2.2. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь; в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала. 2.3. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации в соответствии с требованиями ФГОС. 2.4. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды при условии компьютеризации библиотеки. 2.5. Пополнение и сохранение фондов библиотеки учебно-методическими пособиями, отвечающим требованиям реализации новых ФГОС НОО. 3. Основные функции Для реализации основных задач библиотека: 3.1. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы. -комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации; - пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций при условии компьютеризации библиотеки; - осуществляет размещение, организацию и сохранность документов библиотеки. 3.2. Организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги, тематические карточки, электронный каталог при условии компьютеризации; - разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели) - обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции. 3.3. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся: - предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей; - создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности; - организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя' информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией; - оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности; - организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, оказывает содействие при организации внеурочной деятельности, организуемой в условиях реализации ФГОС НОО, содействует развитию критического мышления; - содействует членам педагогического коллектива и администрации МОУ-СОШ №4 в организации образовательного процесса и досуга обучающихся. 3.4. Осуществляет библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников: - удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей; - удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий; содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации; - создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы МОУСОШ №4, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам; - организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий при условии компьютеризации библиотеки; - осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства общеобразовательного учреждения по вопросам управления образовательным процессом; - поддерживает деятельность педагогических работников в области создания информационных продуктов (документов, баз данных, Web-страниц и т. п.); - способствует проведению занятий по формированию информационной культуры. 3.5. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей обучающихся: - удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку, в том числе способствующих реализации ФГОС; - консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей; - консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся. 4. Организация деятельности библиотеки 4.1. Наличие укомплектованной библиотеки, реализующей ФГОС. 4.2. Структура библиотеки: абонемент, читальный зал, хранилище учебников. 4.3. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечноинформационных ресурсов в соответствии с учебным воспитательным планом МОУ-СОШ №4, программами, проектами и планом работы библиотеки. 4.6. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования, перехода на новые ФГОСы и в пределах средств, выделяемых учредителями, МОУ-СОШ №4 обеспечивает библиотеку: - гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов, предусмотренных в школе; - необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или; электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиНов; - современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами; - ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки; - библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями. 4.7. Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки. 4.8. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными учебников и учебнометодических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор школы в соответствии с уставом учреждения. 4.9. Режим работы библиотеки определяется школьным библиотекарем в соответствии с правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение: - времени для ежедневного выполнения внутри библиотечной работы; - одного раза в месяц - санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится; 4.10. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми библиотека МОУ-СОШ №4 взаимодействует с библиотеками других образовательных учреждений района, области и т. п. перечнями 5. Управление. Штаты 5.1. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством РФ, субъектов РФ и штатным расписанием МОУ-СОШ №4. 5.2. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет директор школы. 5.3. Руководство библиотекой осуществляет школьный библиотекарь, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед директором школы, обучающимися, их родителями за организацию и результаты деятельности библиотеки, в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом МОУ-СОШ №4. 5.4. Школьный библиотекарь назначается директором школы, является членом педагогического коллектива и входит в состав педагогического совета МОУ-СОШ №4. 5.5. Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает специалист по учебным фондам и школьным библиотекам Управления образования. 5.6. Школьный библиотекарь разрабатывает и представляет руководителю общеобразовательного учреждения на утверждение следующие документы: - положение о библиотеке, - правила пользования библиотекой; - структуру и штатное расписание библиотеки. При организации режима библиотеки заведующий библиотекой руководствуется «Межотраслевыми нормами времени на процессы, выполняемые в библиотеках» (постановлений Министерства труда и социального развития РФ от 03.02.1997 г. № 6); - положение о платных услугах библиотеки; - планово-отчетную документацию; - план работы на текущий год; - анализ работы библиотеки по итогам года. 5.7. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требования квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании или квалификации. 5.9. Работники библиотек могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе. 5.10. Трудовые отношения работников библиотеки и общеобразовательного учреждения регулируются трудовым договоров, условия которого не должны противоречить законодательству РФ о труде. 6. Права и обязанности библиотеки 6.1. Работники библиотек имеют право: - самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе общеобразовательного учреждения и положении о библиотеке общеобразовательного учреждения; - определять источники комплектования информационных ресурсов; - изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда; - определять в соответствии с правилами пользования библиотекой, утвержденными руководителем общеобразовательного учреждения, и по согласованию с Советом школы виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки; - вносить предложения руководителю школы по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки; по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение норматива работы на компьютере и т. д.); - участвовать в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определенном уставом этого учреждения; - быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры; - участвовать в соответствии с законодательством РФ в работе библиотечных ассоциаций или союзов. 6.2. Работники библиотек обязаны: - обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки; - информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг; - обеспечить научную организацию фондов и каталогов; - формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, требованиям ФГОС, образовательными программами общеобразовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей; - совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей; обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение; - обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой общеобразовательного учреждения; - отчитываться в установленном порядке перед руководителем общеобразовательного учреждения не реже 1 раза в год; - повышать квалификацию. 7. Права и обязанности пользователей библиотеки 7.1. Пользователи библиотек имеют право: - получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах; - пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки; - получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; - получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации; - продлевать срок пользования документами; - получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки; - получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием при условии компьютеризации; - участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой; - обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю общеобразовательного учреждения. 7.2. Пользователи библиотеки обязаны: - соблюдать правила пользования библиотекой; - бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю; - поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения картотек в каталогах и картотеках; - пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки; - убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь; возвращать документы в библиотеку в установленные сроки; - заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой. - полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в МОУ-СОШ №4. 7.3. Порядок пользования библиотекой: - запись обучающихся общеобразовательного учреждения в библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников общеобразовательного учреждения, родителей обучающихся - по паспорту; - перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно; - документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр; - читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку. 7.4. Порядок пользования абонементом: пользователи имеют право получить на дом из многотомных издании не более двух документов одновременно; - максимальные сроки пользования документами, учебники, учебные пособия - учебный год; - научно-популярная, познавательная, художественная литература - 10 дней; - периодические издания, издания повышенного спроса - 5 дней; - пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей. 7.5. Порядок пользования читальным залом: - документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются; - энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)