Приложение №3 к АООП НОО ЗПР (вариант 7.1) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по родному (русскому) языку 1 класс Количество часов: 16 Составители: 1) Алимпиева Жанна Викторовна, учитель начальных классов, ВК 2) Берсенёва Ксения Алексеевна, учитель начальных классов, 1 КК г. Богданович Пояснительная записка Учебный предмет «Родной язык (русский)» входит в предметную область «Филология». Его освоение представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития обучающихся. Рабочая программа предназначена для обучающихся с задержкой психического развития (далее – с ЗПР. Вариант 7.1) с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский)» сохраняет основное содержание образования, но учитывает индивидуальные особенности обучающихся с ЗПР и предусматривает коррекционную направленность обучения. Учебный предмет «Родной язык (русский)» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно - нравственном развитии и воспитании младших школьников. Цель изучения учебного предмета «Родной язык (русский)» является: - расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; - осознание национального своеобразия русского языка; - формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; - воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; - овладение культурой межнационального общения; - формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических 4 единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете; - совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке; - совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; - совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, - обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; - развитие потребности к речевому самосовершенствованию; приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний. Задачи изучения учебного предмета «Родной язык (русский)»: - овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения; - развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму; - овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач; - развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребёнка; - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; - развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. Сроки получения начального общего образования обучающимися с ЗПР (вариант 7.1) пролонгированы с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей развития обучающихся данной категории и составляют 4 года. Структура рабочей программы соответствует требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык» Личностные результаты: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) 8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Личностные результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык»: - осознавать роль речи в жизни людей; - оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации; - объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.); - осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения; - осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях; оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации; - анализировать тактичность речевого поведения в семье; - объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов; - оценивать свою вежливость; - определять степень вежливости при общении людей (вежливо - невежливо грубо); 4 - осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений; - осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово; - понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова; - объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества; - осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям; - отличать истинную вежливость от показной; - адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия; - учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях; - осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах; - анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек; поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом. Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) 6) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках в открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с 5 коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать 11) возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о 12) распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) процессов овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий. Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык»: - соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности; - реализовывать простое высказывание на заданную тему; - ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих; 6 - самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари; - учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности; - делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса; - формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее); - пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова; - отличать подробный пересказ от краткого; - знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа; - пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа; - пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые - реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой слова; структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон; - реализовывать устные и письменные высказывания - описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи; - при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей; - делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса. - формулировать тему урока после предварительного обсуждения; - определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; - критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии; - осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач; - учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия; 7 - анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения; - продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры; перерабатывать - информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста; - осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план; - анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов; - аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты; - продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод; - знать основные приёмы подготовки устного выступления - учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.; - пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио-,видео -) сопровождением; - в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства. - формулировать задачу урока после предварительного обсуждения; оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; - анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении; - осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета; - анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов; - классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные; - реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности 8 - признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; - различать описания разных стилей - делового и художественного; - продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи; - анализировать словарные статьи; - реализовывать словарные статьи к новым словам; - осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного; - воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное; - анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие; - слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы; - редактировать текст с недочётами. Предметные результаты освоения курса «Родной (русский) язык» 1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; 2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; 3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке, как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях функционирования, освоение основных единиц грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; 4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач; 5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. К концу обучения ученик научится: 9 - распознавать и вести этикетный диалог; - отличать текст от набора предложений, записанных как текст; - находить по абзацным отступам смысловые части текста; - выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам; - осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их; - выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста; сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, - рисунков, опорных слов; сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте; - определять тему, основную мысль несложного текста; - определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку); - подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью); - анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика; - разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника; - сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй; - знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления; - реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации; - продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение; - вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе; К концу обучения обучающийся получит возможность научиться: - оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения; - давать оценку невежливому речевому поведению. - знать особенности диалога и монолога; - анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах; - использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах; 10 - знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка); - пользоваться основными способами правки текста. - анализировать типичную структуру рассказа; - рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни; - знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки; - продуцировать простые информационные жанры (типа что-где-когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации; - объяснять значение фотографии в газетном тексте; - реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с коммуникативной ситуации. Тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Тема Кол-во часов Секреты речи и текста (5 ч) Как люди общаются друг с другом 1 Вежливые слова 1 Как люди 1 приветствуют друг друга Зачем людям имена 1 Спрашиваем и отвечаем 1 Русский язык: прошлое и настоящее ( 6 ч) Как писали в старину 1 Как писали в старину 1 Дом в старину: что как называлось 1 Дом в старину: что как называлось 1 Во что одевались в старину 1 Во что одевались в старину 1 Язык в действии (4 ч) Выделяем голосом важные слова 1 Как можно играть 1 звуками Где поставить ударение 1 Как сочетаются слова 1 Секреты речи и текста (1 ч) Сравниваем тексты 1 Итого:16 ч 11 учётом Сброшюровано 11 листов 12 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)