Положение о библиотеке.pdf

2.2. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь; в социализации
обучающегося, развитии его творческого потенциала.
2.3. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору
и критической оценке информации в соответствии с требованиями ФГОС.
2.4. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов,
формирование комфортной библиотечной среды при условии компьютеризации библиотеки.
2.5. Пополнение и сохранение фондов библиотеки учебно-методическими пособиями, отвечающим
требованиям реализации новых ФГОС НОО.
3. Основные функции
Для реализации основных задач библиотека:
3.1. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы.
-комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными,
педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных
носителях информации;
- пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других
учреждений и организаций при условии компьютеризации библиотеки;
- осуществляет размещение, организацию и сохранность документов библиотеки.
3.2. Организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги, тематические карточки,
электронный каталог при условии компьютеризации;
- разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели)
- обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции.
3.3. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание обучающихся:
- предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их
интересов и информационных потребностей;
- создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой
деятельности;
- организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя' информации,
содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;
- оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной,
самообразовательной и досуговой деятельности;
- организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской
культуры личности, оказывает содействие при организации внеурочной деятельности,
организуемой в условиях реализации ФГОС НОО, содействует развитию критического мышления;
- содействует членам педагогического коллектива и администрации МОУ-СОШ №4 в
организации образовательного процесса и досуга обучающихся.
3.4. Осуществляет
библиотечно-информационное
обслуживание
педагогических
работников:
- удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
- удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;
содействует
профессиональной
компетенции,
повышению квалификации, проведению
аттестации;
- создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы МОУСОШ №4, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и
темам;
- организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр
электронных версий педагогических изданий при условии компьютеризации библиотеки;
- осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений
и
публикаций),
информирование
руководства общеобразовательного учреждения по
вопросам управления образовательным процессом;
- поддерживает деятельность педагогических работников в области создания информационных
продуктов (документов, баз данных, Web-страниц и т. п.);
- способствует проведению занятий по формированию информационной культуры.

3.5. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей
обучающихся:
- удовлетворяет запросы пользователей
и информирует о новых поступлениях в
библиотеку, в том числе способствующих реализации ФГОС;
- консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по
воспитанию детей;
- консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
4. Организация деятельности библиотеки
4.1. Наличие укомплектованной библиотеки, реализующей ФГОС.
4.2. Структура библиотеки: абонемент, читальный зал, хранилище учебников.
4.3. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечноинформационных ресурсов в соответствии с учебным воспитательным планом МОУ-СОШ №4,
программами, проектами и планом работы библиотеки.
4.6. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования,
перехода на новые ФГОСы и в пределах средств, выделяемых учредителями, МОУ-СОШ №4
обеспечивает библиотеку:
- гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов,
предусмотренных в школе;
- необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой
библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие
высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или;
электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиНов;
- современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной копировально-множительной
техникой и необходимыми программными продуктами;
- ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
- библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
4.7. Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.
4.8. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда
библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными учебников и учебнометодических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет
директор школы в соответствии с уставом учреждения.
4.9. Режим работы библиотеки определяется школьным библиотекарем в соответствии с
правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения. При определении режима
работы библиотеки предусматривается выделение:
- времени для ежедневного выполнения внутри библиотечной работы;
- одного раза в месяц - санитарного дня, в который обслуживание пользователей не
производится;
4.10. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с
детьми библиотека МОУ-СОШ №4 взаимодействует с библиотеками других образовательных
учреждений района, области и т. п.
перечнями
5. Управление. Штаты
5.1. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством РФ,
субъектов РФ и штатным расписанием МОУ-СОШ №4.
5.2. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет директор школы.
5.3. Руководство библиотекой осуществляет школьный библиотекарь, который несет
ответственность в пределах своей компетенции перед директором школы, обучающимися, их
родителями за организацию и результаты деятельности библиотеки, в соответствии с
функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями,
трудовым договором и уставом МОУ-СОШ №4.
5.4. Школьный библиотекарь назначается директором школы, является членом педагогического
коллектива и входит в состав педагогического совета МОУ-СОШ №4.
5.5. Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает специалист по учебным
фондам и школьным библиотекам Управления образования.

5.6. Школьный
библиотекарь
разрабатывает
и
представляет
руководителю
общеобразовательного учреждения на утверждение следующие документы:
- положение о библиотеке,
- правила пользования библиотекой;
- структуру и штатное расписание библиотеки. При организации режима библиотеки заведующий
библиотекой руководствуется «Межотраслевыми нормами времени на процессы, выполняемые в
библиотеках» (постановлений Министерства труда и социального развития РФ от 03.02.1997 г. №
6);
- положение о платных услугах библиотеки;
- планово-отчетную документацию;
- план работы на текущий год;
- анализ работы библиотеки по итогам года.
5.7. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную
подготовку, соответствующую требования квалификационной характеристики по должности и
полученной специальности, подтвержденную документами об образовании или квалификации.
5.9. Работники библиотек могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение
библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется работником
библиотеки только на добровольной основе.
5.10. Трудовые отношения работников библиотеки и общеобразовательного учреждения
регулируются трудовым договоров, условия которого не должны противоречить законодательству
РФ о труде.
6. Права и обязанности библиотеки
6.1. Работники библиотек имеют право:
- самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного
обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и
задачами, указанными в уставе общеобразовательного
учреждения
и
положении
о библиотеке общеобразовательного учреждения;
- определять источники комплектования информационных ресурсов;
- изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету
библиотечного фонда;
- определять в соответствии с правилами пользования библиотекой, утвержденными
руководителем общеобразовательного учреждения, и по согласованию с Советом школы виды и
размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
- вносить предложения руководителю школы по совершенствованию оплаты труда, в том числе
надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не
входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки; по компенсационным
мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение
норматива работы на компьютере и т. д.);
- участвовать в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определенном
уставом этого учреждения;
- быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия,
предусмотренным для работников образования и культуры;
- участвовать в соответствии с законодательством РФ в работе библиотечных ассоциаций или
союзов.
6.2. Работники библиотек обязаны:
- обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;
- информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
- обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
- формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных
изданий, требованиям ФГОС, образовательными программами общеобразовательного учреждения,
интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;
- совершенствовать
информационно-библиографическое
и библиотечное обслуживание
пользователей;

обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию,
размещение и хранение;
- обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой
общеобразовательного учреждения;
- отчитываться в установленном порядке перед руководителем общеобразовательного
учреждения не реже 1 раза в год; - повышать квалификацию.
7. Права и обязанности пользователей библиотеки
7.1. Пользователи библиотек имеют право:
- получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и
предоставляемых библиотекой услугах;
- пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
- получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
- получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания,
аудиовизуальные документы и другие источники информации;
- продлевать срок пользования документами;
- получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на
основе фонда библиотеки;
- получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при
пользовании электронным и иным оборудованием при условии компьютеризации;
- участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
- обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю общеобразовательного
учреждения.
7.2. Пользователи библиотеки обязаны:
- соблюдать правила пользования библиотекой;
- бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, загибать страниц, не делать в книгах
подчеркиваний, пометок), иным
документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
- поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе
библиотеки, расположения картотек в каталогах и картотеках;
- пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;
- убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в
сдаваемых документах несет последний пользователь; возвращать документы в библиотеку в
установленные сроки;
- заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными либо
компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой.
- полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в МОУ-СОШ
№4.
7.3. Порядок пользования библиотекой:
- запись обучающихся общеобразовательного учреждения в библиотеку производится по
списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников
общеобразовательного учреждения, родителей обучающихся - по паспорту;
- перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;
- документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский
формуляр;
- читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки
и их возвращения в библиотеку.
7.4. Порядок пользования абонементом:
пользователи имеют право получить на дом из многотомных издании не более двух документов
одновременно;
- максимальные сроки пользования документами, учебники, учебные пособия - учебный
год;
- научно-популярная, познавательная, художественная литература - 10 дней;
- периодические издания, издания повышенного спроса - 5 дней;

- пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со
стороны других пользователей.
7.5. Порядок пользования читальным залом:
- документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;
- энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре
документы выдаются только для работы в читальном зале.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».