учетом
особых
образовательных
потребностей
учащихся
с
ЗПР.
Сущность
специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей учащихся раскрывается в
соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении
учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.
Общей целью изучения предмета «Изобразительное искусство» в соответствии с
примерной адаптированной образовательной программой заключается в:
создании условий, обеспечивающих усвоение изобразительного, творческого,
социального и культурного опыта учащимся с ЗПР для успешной социализации в
обществе и усвоения ФГОС НОО;
приобретении первоначального опыта изобразительной деятельности на основе
овладения знаниями в области искусства, изобразительными умениями и проектной
деятельностью;
формировании позитивного эмоционально-ценностного отношения к искусству и
людям творческих профессий.
Общие задачи курса:
2
накопление первоначальных впечатлений о живописи и скульптуре, получение
доступного опыта художественного творчества;
освоение культурной среды, дающей ребенку впечатления от искусства,
формирование стремления и привычки к посещению музеев;
развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от произведений
изобразительного искусства, выделение собственных предпочтений в восприятии
искусства;
формирование простейших эстетических ориентиров (красиво и некрасиво) в
практической жизни ребенка и их использование в организации обыденной жизни и
праздника;
развитие
продуктивного
и
репродуктивного
воображения;
совершенствование ручной моторики и пространственных ориентировок;
овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного
искусства.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного
предмета
Предмет «Изобразительное искусство» является неотъемлемой частью образования
младшего школьника с ОВЗ и имеет важное коррекционно-развивающее значение.
Изучение предмета способствует эстетическому воспитанию. Наряду с формированием
первичных навыков работы с материалами и инструментами, большее место отводится
работе, которая направлена на формирование процессов перцептивного анализа и синтеза.
Актуальным остается внимание к совершенствованию мелких, дифференцированных
движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке
изобразительных навыков.
Реализация
данного
предмета
предусматривает
предметно-практическую
изобразительную деятельность. Возможность практически осваивать изобразительные
способы действия раскрывают потенциальные возможности ребёнка. Уточняются знания
о геометрических формах, цветах, включаются новые для учащегося термины, что
способствует расширению словарного запаса, обогащению знаний о мире.
Содержание программы представлено видами работ с различными материалами:
красками,
пластилином,
бумагой
и
картоном.
Большое
внимание
уделяется
совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук,
зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков.
Развитие художественно-образного мышления учащегося строится на единстве
двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и
3
развитие фантазии, т. е. способности строить художественный образ, выражая свое
отношение к реальности. Каждый новый освоенный прием требует закрепления на
последующих занятиях.
Предмет
«Изобразительное
искусство»
позволяет
успешно
корригировать
типичные для школьника с ЗПР дисфункции (недостатки моторики, пространственной
ориентировки). Помимо общеразвивающего значения, каждый урок по предмету призван
формировать регулятивные действия. От учащегося требуют вербализовать свои замыслы,
построить план действий, соотнести полученный результат с запланированным. Все в
совокупности составляет коррекционное значение предмета.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе
проявляются в следующем:
в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и
общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в
произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических
искусств, характеризовать их специфику; сформированности представлений о ведущих
музеях России и художественных музеях своего региона;
в
ценностно-эстетической
сфере
–
умение
различать
и
передавать
в
художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё
отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей,
выраженных в главных темах искусства, и отражение в их собственной художественной
деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в
пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям
своего и других народов;
в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных
особенностях
произведений,
изображающих
природу
и
человека
в
различных
эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественнотворческой деятельности;
в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства
художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной
деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с
использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Планируемые результаты предметной области «Изобразительное искусство»
на уровне начального общего образования
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
4
Программа
обеспечивает
достижение
выпускниками
начальной
школы
определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения РП по учебному предмету «Изобразительное
искусство» могут проявляться в:
в ценностно-эстетической сфере формирование эмоционально-ценностное
отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);
толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных
ценностей и духовных традиций;
художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений
искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
в познавательной (когнитивной) сфере формирование способность к
художественному познанию мира;
умение применять полученные знания в собственной художественно -
творческой деятельности;
в трудовой сфере — навыки использования различных художественных
материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративноприкладное искусство, художественное конструирование);
стремление использовать художественные умения для создания красивых
вещей или их украшения.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
учащихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом:
умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в
окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и
выразительных средств произведений искусства;
активное использование языка изобразительного искусства и различных
художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов
(литература, окружающий мир, родной язык и др.);
обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и
др.) художественно-эстетическим содержанием;
формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную
художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства
для реализации художественного замысла;
5
формирование
способности
оценивать
результаты
художественно-
творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они
обозначаются в АООП как:
в познавательной сфере — понимание значения искусства в жизни человека
и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в
произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических
искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих
музеях России и художественных музеях своего региона;
развитие
способностей
к
художественно-образному,
эмоционально-
ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства,
выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
в ценностно-эстетической сфере — умения различать и передавать в
художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё
отношение к природе, человеку, обществу;
осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах
искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение
эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах
изученного);
проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего
народа и других народов;
в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о
художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в
различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты
художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства
художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной
деятельности;
моделирование
новых образов
путём
трансформации
известных (с
использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Содержание учебного предмета
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества:
художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность,
передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств
6
общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и
обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия.
Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве.
Представления о богатстве и разнообразии и художественной культуры (на примере
культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства
народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей,
Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров
национального,
российского
и
мирового
искусства.
Представление
о
роли
изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации
его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель,
мелки и т.д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в
искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц,
животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи.
Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в
соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа.
Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания
выразительного образа (пластилин, глина—раскатывание, набор объёма, вытягивание
формы). Объём—основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека
и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для
художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.).
Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного
образа (пластилин—раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон—
сгибание,
вырезание).
Представление
о
возможностях
использования
навыков
художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства
и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры
(украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы;
былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления
народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках,
7
песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве.
Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве
(цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и
т.д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с
учётом местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве.
Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и
перспектива.
Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания.
Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое,
тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т.д. Композиционный центр (зрительный
центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов.
Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа.
Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения.
Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные,
острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и
художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы,
человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в
пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные
формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере.
Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма.
Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.).
Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи
и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль
ритма в декоративно-прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Земля наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их
характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время
года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт.
8
Использование различных художественных материалов и средств для создания
выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь
черепахи, домик улитки и т.д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства,
изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в
произведениях авторов —представителей разных культур, народов, стран (например, А.К.
Саврасов, И.И. Левитан, И.И. Шишкин, Н.К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими
разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или
Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира.
Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры
народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении
жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с
музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в
традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной),
отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира.
Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве.
Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих
лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу,
героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение,
презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование
различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых,
удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли
изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации
его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных,
географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере
изобразительного
и
декоративно-прикладного
искусства
народов
России).
Жанр
натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков,
транспорта и посуды, мебели и одежды, книги игрушек.
Опыт художественно-творческой деятельности
9
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и
художественно-конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж,
человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом,
линией, цветом, объёмом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение
элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного
замысла
в
рисунке,
живописи,
аппликации,
скульптуре,
художественном
конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции,
пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных
художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной
анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики,
гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров,
пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений
изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
Понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о
красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и
мнениям; изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в
коллективных работах на эти темы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
Электронные
Контрольные
Практические
работы
работы
10
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Ты
1
учишься
изображать
10
2
Ты украшаешь
9
3
Ты строишь
8
Изображение,
украшение,
постройка всегда
4
помогают
6
друг
другу
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
33
0
0
ПО ПРОГРАММЕ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ дополнительный класс
1 КЛАСС
№
п/п
1
Наименование
разделов и тем
программы
Ты
учишься
изображать
Количество часов
Всего
Электронные
Контрольные
Практические
работы
работы
0
0
10
2
Ты украшаешь
9
3
Ты строишь
8
Изображение,
украшение,
4
постройка всегда
помогают
6
друг
другу
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
33
ПО ПРОГРАММЕ
11
(цифровые)
образовательные
ресурсы
2 КЛАСС
№
п/п
1
разделов и тем
программы
Введение
Как
2
Количество часов
Наименование
и
Всего
Электронные
Контрольные
Практические
работы
работы
0
0
2
чем
работает
14
художник
3
4
5
Реальность
и
фантазия
О чем говорит
искусство?
Как
говорит
искусство?
5
7
6
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
34
ПО ПРОГРАММЕ
12
(цифровые)
образовательные
ресурсы
3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование
разделов
и
тем
программы
Всего
1
Введение
1
2
Искусство в твоем доме
8
3
Искусство на улицах твоего города
8
4
Художник и зрелище
7
5
Художник и музей
10
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ПРОГРАММЕ
ЧАСОВ
ПО
34
Электронные
Контрольные
Практические
работы
работы
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411892
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411892
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411892
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411892
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411892
0
0
4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование
разделов
и
тем
программы
Всего
1
Введение
1
2
Истоки родного искусства
7
3
Древние города нашей земли
11
4
Каждый народ – художник
9
5
Искусство объединяет народы
6
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ПРОГРАММЕ
ЧАСОВ
ПО
34
Электронные
Контрольные
Практические
работы
работы
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4129ea
0
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Дети
1
любят
Всего
рисовать.
Восприятие
произведений детского изобразительного
1
творчества
«Изображения
2
всюду
Художественное
вокруг
нас».
восприятие
1
окружающей действительности
«Мастер
3
Изображения
учит
видеть».
(Простая геометрическая форма в основе
1
рисунка)
«Короткое и длинное – пропорции».
4
(Превращения
при
изменении
1
пропорций)
«Изображать
5
можно
пятном».
(Зрительная метафора и учимся видеть
1
«целое»)
6
«Изображать можно в объёме». Лепка.
1
Электронные
Контрольные
Практические
работы
работы
Дата
цифровые
изучения
образовательные
ресурсы
(Целостность формы)
7
8
«Изображать можно линией». Линиярассказчица
Разноцветные
краски.
Выразительные
свойства цвета
1
1
«Изображать можно и то, что невидимо
9
(настроение)». Выразительные свойства
1
цвета
«Художники
10
и
зрители».
Учимся
смотреть картины. Великие художники-
1
сказочники и их произведения в музеях
«Мир
полон
украшений».
Художественное
11
«Цветы»
восприятие
окружающей действительности: узоры в
природе. Выразительные свойства цвета.
Коллективная
работа:
1
изображение
наклейками
«Узоры
12
на
крыльях».
Художественное
«Бабочки».
восприятие
окружающей действительности: узоры в
1
природе. Понятие симметрии
13
«Красивые рыбы» Узоры в природе.
Графические художественные материалы
1
и техники. Монотипия
«Украшения
14
средства
птиц».
Выразительные
объёмной
аппликации.
1
Бумагопластика
15
«Узоры,
которые
Орнамент
в
создали
архитектуре,
люди».
одежде
и
1
предметах быта
«Нарядные
16
узоры
на
глиняных
игрушках». Художественные промыслы
1
России
«Как украшает себя человек». Узнаем
17
персонажа по его украшениям: знаково-
1
символическая роль украшений
«Мастер Украшения помогает сделать
18
праздник».
Техники
и
материалы
1
декоративно-прикладного творчества
«Постройки
19
Художественное
в
нашей
жизни».
восприятие
1
окружающей действительности
20
21
«Дома бывают разными». Структура и
элементы здания. Работа печатками
«Снаружи и внутри». Конструктивная
связь внешней формы и ее внутреннего
1
1
пространства.
Игровое
изображение
разных
графическое
предметов
в
качестве домиков
22
«Строим город». Коллективная работа.
Макетирование из бумаги
«Всё
23
имеет
своё
Геометрическая
форма
1
строение».
как
основа
изображения. Изображение животных из
1
геометрических фигур аппликация из
цветной бумаги
24
«Строим
Художественное
конструирование предмета (упаковка)
«Город,
25
вещи».
в
котором
Коллективное
мы
1
живём».
панно:
объемная
1
аппликация и графическое изображение
26
«Три
Брата-Мастера
всегда
трудятся
вместе»
1
«Праздник птиц». Техники и материалы
27
декоративно-прикладного
творчества.
1
Бумагопластика
«Разноцветные жуки». Выразительные
28
средства
объёмного
Бумагопластика
изображения.
1
29
Графические редакторы. Инструменты
графического редактора
Рисунок
30
в
Осваиваем
графическом
инструменты
1
редакторе.
цифрового
1
редактора
«Времена года». Каждое время года
31
имеет свой цвет. Сюжетная композиция
1
живописными материалами
Лето в творчестве художников. Образ
32
лета
в
творчестве
отечественных
художников. Художественное восприятие
1
окружающей действительности
33
Здравствуй, лето! Сюжетная композиция
живописными материалами
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
33
0
0
Тематическое планирование по изобразительному искусству
1 дополнительный класс (33 ч)
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
Практические
работы
работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Дети
1
любят
рисовать.
Восприятие
произведений детского изобразительного
1
творчества
«Изображения
2
всюду
Художественное
вокруг
нас».
восприятие
1
окружающей действительности
«Мастер
3
Изображения
учит
видеть».
(Простая геометрическая форма в основе
1
рисунка)
«Короткое и длинное – пропорции».
4
(Превращения
при
изменении
1
пропорций)
«Изображать
5
можно
пятном».
(Зрительная метафора и учимся видеть
1
«целое»)
6
7
8
9
«Изображать можно в объёме». Лепка.
(Целостность формы)
«Изображать можно линией». Линиярассказчица
Разноцветные
краски.
Выразительные
свойства цвета
«Изображать можно и то, что невидимо
1
1
1
1
(настроение)». Выразительные свойства
цвета
«Художники
10
и
зрители».
Учимся
смотреть картины. Великие художники-
1
сказочники и их произведения в музеях
«Мир
полон
украшений».
Художественное
11
«Цветы»
восприятие
окружающей действительности: узоры в
природе. Выразительные свойства цвета.
Коллективная
работа:
1
изображение
наклейками
«Узоры
12
на
крыльях».
Художественное
«Бабочки».
восприятие
окружающей действительности: узоры в
1
природе. Понятие симметрии
«Красивые рыбы» Узоры в природе.
13
Графические художественные материалы
1
и техники. Монотипия
«Украшения
14
средства
птиц».
Выразительные
объёмной
аппликации.
1
Бумагопластика
15
«Узоры,
которые
Орнамент
в
создали
архитектуре,
люди».
одежде
и
1
предметах быта
«Нарядные
16
узоры
на
глиняных
игрушках». Художественные промыслы
1
России
«Как украшает себя человек». Узнаем
17
персонажа по его украшениям: знаково-
1
символическая роль украшений
«Мастер Украшения помогает сделать
18
праздник».
Техники
и
материалы
1
декоративно-прикладного творчества
«Постройки
19
в
нашей
Художественное
жизни».
восприятие
1
окружающей действительности
20
«Дома бывают разными». Структура и
элементы здания. Работа печатками
1
«Снаружи и внутри». Конструктивная
связь внешней формы и ее внутреннего
21
пространства.
изображение
Игровое
разных
графическое
предметов
1
в
качестве домиков
22
23
«Строим город». Коллективная работа.
Макетирование из бумаги
«Всё
имеет
своё
строение».
1
1
Геометрическая
форма
как
основа
изображения. Изображение животных из
геометрических фигур аппликация из
цветной бумаги
24
«Строим
Художественное
конструирование предмета (упаковка)
«Город,
25
вещи».
в
котором
Коллективное
мы
1
живём».
панно:
объемная
1
аппликация и графическое изображение
26
«Три
Брата-Мастера
всегда
трудятся
вместе»
1
«Праздник птиц». Техники и материалы
27
декоративно-прикладного
творчества.
1
Бумагопластика
«Разноцветные жуки». Выразительные
28
средства
объёмного
изображения.
1
Бумагопластика
29
Графические редакторы. Инструменты
графического редактора
Рисунок
30
Осваиваем
в
графическом
инструменты
1
редакторе.
цифрового
1
«Времена года». Каждое время года
1
редактора
31
имеет свой цвет. Сюжетная композиция
живописными материалами
Лето в творчестве художников. Образ
32
лета
в
творчестве
отечественных
художников. Художественное восприятие
1
окружающей действительности
33
Здравствуй, лето! Сюжетная композиция
живописными материалами
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
33
0
0
2 КЛАСС
Количество часов
№
п/
Тема урока
п
Природа
Всег
Контрольн
Практическ
изучени
о
ые работы
ие работы
я
и
художник.
Графические и
1
живописные
1
художественны
е материалы и
техники
Три основных
цвета
–
жёлтый,
красный,
2
синий.
Цвета
основные
1
и
дополнительны
е.
Смешение
красок
Три
цвета
+
белая и чёрная
3
краски. Темное
и
светлое.
1
Выразительные
свойства цвета
Пастель,
восковые
мелки
4
или
акварель.
Выразительные
свойства
художественны
Дата
1
Электронные
цифровые
образовательн
ые ресурсы
х материалов
Что
5
такое
аппликация?
1
Ритм пятен
Что
может
линия?
6
Выразительные
возможности
1
графических
материалов
Инструменты
графических
редакторов.
Выразительные
7
средства
1
линии.
Линейный
рисунок
на
экране
компьютера
Что
может
пластилин?
8
Лепка.
Скульптурные
материалы
1
и
инструменты
Бумага,
ножницы, клей.
9
Конструирован
ие из бумаги.
1
Бумагопластик
а
Неожиданные
10
материалы.
Техники
1
и
материалы
декоративноприкладного
творчества
Изображение и
реальность.
11
Изображение
1
реальных
животных
Изображение и
фантазия.
12
Фантастически
е
1
мифологически
е животные
Украшение
13
и
реальность.
Узоры
в
1
природе
Украшение
и
фантазия.
Природные
14
мотивы
в
1
декоративных
украшениях.
Кружево
Постройка
15
и
реальность.
Постройки
в
1
природе
Постройка
и
фантазия.
16
Конструируем
из
бумаги
подводный мир
1
Постройка
и
фантазия.
Строим
17
из
бумаги
1
сказочный
город.
Образ
архитектурной
постройки
Изображение
природы
в
различных
18
состояниях.
1
Образ моря в
разных
состояниях
Изображение
19
характера
1
разных
животных
Как изобразить
характер
персонажа.
20
Добрые и злые
1
сказочные
персонажи.
Женский образ
Изображение
характера
и
роли
21
персонажа.
Добрый и злой
1
мужской образ
в
сказках
и
былинах
22
Образ человека
1
в
скульптуре.
Передача
движения
и
статики
в
скульптуре
О чем говорят
украшения:
23
украшения
добрых и злых
1
сказочных
персонажей
О чем говорят
украшения:
праздничный
флот
24
(царя
Салтана)
и
1
угрожающие
знакиукрашения
флота пиратов
Образ
Кто
здания.
в
доме
25
каком
живет.
Изображения
построек
для
1
разных
сказочных
персонажей
Цвет теплый и
26
холодный.
Цветовой
1
контраст
Цвет звонкий,
27
яркий и цвет
тихий, мягкий.
1
Выразительные
свойства цвета
Что такое ритм
линий.
28
Графические
1
художественны
е материалы
Характер
линий.
29
Выразительные
1
средства
графики
30
Ритм
пятен.
Полет птиц
Что
1
такое
пропорции.
31
Сочетание
объемов
1
в
пространстве
Ритм линий и
пятен на экране
32
компьютера.
Основы
1
цифрового
рисунка
GIF-анимация
простого
33
изображения.
Анимация
1
простого
изображения
Весна.
34
Коллективная
работа.
1
Обобщение
материала
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
34
ПО
0
0
ПРОГРАММЕ
3 КЛАСС
Количество часов
№
п/
Тема урока
п
Дата
Все
Контрольн
Практичес
изучен
го
ые работы
кие работы
ия
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Мастера
изображения,
постройки
и
украшения.
1
Художествен
ное
1
восприятие
окружающей
действительн
ости
Твои
игрушки.
Игрушки
создает
2
художник.
Библиотека
1
«Одушевлени
неожиданных
материалов
3
Игрушки
художественн
https://m.edsoo.ru/8a1
4a932
е»
1
ЦОК
ых
промыслов.
Художествен
ные
промыслы
России
Посуда у тебя
4
дома.
Декор
предметов
Библиотека
1
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
4af2c
быта
Обои и шторы
у тебя дома.
5
Орнамент
инструментам
и
Библиотека
1
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
4cd18
цифровой
графики
Мамин
6
платок.
Библиотека
Орнамент на
https://m.edsoo.ru/8a1
ткани.
1
ЦОК
4b2c4
Выразительн
https://m.edsoo.ru/8a1
ые
4b166
свойства
орнамента
Библиотека
7
ЦОК
Твои книжки.
https://m.edsoo.ru/8a1
Дизайн
494d8
и
иллюстрации
1
https://m.edsoo.ru/8a1
детской
4c0e8
книжки
https://m.edsoo.ru/8a1
496ae
Поздравитель
ная открытка.
8
Создание
поздравитель
ной открытки
Библиотека
1
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
4929e
в
графическом
редакторе
Искусство
твоем
в
доме.
Художествен
9
ное
1
восприятие
окружающей
действительн
ости
Памятники
10
архитектуры.
Библиотека
Образ
https://m.edsoo.ru/8a1
архитектурно
1
ЦОК
4c35e
й постройки.
https://m.edsoo.ru/8a1
Художник-
4b490
архитектор
Дом на экране
компьютера.
11
Моделирован
ие
в
1
графическом
редакторе
Парки,
скверы,
12
Библиотека
бульвары.
1
Художникархитектор
Ажурные
ограды.
13
Техники
и
материалы
декоративно-
https://m.edsoo.ru/8a1
4b6e8
ландшафтный
1
ЦОК
прикладного
творчества
Волшебные
фонари.
Техники
14
и
материалы
Библиотека
1
декоративно-
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
4b8e6
прикладного
творчества
Витрины.
Декоративноприкладное
искусство
15
в
жизни
1
человека.
Бумагопласти
ка
или
аппликация
Удивительны
й
16
транспорт.
Фантазийный
рисунок
или
Библиотека
1
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
4ba1c
бумагопласти
ка
Труд
художника на
улицах твоего
города (села).
Панно.
17
Коллективная
работа.
Изображение
и
макетировани
е
Библиотека
1
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
4bd46
Художник
в
цирке.
18
Библиотека
Сюжетный
рисунок
по
1
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
4a19e
представлени
ю
Художник
в
театре.
Художествен
19
Библиотека
ное
1
восприятие
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
4a45a
окружающей
действительн
ости
Театр
на
столе.
Декорация.
20
Изображение
1
и
макетировани
е
Театр
кукол.
Выразительн
ые
21
средства
объёмного
Библиотека
1
изображения.
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
4a7f2
Разнообразие
материалов
Маски.
Графика
22
или
аппликация.
Мимика
в
Библиотека
1
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
4996a
изображении
лица маски
23
Афиша
и
1
Библиотека
ЦОК
плакат.
https://m.edsoo.ru/8a1
Изображение
4982a
и
текст.
Выразительн
ые
свойства
плаката
Школьный
карнавал.
Конструкция
24
одежды
и
1
декор
карнавальног
о персонажа
Праздник
в
городе.
Декоративно25
прикладное
искусство
Библиотека
1
в
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
4a626
жизни
человека
Музей
26
Библиотека
в
жизни города.
Художествен
https://m.edsoo.ru/8a1
1
особый
27
4ca48
–
мир.
Картина
особый
4d0d8
https://m.edsoo.ru/8a1
ные музеи
Картина
ЦОК
–
мир.
Жанры
Библиотека
1
живописи.
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
4c71e
Великие
художникиживописцы
28
Картина-
1
Библиотека
ЦОК
пейзаж.
https://m.edsoo.ru/8a1
Настроение в
49c3a
пейзаже.
https://m.edsoo.ru/8a1
Картины
4c890
великих
русских
пейзажистов
Картинапортрет.
Картины
великих
русских
29
Библиотека
портретистов.
1
Образ,
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
49eb0
характер
человека в его
художественн
ом портрете
Картинанатюрморт.
Натюрморты
30
известных
художников.
О
Библиотека
1
рассказали
натюрморты
Картины
исторические.
Сюжетный
31
рисуноккомпозиция,
1
посвященная
знаменательн
ому событию
32
Картины
https://m.edsoo.ru/8a1
49abe
чем
1
ЦОК
бытовые.
Сюжетная
композиция
на
бытовую
тему
Скульптура в
33
музее
и
на
улице.
Виды
скульптуры.
Памятник
Библиотека
1
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
и
4acca
парковая
скульптура
34
Художествен
1
ная выставка
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПО
34
0
0
ПРОГРАММЕ
4 КЛАСС
Количество часов
№
п/
Тема урока
Все
п
го
Контроль
ные
работы
Дата
Практичес
изучен
кие работы
ия
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Разнообразие
природного
ландшафта
1
России. Горы
и
степи
в
пейзажной
живописи.
(Высота линии
Библиотека
1
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
4dd4e
горизонта)
Пейзаж
родной земли.
2
Красота
Библиотека
среднерусской
https://m.edsoo.ru/8a1
природы.
1
ЦОК
4d4ca
Правила
https://m.edsoo.ru/8a1
перспективног
50e90
о
построения
пространства
Деревня
–
деревянный
Библиотека
мир.
3
Конструкция и
декор
избы.
https://m.edsoo.ru/8a1
1
4f630
https://m.edsoo.ru/8a1
Единство
красоты
ЦОК
4eafa
и
пользы
Деревня
–
деревянный
4
мир:
Библиотека
русское
1
деревянное
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
51070
зодчество
Красота
человека:
традиционная
5
красота
1
женского
образа
в
отечественном
искусстве
Красота
6
человека:
традиционная
красота
Библиотека
1
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
4ede8
https://m.edsoo.ru/8a1
мужского
4d7b8
образа.
Добрый
молодец
Народные
праздники
-
образ радости
и
7
счастливой
жизни.
Библиотека
1
Коллективное
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
4e302
панно.
Сюжетная
композиция
Каждый народ
строит,
украшает,
изображает.
Традиционны
й
8
образ
сельской
жизни.
Роль
Библиотека
1
https://m.edsoo.ru/8a1
4e938
природных
условий
ЦОК
в
характере
традиционной
культуры
народа
Родной
угол.
Образ
9
Библиотека
древнерусског
о
1
города-
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
4fcca
крепости
Древние
10
соборы.
Конструкция и
Библиотека
1
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
4f838
символика
древнерусског
о
каменного
храма
Города
Русской
земли.
Конструкция
11
древнего
1
города.
Пространство
городской
среды
Города
русской земли.
Общее
в
конструкции и
особый
характер
в
образе
каждого
древнего
города.
12
Библиотека
Особенности
1
архитектуры
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
4db64
Великого
Новгорода,
Пскова,
Суздали,
Москвы
и
других
исторических
городов нашей
Родины
13
Узорочье
1
Библиотека
ЦОК
теремов.
https://m.edsoo.ru/8a1
Интерьеры
4ec6c
теремных
палат
Наряды
в
царско14
княжеских
палатах. Декор
1
предметов
быта и одежды
Пир
в
теремных
палатах.
15
Коллективное
панно.
1
Сюжетная
композиция.
Аппликация
Архитектура
народов мира.
Народы гор и
степей.
Пейзаж
16
и
традиционное
Библиотека
1
жилище.
конструкция и
символика
в
постройке
Материалы
и
форма
17
бытовых
предметов.
Знаки, мотивы
и
https://m.edsoo.ru/8a1
4f270
Сакля. Юрта –
символы
1
ЦОК
орнаментов у
народов
степей и гор
Жизнь
человека
в
природе гор и
степей.
Красота
пейзажа
с
традиционным
18
и
1
постройками.
Сюжетная
композиция
живописными
или
графическими
материалами
Художественн
ая
культура
народов мира.
19
Образ
природы
в
1
японской
культуре.
Пагода
Изображение
человека
в
японском
20
Библиотека
искусстве.
Традиционные
1
Коллективное
панно
21
Города
в
https://m.edsoo.ru/8a1
4f036
праздники.
1
ЦОК
пустыне.
Архитектура
народов мира.
Мечеть
Города
в
пустыне.
Символически
е
22
знаки
и
особенности
1
орнаментов
декоративноприкладного
искусства
Древняя
Эллада.
23
Древнегреческ
ий
храм
и
Библиотека
1
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
5074c
древнегреческ
ая скульптура
Древнегреческ
ая
вазопись.
Изображение
24
Библиотека
движения
человека
1
в
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
51584
графическом
редакторе
Панно
«Олимпийские
игры
25
в
Древней
Греции».
1
Коллективная
работа.
Аппликация
26
Архитектура
1
Библиотека
ЦОК
народов мира.
https://m.edsoo.ru/8a1
Европейские
5088c
средневековые
https://m.edsoo.ru/8a1
города.
4faa4
Готический
собор
Панноаппликация
27
«Площадь
1
средневековог
о города»
Урокобобщение:
многообразие
28
художественн
Библиотека
ых культур в
https://m.edsoo.ru/8a1
мире.
51a7a
Построение на
1
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
экране
51318
компьютера
https://m.edsoo.ru/8a1
конструкции
50a80
зданий храмов
разных
религий
Искусство
объединяет
народы. Тема
материнства в
29
искусстве
Библиотека
1
народов.
композиция
живописными
материалами
30
Тема
https://m.edsoo.ru/8a1
5006c
Сюжетная
в
1
ЦОК
искусстве
«Мудрость
старости».
Сюжетная
композиция
живописными
или
графическими
материалами
Тема
«Сопереживан
ия».
Тема
сострадания и
утверждения
доброты
31
в
искусстве.
1
Сюжетная
композиция
живописными
или
графическими
материалами
Тема «Герои и
защитники» в
Библиотека
искусстве.
https://m.edsoo.ru/8a1
Скульптурные
32
памятники
и
мемориальные
50cb0
1
https://m.edsoo.ru/8a1
эскиза
4e6b8
памятника
героям
Тема «Юности
33
и надежды» в
искусстве.
https://m.edsoo.ru/8a1
4e4c4
комплексы.
Лепка
ЦОК
1
Сюжетная
композиция
живописными
материалами
Изображение,
34
украшение
и
постройка
в
жизни
1
народов.
Урокобобщение
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПРОГРАММЕ
ПО
34
0
0