2 Адаптир. рабоч. программа по лит. чтению 7.1 4 кл

Приложение № 2
к АООП НОО
ЗПР (7.1)

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
4 класс
(ВАРИАНТ 7.1)

Количество часов 102
Составители:
Алимпиева Жанна Викторовна, учитель начальных классов, ВК
Швецова Эльвира Юрьевна, учитель начальных классов, 1 КК

г. Богданович

1.

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии:


Требований к результатам освоения АООП НОО обучающихся с ОВЗ (вари-

ант 7.1.);


Программы формирования универсальных (базовых) учебных действий.

Данная программа адресована обучающимся 4 классов, обучающихся по АООП
НОО с ЗПР (вариант 7.1.) муниципальной общеобразовательной школы №4.
Данная программа предполагает инклюзивное обучение детей с ОВЗ (вариант 7.1.).
Получение детьми с ОВЗ образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества,
эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Цель:


Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как

базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех
видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;


Развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмо-

циональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;


Обогащение нравственного опыта младших школьников средствами худо-

жественной литературы; формирование нравственных чувств и представлений о добре,
дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной
культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачи:


- обеспечить усвоение учениками знаний, умений, навыков в пределах про-

граммных требований, необходимых для развития речи, сознательного, правильного, выразительного чтения;


- расширить кругозор школьников;



- привить интерес к чтению, книге;



- сформировать нравственные и эстетические представления;



- способствовать развитию наглядно-образного и логического мышления.

2.Общая характеристика учебного предмета
2

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида
информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и
читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на
совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения
навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в
пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы
интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее)
и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей. Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся
овладевают приёмами выразительного чтения. Совершенствование устной речи (умения
слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются
умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных
(фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь
учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают
сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения.
На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые
(учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием
текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление
текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнитель3

ной информации текста. Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика.
Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи). При анализе
художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают,
что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения
словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается
как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает
свои мысли и чувства. Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в
объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа,
адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему. Дети осваивают разные
виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и
выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей). На основе чтения и
анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами
морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения. Раздел
«Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые
помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять
собственные творческие способности.
При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров
и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах
слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонаци4

онного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение),
постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного.
Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы
по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения.
Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст,
на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ
прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые
(учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием
текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление
текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого
литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ,
стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица,
считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

5

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с
использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных
мыслей). На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и
проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом
(со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается
умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход
обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения
(отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству
писателей, создателей произведений словесного искусства.
3.Описание места учебного предмета
Курс «Литературное чтение» рассчитан на 510 ч.
В 4 классе на изучение литературного чтения отводится 102 ч.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Литературное чтение как вид
искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и
человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается
развитие техники, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и
анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями: добром, справедливостью, правдой и т.д. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока.
5. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного
предмета
Личностные результаты

6



формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский

народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;


формирование средствами литературных произведений целостного взгляда

на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;


воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей,

ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;


развитие

этических

чувств,

доброжелательности

и

эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;


формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и куль-

туре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной
принадлежности;


овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллек-



принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов

тиву;
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;


развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на

основе представлений о нравственных нормах общения;


развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных со-

циальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;


наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к матери-

альным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ
жизни.
Метапредметные результаты


овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной дея-

тельности, поиска средств её осуществления;


освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;



формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные

действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять
наиболее эффективные способы достижения результата;

7



формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятель-

ности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;


использование знаково-символических средств представления информации

о книгах;


активное использование речевых средств для решения коммуникативных и

познавательных задач;


использование различных способов поиска учебной информации в справоч-

никах, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;


овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и

задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами
коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;


овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

классификации по родовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;


готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точ-

ки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий;


умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности,

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
Предметные результаты


понимание литературы как явления национальной и мировой культуры,

средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;


осознание значимости чтения для личного развития; формирование пред-

ставлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических
представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в
систематическом чтении;


достижение необходимого для продолжения образования уровня читатель-

ской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя,
элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных
текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;


использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное,

поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику раз-

8

личных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную
оценку поступков героев;


умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться

справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;


умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанав-

ливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить
текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;


умение работать с разными видами текстов, находить характерные особен-

ности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание
текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;


развитие художественно-творческих способностей, умение создавать соб-

ственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
6.

Содержание учебного предмета

В процессе реализации программы используются следующие педагогические технологии:
- проблемно – поисковые;
- информационно – коммуникативные;
- объяснительно – иллюстративные;
- творческие;
- здоровьесберегающие;
- контроль знаний.
методы обучения:
- беседа
- практические
- наглядные
- упражнения
- работа с учебником
формы обучения:
- урок в зависимости от целей
- конкурс, викторина и т.д.
9

Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности
событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся, формирование
у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.
Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание
смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого
текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие
умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных
по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её
особенностей.
3-4 классы
Развитие навыков чтения.
Развитие навыков правильного, сознательного чтения вслух, выработка ускоренного темпа чтения за счет отработки приёмов целостного и точного зрительного восприятия
слова, быстрота понимания прочитанного.
Развитие поэтического слуха.
Воспитание эстетической отзывчивости на произведение.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

10

Углубленное понимание прочитанного. Развитие умения быстро улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в
тексте.
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение
находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей. Осознанное
чтение про себя любого по объему и жанру текста. Темп чтения не меньше 100 слов в минуту.
Самостоятельная подготовка к выразительному чтению (4 класс).
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научнопопулярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение
ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать
сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и
самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать
с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по
теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя
текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее
представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений,
периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и
тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
11

4 класс
Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения.
Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего
вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога повествованием.
Выявление особенностей речи, действующих лиц рассказа, сопоставление их поступков, отношения к окружающим (по одному или ряду произведений), выявление мотивов поведения героев и определение своего и авторского отношения к событиям и персонажам.
Различение оттенков значения слов в тексте, использование их в речи, нахождение
в произведении и осмысление значения слов и выражений, ярко изображающих события,
героев, окружающую природу (сравнений, эпитетов, метафор, фразеологических оборотов).
Составление творческих пересказов от имени одного из героев, с вымышленным
продолжением рассказов о случае из жизни по наблюдениям, с элементами описания или
рассуждения.
Обогащение и активизация словаря учащихся, развитие устной речи, её содержательности, последовательности, точности, ясности и выразительности.
Ориентировка в учебной книге по содержанию, самостоятельное пользование методическим и ориентировочно-справочным аппаратом учебника, вопросами и заданиями к
тексту, сносками.
Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России).
Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов.
Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных
средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики
(по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика
героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о
герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).
Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов.

12

Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных
средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное
соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения,
осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре
разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика

героя

произведения

с

использованием

художественно-

выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли
каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение
главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план
(в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика
героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о
герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных
произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения
предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
13

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием.
Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на
части. Определение микро тем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые
слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение
главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими
вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение
понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою
точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научнопознавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство
собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на
основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с
опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания,
прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и
художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и
использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его
сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
4 класс

14

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с
опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос.
Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности
и содержательности.
Отражение основной мысли текста в высказывании.
Передача содержания, прочитанного или прослушанного с учётом специфики
научно-популярного, учебного и художественного текстов.
Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения,
изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).
Самостоятельное построение плана собственного высказывания.
Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с
учётом особенностей монологического высказывания.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы,
места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных
средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими
ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные
жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого,
А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом
многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов
Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках
Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

15

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические
произведения.
4 класс
Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами. Знакомство с
культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Расширяется круг произведений современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников. Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов
Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках
Отечества. Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств
выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их
значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема.
Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания:
повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение
особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные
песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности
сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за
особенностями построения и выразительными средствами.
4 класс
Самостоятельное нахождение в тексте художественного произведения средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их
16

значения Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания:
повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев). Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности
учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование,
знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии
иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать
состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
3-4 класс
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности
учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование,
знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта).
Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи.
Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
7.

Тематическое планирование 4 класс (102 часов)

Тематическое
планирование
Вводный урок по
курсу литературное
чтение (1 час)

Основные виды учебной деятельности
обучающихся
Уметь использовать разные виды чтения
(изучающее, выборочное, поисковое),
осознанно воспринимать и оценивать специфику различных текстов.
17

Коррекционно
развивающие цели
Развитие
связной
речи,
логического
мышления, памяти,
фонематического

Летописи, былины, Уметь составлять собственный текст на
основе художественного произведения,
жития (5 ч)
репродукции картин, по иллюстрации, на
основе личного опыта. Анализировать
текст, выделять в нем основную мысль.
Обобщение и обогащение знаний о былинах, умение работать над содержанием
былины, находить аналогии с реальными
историческими событиями.
Умение делить текст на части, составлять
рассказ о былинном герое, рассказ по картине.
Чудесный мир клас- Уметь использовать разные виды чтения
(изучающее, выборочное, поисковое),
сики (20 ч)
осознанно воспринимать и оценивать специфику различных текстов. Анализировать текст, выделять в нем основную
мысль. Уметь составлять собственный
текст на основе художественного произведения, репродукции картин, по иллюстрации, на основе личного опыта.
Умение внимательно относиться к слову,
обогащать словарный запас, развивать
творческие способности. Формирование
устойчивого интереса к предмету.
Поэтическая тетрадь Уметь использовать разные виды чтения
(изучающее, выборочное, поисковое),
№ 1 (7 ч)
осознанно воспринимать и оценивать специфику различных текстов. Анализировать текст, выделять в нем основную
мысль.

Литературные сказ- Уметь составлять собственный текст на
основе художественного произведения,
ки (12 ч)
репродукции картин, по иллюстрации, на
основе личного опыта.
Умение делить текст на части, составлять
рассказ о герое, рассказ по картине.
Делу время - потехе Уметь использовать разные виды чтения
(изучающее, выборочное, поисковое),
час (6 ч)
осознанно воспринимать и оценивать специфику различных текстов. Анализировать текст, выделять в нем основную
мысль. Уметь составлять собственный
текст на основе художественного произведения, репродукции картин, по иллюстрации, на основе личного опыта.
Умение внимательно относиться к слову,
18

мышления, внимания
Развитие наблюдательности,
внимания, навыков сравнения.
Развитие
мышления, связной
речи, внимания.

Развитие наблюдательности,
внимания, навыков сравнения.
Развитие
мышления, связной
речи, внимания. Развитие произвольного внимания. Обогащение словарного
запаса детей.

Развитие наблюдательности,
внимания, навыков сравнения.
Развитие
связной речи, логического мышления,
памяти, фонематического мышления,
внимания
Развитие наблюдательности,
внимания, навыков сравнения.
Развитие
мышления, связной
речи, внимания.
Развитие наблюдательности,
внимания, навыков сравнения.
Развитие
мышления, связной
речи, внимания. Развитие произвольного внимания. Обогащение словарного
запаса детей.

Страна детства (5 ч)

обогащать словарный запас, развивать
творческие способности. Формирование
устойчивого интереса к предмету.
Уметь использовать разные виды чтения
(изучающее, выборочное, поисковое),
осознанно воспринимать и оценивать специфику различных текстов. Анализировать текст, выделять в нем основную
мысль.

Поэтическая тетрадь Уметь составлять собственный текст на
основе художественного произведения,
(4 ч)
репродукции картин, по иллюстрации, на
основе личного опыта.
Уметь использовать разные виды чтения
(изучающее, выборочное, поисковое),
осознанно воспринимать и оценивать специфику различных текстов. Анализировать текст, выделять в нем основную
мысль. Уметь составлять собственный
текст на основе художественного произведения, репродукции картин, по иллюстрации, на основе личного опыта.
Умение внимательно относиться к слову,
обогащать словарный запас, развивать
творческие способности. Формирование
устойчивого интереса к предмету.
Поэтическая тетрадь Уметь анализировать художественный
текст, выделять основную мысль, ориен(6 ч)
тироваться в художественной и учебной
книге. Отвечать на вопросы на основе
текста.
Умение выразительно читать, находить
нужный отрывок в тексте, сравнивать литературную и народную сказку.
Природа и мы (10 ч)

Уметь анализировать художественный
текст, выделять основную мысль, ориентироваться в художественной и учебной
книге. Отвечать на вопросы на основе
текста.
Умение выразительно читать, находить
нужный отрывок в тексте.
Страна Фантазия (5 Уметь использовать разные виды чтения
(изучающее, выборочное, поисковое),
ч)
осознанно воспринимать и оценивать специфику различных текстов. Анализировать текст, выделять в нем основную
Родина (4 ч)

19

Развитие наблюдательности,
внимания, навыков сравнения.
Развитие
связной речи, логического мышления,
памяти, фонематического мышления,
внимания
Развитие наблюдательности,
внимания, навыков сравнения.
Развитие
мышления, связной
речи, внимания.
Развитие наблюдательности,
внимания, навыков сравнения.
Развитие
мышления, связной
речи, внимания. Развитие произвольного внимания. Обогащение словарного
запаса детей.

Развитие наблюдательности,
внимания, навыков сравнения.
Развитие
связной речи, логического мышления,
памяти, фонематического мышления,
внимания
Развитие наблюдательности,
внимания, навыков сравнения.
Развитие
мышления, связной
речи, внимания.
Развитие наблюдательности,
внимания, навыков сравнения.
Развитие
мышления, связной

Зарубежная
тура (17 ч)

мысль. Уметь составлять собственный
текст на основе художественного произведения, репродукции картин, по иллюстрации, на основе личного опыта.
Умение внимательно относиться к слову,
обогащать словарный запас, развивать
творческие способности. Формирование
устойчивого интереса к предмету.
литера- Уметь анализировать художественный
текст, выделять основную мысль, ориентироваться в художественной и учебной
книге. Отвечать на вопросы на основе
текста.
Умение выразительно читать, находить
нужный отрывок в тексте, сравнивать литературную и народную сказку.

Резерв (2 часа)
Итого: 102 часа

речи, внимания. Развитие произвольного внимания. Обогащение словарного
запаса детей.

Развитие наблюдательности,
внимания, навыков сравнения.
Развитие
мышления, связной
речи, внимания. Развитие произвольного внимания. Обогащение словарного
запаса детей.

Тематическое планирование по литературному чтению (102ч)
№

1
2
3
4
5
6

7
8
9
10
11
12
13
14
15

Раздел. Тема урока
Летописи. Былины. Жития (6 ч)
Введение. Знакомство с учебником. Знакомство с названием раздела. Из летописи
«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».
События летописи – основные события Древней Руси. Из летописи « И вспомнил
Олег коня своего».
Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом
произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
Поэтический текст былины «Ильины три поездочки». Герой былины – защитник
Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри».
Сергей Радонежский – святой земли Русской. В. Клыков «Памятник Сергею Радонежскому». Житиё Сергея Радонежского.
Обобщающий урок-игра «Летописи, былины, сказания, жития». Оценка достижений. Проект «Создание календаря исторических событий».
Чудесный мир классики (20ч)
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.
П. Ершов «Конёк - Горбунок».
П. Ершов «Конёк - Горбунок». Сравнение литературной и народной сказки.
П. Ершов «Конёк - Горбунок». Характеристика героев.
А. С.Пушкин «Няне»
А. С.Пушкин «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье».
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев.
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на
20

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
36
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57

части.
М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека».
М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».
М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок.
М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» . Характеристика героев.
Жизнь и творчество Л.Н. Толстого.
Л. Н. Толстой «Детство».
Л. Н. Толстой «Как мужик камень убрал». Басня.
А. П. Чехов «Мальчики».
А. П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени.
Обобщающий урок - КВН «Чудесный мир классики».
Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь (7 ч)
Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид», «Как неожиданно и ярко».
А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка».
Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..».
А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения. И. С. Никитин «В синем небе
плывут над полями…».
Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки нянины сказки…».
И. А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина.
Обобщающий урок - игра «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений.
Литературные сказки (12 ч)
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке».
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки.
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Подробный пересказ.
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра.
П. П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте.
П. П. Бажов «Серебряное копытце».. Герои художественного произведения.
С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».
С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения.
С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части.
С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование.
Обобщающий урок –игра «Крестики-нолики».
Оценка достижений. Контрольная работа за I полугодие.
Делу время – потехе час (6 ч)
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения.
В. Ю. Драгунский «Главные реки»,
В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка».
В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Смысл заголовка.
Обобщающий урок «Делу время – потехе час». Оценка достижений.
Страна детства (5 ч)
Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения.
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение
произведения.
М. М. Зощенко «Ёлка».
Обобщающий урок «Страна далёкого детства». Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь (4 ч)
В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская».
21

58
59
60

61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76

77
78
79
80

81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97

С. А. Есенин «Бабушкины сказки».
М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства».
Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов.
Оценка достижений.
Природа и мы ( 10 ч)
Д. Н.Мамин - Сибиряк «Приёмыш».
Д. Н.Мамин - Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе.
А. И. Куприн «Барбос и Жулька».
А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения.
М. М. Пришвин «Выскочка».
М. М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка.
Е. И. Чарушин «Кабан».
В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа.
В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана.
Обобщающий урок – конкурс «Природа и мы». Проект «Природа и мы». Оценка
достижений.
Б. Л. Пастернак «Золотая осень».
С. А. Клычков «Весна в лесу».
Д. Б. Кедрин «Бабье лето».
Н. М. Рубцов «Сентябрь».
С. А. Есенин «Лебёдушка».
Обобщающий урок – конкурс «Поэзии прекрасные страницы». Оценка достижений.
Родина (4 ч)
И. С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте.
С. Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому.
А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блестке…».
Обобщающий урок «Родина». Проект «Они защищали Родину». Оценка достижений.
Страна Фантазия (5 ч)
Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»
Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа.
Кир Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра.
Кир Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического
жанра.
Оценка достижений.
Зарубежная литература (17 ч)
Д. Свифт «Путешествие Гулливера»
Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.
Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы.
Г. Х. Андерсен «Русалочка».
Г. Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка.
Г. Х. Андерсен «Русалочка». Деление произведения на части.
Г. Х. Андерсен «Русалочка». Рассказ о Русалочке.
Г. Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев.
М. Твен «Приключения Тома Сойера».
М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков.
С. Лагерлёф «Святая ночь».
С. Лагерлёф «Святая ночь».
22

98
99
100
101
102

С. Лагерлёф «В Назарете». Святое семейство.
С. Лагерлёф «В Назарете». Иисус и Иуда.
Контрольная работа за II полугодие.
Обобщающий урок «Зарубежная литература».
Урок-игра «Литературные тайны».
8.Описание материально-технического обеспечения образовательного процес-

са
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Климанова Л.Ф. Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы. М.: Просвещение, 2018.
Учебники:
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Учебник.
4 класс. В 2 частях. М.: Просвещение, 2018.
Методические пособия:
Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные планы 1,2,3,4 классы
Печатные пособия


Мультимедийные слайды



Словари по русскому языку.



Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содер-

жанием обучения по литературному чтению (в цифровой форме).


Детские книги разных типов из круга детского чтения.

Портреты поэтов и писателей
Цифровые и электронные образовательные ресурсы
http://fcior.ru
http://collection.edu.ru
Техническая база:
Мультимедийный проектор
Компьютер

23

Сброшюровано
23 листа

24

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».