ДООП социальное проектирование

Дополнительная общеразвивающая
образовательная программа
социально-педагогической направленности
«Социальное проектирование»

Целевая аудитория: 5-9 классы
Возраст обучающихся: 11-15 лет
Срок реализации: 1 год
Количество часов в год: 68 часа
Уровень: базовый
Составитель: Ельцова Л.Ю.,
заместитель директора по ВР

Богданович, 2025

Практика реализации социальных проектов — это настоящая
жизненная школа, уроки которой помогут вам, как в обычной
жизни, так и в самых неожиданных обстоятельствах.
Работая над социальным проектом, решая социальные проблемы
конкретного сообщества, принимая на себя ответственность за
будущее своего родного поселка или города, вы тем самым
становитесь Личностью, Гражданином, Жителем планеты Земля.
Пояснительная записка.
1.Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.
В современный мир внедряется большое количество инноваций. Это показатель
того, что активизировать процесс получения и приобретения знаний можно при
использовании новых развивающих образовательных технологий. Этим требованиям в
полной мере отвечает проектная деятельность. Особое место среди учебных проектов
занимают социальные проекты.
Социальное проектирование — особый вид деятельности учащихся.
Именно, социальное проектирование позволяет ребенку решать основные задачи возраста:
формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы
социального взаимодействия с миром взрослых.
Поэтому, проектная деятельность - актуальна, важна и интересна как для педагога, так и
для обучающихся.
Участвуя в социальном проектировании, дети учатся логике самого проекта,
узнают все стадии создания проекта, получают опыт ставить цели, разрабатывать и
решать конкретные задачи. Это способ выражения идеи улучшения окружающей среды
языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению
Социальные проекты обогащают личность определенным видом общественноценного опыта. В проектировании ребенок может заявить о себе, продемонстрировать
такие качества как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность,
организованность, авторитет. Участвуя в проекте, учащиеся становятся центром
социальной активности микрорайона и сообщества.
Социальное проектирование дает возможность объединить два важных компонента
в образовании школьника – проектная деятельность и овладение практикой социального
партнерства. Социальный проект возможен исключительно при соблюдении принципа
равенства, равнозначности его участников, как взрослых, так и подростков.
Метод социального проектирования включает в себя полный цикл выполнения
проекта – от замысла до его реализации и оценки. Существуют также основные
требования к проекту, которые необходимо соблюдать.
2

Проектный метод не отрицает, а дополняет остальные, особенно информационные методы
обучения. В силу своей особой специфики, проживая в собственном творчестве
специально организованные ситуации, ученик развивает при этом свой внутренний мир,
свои умственные возможности и способности, обеспечивая, свой личностный, так и
общекультурный рост.
Благодаря социальным проектам школьники получают опыт того, каким образом,
возможно, разрабатывать и решать конкретные задачи. Полученный школьниками
практический опыт проектирования и результативного решения социальных проблем –
это само по себе очень важный результат программы.
Ценность программы состоит в том, что теоретическая и практическая части
предназначены для обучающихся средних и старших классов (7-11 кл).
Содержание программы предполагает выход за рамки традиционных учебных предметов.
Она знакомит школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза
знаний по ряду предметов, и способами их применения. Социальные проекты обогащают
личность определенным видом общественно-ценного опыта. В проектировании ребенок
может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как
ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность,
авторитет.
В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности
образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в
социально значимой деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Программа дает возможность с одной стороны быстро, на качественном уровне
объединить два важных компонента в образовании школьника – проектная деятельность и
овладение практикой социального партнерства.
Участвуя в социальном проектировании, ребята учатся логике самого проекта, узнают все
стадии создания проекта.
Цель и задачи программы.
Цель: создание условий по вовлечению обучающихся в реальную практическую
деятельность и решению социальных проблем местного сообщества.
Задачи:
Образовательные:
3

-познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и
проектных продуктов;
-познакомить с видами ситуаций, способами формулировки проблемы, проблемными
вопросами;
-научить определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта;
-научить пользоваться различными источниками информации, ресурсами;
-представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта;
-научить определять критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты;
-научить составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы;
-сформировать представление о рисках, их возникновении и преодолении;
-научить проводить рефлексию своей деятельности.
Развивающие:
-формирование универсальных учебных действий;
-расширение кругозора;
-обогащение словарного запаса, развитие речи и дикции школьников; развитие творческих
способностей;
-развитие умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и
доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно
применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания;
-развитие мышления, способности наблюдать и делать выводы;
-на представленном материале формировать у обучающихся практические умения по
ведению проектов разных типов.
Воспитательные:
-способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного
обучения, его самореализации и рефлексии;
-развивать у обучающихся сознание значимости коллективной работы для получения
результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения
творческих заданий;
-вдохновлять детей на развитие коммуникабельности;
-дать возможность обучающимся проявить себя.
Сроки реализации, формы и режим занятий.
Возраст обучающихся: 13-17 лет.
Срок реализации: 1 год.
Кол-во часов: 68 ч.
Формы организаций занятий: индивидуально–групповая(12человек).
4

Режим занятий: занятия проводятся 2 раз в неделю(1час), во внеурочное время.
Продолжительность одного занятия: 40 минут
Формы обучения: теоретические и практические занятия, самостоятельные и
исследовательские работы, анализ и обработка информации подготовленной в процессе
поисковой деятельности, дискуссии и диспуты по вопросам проектирования,
использование компьютерных программ, конкурсы разного уровня, конференции.
Принципиальным является характер занятий – это групповые формы работы,
деятельностный режим, практико-ориентированная направленность занятий. Уровень
усвоения и форма проведения, методы и приемы занятий соответствует психологопедагогическим особенностям обучающихся средних и старших классов средней школы.
Ожидаемые результаты и способы проверки.
В результате работы по программе социально-педагогической направленности
«Социальное проектирование» обучающиеся должны знать:
• основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации,
выбор проекта, работа над ним, презентация);
• понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
• основные источники информации;
• правила оформления списка использованной литературы;
• правила классификации и сравнения,
• способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
• источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы,
ресурсы Интернета)
• правила сохранения информации, приемы запоминания.
Обучающиеся должны уметь:
• выделять объект исследования;
• разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
• выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
• анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное,
формулировать выводы, выявлять закономерности,
• работать в группе;
• работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах,
преобразовывать из одного вида в другой,
• пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
• планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять
результаты своей деятельности в различных видах;
5

• работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и
каталогами.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
«Социальное проектирование».
Мероприятие
Сроки проведения
1.Участие в конкурсах мероприятий социальной
направленности разного уровня (школьный, муниципальный,
областной, региональный, всероссийский).
2.Участие в проектной деятельности.

В течение учебного года

В течение учебного года.

Контроль достижений обучающихся осуществляется в форме «зачтено/незачтено».
1) обобщающие практические задания;
2) конспекты;
3) тезисы;
4) контрольное тестирование;
5) активность участия в проектной деятельности.
6) практикумы;
7) упражнения.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной
программы «Социальное проектирование».
Названия разделов, тем занятий.
Количество часов
Теоретич.

Практич.

Раздел 1. Введение в социальное проектирование (4 часа).
1.Понятие, цели задачи социального проектирования.

2

2.Формирование группы.

2
Раздел 2. Подготовка проекта. (34 часа).

3.Изучение общественного мнения

2

4.Формулировка актуальной социальной проблемы

2

5.Изучение возможностей участия в проекте.

2

6.Определение цели и задач социального проекта.

2

7.Составление плана работы

2

8.Составление рабочего графика.

2

9.Определение обязанностей и их распределение в команде.

2

10.Определение ресурсов и источников их получения.

2

11.Составление бюджета.

2

12.Обучение членов команды.

4

13.Оформление проекта.

4
6

14.Формирование общественного мнения.

2

2

15.Поиск партнеров по реализации проекта.

2

2

Раздел 3. Реализация проекта (22 часа).
16.Проведение официальных переговоров.

4

17.Получение необходимых ресурсов.

4

18.Проведение плановых мероприятий

10

19.Оценка и контроль выполнения плана.

2

20.Корректировка хода реализации проекта.

2

Раздел 4. Итоги работы над проектом. (8часов).
21.Анализ результатов работы над проектом.

2

22.Информирование общественности о результатах работы.

4

23.Закрытие проекта.

2

Итого: 68 часов

30

38

Содержание дополнительной образовательной программы
«Социальное проектирование»
Содержание программы составляют сведения о различных видах проектов и проектных
продуктах, что позволяет учащимся уже на начальном этапе осуществить их выбор и
попробовать себя в их создании. Работа над проектом позволяет учащемуся осознать
ситуации, проблемы, процессы, происходящие в окружающем его мире.
В курсе достаточно подробно рассматривается алгоритм проведения проекта, его
основополагающие моменты, что позволяет применить его в проектах различных типов и
направлений. Для создания положительной мотивации к обучению приводится
занимательный материал, материал из разных областей, чаще всего понятный и
доступный обучающимся, а для проектов отобраны знакомые для школьников объекты
окружающие их.
Раздел 1. Введение в социальное проектирование
Тема 1.Понятие, цели задачи социального проектирования
Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды
языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание
необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков
воплощения описываемой цели.
Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном
окружении в виде:
а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных
изменений;
б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);
в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых
действий.
Тема 2.Формирование группы
7

Мотивация предполагаемых участников проекта. Создание коллективного портрета
человека, обладающего качествами социально ответственной личности, необходимого
участникам проектирования.
Формирование команды (создать группу единомышленников, оценить возможности и
степень участия каждого члена группы). Формирование корпоративной культуры
(внутренние правила, обычаи, ритуалы, символика).
Раздел 2. Подготовка проекта
Тема 3. Изучение общественного мнения
Изучение социальной ситуации в микрорайоне. Проведение социального опроса,
анкетирования, изучение материалов печати, телевидения, встреча с местными
руководителями, специалистами. Составление подробного отчета о проведенном
исследовании.
Тема 4. Формулировка актуальной социальной проблемы
Формулировка социальной проблемы, в решении которой может принять участие группа.
Определение причины её существования. При выборе необходимо учитывать: важность
проблемы для микрорайона, масштабность (какое количество жителей заинтересовано в
решении данной социальной проблемы).
Тема 5. Изучение возможностей участия в проекте
Изучение возможностей команды, которая непосредственно будет заниматься
реализацией проекта.
Тема 6. Определение цели и задач социального проекта
Определение "аудитории" проекта, т.е. ту социальной группы, которая является носителем
данной социальной проблемы и на которую будет направлен социальный проект.
Формулировка основной цели социального проекта. В соответствии с определенной
целью сформулировать конкретные задачи, раскрывающие содержание работы по
решению социальной проблемы.
Тема 7. Составление плана работы
Определение перечня основных мероприятий по осуществлению цели и задач проекта.
Установление времени проведения как подготовительных, так и основных мероприятий
проекта. Назначение ответственных за каждый пункт плана.
Тема 8.Составление рабочего графика
Составление графика выполнения всех пунктов плана. Оформление графика в виде
таблицы.
Тема 9. Определение обязанностей и их распределение в команде
Составление перечня обязанностей, необходимых для реализации плана. Описание
основного содержания каждой обязанности. Распределение обязанностей между членами
команды.
При распределении обязанностей необходимо использовать принцип добровольности, т.е.
учитывать желание участника, а также его индивидуальные особенности, опыт, знания,
способности и уровень подготовленности.
Тема 10. Определение ресурсов и источников их получения
Составление перечня необходимых ресурсов (материальных, финансовых, людских,
информационных). Определить необходимый объем ресурсов. Составить список
источников получения ресурсов.
Тема 11. Составление бюджета
8

Определение источников поступления денежных средств и их объем. Составление списка
предстоящих расходов. Определение разницы между доходами и расходами.
Все денежные поступления и расходы должны быть обязательно документально
зафиксированы и оприходованы. Для этого заводится отдельная бухгалтерская книга. Все
израсходованные суммы должны быть подтверждены документально: чеками, актами и
другими документами.
Тема 12. Обучение членов команды
Разъяснение обязанностей каждого участника проекта. Обучение членов команды,
работающих над реализацией проекта. Создание (обсуждение) памятки участника
проекта. (Приложение 4).
Тема 13. Оформление проекта
Оформление проекта в виде словесного описания предполагаемых действий, подбор
наглядного материала, построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем.
Отбор и размещение фотографий, составление каталога публикаций по проблеме,
числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления проекта. Составление
слайд - презентации, создание видеоролика и др.
Тема 14.Формирование общественного мнения
Представление общественности основных целей, идей и содержания социального проекта.
Методы: оформление плакатов, листовок, фото- и видеоматериалов, встречи и беседы с
местными жителями, привлечение средств массовой информации, специалистов,
экспертов, работников государственных учреждений и организаций. Презентация проекта
на выставках, конкурсах, фестивалях.
Раздел 3. Реализация проекта
Тема 15. Поиск партнеров по реализации проекта
Определение списка организаций и лиц, способных помочь в реализации проекта. Сбор
информации о предполагаемых деловых партнерах. Установление адресов, телефонов,
предполагаемой даты переговоров.
Возможные деловые партнеры: органы власти, общественные объединения,
предприятия, связанные с решаемой проблемой, образовательные учреждения,
благотворители, спонсоры и грантодатели.
Тема 16. Проведение официальных переговоров
Составление план предстоящей встречи, определение предмета договора, подбор
аргументов, убеждающих партнёра в важности проекта.
Встреча с деловыми партнёрами. Определение долевого участия каждого партнера в
реализации проекта.
Заключение устного или письменного договора о сотрудничестве.
Тема 17. Получение необходимых ресурсов
Своевременное получение необходимых ресурсов. Организация учета ресурсов.
Тема 18. Проведение плановых мероприятий
Реализация намеченной программы действий.
Тема 19. Оценка и контроль выполнения плана
Отчёт участников группы о ходе реализации проекта.
Тема 20. Корректировка хода реализации проекта
Изменение плана по итогам оценки и контроля плановых мероприятий.
Раздел 4. Итоги работы над проектом
9

Тема 21. Анализ результатов работы над проектом.
Подведение итогов выполнения поставленных задач. Соотношение результатов с
поставленной целью, оценка степени ее достижения. Оценка вклада каждого участника
проекта в его реализацию. Составление отчета команды о работе над социальной
проблемой.
Тема 22. Информирование общественности о результатах работы.
Информирование с помощью прессы общественности и государственных органов о
результатах реализации проекта. Сбор материалов для средств массовой информации,
посвященных проекту (репортаж, письма-отзывы, мнение специалистов и др.)
Распространение официального пресс-релиза, посвященного проекту.
Тема 23. Закрытие проекта.
Предоставление финансовой отчетности благотворителям, спонсорам и грантодателям, а
также (если потребуется) государственным органам. Прекращение действия договоров.
Методическое обеспечение программы
Методы реализации программы:
1.Наглядный (иллюстративный рассказ (лекция) с
обсуждением наиболее сложных вопросов темы; проведение дидактических игр; работа с
текстами, иллюстрирование исторических сюжетов, примеры из опыта работы по
программе).
2. Словесный (чтение исторических источников с последующим обсуждением и
творческим заданием; беседа с закреплением материала в
творческих работах под руководством учителя).
3. Практический (организация проектной деятельности учащихся)
Материально-техническое обеспечение программы:
– компьютер;
– проектор;
– Интернет;
– электронные обучающие диски.
Учебно-методическое обеспечение программы
– Иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы.
– На занятиях курса используются наглядные пособия (в т.ч. собственного изготовления).
– Технические средства.
– Подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний.
Оборудование и кадровое обеспечение программы
– ноутбук,
– МФУ,
– телевизор.
Ожидаемые результаты:
- приобщение подростков к научно-исследовательской деятельности с практической
социально- экологической направленностью;
- овладение технологией и методиками социального проектирования;
- формирование системы умений и навыков, необходимой для осуществления творческого
процесса в проектной деятельности;
- формирование умения вести поисковую работу с опорой на наблюдения и научность;
10

- самореализация личности ребенка в различных видах деятельности;
- участие в научно-практических конференциях и конкурсах социальных проектов.
Литература
Литература для педагога
1.
Антонюк Г.А. Социальное проектирование (некоторые методологические аспекты).
Минск, 1978.
2.
Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Изд-во
Деловая книга, 1996.
3.
Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников: (педагогическая
наука - реформе школы). - М., 1988.
4.
Новикова С. Методика составления социологической анкеты. - М.: МПА, 1993. - 58
5.
Организация профильного обучения. Учебно-методическое пособие/ Авторысоставители С.В. Кривых, Г.Н.Шорникова. В.М. Жураковская. Часть 2. - Новокузнецк:
Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2004.- 213с.
6.
Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы. М.: Изд-во Самарский университет, 1995. - 239 с.
Литература для обучающихся
1.
Прутченков А. С. Шаг за шагом, или технология подготовки и реализации
социального проекта. «Граждановедение» № 41, 1999 г., №№ 4, 5, 6, 49, 2000 г., № 6, 7,
2001
2.
Симоненко В.Д., Жураковская В.М. Творческие проекты старшеклассников.- г.
Брянск: Издательство БГПУ, 1998.-232с.
Интернет-ресурсы
http://www.researcher.ru - Интерент портал «Исследовательская деятельность школьников»
http://irsh.redu.ru -Журнал «Исследовательская деятельность школьников»
«Просвещение. Общественные науки»: www.socialnauki.ru
[1] Иоффе А.Н. Подготовка учителя к сопровождению процесса гражданского
становления школьника. — М.: АПКиППРО, 2010. — С. 97.
[2] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования от 17 декабря 2010 г. № 1897.
[3] Современный словарь по общественным наукам // Под ред. Данильяна О.Г., Панова
Н.И. — М.: Эксмо, 2005. — С. 351.
[4] Беляков Е.М., Воскресенская Н.М., Иоффе А.Н. Активная школа. Руководство по
развитию школы с использованием проектирования. — М.: Фонд «Сивитас», 2010. — С.
10.
[5] Проект «Гражданин» и Всероссийская акция «Я —гражданин России»: методическое
пособие. А.Н. Иоффе, Е.М. Иоффе, Е.М. Беляков, Н.М. Воскресенская, И.Г. Димова, П.Г.
Положевец; под ред. П.Г. Положевца. — М.: Издательский дом «Учительская газета»,
2012. — 104 с.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».