20 Адаптир. рабоч. программа по родному языку (русскому) 7.1 1 кл

Приложение №3
к АООП НОО
ЗПР (вариант 7.1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному (русскому) языку
1 класс

Количество часов: 16
Составители:
1) Алимпиева Жанна Викторовна, учитель начальных классов, ВК
2) Берсенёва Ксения Алексеевна, учитель начальных классов, 1 КК

г. Богданович

Пояснительная записка
Учебный предмет «Родной язык (русский)» входит в предметную область
«Филология». Его освоение представляет

собой первоначальный

этап

системы

лингвистического образования и речевого развития обучающихся.
Рабочая программа предназначена для обучающихся с задержкой психического
развития (далее – с ЗПР. Вариант 7.1) с учетом особенностей психофизического развития,
индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию.
Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский)» сохраняет
основное

содержание

образования,

но

учитывает

индивидуальные

особенности

обучающихся с ЗПР и предусматривает коррекционную направленность обучения.
Учебный предмет «Родной язык (русский)» играет важную роль в реализации
основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской
идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к
организации своей деятельности; духовно - нравственном развитии и воспитании
младших школьников.
Цель изучения учебного предмета «Родной язык (русский)» является:
- расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и
культурной ценности народа;
- осознание национального своеобразия русского языка;
- формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к
русскому языку, а через него – к родной культуре;
- воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
- овладение культурой межнационального общения;
- формирование первоначальных представлений о национальной специфике
языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических 4 единиц
с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного
языка и русском речевом этикете;
- совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц,
анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения
особенностей картины мира, отраженной в языке;
- совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи,

- обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;
- развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку,
воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Задачи изучения учебного предмета «Родной язык (русский)»:
- овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;
- развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному
чтению и письму;
- овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения
соответствующих возрасту житейских задач;
- развитие способности к словесному самовыражению на уровне,
соответствующем возрасту и развитию ребёнка;
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи,
коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к
творческой деятельности.
Сроки получения начального общего образования обучающимися с ЗПР (вариант
7.1) пролонгированы с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных
особенностей развития обучающихся данной категории и составляют 4 года.
Структура

рабочей

программы

соответствует

требованиям

ФГОС

НОО

обучающихся с ОВЗ.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский)
язык»
Личностные результаты:
1)

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости

за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной

принадлежности;

формирование

ценностей

многонационального

российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
2)

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его

органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3

3)

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и

культуре других народов;
4)

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и

развивающемся мире;
5)

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов

учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6)

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в

том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе;
7)
8)

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие

этических

чувств,

доброжелательности

и

эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9)

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных

социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
10)

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие

мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Личностные результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык»:
- осознавать роль речи в жизни людей;
- оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности,
тактичности в данной ситуации;
- объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при
общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.);
- осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
- осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях; оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия
речевой роли в данной ситуации;
- анализировать тактичность речевого поведения в семье;
- объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей
разных коммуникантов;
- оценивать свою вежливость;
- определять степень вежливости при общении людей (вежливо - невежливо грубо);
4

- осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного
общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
- осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
- понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова;
- объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека,
общества;
- осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения
доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
- отличать истинную вежливость от показной;
- адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в
зависимости от условий взаимодействия;
- учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную
отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
- осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других
общественных местах;
- анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек; поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
Метапредметные результаты:
1)

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности, поиска средств ее осуществления;
2)

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3)

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные

действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
4)

формирование

умения

понимать

причины

успеха/неуспеха

учебной

деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5)
6)

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации

для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7)

активное использование речевых средств и средств информационных и

коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8)

использование различных способов поиска (в справочных источниках в

открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки,
анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
5

коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9)

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в

соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;
10)

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

классификации

по

родовидовым

признакам,

установления

аналогий

причинно-

следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать

11)

возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о

12)

распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
13)

готовность

конструктивно

разрешать

конфликты

посредством

учета

интересов сторон и сотрудничества;
14)
процессов

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
и

явлений

действительности

(природных,

социальных,

культурных,

технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15)

овладение

базовыми

предметными

и

межпредметными

понятиями,

отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16)

умение работать в материальной и информационной среде начального общего

образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с
содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня
культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Родной (русский)
язык»:
-

соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной

деятельности;
- реализовывать простое высказывание на заданную тему;
- ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и
неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
6

-

самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать

недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
-

учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной

деятельности;
-

делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы

класса;
-

формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное,

изучающее);
-

пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и

от заголовка, выделять ключевые слова;
- отличать подробный пересказ от краткого;
-

знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации

краткого пересказа;
-

пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;

-

пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые

-

реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой

слова;
структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то,
что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на
правило, закон;
-

реализовывать устные и письменные высказывания - описания хорошо

знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и
учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
-

при

выполнении

некоторых

заданий

учебника

осознавать

недостаток

информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
- делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
- формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
- определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех,
исходя из имеющихся критериев;
-

критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач

при взаимодействии;
-

осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для

решения коммуникативных задач;
- учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
7

-

анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица,

схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач
сведения;
- продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи
сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной
структуры;
перерабатывать

-

информацию:

осуществлять

подробный,

краткий

и

выборочный пересказ текста;
-

осуществлять

информационную

переработку

научно-учебного

текста:

составлять его план;
- анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых
аргументов, правомерность выводов;
- аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства
правила, цитаты;
-

продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

-

знать основные приёмы подготовки устного выступления - учитывать

компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок,
схему; репетировать выступление и т.д.;
-

пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с

графическим (возможно, аудио-,видео -) сопровождением;
-

в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила

общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
- формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся

критериев;

- анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении;
- осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в
соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
-

анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько

аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
-

классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные

(житейские), обобщённые и конкретные;
-

реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя

тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая
нормы информационной избирательности
8

-

признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого

иметь свою;
- различать описания разных стилей - делового и художественного;
-

продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной

задачи;
- анализировать словарные статьи;
- реализовывать словарные статьи к новым словам;
-

осуществлять

информационную

переработку

научно-учебного

текста:

составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;
- воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
- анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и
эмоциональную составляющие;
-

слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения

темы, проблемы;
- редактировать текст с недочётами.
Предметные результаты освоения курса «Родной (русский) язык»
1)

воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю

культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование
первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного
пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2)

обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у

обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и
письменной речи, правилами речевого этикета;
3)

формирование первоначальных научных знаний о родном языке, как

системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях
функционирования, освоение основных единиц грамматических категорий родного языка,
формирование позитивного отношения правильной устной и письменной родной речи как
показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4)

овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах,

средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных
языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
5)

овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение

использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных
задач.
К концу обучения ученик научится:
9

- распознавать и вести этикетный диалог;
- отличать текст от набора предложений, записанных как текст; - находить по
абзацным отступам смысловые части текста;
- выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов,
придумывать заголовки к маленьким текстам;
- осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
- выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль
как важных составляющих текста;
сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений,

-

рисунков, опорных слов;
сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном

тексте;

- определять тему, основную мысль несложного текста;
- определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть,
концовку);
-

подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с

темой, основной мыслью);
-

анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое

содержание рассказа с задачей рассказчика;
- разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
- сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
- знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
-

реализовывать

жанры

комплимента,

поздравления

с

учётом

коммуникативной ситуации;
- продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
-

вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных

в начальной школе;
К концу обучения обучающийся получит возможность научиться:
-

оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях

общения;
- давать оценку невежливому речевому поведению.
- знать особенности диалога и монолога;
-

анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных

текстах;
-

использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
10

-

знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний,

предложений; исключение ненужного, вставка);
- пользоваться основными способами правки текста.
- анализировать типичную структуру рассказа;
- рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
- знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
-

продуцировать простые информационные жанры (типа что-где-когда и как

произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
- объяснять значение фотографии в газетном тексте;
-

реализовывать

подписи

под

фотографиями

семьи,

класса

с

коммуникативной ситуации.
Тематическое планирование
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Тема

Кол-во часов
Секреты речи и текста (5 ч)
Как люди общаются друг с другом
1
Вежливые слова
1
Как люди
1
приветствуют друг друга
Зачем людям имена
1
Спрашиваем и отвечаем
1
Русский язык: прошлое и настоящее ( 6 ч)
Как писали в старину
1
Как писали в старину
1
Дом в старину: что как называлось
1
Дом в старину: что как называлось
1
Во что одевались в старину
1
Во что одевались в старину
1
Язык в действии (4 ч)
Выделяем голосом важные слова
1
Как можно играть
1
звуками
Где поставить ударение
1
Как сочетаются слова
1
Секреты речи и текста (1 ч)
Сравниваем тексты
1
Итого:16 ч

11

учётом

Сброшюровано
11 листов

12

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».