21 Адаптир. рабоч. программа по русскому языку 7.1 1кл

Приложение №1
к АООП НОО
ЗПР (вариант 7.1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
1 класс

Количество часов: 132
Составители:
1) Алимпиева Жанна Викторовна, учитель начальных классов, ВК
2) Берсенёва Ксения Алексеевна, учитель начальных классов, 1 КК

г. Богданович

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ (вариант
7.1) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Программы общеобразовательных учреждений Русский язык: программа 1-4 классы
/Предметная линия учебников « Школа России» В. П. Канакина, В.Г. Горецкий, М. В.
Бойкина и др./ «М. Просвещение», 2011; Сборника рабочих программ «Школа России» 14 классы. /М.Просвещение/; учебника Русский язык. 1 класс 1,2ч / Канакина В.П.,
Горецкий В.Г. / М.: Просвещение/2019г, Рекомендовано Министерством образования и
науки РФ.
Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение русского языка в 1
классе отводится 132ч (4 ч в неделю), 33 учебные недели.
Реализация адаптированной рабочей программы предполагает, что обучающийся с
ОВЗ (вариант 7.1) (ЗПР) получает образование, полностью соответствующее по итоговым
достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих
ограничений по возможностям здоровья. Нормативный срок обучения 4 года.
Вариант 7.1 образовательной программы адресован обучающимся с ЗПР,
достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого
возрастной норме, позволяющего освоить образовательную программу начального общего
образования совместно с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям
здоровья, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Одним из важнейших условий
включения обучающегося с ЗПР в среду сверстников без ограничений здоровья является
устойчивость форм адаптивного поведения.
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания
для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей обучающихся с
ЗПР. Специальные условия получения начального общего образования включают
использование адаптированных образовательных программ, специальных методов
обучения и воспитания, проведение индивидуальных и групповых коррекционноразвивающих занятий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательной
программы обучающимися с ЗПР.
Адаптация программы предполагает введение коррекционных мероприятий, четко
ориентированных

на

удовлетворение

особых

образовательных

потребностей

обучающихся с ЗПР, и введение требований к освоению ими программы коррекционной
работы.
2

Основные задачи реализации содержания учебного предмета «Русский язык»:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи,
коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к
творческой деятельности.
Специфические образовательные потребности для обучающихся с ОВЗ (вариант
7.1)
- организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и
навыков обучающимися с учетом темпа учебной работы («пошаговом» предъявлении
материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов,
приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и
компенсации индивидуальных недостатков развития);
- учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение
индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве
обучающихся с ЗПР;
-

постоянный

сформированности

(пошаговый)

социальной

мониторинг

компетенции

результативности

обучающихся,

образования

уровня

и

и

динамики

психофизического развития;
- обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной
деятельности

обучающегося

с

ЗПР,

продолжающегося

до

достижения

уровня,

позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
- постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к
себе, окружающему предметному и социальному миру;
- постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний,
в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые
ситуации взаимодействия с действительностью;
- постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм
поведения;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и
поведения;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование
способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию
3

возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь
взрослого;
- развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения
и взаимодействия со сверстниками, взрослыми, формирование навыков социально
одобряемого поведения.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых
установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и
мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности
и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников
основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения,
интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом

социализации

личности.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы
лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность
выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и
формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического
мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и
письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного,
безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностные результаты


осознание роли языка и речи в жизни людей;



эмоциональное «проживание» текста, выражение свои эмоции;



понимание эмоции других людей, сочувствие, сопереживание;



высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их

поступкам.
Метапредметными

результатами изучения курса

«Русский язык» является

формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:


определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
4



проговаривать последовательность действий на уроке;



учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с

материалом учебника;


учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:


ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных

обозначениях);


находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;



делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;



преобразовывать

информацию

из

одной

формы

в

другую:

подробно

пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:


оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения

или небольшого текста);


слушать и понимать речь других;



выразительно читать и пересказывать текст;



договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и

общения и следовать им;


учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,

исполнителя).
Предметными

результатами

изучения

курса

«Русский

язык»

является

сформированность следующих умений:


отличать текст от набора предложений, записанных как текст;



осмысленно, правильно читать целыми словами;



отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;



подробно пересказывать текст;



составлять устный рассказ по картинке;



вычленять слова из предложений;



вычленять звуки из слова, правильно их произносить;



различать гласные и согласные звуки и буквы;



правильно называть мягкие и твердые согласные звуки в слове и вне слова;



обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, е, ю, я, и

мягким знаком;


называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударный;

согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные);
5



не смешивать понятия «звук» и «буква»;



переносить слово по слогам;



делить слово на слоги, ставить ударение;



определять количество букв и звуков в слове;



писать заглавную букву в начале предложения, в именах и фамилиях;



ставить пунктуационные знаки конца предложения;



списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие

предложения, используя правильные начертания букв, соединения.
Содержание учебного предмета.
Письмо.
Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики
пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться в пространстве
листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных
прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным
письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с
их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания
текста. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами,
знака переноса.
Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное,
выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям
тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серии
картин, репродукции картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.
Фонетика и орфография.
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и
безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение
парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и
глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости
согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный-согласный;
гласный ударный - безударный; согласный твёрдый – мягкий, парный - непарный;
согласный

звонкий

Слогообразующая

–

роль

глухой,
гласных

парный

–

звуков.

непарный.
Словесное

Деление
и

слов

логическое

на

слоги.

ударение

в

предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и
сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Фонетический анализ слова.
6

Графика.
Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных
звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ. Установление соотношения
звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными
е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных
графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца),
пунктуационных знаков (в пределах изученного). Знание алфавита: правильное называние
букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями,
справочниками, каталогами.
Лексика.
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение
которых требует уточнения. Работа с разными словарями. Различение слова и
предложения.
Синтаксис.
Работа над предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в
предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Подготовка к усвоению морфологии.
Слова – названия предметов и явлений; слова – названия признаков предметов;
слова – названия действий предметов.
Орфография и пунктуация.
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов
проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование
орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:


сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;



сочетания чк-чн, чт, нч, щн и др.;



перенос слов;



прописная буква в начале предложения, в именах собственных;



парные звонкие и глухие согласные в корне слова;



непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне



непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;



разделительный ь;



знаки

слов);

препинания

в

конце

предложения:

восклицательный знаки.
7

точка,

вопросительный

и

Развитие речи.
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения,
его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведениями разговора.
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения, в том
числе при обращении с помощью средств ИКТ. Умение строить устное монологическое
высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи. Текст.
Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Создание
собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Слова с непроверяемыми написаниями.
Ворона, воробей, весело, девочка, дежурный, деревня, заяц, карандаш, класс,
классный, корова, лисица, машина, медведь, молоко, пальто, пенал, петух, русский,
собака, сорока, ученик, тетрадь, ученица, учитель, хорошо.
Тематическое планирование
№

1.
2.
3.

Наименование разделов
Блок «Письмо»
Добукварный (подготовительный) период.
Букварный (основной) период.
Послебукварный период.

Количество
часов
14
48
30
92

Блок «Русский язык»

1.
2.
3.
4.
5.

Наша речь.
Текст, предложение, диалог.
Слова, слова, слова …
Слово и слог. Ударение
Звуки и буквы

Общее количество часов

8

1
2
3
5
34
40
132 ч.

№п/
п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.

Тематическое планирование по русскому языку (письму)
Тема
Добукварный период (14 ч)
Прописи – первая учебная тетрадь.
Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.
Письмо овалов и полуовалов.
Рисование бордюров.
Письмо длинных прямых наклонных линий.
Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой
наклонной линии с закруглением внизу (вправо).
Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных
линий.
Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких
наклонных линий с закруглением вверху влево и внизу вправо. Письмо наклонных
линий с петлей вверху и внизу.
Письмо наклонных линий с петлей вверху и внизу. Письмо полуовалов, их
чередование. Письмо овалов.
Строчная и заглавная буква А,а.
Строчная и заглавная буква О,о.
Строчная и заглавная буква И, и.
Строчная буква ы.
Строчная и заглавная буква У,у.
Букварный период (48 ч)
С
Б трочная и заглавная буква Н, н.
Строчная и заглавная буква С, с.
Строчная и заглавная буква К, к.
Строчная и заглавная буква Т, т.
Строчная и заглавная буква Л, л.
Повторение и закрепление изученных букв Нн, Сс, Кк, Тт, Лл.
Строчная и заглавная буква Р, р.
Строчная и заглавная буква В, в.
Строчная и заглавная буква Е, е.
Строчная и заглавная буква П, п.
Строчная буква и заглавная буква М, м.
Строчная и заглавная буква З, з.
Строчная и заглавная буква З, з.
Строчная и заглавная буква Б, б.
Строчная и заглавная буква Б, б.
Строчная и заглавная буква Б, б.
Строчная и заглавная буква Д, д.
Строчная и заглавная буква Д, д.
Строчная буква я.
Заглавная буква Я.
Строчная и заглавная буква Г г
Строчная и заглавная буква Г г
Строчная буква ч.
Заглавная букваЧ.
Буква ь.
Строчная буква ш.
Заглавная буква Ш.

42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.

Строчная и заглавная буква Шш.
Строчная и заглавная буква Жж.
Строчная и заглавная буква Жж.
Строчная и заглавная буква Ё ё
Строчная и заглавная буква Ё ё
Строчная и заглавная буква Й й.
Строчная буква х.
Заглавная буква Х.
Строчная и заглавная буква Х х.
Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв.
Строчная и заглавная буква Ю ю.
Строчная и заглавная буква Ю ю.
Строчная буква ц.
Заглавная буква Ц.
Письмо слогов и слов с буквами Цц и другими изученными буквами.
Строчная буква э.
Заглавная буква Э.
Строчная и заглавная буква Щ щ
Строчная и заглавная буква Фф.
Строчная и заглавная буква Фф.
Строчные буквы ь, ъ.
Послебукварный период (30 ч)
Знакомство с рабочей тетрадью. Рабочая строка. Правила оформления работы.
Азбука. Написание строчных и заглавных букв. Классификация букв на основе
существенных признаков.
Списывание с письменного текста. Оценка результатов работы.
Списывание с печатного текста. Оценка результатов работы.
Слог. Перенос слов.
Перенос слов. Упражнение в переносе слов по слогам.
Заглавная буква в именах собственных, в начале предложения.
Упражнение в написании имен собственных в предложении.
Знаки препинания в конце предложения. Точка, вопросительный, восклицательный
знаки. Упражнение в постановке различных знаков препинания в конце предложения.
Развитие речи. Упражнение в составлении предложений по цели высказывания.
Отработка выразительного чтения (работа над интонацией)
Подготовка к тесту. Выполнение тестовой работы на базовом и повышенном уровне.
Шипящие согласные звуки ж,ш,ч,щ.
Сочетания жи-ши. Упражнение в написании сочетаний.
Сочетания ча-ща. Упражнение в написании сочетаний.
Сочетания чу-щу. Упражнение в написании сочетаний.
Сочетания чк-чн. Упражнение в написании сочетаний.
Подготовка к тесту. Выполнение тестовой работы на базовом и повышенном уровне.
Ь – показатель мягкости. Упражнение в написании ь на конце и в середине слов.
Ь – показатель мягкости. Упражнение в написании ь на конце и в середине слов.
Подготовка к тесту. Выполнение тестовой работы на базовом и повышенном уровне.
Парные звонкие и глухие согласные.
Парные звонкие и глухие согласные. Обозначение парных согласных звуков на
конце слова.
Парные звонкие и глухие согласные. Обозначение парных согласных звуков на
конце слова.
10

86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.

7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.

Подготовка к тесту. Выполнение тестовой работы на базовом и повышенном уровне.
Гласные звуки в ударных и безударных слогах и обозначение их на письме.
Гласные звуки в ударных и безударных слогах и обозначение их на письме.
Подготовка к тесту. Выполнение тестовой работы на базовом и повышенном уровне.
Слова-названия, слова-признаки, слова-действия. Классификация по группам на
основе существенных признаков.
Слова-названия, слова-признаки, слова-действия. Классификация по группам на
основе существенных признаков.
Подготовка к тесту. Выполнение тестовой работы на базовом и повышенном уровне.
Тематическое планирование по русскому языку
Название разделов
Наша речь (1 ч)
Наша речь. Устная и письменная речь
Текст, предложение, диалог (2ч)
Текст и предложение
Диалог
Слова, слова, слова…(3ч)
Роль слов в речи. «Вежливые» слова
Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов
Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению
слова
Слово и слог. Ударение (5 ч)
Слог как минимальная произносительная единица
Деление слов на слоги
Перенос слов
Ударение
Ударные и безударные слоги
Звуки и буквы (34 ч)
Звуки и буквы. Русский алфавит
Гласные звуки и буквы
Буквы Е,Ё,Ю,Я
Гласные звуки и буквы. Слова с буквой Э
Обозначение ударного гласного буквой на письме
Особенности проверочных и проверяемых слов
Правописание гласных в ударных и безударных слогах
Правописание гласных в ударных и безударных слогах
Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука
Согласные буквы и звуки
Слова с удвоенными согласными
Слова с буквами И и Й
Твёрдые и мягкие согласные звуки
Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки
Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки
Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком
Обозначение мягкости согласных звуков Ь. Перенос слов с Ь
Восстановление текста с нарушенным порядком предложений
Глухие и звонкие согласные звуки
Парные глухие и звонкие согласные звуки
11

32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.

Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов
Правописание парных согласных звуков на конце слов
Правописание парных согласных звуков на конце слов
Шипящие согласные звуки. Проект «Скороговорки»
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ
Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
Заглавная буква в словах
Повторение и обобщение изученного материала

12

Сброшюровано
12 листов.

13

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».