1 Адаптир. рабоч. программа по рус.языку 7.1 4 кл

Приложение № 1
к АООП НОО
ЗПР (7.1)

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
4 класс
(ВАРИАНТ 7.1)

Количество часов 136
Составители:
Алимпиева Жанна Викторовна, учитель начальных классов, ВК
Швецова Эльвира Юрьевна, учитель начальных классов, 1 КК

г. Богданович

1.Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена
в соответствии:


Требований к результатам освоения АООП НОО обучающихся с ОВЗ

(вариант 7.1.);
Данная программа адресована обучающимся 4 классов, обучающихся по АООП
НОО с ЗПР (вариант 7.1.) муниципальной общеобразовательной школы №4. Данная
программа предполагает инклюзивное обучение детей с ОВЗ (вариант 7.1.). Получение
детьми с ОВЗ образования является одним из основных и неотъемлемых условий их
успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества,
эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной
деятельности.
Цель:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и
формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического
мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и
письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного,
безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
— формировать первоначальные представления о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания;
— развивать диалогическую и монологическую устную и письменную речь;
— развивать коммуникативные умения;
— развивать нравственные и эстетические чувства;
— развивать способности к творческой деятельности.
Практические задачи:
• развивать речь, мышление, воображение школьников, умения выбирать средства
языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формировать у младших школьников первоначальные представления о системе и
структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав
слова), морфологии и синтаксисе;

2

• формировать навыки культуры речи во всех её проявлениях, умения правильно
писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические
высказывания и письменные тексты;
• воспитывать позитивные эмоционально-ценностные отношения к русскому
языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение
познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
2.Общая характеристика учебного предмета
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык»
основных задач образовательной области «Филология»:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых
установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и
мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Систематический

курс

русского

языка

представлен

в

программе

следующими

содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия,
графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль,
функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение
морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и
предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования
символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение
языком

—

его

лексикой,

фразеологией,

фонетикой

и

графикой,

богатейшей

словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических
структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется
становление личности.
3

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и
словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие
коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает
формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по
языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по
образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текстописание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения,
соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и
самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся
нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться
предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и
структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают
нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения,
орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений
о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию
материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения);
осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного
богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением
выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата,
ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать
собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития
личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических
представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и
графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности:
аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях:
словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических
понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников
развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления,
классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования

4

общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных
действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе
формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать
части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип,
соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу,
осуществлять

орфографический

самоконтроль

является

основой

грамотного,

безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами
активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи),
сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки,
абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и
речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи
как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи
основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков
работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные
с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой,
пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать
с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема,
модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и
представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные
объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения,
сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа

предполагает

организацию

проектной

деятельности,

которая

способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная
деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания,
создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки,
навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать
друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать
нужную информацию.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс «Русский язык» относится к образовательной области «Филология». В
четвертом классе – 136 ч. (4 ч в неделю, 34 учебные недели).

5

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования
обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской
Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения.
Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке
как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе
национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется
позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его
грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь
являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики
получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах
речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе
адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством
развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей,
основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом
определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
5. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного
предмета
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
6

числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
4)

формирование

умения

понимать

причины

успеха

(неуспеха)

учебной

деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки,
анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в
том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации
7

и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов

и

явлений

действительности

(природных,

социальных,

культурных,

технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15)

овладение

базовыми

предметными

и

межпредметными

понятиями,

отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:


осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит

общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с
конкретной ситуацией общения;


практическое овладение формой диалогической речи; овладение умениями

ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);


использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового

общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой;

8



владеть монологической формой речи; умение под руководством учителя

строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных
типов речи (описание, повествование, рассуждение);


работать с текстом: самостоятельно озаглавливать текст по его теме или

главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей
текста), составлять план к заданным текстам;


написание письменного изложения под руководством учителя;



составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе

разных источников (по сюжетному рисунку, по серии картинок);


письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров

(например, записку, письмо, поздравление, объявление);


проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные

орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать
элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
Обучающийся получит возможность научиться:


подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;



создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом

точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в
текстах синонимы и антонимы;


анализировать

последовательность

своих

действий

при

работе

над

изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать
правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным
(для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно
составленных текстов);


оформлять результаты исследовательской работы;



редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи,

улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:


произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;



характеризовать звуки русского языка: гласные ударные — безударные;

согласные твёрдые — мягкие, парные — непарные твёрдые — мягкие; согласные глухие
— звонкие, парные — непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному
основанию;
9



соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и

оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря
учебника);


пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного

произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям
русского языка или к учителю, родителям и др.);


различать звуки и буквы;



классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по

самостоятельно определённым критериям;


знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом

для упорядочивания слов и поиска нужной информации;


пользоваться

при

письме

небуквенными

графическими

средствами:

пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными
знаками (в пределах изученного).
Обучающийся получит возможность научиться:


выполнять

(устно

и

письменно)

звуко-буквенный

разбор

слова

самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность
проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса);
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:


выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;



определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового

словаря;


распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы;



находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном

значении.
Обучающийся получит возможность научиться:


оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;



подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их

сравнении;


работать с разными словарями;



приобретать опыт редактирования предложения (текста).

Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
10



различать изменяемые и неизменяемые слова;



различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм



находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень,

слов);
приставку, суффикс, овладение алгоритмом опознавания изучаемых морфем;
Обучающийся получит возможность научиться:


узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;



разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с

однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике
алгоритмом;


подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью

проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа
приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и
суффиксами (при изучении частей речи).
Морфология
Обучающийся научится:


определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу

освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;


распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме

программы);


пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных

речевых высказываниях;


определять грамматические признаки имён существительных — род,

склонение, число, падеж;


определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в

единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;


определять грамматические признаки личного местоимения в начальной

форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь
представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для
устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных
местоимений;


распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические

признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе),
лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем

11

времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в
единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;


определять грамматические признаки личного местоимения в начальной

форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь
представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по
падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
правильно употреблять в речи личные местоимения;


различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при

образовании падежных форм имён существительных и местоимений;


подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

Обучающийся получит возможность научиться:


разграничивать самостоятельные и служебные части речи;



сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи;

находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам;
классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;


различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;



наблюдать

за

словообразованием

имён

существительных,

имён

прилагательных, глаголов;


проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён

прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать
правильность проведения морфологического разбора;


находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные

глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и,
а, но, частицу не при глаголах;


находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и

недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:


различать предложение, словосочетание и слово;



составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и

по форме;


устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в

предложении; отражать её в схеме;


классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной

окраске (по интонации);
12



выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;



находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены

предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;


распознавать предложения с однородными членами, находить в них

однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов
предложения;


составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи;

при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Обучающийся получит возможность научиться:


различать простое предложение с однородными членами и сложное

предложение;


находить в предложении обращение;



выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор

простого

предложения

(по

членам

предложения,

синтаксический),

оценивать

правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания:


раздельное написание слов;



сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;



сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;



перенос слов;



прописная буква в начале предложения, именах собственных;



проверяемые безударные гласные в корне слова;



парные звонкие и глухие согласные в корне слова;



непроизносимые согласные;



непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с

удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);


гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;



разделительные мягкий (ь) и твёрдый (ъ) знаки;



мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных

(речь, брошь, мышь);


безударные

падежные

окончания

имён

существительных

существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);


безударные падежные окончания имён прилагательных;
13

(кроме



раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное

написание частицы не с глаголами;


мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-ого лица

единственного числа (читаешь, пишешь);


мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;



безударные личные окончания глаголов;



раздельное написание предлогов с другими словами;



знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и

восклицательный знаки;


знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Обучающийся получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:


соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);



запятая между частями в сложном предложении;

б) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы
слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание
фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;
в) при составлении собственных текстов, во избежание орфографических или
пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск
орфограммы или пунктограммы.
6. Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие
звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, передача
его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями
общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение
диалогической формой речи. Практическое овладение устными монологическими
высказываниями

в

соответствии

с

учебной

задачей

(описание,

повествование,

рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового
общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения
необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде.

14

Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Обобщение содержащейся в тексте информации.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе
обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учѐтом гигиенических
требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в
соответствии

с

изученными

правилами.

Письменное

изложение

содержания

прослушанного и прочитанного текста. Создание небольших собственных текстов по
интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений,
сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т.п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его
значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов,
различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных,
согласных твѐрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги.
Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение
позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель
твѐрдости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ѐ, ю, я. Мягкий знак как
показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение.

Формирование

навыка

слогового

чтения

(ориентация

на

букву,

обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со
скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребѐнка. Осознанное чтение слов,
словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в
соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения
на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под
диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой
моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на
пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.

15

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических
норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и
предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приѐмов
и последовательности правильного списывания текста. Проверка написанного при
помощи сличения с текстом- образом и послогового чтения написанных слов.
Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале
предложения, точка в конце). Выработка навыка писать большую букву в именах людей и
кличках животных.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами,
знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для
анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов,
изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в
соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении
вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного
характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий,
наблюдений.
Систематический курс
Вспоминаем, повторяем, изучаем
Язык и речь
Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
Текст Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение
(композиция)

текста.

Связь между

частями

текста.

План.

Типы

текста

(повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).
Предложение Предложение как единица речи. Виды предложений по цели
высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог.
16

Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце
предложения (общее представление).
Составление предложений с обращением.
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.
Разбор предложения по членам предложения.
Однородные

члены

предложения

(общее

представление). Предложения

с

однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении.
Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но.
Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и
запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.
Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в
сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Слово и его лексическое значение
Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и
многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы,
омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов
(фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.
Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в
соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления
слов в связной речи.
Части речи
Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное,
глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее
представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с
суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа,
слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).
Состав слова
Состав

слова.

Распознавание

значимых частей

слова.

Морфемный

и

словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость,
маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более
сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных
твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с
привлечением слов более сложного слогозвукового состава типа сильный, водичка, ёлка,
вьюга, съел.
17

Части речи
Имя существительное
Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении
имен

существительных

и

в

распознавании

падежей.

Несклоняемые

имена

существительные.
Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое
склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных
1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании
имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и
упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го
склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия).
Ознакомление

со

способами

проверки

безударных

падежных

окончаний

имен

существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных
падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе
в

каждом

из

падежей.

Упражнение

в

употреблении

падежных

форм

имен

существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с
вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища;
слушать музыку, прислушиваться к музыке).
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка
правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование
умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного
числа (инженеры,

учителя,

директора;

урожай

помидоров,

яблок) и

правильно

употреблять их в речи.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем
существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему
лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном
числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и
оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных
падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе.
Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и
среднего рода в единственном числе.
18

Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие
навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в
единственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях,
прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.
Местоимение
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного
и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов.
Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка
правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его,
её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи.
Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.
Глагол
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему
лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов
прошедшего времени по родам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола (особенности

данной формы). Образование

временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее
представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени
(спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по
лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в
окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения

(общее

представление).

Глаголы-исключения.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам
(что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в
возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы
(общее представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний
глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем
времени (видеть — видел, слышать — слышал)
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголовсинонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах
19

имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за
отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).
Связная речь
Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении
между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль,
заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и
сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте,
частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.
Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом
разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).
Изложение.

Изложение

(подробное,

сжатое)

текста

по коллективно

или

самостоятельно составленному плану.
Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств
(эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов,
существительных-синонимов и др.
Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии
сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному
выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя
либо без помощи учителя.
Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова,
используемые при извинении и отказе.
Повторение изученного
Язык. Речь. Текст. Предложение и словосочетание. Лексическое значение слова.
Состав слова. Части речи.
7. Тематическое планирование 4 класс
№
п/п
1.

Тема
Повторение

Кол-во Основные
виды
учебной
часов
деятельности обучающихся
10
Работать с текстом: определять
тему и озаглавливать текст по его
теме выделять части текста
(корректировать
порядок
предложений и частей текста).
Различать
предложение,
словосочетание и слово.
Классифицировать предложения
по цели высказывания и по
эмоциональной
окраске
(по
интонации).
20

Коррекционно
развивающие цели
Развитие
слуховой
памяти, произвольного
внимания.
Развитие зрительной,
слуховой
памяти.
Развитие логического
мышления
(анализа,
синтеза, сравнения)

2.

Предложение.

3.

Слово в языке 17
и речи

6

Выделять
из
потока речи
предложения, оформлять их
границы.
Находить главные (подлежащее
и сказуемое) и второстепенные
члены предложения (без деления
на виды).
Различать
предложение,
словосочетание и слово.
Устанавливать
при
помощи
смысловых
вопросов
связь
между словами в предложении.
Классифицировать предложения
по цели высказывания и по
эмоциональной
окраске
(по
интонации).
Выделять
из
потока речи
предложения, оформлять их
границы.
Находить главные (подлежащее
и сказуемое) и второстепенные
члены предложения (без деления
на
виды);
выделять
из
предложения словосочетания.
Распознавать предложения с
однородными членами, находить
в них однородные члены;
использовать интонацию при
перечислении
однородных
членов предложения.
Выявлять в речи слова, значение
которых требует уточнения.
Определять значение слова по
тексту или уточнять с помощью
толкового словаря, интернета и
др.
Распознавать
среди
предложенных слов синонимы,
антонимы.
Определять
принадлежность
слова к определённой части речи
по
комплексу
освоенных
признаков;
классифицировать
слова по частям речи.
Распознавать части речи на
основе усвоенных признаков (в
объёме программы).
Применять ранее изученные
правила правописания:
Раздельное написание слов;
Сочетания жи—ши, ча—
ща, чу—щу в положении под
21

Развитие связной речи,
слуховой и зрительной
памяти.
Развитие
устойчивости
внимания. Коррекция
и развитие мелкой
моторики кистей рук
(развитие
ритмичности).
Развитие
фонематического
слуха.
Выработка
привычки слухового
контроля.
Совершенствование
правильности
формулировок, умения
давать полный ответ.
Развитие
распределения
внимания.
Коррекция и развитие
мелкой
моторики
кистей
рук
(формирование ручной
умелости). Коррекция
и
развитие
мыслительной
деятельности
(мыслительных
операций обобщения).
Развитие
умения
делать
выводы.
Развитие
умения
сравнивать,
анализировать.
Совершенствование
коммуникативных
умений.

4.

Имя
существитель
ное

30

5.

Имя
прилагательн
ое

25

ударением;
Сочетания чк—чн, чт, нч, щн и
др.;
Перенос слов;
Прописная буква в начале
предложения,
именах
собственных;
Проверяемые
безударные
гласные в корне слова;
Парные звонкие и глухие
согласные в корне слова;
Непроизносимые согласные;
Непроверяемые
гласные
и
согласные в корне слова, в том
числе с удвоенными согласными
(перечень
см.
В
словаре
учебника);
Гласные
и
согласные
в
неизменяемых
на
письме
приставках и суффиксах;
Разделительные мягкий (ь) и
твёрдый (ъ) знаки;
Распознавать
имя
существительное
на
основе
усвоенных признаков (в объёме
программы).
Определять
грамматические
признаки имён существительных
— род, склонение, число, падеж;
Подбирать примеры слов и форм
имён существительных.
Применять мягкий знак (ь) после
шипящих
на
конце
имён
существительных
(речь, брошь, мышь).
Применять безударные падежные
окончания
имён
существительных
(кроме
существительных на -мя, -ий, ье, -ия, -ов, -ин).
Применять раздельное написание
предлогов с другими словами.
Определять
принадлежность
слова к имени прилагательному
по
комплексу
освоенных
признаков; распознавать имя
прилагательное
на
основе
усвоенных признаков (в объёме
программы).
Определять
грамматические
признаки имён прилагательных
— род (в единственном числе),
22

Коррекция и развитие
мелкой
моторики
кистей
рук
(формирование ручной
умелости). Коррекция
и
развитие
мыслительной
деятельности
(мыслительных
операций обобщения).
Развитие
умения
делать
выводы.
Развитие
умения
сравнивать,
анализировать.
Совершенствование
коммуникативных
умений.
Развитие
орфографической
зоркости.
Развитие
слухового восприятия.
Коррекция и развитие
мыслительной
деятельности
(мыслительных
операций анализа и
синтеза).
Развитие

6.

Местоимение

7

7.

Глагол

27

число, падеж; изменять имена
прилагательные по падежам.
Применять безударные падежные
окончания имён прилагательных.
Распознавать местоимение на
основе усвоенных признаков (в
объёме программы.
Пользоваться местоимениями и
их формами в собственных
речевых высказываниях.
Определять
грамматические
признаки личного местоимения в
начальной форме — лицо, число,
род (у местоимений 3-го лица в
единственном числе); иметь
представление
о
склонении
личных
местоимений.
Использовать
личные
местоимения для устранения
неоправданных
повторов.
Правильно употреблять в речи
формы личных местоимений.
Применять раздельное написание
предлогов
с
личными
местоимениями.
Распознавать глагол на основе
усвоенных признаков (в объёме
программы).
Распознавать
неопределённую
форму
глагола;
определять
грамматические
признаки
глаголов — время, число, род (в
прошедшем
времени
в
единственном числе), лицо (в
настоящем и будущем времени);
изменять глаголы в настоящем и
будущем времени по лицам и
числам (спрягать); изменять
глаголы в прошедшем времени в
единственном числе по родам.
Подбирать примеры слов и форм
слов разных частей речи.
Применять раздельное написание
частицы не с глаголами.
Применять мягкий знак (ь) после
шипящих на конце глаголов в
форме 2-ого лица единственного
числа (читаешь, пишешь).
Применять мягкий знак (ь) в
глаголах в сочетании –ться.
Применять безударные личные
окончания глаголов.
23

зрительной
памяти,
произвольного
внимания.
Развитие связной речи,
слуховой и зрительной
памяти.
Развитие
устойчивости
внимания. Коррекция
и развитие мелкой
моторики кистей рук
(развитие
ритмичности).
Развитие
фонематического
слуха.
Выработка
привычки слухового
контроля.
Совершенствование
правильности
формулировок, умения
давать полный ответ.
Развитие
распределения
внимания.

8.

Повторение

14

Итого

136

Характеризовать звуки русского
языка: гласные ударные —
безударные; согласные твёрдые
— мягкие, парные — непарные
твёрдые — мягкие; согласные
глухие — звонкие, парные —
непарные звонкие и глухие;
группировать
звуки
по
заданному основанию.
Пользоваться
орфоэпическим
словарём
при
определении
правильного
произношения
слова (или обращаться за
помощью
к
другим
орфоэпическим
словарям
русского языка или к учителю,
родителям и др.).
Различать звуки и буквы.
Знать последовательность букв в
русском алфавите, пользоваться
алфавитом для упорядочивания
слов
и
поиска
нужной
информации.
Пользоваться
при
письме
небуквенными
графическими
средствами: пробелом между
словами,
знаком
переноса,
красной
строки
(абзаца),
пунктуационными знаками (в
пределах изученного).
Определять
принадлежность
слова к определённой части речи
по
комплексу
освоенных
признаков;
классифицировать
слова по частям речи.

24

Развитие связной речи,
слуховой и зрительной
памяти.
Развитие
устойчивости
внимания. Коррекция
и развитие мелкой
моторики кистей рук
(развитие
ритмичности).
Развитие
фонематического
слуха.
Выработка
привычки слухового
контроля.
Совершенствование
правильности
формулировок, умения
давать полный ответ.
Развитие
распределения
внимания.

Тематическое планирование по русскому языку
4 класс
№ Название разделов
Повторение (10 ч)
1
Наша речь и наш язык
2
Язык и речь. Формулы вежливости.
3
Текст и его план
4
Р.Р. Обучающее изложение по тексту Е. Пермяка
5
Текст. Типы текста
6
Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по
интонации
7
Диалог. Обращение
8
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения
9
Стартовый контрольный диктант
10 Работа над ошибками. Словосочетание.
Предложение (6 ч)
11 Однородные члены предложения (общее понятие)
12 Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и
союзов.
13 Р.Р. Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень»
14 Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Проект «Похвальное
слово знакам препинания»
15 Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями,
входящими в состав сложного.
16 Контрольный диктант 2 по теме «Предложение»
Слово в языке и речи (17ч)
17 Работа над ошибками. Слово и его лексическое значение
18 Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова.
Устаревшие слова
19 Синонимы, антонимы, омонимы
20 Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов
21 Состав слова.
22 Состав слова. Распознавание значимых частей слова
23 Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов, двойных
согласных в словах
24 Упражнение в написании приставок и суффиксов
25 Разделительный твёрдый и мягкий знаки
26 Р.Р. Обучающее изложение по тексту Ю. Дмитриева
27 Части речи.
28 Морфологические признаки частей речи
29 Имя числительное как часть речи. Глагол как часть речи
30 Наречие как часть речи
31 Образование и употребление наречий
32 Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером
волке»
33 Контрольный диктант 3 по разделу «Слово в языке и речи»
Имя существительное (30 ч)
34 Работа над ошибками. Распознавание падежей имён существительных
35 Упражнение в распознавании И.п., Р.п., В.п. неодушевлённых имен
существительных
36 Упражнение в распознавании одушевлённых имён существительных в Р.п. и В.п, в
25

37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47

Д.п.
Упражнение в распознавании имён существительных в Т.п. и П.п. Несклоняемые
имена существительные
Три склонения имён существительных (общее представление). 1-е склонение имён
существительных
Р.Р. Сочинение по репродукции картины А.А. Пластова «Первый снег»
2-склонение имён существительных
Упражнение в распознавании имён существительных 2-го склонения
3-е склонение имён существительных
Упражнение в распознавании имён существительных 3-го склонения
Р.Р. Обучающее изложение по тексту Н. Сладкова
Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе.
Именительный и винительный падежи
Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже

Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже
Упражнение в правописании имен существительных в родительном и дательном
падежах
50 Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже
51 Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже
52 Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах
53 Р.Р. Обучающее сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница»
54 Контрольный диктант4 по теме «Правописание безударных падежных окончаний
имён существительных в единственном числе»
55 Работа над ошибками, допущенными в диктанте
56 Склонение имён существительных во множественном числе
57 Именительный падеж имён существительных множественного числа
58 Родительный падеж имён существительных множественного числа
59 Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных во
множественном числе
60 Р.Р. Обучающее изложение по тексту Ю. Яковлева
61 Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и
множественном числе
62 Контрольный диктант 5 по итогам первого полугодия
63 Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Проект «Говорите правильно»
Имя прилагательное (25 ч)
64 Имя прилагательное как часть речи
65 Род и число имён прилагательных
66 Р.Р. Составление текста-описания на тему «Любимая игрушка»
67 Склонение имён прилагательных
68 Р.Р. Сочинение «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова «Мика Морозов»
69 Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе
70 Именительный падеж имен прилагательных. Родительный падеж имен
прилагательных
71 Дательный падеж имен прилагательных
72 Именительный, винительный, родительный падежи имен прилагательных
73 Творительный и предложный падежи имен прилагательных
74 Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина»
75 Склонение имён прилагательных в женском роде
76 Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода
77 Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён
48
49

26

прилагательных женского рода
Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода
Р.Р. Обучающее изложение по тексту Г. Скребицкого
Контрольный диктант 6 по теме «Правописание безударных падежных окончаний
имен прилагательных в единственном числе»
81 Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Склонение имен прилагательных
во множественном числе
82 Р.Р. Сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости»
83 Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа
84 Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа
85 Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа
86 Обобщение по теме «Имя прилагательное»
87 Р.Р. Сочинение-отзыв по картине И.Г. Грабаря «Февральская лазурь»
88 Контрольный диктант 7 с грамматическим заданием по теме «Имя
прилагательное»
89 Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Личные местоимения
Местоимение (7 ч)
90 Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам
91 Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам
92 Изменение личных местоимений по падежам
93 Р.Р. Обучающее изложение по тексту В. Железникова
94 Анализ изложения. Обобщение знаний по теме «Местоимение»
95 Проверка знаний по теме «Местоимение»
Глагол (27 ч)
96 Роль глаголов в языке
97 Изменение глаголов по временам
98 Неопределённая форма глагола
99 Изменение глаголов по временам
100 Р.Р. Обучающее изложение по тексту В. Бочарникова
101 Спряжение глаголов
102 Спряжение глаголов
103 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе
104 Р.Р. Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода»
105 I и II спряжение глаголов в настоящем времени
106 I и II спряжение глаголов в будущем времени
107 Проект «Пословицы и поговорки»
108 Правописание безударных окончаний глаголов I и II спряжения в настоящем и
будущем времени
109 Правописание безударных окончаний глаголов I и II спряжения в настоящем и
будущем времени
110 Правописание безударных окончаний глаголов I и II спряжения в настоящем и
будущем времени
111 Правописание возвратных глаголов
112 Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах
113 Р.Р. Составление рассказа по серии картинок
114 Правописание глаголов в прошедшем времени
115 Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени
116 Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени
117 Р.Р. Обучающее изложение по тексту Дж. Родари
118 Контрольный диктант 8 с грамматическим заданием по теме «Глагол»
119 Работа над ошибками, допущенными в диктанте.
78
79
80

27

120 Р.Р. Обучающее изложение по тексту К. Паустовского
121 Работа над ошибками, допущенными в изложении. Проверка знаний по теме
«Глагол»
122 Контрольное списывание
Повторение - (14 ч)
123 Язык. Текст. Речь
124 Предложение и словосочетание
125 Предложение и словосочетание
126 Лексическое значение слова
127 Р.Р. Обучающее сочинение по репродукции картины И.И. Шишкина «Рожь»
128 Состав слова
129 Состав слова
130 Части речи
131 Контрольное изложение по тексту А.Н. Толстого «Желтухин»
132 Части речи
133 Итоговый контрольный диктант 9
134 Работа над ошибками
135 Звуки и буквы
136 Обобщающий урок. Игра «По галактике Частей Речи»
8.
процесса

Описание материально-технического обеспечения образовательного

Программа «Русский язык» УМК «Школа России» / Канакина В.П.,
Горецкий В.Г, Дементьева М.Н, Стефаненко Н.А., Бойкина М.В. - М.: Просвещение, 2017
г.

Завершенная предметная линия учебников «Русский язык»:
1.
Русский язык. 4 класс в 2-х частях/ Канакина В.П., Горецкий В.Г.– М.:
Просвещение 2017.

Электронные приложения
1.
Русский язык. 4 класс. Электронное приложение к учебнику В.Н.Канакиной,
В.Г. Горецкого/ НП «Телешкола», ОАО «Издательство «Просвещение», 2017.

Методические пособия
6.
Поурочные разработки по русскому языку: 4 класс / Ситникова Т.Н., Яценко
И.Ф .– М.: ВАКО, 2017.
7.
УМК «Школа России», методические материалы. - http://schoolrussia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=29170

Контрольно-измерительные материалы
1.
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 4 класс / составитель.
Никифорова В.В. – М.: «ВАКО», 2017.
2.
Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 классы:
пособие для учителей общеобразовательных организаций./ Канакина В.П., Щёголева Г.С.
- М.: Просвещение, 2017 г.
Русский язык. Стандартизированные материалы для итоговой аттестации. 4 класс:
пособие для учителя./ Ковалёва Г.С., Кузнецова М.И. - М.: Просвещение, 2017 г.


28

Сброшюровано
28 листов

29

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».