Аннотации к рабочим программам основного общего образования .pdf

Аннотации к рабочим программам основного общего образования (ФГОС)
Литература
В соответствии с целями и требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования определены задачи курса,
отражающие планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) обучения
школьников 5—9 классов.
Роль учебного курса литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова,
богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о
мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в
программу произведений.
В Концепции модернизации российского образования основная цель, стоящая перед
современной школой, определяется так: «формирование целостной системы универсальных
знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной
ответственности обучающихся, т. е. ключевых компетенций, определяющих современное качество
содержания образования». Речь идет не только об усвоении учащимися определенной суммы
знаний, но и о развитии личности, познавательных и творческих способностей.
Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не
система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в
интеллектуальной, коммуникационной, информационной и прочих сферах.
Понятие «компетентность» изучали Д.Равен, Р.Кениг, И.Д.Фрумин, И.А.Зимняя,
ЛИ.Берестова, В.И.Байденко, А.В.Хуторской, Н.А.Гришанова и другие.
В мировой образовательной практике понятие «компетентность» выступает в качестве
центрального, своего рода «узлового» понятия, ибо компетентность, во-первых, объединяет в себе
интеллектуальную и навыковую составляющую образования; во- вторых, отражает идеологию
интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»);
в-третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, ибо она вбирает в себя
ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам
культуры и деятельности.
Информационная компетентность - это способность личности самостоятельно искать,
отбирать и выбирать, анализировать, организовывать, преобразовывать, сохранять, представлять и
передавать информацию. (О.Г.Смолянинова, А.В. Хуторской, С.Д.Каракозов и другие). Под
информационной компетентностью понимают также способность интерпретировать,
систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию, делать
аргументированные выводы, использовать информацию при планировании и реализации
деятельности, структурировать информацию, представлять ее в различных формах и на различных
носителях, адекватных запросам потребителя информации.
Коммуникативная компетентность - это овладение всеми видами речевой деятельности
и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в
различных формах, сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам,
психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах.
Деятельностная компетентность - это умения по основным компонентам учебной
деятельности (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, В. В. Репкин, Т.Н.Солякова и др.):
учебнопознавательного интереса, целеполагания, учебных действий, действий контроля и оценки,
при этом понимается, что:
• учебно-познавательный интерес - мотив к деятельности;
• целеполагание - постановка и осознание целей;
• учебные действия - действия ученика в направлении достижения цели.
Учебные действия включают в себя контрольные способы преобразования
учебного материала в процессе выполнения учебных заданий;
• действие контроля - прослеживание хода выполнения учебных действий, своевременное
обнаружение различных погрешностей в их выполнении, а также внесение необходимых
корректив в них;
• действие оценки - подведение итогов выполненной системы действий и определение
того, правильно или неправильно они совершены, а также определение перед решением задачи
возможности или невозможности ее решить.

Кулътуроведческая компетентность - это осознание языка как формы выражения
национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национальнокультурной специфики
русского языка, владение нормами русского речевого этикета.
Социальная компетентность - это способность соотносить свои устремления с
интересами других людей и социальных групп, использовать ресурсы других людей и социальных
институтов для решения задачи; продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды),
решающей общую задачу; анализировать и разрешать противоречия, препятствующие
эффективности работы команды.
Реализация идеи интеграции способствовала бы развитию ключевых (информационной,
коммуникативной, «деятельностной», культуроведческой и социальной) компетентностей
учащихся для формирования способности ориентироваться в информационно-культурном
пространстве путем реализации в курсе литературы метапредметных программ.
Английский язык
Предмет «Английский язык» играет важную роль в реализации основных целевых
установок общего среднего образования:
•
становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения;
•
формировании основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности;
•
духовно-нравственном развитии и воспитании школьников.
Изучение иностранного языка в основной школе направлено на достижение следующих
целей:
1. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее
составляющих, а именно:
•
речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырех
основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
•
языковая компетенция — овладение новыми языковыми средствами
(фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами и
ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях
изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках;
•
социокультурная/межкультурная компетенция — приобщение к культуре,
традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения,
отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на
разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях
межкультурного общения;
•
компенсаторная компетенция — развитие умений выходить из положения в
условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
•
учебно-познавательная компетенция — дальнейшее развитие общих и
специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с
доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том
числе с использованием новых информационных технологий;
2. Развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала
иностранного языка:
•
формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков и
овладения ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в
поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности
изучения иностранного языка и родного языка как средства общения и познания в современном
мире;
•
формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих
гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие
национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ,
толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной
культуры;
•
развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами
иностранного языка;
•
осознание необходимости вести здоровый образ жизни путем информирования

об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости отказа
от вредных привычек.
Математика
Рабочая программа предназначена для
обучающихся 5-9 классов
общеобразовательной школы и направлена на реализацию Федеральных государственных
образовательных стандартов основного общего образования.
Программа составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); федеральным перечнем
учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях.
Рабочая программа имеет цель обновления требований к уровню подготовки
обучающихся в системе естественно-математического образования, отражающее важнейшую
особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы
«предметных результатов» к «метапредметным результатам».
Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего
образования на всех ступенях школы.
Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1)
в направлении личностного развития:
•
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры,
о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к
умственному эксперименту;
•
формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к
преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность
принимать самостоятельные решения;
•
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном
информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2)
в метапредметном направлении:
•
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания
действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического
моделирования;
•
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для
математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер
человеческой деятельности;
3)
в предметном направлении:
•
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для
продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
•
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов
мышления, характерных для математической деятельности.
и материалов.
История
Рабочая
программа
составлена
на
основе
Федерального
государственного
образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и
науки РФ №17785 от 6 октября 2009г) и примерной программы образовательной программы по
истории 5-9 классы, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. Рабочая программа включает в себя национально-региональный компонент
учебного времени курса, выделенный в основном содержании учебного курса истории Древнего
мира, «История России с древности до XV века». На изучение НРК отводится 10% учебного
времени.
Цели и задачи изучения истории на ступени основного общего образования
формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и
качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном
контексте.

Главная цель изучения истории - образование, развитие и воспитание личности школьника,
способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе
осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески
применяющего исторические знания в учебной и социальной действительности. Вклад основной
школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации
учащихся.
Задачи изучения истории в основной школе:
• формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной,
социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
• овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с
древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной
сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
• воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания,
толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей
современного общества;
• развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках
информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом
историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
• формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления
сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном
поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Основные задачи учебного предмета «ИСТОРИЯ»
1.
Реализовать деятельностный и личностно-ориентированный подход в
образовательном процессе.
2.
Содействовать овладению обучающимися знаниями и умениями, значимыми для их
социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в
окружающем мире, быть востребованными в повседневной жизни.
3.
Осваивать основные понятия учебного предмета «История».
Обществознание
Актуальность изучения курса обществознания: «Обществознание (включая экономику и
право)» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания
о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их
раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате
комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология,
правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная
база учебного предмета «Обществознание (включая экономику и право)», многоаспектность
изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают интегративный характер
обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание (включая экономику
и право)» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на
современных социальных явлениях. Изучение обществознания в основной школе призвано создать
условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой
оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина,
осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования
социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Предмет «Обществознание (включая экономику и право)» играет важную роль в
реализации основных целевых установок основного общего образования:
•
становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения;
•
формировании основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности;
•
духовно-нравственном развитии и воспитании школьников.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
•
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15
лет), еѐ познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в

том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции,
нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к
самоопределению и самореализации;
•
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения
к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
закрепленным в Конституции Российской Федерации;
•
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для
социальной адаптации; об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых
обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде;
сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений;
механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
•
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности
в основных, характерных для подросткового возраста социальных ролях;
•
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в
области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности,
межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейнобытовых отношений.

Основы духовно-нравственной культуры народов России
Основными целями и задачами реализации предметной области «Основы духовнонравственной культуры народов России» в 5 классе остаются следующие:
Цели - сформировать первичное представление о материальной и духовной
культуре, образе культуры России в целом, которая складывается из культур всех народов
и народностей, наций и национальностей, живущих в нашей стране, людей разного
вероисповедания; дать возможность осознать, что культура нашей страны является
органической частью культуры мировой; сформировать у школьников коммуникативную,
этическую, социальную, гражданскую компетентности и социокультурную идентичность
в еѐ национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других
аспектах.
Задачи:

совершенствование способности к восприятию накопленной разными
народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и
конкретный индивид может существовать и развиваться, если стремится к нравственному
самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;

углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие
ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические,
культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения,
религиозные верования;

осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека
является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки
в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах
и др.;

становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций,
убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью
к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером
поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам,
населяющим ее, их культуре и традициям.

формирование у школьников ценностно-смысловых мировоззренческих
основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при
изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) через

присвоение таких ценностей, как: красота; гармония; духовный мир человека;
эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
В процессе изучения данного курса должно быть углублено осознание учащимися
идеи, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и
др.) являются продуктом развития двух социальных сфер: традиционной культуры
каждого народа и различных религиозных культур, что духовность человека есть
преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными,
независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, веры), они были
заимствованы и какому народу изначально принадлежат.
География
Рабочая программа линии для основной школы представлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам
освоения
основной
образовательной
программы
основного
общего
образования,
Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по географии.
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования
универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской
идентичности, овладение ключевыми компетенциями. Составляющими основу для саморазвития и
непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного
развития учащихся и коммуникативных качеств личности.
География - единственный школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как
общественно-научного, так и естественно-научного знания. В ней реализуются такие сквозные
направления современного образования, как гуманизация, социологизация, экологизация,
экономизация, которые должны способствовать формированию общей культуры молодого
поколения. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии для основной школы,
насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами,
становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и
общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется огромное
образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.
География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему
комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях
развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и
территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и
иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия
общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о
географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Целями изучения географии в основной школе являются:
•
формирование системы географических знаний как компонента научной картины
мира;
•
познание на конкретных примерах многообразия современного географического
пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать
географическую картину мира;
•
познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических,
социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом
пространстве России и мира;
•
понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на
современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального
природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
•
понимание закономерностей размещения населения и территориальной
организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими
факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий
проживания;
•
глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее
географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности
природопользования в их взаимозависимости;

•
выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических
знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей
практической деятельности;
•
формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного
поведения в окружающей среде.
Изобразительное искусство
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую
стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в
соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.
Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения, на освоение
содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью
и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями
декоративного искусства.
Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных
учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуальнопространственного мышления учащихся как формы эмоциональноценностного, эстетического
освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в
процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество
посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений
искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
• формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия
визуального образа реальности и произведений искусства;
• освоение художественной культуры как формы материального выражения в
пространственных формах духовных ценностей;
• формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуальнопространственной формы;
• развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным
действиям в ситуации неопределенности;
• формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к
смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и
пространственной среды и понимании красоты человека;
• развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
• овладение средствами художественного изображения как способом развития умения
видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на
основе его эмоционально-нравственной оценки;
• овладение основами культуры практической работы различными художественными
материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и
производственной среды.
Культура безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 ч. в год, на основе учебного плана
образовательного учреждения.
Учебный курс «Культура безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится
так, чтобы были достигнуты следующие цели:
• безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера;
• понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как

индивидуальной и общественной ценности;
• принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового
государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
• антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том
числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
• отрицательное отношение учащихся к приѐму психоактивных веществ, в том числе
наркотиков;
• готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
• формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в
транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального
характера;
• формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
• выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной
позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Курс предназначен для:
• формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в
повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
• выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности,
безопасности окружающих;
• приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных
и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с
учѐтом своих возможностей;
• формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения,
отрицательного отношения к приѐму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
Музыка
Рабочая
программа
составлена
на
основе
Федерального
государственного
образовательного стандарта, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, фундаментального ядра содержания общего образования, примерных
программ «Музыка» основного общего образования. Данную программу характеризует глубинная
взаимосвязь с программой для 1-4 классов, проявляющаяся в единстве и развитии
методологических и методических, подходов, в координации тематического и музыкального
материала.
Содержание учебного материала ориентируется на систему основных понятий,
относящихся к области «Искусство»: основы музыки (Истоки и природа музыкального искусства.
Музыкальный фольклор. Народная и профессиональная музыка. Композитор
—
исполнитель — слушатель. Жизненное содержание музыкального искусства.
Взаимодействие музыки с другими видами искусства (литература, театр, хореография,
изобразительное искусство).
Закономерности музыкального искусства: Интонация. Музыкальная речь. Музыкальные
и речевые интонации. Выразительность и изобразительность. Общее представление об основных
средствах музыкальной выразительности. Мелодия. Ритм. Темп. Динамика. Тембр. Лад.
Всеобщность музыкального языка. Музыкальный образ. Музыкальная драматургия. Развитие
музыки. Основные приемы музыкального развития.
Виды музыки: Музыка вокальная и инструментальная. Музыка сольная, хоровая,
оркестровая. Певческие голоса и хоры. Музыкальные инструменты. Оркестр и его разновидности.
Музыка симфоническая и театральная; вокально- инструментальная и камерно- инструментальная.
Жанры и формы музыки: Песня, романс. Многообразие музыкальных форм.
Одночастные, двухчастные и трехчастные формы. Вариации. Рондо. Концерт. Сюита. Кантата.
Сонатно-симфонический цикл. Опера. Балет. Симфония.
Музыкальная классика: Музыка различных исторических эпох. Духовная музыка.
Западноевропейская музыкальная культура. Русская музыкальная культура. Народнопесенные
истоки русской профессиональной музыки. Национальные школы в музыкальном искусстве.
Творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
Программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с

жизнью, природои, психологиеи музыкального восприятия, а также с другими видами и
предметами художественной и познавательной деятельности - литературой, изобразительным
искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.
В программе музыка рассматривается не только с точки зрения эстетической ценности, но
и с позиции универсального значения в мире, раскрывая еѐ во всем богатстве граней, врастающих
в различные сферы бытия - природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии,
чувства.
Для программы характерно: системное погружение в проблематику музыкального
содержания; рассмотрение музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода,
применяемого с учетом научных достижений в области эстетики, литературоведения,
музыкознания, углубление идеи музыкального образования при помощи учебника; обновление
музыкального материала, а также введение параллельного и методически целесообразного
литературного и изобразительного рядов.
Цель программы: Духовно - нравственное воспитание в процессе приобщения к народной
и профессиональной музыкальной культуре.
Задачи направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:
• воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в
музыкальных переживаниях;
• способствовать развитию интереса к музыке в процессе творческого самовыражения,
проявляющегося в размышлениях о музыке, собственном разнообразном творчестве, практике
применения информационно-коммуникационных технологий;
• формировать музыкально-эстетическую культуру школьников на основе приобщения к
шедеврам музыкального искусства;
• научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной
деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных
знаний;
• заложить систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных
произведений (понимание характерных признаков музыкально-исторических стилей, знание
наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности,
осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).
Тема «Музыка и литература» развивается через раскрытие таких важных тем, как
определение интонационного сходства и различия музыки и литературы, выяснение общности и
специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы. Взаимодействие музыки и
литературы раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных
жанров.
Тема «Музыка и изобразительное искусство» строится на выявлении многосторонних
связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на
формирование умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, интонационно
представлять (слышать) художественные образы.
Содержание уроков музыки последовательно развивает идеи начальной школы и
направлено на расширение художественного кругозора учащихся, тем самым углубляя
восприятие, познание музыки. Приоритетным направлением содержания программы и УМК попрежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка
религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства
формируют у учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам, к
традициям своего народа, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к
национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у
подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам.
Технология (девочки)
Программа по учебному предмету «Технология» разработана в соответствии с
требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, предусмотренным федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования второго поколения.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

(далее - Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации
основной образовательной программы основного общего образования.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной
образовательной программы основного общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и
межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и
гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность
ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные),
способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике,
самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного
сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной
траектории;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного
предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по
получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в
учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа
мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего
образования должны отражать:
1)
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2)
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде;
3)
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4)
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5)
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6)
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7)
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8)
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,

угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9)
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10)
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11)
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования должны отражать:
1)
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2)
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3)
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4)
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5)
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6)
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7)
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
8)
смысловое чтение;
9)
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10)
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции
своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11)
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции); развитие мотивации
к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12)
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего
образования с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих
в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующем уровне
общего образования.
Предметные результаты изучения предметной области "Технология" должны
отражать:
1)
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и
культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий
промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
2)
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения
творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий,
обеспечения сохранности продуктов труда;

3)
овладение средствами и формами графического отображения объектов или
процессов, правилами выполнения графической документации;
4)
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным
предметам для решения прикладных учебных задач;
5)
развитие умений применять технологии представления, преобразования и
использования информации, оценивать возможности и области применения средств и
инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
6)
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми
технологиями, их востребованности на рынке труда.
При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета «Технология»
учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта основного
образования к личностным и метапредметным результатам и требования индивидуализации
обучения, в связи с чем в программу включены результаты базового уровня, обязательного к
освоению всеми обучающимися.
Результаты, заявленные образовательной программой «Технология» по блокам
содержания:
1.
Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и
перспективы их развития.
2.
Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления
обучающихся.
3.
Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального
самоопределения.
4.
Технология (мальчики)
Программа по учебному предмету «Технология» разработана в соответствии с
требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, предусмотренным федеральными государственными образовательными.
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
*
приобретение общетрудовых, политехнических и специальных знаний, умений и
навыков на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по
созданию личностно или общественно значимых объектов труда
*
воспитание трудолюбия, потребности в труде, самостоятельности, ответственности,
инициативности, предприимчивости, честности и порядочности
*
воспитание культуры личности, связанной с трудовой деятельностью (культуры
труда, экономической культуры, экологической культуры и др.)
*
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,
коммуникативных и организаторских умений в процессе различных видов деятельности
*
формирование способности самостоятельно и осознанно определять свои
жизненные и профессиональные планы, исходя из оценки личных интересов и способностей.
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по образовательной
области «Технология»
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Технология» реализует цели:
•
познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными
положениями науки о Технологии на этой основе знаково-символического восприятия и
логического мышления учащихся;
•
социокультурная цель - изучение «Технологии» включает формирование
коммуникативной компетенции учащихся.
Физическая культура
Целью рабочей программы по физической культуре для учащихся 5-9 классов
является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической
культуры личности школьника.
Решение задач физического воспитания учащихся направлено на:
содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков
правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней
среды, воспитание ценностной ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения
личной гигиены;

обучение основам базовых видов двигательных действий;
дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение
двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы,
согласование
движений,
ритм,
равновесие,
точность
воспроизведения
и
дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных (скоростносиловых,
скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей;
формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими
упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
выработку представлений о физической культуре личности и приемах
самоконтроля;
углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и
инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи
при травмах;
воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
избранными видами спорта в свободное время;
выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира
отделения, капитана команды, судьи;
формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности,
чувства ответственности;
содействие развитию психических процессов и обучение основам психической
саморегуляции.
Программа обучения физической культуре направлена на:
реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного
материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально- технической
оснащѐнностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки,
стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения
(городские, малокомплектные и сельские школы);
реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего
распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной
(физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной
активности учащихся;
соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого
к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного
его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в
самостоятельной деятельности;
расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного
материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры,
всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования
школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурнооздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими
упражнениями.
Базовым результатом образования в области физической культуры в основной школе
является освоение учащимися основ физкультурной деятельности, которые способствуют не
только активному развитию физических качеств обучающегося, но и формированию у них
психических и социальных качеств и универсальных компетенций.

-

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».