Приложение №3
к АООП НОО
ЗПР (вариант 7.1)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному (русскому) языку
1 класс
Количество часов: 16
Составители:
1) Алимпиева Жанна Викторовна, учитель начальных классов, ВК
2) Берсенёва Ксения Алексеевна, учитель начальных классов, 1 КК
г. Богданович
Пояснительная записка
Учебный предмет «Родной язык (русский)» входит в предметную область
«Филология». Его освоение представляет
собой первоначальный
этап
системы
лингвистического образования и речевого развития обучающихся.
Рабочая программа предназначена для обучающихся с задержкой психического
развития (далее – с ЗПР. Вариант 7.1) с учетом особенностей психофизического развития,
индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию.
Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский)» сохраняет
основное
содержание
образования,
но
учитывает
индивидуальные
особенности
обучающихся с ЗПР и предусматривает коррекционную направленность обучения.
Учебный предмет «Родной язык (русский)» играет важную роль в реализации
основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской
идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к
организации своей деятельности; духовно - нравственном развитии и воспитании
младших школьников.
Цель изучения учебного предмета «Родной язык (русский)» является:
- расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и
культурной ценности народа;
- осознание национального своеобразия русского языка;
- формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к
русскому языку, а через него – к родной культуре;
- воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
- овладение культурой межнационального общения;
- формирование первоначальных представлений о национальной специфике
языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических 4 единиц
с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного
языка и русском речевом этикете;
- совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц,
анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения
особенностей картины мира, отраженной в языке;
- совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи,
- обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;
- развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку,
воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Задачи изучения учебного предмета «Родной язык (русский)»:
- овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;
- развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному
чтению и письму;
- овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения
соответствующих возрасту житейских задач;
- развитие способности к словесному самовыражению на уровне,
соответствующем возрасту и развитию ребёнка;
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи,
коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к
творческой деятельности.
Сроки получения начального общего образования обучающимися с ЗПР (вариант
7.1) пролонгированы с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных
особенностей развития обучающихся данной категории и составляют 4 года.
Структура
рабочей
программы
соответствует
требованиям
ФГОС
НОО
обучающихся с ОВЗ.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский)
язык»
Личностные результаты:
1)
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной
принадлежности;
формирование
ценностей
многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
2)
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3
3)
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
4)
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5)
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6)
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе;
7)
8)
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9)
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
10)
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Личностные результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык»:
- осознавать роль речи в жизни людей;
- оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности,
тактичности в данной ситуации;
- объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при
общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.);
- осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
- осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях; оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия
речевой роли в данной ситуации;
- анализировать тактичность речевого поведения в семье;
- объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей
разных коммуникантов;
- оценивать свою вежливость;
- определять степень вежливости при общении людей (вежливо - невежливо грубо);
4
- осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного
общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
- осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
- понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова;
- объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека,
общества;
- осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения
доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
- отличать истинную вежливость от показной;
- адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в
зависимости от условий взаимодействия;
- учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную
отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
- осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других
общественных местах;
- анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек; поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
Метапредметные результаты:
1)
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
2)
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3)
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
4)
формирование
умения
понимать
причины
успеха/неуспеха
учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5)
6)
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации
для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7)
активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8)
использование различных способов поиска (в справочных источниках в
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки,
анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
5
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9)
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;
10)
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации
по
родовидовым
признакам,
установления
аналогий
причинно-
следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
11)
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
12)
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
13)
готовность
конструктивно
разрешать
конфликты
посредством
учета
интересов сторон и сотрудничества;
14)
процессов
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
и
явлений
действительности
(природных,
социальных,
культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15)
овладение
базовыми
предметными
и
межпредметными
понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16)
умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с
содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня
культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Родной (русский)
язык»:
-
соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной
деятельности;
- реализовывать простое высказывание на заданную тему;
- ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и
неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
6
-
самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать
недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
-
учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной
деятельности;
-
делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы
класса;
-
формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное,
изучающее);
-
пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и
от заголовка, выделять ключевые слова;
- отличать подробный пересказ от краткого;
-
знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации
краткого пересказа;
-
пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
-
пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые
-
реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой
слова;
структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то,
что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на
правило, закон;
-
реализовывать устные и письменные высказывания - описания хорошо
знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и
учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
-
при
выполнении
некоторых
заданий
учебника
осознавать
недостаток
информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
- делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
- формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
- определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех,
исходя из имеющихся критериев;
-
критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач
при взаимодействии;
-
осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для
решения коммуникативных задач;
- учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
7
-
анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица,
схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач
сведения;
- продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи
сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной
структуры;
перерабатывать
-
информацию:
осуществлять
подробный,
краткий
и
выборочный пересказ текста;
-
осуществлять
информационную
переработку
научно-учебного
текста:
составлять его план;
- анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых
аргументов, правомерность выводов;
- аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства
правила, цитаты;
-
продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
-
знать основные приёмы подготовки устного выступления - учитывать
компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок,
схему; репетировать выступление и т.д.;
-
пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с
графическим (возможно, аудио-,видео -) сопровождением;
-
в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила
общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
- формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся
критериев;
- анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении;
- осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в
соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
-
анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько
аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
-
классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные
(житейские), обобщённые и конкретные;
-
реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя
тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая
нормы информационной избирательности
8
-
признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого
иметь свою;
- различать описания разных стилей - делового и художественного;
-
продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной
задачи;
- анализировать словарные статьи;
- реализовывать словарные статьи к новым словам;
-
осуществлять
информационную
переработку
научно-учебного
текста:
составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;
- воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
- анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и
эмоциональную составляющие;
-
слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения
темы, проблемы;
- редактировать текст с недочётами.
Предметные результаты освоения курса «Родной (русский) язык»
1)
воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю
культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование
первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного
пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2)
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и
письменной речи, правилами речевого этикета;
3)
формирование первоначальных научных знаний о родном языке, как
системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях
функционирования, освоение основных единиц грамматических категорий родного языка,
формирование позитивного отношения правильной устной и письменной родной речи как
показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4)
овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах,
средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных
языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
5)
овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение
использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных
задач.
К концу обучения ученик научится:
9
- распознавать и вести этикетный диалог;
- отличать текст от набора предложений, записанных как текст; - находить по
абзацным отступам смысловые части текста;
- выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов,
придумывать заголовки к маленьким текстам;
- осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
- выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль
как важных составляющих текста;
сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений,
-
рисунков, опорных слов;
сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном
тексте;
- определять тему, основную мысль несложного текста;
- определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть,
концовку);
-
подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с
темой, основной мыслью);
-
анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое
содержание рассказа с задачей рассказчика;
- разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
- сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
- знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
-
реализовывать
жанры
комплимента,
поздравления
с
учётом
коммуникативной ситуации;
- продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
-
вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных
в начальной школе;
К концу обучения обучающийся получит возможность научиться:
-
оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях
общения;
- давать оценку невежливому речевому поведению.
- знать особенности диалога и монолога;
-
анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных
текстах;
-
использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
10
-
знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний,
предложений; исключение ненужного, вставка);
- пользоваться основными способами правки текста.
- анализировать типичную структуру рассказа;
- рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
- знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
-
продуцировать простые информационные жанры (типа что-где-когда и как
произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
- объяснять значение фотографии в газетном тексте;
-
реализовывать
подписи
под
фотографиями
семьи,
класса
с
коммуникативной ситуации.
Тематическое планирование
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Тема
Кол-во часов
Секреты речи и текста (5 ч)
Как люди общаются друг с другом
1
Вежливые слова
1
Как люди
1
приветствуют друг друга
Зачем людям имена
1
Спрашиваем и отвечаем
1
Русский язык: прошлое и настоящее ( 6 ч)
Как писали в старину
1
Как писали в старину
1
Дом в старину: что как называлось
1
Дом в старину: что как называлось
1
Во что одевались в старину
1
Во что одевались в старину
1
Язык в действии (4 ч)
Выделяем голосом важные слова
1
Как можно играть
1
звуками
Где поставить ударение
1
Как сочетаются слова
1
Секреты речи и текста (1 ч)
Сравниваем тексты
1
Итого:16 ч
11
учётом
Сброшюровано
11 листов
12
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)