ДООП Создание 3-D моделей в САПР Компас

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
технической направленности
«СОЗДАНИЕ 3D МОДЕЛЕЙ В САПР КОМПАС».

Целевая аудитория: 6-8 классы
Возраст обучающихся: 12-15 лет
Количество часов в год: 68
Уровень: базовый
Составитель: Лоскутов Д.Е.,
учитель технологии и информатики

Богданович, 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса составлена в соответствии:
1.
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании Российской
Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. №145- ФЗ, от
06.04.2015 г. №68 – ФЗ, от 19.12.2016 г. от 26.07.2019 г. N 232-ФЗ).
2.
Распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. №
1726-р «Об утверждении Концепции развития дополни-тельного образования детей».
3. Программа дополнительного образования детей МОУ-СОШ № 4 на 2024-2025
учебный год.
Данная программа предназначена для обучающихся 6-8 классов в возрасте 12-15
лет, которые будут знакомиться с программой Компас 3D. Занятия проводятся в
специализированном кабинете 1 раз в неделю по 2 часа. Программа рассчитана на 68
часов. Сроки реализации данной программы – 1 год.
Настоящая программа предназначена для общего развития обучающихся
общеобразовательных
организаций.
Разработанный курс общеразвивающей программы технической направленности
предусматривает повышение роли современных информационно-коммуникационных и
компьютерных технологий в учебном процессе. Рекомендуется для обучающихся
общеобразовательных
организаций.
Содержательное наполнение предметной области информационно-коммуникационных и
компьютерных технологий обладает существенным динамизмом, что обуславливается
интенсивным развитием компьютерной техники и программного обеспечения. Этими
факторами определяется необходимость постоянного совершенствования обучающихся
общеобразовательных организаций.
Реализация
дополнительной
общеразвивающей
программы
технической
направленности «Создание 3D моделей в САПР Компас» направлена на получение новых
компетенций в области использования систем автоматизированного проектирования
(САПР) при оформлении чертежей, развитие специальной компетентности в области
использования прикладных компьютерных технологий и систем инженерной графики,
геометрического моделирования.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель: развитие специальной профессиональной компетентности обучающихся в
области использования прикладных компьютерных технологий и систем инженерной
графики, геометрического моделирования.
•
•

•

•

Задачи:
правила разработки, выполнения, оформления документов с помощью программы
КОМПАС;
основные приёмы работы с чертежом на персональном компьютере и современное
состояние и перспективы развития компьютерных технологий и систем
автоматизированного проектирования, а также геометрического моделирования в
науке и технике.
осуществлять
поиск, анализ
и
отбор
компонентов
компьютерной
графики, геометрического
моделирования
и
автоматического
проектирования, которые
могут
быть использованы в учебном процессе
по предмету;
разрабатывать графические иллюстрации и компьютерные модели для учебных
пособий, презентаций и электронных учебников;

•

использовать инструментальные средства КОМПАС при выполнении расчетнографических, иллюстративных и оформительских работ в своей предметной
области.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию
программы внеурочной деятельности «Робототехника. Конструирование», являются:
• принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для
развития личности;
• принцип возрастания роли внеурочной работы;
• принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
• принцип свободы выбора учащимися образовательных услуг, помощи и
наставничества.
Ценностные ориентиры курса.
Изучение модуля нацелено на повышение роли современных информационнокоммуникационных и компьютерных технологий в учебном процессе. развитие
специальной профессиональной компетентности обучающихся в области использования
прикладных компьютерных технологий и систем инженерной графики, геометрического
моделирования.
Содержательное
наполнение
предметной
области
информационнокоммуникационных и компьютерных технологий обладает существенным динамизмом,
что обуславливается интенсивным развитием компьютерной техники и программного
обеспечения.
Этими
факторами
определяется
необходимость
постоянного
совершенствования обучающихся общеобразовательных организаций.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ
Используются такие педагогические технологии как обучение в сотрудничестве,
индивидуализация и дифференциация обучения, проектные методы обучения, технологии
использования в обучении игровых методов, информационно-коммуникационные
технологии.
Организация учебного процесса.
Изучение темы предусматривает организацию учебного процесса с использованием
следующих методов обучения
• познавательного;
• коммуникативного;
• преобразовательного;
• систематизирующего;
• контрольного.
Изучение темы обучающимися может проходить самостоятельно. Для этого
рекомендуем использовать программу «Компас 3D V21».
Виды деятельности:
• проектная деятельность;
• работа в парах, в группах;
• соревнования.
Формы работы:
• лекция;
• беседа;
• демонстрация;
• практика;
• творческая работа;
• проектная деятельность.
Формы контроля и оценки образовательных результатов. Текущий контроль уровня
усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающихся
практических заданий.
Итоговый контроль реализуется в форме зачета.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«Создание 3D моделей в САПР Компас»
Введение (1ч.)
Вводный инструктаж по технике безопасности. Знакомство с программой САПР
Компас.
Основные приемы работы в системе Компас (20 ч.)
Функции программы Компас. Виды конструкторских документов, создаваемых
системой Компас. Знакомство с особенности нанесения размеров в системе Компас.
Создание чертежей. Команды отрисовки примитивов (точка, отрезок, круг, дуга). Команда
копия по кривой.
Ввод и редактирование геометрических элементов (базовые приёмы работы) (4
ч.)
Изучение программы Компас 3D. Знакомства с библиотекой программы. Знакомство
с командами. Изучение окна панели инструментов. Знакомство с командами: ввод
размеров и технологических обозначений на чертеже.
Особенности объёмного моделирования в системе Компас 3D (4 ч.)
Знакомство с элементы интерфейса пользователя и его настройка. Знакомство с
особенности нанесения размеров.
Формообразующие операции создания модели (18 ч.)
Построение моделей операциями выдавливания, элементом вращения, элемент по
траектории и Элемент по сечениям. Построение модели по аксонометрическому
изображению. Создание трехмерной модели.
Создание ассоциативного чертежа на основе модели детали (20 ч.)
Тематика творческих проектов. Выработка и утверждение темы. Разработка
собственной модели. Конструирование модели. Виды проектной документации.
Презентация моделей. Выставка. Повторение изученного ранее материала. Зачёт.
УЧЕБНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН -

№
п/п
1.
2.
3.

4.
5.
6.
7.

Тема занятия
Введение
Основные приемы работы
в системе Компас
Ввод и редактирование
геометрических элементов
(базовые приёмы работы)
Особенности объёмного
моделирования в системе
Компас 3D
Формообразующие
операции создания модели

Кол-во
часов
1
20

В том числе
Теория
Практика
1
20

4

4

4

4

18

18

Создание ассоциативного
чертежа на основе модели
детали
Зачет

20

20

1

1

Итого

68

1

67

VII. Календарно-тематическое планирование учебного материала и содержания обучения
по курсу «Создание 3D моделей в САПР Компас» 6-8 класс
№
п/п
1

I
2-3

4-5

Пл
ан

Дата
Факт

Тема урока

Основные вопросы,
рассматриваемые на уроке

Формы и методы работы
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой

Виды деятельности

Вводный
инструктаж по ТБ
при работе в
компьютерном
классе. Общий
обзор курса.

Правила поведения и техника
безопасности в кабинете точки
роста. Цели и задачи курса. Что
такое Компас 3D и для чего нужна
эта программа. Ролики, фотографии
и мультимедиа.
Организация рабочего места.

Работа с раздаточным материалом,
самостоятельная работа на основе
наблюдений

Автоматизированна
я разработка
конструкторской и
технологической
документации.

Виды конструкторских документов,
создаваемых системой Компас.

Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
моделями, практическая работа
учащихся за компьютером

Работа с раздаточным материалом,
практические занятия.

Основные правила
нанесения размеров
на чертеже в ЕСКД.

Особенности нанесения размеров в
системе Компас. Создание чертежей.
Команды отрисовки примитивов
(точка, отрезок, круг, дуга). Команда
копия по кривой.

Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
моделями, практическая работа
учащихся за компьютером

Работа с раздаточным материалом,
практические занятия.

Основные приемы работы в системе Компас (20 Ч.)

№
п/п

Пл
ан

Дата
Факт

Тема урока

Основные вопросы,
рассматриваемые на уроке

Формы и методы работы

Виды деятельности

6-8

Глобальные и
локальные
привязки.

Создание чертежей. Команды
отрисовки примитивов (фаска,
скругление, штриховка, сдвиг,
поворот)

Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
моделями, практическая работа
учащихся за компьютером

Работа с раздаточным материалом,
практические занятия.

9-11

Построение
чертежа детали

Построение чертежа штуцер
(шестигранник, резьба, разрез,
штриховка, местный вид). в
программе Компас 3D V21.

Работа с раздаточным материалом,
практические занятия.

12-21

Создание чертежа в
2D

Построение чертежа по модели в
программе Компас 3D V21.

Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
моделями, практическая работа
учащихся за компьютером
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
моделями, практическая работа
учащихся за компьютером

II
22-25

Ввод и редактирование геометрических элементов (базовые приёмы работы) (4 ч)
Базовые приемы
работы
редактирования
геометрических
элементов.

Ввод размеров и технологических
обозначений. Упражнения на ввод
технологических обозначений

Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
моделями, практическая работа
учащихся за компьютером

Работа с раздаточным материалом,
практические занятия.

Особенности объёмного моделирования в системе Компас 3D (4 ч.)

III
26-29

Работа с раздаточным материалом,
практические занятия.

Элементы
интерфейса
пользователя и его
настройка.

Трёхмерное моделирование деталей.
Основные методы создания и
редактирования моделей деталей.
Системы координат

Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
моделями, практическая работа
учащихся за компьютером

Работа с раздаточным материалом,
практические занятия.

№
п/п

Пл
ан

Дата
Факт

Тема урока

Основные вопросы,
рассматриваемые на уроке

Формы и методы работы

Виды деятельности

Формообразующие операции создания модели (18 ч.)

III
30-35

Построение
моделей
операциями
выдавливания.

Особенности построения эскиза.
Редактирование элементов.
Трёхмерное моделирование деталей.

Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
моделями, практическая работа
учащихся за компьютером

Работа с раздаточным материалом,
практические занятия.

36-41

Построение модели
по
аксонометрическом
у изображению

Особенности построения эскиза.
Редактирование элементов.
Трёхмерное моделирование деталей.

Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
моделями, практическая работа
учащихся за компьютером

Работа с раздаточным материалом,
практические занятия.

42-47

Построение
моделей
операциями
вращения.

Условия выполнения операций
вращением. Центровые отверстия.
Трёхмерное моделирование деталей.

Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
моделями, практическая работа
учащихся за компьютером

Работа с раздаточным материалом,
практические занятия.

Создание ассоциативного чертежа на основе модели детали (20 ч.)

IV
48-54

Создание
ортогонального
чертежа на основе
модели детали.

Создание ортогонального вида

55-60

Рассечение модели
плоскостями.

Сечение по эскизу

60-67

Создание чертежа
по модели

Трёхмерное моделирование деталей.

Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
моделями, практическая работа
учащихся за компьютером
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
моделями, практическая работа
учащихся за компьютером
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
моделями, практическая работа
учащихся за компьютером

Работа с раздаточным материалом,
практические занятия.

Работа с раздаточным материалом,
практические занятия.

Работа с раздаточным материалом,
практические занятия.

№
п/п
68

Пл
ан

Дата
Факт

Тема урока
Зачет

Основные вопросы,
рассматриваемые на уроке
Создание математических моделей
(куб, пирамида, конус, усечённые
фигуры, шар, кольцо). Определение
МЦХ модели

Формы и методы работы
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
моделями, практическая работа
учащихся за компьютером

Виды деятельности
Работа с раздаточным материалом,
практические занятия.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА
«СОЗДАНИЕ 3D МОДЕЛЕЙ В САПР КОМПАС»
Личностные результаты:
• критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
• осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
• развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий проблемного и эвристического характера;
• развитие
внимательности,
настойчивости,
целеустремленности,
умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
любого человека;
• развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления;
• воспитание чувства справедливости, ответственности;
• начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий,
связанных с робототехникой.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
• формировать умения ставить цель – создание творческой работы, планировать
достижение этой цели;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия;
• вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи
на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных
ситуациях;
• оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным
замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
• осуществлять поиск информации в индивидуальных информационных архивах
учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных
хранилищах информационных образовательных ресурсов;
• использовать средства информационных и коммуникационных технологий для
решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
• проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
• строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
• устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
• моделировать, преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где
выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая
или знаково-символическая);
• выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов;
Коммуникативные универсальные учебные действия:

•
•
•
•
•
•
•
•
•

аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при
выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
выслушивать собеседника и вести диалог;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою;
планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками — определять
цели, функций участников, способов взаимодействия;
осуществлять постановку вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и
сборе информации;
разрешать конфликты – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его
реализация;
управлять поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;
владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные результаты:
По окончании обучения учащиеся должны
знать:
• правила разработки, выполнения, оформления документов с помощью программы
КОМПАС;
• основные приёмы работы с чертежом на персональном компьютере и современное
состояние и перспективы развития компьютерных технологий и систем
автоматизированного проектирования, а также геометрического моделирования в
науке и технике.
уметь:
• осуществлять поиск, анализ и отбор компонентов компьютерной графики,
геометрического моделирования и автоматического проектирования, котор
ые могут быть использованы в учебном процессе по предмету;
• разрабатывать графические иллюстрации и компьютерные модели для учебных
пособий, презентаций и электронных учебников;
использовать инструментальные
владеть:
• навыками работы в программе САПР Компас.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Оборудование:
• Бумага А4;
• МФУ HP Laser Jet Pro MFP M227fdw
• Рабочая станция (компьютер) участника с предустановленным
программирования) + клавиатура + мышь + коврик.
• мультимедийный проектор;
• доска;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
1.
2.
3.

ПО

(для

Компьютерная графика: Учебное пособие. В 2-х частях.Часть 1 / Пантюхин П.Я.,
Быков А.В., Репинская А.В. - М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 88 с.;
Компьютерная графика: Учебное пособие. В 2-х частях.Часть 2 / Пантюхин П.Я.,
Быков А.В., Репинская А.В. - М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 88 с.;
Компас на примерах: для студентов, инженеров и не только. / Корнеев В.Р, Жарков
Н. В., Минеев М. А., Финков М.В - СПб.: Наука и Техника, 2021. - 272 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Компьютерная графика: Учебное пособие. В 2-х частях.Часть 1 / Пантюхин П.Я.,
Быков А.В., Репинская А.В. - М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 88 с.;
2. Компьютерная графика: Учебное пособие. В 2-х частях.Часть 2 / Пантюхин П.Я.,
Быков А.В., Репинская А.В. - М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 88 с.;
3. Компас на примерах: для студентов, инженеров и не только. / Корнеев В.Р, Жарков
Н. В., Минеев М. А., Финков М.В - СПб.: Наука и Техника, 2021. - 272 с.
ПЕРЕЧЕНЬ WEB-САЙТОВ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО
ПРЕДМЕТУ
1. http://kompas-edu.ru
2. http://www.ascon.ru
3. http://kompasvideo.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».