Приложение № 4 к АООП НОО ЗПР (7.1) АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению на родном языке (русском) 4 класс (ВАРИАНТ 7.1) Количество часов 17 Составители: Алимпиева Жанна Викторовна, учитель начальных классов, ВК Швецова Эльвира Юрьевна, учитель начальных классов, 1 КК г. Богданович Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» для обучающихся с ЗПР разработана на основе: - Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ. от 29.12.2012г. - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». - Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с задержкой психического развития (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15); - Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. №26 «Об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15 "Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Цель уроков литературного чтения на родном языке – формирование читательской компетенции учащихся. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приѐмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: формирование техники чтения и приѐмов понимания и анализа текста правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать; введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственноэтических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса; развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей; 2 приобщение учащихся к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, - через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретиколитературными понятиями. Направления коррекционной работы: повышение уровня общего развития обучающихся, корректировка и развитие познавательной деятельности и личностных качеств; формирование умение планировать свою деятельность и доводить начатое до конца, осуществлять контроль и самоконтроль. Развитие речи путем называния простейших действий с предметами, оценивание результатов этих действий, использование определенной группой терминов; Воспитательные: воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности. Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО дополняются результатами освоения программы коррекционной работы. 1. Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса Литературное чтение на родном языке является одним из базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение, которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, эта предметная область, как никакая другая, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия учащихся, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность учащегося и достигается результативность в целом. Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности – вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области. Важнейшим аспектом литературного чтения на родном языке является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать еѐ для расширения своих знаний об окружающем мире. В процессе освоения курса у обучающихся повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами 3 текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях. Курс литературного чтения на родном языке пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно- образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Учащиеся учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства. Коррекционный курс способствует: Развитию адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях. Освоению возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения. • Освоению необходимых ребѐнку социальных ритуалов. • Формированию представлений о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса. • Формированию внимания и интереса обучающегося к новизне и изменчивости окружающего мира, понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой. • Формированию умения устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком. • Расширению и обогащению опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, формирование адекватного представления об опасности и безопасности. 2. Описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане Количество часов, отводимое в 4 классе на изучение предмета литературное чтение на родном (русском) языке составляет 17 часов в год (1 час в две недели). 3. На Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета уроках учащиеся нравственный потенциал полноценного восприятия знакомятся которых очень художественного с художественными высок. Таким произведения произведениями, образом, в процессе формируется духовно- нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит обучающихся с нравственными ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных 4 качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения на родном (русском) языке продолжается развитие техники чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, обучающийся задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой… Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которые формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине. Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе. Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви. Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение обучающегося к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного. Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким чувства любви, благодарности, взаимной ответственности. Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия обучающегося играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у обучающегося 5 развиваются организованность, целеустремленность, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности. Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей. Ценность человечества. Осознание учащимся себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур. 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса Личностные результаты: У обучающихся будут сформированы - осознание значимости чтения для личного развития; - представления о Родине и еѐ людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; - этнические и общероссийские гражданские идентичности, чувства гордости за свою малую и большую Родину (Я – россиянин, я – гражданин Российской Федерации); - целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, средствами литературных произведений; - этические чувства (доброжелательность, отзывчивость, понимание чувств других людей и сопереживания им). Обучающийся получит возможность для: - формирования художественно-эстетического вкуса, эстетических ценностей и чувств на основе опыта слушания и чтения произведений русской литературы; - развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; - развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев. Предметные результаты 6 Обучающийся научится: - основным качествам речи: правильности, точности, выразительности; - различать и использовать монолог и диалог как разновидность речи; - уточнять лексическое значение слов; - различать прямое и переносное значение слов; - узнавать иностранные заимствования; - соблюдать речевой этикет: формы обращения; - определять тему, основную мысль текста; - различать стили речи: разговорный, книжный, художественный; - определять типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности; - анализировать композицию текста. Обучающийся получит возможность научиться: - использовать разные виды чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); - осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; - исправлять, редактировать речевые ошибки, работать над наиболее распространѐнными речевыми и грамматическими ошибками; - самостоятельно готовиться к выразительному чтению произведения; - выделять в тексте средства выразительности речи (эпитеты, сравнения, метафоры), определять стили речи с учѐтом особенностей текста. Метапредметные результаты Познавательные Обучающийся научится или получит возможность научиться: - осуществлять анализ и синтез; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения; - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). Регулятивные Обучающийся научится или получит возможность научиться - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью; 7 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень - успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу. - Коммуникативные Обучающийся научится или получит возможность научиться - задавать вопросы; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; - выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Планируемые результаты внутри предметного модуля Главной задачей уроков литературного слушания является обучение ―искусству слушать‖ сказку, рассказ, стихотворение. Овладение умением слышать художественное произведение – это значит дать возможность каждому обучающемуся почувствовать произведение, сделать ―свое открытие, которое заставит задуматься о нравственных категориях. Предметными результатами освоения данного модуля будет умение: • слушать сказки, рассказы, стихотворения; • пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя, а на более высоком уровне — пересказывать по готовому плану; • расширять читательский опыт через слушание нового произведения; • развивать творческое воображение, речь; • работать с доступными книгами — справочниками и словарями. Планируемые результаты освоения коррекционного курса - осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни; - бегло, выразительно читать текст; - выработать умение ускоренно читать произведение за счѐт отработки приѐмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 80- 90 слов в минуту); 8 - улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте; - описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными текстами; - самостоятельно делить тексты на законченные по смыслу части и выделять в них главное, определять с помощью учителя тему и смысл произведения в целом; - составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания; - устно рисовать картины к прочитанным произведениям; - ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике; - научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку; - оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания. - осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества; - воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии; - применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия; - испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю; - уважать культуру народов многонациональной России и других стран; - бережно и ответственно относиться к окружающей природе; - развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям); - определять сходство и различие произведений разных жанров; - использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности; - высказывать и пояснять свою точку зрения; - применять правила сотрудничества; - расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности. 5. Содержание учебного предмета, коррекционного курса Систематический курс литературного чтения на родном (русском) языке представлен в программе следующими содержательными линиями: Аудирование (слушание) Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, 9 определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению. Чтение. Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объѐму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др. Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по еѐ названию и оформлению. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов. Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, еѐ справочноиллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Работа с 10 текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) мотивов поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имѐн героев. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научнопопулярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приѐмами анализа различных видов текста: 11 установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Развитие устной и письменной речи (на основе литературных произведений) Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование. знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор. Круг детского чтения. Знакомство с культурно-историческим наследием России. Произведения устного народного творчества (малые фольклорные жанры, русские народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки) Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно- энциклопедическая литература, детские периодические издания. Основные темы детского чтения: фольклор русского народа, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения. Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев). Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение). Жанровое разнообразие 12 произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. На уроках литературного чтения решаются как общие с образовательной школой, так и специфические коррекционные задачи: - Обеспечить развитие речи учащихся и активно формировать навык чтения и речевые умения. - Формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, умения понимать и задавать вопросы, формировать творческое мышление. - Развивать чѐткую дикцию, тренировать речевой аппарат, отрабатывать и закреплять правильную артикуляцию гласных и согласных. - Учить устанавливать последовательность действия в произведении и осмысливать в нѐм события, подкрепляя правильность ответа выборочным чтением. - Развивать воображение, образное восприятие окружающего мира с помощью прочитанных произведений. 13 6. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Тематическое планирование Тема Вводный урок курса литературное чтение на родном языке. «Расскажу вам сказку я…» «Люблю природу русскую…»(Осень) «Русские писатели – детям» «Русские писатели – детям» «Страна детства» «Страна детства» «Страна детства» «Люблю природу русскую…»(Зима) «О братьях наших меньших» «О братьях наших меньших» «О братьях наших меньших» «Суровые военные годы» «Суровые военные годы» «Суровые военные годы» «Скоро лето» «Проверь себя» 14 Основные виды учебной деятельности обучающихся: Виды деятельности обучающихся на этапе предварительной "дотекстовой" работы: 1. Прослушивание литературного произведения. 2. Просмотр видеоряда по теме произведения 3. Рассматривание выставки книг (автора или по тематике), прослушивание рассказа учителя о выставке. 4. Чтение выписанных учителем из текста сложных для чтения или понимания 5. Выполнение артикуляционных упражнений. 6. Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание слов. чистоговорок. 7. Прослушивание рассказа учителя по теме урока (биография автора, отрывки из ранее изученных произведений автора и т. д.). 8. Чтение ключевых слов текста с построением предположений о теме или событиях произведения. Виды деятельности обучающихся на этапе первичного знакомства с текстом: 1. Чтение текста литературного произведения про себя. 2. Чтение текста вслух. 3. Чтение текста вполголоса. 4. Поочередное чтение текста в парах. 5. Прослушивание чтения текста учителем. 6. Чтение текста цепочкой по предложению, по абзацу. Виды деятельности обучающихся на этапе детализированной работы с текстом: 1. Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя. 2. Чтение текста и установление правды и вымысла в нем. 3. Чтение текста с с комментарием и беседой. 4. Выразительное чтение текста, заранее подготовленное дома. 5. Чтение текста с сокращением 6. Чтение текста и соотнесение представленных учителем рисунков с порядком событий, описанных в произведении. 7. Комбинированное чтение. 8. Нахождение предложения, отрывка 15 по озвученному учителем или обучающимся началу или концу предложения или отрывка. 9. Чтение "с прибавлением". 10. Чтение текста, пометка непонятных слов. 14. Чтение текста, нахождение отрывка, наиболее подходящего в качестве описания к иллюстрации. 15. Анализ иллюстрации к произведению 16. Создание иллюстрации к литературному произведению. 17. Самостоятельная постановка вопросов по содержанию прочитанного литературного произведения. 18. Чтение текста по ролям. 19. Выразительное чтение отрывка из текста. 20. Пересказ литературного произведения. 21. Беседа с сопровождением выборочного чтения отрывков текста. 22. Чтение текста, нахождение отрывка, наиболее подходящего в качестве описания к иллюстрации. 23. Чтение литературного произведения и рисование обложки книги. 24. Чтение отрывка текста, которому соответствует пословица. 25.. Беседа с сопровождением выборочного чтения отрывков текста. 26.. Чтение текста и соотнесение представленных учителем рисунков с порядком событий, описанных в произведении. 27. Нахождение в тексте и чтение предложений с восклицательным или вопросительным знаками, запятой, многоточием и т. д. 28.. Чтение по ролям диалога героев литературного произведения, с исключением слов автора. 29. Чтение стихотворения, расстановка пауз. 30. Выразительное чтение стихотворения наизусть. 31. Краткий пересказ литературного произведения. 32. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет героя литературного произведения. 33. Чтение литературного произведения по готовому плану. 34.. Чтение, деление текста или отрывка литературного произведения на смысловые части. 35. Составление плана (цитатного, картинного, обычного) литературного произведения. 36 Чтение литературного произведения и объяснение одним предложением 16 значение слова (определение понятия). 37. Работа со словарями (толковый, синонимов, антонимов, иностранных слов и др.). Виды деятельности обучающихся на этапе обобщения изученного произведения: 1. Конкурсное чтение стихотворений. 2. Выполнение тестовых заданий к тексту литературного произведения. 3. Инсценирование (драматизация). 4. Чтение литературного произведения, придумывание продолжения или предыстории рассказа. 5. Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). 7. Чтение и разгадывание кроссворда (составление) по тексту литературного произведения. 8. Создание коллективной работы по разделу. 9. Составление отзыва о прочитанном литературном произведении. 8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса 1. Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения 2. Портреты поэтов и писателей (в соответствии с Обязательным минимумом) 3. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе в цифровой форме) 4. Словари (по возможности всех типов) по литературному чтению 5. Специфическое сопровождение (оборудование): - иллюстрации к литературным произведениям; - детская периодика; - электронно - образовательные ресурсы, медиапроектор, экран, компьютер, интернет. 17 Сброшюровано 17 листов 18 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)