9 Адаптир. рабоч. программа по музыке 7.1 4 кл

Приложение № 10
к АООП НОО
ЗПР (7.1)

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
4 класс
(ВАРИАНТ 7.1)

Количество часов 34
Составители:
Алимпиева Жанна Викторовна, учитель начальных классов, ВК
Швецова Эльвира Юрьевна, учитель начальных классов, 1 КК

г. Богданович

1.Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в
соответствии:


Требований к результатам освоения АООП НОО обучающихся с ОВЗ (вариант



Программы формирования универсальных (базовых) учебных действий.

7.1.);
Данная программа адресована обучающимся 4 классов, обучающихся по АООП НОО
с ЗПР (вариант 7.1.) муниципальной общеобразовательной школы №4.
Данная программа предполагает инклюзивное обучение детей с ОВЗ (вариант 7.1.).
Получение детьми с ОВЗ образования является одним из основных и неотъемлемых условий
их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества,
эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной
деятельности.
Цели учебного предмета:


формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие

музыки;


воспитание

эмоционально-ценностного

отношения

к

искусству,

художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за
великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к
истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;


развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности,

образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха,
певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;


обогащение знаний о музыкальном искусстве;

Задачи программы:


развитие

эмоционально-осознанного

отношения

к

музыкальным

произведениям;


понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;



освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более

сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);


изучение особенностей музыкального языка;

2

формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной



деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей
детей.
Общая характеристика учебного предмета

2.

Программа базируется

на

художественно-образном,

нравственно-эстетическом

постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства:
фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой
фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной
программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской
музыкальной культуры — «от родного порога». Это оказывает позитивное влияние на
формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство
культуры

и

искусства

народа.

Освоение

образцов

музыкального

фольклора

как

синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты
истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает
изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных
и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков.
Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом
подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности
как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития
музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и
бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на
основе

проникновения

в

интонационно-временную

природу музыки,

ее

жанрово-

стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение
предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных
и метапредметных результатов.
Основными методическими

принципами программы

являются:

увлеченность,

триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст»,
интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального
материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру
младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию
принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании.
3

Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы
общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:
хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально
ритмические

движения;

игра

на

музыкальных

инструментах;

инсценирование

(разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение
элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке,
импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы
полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм,
балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических
дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку;
в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших
литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом
эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания
в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения,
классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших
школьников универсальные учебные действия
3.

Описание места учебного предмета

На изучение музыки в 4 классе отводится 1 час в неделю (34 часа в год).
4. Описание ценностных ориентиров
- формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности
как представителя народа, гражданина России;
- воспитание и развитие личностных качеств, позволяющих уважать и принимать
духовные и культурные ценности разных народов;
- развитие личностных качеств, значимых для самоопределения, социализации,
самореализации в процессе учебной и коллективной хоровой и инструментальной
исполнительской деятельности;
- формирование основ музыкальной культуры средствами активной деятельности
обучающихся в сфере музыкального искусства;
- приобретение собственного опыта музыкальной деятельности (в хоровом и
коллективном музицировании, восприятии музыки, в движении под музыку);
-

воспитание

культуры

коллективного

инструментального);
4

музицирования

(хорового

и

- овладение духовными и культурными ценностями народов мира в процессе учебной
и творческой деятельности.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов
фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской
православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства
России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном
многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы
и др.;
–

уважительное отношение к культуре других народов; сформированность

эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение
навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в
музыкальной жизни класса, школы и др.;
– формирование этических чувств доброжелательности эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоциональноценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной
деятельности;
5

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в
процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания
содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения
результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при
решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и
внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная
самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных
музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
–

приобретение

умения

осознанного

построения

речевого

высказывания

о

содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох,
творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с
размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной
форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа
музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
–

умение

осуществлять

информационную,

познавательную

и

практическую

деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая
пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые
образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкальнотворческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовнонравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых
музыкальных произведений;
6

– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной
культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному
искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо
виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным
произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений:
фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать
содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и
музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в
импровизациях.
Основные закономерности музыкального искусства
Выпускник научится:


соотносить

выразительные

и

изобразительные

интонации,

узнавать

характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки
в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;


наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе

сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл
различных форм


построения музыки;



общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного

(хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Выпускник получит возможность научиться:


реализовывать

собственные

творческие

замыслы

в

различных

видах

музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных
музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);


использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме

при пении простейших мелодий;


владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и

участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его
музыкальных образов.
7

Музыкальная картина мира
Выпускник научится:


исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение,

драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование,
импровизация и др.);


определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании

различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;


оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и

профессионального музыкального творчества разных стран мира.
6.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Рабочая программа для 4 класса составлена на основе программы «Музыка. 1-4
классы». Авторы программы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, М., Просвещение,
2010 с.1- 45.
Календарно-тематическое планирование рассчитано на 34 часа в год,

с

распределением – 1 час в неделю.
Требования к уровню подготовки учащихся
4 класс


расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с

музыкой разных народов, стилей, композиторов;


выявление

характерных

особенностей

русской

музыки

(народной

и

профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;


воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения

анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;


расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства

(литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе
ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;


развитие умения давать личностную оценку музыке, умения оценочного

восприятия различных явлений музыкального искусства.


совершенствование умений и навыков музыкально-творческой деятельности.

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 4 класса обучающиеся
должны уметь:
- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие
музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
8

- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей
жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
- проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
- высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать
идеи и отстаивать собственную точку зрения;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального
искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности
музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое
впечатление в пении, игре или пластике;
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и
воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде
исполнительской деятельности (пение, музицирование);
- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов
музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать
собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении
различных музыкальных образов;
-продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах,
музыкальных инструментах, составах оркестров;
- определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный
язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при
пении простейших мелодий;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение,
драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование,
импровизация и др.).
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слушание музыки Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по
содержанию,

характеру

и

средствам

музыкальной

выразительности.

Обогащение

музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём
9

многообразии её видов, жанров и форм.
Пение

Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при

разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков
для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование Коллективное музицирование на элементарных
и

электронных

музыкальных

инструментах.

Участие

в

исполнении

музыкальных

произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности.
Музыкально-пластическое

движение

Общее

представление

о

пластических

средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания
музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкальнопластических композиций. Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений Театрализованные формы музыкальнотворческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игрыдраматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью
средст выразительности различных искусств.
Содержание программы
№
п/п
1.
2.
3
4
5
6
7

Тема раздела

Количество часов

«Россия — Родина моя»
«День, полный событий»
«В музыкальном театре».
«Гори, гори ясно, чтобы
не погасло!»
«В концертном зале».
«О России петь – что
стремиться в храм»
«Чтоб музыкантом быть,
так надобно уменье…».
Итого:

3
6
6

Контрольные
работы
1
1

3
6
4
5

2

34

4

10

Итого

7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МУЗЫКЕ
4-й класс (34 часа в неделю)
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Раздел. Тема урока
Раздел 1. Россия родина моя (3 ч)
Мелодия. «Ты запой мне ту песню…». «Что не выразишь словами, звуком на душу
навей».
Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда, русская, зародилась, музыка?».
«Я пойду по полю белому…». «На великий праздник собралася Русь!».
Раздел 2. «О России петь – что стремиться в храм…» (4 ч)
Святые земли Русской. Илья Муромец.
Кирилл и Мефодий.
«Праздников праздник, торжество из торжеств». «Ангел вопияще».
«Родной обычай старины. Светлый праздник».
Раздел 3. День, полный событий (6 ч)
«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...».
Зимнее утро. Зимний вечер.
«Что за прелесть эти сказки!». Три чуда.
Ярмарочное гулянье.
Святогорский монастырь.
«Приют, сияньем муз одетый…».
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч)
Композитор – имя ему народ.
Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов.
Музыкант – чародей.
Народные праздники. Троица.
Раздел 5. В концертном зале (5 ч)
Музыкальные инструменты Вариации на тему рококо.
Старый замок. «Счастье в сирени живет…».
«Не молкнет сердце чуткое Шопена…». «Танцы, танцы, танцы…».
«Патетическая» соната. Годы странствий.
«Царит гармония оркестра».
Раздел 6. В музыкальном театре (6 ч)
Опера М. Глинки «Иван Сусанин». Балл в замке польского короля.
«За Русь мы все стеной стоим…». Сцена в лесу.
«Исходила младешенька».
Русский Восток. «Сезам откройся!». Восточные мотивы.
Балет «Петрушка» И. Стравинского.
Театр музыкальной комедии.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (7 ч)
«Служенье муз не терпит суеты». Прелюдия.
Исповедь души. Революционный подход.
Мастерство исполнителя.
«В интонации спрятан человек».
Музыкальные инструменты.
Музыкальный сказочник.
«Рассвет на Москве-реке». Повторение и обобщение полученных знаний.
11

Сброшюровано
11 листов

12

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».