14 Адаптир. рабоч. программа по Изо 7.1 1кл

Приложение №7
к АООП НОО
ЗПР (вариант 7.1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
1 класс

Количество часов: 33
Составители:
1)

Алимпиева Жанна Викторовна, учитель начальных классов, ВК

2)

Берсенёва Ксения Алексеевна, учитель начальных классов, 1 КК

г. Богданович

Пояснительная записка
Примерная

рабочая

программа

составлена

на

основе

Федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС
НОО) обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.1)
Программа отражает содержание обучения предмету «Изобразительное искусство»
с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Сущность
специфических для варианта 7.1 образовательных потребностей в приложении к изучению
предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается
в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом
планировании. Предмет «Изобразительное искусство» направлен на формирование
навыков преобразовательной деятельности, усвоение социального и культурного опыта, а
также

на

коррекцию

недостатков

познавательной

деятельности,

регуляции,

совершенствование общей и мелкой моторики, коммуникативных навыков получающих
образование в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 7.1).
Общая цель изучения предмета «Изобразительное искусство» в соответствии с
примерной адаптированной основной общеобразовательной программой заключается:
 в создании условий, обеспечивающих усвоение изобразительного, творческого,
социального и культурного опыта учащимися с ЗПР для успешной социализации в
обществе;
 в приобретении первоначального опыта изобразительной деятельности на основе
овладения знаниями в области искусства, изобразительными умениями и проектной
деятельностью;
 в формировании позитивного эмоционально-ценностного отношения к искусству
и людям творческих профессий;
- воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного
опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств,
уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
- развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения
подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоциональноценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в
художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных,
декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
2

овладение

-

элементарной

художественной

грамотой,

формирование

художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных

видах

художественно-творческой

вкуса,

деятельности;

совершенствование

эстетического

умения работать разными художественными материалами.
В соответствии с программой определяются общие задачи курса:
 формирование первоначальных представлений о роли изобразительного
искусства в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;
 формирование эстетических чувств, умений видеть и понимать красивое,
дифференцировать «красивое» от «некрасивого», умения высказывать оценочные
суждения о произведениях искусства;
 формирование умения выражать собственные мысли и чувства от воспринятого,
делиться впечатлениями, достаточно адекватно используя терминологическую и
тематическую лексику;
 овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных
видах художественной деятельности (изобразительного, декоративно-прикладного и
народного искусства, рисунке, живописи, скульптуре, дизайна и др.), а также в
специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая
фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
 воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям
искусства;
формирование умения воспринимать и выделять в окружающем мире (как в
природном, так и в социальном) эстетически привлекательные объекты, выражать по
отношению к ним собственное эмоционально-оценочное отношение;


овладение

практическими

умениями

самовыражения

средствами

изобразительного искусства.
В 1 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
 получение первоначальных представлений об изобразительном искусстве;
 формирование умений видеть и понимать красивое, дифференцировать
«красивое» от «некрасивого»;
 формирование умения выражать собственные мысли и чувства от воспринятого,
делиться впечатлениями;
 овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных
видах

художественной

деятельности

(овладение

3

приемами

работы

красками,

карандашами), а также в специфических формах художественной деятельности
(украшение, декоративно-прикладное творчество);
 воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям
искусства (умение видеть и анализировать изображенное );
 формирование умения воспринимать и выделять в окружающем мире (как в
природном, так и в социальном) эстетически привлекательные объекты, выражать по
отношению к ним собственное эмоционально-оценочное отношение.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного
предмета
Предмет «Изобразительное искусство» является неотъемлемой частью образования
младших школьников с ЗПР и имеет важное коррекционно-развивающее значение.
Творчество художников выступает как мощное средство эстетического воспитания.
Изобразительная

деятельность

способствует

коррекции

недостатков

аналитико-

синтетической деятельности мышления, позволяет совершенствовать произвольную
регуляцию деятельности, речевое планирование, а также преодолевать несовершенство
ручной моторики, пространственных представлений, зрительно-моторной координации.
Собственная изобразительная деятельность позволяет ребенку выражать свои эмоции и
чувства, овладевать навыками символизации, что поднимает психическое развитие на
качественно новую ступень.
Изучение предмета «Изобразительное искусство»:
 способствует коррекции недостатков познавательной деятельности школьников
путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного
восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в
пространстве;
 формирует умение находить в изображаемом существенные признаки,
устанавливать сходство и различие;
 содействует развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности,
умения сравнивать, обобщать;
 учит ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать
последовательность выполнения рисунка;
 способствует исправлению недостатков моторики и совершенствованию
зрительно- двигательной координации путем использования вариативных и многократно
повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного
материала;
4

 формирует у учащихся знания элементарных основ реалистического рисунка,
навыки рисования с натуры, декоративного рисования;


знакомит

учащихся

с

отдельными

произведениями

изобразительного,

декоративно- прикладного и народного искусства, воспитывает активное эмоциональноэстетическое отношение к ним;
 развивает у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к
изобразительной деятельности.
Предмет «Изобразительное искусство» в образовании обучающихся с ЗПР тесно
связан с другими образовательными областями и является одним из основных средств
реализации деятельностного подхода как процесса организации познавательной и
предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающего овладение ими
содержанием образования. Уроки изобразительного искусства при правильной их
организации способствуют формированию личности ребенка, воспитанию у него
положительных навыков и привычек, вносят свой вклад в формирование универсальных
учебных действий (УУД) и сферы жизненной компетенции. Вместе с тем учителю следует
очень

вдумчиво

подходить

к

подбору

содержания,

поскольку

познавательные

ограничения обучающихся требуют перемещения акцентов на эмоциональное восприятие
произведений искусства. Преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство»
предусматривает предметно-практическую изобразительную деятельность с учетом
характера затруднений и потенциальных возможностей детей, раскрывает содержание,
методы и приемы обучения изобразительным умениям, учитывает основные положения
дифференцированного
разносторонняя

подхода

коррекция

к

учащимся.

недостатков

Таким

образом

предшествующего

обеспечивается

развития:

обогащается

содержание умственного развития, совершенствуется восприятие, активизируется связное
высказывание, уменьшаются трудности оречевления действий, осуществляется связь
вербальных и невербальных процессов.
Учитывая специфику восприятия и усвоения учебного материала учащимися с ЗПР
(уменьшенный по сравнению с нормой возраста объем восприятия и обработки
информации;

затруднения

при

анализе

образца,

изображения;

снижение

работоспособности, отсутствие интереса к деятельности; трудности при планировании и
реализации замысла (нарушение последовательности, пропуск операций, повторение
пунктов плана), сниженный темп деятельности, неудовлетворительная сформированность
базовых мыслительных операций, функций самоконтроля, недостатки пространственных
ориентировок, моторных функций), учителю в 1 классе следует соблюдать ряд
специальных рекомендаций.
5

Необходимо уточнять и конкретизировать бо́льшую часть самостоятельной работы
обучающихся:
 более тщательно, пошагово анализировать образцы;
 проговаривать функциональное назначение деталей изображаемых объектов и
всего объекта в целом;
 организовывать процесс обучения на уроке с постоянной сменой деятельности;
 постоянно контролировать и оказывать стимулирующую, организующую и при
необходимости обучающую помощь;
 соблюдать индивидуальный подход к обучающимся, учитывая различия их
познавательных, речевых, двигательных возможностей, а также способностей к
рисованию;
 выбирать работы, которые можно выполнить за одно занятие;


создавать

ситуацию

успеха

в

деятельности

для

всех

обучающихся,

предусматривая альтернативные (наиболее легкие) задания.
Особенностью преподавания основ изобразительной деятельности является
первоначальное обучение элементарным способам действия (штрихи, мазки, приемы,
ориентировка на плоскости), затем выполнение более сложных работ. В целях
закрепления знаний, умений и навыков, полученных на одном уроке, учебный материал
должен предполагать возможность повторения на последующих двух или трёх уроках. В
процессе обучения в 1 классе учитель, используя разнообразный игровой и графический
материал, проводит работу, направленную на развитие у учащихся зрительного внимания,
восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их
положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое
внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений
пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных
навыков. При этом необходимо добиваться, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять
движения карандашом (фломастером), кистью в заданном направлении, изменять
направление движения, прекращать движение в нужной точке.
Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы
Коррекция сенсомоторного развития осуществляется посредством развития мелкой
работы пальцев, кисти рук, формирования зрительно-двигательной координации,
речедвигательной

координации,

формирования,

развития

и

активизации

межанализаторных связей и коррекции недостатков мелкой и общей моторики. Коррекция
отдельных сторон психической деятельности осуществляется через развитие восприятия,
6

зрительной памяти и внимания, формирование представлений о свойствах предметов
(цвет, форма, величина) и способов их изображения, развитие пространственных
представлений

и

ориентации.

Коррекция

регулятивной

стороны

познавательной

деятельности происходит через формирование умений ориентироваться в задании
(анализировать объект, в пространстве и на плоскости), предварительно планировать ход
работы

над

изображением,

последовательность

замыслом

осуществления

рисунка

изображения,

(устанавливать

определять

приемы

логическую
работы

и

инструменты, нужные для выполнения рисунка), осуществлять контроль за своей работой
(определять правильность действий и результатов в соответствии с намеченной целью,
оценивать качество изображения). Коррекция операциональной стороны познавательной
деятельности происходит через развитие наглядно-образного мышления, развитие речи,
памяти, процессов анализа и синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования в процессе
рисования и включения произвольности внимания. Коррекция содержательной стороны
умственного развития осуществляется через расширение представлений об окружающем
мире, расширение и уточнение представлений об окружающей предметной и социальной
действительности. Коррекция и компенсация недоразвития эмоционально-волевой сферы
(формирование

адекватной

реакции

на

неудачи,

самостоятельное

преодоление

трудностей, принятие помощи учителя, формирование успешности, мотивационной
заинтересованности).
В 1 классе уточняются представления детей о свойствах предметов (цвет, форма,
величина) и способах их преобразования. Учебный материал по предмету способствует
усвоению таких тем, как «Измерение», «Единицы измерения», «Геометрические фигуры и
их свойства», «Симметрия» и др., т.е. имеется связь с учебным предметом «Математика».
Занятия

по

предмету

«Изобразительное

искусство»

облегчают

применение

изобразительной деятельности на психокоррекционных занятиях.
Место предмета в учебном плане
В учебном плане предмет «Изобразительное искусство» является составляющей
обязательной части. Предмет изучается все 4 года. На его реализацию отводится по 1 часу
в неделю при 33 учебных неделях.
Планируемые результаты освоения предмета изобразительное искусство.
Личностные результаты:
В ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение (к семье,
Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений,
национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к
эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих
7

поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному
познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественнотворческой деятельности.
В трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов
для работы в разных техниках: живопись, графика, скульптура, декоративно- прикладное
искусство, конструирование); стремление использовать художественные умения для
создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты:

–

умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в

окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

–

желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и

выразительных средств произведений искусства;

–

активное использование языка изобразительного искусства и различных

художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов
(литература, окружающий мир и др.);

–

обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и

др.) художественно-эстетическим содержанием;

–

формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную

деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

–

формирование

способности

оценивать

результаты

художественно-

творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
В познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и
общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в
произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических
искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих
музеях России и художественных музеях своего региона.
В

ценностно-эстетической

сфере

–

умение

различать

и

передавать

в

художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое
отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей,
выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной деятельности;
умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах
8

изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего
народа и других народов.
В коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных
особенностях

произведений,

изображающих

природу

и

человека

в

различных

эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты.
В трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства
художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности;
моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием
средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Содержание учебного предмета.
Ты изображаешь.
Знакомство с Мастером Изображения. Изображения всюду вокруг нас. Мастер
Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме.
Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо
(настроение). Изобразить грусть. Художники и зрители.
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения.
Мир полон украшений. Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях. Красивые
рыбы. Украшения птиц. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек.
Мастер Украшения помогает сделать праздник.
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки.
Постройки в нашей жизни. Домики, которые построила природа. Дома снаружи и
внутри. Строим город. Всё имеет своё строение. Постройка предметов. Город, в котором
мы живём.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.
Совместная работа трёх Братьев-Мастеров. Разноцветные жуки. «Сказочная
страна». Создание панно «Праздник весны». Конструирование из бумаги. «Здравствуй,
лето! (обобщение темы)
Тематическое планирование
№п/п
1.
2.
3.
4.

Разделы
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают
друг другу.
Общее количество часов

9

Кол- во часов
8 ч.
8 ч.
11 ч.
6 ч.
33 ч.

Тематическое планирование по изобразительному искусству
№

Тема
Ты учишься изображать. Знакомство с Мастером Изображения (8 ч)

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Изображения всюду вокруг нас. Экскурсия в природу.
Мастер Изображения учит видеть.Урок – фантазия.
Изображать можно пятном.Урок – сказка «Про Кляксу».
Изображать можно в объёме.Урок – путешествие
Изображать можно линией.Экскурсия в природу.
Разноцветные краски.Час удивления.
Изображать можно и то, что невидимо (настроение)
Художники и зрители
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8ч)
Мир полон украшений
Красоту нужно уметь замечать. Цветы
Узоры на крыльях
Красивые рыбы
Украшение птиц
Узоры, которые создали люди
Как украшает себя человек
Мастер Украшения помогает сделать праздник
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 ч)
Постройки в нашей жизни
Домики, которые построила природа
Домики, которые построила природа
Дом снаружи и внутри
Какие можно придумать дома. Дома бывают разными
Строим город
Строим город
Всё имеет своё строение
Постройка предметов. Строим вещи
Проект «Город, в котором мы живём»
Проект «Город, в котором мы живём»
Изображение, Украшение, Постройка всегда помогают друг другу (6 ч)
Три Брата – Мастера всегда трудятся вместе
Сказочная страна
Времена года. Весенний день
Разноцветные жуки. Урок любования.
Сказочная птица
Здравствуй, лето!
Всего: 33 ч

10

Сброшюровано
10 листов

11

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».