Аннотации к рабочим программам начального общего образования Русский язык Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 1-4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МОиН № 373 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 15785 от 22.12.2009 (с последующими изменениями), утвержденного федерального перечня учебников (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 ), с Основной образовательной программой начального общего образования МОУ СОШ № 4, авторской программы «Русский язык» В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого. Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский). Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию. Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Литературное чтение Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 1-4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МОиН № 373 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 15785 от 22.12.2009 (с последующими изменениями), утвержденного федерального перечня учебников (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 ), с Основной образовательной программой начального общего образования МОУ СОШ № 4 , на основании программы курса «Литературное чтение» авторов Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми. Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе. Первым этапом этого процесса является курс литературного чтения в начальных классах. Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Федеральном государственном стандарте начального общего образования. В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи курса: • формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения; • формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями; • развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы; • формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству; • формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства; • развитие воображения, творческих способностей; • формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки; • обогащение представлений об окружающем мире. Родной язык (русский) Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык» (русский) является приложением к Основной образовательной программе основного общего образования МОУ СОШ № 4. Рабочая программа учебного предмета «Родной язык» (русский) для 1–4 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (с изменениями и дополнениями) и с учетом Примерной основной образовательной программы НОО. Рабочая программа по учебному предмету представляет собой целостный документ, включающий три раздела: планируемые результаты освоения учебного предмета; содержание учебного предмета; тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы. Цель данной рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по предмету «Родной язык» (русский). Учебный предмет «Родной язык» способствует формированию первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способности к творческой деятельности. Программа ориентирована на применение широкого комплекса приемов и методов системно-деятельностного подхода и предусматривает проведение как традиционных классноурочных учебных занятий, так и проведение уроков-практикумов, обобщающих уроков. В преподавании предмета планируется использование различных педагогических технологий: - здоровьесберегающие технологии; - технология развивающего обучения; - технология деятельностного подхода; - технология развития критического мышления; - технологии проблемного обучения; - информационная технология; - игровая технология; - технология обучения в сотрудничестве. В программе учитывается взаимосвязь репродуктивной и проблемной формы обучения, коллективной и самостоятельной работы. Литературное чтение на родном языке Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке» является приложением к Основной образовательной программе начального общего образования МОУ - СОШ № 4. Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» для 1–4 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (с изменениями и дополнениями) и с учетом Примерной основной образовательной программы НОО. Рабочая программа по учебному предмету представляет собой целостный документ, включающий три раздела: планируемые результаты освоения учебного предмета; содержание учебного предмета; тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы. Цель данной рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по предмету «Литературное чтение на родном языке». Учебный предмет «Литературное чтение на родном языке» способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно - эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме, а также формирует читательскую компетенцию - важное средства самообразования. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Программа ориентирована на применение широкого комплекса приѐмов и методов системно-деятельностного подхода и предусматривает проведение как традиционных классно-урочных учебных занятий, так и проведение уроков- практикумов, обобщающих уроков и др. В преподавании предмета планируется использование различных педагогических технологий: - здоровьесберегающие технологии; - технология развивающего обучения; - технология деятельностного подхода; - технология развития критического мышления; - технология проблемного обучения; - проектная технология; - информационная технология; - игровая технология; - технология обучения в сотрудничестве. В программе учитывается взаимосвязь репродуктивной и проблемной формы обучения, коллективной и самостоятельной работы. Английский язык Данная рабочая программа по английскому языку составлена на основе закона РФ «Об образовании», требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с а также с учетом требований, изложенных в примерной программе начальной общеобразовательной школы и авторской программы по английскому языку В.П.Кузовлева для учащихся 2-4 классов общеобразовательных учреждений. Рабочая программа составлена с учётом концептуальных основ образовательного стандарта по иностранному языку и для реализации положений, определяющих цели и задачи обучения иностранному языку в общеобразовательных учреждениях. В соответствии с личностно-ориентированной парадигмой образования федеральный компонент стандарта по иностранному языку для всех ступеней обучения нацелен на комплексную реализацию личностно ориентированного, деятельностного, коммуникативнокогнитивного и социокультурного подходов к обучению иностранным языкам, которые реализуются в процессе обучения в 2 - 4 классах. Иностранный язык - один из важных и относительно новых предметов в системе подготовки современного младшего школьника в условиях поликультурного и полиязычного мира. Наряду с русским языком и литературным чтением он входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию. Федеральный компонент образовательного стандарта построен с учетом особенностей иностранного языка как учебного предмета, в число которых входят: • межпредметность (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.); • многоуровневость (с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности); • полифункциональность (иностранный язык может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в других областях знания). Таким образом, воспитательный и развивающий потенциал стандарта реализуется: • в целенаправленной постановке задач воспитания и развития личности ученика средствами иностранного языка, его интеллектуальных и когнитивных способностей, нравственных качеств; • в социокультурной/культуроведческой направленности предметного содержания речи, в нацеленности содержания на развитие позитивных ценностных ориентаций, чувств и эмоций, на развитие творческих способностей и реализацию личностного потенциала ученика; • в выделении учебно-познавательной и компенсаторной компетенций в качестве обязательных компонентов целей и содержания образования, в нацеленности на непрерывность языкового образования, в ориентации на развитие рефлексии, потребности в самообразовании. Раннее начало обучения иностранному языку позволяет положительно использовать благоприятные возрастные особенности детей. В возрасте 7—9 лет. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений о себе, об окружающем мире, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Специфика предмета «иностранный язык», его деятельностный характер, коммуникативная направленность, тесная взаимосвязь со многими предметными областями открывает огромные возможности для создания условий для нравственного и интеллектуального развития языковой личности младшего школьника, готового и способного к межкультурному общению на иностранном языке. Раннее изучение иностранного языка также способствует осознанию учащимися своей принадлежности как к определенному лингвоэтносу, так и международному сообществу. Школьники учатся общаться в условиях диалога и полилога культур, толерантно воспринимать проявления иной культуры. Обучение английскому языку в начальной школе по предлагаемому учебно - методическому комплексу закладывает основу для последующего формирования универсальных (метапредметных) учебных действий. Младшие школьники учатся овладевать знаниями, самостоятельно работать над языком, что является основой для последующего саморазвития и самосовершенствования, положительно влияет на результативность всего процесса школьного иноязычного образования. Основные задачи реализации содержания программы согласно ФГОС начального общего образования: 1) Приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения; 2) Освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора; 3) Формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы. Интегративной целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. Математика Рабочая программа по предмету «Математика» для 1-4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МОиН № 373 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 15785 от 22.12.2009 (с последующими изменениями), утвержденного федерального перечня учебников (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 ), с Основной образовательной программой начального общего образования МОУ СОШ № 4 , на основании авторской программы «Математика» М. И. Моро, С. И. Волковой, С. В. Степановой. Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться. Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться. Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни. Основными целями начального обучения математике являются: Математическое развитие младших школьников. Формирование системы начальных математических знаний. Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности. Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования: • формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения); • развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; • развитие пространственного воображения; • развитие математической речи; • формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач; • формирование умения вести поиск информации и работать с ней; • развитие познавательных способностей; • воспитание стремления к расширению математических знаний; • формирование критичности мышления; • развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других. Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний. Окружающий мир Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МОиН № 373 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 15785 от 22.12.2009 (с последующими изменениями), утвержденного федерального перечня учебников (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 ), с Основной образовательной программой начального общего образования МОУ СОШ № 4, программой курса «Окружающий мир» автора А.А.Плешакова. Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного и системного представления о мире и места человека в нём. Это и определяет его цель - формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру. Задачи курса: • систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире; • формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии; • знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.); • социализация ребёнка; • развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.); • воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности; • формирование самостоятельной познавательной деятельности; • развитие мышления, воображения и творческих способностей; • формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др); • формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинноследственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их; • формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава); • формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях); • формирование основ экологической культуры; • патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся. Основы религиозных культур и светской этики Нормативно-правовой основой разработки курса «Основы религиозных культур и светской этики»» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П444632). В соответствии с Приказом Минобрнауки от 31.01.2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года №1089» ОРКСЭ является частью федерального компонента государственного образовательного стандарта. Приказом Минобрнауки от 01.02.2012 года №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312» с 1 сентября 2012 года в базисный учебный план начального образования (IV класс) введен учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в объеме 34 часов в год. Приказ Минобрнауки от 18 декабря 2012 года №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции, мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Основное культурологическое понятие учебного курса - «российская религиозно - культурная традиция». Его можно рассматривать как категорию, интегрирующую в своем семантическом пространстве понятия «традиция», «религиозная традиция», «культурная традиция». Новый предмет призван актуализировать в содержании общего образования, смоделировать педагогическими средствами российскую религиозно-культурную традицию, создать условия для приобщения к ней российских школьников. Отечественная религиозно-культурная традиция несовместима с унификацией содержания разных религий и этических учений. Ее принцип - общность в 4многообразии, «многоединство» отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность как нашей страны, так и современного мира. Отечественная религиозно-культурная традиция общая духовная основа многонационального народа России - формируется исторически и актуализируется сегодня под воздействие ряда факторов: • общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии; • единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений; • множество общенациональных вызовов внутреннего и внешнего плана, содействующих консолидации общества под угрозой его разрушения. Учебный курс содержательно раскрывает российскую религиозно-культурную традицию в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков. Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции посредством: • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель, определённую Федеральным государственным стандартом начального общего и основного общего образования, а также Концепцией духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России,- воспитание высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России; • педагогического согласования системы базовых национальных ценностей, лежащей в основе содержания всех модулей учебного курса; • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими дисциплинами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.); • педагогической организации общего культурно-исторического контекста преподавания учебного курса, отражающего единую историческую судьбу многонационального народа России, общность и своеобразие культур российских народов, единство современной государственной и гражданской жизни, существующие сегодня общенациональные вызовы, ответить на которые способен только единый народ, имеющий общие этические ценности, моральные нормы, духовные идеалы; • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностносмысловой сферы младших подростков; • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса. Учебно-воспитательный процесс в границах учебного курса и системы межпредметных связей педагогически моделирует и содержательно раскрывает религиозно-культурную традицию России в ее самых общих этических основах. Сама национальная духовность в многообразии и глубине составляющих ее религиозных и гуманистических традиций не исчерпывается им. Учебный курс - это введение в религиозно-культурную традицию России. Музыка Рабочая программа по музыке разработана на основе: Федерального закона от 19 декабря 2012г. «Об образовании в РФ; Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России; примерной образовательной программы образовательного учреждения; примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке «Музыкальное искусство» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой; Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся. Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной образной сфере учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской, зарубежной музыкальной классики, современного искусства. Целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности: хоровое, ансамблевое, сольное, коллективное пение; музицирование, музыкально-пластическая деятельность, опыт импровизации и сочинения музыки, содействуют раскрытию музыкальнотворческих способностей учащегося, дают возможность почувствовать себя способными выступить в роли музыканта. Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения младших школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально - творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой. Особое значение в начальной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образное восприятие в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской. Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма. Формирование целостной системы об искусстве в жизни, а также певческих, инструментальных и дирижерско-исполнительских умений и навыков является важнейшим средством музыкально-воспитательного процесса, способствующих развитию художественного мышления и нравственно-эстетического сознания личности. Формирующиеся знания, умения и навыки не должны занимать место основной цели в программе по музыке и быть преимущественным объектом оценки, критерием учебновоспитательного процесса. Главным результатом уроков музыки является переход к новому внутреннему состоянию ребенка, которое называется одухотворенностью, и воспитание ценностных отношений к музыке и жизни. Важнейшей особенностью данной программы является ее тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четвертями и между всеми годами обучения также существует внутренняя преемственность. Тематическое построение программы создает условия для достижения цельности урока, единство всех его элементов, а также дает возможность достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами. Изобразительное искусство Рабочая программа по предмету «Искусство (ИЗО)» для 1-4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 N 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МОиН № 373 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 15785 от 22.12.2009 (с последующими изменениями), утвержденного федерального перечня учебников (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 ), с Основной образовательной программой начального общего образования МОУ СОШ № 4 , на основании программы курса «Изобразительное искусство» автора Л.А.Неменской. Содержание программы «Изобразительное искусство» соответствует следующим целям: • приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры; • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка; • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: • любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре. Реализация целей программы рассматривается в связи с системой функций предмета «Изобразительное искусство»: • эмоционально-развивающая функция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально-чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение человеческих переживаний, эмоций, чувств; • ценностно-ориентационная функция, позволяющая учащимся использовать приобретённые художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовнонравственным и эстетическим критериям; • арт-терапевтическая, состоящая в коррекции негативных психологических состояний и оздоровлении учащихся в процессе организации их художественной деятельности; • информационная функция, обеспечивающая расширение общего и художественного информационного пространства через освоение учащимися основных источников и каналов информации об искусстве (в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.). Программа «Изобразительное искусство» позволяет решать следующие задачи: • сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; • сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну; • ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства; • формировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; • сформировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративноприкладного искусства; • сформировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства; • обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки; • обучить основам народного и декоративно-прикладного искусства; • обучить основам дизайна (элементам проектирования, конструирования, макетирования и моделирования; чувству стиля); • развить у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру; • обучить элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности; • обучить основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа; • обучить способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме; • развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности; • развить эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности. Технология Рабочая программа по предмету «Технологии» для 1-4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МОиН № 373 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 15785 от 22.12.2009 (с последующими изменениями), утвержденного федерального перечня учебников (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 ), с Основной образовательной программой начального общего образования МОУ СОШ № 4 , на основании программы курса «Технология» авторов Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой. Изучение технологии в начальной школе направлено на достижение следующих целей: • формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений; • формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; • развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); • развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку; • формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий; • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; • формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности; • развитие эстетических представлений и критериев на основе художественноконструкторской деятельности; • ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития. Физическая культура Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от 17 декабря 2010 г.) и примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2010), концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования. Целью рабочей программы для учащихся 1-4 классов является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Решение задач физического воспитания учащихся направлено на: • содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностной ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены; • обучение основам базовых видов двигательных действий; • дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных (скоростно - силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей; • формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств; • выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля; • углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах; • воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время; • выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи; • формирование адекватной оценки собственных физических возможностей; • воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности; • содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)