6 Адаптир.рабоч.программа по ОРКСЭ ОСЭ 7.1 4 кл

Приложение № 7
к АООП НОО
ЗПР (7.1)

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
модуль «Основы светской этики»
4 класс
(ВАРИАНТ 7.1)

Количество часов 34
Составитель:
Дорофеева Алла Анатольевна, учитель ОРКСЭ,1 КК

1

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Основам религиозных
культур и светской этики» модуль Основы светской этики» составлена в
соответствии:
 Требований к результатам освоения АООП НОО обучающихся с ОВЗ (вариант
7.1.);
Данная программа адресована обучающимся 4 классов, обучающихся по АООП НОО с
ЗПР (вариант 7.1.) МОУ-СОШ №4.
Данная программа предполагает инклюзивное обучение детей с ОВЗ (вариант 7.1.).
Получение детьми с ОВЗ образования является одним из основных и неотъемлемых
условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни
общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и
социальной деятельности.
Цели курса:
- Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному
поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций
многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур
и мировоззрений.
- Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития
высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина
России.
Задачи курса:
- знакомство учащихся с основами светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и
ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых
мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории
и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя
общественного мира и согласия.
Особенностью ФГОС второго поколения является нацеленность на решение не только
задач обучения и развития, но и задач воспитания. Критерием для определения ценностей
выбраны Нравственность и Человечность, так как они противостоят разрушительным
явлениям и позволяют человеку развивать свое сознание, жизнь и систему общественных
отношений.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания определяет:
- характер современного национального воспитательного идеала;
- цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
- систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовнонравственная консолидация многонационального народа РФ;
- основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного
развития и воспитания учащихся.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное
воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к
другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что
подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур,
культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.
Учебный курс «Основы светской этики» согласуется по педагогическим целям,
задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых
2

обучающимся должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а
также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного
предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Основой
для данного курса является концепция «Духовно-нравственного воспитания».
Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия
и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из
шести учебных модулей.
Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей
обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных
возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет
перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей)
является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного
модуля.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников
10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу
религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их
значение в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Курс «Основы светской этики» призван актуализировать в содержании общего
образования, смоделировать педагогическими средствами российскую религиознокультурную традицию, создать условия для приобщения к ней российских школьников.
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы
межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о
религиозных культурах и светской этике посредством:
 ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель
воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
 педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе
содержания всех модулей учебного курса;
 системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между
ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература,
история и др.);
 ориентации
учебного содержания на совместное осмысление педагогами,
обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностносмысловой сферы младших подростков;
 единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
3. МЕСТО ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом школы на предмет «Основы светской этики» в 4
классе отведено 34 часа в год (1 ч в неделю).
4. ОПИАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Нравственное воспитание обучающихся в российской школе будет успешным лишь
тогда, когда дети будут не просто знать, но трепетно преклоняться перед такими
высокими качествами наших предков, как доброта, честность, верность долгу, мужество,
бережное отношение к священным местам, почтение к родителям, бескорыстие,
жертвенная любовь к Родине.
В процессе изучения основ светской этики у школьников формируются умения
критически оценивать свои поступки, постепенно складывается потребность
руководствоваться в своей жизни лучшими примерами, а также появляется готовность
следовать высоким этическим нормам поведения дома, на улице, в школе.

3

5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные результаты
 формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ,
становление гуманистических и демократических ценностных ориентации
многонационального российского общества;
 формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир
в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
 воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей,
ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений
художественной литературы;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
 формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной
принадлежности;
 овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах общения;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими
собственными поступками, осмысливать поступки героев;
 наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным
и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ
жизни.
Метапредметные результаты
 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
 освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
 формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
 использование знаково-символических средств представления информации о
книгах;
 активное использование речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
 использование различных способов поиска учебной информации в справочниках,
словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами;
 овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и
задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами
коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
 овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовым признакам, установления причинно-следственных связей,
построения рассуждений;
4

 готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки
зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий;
 умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её
достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
Предметные результаты
1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в
становлении российской государственности;
6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных
традициях народов России;
7) осознание ценности человеческой жизни.

6. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Раздел I. Знакомство с новым предметом. (2 ч.)
Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Представления о мире в
древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. А. К. Толстой «Земля
оттич и дедич». Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная.
Родословное древо. Культура и духовные ценности человечества. Общие духовные
ценности народов, населяющих Россию. Религия. Древние представления о Вселенной и
богах. Языческие верования. Наиболее распространенные в современном мире и
традиционные для России религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Религиозная
культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозное искусство. Священные
тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разных религий. Вечные вопросы
человечества. Религия и наука. Этика как часть философии. Нравственный закон в
светской и религиозной жизни.
Раздел II. Знакомство с основами этики. (2 ч.)
Этика как часть философии. Значение слова «философия». Вечные вопросы
человечества. Философские рассказы, их идейно-художественные особенности.
Философские рассказы для детей. Мыслители и философы, великие учителя человечества.
Аристотель. Происхождение слова «этика». Добродетели — лучшие качества человека.
Цицерон. Происхождение слова «мораль». Предмет этики.
Раздел III. Этические учения о добродетелях. (4 ч.)
Определение добродетели по Аристотелю. В. А. Сухомлинский «Обыкновенный
человек». Добродетель в понимании древних философов. Учение Аристотеля о добродетелях. Добродетели ума и добродетели характера. Воспитание нравственных
добродетелей через поступки. Одиннадцать добродетелей характера по Аристотелю.
Справедливость — главная добродетель в совместной жизни людей. Нравственные
качества и добродетели. Отзывчивость. Рассказ об отзывчивости. Честность и
правдивость. Честность и верность. Честность и справедливость. Высказывания
мыслителей и философов; о честности. Честность по отношению к другим и к самому
себе. Терпение как нравственное качество. Проявление этого качества в повседневной
5

жизни. Терпимость. Проявление терпимости в повседневной жизни. Древнеиндийская
притча «Прости людей». Восточная притча «О гвоздях».
Раздел IV. Этика о нравственном выборе. (6 ч.)
Жизнь древнегреческого философа Сократа. Убеждения Сократа. Обвинения
против Сократа. Суд над Сократом и его поведение на суде. Смерть Сократа. Убеждения и
их роль в жизни человека. Различная природа убеждений. Д. С. Лихачев о цели жизни,
достойной человека. Притча «Зачем нужен ты сам?». Трудности в отношениях между
людьми. Нравственный выбор и его влияние на поступки. Факторы, определяющие
нравственный выбор. Влияние убеждений на нравственный выбор. В. А. Сухомлинский
об убеждениях. Возможности изменения убеждений человека. Совесть и ее роль в жизни
человека. Совесть и стыд. Совесть и нравственный выбор. В. А. Сухомлинский о совести.
Долг. Долг и нравственный выбор. Долг и совесть. Стыд. Ю. Г. Карпиченкова «Бабушкамедведица и внучка». Ответственность. Высказывание Ф. М. Достоевского об
ответственности. Басня об Эзопе и камне. Философская сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Фрагмент сказки — разговор Маленького принца и Лиса об
ответственности. Ответственность человека за себя, близких, страну, окружающий мир.
Учение Эпиктета о стремлении человека к самосовершенствованию. Положительные и
отрицательные качества и привычки человека. Эпиктет о путях самосовершенствования.
Самовоспитание.
Раздел V. Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве. (3
ч.).
Мо-цзы и его политические и философские взгляды. Мо-цзы о законах человеческого общежития. Справедливость как высшая ценность в учении Мо-цзы. Мо-цзы о
правильном устройстве общества. Учение Мо-цзы о всеобщей любви. Конфуций. Учение
Конфуция о государстве и правителе. Сравнение государства с семьей. Правила
управления государством. Четыре дао благородного человека. «Беседы и суждения»
Конфуция. Изречения Конфуция о государстве и правителе. Философская школа
Конфуция. Государство. Россия — государство, в котором мы живем. Государственный
язык. Символы государства. Законы государства. Конституция. Права и обязанности
граждан. Обязанности государства по отношению к гражданам. Нравственные законы
совместной жизни людей. Светская этика. Государственные праздники. 4 ноября — День
народного единства. История праздника.
Раздел VI. Нравственный закон человеческой жизни. (4 ч.)
Нравственный закон. Моисей-законодатель. Десять заповедей. Смысл и значение
заповедей. Иудаизм. Тора — священная книга иудаизма. Христианство. Заповеди об
отношении человека к Богу, другим людям и самому себе. Заповеди о мыслях и желаниях
человека. Любовь как нравственная ценность. Любовь как основа человеческих
взаимоотношений. Библия — священная книга христианства. Любовь в жизни человека.
В.С.Шишкова «Шерстяное тепло». Любовь в семье. Китайская притча «Ладная семья».
Различные проявления любви. Проявление любви в поступках. Любовь и нравственный
выбор. Прощение как одно из проявлений любви. Притча о прощении. Изречения
философов и мыслителей о прощении.
Раздел VII. Этика об отношении людей друг к другу. (5 ч.)
Дружба в системе этических ценностей. Солон о дружбе. Легенда о Солоне и
скифском царе Анахарсисе. Пифагор и пифагорейцы. Пифагорейская дружба. Честность и
верность — основа дружбы. Отношение к людям в традиции религиозных культур и в
светской этике. Ислам. Пророк Мухаммад об отношении к людям. Законы гостеприимства
в исламе. Традиции добрососедских отношений. Христианство об основах человеческих
взаимоотношений. Иудаизм об основах человеческих взаимоотношений. Буддизм. Этика
буддизма. Представления о ценности человеческой жизни в религиозных культурах и
светской этике. Речь человека как отражение его внутреннего мира. Сила слова. Мысли и
поступки человека. Поступок как результат мысли. JI.Н. Толстой о мыслях и поступках. В.
6

А. Сухомлинский «Мальчик и Колокольчики Ландышей». Милосердие в жизни человеческого общества. И. С. Тургенев «Нищий». Благотворительность. Традиций
благотворительности в различных религиозных культурах. Место благотворительности в
системе ценностей иудаизма. Помощь ближнему и милосердие в мусульманской
традиции. Сострадание и жертвенность как основа христианской этики. Милосердие и
сострадание — принципы буддийской религии. Благотворительные организации в
современном мире. Взаимоотношения людей в современном мире. «Золотое правило
нравственности» — нравственный закон. Формулировка «золотого правила нравственности» в различных философских и религиозных учениях. В. А. Сухомлинский «Притча о
пахаре и кроте».
Раздел VIII. Как сегодня жить по нравственным законам. (4 ч.)
Нравственные основы жизни в прошлом и в современном мире. Традиции милосердия и бескорыстной помощи нуждающимся. Всемирный Красный Крест. JI.М. Рошаль.
Мать Тереза и Орден милосердия. Проявления милосердия и бескорыстия в повседневной
жизни. Жизнь по нравственным законам. Альберт Швейцер. Детство и юность. Решение
посвятить жизнь служению человечеству. Клиника в Ламбрене. Отклик на деятельность
А. Швейцера в мире. Высказывания А. Швейцера о цели человеческой жизни и силе
поступка. JI.Н. Толстой — выдающийся русский писатель, мыслитель и педагог. JI.Н.
Толстой о человеке и его душе. Значение любви в этическом учении JI. Н. Толстого. Необходимость борьбы человека с негативными мыслями, чувствами и обстоятельствами.
Представления о свободе человека. Необходимость самосовершенствования для
преображения окружающего мира. JI.Н. Толстой «Муравей и голубка». Подведение
итогов изучения основ светской этики. Поиски ответов на вечные вопросы человечества.
Добро и зло. Добрые чувства, мысли и дела. Благодарность. Любовь и дружба. Как
научиться «взращивать свою душу». Фрагмент из произведения Д. С. Лихачева «Письма о
добром и прекрасном».
Раздел 9. Духовные традиции многонационального народа России (4 ч.)
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России. Итоговая презентация результатов учебно –
исследовательской и проектной деятельности обучающихся по темам: «Что такое
этика?», «Значение нравственности и этики в жизни человека»; «Мое отношение к миру»,
«Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина»,
«Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд,
ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг".

7

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ
ЭТИКИ» ПРЕДМЕТА ОРКСЭ
Учебник: А.А. Шемшурин, Н.М. Брунчукова, Р.Н. Дёмин, К.В. Савченко, Т.Д.
Шапошникова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы
религиозных культур и светской этики. Основы светской этики». 4 класс. Москва,
издательство "Дрофа", 2014.
№ п/п
1.

Тема урока
Раздел I. Введение. Знакомство с новым предметом (2 ч.)
Россия - наша Родина.

2.

Духовные ценности человечества. Культура. Религии.
Раздел II. Знакомство с основами этики (2 ч.)

3.

Диалог о философии и этике.

4.

Мораль и нравственность.
Раздел III. Этические учения о добродетелях (4 ч.)

5.

Что такое добродетель.

6.

Учение Аристотеля о добродетелях.

7.

Нравственные качества.
Терпение и терпимость.

8.

Раздел IV. Этика о нравственном выборе (6 ч.)
9.

Суд над Сократом.

10.

Убеждения.

11.

Нравственный выбор.

12.

Совесть. Долг.

13.

Ответственность.

14.

Этика о воспитании самого себя.

Раздел V. Этика о добродетели справедливости и справедливом
государстве (3 ч.)
15.
Справедливость.
8

16.

Государство, основанное на справедливости.

17.

Государство. Светская этика.
Раздел VI. Нравственный закон человеческой жизни (4 ч.)

18.

Нравственный закон. Десять заповедей.

19.

Заповеди любви.

20.

Любовь-основа жизни.

21.

Прощение.

22.

Раздел VII. Этика об отношений людей друг к другу (5 ч.)
Древнегреческие мыслители о дружбе.

23.

Этика об отношении к другим людям и самому себе.

24.

Мысли и поступки. Слова и речь.

25.

Милосердие.

26.

«Золотое правило нравственности»
Раздел VIII. Как сегодня жить по нравственным законам (4 ч.)

27.
28.

Нравственные законы в современном мире.
Альберт Швейцер.

29.

Этическое учение Л.Н. Толстого.

30.

«Идти дорогою добра».

Раздел IX. Духовные традиции многонационального народа России (4 ч.)
31.
Подготовка материалов к исследовательской работе. Разработка
проекта.
32.
Оформление результатов учебно-исследовательской и проектной
деятельности учащихся.
33.
34.

Итоговая презентация результатов учебно-исследовательской и
проектной деятельности учащихся. Рефлексия.
Итоговая презентация результатов учебно-исследовательской и
проектной деятельности учащихся. Рефлексия.
Всего: 34 часа

9

Сброшюровано
9 листов

10

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».