Приложение № 9 к АООП НОО ЗПР (7.1) АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству 4 класс (ВАРИАНТ 7.1) Количество часов 34 Составители: Алимпиева Жанна Викторовна, учитель начальных классов, ВК Швецова Эльвира Юрьевна, учитель начальных классов, 1 КК г. Богданович 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для начальной школы составлена в соответствии: Требований к результатам освоения АООП НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 7.1.); Программы формирования универсальных (базовых) учебных действий. Данная программа адресована обучающимся 4 классов, обучающихся по АООП НОО с ЗПР (вариант 7.1.) муниципальной общеобразовательной школы №4. Данная программа предполагает инклюзивное обучение детей с ОВЗ (вариант 7.1.). Получение детьми с ОВЗ образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Для освоения программы учащимися предусмотрены особые методы и формы работы, позволяющие освоить курс. Такой способ организации образовательного пространства для воспитанника позволит работать на зону его ближайшего развития, корректировать уже имеющиеся недостатки развития школьника. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса. Предусматривается чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика. Процесс обучения школьников по адаптированной программе имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию имеющихся у учащихся недостатков и опирается на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью. Отбор материала данной программы выполнен на основе принципа минимального числа вводимых специфических понятий, которые будут использоваться. Цели изучения в предлагаемом курсе изобразительного искусства, сформулированы как линии развития личности ученика средствами предмета: – создание условий для осмысленного применения полученных знаний и умений при решении учебно-познавательных и интегрированных жизненно-практических задач; – формирование умения использовать художественные представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении, устанавливать сходство и различия между предметами; 2 – содействие развитию основ творческого мышления, аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; последовательного выполнения рисунка; улучшению зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий, применением разнообразного изобразительного материала; -- коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, моторики рук, образного мышления Задачи курса изобразительного искусства состоят в том, чтобы: – сформировать у обучающихся элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной и общественно-полезной деятельности; – сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для изучения смежных дисциплин, дальнейшего обучения, применения в практической деятельности и в будущей профессии; – использовать процесс обучения изобразительному искусству для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических особенностей и потенциальных возможностей каждого ученика. - развивать у обучающихся эстетические чувства, умение видеть и понимать красивое; оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна. Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие: – основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в пространстве, последовательности действий); – наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления; – зрительного восприятия и узнавания; - моторики пальцев; – пространственных представлений и ориентации; – речи и обогащение словаря; – коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы; – коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА 3 Данный курс «Изобразительное искусство» создан с учётом личностного, деятельностного, дифференцированного, компетентного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей ребёнка, владеющей доступной системой знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач. Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества. В классе обучаются дети с ОВЗ. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. Учебники позволяют строить обучение с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы, индивидуальных программ обучения. Программа учитывает особенности детей с задержкой психического развития: 1. Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить чтолибо. 2. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. 3. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве. 4. Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный. 5. Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны. 6. У детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на 4 словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование) 7. Учащиеся с задержкой психического развития характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью. Программа строит обучение детей с задержкой психического развития на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Это означает, что учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала. ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА «ИЗО» 3. На изучение изобразительного искусства в 4 классе отводится 1 час в (34 часа в год). ОПИСАНИЕ 4. ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно- нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. 5 Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру. Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни. 5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, 6 социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в 7 соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. Предметные результаты: 1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; 2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; 3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; 4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, 8 базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.). 6.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 4 класс Истоки родного искусства 8 ч Красота природы родной земли. Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром природы. Представление о красоте человека, связанной с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях. Праздник – народный образ радости и счастливой жизни. Древние города нашей земли 7 ч Образ древнего русского города. Соборы – святыни города, воплощение красоты, могущества и силы государства. Организация внутреннего пространства города. Образ жизни людей древнерусского народа; князь и его дружина, торговый люд. Общий характер и архитектурное своеобразие разных городов. Каждый народ - художник 11 ч Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир. Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях. Особое значение искусства Древней Греции для культуры Европы и России. Искусство объединяет народы 8 ч В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства – матери, дающей жизнь. Красота внешняя и красота внутренняя, выражающая богатство духовной жизни человека. Искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя. 7.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС Количество часов в году: 34 часа Количество часов в неделю: 1 час Тема раздела Истоки искусства Колво часов родного 8ч Основные виды учебной деятельности обучающихся Коррекционно развивающие цели Формирование графических умений и навыков в изображении предметов симметричной формы карандашом, акварельными красками Знание главных и Развитие творческой фантазии, глазомера, графических навыков, трудолюбия, усидчивости. Развитие 9 составных цветов, правил фантазии, смешения цветов. Рисование с воображения, натуры листьев сложной формы цветоощущения на основе вариаций народных приемов и самостоятельного применения новых приемов Нахождение темных и светлых оттенков основных и дополнительных цветов, приемы работы с акварелью Древние города 7ч нашей земли Формирование графических навыков работы карандашом, акварельными красками. Умение чувствовать композицию при размещении узора в круге из растительных, природных форм на листе бумаги. Знакомство с понятиями «колорит», «панорама». Нахождение темных и светлых оттенков основных и дополнительных цветов, приемов работы с акварелью Развитие творческой фантазии, глазомера, графических навыков, трудолюбия, усидчивости. Развитие фантазии, воображения, цветоощущения Каждый художник Умение передавать пропорции, характерные особенности архитектурного стиля храма. Формирование графических навыков работы акварельными красками. Ознакомление с приемами стилизации. Формирование графических навыков работы акварельными красками Развитие творческой фантазии, глазомера, графических навыков, трудолюбия, усидчивости. Развитие фантазии, воображения, цветоощущения Формирование знаний о конструктивно-анатомическом строении фигуры человека, последовательности ведения работы. Умение выполнять различными способами наброски с натуры фигуры человека. Умение передать в портрете настроение. Умение создать интересные архитектурные сооружения, дома-символы, дома-образы, умение создавать объёмный фантастический образ путём комбинации предметов различной формы. Поиск необычных конструктивных решений Развитие творческой фантазии, глазомера, графических навыков, трудолюбия, усидчивости. Развитие фантазии, воображения, цветоощущения народ 11ч Искусство объединяет народы 8ч 10 № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Тематическое планирование по изобразительному искусству 34ч Тема Истоки родного искусства (8 ч) Вводное занятие. Пейзаж родной земли. Пейзаж родной земли (окончание темы). Деревня – деревянный мир Деревня – деревянный мир (окончание темы). Красота человека. Красота человека (окончание темы). Красота человека. Народные праздники (окончание темы). Обобщение темы 1 четверти. Древние города нашей земли (7 ч) Родной угол Древние соборы Города Русской земли. Древнерусские воины-защитники. Новгород. Псков. Владимир. Суздаль. Москва. Узорочье теремов Пир в теремных палатах. Обобщение темы 2 четверти. Каждый народ – художник (11 ч) Страна восходящего солнца. Страна восходящего солнца (окончание темы). Народы гор и степей. Народы гор и степей (окончание темы). Города в пустыне. Древняя Эллада. Древняя Эллада (продолжение темы). Древняя Эллада (окончание темы). Европейские города. Средневековье. Европейские города. Средневековье (окончание темы). Разнообразие художественных культур в мире. Обобщение темы 3 четверти. Искусство объединяет народы (8 ч) Материнство. Материнство (окончание темы). Мудрость старости. Сопереживание. Герои - защитники. Юность и надежды. Искусство объединяет народы. Обобщение темы 4 четверти. Каждый народ – художник. Обобщение темы учебного года. 11 8. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплексом: 1.Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских. Изобразительное искусство.Рабочие программы. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2016. 2. Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь, строишь. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2017 3. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.И.Коротеева; под ред. Б.М.Неменского. – 2-е изд. – М.: «Просвещение», 2017 4. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских и др.; под ред. Б.М.Неменского. – М.: «Просвещение» 2017 5. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских и др.; под ред. Б.М.Неменского. – М.: «Просвещение», 2017 Формой организации учебного процесса является урок, а также нетрадиционных форм занятий: уроков – экскурсий, практических занятий. 12 Сброшюровано 13 листов 13 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)