3 Адаптир. рабоч. программа по родному языку (русскому) 7.2 1-4 кл

Приложение № 3
к АООП НОО
ЗПР (7.2)

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному (русскому) языку
1-4 класс
(ВАРИАНТ 7.2)

Количество часов 83
Составители:
Алимпиева Жанна Викторовна, учитель начальных классов, ВК
Архипова Марина Александровна, учитель начальных классов, 1КК
Мужева Ирина Петровна, учитель начальных классов, ВК
Швецова Эльвира Юрьевна, учитель начальных классов, 1 КК

г.Богданович

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» разработана на
основе:

–

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании

в

Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); Федеральный
закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

–

Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках

народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185- ФЗ);

–
октября

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
2009

г.

№

373

«Об

утверждении

федерального

государственного

образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа
Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);

–
декабря

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
2010

г.

№

1897

«Об

утверждении

федерального

государственного

образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа
Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);

–

Основной общеобразовательной программы начального общего образования

МОУ-СОШ № 4 г. Богданович;

–

Авторской программы «Русский родной язык» и является приложением к

Адаптированной

основной

общеобразовательной

программе

начального

общего

образования учащихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) МОУ-СОШ № 4
г. Богданович.

–

Федерального государственного образовательного стандарта начального

общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказа
Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования по учебному предмету
«Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и
литературное чтение на родном языке».
Программа отражает содержание обучения по предмету «Русский родной язык», с
учетом особых образовательных потребностей учащихся с задержкой психического
развития

(ЗПР).

Сущность

специфических
2

для

варианта

7.2

образовательных

потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих
разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по
годам обучения и в календарно-тематическом планировании.
Учебный предмет «Родной язык (русский)» входит в предметную область
«Филология». Его освоение представляет

собой

первоначальный

этап системы

лингвистического образования и речевого развития обучающихся.
Рабочая программа предназначена для обучающихся с задержкой психического
развития (далее – с ЗПР. Вариант 7.2) с учетом особенностей психофизического развития,
индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию. Рабочая программа учебного предмета
«Родной язык (русский)» сохраняет основное содержание образования, но учитывает
индивидуальные особенности обучающихся с ЗПР и предусматривает коррекционную
направленность обучения.
Учебный предмет «Родной язык (русский)» играет важную роль в реализации
основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской
идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к
организации своей деятельности; духовно - нравственном развитии и воспитании
младших школьников.
Целью изучения учебного предмета «Родной язык (русский)» является:

–

расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и

культурной ценности народа;

–

осознание национального своеобразия русского языка;

–

формирование

познавательного

интереса,

любви,

уважительного

отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;

–

воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов

России;

–

овладение культурой межнационального общения;

–

формирование первоначальных представлений о национальной специфике

–

языковых

единиц

русского

языка

(прежде

всего

лексических

и

фразеологических 4 единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах
русского литературного языка и русском речевом этикете;

–

совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых

единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения

–

особенностей картины мира, отраженной в языке;
3

–

совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный

информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

–

совершенствование коммуникативных умений и культуры речи,

–

обеспечивающих владение русским литературным языком в разных

ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя
речи;

–

развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

–

приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому

языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Задачи изучения учебного предмета «Родной язык (русский)»:

–

овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их

применения;

–

развитие

устной

и

письменной

коммуникации,

способности

к

осмысленному чтению и письму;

–

овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для

решения соответствующих возрасту житейских задач;

–

развитие способности к словесному самовыражению на уровне,

–

соответствующем возрасту и развитию ребёнка;

–

формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии

–

языкового и культурного пространства России, о языке как основе

национального самосознания;

–

развитие диалогической и монологической устной и письменной речи,

коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к
творческой деятельности.
Сроки получения начального общего образования обучающимися с ЗПР (вариант
7.2) пролонгированы с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных
особенностей развития обучающихся данной категории и составляют 5 лет. Структура
рабочей программы соответствует требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного
предмета
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» направлено на
удовлетворение потребности обучающихся с ОВЗ (с ЗПР. Вариант 7.2.) в изучении
родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней.
Учебный предмет «Родной язык (русский)» не ущемляет права тех обучающихся с ОВЗ (с
4

ЗПР. Вариант 7.2.), которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное
время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время
для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании рабочей программы «Родной язык (русский)» предусматривается
расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству
языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне
существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и
культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает
социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые
аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую
обусловленность.
Важнейшими задачами рабочей программы «Родной язык (русский) являются
приобщение обучающихся с ОВЗ (с ЗПР. Вариант 7.2.), к фактам русской языковой
истории

в

связи

с

историей

русского

народа,

формирование

первоначальных

представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в
контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов
России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о
национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей,
поведенческих стереотипов, что способствует воспитанию патриотического чувства,
гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам
других народов нашей страны и мира.
Содержание рабочей программы «Родной язык (русский)» направлено на
формирование представлений

о языке как

живом, развивающемся явлении, о

диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных
характеристик литературного языка.
Целевыми установками рабочей программы «Родной язык (русский)» являются:

–

совершенствование у обучающихся с ОВЗ (с ЗПР. Вариант 7.2.) как

носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие
языковой интуиции;

–

изучение исторических фактов развития языка;

–

расширение представлений о различных методах познания языка (учебное

лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.);

–

включение обучающихся с ОВЗ (с ЗПР. Вариант 7.2.) в практическую

речевую деятельность.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:
5

Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее»
– включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского
языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов.
Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры
народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и
специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.
Второй блок – «Язык в действии»
– включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых
единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и
практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах
современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к
нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование
умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение
культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка
(в

рамках

изученного);

развитие

ответственного

и

осознанного

отношения

к

использованию русского языка во всех сферах жизни.
Третий блок – «Секреты речи и текста»
– связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их
взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями
определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением
практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных
центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать,
анализировать

предлагаемые

тексты

и

создавать

собственные

тексты

разных

функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане
Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к
предметным

результатам

освоения

основной

образовательной

программы,

представленной в федеральном государственном образовательном стандарте начального
общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объёме 83 часа (16 часов
в 1-1 дополнительном классах, по 17 часов во 2-4 классах).
Планируемые результаты предметной области «Русский родной язык» на
уровне начального общего образования
Планируемые результаты освоения программы 1-го класса
Изучение предмета «Русский родной язык» в 1-м классе должно обеспечивать
достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями
6

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно
знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными
и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения
содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 1-м классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на
уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и
навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце первого года изучения курса русского родного языка в начальной школе
обучающийся научится:

–

при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и

настоящее»:

–

распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта

(дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

–

использовать словарные статьи учебного пособия для определения

лексического значения слова;

–

понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с

изученными темами;

–

при реализации содержательной линии «Язык в действии»: произносить

слова с правильным ударением (в рамках изученного); осознавать смыслоразличительную
роль ударения;

–

при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

различать этикетные формы обращения

в

официальной

и неофициальной

речевой

ситуации;

–

владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приёмами слушания
научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского
народа;

–

анализировать

информацию

прочитанного

и

прослушанного

текста:

выделять в нём наиболее существенные факты.
Планируемые результаты освоения программы 1-го дополнительного класса
Изучение предмета «Русский родной язык» в 1-м дополнительном классе должно
обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с
7

требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими
именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными,
регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в
ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 1-м
дополнительном классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на
уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и
навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце первого года изучения курса русского родного языка в начальной школе
обучающийся научится:

–

при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и

настоящее»:

–

распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта

(дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

–

использовать словарные статьи учебного пособия для определения

лексического значения слова;

–

понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с

изученными темами;

–

при реализации содержательной линии «Язык в действии»: произносить

слова с правильным ударением (в рамках изученного); осознавать смыслоразличительную
роль ударения;

–

при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

различать этикетные формы обращения

в

официальной

и неофициальной

речевой

ситуации;

–

владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приёмами слушания
научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского
народа;

–

анализировать

информацию

прочитанного

и

прослушанного

текста:

выделять в нём наиболее существенные факты.
Планируемые результаты освоения программы 2-го класса
Изучение предмета «Русский родной язык» во 2-м классе должно обеспечивать
8

достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями
Федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно
знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными
и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения
содержания учебного предмета «Русский родной язык» во 2-м классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на
уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и
навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце второго года изучения курса русского родного языка в начальной школе
обучающийся научится: при реализации содержательной линии «Русский язык:
прошлое и настоящее»:

–

распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта

(одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение
устаревших слов по указанной тематике; использовать словарные статьи учебного
пособия для определения лексического значения слова;

–

понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными

темами;

–

понимать значения фразеологических оборотов, связанных с изученными

темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого
общения;

–

при реализации содержательной линии «Язык в действии»: произносить

слова с правильным ударением (в рамках изученного); осознавать смыслоразличительную
роль ударения;

–

проводить

синонимические

замены

с

учётом

особенностей

текста;

пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения
слова;

–

пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного

написания слов;

–

при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации;

–

владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание,
9

похвала, просьба, извинение, поздравление; использовать в речи языковые средства для
свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных
текстов об истории языка и о культуре русского народа;

–

анализировать

информацию

прочитанного

и

прослушанного

текста:

отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты;
устанавливать логическую связь между фактами; создавать тексты-инструкции с опорой
на предложенный текст; создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии
в народных праздниках.
Планируемые результаты освоения программы 3-го класса
Изучение предмета «Русский родной язык» в 3-м классе должно обеспечивать
достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями
Федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно
знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными
и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения
содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 3-м классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на
уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и
навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце третьего года изучения курса русского родного языка в начальной школе
обучающийся научится:

–

при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и

настоящее»:

–

распознавать слова с национально-культурным компонентом значения

(лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми;
слова, называющие природные явления и растения; слова, называющие занятия людей;
слова, называющие музыкальные инструменты);

–

распознавать

русские

традиционные

сказочные

образы,

эпитеты

и

сравнения; наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного
творчества и произведениях детской художественной литературы;

–

использовать словарные статьи учебного пособия для определения

лексического значения слова;

–

понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными
10

темами;

–

понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными

темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого
общения;

–

использовать собственный словарный запас для свободного выражения

мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

–

при реализации содержательной линии «Язык в действии»: произносить

слова с правильным ударением (в рамках изученного); выбирать из нескольких
возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету
или явлению реальной действительности;

–

проводить

синонимические

замены

с

учётом

особенностей

текста;

правильно употреблять отдельные формы множественного числа имен существительных;

–

пользоваться

учебными

толковыми

словарями

для

определения

лексического значения слова;

–

пользоваться орфографическим словарём для

определения

нормативного

написания слов;

–

при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации;

–

владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание,
похвала, просьба, извинение, поздравление;

–

использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей

и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

–

владеть

различными

приёмами

слушания

научно-познавательных

и

художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;

–

анализировать

информацию

прочитанного

и

прослушанного

текста:

отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты,
устанавливать логическую связь между фактами; создавать тексты-повествования об
участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;

–

оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения

точного, уместного и выразительного словоупотребления;

–

соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать

причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;
11

приводить объяснения заголовка текста;

–

редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или

с целью более точной передачи смысла.
Планируемые результаты освоения программы 4-го класса
Изучение предмета «Русский родной язык» в 4-м классе должно обеспечивать
достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями
Федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно
знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными
и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения
содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 4-м классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на
уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и
навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце четвёртого года изучения курса русского родного языка в начальной школе
обучающийся научится: при реализации содержательной линии «Русский язык:
прошлое и настоящее»:

–

распознавать слова с национально-культурным компонентом значения

(лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с
качествами и чувствами людей; родственными отношениями);

–

распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения

в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной
литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;

–

использовать словарные статьи учебного пособия для определения

лексического значения слова;

–

понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными

темами;

–

понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными

темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого
общения;

–

использовать собственный словарный запас для свободного выражения

мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

–

при реализации содержательной линии «Язык в действии»: соотносить

собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в
12

рамках изученного);

–

соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского

литературного языка (в рамках изученного);

–

произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует
обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

–

проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; заменять

синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица
единственного числа настоящего и будущего времени;

–

выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические

ошибки,

связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного
в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚
роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени); соблюдать
изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;

–

пользоваться

учебными

толковыми

словарями

для

определения

лексического значения слова;

–

пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного

написания слов;

–

пользоваться

учебным

этимологическим

словарём

для

уточнения

происхождения слова;

–

при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

различать этикетные формы обращения в

официальной

и неофициальной

речевой

ситуации;

–

владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

–

использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение,

уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

–

использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей

и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

–

владеть

различными

приёмами

слушания

научно-познавательных

и

художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;

–

анализировать

информацию

прочитанного

и

прослушанного

текста:

отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты,
устанавливать логическую связь между фактами; составлять план текста, не разделённого
на абзацы;
13

–

пересказывать текст с изменением лица;

–

создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в

народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;

–

оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения

точного, уместного и выразительного словоупотребления;

–

редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или

с целью более точной передачи смысла;

–

соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать

причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;
приводить объяснения заголовка текста.
Содержание учебного предмета
1 класс (16 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6ч)
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного
русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и
заставок.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок.
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:

1)

дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница,

светлица, светец, лучина и т. д.);

2)

как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха,

сарафан, лапти и т. д.).
Раздел 2. Язык в действии (6 ч)
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за логическим ударением в
предложении.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3. Секреты речи и текста (4 ч)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая
форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как
14

приветствовать взрослого и сверстника? Как вежливо попросить? Как похвалить
товарища? Как правильно поблагодарить?).
Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках,
прибаутках).
Наблюдение за текстами разной стилистической принадлежности.
Содержание учебного предмета
1 дополнительный класс (16 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6ч)
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного
русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и
заставок.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок.
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:

3)

дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница,

светлица, светец, лучина и т. д.);

4)

как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха,

сарафан, лапти и т. д.).
Раздел 2. Язык в действии (6 ч)
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за логическим ударением в
предложении.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3. Секреты речи и текста (4 ч)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая
форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как
приветствовать взрослого и сверстника? Как вежливо попросить? Как похвалить
товарища? Как правильно поблагодарить?).
Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках,
прибаутках).
15

Наблюдение за текстами разной стилистической принадлежности.
Содержание учебного предмета
2 класс (17 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (8 ч)
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки,
санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие
домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ковш, решето, сито); 2)
слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка,
бублик, ватрушка, калач, коврижка): какие из них сохранились до нашего времени; 3)
слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка,
валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с
предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда,
одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки).
Раздел 2. Язык в действии (6 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения
в поэтическом тексте. Работа со словарём ударений.
Практическая работа. Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в
которых есть слова с необычным произношением и ударением.
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, фразеологизмов.
Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов.
Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную
образную

форму.

Разные

способы

толкования

значения

слов.

Наблюдение

за

сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста (3 ч)
Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение
инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например,
как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в
учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные
16

виды ответов: развёрнутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи:
лексический повтор, местоименный повтор.
Создание текста: развернутое толкование значения слова.
Создание текста-инструкции с опорой на предложенный текст. Создание текстовповествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных
праздниках.
Содержание учебного предмета
3 класс (17 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (9 ч)
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми
(например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).
Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия
ветра, дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова,
называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Слова, обозначающие предметы традиционной русской

культуры:

слова,

называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь). Русские
традиционные сказочные

образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка,

дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за
использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Раздел 2. Язык в действии (5 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и
различную оценку, как специфическая особенность русского языка (например, книга,
книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка,
заинька и т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода,
числа имён существительных). Существительные, имеющие только форму единственного
или только форму множественного числа (в рамках изученного). Практическое овладение
нормами употребления отдельных грамматических форм имён существительных
(например, форм родительного падежа множественного числа). Практическое овладение
нормами правильного и точного употребления предлогов с пространственным значением,
17

образования предложно-падежных форм существительных.
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (3 ч)
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастерклассах, связанных с народными промыслами.
Создание

текстов-рассуждений

с

использованием

различных

способов

аргументации (в рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания
и формы (в пределах изученного в основном курсе).
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их
фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.
п.).
Содержание учебного предмета
4 класс (17 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 ч)
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный,
доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка,
братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с
качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями, занятиями
людей (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.).
Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов,
имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.
Русские

традиционные

эпитеты:

уточнение

значений,

наблюдение

за

использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира.
Русские слова в языках других народов.
Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение
опыта поиска информации о происхождении слов.) Сравнение толкований слов в словаре
В. И. Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов.
Раздел 2. Язык в действии (4 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов в речи).
18

Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа, настоящего и
будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией
синтаксических

конструкций

на

уровне

словосочетаний

и

предложений

(на

пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного).
Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (7 ч)
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. Особенности
озаглавливания сообщения.
Составление плана текста, не разделённого на абзацы. Информационная
переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и
собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление
чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных
словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).

19

Тематическое планирование по учебному предмету «Родной русский язык»
Тематическое планирование
1 класс (16 ч.)
№
урока

Тема

Содержание

Материалы КолЭтап
учебного
во
обучения
пособия часов
5
и §1
1
Обучение
грамоте

Секреты речи и текста
1.
Как
люди Общение.
Устная
общаются друг письменная речь
с другом
2.
Вежливые
Стандартные
обороты
слова
речи для участия в
диалоге
(Как
приветствовать
взрослого и сверстника?
Как
вежливо
попросить?
Как
похвалить товарища?
Как
правильно
поблагодарить?)
3.
Как
люди Секреты диалога: учимся
приветствуют
разговаривать друг с
друг друга
другом и со взрослыми
4.
Зачем
людям Имена в малых жанрах
имена
фольклора
5.
Спрашиваем и Цели и виды вопросов
отвечаем
(вопрос-уточнение,
вопрос как запрос на
новое содержание)
Русский язык: прошлое и настоящее
6-7. Как писали в Особенности оформления
старину
книг в Древней Руси:
оформление
красной
строки
и
заставок.
Сведения об истории
русской письменности:
как появились буквы
современного русского
алфавита. Практическая
работа
«Оформление
предложенных красных
срок и заставок»
8-9. Дом в старину: Слова,
обозначающие
что
как предметы традиционного
называлось
русского быта. Дом в
старину:
что
как
называлось (изба, терем,
хоромы,
горница,
светлица, светец, лучина
и т. д.)
20

§2

1

Обучение
грамоте

§3

1

Обучение
грамоте

§4

1

§5

1

Обучение
грамоте
Обучение
грамоте

§ 10

§ 11

6
2

Обучение
грамоте

2

Обучение
грамоте

10-11. Во
одевались
старину

Слова,
обозначающие
предметы традиционного
русского
быта.
Как
называлось то, во что
одевались в старину
(кафтан, кушак, рубаха,
сарафан, лапти и т. д.)

§ 12

Роль
ударения

логического

§6

Звукопись стихотворном
художественном тексте
14.
Смыслоразличительная
роль ударения
15.
Наблюдение
за
сочетаемостью
слов
(пропедевтическая
работа
по
предупреждению ошибок
в сочетаемости слов)
Секреты речи и текста
16. Сравниваем
Сопоставление текстов
тексты
ИТОГО

12.

13.

что
в

Язык в действии
Выделяем
голосом важные
слова
Как
можно
играть звуками
Где поставить
ударение
Как сочетаются
слова

2

Обучение
грамоте

1

Русский
язык

§7

1

§8

1

§9

1

Русский
язык
Русский
язык
Русский
язык

4

1
§ 13

1

Русский
язык

16

Тематическое планирование
1 дополнительный класс (16 ч.)
№
Тема
урока

1.

2.

3.

4.

Содержание

Материалы Кол- Этап
учебного
во
обучения
пособия
часов
5
и§1
1
Обучение
грамоте

Секреты речи и текста
Как
люди Общение.
Устная
общаются друг письменная речь
с другом
Вежливые
Стандартные
обороты § 2
слова
речи для участия в
диалоге
(Как
приветствовать
взрослого и сверстника?
Как вежливо попросить?
Как
похвалить
товарища?
Как
правильно
поблагодарить?)
Как
люди Секреты диалога: учимся § 3
приветствуют
разговаривать друг с
друг друга
другом и со взрослыми
Зачем
людям Имена в малых жанрах § 4
имена
фольклора
21

1

Обучение
грамоте

1

Обучение
грамоте

1

Обучение
грамоте

Спрашиваем и Цели и виды вопросов
отвечаем
(вопрос-уточнение,
вопрос как запрос на
новое содержание)
Русский язык: прошлое и настоящее
6-7.
Как писали в Особенности оформления
старину
книг в Древней Руси:
оформление
красной
строки
и
заставок.
Сведения об истории
русской
письменности:
как появились буквы
современного
русского
алфавита. Практическая
работа
«Оформление
предложенных красных
срок и заставок»
8-9.
Дом в старину: Слова,
обозначающие
что
как предметы традиционного
называлось
русского быта. Дом в
старину:
что
как
называлось (изба, терем,
хоромы,
горница,
светлица, светец, лучина
и т. д.)
10-11. Во
что Слова,
обозначающие
одевались
в предметы традиционного
старину
русского
быта.
Как
называлось то, во что
одевались
в
старину
(кафтан, кушак, рубаха,
сарафан, лапти и т. д.)
Язык в действии
12.
Выделяем
Роль
логического
голосом
ударения
важные слова
13.
Как
можно Звукопись стихотворном
играть звуками художественном тексте
14.
Где поставить Смыслоразличительная
ударение
роль ударения
15.
Как сочетаются Наблюдение
за
слова
сочетаемостью
слов
(пропедевтическая работа
по
предупреждению
ошибок в сочетаемости
слов)
Секреты речи и текста
16.
Сравниваем
Сопоставление текстов
тексты
ИТОГО
5.

22

§5

1

§ 10

6
2

§ 11

2

Обучение
грамоте

§ 12

2

Обучение
грамоте

§6

4
1

§7

1

§8

1

§9

1

§ 13

1
1
16

Обучение
грамоте

Обучение
грамоте

Русский
язык
Русский
язык
Русский
язык
Русский
язык

Русский
язык

Тематическое планирование
2 класс (17 ч.)
№
Тема
урока

Содержание

Материалы
учебного
пособия

Русский язык: прошлое и настоящее
1.
По
одёжке Слова, обозначающие предметы § 1
встречают…
традиционного русского быта: как
называлось то, во что раньше
одевались дети.
2.
Ржаной хлебушко Слова, называющие то, что ели в § 2
калачу дедушка.
старину: какие из них сохранились
3.
Если хорошие щи, до нашего времени. Пословицы, § 3
фразеологизмы,
так другой пищи поговорки,
возникновение которых связано с
не ищи.
4.
Каша – кормилица едой.
§4
наша.
5.
Любишь кататься, Слова,
называющие
детские § 5
люби и саночки забавы,
игрушки.
Пословицы,
возить
поговорки,
фразеологизмы,
возникновение которых связано с
детскими забавами
6.
Делу время, потехе Слова,
называющие
игры и § 6
час
игрушки. Пословицы, поговорки,
фразеологизмы,
возникновение
которых связано с детскими играми
и игрушками
7.
В решете воду не Слова, обозначающие предметы § 7
удержишь
традиционного русского быта –
домашнюю утварь. Пословицы,
поговорки,
фразеологизмы,
возникновение которых связано с
домашней утварью
8.
Самовар
кипит, Слова, обозначающие предметы § 8
уходить не велит
традиционного русского быта:
слова, связанные с традицией
русского чаепития
Язык в действии
9.
Помогает
ли Смыслоразличительная
роль § 9
ударение
ударения
различать слова?
10.
Для чего нужны Обогащение активного и пассивного § 10
синонимы?
словарного
запаса.
Проведение
синонимических замен с учётом
особенностей текста
11.
Для чего нужны Обогащение активного и пассивного § 11
антонимы?
словарного
запаса.
Уточнение
лексического значения антонимов
12.
Как
появились Сравнение русских пословиц и § 12
пословицы
и поговорок
с
пословицами
и
фразеологизмы?
поговорками
других
народов.
23

Кол-во
часов
8
1

1
1

1
1

1

1

1

6
1

1

1

1

Как
можно
объяснить
значение слова?
14.
Встречается ли в
сказках и стихах
необычное
ударение?
Секреты речи и текста
15.
Учимся
вести
диалог
13.

16.

17.

Составляем
развёрнутое
толкование
значения слова
Устанавливаем
связь
предложений
в
тексте.
Создаём
текстыинструкции
и
текстыповествования.
ИТОГО

Сравнение
фразеологизмов,
имеющих в разных языках общий
смысл, но различную образную
форму
Разные способы толкования значения § 13
слов
Наблюдение за изменением места § 14
ударения в поэтическом тексте.
Работа со словарём ударений
Приёмы
общения:
убеждение, § 15
уговаривание, просьба, похвала и др.
сохранение инициативы в диалоге,
уклонение
от
инициативы,
завершение диалога и др. (например,
как правильно выразить несогласие;
как убедить товарища). Особенности
русского
речевого
этикета.
Устойчивые этикетные выражения в
учебно-научной
коммуникации:
формы обращения; использование
обращения ты и вы
Создание
собственного
текста: § 16
развёрнутое толкование значения
слова
Связь предложений в тексте. § 17-18
Практическое овладение средствами
связи:
лексический
повтор,
местоименный повтор.
Создание текстов-инструкций
с
опорой на предложенный текст.
Создание
текстов-повествований:
заметки о посещении музеев;
повествование
об
участии
в
народных праздниках.

1

1

3
1

1

1

17
Тематическое планирование
3 класс (17 ч.)

№
урока

Тема

Содержание

Материалы
учебного
пособия

Русский язык: прошлое и настоящее
1.
Где путь прямой, Слова, связанные с особенностями § 1
там не езди по мировосприятия
и
отношений
кривой
между людьми (правда – ложь).
Пословицы,
поговорки,
фразеологизмы,
в
которых
отражены
особенности
24

Кол-во
часов
9
1

мировосприятия
и
отношений
между людьми
2.
Кто друг прямой, Слова, связанные с особенностями § 2
тот брат родной
мировосприятия
и
отношений
между людьми (друг – недруг, брат
– братство – побратим)
3.
Дождик вымочит, Слова, называющие природные § 3
а
красно явления: образные названия дождя
солнышко
высушит
4.
Сошлись
два Слова, называющие природные § 4
друга – мороз да явления: образные названия снега
вьюга
5.
Ветер
без Слова, называющие природные § 5
крыльев летает
явления: образные названия ветра
6.
Какой лес без Слова, называющие растения
§6
чудес
7.
Дело
мастера Слова, обозначающие предметы и § 7
боится Заиграйте, явления традиционной русской § 8
мои гусли…
культуры:
слова,
называющие
занятия
людей
Слова,
обозначающие предметы и явления
традиционной русской культуры:
слова, называющие
музыкальные инструменты
8.
Что ни город, то Названия
старинных
русских § 9
норов
городов, сведения о происхождении
этих названий
9.
У земли ясно Русские традиционные сказочные § 10
солнце,
у образы, эпитеты и сравнения:
человека – слово уточнение значений, наблюдение за
использованием в произведениях
фольклора
и
художественной
литературы
Язык в действии
10.
Для чего нужны Многообразие
суффиксов, § 11
суффиксы?
позволяющих выразить различные
оттенки значения и различную
оценку,
как
специфическая
особенность русского языка
11.
Какие
Специфика
грамматической § 12
особенности рода категории
рода
имен
имён
существительных в русском языке
существительных
есть в русском
языке?
12.
Все ли имена Существительные, имеющие только § 13
существительные форму единственного или только
«умеют»
форму множественного числа
изменяться
по
числам?
13.
Как изменяются Практическое овладение нормами § 14
25

1

1

1

1
1
1

1

1

5
1

1

1

1

14.

имена
существительные
во
множественном
числе?
Зачем в русском
языке
такие
разные предлоги?

употребления форм числа имен
существительных
(родительный
падеж множественного числа)
Практическое овладение нормами § 15
правильного
и
точного
употребления
предлогов,
образования предложно-падежных
форм существительных

Секреты речи и текста
15.
Создаём тексты- Создание текстов-рассуждений с § 16
рассуждения
использованием
различных
способов аргументации (в рамках
изученного)
16.
Учимся
Редактирование
предложенных § 17
редактировать
текстов с целью совершенствования
тексты
их содержания и формы (в пределах
изученного в основном курсе)
17.
Создаём тексты- Создание текстов-повествований о § 18
повествования
путешествии по городам; об
участии
в
мастер-классах,
связанных
с
народными
промыслами
ИТОГО

1

3
1

1

1

17

Тематическое планирование
4 класс (17 ч.)
№
Тема
урока

Содержание

Материалы
учебного
пособия

Русский язык: прошлое и настоящее
1.
Не стыдно не знать, Слова, связанные с обучением. § 1
стыдно не учиться
Пословицы,
поговорки
и
фразеологизмы,
возникновение
которых связано с учением
2.
Вся семья вместе, Слова, называющие родственные § 2
так и душа на месте отношения (матушка, батюшка,
братец,
сестрица,
мачеха,
падчерица). Пословицы, поговорки
и фразеологизмы, возникновение
которых связано с качествами,
чувствами людей, с родственными
отношениями
3.
Красна
сказка Русские традиционные эпитеты: § 3
складом, а песня – уточнение значений, наблюдение за
ладом
использованием в произведениях
фольклора
и
художественной
литературы. Слова, связанные с
качествами и чувствами людей
26

Кол- во
часов
6
1

1

1

(добросердечный,
благодарный,
доброжелательный,
бескорыстный)
4.
Красное словцо не Пословицы,
поговорки
и
ложь
фразеологизмы,
возникновение
которых связано с качествами,
чувствами людей
5.
Язык языку весть Лексика, заимствованная русским
подаёт
языком из языков народов России и
мира. Русские слова в языках
других народов
6.
Представление
результатов
проектных
заданий,
выполненных при изучении раздела
Язык в действии
7.
Трудно
ли Трудные
случаи
образования
образовывать
формы 1-го лица единственного
формы глагола?
числа настоящего и будущего
времени
глаголов
(на
пропедевтическом уровне)
8.
Можно ли об одном Наблюдение
за
синонимией
и том же сказать синтаксических конструкций на
по-разному?
уровне
словосочетаний
и
предложений (на пропедевтическом
уровне)
9.
Как
и
когда История возникновения и функции
появились
знаки знаков препинания (в рамках
препинания?
изученного).
Совершенствование
навыков
правильного
пунктуационного
оформления
текста
10.
Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать поразному?»
Секреты речи и текста
11.
Задаём вопросы в Правила
ведения
диалога:
диалоге
корректные
и
некорректные
вопросы
12.
Учимся передавать Особенности озаглавливания текста
в заголовке тему и
основную
мысль
текста
13.
Учимся составлять Составление плана текста, не
план текста
разделённого на абзацы
14.
Учимся
Информационная
переработка
пересказывать текст прослушанного или прочитанного
текста: пересказ с изменением лица,
(на практическом уровне)
15-16. Учимся оценивать и Оценивание устных и письменных
редактировать
речевых высказываний с точки
тексты
зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления.
Редактирование предложенных и
собственных текстов с целью
27

§4

1

§5

1

1
§6

4
1

§7

1

§8

1

1
§9

7
1

§ 10

1

§ 11

1

§ 12

1

§ 13

2

17.

совершенствования их содержания
и формы; сопоставление чернового
и отредактированного текстов.
Практический опыт использования
учебных словарей в процессе
редактирования текста
Представление результатов выполнения проектного
задания «Пишем разные тексты об одном и том же»
ИТОГО

28

1
17

Рекомендации
По организации контроля и оценки
Процесс контроля и оценки в курсе «Русский родной язык» имеет особенности,
которые связаны с целями изучения этого курса. Курс не направлен на заучивание какихлибо фактов из истории языка – приоритетной целью является формирование
познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через
него – к родной культуре. Чрезмерная формализация и стандартизация контроля может
вызвать обратный эффект.
В ходе текущей проверки знаний целесообразно использовать критериальное
оценивание на основе критериев, которые заранее согласованы с учениками. Объектом
оценки является письменное или устное высказывание (сообщение) отдельного ученика
или группы учеников.
Критериальное оценивание – это прежде всего коммуникация «ученик– ученик»,
содержанием которой является определение степени освоения того или иного умения.
Роль учителя в таком оценивании существенно меняется: он только помогает ученикам
удерживать основную цель коммуникации- оценивания – помочь однокласснику
научиться лучше говорить, читать, писать, слушать. Именно одноклассники и учитель
становятся своеобразным зеркалом, помогающим ученику увидеть, оценить свои усилия,
обнаружить пробелы в своём опыте и понять, что делать дальше, чтобы улучшить
результаты. А это означает, что ученик активно включается в своё обучение, у него
существенно повышается мотивация.
Для учителя критериальное оценивание – это:

–

основа для оценки-поддержки учеников, а не жёсткий контроль;

–

способ получить информацию о том, как учится каждый ученик (такая

информация нужна для поиска наиболее эффективных методов обучения конкретного
ученика, конкретного класса);

–

возможность

дать

ученикам

обратную

связь

в

виде

развёрнутого

высказывания о том, как они осваивают содержание курса.
Чтобы оценивание было продуктивным, оно должно отвечать следующим
требованиям.

–

В качестве критериев оценки используются те умения, которые осваивает

ученик на уроке. Например, для оценки устного сообщения ученика может быть такой
набор критериев: точность (вся информация передана без искажения), ясность (говорить
так, чтобы тебя понимали одноклассники), чёткость (не торопиться, не «съедать
окончания», «без запинок») и т. п.
29

–

Критерии вырабатываются совместно с учениками, они должны быть

сформулированы кратко и обязательно на «детском» языке.
Когда ребёнок использует «своё» слово, осмысленное им в коммуникации с
учителем и другими детьми, он легко восстанавливает содержание критерия. Ученики
предлагают не только сами критерии, но и форму их краткой записи, что позволяет
оперативно делать пометы в тетради или на оценочном листе. Например, «детские»
критерии оценки могут выглядеть так: «Я» – ясность изложения, «Ч» – «чёткость речи» и
т. д. Ученики также делают пометы при выслушивании сообщения одноклассников,
например: «?» – есть вопрос и т. п. При отсутствии развитого навыка письма, например у
первоклассников, краткая запись даёт возможность сэкономить время, не упустив ничего
важного.
1.

В 1-м и 2-м классах для оценки по критериям у ребёнка должны быть

своеобразные «опоры» – вопросы, иллюстрации и т. п. например, после работы с текстом
педагог предлагает выполнить задание в парах: «Опираясь на прочитанный текст,
подготовьте два коротких устных сообщения. Подготовить эти сообщения вам помогут
вопросы». Для подготовки каждого из сообщений педагог предлагает по шесть вопросов,
ответы на которые и составляют основу сообщения. После того как сообщения готовы,
педагог каждому ребёнку выдаёт оценочный лист – таблицу с вопросами, рядом с
которыми ученик, выслушивая сообщение одноклассника, ставит галочку, если в
сообщении дан ответ на вопрос, и какой-то значок, отражающий правильность ответа.
Затем дети в паре обсуждают, какой информации не было в сообщении, какая передана не
совсем точно, ищут эту информацию в тексте. Далее на основании этого оценочного листа
идёт общая оценка сообщения по таким критериям:
1)

На все ли вопросы удалось ответить?

2)

Вся ли информация передана верно?

3)

Удалось ли рассказать уверенно, чётко, ясно?

Если у ребёнка что-то не получилось, то нужно очень доброжелательно обсудить,
как ему можно помочь. Учитель, наблюдая работу учеников на уроке, отмечает
продуктивные образцы взаимодействия в паре, группе (типы помощи друг другу) и делает
их предметом обсуждения всего класса. Выделение таких способов и умение построить их
обсуждение в классе, чтобы другие дети смогли ими воспользоваться, – важная
учительская задача.
2.

Критерии должны изменяться.

Если все ученики в классе освоили какое-то умение, например
«говорить чётко», то данный критерий больше не используется для оценки;
30

появляется новый, связанный с умением, которое осваивается в данный момент. Слишком
общие критерии конкретизируются.
3.

Критические замечания должны высказываться в форме совета.

Основная цель оценки – стимулировать осмысленное обсуждение устного
сообщения или письменного текста, дружеское взаимодействие в группе, поэтому на
уроке сначала обсуждается то, что получилось хорошо, а критические замечания каждый
стремится сделать в мягкой форме. Этому надо специально обучать детей, поэтому
сначала учитель помогает формулировать «щадящие» высказывания, обращает внимание
на самые удачные, постепенно дети смогут делать это сами.
Обратная связь – ключевая цель критериального оценивания. Качественная
обратная связь обязательно показывает, что уже умеет делать ученик, какие затруднения у
него возникают и как он может с ними справиться. Обратная связь может быть
представлена в разных формах. Прежде всего это устное оценочное высказывание,
которое содержит три структурных элемента: похвалу (что получилось), замечание (что
пока не получается), совет (что сделать, чтобы получилось). Например, устное оценочное
высказывание может быть таким: «Таня, ты сегодня написала интересно про медведя,
особенно про его танец. Но ты забыла про музыкантов. Посмотри на третью картинку!
Допиши предложение в текст. А в следующий раз, чтобы не забыть, сравни картинки и
текст. В черновике отметь предложения, которые описывают картинку».
Эту форму устной оценки ученики осваивают в 1-м и 2-м классах, а затем
используют на протяжении всей начальной школы. Наряду с устным оценочным
высказыванием появляется письменная фиксация в тетради оценочных шкал или особые
фразы («кто молодец», «кому хочу дать совет»). Кроме того, ученики осваивают
оценивание с помощью

значков («плюс», «минус», «полуплюс» и др.), которые они

показывают однокласснику после его выступления. Этот тип оценивания нужно активно
использовать на уроке. Выступающий видит оценки всех одноклассников, но может сам
обратиться к тем детям, чьё обоснование оценки хочет услышать. Для оценивания устного
сообщения группы по критериям можно использовать шкалы с магнитами. Шкалы
нарисованы на доске и подписаны. Каждая шкала отражает один из критериев, по
которым идет оценивание, например, на доске может быть представлено три шкалы:
«чёткость», «ясность», «уверенность». Одна группа делает сообщение, другая группа
оценивает выступление, передвигая магниты по соответствующим шкалам. В случае
необходимости комментирует (аргументирует) свою оценку.
Поскольку взаимооценка при работе в паре, группе (этап подготовки) и при
предъявлении результатов классу – неотъемлемый элемент каждого урока, ученики
31

достаточно быстро овладевают содержанием критериев и умеют их применять. Через
некоторое время эти критерии становятся опорой для самооценки. Появляются такие
оценочные суждения по отношению к собственному действию: «Я сегодня рассказал всё
чётко, но неинтересно, слова выбрал трудные», «Рассказ про игрушку я написала лучше,
чем про город, и ничего не забыла», «Забываю ставить восклицательные знаки. Что
делать?» и т. п. Эти суждения – индикатор того, что стратегия работы в классе выбрана
верно, что у ребёнка формируется адекватная самооценка, которая побуждает его к
самостоятельному преодолению возникших трудностей.
Таким образом, введение критериального оценивания на уроках русского родного
языка в начальной школе – один из ключевых факторов, влияющих не только на
формирование устной и письменной речи младшего школьника, но и на становление
учебной самостоятельности. Для учителя, осознающего важность критериального
оценивания, ученик – это равноправный партнёр, помогающий взрослому наставнику
эффективно выстроить учебное взаимодействие, активно строящий своё обучение.
Основным видом промежуточного и итогового контроля является представление
учащимися подготовленных ими проектных заданий. Оценивается и качество выполнения
проектного задания, и представление его перед классом. Как и при оценивании других
сообщений,

при

оценивании

подготовленного

проекта

предпочтение

отдаётся

качественной доброжелательной оценке, позволяющей учащемуся при подготовке и
представлении следующего проекта учесть результаты предыдущего выступления. Такой
подход к контролю позволяет соединить усвоение содержательной части разделов
программы «Русский язык: прошлое и настоящее» и «Язык в действии» с развитием
речевых умений (устного выступления, письменной творческой работы), отрабатываемых
в разделе «Секреты речи и текста». Темы проектных заданий представлены в рабочих
программах по классам и в учебных пособиях.
Приведём примеры проектных заданий.
1-й класс
Красиво и крупно нарисуй на листе бумаги любую букву современного алфавита: у
тебя должна получиться буквица. Это может быть первая буква твоего имени, фамилии
или любая другая буква.
1-й дополнительный класс
Красиво и крупно нарисуй на листе бумаги любую букву современного алфавита: у
тебя должна получиться буквица. Это может быть первая буква твоего имени, фамилии
или любая другая буква.
2-й класс
32

–

Подготовь сообщение «Секреты семейной кухни». Расспроси маму,

бабушку или других родственников, есть ли в вашей семье какой-нибудь старинный
рецепт приготовления горячего блюда. Запиши, в чём его особенность.

–

Подготовь короткое сообщение «Музеи самоваров в России». Такие

музеи есть в Туле, в Касимове, в Городце и других городах.
3-й класс

–

Подготовь небольшое сообщение «Петровские дубы». В России растёт

несколько старинных дубов, которые называют петровскими. Сколько их? Где они
растут? Почему так называются? Есть ли ещё дубы, которым даны чьи-то имена?

–

Подготовь сообщение «Любимые места» о месте, в котором ты живёшь

или в котором тебе пришлось побывать. Напиши, чем оно знаменито и чем дорого именно
тебе.
4-й класс

–

Найди во фразеологическом словаре фразеологизмы со словами лиса,

волк и собака. Определи, какое из этих слов чаще встречается во фразеологизмах.

–

Сравни толкование двух слов в словаре В. И. Даля и современном

толковом словаре.
Оценивать выполнение представленных проектных заданий также целесообразно
по критериям, которые обсуждены с учениками и понятны им. Это могут быть такие
критерии:

–

глубина раскрытия темы проектного задания, использование знаний из

других областей;

–

доказательность представленного материала, обоснованность выводов;

–

качество оформления проектного задания, если оно выполнено письменно;

–

чёткость и ясность представления проектного задании перед классом;

–

содержательность

и

аргументированность

ответов

на

вопросы

одноклассников

–

По каждому из критериев, используемых при оценивании проектного

задания, выставляется балл. Можно использовать такой подход к выставлению баллов:
2 балла

высокий уровень

1 балл

средний уровень

0 баллов

низкий уровень

Далее баллы суммируются, и выставляется общий балл за выполнение проектного
задания. При необходимости перевода балла в школьную отметку педагог самостоятельно
33

разрабатывает шкалу перевода.
Безусловно,

большинству

первоклассников

сложно

сразу

самостоятельно

выполнять проектные задания, аналогичные приведенным, поэтому в течение первого
года обучения можно использовать и разнообразные проверочные задания, в том числе в
тестовой форме. Важно, чтобы эти задания не носили слишком формальный характер и не
приводили к заучиванию. Приведём несколько примеров таких заданий.

1. Отметь все вопросы, на которые нельзя ответить одним словом.
□

Какая сегодня погода?

□

Кто сегодня дежурит?

□

Почему важно уметь читать?

□

Как тебя зовут?

□

Как правильно заваривать чай?

2.

Выбери и ответь
х слово, которое должен выделить голосом тот, кто задаёт

вопрос. Для этого тебе нужно прочитать ответ.

–

Что это за зверь воет за окном?

–

Это не зверь, это же ветер!

□

это

□

зверь

□

ветер

3.

Соотнеси названия построек и их описания.
дворец

царский,

изба

великолепный деревенская,

терем

тесная каменные,

палаты

просторные княжеский,
высокий

В последующих классах также можно использовать разнообразные проверочные
задания, чётко осознавая, что важно не допускать формального подхода, провоцирующего
учащихся на механическое запоминание определённых фрагментов учебного пособия.

34

Средства обучения
Нормативные документы

1.

Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов

Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ).

2.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации».

3.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в

статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

4.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября

2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного

стандарта

начального

общего

образования» (в

редакции

приказа

Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г.
№ 1576).

5.

Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для

образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования.
Режим доступа: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya- programma-po-uchebnomu-predmeturusskij-rodnoj-yazyk-dlya-obrazovatelnyh-

organizatsij-realizuyushhih-programmy-nachalnogo-

obshhego-obrazovaniya
Учебно-методическая литература

1. Русский родной язык. 1 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О.
М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2020

2. Русский родной язык. 2 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О.
М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2020.

3. Русский родной язык. 3 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О.
М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2020.

4. Русский родной язык. 4 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О.
М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2020.
Интернет-ресурсы
Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny
Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop
Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru Какие бывают словари.
URL: http://gramota.ru/slovari/types
Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru Культура
письменной речи. URL: http://gramma.ru

Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs Обучающий корпус
русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/search- school.html
Издательский

дом

«Первое

сентября».

Журнал

«Русский

язык».

URL:

http://rus.1september.ru
Портал «Словари.ру». URL: http://slovari.ru
Православная

библиотека:

справочники,

энциклопедии,

словари.

URL:

https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki
Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru Русская речь. URL:
http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/

Русский

филологический

портал.

URL:

http://www.philology.ru
Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash Словари и
энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me
Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru Стихия:
классическая русская/советская поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya Учительская газета. URL:
http://www.ug.ru
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари,
энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm

36

Сброшюровано
37 листов

37

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».