ОВЗ ИЗО

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования муниципального округа Богданович»
МОУ-СОШ № 4
[

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Изобразительное искусство»
для обучающихся 1-4 классов
(ВАРИАНТ 7.2)

г. Богданович, 2025 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена и реализуется на
основе следующих документов:


Федерального

закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации» ((ред. от 31.07.2025г.));


Федерального государственного образовательного стандарта начального

общего образования (1-4 классы) (Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября
2009 г. № 373) (с последующими изменениями);


Федерального образовательного стандарта начального общего образования

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пр. МО РФ от 19.12.2014г №
1598);

Г.Е.



Программы начального общего образования «Школа России»;



Авторской программы по изобразительному Б.М. Неменского, В.Г. Горяева,

Гуровой

и

др.,

и

является

приложением

к

Адаптированной

основной

общеобразовательной программе начального общего образования учащихся с задержкой
психического развития (вариант 7.2) МОУ-СОШ № 4 г. Богданович;


Основной общеобразовательной программы начального общего образования

МОУ-СОШ № 4 г. Богданович.
Программа отражает содержание обучения предмету «Изобразительное искусство»
с

учетом

особых

образовательных

потребностей

учащихся

с

ЗПР.

Сущность

специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей учащихся раскрывается в
соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении
учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.
Общей целью изучения предмета «Изобразительное искусство» в соответствии с
примерной адаптированной образовательной программой заключается в:
создании условий, обеспечивающих усвоение изобразительного, творческого,
социального и культурного опыта учащимся с ЗПР для успешной социализации в
обществе и усвоения ФГОС НОО;
приобретении первоначального опыта изобразительной деятельности на основе
овладения знаниями в области искусства, изобразительными умениями и проектной
деятельностью;
формировании позитивного эмоционально-ценностного отношения к искусству и
людям творческих профессий.
Общие задачи курса:

2

накопление первоначальных впечатлений о живописи и скульптуре, получение
доступного опыта художественного творчества;
освоение культурной среды, дающей ребенку впечатления от искусства,
формирование стремления и привычки к посещению музеев;
развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от произведений
изобразительного искусства, выделение собственных предпочтений в восприятии
искусства;
формирование простейших эстетических ориентиров (красиво и некрасиво) в
практической жизни ребенка и их использование в организации обыденной жизни и
праздника;
развитие

продуктивного

и

репродуктивного

воображения;

совершенствование ручной моторики и пространственных ориентировок;
овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного
искусства.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного
предмета
Предмет «Изобразительное искусство» является неотъемлемой частью образования
младшего школьника с ОВЗ и имеет важное коррекционно-развивающее значение.
Изучение предмета способствует эстетическому воспитанию. Наряду с формированием
первичных навыков работы с материалами и инструментами, большее место отводится
работе, которая направлена на формирование процессов перцептивного анализа и синтеза.
Актуальным остается внимание к совершенствованию мелких, дифференцированных
движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке
изобразительных навыков.
Реализация

данного

предмета

предусматривает

предметно-практическую

изобразительную деятельность. Возможность практически осваивать изобразительные
способы действия раскрывают потенциальные возможности ребёнка. Уточняются знания
о геометрических формах, цветах, включаются новые для учащегося термины, что
способствует расширению словарного запаса, обогащению знаний о мире.
Содержание программы представлено видами работ с различными материалами:
красками,

пластилином,

бумагой

и

картоном.

Большое

внимание

уделяется

совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук,
зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков.
Развитие художественно-образного мышления учащегося строится на единстве
двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и
3

развитие фантазии, т. е. способности строить художественный образ, выражая свое
отношение к реальности. Каждый новый освоенный прием требует закрепления на
последующих занятиях.
Предмет

«Изобразительное

искусство»

позволяет

успешно

корригировать

типичные для школьника с ЗПР дисфункции (недостатки моторики, пространственной
ориентировки). Помимо общеразвивающего значения, каждый урок по предмету призван
формировать регулятивные действия. От учащегося требуют вербализовать свои замыслы,
построить план действий, соотнести полученный результат с запланированным. Все в
совокупности составляет коррекционное значение предмета.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе
проявляются в следующем:
в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и
общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в
произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических
искусств, характеризовать их специфику; сформированности представлений о ведущих
музеях России и художественных музеях своего региона;
в

ценностно-эстетической

сфере

–

умение

различать

и

передавать

в

художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё
отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей,
выраженных в главных темах искусства, и отражение в их собственной художественной
деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в
пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям
своего и других народов;
в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных
особенностях

произведений,

изображающих

природу

и

человека

в

различных

эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественнотворческой деятельности;
в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства
художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной
деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с
использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Планируемые результаты предметной области «Изобразительное искусство»
на уровне начального общего образования
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»

4

Программа

обеспечивает

достижение

выпускниками

начальной

школы

определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения РП по учебному предмету «Изобразительное
искусство» могут проявляться в:


в ценностно-эстетической сфере формирование эмоционально-ценностное

отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);


толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных

ценностей и духовных традиций;


художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений

искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;


в познавательной (когнитивной) сфере формирование способность к

художественному познанию мира;


умение применять полученные знания в собственной художественно -

творческой деятельности;


в трудовой сфере — навыки использования различных художественных

материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративноприкладное искусство, художественное конструирование);


стремление использовать художественные умения для создания красивых

вещей или их украшения.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
учащихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом:


умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в

окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);


желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и

выразительных средств произведений искусства;


активное использование языка изобразительного искусства и различных

художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов
(литература, окружающий мир, родной язык и др.);


обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и

др.) художественно-эстетическим содержанием;


формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную

художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства
для реализации художественного замысла;

5



формирование

способности

оценивать

результаты

художественно-

творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они
обозначаются в АООП как:


в познавательной сфере — понимание значения искусства в жизни человека

и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в
произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических
искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих
музеях России и художественных музеях своего региона;


развитие

способностей

к

художественно-образному,

эмоционально-

ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства,
выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;


в ценностно-эстетической сфере — умения различать и передавать в

художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё
отношение к природе, человеку, обществу;


осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах

искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение
эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах
изученного);


проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего

народа и других народов;


в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о

художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в
различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты
художественно-творческой деятельности;


в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства

художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной
деятельности;


моделирование

новых образов

путём

трансформации

известных (с

использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Содержание учебного предмета
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества:
художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность,
передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств
6

общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и
обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия.
Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве.
Представления о богатстве и разнообразии и художественной культуры (на примере
культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства
народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей,
Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров
национального,

российского

и

мирового

искусства.

Представление

о

роли

изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации
его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель,
мелки и т.д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в
искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц,
животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи.
Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в
соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа.
Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания
выразительного образа (пластилин, глина—раскатывание, набор объёма, вытягивание
формы). Объём—основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека
и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для
художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.).
Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного
образа (пластилин—раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон—
сгибание,

вырезание).

Представление

о

возможностях

использования

навыков

художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства
и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры
(украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы;
былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления
народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках,
7

песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве.
Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве
(цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и
т.д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с
учётом местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве.
Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и
перспектива.
Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания.
Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое,
тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т.д. Композиционный центр (зрительный
центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов.
Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа.
Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения.
Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные,
острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и
художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы,
человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в
пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные
формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере.
Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма.
Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.).
Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи
и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль
ритма в декоративно-прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Земля наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их
характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время
года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт.
8

Использование различных художественных материалов и средств для создания
выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь
черепахи, домик улитки и т.д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства,
изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в
произведениях авторов —представителей разных культур, народов, стран (например, А.К.
Саврасов, И.И. Левитан, И.И. Шишкин, Н.К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими
разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или
Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира.
Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры
народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении
жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с
музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в
традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной),
отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира.
Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве.
Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих
лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу,
героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение,
презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование
различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых,
удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли
изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации
его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных,
географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере
изобразительного

и

декоративно-прикладного

искусства

народов

России).

Жанр

натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков,
транспорта и посуды, мебели и одежды, книги игрушек.
Опыт художественно-творческой деятельности

9

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и
художественно-конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж,
человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом,
линией, цветом, объёмом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение
элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного
замысла

в

рисунке,

живописи,

аппликации,

скульптуре,

художественном

конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции,
пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных
художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной
анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики,
гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров,
пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений
изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
Понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о
красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и
мнениям; изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в
коллективных работах на эти темы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС

№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Электронные

Контрольные

Практические

работы

работы

10

(цифровые)
образовательные
ресурсы

Ты

1

учишься

изображать

10

2

Ты украшаешь

9

3

Ты строишь

8

Изображение,
украшение,
постройка всегда

4

помогают

6

друг

другу
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

33

0

0

ПО ПРОГРАММЕ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ дополнительный класс
1 КЛАСС

№
п/п

1

Наименование
разделов и тем
программы

Ты

учишься

изображать

Количество часов
Всего

Электронные

Контрольные

Практические

работы

работы

0

0

10

2

Ты украшаешь

9

3

Ты строишь

8

Изображение,
украшение,
4

постройка всегда
помогают

6

друг

другу
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

33

ПО ПРОГРАММЕ

11

(цифровые)
образовательные
ресурсы

2 КЛАСС

№
п/п

1

разделов и тем
программы

Введение
Как

2

Количество часов

Наименование

и

Всего

Электронные

Контрольные

Практические

работы

работы

0

0

2
чем

работает

14

художник
3

4

5

Реальность

и

фантазия
О чем говорит
искусство?
Как

говорит

искусство?

5

7

6

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

34

ПО ПРОГРАММЕ

12

(цифровые)
образовательные
ресурсы

3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование

разделов

и

тем

программы

Всего

1

Введение

1

2

Искусство в твоем доме

8

3

Искусство на улицах твоего города

8

4

Художник и зрелище

7

5

Художник и музей

10

ОБЩЕЕ

КОЛИЧЕСТВО

ПРОГРАММЕ

ЧАСОВ

ПО

34

Электронные

Контрольные

Практические

работы

работы

(цифровые)
образовательные
ресурсы

Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f411892
Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f411892
Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f411892
Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f411892
Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f411892
0

0

4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование

разделов

и

тем

программы

Всего

1

Введение

1

2

Истоки родного искусства

7

3

Древние города нашей земли

11

4

Каждый народ – художник

9

5

Искусство объединяет народы

6

ОБЩЕЕ

КОЛИЧЕСТВО

ПРОГРАММЕ

ЧАСОВ

ПО

34

Электронные

Контрольные

Практические

работы

работы

(цифровые)
образовательные
ресурсы

Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4129ea
Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4129ea
Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4129ea
Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4129ea
Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4129ea
0

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Дети
1

любят

Всего

рисовать.

Восприятие

произведений детского изобразительного

1

творчества
«Изображения
2

всюду

Художественное

вокруг

нас».

восприятие

1

окружающей действительности
«Мастер
3

Изображения

учит

видеть».

(Простая геометрическая форма в основе

1

рисунка)
«Короткое и длинное – пропорции».
4

(Превращения

при

изменении

1

пропорций)
«Изображать
5

можно

пятном».

(Зрительная метафора и учимся видеть

1

«целое»)
6

«Изображать можно в объёме». Лепка.

1

Электронные

Контрольные

Практические

работы

работы

Дата

цифровые

изучения

образовательные
ресурсы

(Целостность формы)
7

8

«Изображать можно линией». Линиярассказчица
Разноцветные

краски.

Выразительные

свойства цвета

1

1

«Изображать можно и то, что невидимо
9

(настроение)». Выразительные свойства

1

цвета
«Художники
10

и

зрители».

Учимся

смотреть картины. Великие художники-

1

сказочники и их произведения в музеях
«Мир

полон

украшений».

Художественное
11

«Цветы»
восприятие

окружающей действительности: узоры в
природе. Выразительные свойства цвета.
Коллективная

работа:

1

изображение

наклейками
«Узоры
12

на

крыльях».

Художественное

«Бабочки».
восприятие

окружающей действительности: узоры в

1

природе. Понятие симметрии
13

«Красивые рыбы» Узоры в природе.
Графические художественные материалы

1

и техники. Монотипия
«Украшения
14

средства

птиц».

Выразительные

объёмной

аппликации.

1

Бумагопластика

15

«Узоры,

которые

Орнамент

в

создали

архитектуре,

люди».

одежде

и

1

предметах быта
«Нарядные
16

узоры

на

глиняных

игрушках». Художественные промыслы

1

России
«Как украшает себя человек». Узнаем
17

персонажа по его украшениям: знаково-

1

символическая роль украшений
«Мастер Украшения помогает сделать
18

праздник».

Техники

и

материалы

1

декоративно-прикладного творчества
«Постройки
19

Художественное

в

нашей

жизни».
восприятие

1

окружающей действительности
20

21

«Дома бывают разными». Структура и
элементы здания. Работа печатками
«Снаружи и внутри». Конструктивная
связь внешней формы и ее внутреннего

1

1

пространства.

Игровое

изображение

разных

графическое
предметов

в

качестве домиков
22

«Строим город». Коллективная работа.
Макетирование из бумаги
«Всё

23

имеет

своё

Геометрическая

форма

1

строение».
как

основа

изображения. Изображение животных из

1

геометрических фигур аппликация из
цветной бумаги
24

«Строим

Художественное

конструирование предмета (упаковка)
«Город,

25

вещи».

в

котором

Коллективное

мы

1

живём».

панно:

объемная

1

аппликация и графическое изображение
26

«Три

Брата-Мастера

всегда

трудятся

вместе»

1

«Праздник птиц». Техники и материалы
27

декоративно-прикладного

творчества.

1

Бумагопластика
«Разноцветные жуки». Выразительные
28

средства

объёмного

Бумагопластика

изображения.

1

29

Графические редакторы. Инструменты
графического редактора
Рисунок

30

в

Осваиваем

графическом
инструменты

1

редакторе.
цифрового

1

редактора
«Времена года». Каждое время года
31

имеет свой цвет. Сюжетная композиция

1

живописными материалами
Лето в творчестве художников. Образ
32

лета

в

творчестве

отечественных

художников. Художественное восприятие

1

окружающей действительности
33

Здравствуй, лето! Сюжетная композиция
живописными материалами

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
33

0

0

Тематическое планирование по изобразительному искусству
1 дополнительный класс (33 ч)
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

Контрольные

Практические

работы

работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Дети
1

любят

рисовать.

Восприятие

произведений детского изобразительного

1

творчества
«Изображения
2

всюду

Художественное

вокруг

нас».

восприятие

1

окружающей действительности
«Мастер
3

Изображения

учит

видеть».

(Простая геометрическая форма в основе

1

рисунка)
«Короткое и длинное – пропорции».
4

(Превращения

при

изменении

1

пропорций)
«Изображать
5

можно

пятном».

(Зрительная метафора и учимся видеть

1

«целое»)
6

7

8
9

«Изображать можно в объёме». Лепка.
(Целостность формы)
«Изображать можно линией». Линиярассказчица
Разноцветные

краски.

Выразительные

свойства цвета
«Изображать можно и то, что невидимо

1

1

1
1

(настроение)». Выразительные свойства
цвета
«Художники
10

и

зрители».

Учимся

смотреть картины. Великие художники-

1

сказочники и их произведения в музеях
«Мир

полон

украшений».

Художественное
11

«Цветы»
восприятие

окружающей действительности: узоры в
природе. Выразительные свойства цвета.
Коллективная

работа:

1

изображение

наклейками
«Узоры
12

на

крыльях».

Художественное

«Бабочки».
восприятие

окружающей действительности: узоры в

1

природе. Понятие симметрии
«Красивые рыбы» Узоры в природе.
13

Графические художественные материалы

1

и техники. Монотипия
«Украшения
14

средства

птиц».

Выразительные

объёмной

аппликации.

1

Бумагопластика
15

«Узоры,

которые

Орнамент

в

создали

архитектуре,

люди».

одежде

и

1

предметах быта
«Нарядные
16

узоры

на

глиняных

игрушках». Художественные промыслы

1

России
«Как украшает себя человек». Узнаем
17

персонажа по его украшениям: знаково-

1

символическая роль украшений
«Мастер Украшения помогает сделать
18

праздник».

Техники

и

материалы

1

декоративно-прикладного творчества
«Постройки
19

в

нашей

Художественное

жизни».
восприятие

1

окружающей действительности
20

«Дома бывают разными». Структура и
элементы здания. Работа печатками

1

«Снаружи и внутри». Конструктивная
связь внешней формы и ее внутреннего
21

пространства.
изображение

Игровое
разных

графическое
предметов

1

в

качестве домиков
22
23

«Строим город». Коллективная работа.
Макетирование из бумаги
«Всё

имеет

своё

строение».

1
1

Геометрическая

форма

как

основа

изображения. Изображение животных из
геометрических фигур аппликация из
цветной бумаги
24

«Строим

Художественное

конструирование предмета (упаковка)
«Город,

25

вещи».

в

котором

Коллективное

мы

1

живём».

панно:

объемная

1

аппликация и графическое изображение
26

«Три

Брата-Мастера

всегда

трудятся

вместе»

1

«Праздник птиц». Техники и материалы
27

декоративно-прикладного

творчества.

1

Бумагопластика
«Разноцветные жуки». Выразительные
28

средства

объёмного

изображения.

1

Бумагопластика
29

Графические редакторы. Инструменты
графического редактора
Рисунок

30

Осваиваем

в

графическом
инструменты

1

редакторе.
цифрового

1

«Времена года». Каждое время года

1

редактора
31

имеет свой цвет. Сюжетная композиция
живописными материалами
Лето в творчестве художников. Образ
32

лета

в

творчестве

отечественных

художников. Художественное восприятие

1

окружающей действительности
33

Здравствуй, лето! Сюжетная композиция
живописными материалами

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
33

0

0

2 КЛАСС
Количество часов

№
п/

Тема урока

п

Природа

Всег

Контрольн

Практическ

изучени

о

ые работы

ие работы

я

и

художник.
Графические и
1

живописные

1

художественны
е материалы и
техники
Три основных
цвета

–

жёлтый,
красный,
2

синий.

Цвета

основные

1

и

дополнительны
е.

Смешение

красок
Три

цвета

+

белая и чёрная
3

краски. Темное
и

светлое.

1

Выразительные
свойства цвета
Пастель,
восковые
мелки
4

или

акварель.
Выразительные
свойства
художественны

Дата

1

Электронные
цифровые
образовательн
ые ресурсы

х материалов
Что
5

такое

аппликация?

1

Ритм пятен
Что

может

линия?
6

Выразительные
возможности

1

графических
материалов
Инструменты
графических
редакторов.
Выразительные
7

средства

1

линии.
Линейный
рисунок

на

экране
компьютера
Что

может

пластилин?
8

Лепка.
Скульптурные
материалы

1

и

инструменты
Бумага,
ножницы, клей.
9

Конструирован
ие из бумаги.

1

Бумагопластик
а
Неожиданные
10

материалы.
Техники

1
и

материалы
декоративноприкладного
творчества
Изображение и
реальность.
11

Изображение

1

реальных
животных
Изображение и
фантазия.
12

Фантастически
е

1

мифологически
е животные
Украшение
13

и

реальность.
Узоры

в

1

природе
Украшение

и

фантазия.
Природные
14

мотивы

в

1

декоративных
украшениях.
Кружево
Постройка
15

и

реальность.
Постройки

в

1

природе
Постройка

и

фантазия.
16

Конструируем
из

бумаги

подводный мир

1

Постройка

и

фантазия.
Строим
17

из

бумаги

1

сказочный
город.

Образ

архитектурной
постройки
Изображение
природы

в

различных
18

состояниях.

1

Образ моря в
разных
состояниях
Изображение
19

характера

1

разных
животных
Как изобразить
характер
персонажа.

20

Добрые и злые

1

сказочные
персонажи.
Женский образ
Изображение
характера

и

роли
21

персонажа.
Добрый и злой

1

мужской образ
в

сказках

и

былинах
22

Образ человека

1

в

скульптуре.

Передача
движения

и

статики

в

скульптуре
О чем говорят
украшения:
23

украшения
добрых и злых

1

сказочных
персонажей
О чем говорят
украшения:
праздничный
флот
24

(царя

Салтана)

и

1

угрожающие
знакиукрашения
флота пиратов
Образ
Кто

здания.
в

доме
25

каком
живет.

Изображения
построек

для

1

разных
сказочных
персонажей
Цвет теплый и
26

холодный.
Цветовой

1

контраст
Цвет звонкий,
27

яркий и цвет
тихий, мягкий.

1

Выразительные
свойства цвета
Что такое ритм
линий.
28

Графические

1

художественны
е материалы
Характер
линий.
29

Выразительные

1

средства
графики
30

Ритм

пятен.

Полет птиц
Что

1

такое

пропорции.
31

Сочетание
объемов

1
в

пространстве
Ритм линий и
пятен на экране
32

компьютера.
Основы

1

цифрового
рисунка
GIF-анимация
простого
33

изображения.
Анимация

1

простого
изображения
Весна.
34

Коллективная
работа.

1

Обобщение
материала
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ

34

ПО

0

0

ПРОГРАММЕ
3 КЛАСС

Количество часов

№
п/

Тема урока

п

Дата

Все

Контрольн

Практичес

изучен

го

ые работы

кие работы

ия

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Мастера
изображения,
постройки

и

украшения.
1

Художествен
ное

1

восприятие
окружающей
действительн
ости
Твои
игрушки.
Игрушки
создает
2

художник.

Библиотека
1

«Одушевлени
неожиданных
материалов
3

Игрушки
художественн

https://m.edsoo.ru/8a1
4a932

е»

1

ЦОК

ых
промыслов.
Художествен
ные
промыслы
России
Посуда у тебя
4

дома.

Декор

предметов

Библиотека
1

ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a1
4af2c

быта
Обои и шторы
у тебя дома.
5

Орнамент
инструментам
и

Библиотека
1

ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a1
4cd18

цифровой

графики
Мамин

6

платок.

Библиотека

Орнамент на

https://m.edsoo.ru/8a1

ткани.

1

ЦОК

4b2c4

Выразительн

https://m.edsoo.ru/8a1

ые

4b166

свойства

орнамента
Библиотека

7

ЦОК

Твои книжки.

https://m.edsoo.ru/8a1

Дизайн

494d8

и

иллюстрации

1

https://m.edsoo.ru/8a1

детской

4c0e8

книжки

https://m.edsoo.ru/8a1
496ae

Поздравитель
ная открытка.
8

Создание
поздравитель
ной открытки

Библиотека
1

ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a1
4929e

в
графическом
редакторе
Искусство
твоем

в

доме.

Художествен
9

ное

1

восприятие
окружающей
действительн
ости
Памятники

10

архитектуры.

Библиотека

Образ

https://m.edsoo.ru/8a1

архитектурно

1

ЦОК

4c35e

й постройки.

https://m.edsoo.ru/8a1

Художник-

4b490

архитектор
Дом на экране
компьютера.
11

Моделирован
ие

в

1

графическом
редакторе
Парки,
скверы,
12

Библиотека

бульвары.

1

Художникархитектор
Ажурные
ограды.

13

Техники

и

материалы
декоративно-

https://m.edsoo.ru/8a1
4b6e8

ландшафтный

1

ЦОК

прикладного
творчества
Волшебные
фонари.
Техники
14

и

материалы

Библиотека
1

декоративно-

ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a1
4b8e6

прикладного
творчества
Витрины.
Декоративноприкладное
искусство
15

в

жизни

1

человека.
Бумагопласти
ка

или

аппликация
Удивительны
й
16

транспорт.

Фантазийный
рисунок

или

Библиотека
1

ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a1
4ba1c

бумагопласти
ка
Труд
художника на
улицах твоего
города (села).
Панно.
17

Коллективная
работа.
Изображение
и
макетировани
е

Библиотека
1

ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a1
4bd46

Художник

в

цирке.
18

Библиотека

Сюжетный
рисунок

по

1

ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a1
4a19e

представлени
ю
Художник

в

театре.
Художествен
19

Библиотека

ное

1

восприятие

ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a1
4a45a

окружающей
действительн
ости
Театр

на

столе.
Декорация.
20

Изображение

1

и
макетировани
е
Театр

кукол.

Выразительн
ые
21

средства

объёмного

Библиотека
1

изображения.

ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a1
4a7f2

Разнообразие
материалов
Маски.
Графика
22

или

аппликация.
Мимика

в

Библиотека
1

ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a1
4996a

изображении
лица маски
23

Афиша

и

1

Библиотека

ЦОК

плакат.

https://m.edsoo.ru/8a1

Изображение

4982a

и

текст.

Выразительн
ые

свойства

плаката
Школьный
карнавал.
Конструкция
24

одежды

и

1

декор
карнавальног
о персонажа
Праздник

в

городе.
Декоративно25

прикладное
искусство

Библиотека
1

в

ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a1
4a626

жизни
человека
Музей
26

Библиотека

в

жизни города.
Художествен

https://m.edsoo.ru/8a1
1

особый

27

4ca48
–

мир.

Картина
особый

4d0d8
https://m.edsoo.ru/8a1

ные музеи
Картина

ЦОК

–
мир.

Жанры

Библиотека
1

живописи.

ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a1
4c71e

Великие
художникиживописцы
28

Картина-

1

Библиотека

ЦОК

пейзаж.

https://m.edsoo.ru/8a1

Настроение в

49c3a

пейзаже.

https://m.edsoo.ru/8a1

Картины

4c890

великих
русских
пейзажистов
Картинапортрет.
Картины
великих
русских
29

Библиотека

портретистов.

1

Образ,

ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a1
49eb0

характер
человека в его
художественн
ом портрете
Картинанатюрморт.
Натюрморты
30

известных
художников.
О

Библиотека
1

рассказали
натюрморты
Картины
исторические.
Сюжетный
31

рисуноккомпозиция,

1

посвященная
знаменательн
ому событию
32

Картины

https://m.edsoo.ru/8a1
49abe

чем

1

ЦОК

бытовые.
Сюжетная
композиция
на

бытовую

тему
Скульптура в

33

музее

и

на

улице.

Виды

скульптуры.
Памятник

Библиотека
1

ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a1

и

4acca

парковая
скульптура
34

Художествен

1

ная выставка

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ

ПО

34

0

0

ПРОГРАММЕ

4 КЛАСС

Количество часов

№
п/

Тема урока

Все

п

го

Контроль
ные
работы

Дата
Практичес

изучен

кие работы

ия

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Разнообразие
природного
ландшафта
1

России. Горы
и

степи

в

пейзажной
живописи.
(Высота линии

Библиотека
1

ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a1
4dd4e

горизонта)
Пейзаж
родной земли.

2

Красота

Библиотека

среднерусской

https://m.edsoo.ru/8a1

природы.

1

ЦОК

4d4ca

Правила

https://m.edsoo.ru/8a1

перспективног

50e90

о

построения

пространства
Деревня

–

деревянный

Библиотека

мир.
3

Конструкция и
декор

избы.

https://m.edsoo.ru/8a1
1

4f630
https://m.edsoo.ru/8a1

Единство
красоты

ЦОК

4eafa

и

пользы
Деревня

–

деревянный
4

мир:

Библиотека

русское

1

деревянное

ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a1
51070

зодчество
Красота
человека:
традиционная
5

красота

1

женского
образа

в

отечественном
искусстве
Красота
6

человека:
традиционная
красота

Библиотека
1

ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a1
4ede8
https://m.edsoo.ru/8a1

мужского

4d7b8

образа.
Добрый
молодец
Народные
праздники

-

образ радости
и
7

счастливой

жизни.

Библиотека
1

Коллективное

ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a1
4e302

панно.
Сюжетная
композиция
Каждый народ
строит,
украшает,
изображает.
Традиционны
й
8

образ

сельской
жизни.

Роль

Библиотека
1

https://m.edsoo.ru/8a1
4e938

природных
условий

ЦОК

в

характере
традиционной
культуры
народа
Родной

угол.

Образ
9

Библиотека

древнерусског
о

1

города-

ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a1
4fcca

крепости
Древние
10

соборы.
Конструкция и

Библиотека
1

ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a1
4f838

символика
древнерусског
о

каменного

храма
Города
Русской
земли.
Конструкция
11

древнего

1

города.
Пространство
городской
среды
Города
русской земли.
Общее

в

конструкции и
особый
характер

в

образе
каждого
древнего
города.
12

Библиотека

Особенности

1

архитектуры

ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a1
4db64

Великого
Новгорода,
Пскова,
Суздали,
Москвы

и

других
исторических
городов нашей
Родины
13

Узорочье

1

Библиотека

ЦОК

теремов.

https://m.edsoo.ru/8a1

Интерьеры

4ec6c

теремных
палат
Наряды

в

царско14

княжеских
палатах. Декор

1

предметов
быта и одежды
Пир

в

теремных
палатах.
15

Коллективное
панно.

1

Сюжетная
композиция.
Аппликация
Архитектура
народов мира.
Народы гор и
степей.
Пейзаж
16

и

традиционное

Библиотека
1

жилище.
конструкция и
символика

в

постройке
Материалы

и

форма
17

бытовых
предметов.
Знаки, мотивы
и

https://m.edsoo.ru/8a1
4f270

Сакля. Юрта –

символы

1

ЦОК

орнаментов у
народов
степей и гор
Жизнь
человека

в

природе гор и
степей.
Красота
пейзажа

с

традиционным
18

и

1

постройками.
Сюжетная
композиция
живописными
или
графическими
материалами
Художественн
ая

культура

народов мира.
19

Образ
природы

в

1

японской
культуре.
Пагода
Изображение
человека

в

японском
20

Библиотека

искусстве.
Традиционные

1

Коллективное
панно
21

Города

в

https://m.edsoo.ru/8a1
4f036

праздники.

1

ЦОК

пустыне.
Архитектура
народов мира.
Мечеть
Города

в

пустыне.
Символически
е
22

знаки

и

особенности

1

орнаментов
декоративноприкладного
искусства
Древняя
Эллада.
23

Древнегреческ
ий

храм

и

Библиотека
1

ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a1
5074c

древнегреческ
ая скульптура
Древнегреческ
ая

вазопись.

Изображение
24

Библиотека

движения
человека

1
в

ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a1
51584

графическом
редакторе
Панно
«Олимпийские
игры
25

в

Древней
Греции».

1

Коллективная
работа.
Аппликация
26

Архитектура

1

Библиотека

ЦОК

народов мира.

https://m.edsoo.ru/8a1

Европейские

5088c

средневековые

https://m.edsoo.ru/8a1

города.

4faa4

Готический
собор
Панноаппликация
27

«Площадь

1

средневековог
о города»
Урокобобщение:
многообразие

28

художественн

Библиотека

ых культур в

https://m.edsoo.ru/8a1

мире.

51a7a

Построение на

1

ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a1

экране

51318

компьютера

https://m.edsoo.ru/8a1

конструкции

50a80

зданий храмов
разных
религий
Искусство
объединяет
народы. Тема
материнства в
29

искусстве

Библиотека
1

народов.
композиция
живописными
материалами

30

Тема

https://m.edsoo.ru/8a1
5006c

Сюжетная

в

1

ЦОК

искусстве
«Мудрость
старости».
Сюжетная
композиция
живописными
или
графическими
материалами
Тема
«Сопереживан
ия».

Тема

сострадания и
утверждения
доброты
31

в

искусстве.

1

Сюжетная
композиция
живописными
или
графическими
материалами
Тема «Герои и
защитники» в

Библиотека

искусстве.

https://m.edsoo.ru/8a1

Скульптурные
32

памятники

и

мемориальные

50cb0
1

https://m.edsoo.ru/8a1

эскиза

4e6b8

памятника
героям
Тема «Юности
33

и надежды» в
искусстве.

https://m.edsoo.ru/8a1
4e4c4

комплексы.
Лепка

ЦОК

1

Сюжетная
композиция
живописными
материалами
Изображение,

34

украшение

и

постройка

в

жизни

1

народов.
Урокобобщение
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПРОГРАММЕ

ПО

34

0

0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».