Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Экология от А до Я»
Целевая аудитория: 5-7 классы
Возраст обучающихся: 10-13 лет
Количество часов в год: 68
Уровень: базовый
Срок обучения: 1 год
Составитель: Составитель:
Ельцова Л.Ю.,
заместитель директора по ВР,
педагог дополнительного образования
г. Богданович, 2025.
1. Пояснительная записка
Нормативно – правовая база:
Программа
дополнительного образования
экологической направленности
«Экология от А до Я»» разработана на основе нормативных документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (ст. 75);
- Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением
Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р). План мероприятий на 2015 - 2020 годы по
реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей"
- Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. №
298н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
- «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ» (Москва, 2022 г.).
- Устав МОУ-СОШ № 4.
- План воспитательной работы ОО.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9
ноября 2018г № 196 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам"
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
При проведении занятий экологической направленности очень актуально на
сегодняшний день. Природа, природные объекты воздействуют на все органы
чувств человека, делают его добрее, мягче, оказывают психотерапевтическое
воздействие. О значении общения школьников с природой писали многие
педагоги и психологи. Взаимодействие людей с животными, растениями не
только способствует гармонизации межличностных отношений, но и является
дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, что
имеет особое значение для детей, так как они испытывают в этом трудности.
Близкое знакомство с объектами природы в действии, установление причинноследственных связей в естественных условиях формирует у школьников
собственные интересы и склонности.
Новизна и отличительные особенности программы: использования природы как ведущего
педагогического средства. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают
поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом
определяют возможности его выживания. Поэтому сохранение среды приобретает
первостепенное значение. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей
заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.
В общении с природой заложен огромный потенциал для гармоничного развития
личности. Активная экологическая работа, осуществляемая при реализации
программы, позволяет формировать у детей установку на диалоговое отношение к
природе. А также, в развитии различных компетенций обучающихся: предметных,
личностных, метапредметных.
Развить эти компетенции можно с помощью дополнительного образования
экологической направленности.
дресат программы: обучающиеся 11-12 лет
Сроки и объем освоения программы: объем программы 68 часов в год. Срок освоения
программы 9 месяцев (учебный год). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Продолжительность занятия 1 академический час (40 мин.).
В реализации программы участвуют ребята 11– 12 лет (5-6 классы). Наполняемость
группы до 12 человек.
Формы работы. Работа проводится в очном формате в виде теоретических и
практических занятий. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят
от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения
построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических
знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Формы организации деятельности обучающихся на занятиях: индивидуальная,
групповая, фронтальная.
Занятие проводятся по типу: комбинированные, теоретические, практические,
исследовательские, игровые.
Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это
индивидуальный подход к каждому ребенку. Очень важен и принцип обучения и
воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых,
индивидуальных практических занятий, тренингов, игр и т.д.
2.Цель и задачи программы
Цель программы: расширить знания обучающихся об окружающей живой
природе, способствовать формированию бережного отношения к ней, способствовать
оздоровлению и физическому совершенствованию ребят.
Задачи:
•
•
•
•
•
расширение экологических знаний, полученных при изучении школьных
предметов;
формирование у учащихся активного и ответственного отношения к
окружающей среде;
максимальное использование возможностей природного окружения;
выявление учащихся, склонных к исследовательской деятельности в области
экологии;
развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.
Методы работы:
Наглядный метод
- применяются экологические плакаты, экологические рисунки и картинки.
- наблюдения;
Словесный метод
- чтение экологических рассказов, сказок;
- беседы с элементами диалога, обобщающих сказок;
- сообщение дополнительного материала;
- рассматривание наглядного материала;
Практический метод
- практические исследовательские занятия;
- акции экологического направления;
- посадка цветов, кустарников, деревьев.
Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных
занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено
на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и
т.д.
2.1. Планируемые результаты освоения программы:
Воспитательные результаты работы по данной программе можно оценить по трём
уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний):
Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний
о ситуации межличностного взаимодействия; развитие творческих способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной
реальности): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения
к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания,
культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного
практического действия).
Личностные.
1. Развитие речи детей, их словарного запаса и выразительности речи:
2. Способность обучение технике работы с лабораторным материалом:
3. Правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.
4. Умение развивать творческую и трудовую активность ребят, их стремление к
самостоятельной деятельности:
5. Адекватное понимания причин успешности деятельности.
Метапредметные:
• навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
• умение ставить и формулировать проблемы;
• навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том
числе
творческого характера;
• установление причинно-следственных связей;
Регулятивные:
• использование речи для регуляции своего действия;
• адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других
людей по
исправлению допущенных ошибок;
• умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
• умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата
действия с
требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные:
В процессе обучения дети учатся:
• работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
• ставить вопросы;
• обращаться за помощью;
• формулировать свои затруднения;
• предлагать помощь и сотрудничество;
• слушать собеседника;
• договариваться и приходить к общему решению;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• осуществлять взаимный контроль;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
По окончании занятий по программе ученик должен знать:
Понятия и правила поведения в лесу, на улице, на экскурсии, во время проведения
экологических акций.
Ученик должен уметь:
-Выполнение простейших экологических исследований;
-Приобретение учащимся практических экологических и природоохранительных
навыков: посадка деревьев, описание свалок, разработка обращений к жителям,
проведение и обработка соцопросов и др.
-Планирование практических дел по охране природы;
-Пропаганда экологической культуры и здорового образа жизни.
-Формирование умений правильного поведения в природе;
-Развитие лидерских качеств;
-Умение выбора места и устройства бивака.
-Распознавание объектов природы;
-Понимание объектов живой природы в общем биологическом комплексе.
-Выполнение работ по ликвидации негативных последствий рекреационной нагрузки
и улучшение окружающей среды.
-Публикация заметок и статей в местной печати, в школьной газете и на сайте
школы.
-Формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной
гигиены);
-Развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости);
- Удовлетворение потребности проявить и выразить себя, передать свое настроение,
реализовать свои творческие способности.
2.2. Формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации
обучающихся
Формы промежуточной аттестации:
- выступление агитбригады «Экопоколение»;
- участие в экологических форумах различного уровня участия, представление
индивидуальных или групповых проектов;
- участие в школьной выставке декоративно - прикладного творчества.
Результативность работы помогут оценить также результаты анкетирования
самих участников кружка, родителей.
Рефлексия проводится после каждого события, мероприятия и акции.
Порядок проведения промежуточной аттестации определяется педагогом
дополнительного образования в соответствии учебно- тематическим планом.
Промежуточная аттестация включает в себя проверку теоретических знаний и
практических умений и навыков.
Промежуточная аттестация проводится 2 раза в год, как оценка результатов
обучения по завершении 1 и 2 полугодия в период с 20 по 26 декабря и с 20 по
26 мая в формах, предусмотренных программой дополнительного образования
«Экология от А до Я».
2.3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ.
Тема
Количество
Теоретические
Практические
часов
занятия
занятия
Организационное занятие
2
2
0
Водосбережение
10
5
5
Экология жизни
10
5
5
Обращение с отходами
20
10
10
Экопрофессии
10
5
5
Лес и его обитатели
8
6
2
Биоразнообразие
8
6
2
ИТОГО
68
39
29
2.4. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
«ЭКОЛОГИЯ ОТ А ДО Я»
1 Организационное занятие. Подача нового материала. Знакомство с программы.
Техника безопасности на занятиях.
Результат: Безопасное проведение занятий, ответственное
отношение к себе и окружающим во время проведения различных работ по программе.
2 Тема «Водосбережение». Комбинированные и интегрированные занятия с элементами
усвоения и повторения нового материала.
Знакомство с первыми законами человечества - законы о воде. Вода - самый важный
товар одноразового пользования. Запас пресной воды. Что служит источником
загрязнения воды. Как очищают грязную воду? Что мы можем сделать, чтобы не
загрязнять воду. Ключ к воде. Дар воды. Водные профессии. Знатоки воды. Вода
России – лаборатория чистой воды. Чистые реки. Водный след. Хранители воды.
Результат: понимание проблемы сохранения воды и водоемов, сформированность
экологической культуры в отношении воды. Владение информацией об очистных
сооружениях, видах фильтров и других вспомогательных средств для очистки и
обеззараживания воды.
3 Тема «Экология жизни». Лекция Практикум, комбинированные и интегрированные
занятия с элементами отработки навыков.
Как жить экологично в городе. Как жить экологично в городе 2. История вещей.
Экономика будущего. Чистый город начинается с тебя. В нашем доме ничего лишнего.
Снижение экологического следа. Лучший мир доля всех. Мобильные технологии для
экологии. Результат: сформированная экологическая культура. Умение правильно и без
вреда для окружающей среды жить в городе.
4. Тема «Обращение с отходами». Беседа. Презентация. Лекция Практикум,
комбинированные и интегрированные занятия с элементами отработки навыков. Что
делать с
отходами. Переработка отходов. Виды отходов. Виды сбора мусора. Сортировка
мусора. Разделяй с нами! Ноль отходов. Вторая жизнь пластика. Ярмарка
эковакансий. Приключения электроники. Организация сбора отработанных батареек.
Организация сбора вторичного сырья.
5. Тема «Экопрофессии». Подача нового материала. Ученый – эколог.
Инженер - эколог. Гидролог. Зоолог. Специалист по определению и предотвращению
экологических катастроф. Специалист по охране окружающей среды. Урбанист –
эколог. Экологический юрист. Ресайклинг – технолог. Результат: профориентация.
Понимание возможного выбора экологических профессий в будущем.
6. Тема «Лес и его обитатели». Подача нового материала. Усвоение
пройденного и повторение. Презентация.
Сила леса. Лесомания. Насекомые. Пернатые. Дикие животные. Охота и промысел.
Защита диких животных. Красная книга. Другие цветовые виды книг с охраной
окружающей среды. Результат: бережное отношение к дикой природе.
7. Тема «Биоразнообразие». Подача нового материала. Усвоение пройденного
и повторение. Презентация. Практические занятия.
Экологические группы рыб. Экологические группы птиц. Экологические группы
животных. Братья наши меньшие. Сад на подоконнике. Занимательная экоклогия.
Результат: знание различных видов живых организмов. Применение на практике
знаний умений и навыков, полученных в ходе реализации по программе «Экология от
А до Я»
3. Организационно-педагогические условия реализации программы
Программу реализует педагог дополнительного образования
3.1. Учебно- методическое и информационное обеспечение программы:
- разработка программы дополнительного образования;
- разработка отчетной документации;
- отслеживание и анализ результатов промежуточной аттестации;
- разработка содержания и организации учебных занятий;
- проведение опытов.
3.2.Техническое обеспечение программы:
- мультимедийная установка;
- ноутбук;
- методическая литература;
- мобильная лаборатория;
- микроскоп.
3.4. Список литературы:
Литература для педагога.
Акимушкин И.И. Мир животных: Беспозвоночные. – М., 2011.
Бинас А.В. и др. Биологический эксперимент в школе. – М., 2010.
Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С. Гиляров. – М.,
2019.
Литература для обучающихся.
Акимушкин И.И. Мир животных: Беспозвоночные. Ископаемые
животные. – М., 2011.
Де Крюи П. Охотники за микробами. – М., 2017.
Жизнь животных: в 6 т. / Под ред. Л.А. Зенкевича. – М., 2015.
Кофман М.В. Озёра, болота, пруды и лужи и их обитатели (серия «Жизнь
в воде»). – М., 2016.
Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М., 2014.
Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель по
природоведению и экологии для учащихся начальных классов. –
М., 2020.
Роджерс К. Всё о микроскопе. Энциклопедия. – М., 2011.
3.5. Интернет-ресурсы
www.it-n.ru - Сеть творческих учителей www.intergu.ru - Интернет-сообщество
учителейwww.fcior.edu.ru/wps/portal/main - Федеральный центр ин формационнообразовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов www.wikipedia.org - Википедия, свободная энциклопедия.
http://www.liveinternet.ru/tags/%EF%EE%E4+%EC%E8%EA%F0%EE%F1%EA%EE%EF%EE
%EC/ - Немного интересного под микроскопом. http://vl-club.com/99201-nemnogo-interesnogopod-mikroskopom.html - Немного интересного под микроскопом.
http://t-fakt.ru/8-prostyih-veshhey-pod-mikroskopom - 8 простых вещей,
которые удивительно выглядят под микроскопом.
http://fishki.net/1215443-obychnye-vewi-pod-mikroskopom.html - Обычные
вещи под микроскопом.