19 Адаптир. рабоч. программа по окружающему миру 7.1 1кл

Приложение №6
к АООП НОО
ЗПР (вариант 7.1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
1 класс

Количество часов: 66
Составители:
1)

Алимпиева Жанна Викторовна, учитель начальных классов, ВК

2)

Берсенёва Ксения Алексеевна, учитель начальных классов, 1 КК

г. Богданович

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ
(вариант 7.1) разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями
здоровья,2014г; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской
программы«Окружающий мир» А.А. Плешакова (УМК «Школа России»), учебника
Окружающий мир. 1класс.1,2ч / Плешаков А.А. – М.: Просвещение/2017г,
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Реализация адаптированной рабочей программы предполагает, что обучающийся с
ОВЗ (вариант 7.1) (ЗПР) получает образование, полностью соответствующее по итоговым
достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих
ограничений по возможностям здоровья. Нормативный срок обучения 4 года.
Вариант 7.1 образовательной программы адресован обучающимся с ЗПР,
достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого
возрастной норме, позволяющего освоить образовательную программу начального общего
образования совместно с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям
здоровья, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Одним из важнейших условий
включения обучающегося с ЗПР в среду сверстников без ограничений здоровья является
устойчивость форм адаптивного поведения.
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания
для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей обучающихся с
ЗПР. Специальные условия получения начального общего образования включают
использование адаптированных образовательных программ, специальных методов
обучения и воспитания, проведение индивидуальных и групповых коррекционноразвивающих занятий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательной
программы обучающимися с ЗПР.
Адаптация программы предполагает введение коррекционных мероприятий, четко
ориентированных

на

удовлетворение

особых

образовательных

потребностей

обучающихся с ЗПР, и введение требований к освоению ими программы коррекционной
работы.
Основные задачи реализации содержания учебного предмета «Окружающий
мир»::
-формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону,
России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
2

- осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего
места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной
жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфические образовательные потребности для обучающихся с ОВЗ
(вариант 7.1):
- организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и
навыков обучающимися с учетом темпа учебной работы («пошаговом» предъявлении
материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов,
приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и
компенсации индивидуальных недостатков развития);
- учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение
индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве
обучающихся с ЗПР;
-

постоянный

сформированности

(пошаговый)

социальной

мониторинг

компетенции

результативности

обучающихся,

образования

уровня

и

и

динамики

психофизического развития;
- обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной
деятельности

обучающегося

с

ЗПР,

продолжающегося

до

достижения

уровня,

позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
- постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к
себе, окружающему предметному и социальному миру;
- постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в
закреплении и совершенствовании освоенных умений;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые
ситуации взаимодействия с действительностью;
- постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм
поведения;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и
поведения;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование
способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию
возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь
взрослого;
3

- развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения
и взаимодействия со сверстниками, взрослыми, формирование навыков социально
одобряемого поведения.
Изучение программного материала позволит ученику понять свое место в
окружающем мире (в системе «человек — природа общество»); осознать необходимость и
значение для себя окружающих предметов и явлений, а также связи и отношения между
различными объектами и явлениями окружающей действительностью. Особенностью
программы является включение знаний, способствующих познанию своего «Я»,
пониманию своей индивидуальности, способностей и возможностей.
С

целью

усиления

коррекционно-развивающей

направленности

курса

окружающий мир в программу более широко включены задания развивающего характера,
уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения и закрепления
непосредственных

впечатлений

об

окружающем

мире;

развитие

связной

речи:

формирование и совершенствование умения создавать текст, говорить внятно и
выразительно; воспитание интереса к окружающему миру, к живой и неживой природе;
развитие приёмов умственной деятельности.
Учитывая психологические особенности и возможности детей с задержкой
психического развития, материал даётся небольшими дозами, с постепенным
усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая ежедневно
материал для повторения и самостоятельных работ. Следует избегать механического и
формального заучивания. Учащиеся должны уметь показать и объяснить все, что они
делают, видят.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники
овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе,
учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на
многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими
возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и
культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений
проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире
природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить
основы адекватного природо- культуросообразного поведения в окружающей природной
и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами
начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании
личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в
соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
4

Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение окружающего
мира в 1 классе отводится 66ч. (2 ч в неделю), 33 учебные недели.
Планируемые результаты освоения предмета окружающий мир
Личностные
У учащихся будут сформированы:



ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в

школе, дома, на улице, в общественных местах;



понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для

сохранения здоровья;



понимание необходимости бережного отношения к природе.

Могут быть сформированы:



понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;



понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к

членам семьи;



понимание своей сопричастности к жизни страны;



понимание красоты окружающего мира.

Предметные
Человек и природа
Учащиеся научатся:



называть характерные признаки времен года;



различать и называть части растений;



ухаживать за комнатными растениями;



выполнять правила поведения в природе, узнавать и называть некоторые

охраняемые растения и животные;



различать и называть основные части тела человека;



называть органы чувств и рассказывать об их значении;



приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и

домашних животных;



рассказывать о значении домашних животных в жизни человека;



приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых,

рыб, птиц, зверей).
Учащиеся получат возможность научиться:
5



различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;



характеризовать особенности времен года (состояние неба, тепло или

холодно, виды осадков, состояние растений и животных);



называть основные возрастные периоды жизни человека;



рассказывать о мире невидимых существ и их роли в распространении

болезней;



называть некоторые отличительные признаки основных групп животных

(насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);



рассказывать о способах движения и питания животных;



рассказывать об условиях, необходимых для жизни растений и животных;



различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;



рассказывать, как развивается растение из семени;



выращивать растение одним из изученных способов.

Человек и общество
Учащиеся научатся:



называть свое имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;



выражать приветствие, благодарность, просьбу;



выполнять

элементарные

правила

личной

гигиены,

пользоваться

предметами личной гигиены;



рассказывать о профессиях родителей и работников школы;



проявлять уважительное отношение к окружающим людям;



выполнять основные правила безопасного поведения, дома, в школе, на

улице, в природе и общественных местах;



приводить примеры видов труда людей;



узнавать герб и флаг России, называть ее столицу;



различать и называть виды транспорта (наземный, водный, воздушный).

Учащиеся получат возможность научиться:



различать виды эмоционального состояния человека;



воспроизводить гимн России.

Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
6



понимать свое продвижение в овладении содержанием курса;



понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить с опорой на

маршрутные листы.
Учащиеся могут научиться:



осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении

заданий учебника;



замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников.

Познавательные
Учащиеся научатся:



понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;



называть и различать окружающие предметы и их признаки;



устанавливать правильную последовательность событий (времен года,

месяцев, дней недели, времени суток).
Учащиеся могут научиться:



осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке

проектов;



сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;



группировать различные предметы по заданному признаку.

Коммуникативные
Учащиеся научатся:



участвовать в диалоге при выполнении заданий;



оценивать действия одноклассников.

Учащиеся могут научиться:



осуществлять взаимопроверку при работе в паре;



сотрудничать в поиске и сборе информации при выполнении совместно

выбранного проекта.
Содержание учебного предмета
Введение
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем
мире.
Раздел «Что и когда?»
Наша школа. Школьный двор. Дорога от дома до школы. Родной город. Правила и
7

безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров
транспортных средств).
Раздел «Что и кто?»
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав.
Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица. Что
можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота.
Гранит, кремень, известняк. Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с
отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору
учителя). Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя
и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам,
шишкам. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с
разнообразием плодов и семян. Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с
разнообразием животных, их внешним строением. Что окружает нас дома. Разнообразие и
назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение
безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие
дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы. Наша родина – Россия.
Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с
государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть
большой страны. Планета земля, ее форма. Глобус – модель земли. Суша и вода на земле.
Изображение нашей страны на глобусе.
Раздел «Как, откуда и куда?»
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом.
Канализация и очистные сооружения. Роль электричества в быту. Откуда в наш дом
приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка
простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя). Изучение свойств снега и льда.
Откуда берутся снег и лед. Как живут растения и животные. Знакомство с признаками
живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за
комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о
птицах зимой. Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям
продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя). Откуда
берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать землю
чище.
Раздел «Где и когда?»
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена
года. Холодные и жаркие районы земли. Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые
8

узнали об этом. Представление о далеком прошлом земли. Динозавры – удивительные
животные прошлого. Как ученые изучают динозавров. Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного
обращения с велосипедом. Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть
окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Раздел «Почему и зачем?»
Солнце – ближайшая к земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие льва. Луна
– естественный спутник земли. Почему на луне не живут люди. Почему идет дождь и дует
ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека. Звуки окружающего
мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши. Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жукносорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо
мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем мы спим ночью. Правила
подготовки ко сну. Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в
прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего. Поезд и железная дорога.
Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования. Назначение самолетов.
Устройство самолета. Самолеты впрошлом и теперь. Назначение судов. Устройство судна.
Спасательные средства на корабле. Зачем летают в космос. Искусственные спутники
земли, их назначение. Космические станции. Экология – наука, которая учит нас бережно
относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – день земли.
Тематическое планирование.
№

Наименование разделов и тем

Кол -во часов

1
Введение
2
Что и когда?
3
Что и кто?
4
Как, откуда и куда?
5
Где и когда?
6
Почему и зачем?
Общее количество часов

1 ч.
4ч
19 ч.
12 ч.
10 ч.
20 ч.
66 ч.

9

Тематическое планирование по окружающему миру
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

Тема
Задавайте вопросы!

Введение (1 ч)

«Что и когда?» (4 ч)
Экскурсия «Что такое наша школа?»
Экскурсия «Что у нас на школьном дворе?»
Экскурсия «Дорога от дома до школы»
Экскурсия «Родной город»
«Что и кто?» (19 ч)
Что такое Родина?
Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве?
Проект «Моя малая родина»
Что у нас над головой?
Что у нас под ногами?
Что общего у разных растений? Практическая работа «Части растения»
Что растет на подоконнике?
Что растет на клумбе?
Что это за листья?
Что такое хвоинки?
Кто такие насекомые?
Кто такие рыбы?
Кто такие птицы?
Кто такие звери?
Что окружает нас дома?
Что умеет компьютер?
Что вокруг нас может быть опасным?
На что похожа наша планета?
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?».
Презентация проекта «Моя малая родина»
«Как, откуда и куда?» (12 ч)
Как живет семья? Проект «Моя семья»
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
Откуда в наш дом приходит электричество?
Как путешествует письмо?
Куда текут реки?
Откуда берётся снег и лёд?
Практическая работа «Изучение свойств снега и льда»
Как живут растения?
Практическая работа «Приёмы ухода за комнатными растениями»
Как живут животные?
Как зимой помочь птицам?
Практическая работа «Изготовление кормушек из бумажного пакета»
Откуда берётся и куда девается мусор?
Практическая работа «Сортировка упаковок из - под продуктов»
Откуда в снежках грязь?
Практическая работа «Исследование снежков и снежковой воды»
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и
куда?». Презентация проекта «Моя семья»
10

37
38
39
40

41
42
43
44
45
46

47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66

«Где и когда?» (10 ч)
Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа»
Когда придёт суббота?
Когда наступит лето?
Где живут белые медведи?
Практическая работа «Определение на глобусе Северного Ледовитого
океана и Антарктиды»
Где живут слоны? Практическая работа «Экватор»
Где зимуют птицы?
Когда появилась одежда?
Когда изобрели велосипед?
Когда мы станем взрослыми?
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и
когда?».Презентация проекта «Мой класс и моя школа»
«Почему и зачем?» (20 ч)
Почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью?
Почему Луна бывает разной?
Почему идёт дождь и дует ветер?
Почему звенит звонок?
Практическая работа «Изучение возникновения и распространения звуков»
Почему радуга разноцветная?
Почему мы любим кошек и собак?
Проект «Мои домашние питомцы»
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы
будем соблюдать тишину?
Зачем мы спим ночью?
Почему нужно есть много овощей и фруктов?
Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
Практическая работа «Как правильно чистить зубы?»
Зачем нам телефон и телевизор?
Зачем нужны автомобили?
Зачем нужны поезда?
Зачем строят корабли?
Зачем строят самолёты?
Почему в автомобиле и поезде, на корабле и самолёте нужно соблюдать
правила безопасности?
Зачем люди осваивают космос?
Почему мы часто слышим слово «экология»?
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем»?
Презентация проекта «Мои домашние питомцы»
Всего: 66 ч

11

Сброшюровано
11 листов

12

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».