8 Адаптир. рабоч. программа по ОМ 7.1 4 кл

Приложение № 8
к АООП НОО
ЗПР (7.1)

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
4 класс
(ВАРИАНТ 7.1)

Количество часов 68
Составители:
Алимпиева Жанна Викторовна, учитель начальных классов, ВК
Швецова Эльвира Юрьевна, учитель начальных классов, 1 КК

г. Богданович

1. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»
составлена в соответствии:


Требований к результатам освоения АООП НОО обучающихся с ОВЗ

(вариант 7.1.);


Программы формирования универсальных (базовых) учебных действий.

Данная программа адресована обучающимся 4 классов, обучающихся по АООП
НОО с ЗПР (вариант 7.1.) муниципальной общеобразовательной школы №4.
Данная программа предполагает инклюзивное обучение детей с ОВЗ (вариант 7.1.).
Получение детьми с ОВЗ образования является одним из основных и неотъемлемых
условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни
общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и
социальной деятельности.
Цель: формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на
основе личного опыта общения с людьми и природой.
Задачи:
1) формировать уважительное отношение к семье, населённому пункту, региону, в
котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2)

формировать

осознание

ребёнком

понятие

ценности,

целостности

и

многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формировать модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формировать психологическую культуру и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко
выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие,
обществоведческие, исторические знания, а также использование ИКТ- технологий
даёт

обучающемуся

материал

естественных

и

социально-гуманитарных

и

наук,

необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
2. Общая характеристика учебного предмета
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе
следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
2

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной,
и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических,
исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности,
отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран
и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным
многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие,
без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и
духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в
курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между
неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В
частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей,
анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты.
Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности
самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу
сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые
присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему,
основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу
отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к
культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемнопоисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное
освоение различных способов познания окружающего. При этом используются
разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих
единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений
природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе
исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические
и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего
мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи
с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по
охране

среды

и

другие

формы

работы,

обеспечивающие

непосредственное

взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в
классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения
планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая
3

предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации
программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к
которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально
разработанного

для

начальной

школы

атласа-определителя;

2)

моделирование

экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3)
эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру
природы

и

поведения

в

нём,

оценку

поступков

других

людей,

выработку

соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально
разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных
предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку
познание

детьми

окружающего

мира

не

ограничивается

рамками

урока.

Оно

продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода
системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми,
начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во
внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители
учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные
инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для
домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники
овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе,
учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на
многообразном материале природы и культуры родного края.
Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших
школьников

фундамента

экологической

и

культурологической

грамотности

и

соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить
опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа
жизни.

Это

позволит

обучающимся

освоить

основы

адекватного

природо-

и

культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому
данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в
духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурноценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными
традициями духовности и нравственности.
Существенная

особенность

курса

состоит
4

в

том,

что

в

нём

заложена

содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин
начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет
умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и
изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними
приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению
окружающего мира.
Виды организации учебной деятельности: самостоятельная работа, работа с
учебником, работа в группах, парах, тренинги, проектная работа.
Формы

контроля освоения

обучающимся

содержания

учебного

курса:

проверочная работа, тест, контрольная работа, комплексная работа.
Основные технологии и методы обучения: технология деятельностного подхода,
проблемного обучения, группового обучения, РКМЧП, игровые и здоровьесберегающие
технологии; словесные, наглядные, частично-поисковые.
Методы и приемы педагогической поддержки:


наличие индивидуальных правил работы для учащихся с ОВЗ;



близость расположения учащегося с ОВЗ в классе к учителю;



предоставление

ученику

с

ОВЗ

дополнительного

времени

(при

необходимости) для выполнения задания, упражнения;


меньший объем заданий;



предъявление инструкций, указаний, как в устной, так и письменной форме;



неоднократное повторение инструкции, указания индивидуально учащемуся



объяснение материала, способа выполнения задания в малой группе;



выявление понимания учащимся инструкции, задания;



поэтапное разъяснение заданий;



поэтапное (пооперационное) выполнение задания;



демонстрация образца выполнения задания с одновременным участием в

с ОВЗ;

этом процессе учащегося;


выполнение задания в парах: обычный ученик – ученик с ОВЗ;



выполнение задания в малой группе, где ученик с ОВЗ выполняет ту часть

общего задания, которое для него посильна;


индивидуальное

выполнение

задания,

имеющего

коррекционную

направленность;


разрешение переделать задание, с которым ученик не справился;



предоставление возможности выбора контрольного задания;
5



объяснение учащимся сущности контрольного задания в доступной для них

форме (показ образца выполнения, упрощенная формулировка задания, разрешение
выполнить пробу и пр.);


разрешение устных ответов по читаемым текстам;



оценка содержания выполненной работы отдельно от ее правописания,

аккуратности, скорости выполнения и других второстепенных показателей;


неограниченное время для выполнения контрольной работы, тестов;



предоставление ученику возможности представить выполненное задание

сначала в малой группе, а затем уже перед всем классом;


акцентирование внимания на достижениях ученика.

Дети с ОВЗ осваивают образовательную программу совместно с другими
обучающимися
3. Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы
отводится 2 ч. в неделю, 270 часов.
В 4 классе— по 68 ч. 34 учебные недели
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в
курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между
неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В
частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей,
анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты.
Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности
самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу
сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые
присутствуют в программе каждого класса.
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и
общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём
многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к
познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное
сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся
6

в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог
преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к
поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой
личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое,
психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе,
историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих
ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4)

формирование

умения

понимать

причины

успеха

(неуспеха)

учебной

деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки,
анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать
(записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения,
звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим
сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации
и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
8

классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов

и

явлений

действительности

(природных,

социальных,

культурных,

технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15)

овладение

базовыми

предметными

и

межпредметными

понятиями,

отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета.
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости
за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей
семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей,
норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение,
запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и другими, с получением информации
из

семейных

архивов,

от

окружающих

людей,

в

открытом

информационном

пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире.
9

правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
К концу начальной школы выпускник научиться:


понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о

национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою
страну;


находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты

Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной
России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и
городов России;


называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль

в жизни страны;


называть имя действующего Президента Российской Федерации и его

полномочия как главы государства;


понимать,

в

чём

различия

между

государственным

устройством

современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её
истории;


объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из

них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить
конкретные примеры прав ребёнка;


раскрывать значение государственных символов России, находить их среди

государственных символов других стран;


называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны,

рассказывать о традициях и праздниках народов России;


рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;



проводить не сложные астрономические наблюдения;



изготавливать модели планет и созвездий;



использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;



анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их

решения;


приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из

международной Красной книги;


находить

и

показывать

на

физической

карте

России

различные

географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;


объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать
10

характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;


приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том

числе внесённых в Красную книгу России;


выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти

связи с помощью моделей;


оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать

возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры
заповедников и национальных парков России;


давать краткую характеристику своего края;



различать и описывать изученные природные объекты своего края,

пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой
и живой природы;


давать краткую характеристику природных сообществ своего края;



выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти

связи с помощью моделей;


оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных

природных сообществах;


рассказывать об охране природы в своём крае;



различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в

экономике своего края;


приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать

источники информации о прошлом;


соотносить дату исторического события с веком, находить место события на

«ленте времени»;


читать историческую карту;



перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности,

кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым
сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;


с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;



описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей

прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории
человечества;


показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в

разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;
11



рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных

событиях истории России;


соотносить даты и события, определять последовательность и значение

некоторых важных событий в истории России;


составлять

исторические

портреты

выдающихся

людей

прошлого,

высказывать суждения о них;


описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их

достопримечательности;


называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и

культуры России;


находить в домашнем архиве исторические свидетельства;



раскрывать связь современной России с её историей;



использовать

дополнительную

литературу,

Интернет

для

получения

информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного
края, о жизни общества в прошлом и настоящем.
6. Содержание учебного предмета
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты
и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет,
форма, сравнительные размеры и др.). Расположение предметов в пространстве (право,
лево, верх, низ и пр.). Примеры явлений природы: смена времѐн года, снегопад, листопад,
перелѐты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие
веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ.
Твѐрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами,
жидкостями, газами.
Звѐзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для
всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли.
Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия,
расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района.
Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца
как причина смены времён года. Смена времѐн года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер).
12

Наблюдение за погодой своего края.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление,
условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края
(краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд, болото); использование
человеком. Водоѐмы родного края (названия, краткая характеристика на основе
наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений,
животных, человека. Охрана, бережное использование воздуха.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, еѐ распространение в природе, значение для
живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана,
бережное использование воды.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение
людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, еѐ состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни
человека. Охрана, бережное использование почв.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод,
семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение
роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие,
культурные и комнатные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное
отношение человека к дикорастущим растениям, уход за комнатными и культурными
растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе
наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух,
вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, их
отличия. Особенности питания разных животных. Размножение животных. Дикие и
домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Охрана и бережное
отношение человека к диким животным, уход за домашними животными. Животные
родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоѐм — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух,
вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном
сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители
плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные
сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
13

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат,
растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на
природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и
эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни
природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы,
поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том
числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана
природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира.
Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга
России, еѐ значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.
Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за
сохранность природы.
Человек. Ребенок, взрослый, пожилой человек. Мужчины и женщины, мальчики и
девочки. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорнодвигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их
роль в жизнедеятельности организма. Гигиена: уход за кожей, ногтями, волосами, зубами.
Здоровый образ жизни, соблюдение режима, профилактика нарушений деятельности
органов чувств, опорно-двигательной, пищеварительной, дыхательной, нервной систем.
Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Понимание состояния своего
здоровья, личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и
здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с
ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Человек и общество
Общество - совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны
друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и
культурные ценности российского общества, отраженные в государственных праздниках
и народных традициях региона.
Человек — член общества, создатель и носитель культуры. Могонациональность –
особенность нашей страны. Общее представление о вкладе разных народов в
многонациональную культуру нашей страны. Ценность каждого народа для него самого и
для всей страны. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения.
Уважение к чужому мнению.
Семья

—

самое

близкое

окружение
14

человека.

Семейные

традиции.

Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи
взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Родословная.
Свои фамилия, имя, отчество, возраст. Имена и фамилии членов семьи. Знаковые даты и
события в истории семьи, участие семьи в событиях страны и региона (стройках, Великой
отечественной войне, в работе в тылу и пр.) семейные праздники, традиции. День Матери.
День любви, семьи и верности.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю.
Классный, школьный коллектив, совместная учѐба, игры, отдых. Школьные праздники и
торжественные даты. День учителя. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной
помощи.

Правила

взаимоотношений

со

взрослыми,

сверстниками.

Правила

взаимодействия со знакомыми и незнакомыми взрослыми и сверстниками. Культура
поведения в школе и других общественных местах.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно
значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная
ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и
водный транспорт. Правила пользования транспортом.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание
понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России:
Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн
России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон
Российской Федерации. Права ребѐнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы
государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности
и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год,
Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День
России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и
памятные

даты

своего

региона.

Оформление

плаката

или

стенной

газеты

к

государственному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная
площадь, Большой театр и др. Расположение Москвы на карте.
15

Города России. Санкт-Петербург:

достопримечательности

(Зимний

дворец,

памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города
Золотого

кольца

России

(по

выбору).

Главный

город

родного

края:

достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий,
связанных с ним.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи,
характерные особенности быта (по выбору).
Родной край — частица России. Родной город (населѐнный пункт), регион
(область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры,
спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии.
Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные
особенности быта.
Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня
памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события
общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь,
Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины
быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных
эпох. Охрана памятников истории и культуры. Страны и народы мира. Общее
представление о многообразии стран, народов на Земле. Знакомство с 3—4 (нескольки ми)
странами (по выбору): название, расположение на политической карте, столица, главные
достопримечательности.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена.
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления
здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего
физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая
помощь при лѐгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на
водоѐме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила
обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Правило безопасного поведения в общественных местах. Правила взаимодействия
с незнакомыми людьми.
16

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг
каждого человека
Земля и человечество (9 ч)
Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звездное небо - Великая
книга Природы. Мир глазами географа. Мир глазами историка. Когда и где? Мир глазами
эколога. Сокровища Земли под охраной человечества.
Природа России (10 ч)
Равнины и горы России. Моря, озёра и реки России. Природные зоны России. Зона
арктических пустынь. Тундра. Леса России. Лес и человек. Зона степей. Пустыни. У
Черного моря.
Родной край - часть большой страны (15 ч)
Наш край. Поверхность нашего края. Водные богатства нашего края. Наши
подземные богатства. Земля - кормилица. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь в пресных
водах. Растениеводство в нашем крае. Животноводство в нашем крае.
Страницы всемирной истории (5 ч)
Начало истории человечества. Мир древности: далекий и близкий. Средние века:
время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время:
история продолжается сегодня.
Страницы истории России (20 ч)
Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Страна городов. Из книжной
сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет
крылья. Куликовская битва. Иван Третий. Мастера печатных дел. Патриоты России. Петр
Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812
года. Страницы истории 19 века. Россия вступает в 20 век. Страницы истории 1920 - 1930х годов. Великая война и великая Победа. Страна, открывшая путь в космос.
Современная Россия (9 ч)
Основной закон России и права человека. Мы - граждане России. Славные символы
России. Такие разные праздники. Путешествие по России.
7.Тематическое планирование 4 класс
Тематическое планирование
«Земля и человечество» 9
часов Мир глазами астронома.
Что
изучает
астрономия.
Небесные тела: звезды, планеты
и спутники планет. Земля –
планета Солнечной системы.

Основные
виды
деятельности

учебной Коррекционно
развивающие
цели
знакомиться с учебником и Развитие
учебными
пособиями
по внимания,
«Окружающему миру» для 4 связной
речи.
класса, с разворотом «Наши Развитие
проекты» в 1-й части учебника, внимания,
выбирать
проекты
для логического
17

Луна – естественный спутник
Земли. Движение Земли в
космическом
пространстве;
причины смены дня и ночи и
времен года. Звездное небо –
великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что
изучает
география.
Изображение Земли с помощью
глобуса
и
географической
карты.
Распределение
солнечного тепла на земле и его
влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что
изучает история. Исторические
источники. Счет лет в истории.
Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами
эколога.
Представление
о
современных
экологических
проблемах планеты. Охрана
окружающей среды – задача
всего
человечества.
Международное
сотрудничество
в
области
охраны окружающей среды.
Всемирное
наследие.
Международная Красная книга.

«Природа России» 10 часов
Разнообразие
и
красота
природы России. Важнейшие
равнины и горы, моря, озера и
реки нашей страны (в форме
путешествия по физической
карте России).
Природные зоны нашей страны:
зона арктических пустынь, зона
тундры, зона лесов, зона степей,
зона
пустынь,
субтропики.
Карта природных зон России.
Особенности природы каждой
из зон. Взаимосвязи в природе,

выполнения;
понимать учебные задачи урока и
стремиться их выполнить;
рассказывать о мире с точки
зрения астронома;
работать в паре: изучать по схеме
строение Солнечной
системы,
перечислять планеты в правильной
последовательности, моделировать
строение Солнечной системы; —
извлекать из текста учебника
цифровые данные о Солнце,
выписывать их в рабочую тетрадь;
работать со взрослыми: находить в
дополнительной
литературе,
Интернете научные сведения о
Солнце и Солнечной системе,
кометах и астероидах, готовить
сообщения;
формулировать
выводы
из
изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
устанавливать
причинноследственные
связи
между
движением Земли и сменой дня и
ночи, сменой времён года;
работать со взрослыми: наблюдать
Луну невооружённым глазом и с
помощью бинокля (телескопа);
извлекать
из
дополнительной
литературы,
Интернета
информацию об исследованиях
астрономов и готовить сообщения;
формулировать
выводы
из
изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
понимать учебные задачи урока и
стараться их выполнить;
работать в паре: находить и
показывать на физической карте
России изучаемые географические
объекты, рассказывать о них по
карте;
различать холмистые и плоские
равнины; характеризовать формы
земной
поверхности
России,
рассказывать о них по личным
впечатлениям;
извлекать
из
дополнительной
литературы, Интернета сведения
18

мышления,
кругозора.
фонематического
слуха.

Развитие
внимания,
связной
речи.
Развитие
внимания,
логического
мышления,
кругозора.
фонематического
слуха.
Развитие
произвольного
внимания,
обогащение
словарного

приспособленность организмов
к условиям обитания в разных
природных зонах. Особенности
хозяйственной
деятельности
людей,
связанные
с
природными
условиями.
Экологические
проблемы
каждой из природных зон,
охрана природы, виды растений
и животных, внесенные в
Красную
книгу
России.
Необходимость
бережного
отношения к природе в местах
отдыха населения. Правила
безопасного
поведения
отдыхающих
у
моря.
Представление
об
экологическом равновесии и
необходимости его учета в
процессе
хозяйственной
деятельности людей. Экскурсия.
Лес и человек.
«Родной край – часть большой
страны» 15 часов
Наш край на карте Родины.
Карта родного края. Формы
земной поверхности в нашем
крае. Изменение поверхности
края в результате деятельности
человека. Охрана поверхности
края (восстановление земель на
месте
карьеров,
предупреждение
появления
свалок, борьба с оврагами).
Водоемы края, их значение в
природе и жизни человека.
Изменение
водоемов
в
результате
деятельности
человека. Охрана водоемов
нашего
края.
Полезные
ископаемые нашего края, их
основные
свойства,
практическое значение, места и
способы добычи. Охрана недр в
нашем крае. Ознакомление с
важнейшими видами почв края
(подзолистые, черноземные и т.
д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на
примере леса, луга, пресного
водоема).
Разнообразие
растений
и
животных

об изучаемых географических
объектах, готовить сообщения;
выполнять
на
персональном
компьютере
задания
из
электронного
приложения
к
учебнику;
работать со взрослыми: готовить
материалы к выставке «Где мы
были»;
формулировать
выводы
из
изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке

запаса. Развитие
связной
речи,
слухового
восприятия..
Развитие памяти,
мышления,
наблюдательности

понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
работать в паре: знакомиться с
политико-административной
картой России;
находить
на
политикоадминистративной карте России
свой регион;
знакомиться с картой своего
региона, рассказывать по ней о
родном крае;
характеризовать родной край по
предложенному в учебнике плану;
оценивать свои достижения на
уроке

Развитие
внимания,
связной
речи.
Развитие
внимания,
логического
мышления,
кругозора.
фонематического
слуха.
Развитие
произвольного
внимания,
обогащение
словарного
запаса. Развитие
связной
речи, слухового
восприятия..
Развитие памяти,
мышления,
наблюдательности

19

различных
сообществ.
Экологические
связи
в
сообществах.
Охрана
природных сообществ.
Особенности
сельского
хозяйства края, связанные с
природными
условиями.
Растениеводство в нашем крае,
его
отрасли
(полеводство,
овощеводство,
плодоводство,
цветоводство).
Сорта
культурных
растений.
Представление о биологической
защите урожая, ее значении для
сохранения окружающей среды
и производства экологически
чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае,
его
отрасли
(разведение
крупного и мелкого рогатого
скота,
свиноводство,
птицеводство,
рыбоводство,
пчеловодство и др.). Породы
домашних животных.
«Страницы
всемирной
истории»
5
часов
Представление о периодизации
истории.
Начало
истории
человечества:
первобытное
общество.
Древний
мир;
древние
сооружения
–
свидетельства
прошлого.
Средние
века;
о
чем
рассказывают
христианский
храм, мусульманская мечеть,
замок
феодала,
дом
крестьянина.
Новое
время;
достижения науки и техники,
объединившие
весь
мир:
пароход, паровоз, железные
дороги,
электричество,
телеграф.
Великие
географические
открытия.
Новейшее
время.
Представление
о
скорости
перемен в XX в. Достижения
науки и техники. Осознание
человечеством ответственности
за сохранение мира на планете.

знакомиться с разворотом «Наши
проекты» во 2-й части учебника,
выбирать
проекты
для
выполнения;
понимать учебные задачи урока и
стремиться их выполнить;
определять по «ленте времени»
длительность
периода
первобытной истории;
обсуждать роль огня и приручения
животных;
анализировать
иллюстрации
учебника;
рассказывать на основе экскурсии
в краеведческий музей о жизни,
быте и культуре первобытных
людей на территории региона;
понимать роль археологии в
изучении первобытного общества;
выполнять
задания
из
электронного
приложения
к
учебнику;
работать с терминологическим
словариком;
формулировать
выводы
из
изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
20

Развитие
внимания,
связной
речи.
Развитие
внимания,
логического
мышления,
кругозора.
фонематического
слуха.
Развитие
произвольного
внимания,
обогащение
словарного
запаса. Развитие
связной
речи,
слухового
восприятия.
Развитие памяти,
мышления,
наблюдательности

«Страницы истории России»
20 час Кто такие славяне.
Восточные славяне. Природные
условия
жизни
восточных
славян,
их
быт,
нравы,
верования.
Века Древней Руси. Территория
и население Древней Руси.
Княжеская власть. Крещение
Руси. Русь – страна городов.
Киев – столица Древней Руси.
Господин Великий Новгород.
Первое свидетельство о Москве.
Культура, быт и нравы Древней
Руси.
Наше Отечество в XIII – XV вв.
Нашествие хана Батыя. Русь и
Золотая Орда. Оборона северозападных рубежей Руси. Князь
Александр
Невский.
Московская Русь. Московские
князья – собиратели русских
земель. Дмитрий Донской.
Куликовская битва.
Иван III. Образование единого
Русского государства. Культура,
быт и нравы страны в XIII – XV
вв.
Наше Отечество в XVI – XVII
вв. Патриотический подвиг
Кузьмы Минина и Дмитрия
Пожарского.
Утверждение
новой
царской
династии
Романовых. Освоение Сибири.
Землепроходцы. Культура, быт
и нравы страны в XVI – XVII
вв. Россия в XVIII в. Петр I –
царь-преобразователь.
Новая
столица России – Петербург.
Провозглашение
России
империей.
Россия
при
Екатерине
II.
Дворяне и
крестьяне. Век русской славы.
А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков.
Культура, быт и нравы России в
XVIII в.
Россия в XIX – начале XX в.
Отечественная война 1812 г.
Бородинское сражение. М.И.
Кутузов.
Царь-освободитель
Александр II. Культура, быт и
нравы России в XIX – начале

понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
анализировать карту расселения
племён древних славян;
выявлять
взаимосвязь
жизни
древних славян и их занятий с
природными
условиями
того
времени;
характеризовать
верования
древних славян;
моделировать
древнеславянское
жилище;
составлять план рассказа на
материале учебника;
формулировать
выводы
из
изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке
прослеживать по карте Древней
Руси путь «из варяг в греки» и
расширение
территории
государства в IX—XI веках;
характеризовать
систему
государственной власти в IX—XI
веках в Древней Руси;
отмечать на «ленте времени» дату
Крещения Руси
обсуждать причину введения на
Руси христианства и значение
Крещения;
анализировать былину об Илье
Муромце как отражение борьбы
Древней Руси с кочевниками;
работать с терминологическим
словариком;
в ходе самостоятельной работы (в
группах) анализировать карты
Древнего Киева и Древнего
Новгорода, характеризовать их
местоположение, оборонительные
сооружения, занятия горожан,
систему
правления,
находки
берестяных грамот в Новгороде,
готовить сообщения, презентовать
их на уроке;
сопоставлять на основе сделанных
сообщений жизнь двух главных
городов Древней Руси;
обсуждать
важность
находок
археологами берестяных грамот;
развивать
воображение,
реконструируя жизнь древних
21

Развитие
внимания,
связной
речи.
Развитие
внимания,
логического
мышления,
кругозора.
фонематического
слуха.
Развитие
произвольного
внимания,
обогащение
словарного
запаса. Развитие
связной
речи,
слухового
восприятия..
Развитие памяти,
мышления,
наблюдательности

XX в.
Россия в XX в. Участие России
в Первой мировой войне.
Николай
II
–
последний
император России. Революции
1917 г. Гражданская война.
Образование СССР. Жизнь
страны в 20 – 30-е гг. Великая
Отечественная война 1941 –
1945 гг. Героизм и патриотизм
народа.
День
Победы
–
всенародный праздник.
Наша страна в 1945 – 1991 гг.
Достижения ученых: запуск
первого
искусственного
спутника Земли, полет в космос
Ю. А. Гагарина, космическая
станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е
гг. XX в. Культура России в XX
в.
Прошлое родного края. История
страны и родного края в
названиях городов, поселков,
улиц, в памяти народа, семьи.
«Современная Россия» 9 часов
Мы
–
граждане
России.
Конституция России – наш
основной закон. Права человека
в современной России. Права и
обязанности гражданина. Права
ребенка.
Государственное
устройство
России.
Президент,
Федеральное
собрание,
Правительство.
Государственная
символика
нашей страны (флаг, герб,
гимн).
Государственные
праздники.
Многонациональный
состав
населения России. Регионы
России.
Дальний
Восток,
Сибирь,
Урал,
Север
Европейской России, Центр
Европейской
России,
Юг
Европейской России. Природа,
хозяйство, крупные города,
исторические
места,
знаменитые люди, памятники
культуры в регионах.
Всего 68 часов

новгородцев;
обсуждать, почему былина о Садко
могла
появиться
только
в
Новгороде;
характеризовать
значение
летописи об основании Москвы
как исторического источника;
работать с терминологическим
словариком;
формулировать
выводы
из
изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать
достижения
на
уроке
её
выполнить;
сопоставлять
оформление
древнерусских
книг
с
современными;
обсуждать роль рукописной книги
в развитии русской культуры;
работать с терминологическим
словариком:

понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
находить
на
политикоадминистративной карте РФ края,
области, республики, автономные
округа,
автономные
области,
города федерального значения;
анализировать закреплённые в
Конвенции права ребёнка;
обсуждать, как права одного
человека соотносятся с правами
других людей;
выполнять
задания
из
электронного
приложения
к
учебнику;
готовить проекты «Декларации
прав» (членов семьи, учащихся
класса, учителей и учащихся),
обсуждать их в классе;
работать с терминологическим
словариком;
формулировать
выводы
из
изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать
достижения на уроке

22

Развитие
произвольного
внимания,
обогащение
словарного
запаса. Развитие
связной
речи,
слухового
восприятия..
Развитие памяти,
мышления,
наблюдательности

Тематическое планирование по окружающему миру 68 ч
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

35
36
37
38
39
40

Раздел. Тема урока
Земля и человечество (9 ч)
Мир глазами астронома.
Планеты Солнечной системы.
Звёздное небо – великая книга Природы.
Мир глазами географа.
Мир глазами историка.
Когда и где?
Мир глазами эколога.
Сокровища Земли под охраной человечества.
Сокровища Земли под охраной человечества.
Природа России (10 ч)
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество».
Равнины и горы России.
Моря, озёра и реки России.
Природные зоны России.
Зона арктических пустынь.
Тундра.
Леса России.
Лес и человек.
Зона степей.
Пустыни.
У Чёрного моря.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России».
Родной край – часть большой страны (15 ч)
Наш край.
Поверхность нашего края.
Поверхность нашего края (экскурсия).
Водные богатства нашего края.
Наши подземные богатства.
Земля – кормилица.
Экскурсия в лес и на луг
Жизнь леса.
Жизнь луга.
Жизнь в пресных водоёмах.
Экскурсия к водоёму.
Растениеводство в нашем крае.
Животноводство в нашем крае.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край – часть
большой страны». Презентация проектов.
Страницы всемирной истории (5 ч)
Начало истории человечества.
Мир древности: далёкий и близкий.
Средние века: время рыцарей и замков.
Новое время: встреча Европы и Америки.
Новейшее время: история продолжается сегодня.
Страницы истории России (20 ч)
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной
истории». Жизнь древних славян.
23

41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60

61
62
63
64
65
66
67
68

Во времена Древней Руси.
Страна городов.
Из книжной сокровищницы Древней Руси.
Трудные времена на Русской земле.
Русь расправляет крылья.
Куликовская битва.
Иван Третий.
Мастера печатных дел.
Патриоты России.
Пётр Великий.
Михаил Васильевич Ломоносов.
Екатерина Великая.
Отечественная война 1812 года.
Страницы истории ХIХ века.
Россия вступает в ХХ век.
Страницы истории 1920 -1930 - х годов.
Великая Отечественная война и Великая Победа.
Великая Отечественная война и Великая Победа.
Страна, открывшая путь в космос.
Современная Россия (9 ч)
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории
России».
Основной закон России и права человека.
Мы – граждане России.
Славные символы России.
Такие разные праздники.
Путешествие по России.
Путешествие по России.
Путешествие по России.
Проверим себя и оценим свои достижения за II полугодие.
Презентация проектов.
8.

Описание материально- технического обеспечения образовательного

процесса
Учебник: Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 4 класса в двух частях. –
М.: Просвещение, 2017.
Дидактические средства для учащихся: Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к
учебнику для 4 класса. – М.: Просвещение , 2017.
Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель. – М.: Просвещение , 2017
Плешаков А.А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов.- М.:
Просвещение , 2017
Электронное приложение к учебнику
Тесты
Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З. Д. Окружающий мир:
Тесты: 4 класс. – М.:Просвещение, 2017.
24

Дидактический материал
1.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

2.

Наборы муляжей овощей и фруктов.

3.

Набор предметных картинок.

4.

Гербарии

5.

Карты физические, политические, карта полушарий

6.

Глобус

7.

Компасы.

Цифровые образовательные ресурсы:
1.Самостоятельно разработанные презентации
2.Компакт-

диск

к учебнику А.А. Плешаков Окружающий мир: 4 класс: М.:

Просвещение, 2014 г.
Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия
Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/collection/

25

Сброшюровано
25 листов

26

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».