17 Адаптир. рабоч. программа по лит чт на родном языке (русском) 7.1 1 кл

Приложение №4
к АООП НОО
ЗПР (вариант 7.1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
на родном языке(русском)
1 класс

Количество часов: 17
Составители:
1)

Алимпиева Жанна Викторовна, учитель начальных классов, ВК

2)

Берсенёва Ксения Алексеевна, учитель начальных классов, 1 КК

г. Богданович

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению на родном языке
(русском) для обучающихся с задержкой психического развития разработана на основе
нормативных и методических документов:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г.
№ 273-ФЗ);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря
2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта

начального

общего

образования

обучающихся

с

ограниченными

возможностями здоровья».
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования обучающихся с задержкой психического развития (одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
Концепция федерального государственного образовательного стандарта для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Рабочая программа предусматривает обучение обучающихся с ОВЗ совместно с
другими обучающимися через организацию урочной деятельности.
Основными задачами реализации учебного предмета «Литературное чтение на
родном языке (русском)» являются:
- овладение осознанным, правильным и вырази­тельным чтением как базовым
навыком в системе образования младших школьников;
- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной
читательской деятельности;
-

развитие

эмоциональной

отзывчивости

при

чтении

художественных

произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
- овладение первоначальными на­выками работы с учебными и научнопознавательными текстами;
- воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нрав­ственного опыта
младших школьников, формирование пред­ставлений о добре и зле; развитие
нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других
стран.
Планируемые результаты освоения учебного предмета « Литературное чтение
на родном языке»
Личностные результаты:
2

•

формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ,

становление

гуманистических

и

демократических

ценностных

ориентаций

произведений

целостного

многонационального российского общества;
•

формирование

средствами

литературных

взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур;
•

воспитание

художественно-эстетического

вкуса,

эстетических

потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть
произведений художественной литературы;
•

развитие этических чувств, доброжелательности и

эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
•

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и

культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной
национальной принадлежности;
•

овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному

коллективу;
•

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов

учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
•

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

на основе представлений о нравственных нормах общения;
•

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных

социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими
собственными поступками, осмысливать поступки героев;
•

наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к

материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый
образ жизни.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
•

осмыслять цели изучения темы, под руководством учителя, толковать их в

соответствии с изучаемым материалом урока, сохранять учебную задачу урока
(воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
•
содержание

планировать свои действия на отдельных этапах урока, восстанавливать
произведения

по

серии

сюжетных

картин

(картинному

плану);

контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму,

3

данному учителем; оценивать результаты собственных учебных действий (по алгоритму,
заданному учителем);
•

определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме.

Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость,
позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
•

анализировать причины успеха/неуспеха, формулировать их в устной форме

по просьбе учителя; осваивать с помощью учителя позитивные установки.
Познавательные УУД
•

понимать и толковать условные знаки и символы для передачи информации

(условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
•

пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении слов и предложений;

понимать устройство слова, различать его содержание и форму (значение и звучание) с
помощью моделей слов, стимулирующих развитие воссоздающего и творческого
воображения; сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и
различное в них (художественные и научно-познавательные тексты) под руководством
учителя; сопоставлять эпизод из литературного произведения с иллюстрацией, с
пословицей (поговоркой). Анализировать поведение литературного героя, его поступок по
вопросу, предложенному учителем. Строить рассуждение (или доказательство своей
точки зрения) по теме урока из 2-4 предложений;
•

осознавать

сущность

малых

фольклорных

жанров

устного народного

творчества и литературных произведений как часть родной национальной культуры;
•

осознавать смысл понятий: слово, предложение, текст, план текста, вопрос к

тексту, пословицы и поговорки, тему, жанр;
•

проявлять индивидуальные творческие способности при составлении загадок,

песенок, потешек, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении
проектных заданий;
•

понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого.

Коммуникативные УУД
•

включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное

обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в ходе беседы;
•

формулировать

вопросы

к

собеседнику.

Строить

рассуждение

и

доказательство своей точки зрения из 3-4 предложений.
•

строить связное высказывание из 3-4 предложений по предложенной

теме. Слушать партнёра по общению, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

4

•

аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над

поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные
оценочные средства.
Предметные результаты: Обучающиеся научатся:
Виды речевой и читательской деятельности
•

воспринимать на слух различные виды текстов;

•

различать понятие «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и

сказок;
•

принимать

участие

в

коллективных

беседах

по

прочитанным,

прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе
прослушанных и прочитанных самостоятельно вслух текстов;
•

называть

действующих

лиц

прочитанного

или

прослушанного

произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с
поступками литературных героев;
•

читать и понимать жанры устного народного творчества;

Обучающиеся получат возможность научиться:
•

при чтении отражать настроение автора читаемого текста.

Обучающиеся научатся:
Творческая деятельность
•

читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы и чтения;

•

пересказывать текст подробно на основе картинного плана под

руководством учителя;
•

составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного

произведения (это произведение о животных, о детях; главными героями являются…).
Обучающиеся получат возможность научиться:
•

пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного

плана и под руководством учителя;
•

составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и ценности

семейных отношений под руководством учителя;
•

соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и

поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в
соответствии с задачами, поставленными учителем;
Обучающиеся научатся:
Литературоведческая пропедевтика:

5

•

различать произведения по жанру малые фольклорные формы, большие

фольклорные формы;
•

отличать прозаический текст от поэтического;

•

называть героев произведения, давать их простейшую характеристику.

Обучающиеся получат возможность научиться:
•

находить в текстах народных сказок факты, связанные с историей России,

её культурой (традиции, костюмы, быт, праздники, верования);
•

использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения,

сказки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в
своей литературно-творческой деятельности.
Содержание учебного курса
Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи. Адекватное
понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию
услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели
речевого

высказывания.

Умение

задавать

вопрос

по

услышанному

учебному

произведению.
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному,
правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с
индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение
орфоэпических и интонационных норм чтения.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных
по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста:
художественного, учебного, научно-популярного и их сравнение. Определение целей и
задач создание этих видов текста.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как
источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы
книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художникахиллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге. Типы книг. Выбор книг на
основе рекомендованного списка, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Работа с текстом художественного произведения. Пополнение понятиями
литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме
читаемого произведения, его жанре. Получение первоначальных представлений об
изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании

6

словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности
стихотворной речи).
Говорение (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи и
монолога как формы речевого высказывания. Особенности диалогического общения:
понимание вопроса собеседника, умение отвечать на поставленные вопросы, умение
самостоятельно составлять и задавать вопросы по тексту.
Круг детского чтения. Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет
читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках,
об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, помогающие накоплению
социально-нравственного

опыта

ребенка,

обретению

качеств

«читательской

самостоятельности».
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Формирование
умений узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и
рассказ,

стихотворение

и

басня;

определение

художественных

особенностей

произведений: лексика, построение (композиция).
Работа с текстом художественного произведения. Определение особенностей
художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).
Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание

нравственно-эстетического

содержания

прочитанного

произведения,

осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм
морали. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных
средств

языка

(синонимов,

антонимов,

сравнений,

эпитетов),

последовательное

воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения
лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через
поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста,
авторских помет, имён героев.
Освоение

разных

видов

пересказа

художественного

текста:

подробный,

выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения
предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Творческая

деятельность

обучающихся

(на

основе

литературных

произведений). Интерпретация текста литературного произведения в творческой
деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное
словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным
7

текстом

и

использование

их

(установление

причинно-следственных

связей,

последовательности событий. Развитие умения различать состояние природы в различные
времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной
речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить
литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой
выбор.
Тематическое планирование
№
Тема
Великий, могучий русский язык – родной язык русского народа «С чего начинается
Родина»
1.
М. Матусовский. С чего начинается Родина. В. Степанов. Что мы Родиной зовём
Пословицы и поговорки о Родине
2.
Путешествие по страницам детского журнала «Большая переменка»
«Русский язык – родной язык русского народа»
3.
М. Крюков. Много языков на свете разных Пословицы и поговорки о языке и речи,
о силе доброго и злого слова
4.
О. Я. Яковенко. Русский язык
5.
Сухарев А. Сказка о Великом могучем русском языке
Устное народное творчество
6.
Малые фольклорные жанры. Считалки, прибаутки. Заклички – приговорки,
небылицы – перевертыши «Водят мыши хоровод», «На улице», «Музыканты»,
«Коза– хлопота», «Совушка», «Скок – поскок», «Конь», «Зайка», «Гости»,
колыбельные
7.
Сказки. Русская народная сказка «Жихарка». Русская народная сказка «Курочка,
мышка и тетерев» (по выбору).
8.
Русская народная сказка «Утушка».
9.
Докучные сказки: «Про белого бычка», «Про журавля», «Про Яшку», «Про сороку
и рака», «Про сову», «Пусть ворона мокнет» (по выбору)
Тематические литературные произведения различных жанров
10.
Произведения о животных. Детки в клетке. С.Маршак. Купанье медвежат.
В.Бианки. Буренушка. Народная песня. Как волки учат своих детей. Л.Н.Толстой
11.
Лиса Патрикеевна. К.Д.Ушинский. Кот Агапыч. Б.Емельянов. Кот. Г.Цыферов
12.
Произведения о детях. Саша-дразнилка. Н.Артюхова. В полет. Г.Бойко.
Спрятался. В.Голявкин. Арбуз. Л.Сергеев. Аленкины удивленки. Е.Дубравный (по
выбору)
13.
Произведения о человеческих ценностях. До первого дождя. В.Осеева.
Смородинка. Е.Пермяк. Цветные мелки. Л.Сергеев
14.
Произведения о человеческих ценностях. Только бы не закричать! Е.Ильина.
Поссорились. А.Кузнецова. Сонечка. А.Барто.
15.
Произведения о труде и лени. Катя. А.Барто. Лялечка. А.Барто. Наташа и
воротничок. И. Демьянова
16.
Произведения о труде и лени. Чем болен мальчик. С.Маршак. Страшная история.
Э.Успенский. Как Маша стала большой Е.Пермяк
Творческая мастерская
17.
Проверочная работа. Викторина «Наш великий, могучий, прекрасный русский
язык». Инсценирование русской народной сказки (по усмотрению учителя).
Итого: 17 ч
8

Сброшюровано
8 листов

9

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».